Профориентация и методика профессиональной ориентационной работы в школе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Предмет и задачи курса
«Профориентация»
План
1. Предмет и задачи курса «Профориентация и методика профессиональной ориентационной работы в школе».
2. Знания, умения и навыки по профориентации и методике профориентационной работы с учащимися, необходимые учителю для его профессиональной деятельности.
3. Соотношение понятий: «профориентации» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение», «карьера», «профессиональный выбор». 4. «Три кита» и основные факторы выбора профессии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. – 192с.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 512с.
4. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2006. – 496с.
5. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов 3.С., Бухалов В.И.
Профессиональная ориентация учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 223с.
6. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Чистякова Светлана Николаевна. – М.: Академия, 2005. – 128с.
_____________________________________________________________________________
В профориентации традиционно выделяют следующие Направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. «Профориентация» — очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех», на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
И профориентация, и профконсультация — это ориентирование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Климову).
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего; а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить следующие два принципиальных отличия:
1) «самоопределение» — понятие более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение» — это более сложное понятие (диплом «на личностность», по крайней мере, психически здоровым пока еще людям не выдают);
2) профессиональное самоопределение больше зависит от в них (благоприятных) условий, а личностное самоопределение — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов и счастья», с застывшими улыбками (когда всем положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, не понятных для обывателя проблем. Для таких благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития.
При этом у таких людей — истинных героев — появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т. п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху от благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то формализовать психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).
Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация вообще называется «психологией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу — это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель...). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.
Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: Успешная карьера — это не Счастливая Случайность. Постарайтесь не попадаться на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих Вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники — коллеги .. ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда (Берг В., 1998, с. 6).
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е. И. Головахе) — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого рею и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж.Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов.
4. Е.А. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии: 1) учет своих желаний; 2) учет своих способностей и возможностей; 3) учет потребностей общества, потребностей рынка. Это и есть три важнейших основы – «три кита» - профориентации. Фактически опираясь на эти составляющие, можно серьезно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда, при этом не следует забывать, что и желания, и возможности и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учетом возможных изменений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся.
Хочу – интересы, склонности
Могу – уровень знаний, способности, здоровье
Надо – мир профессий, потребности в кадрах
Основные правила выбора профессии
1. Изучи как можно больше профессий
2. Изучи самого себя
3. Выбери для себя профессию, изучи ее подробно
4. Найди возможность практически попробовать свои силы в избранной профессии
5. Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор.
Для более обстоятельного размышления о конкретном профессиональном выборе Е. А. Климов предлагает использовать восемь основных факторов профессионального выбора (Климов, 1976). Для удобства эти факторы представлены в виде «восьмиугольника», а сам такой «восьмиугольник» можно использовать как практическую методику.
Е.А. Климов неоднократно говорил и писал о предпочтительности более простых методов, особенно в практической консультативной работе, заявляя, что чем более проста методика как внешнее средство профессиональной деятельности, тем большего профессионализма она требует от психолога-практика…
Данный «восьмиугольник» вполне можно использовать в индивидуальной работе с подростком. Эта схема анализа ситуации самоопределения сможет оказаться очень полезной также на этапе знакомства с клиентом, когда требуется уточнить его проблему и совместно наметить пути дальнейшей работы. Работа с «восьмиугольником» предполагает реальное взаимодействие психолога-профконсультант и клиента, те. обеспечивает настоящий диалог.