Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профилактика пожаров в учреждениях и организациях

  • 👀 444 просмотра
  • 📌 414 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профилактика пожаров в учреждениях и организациях» pdf
Лекция 5. Профилактика пожаров в учреждениях и организациях. Причины пожаров. Профилактика. Средства тушения пожаров. Правила поведения населения во время пожаров. Ежегодно в России происходит от 250 до 300 тыс. пожаров в жилых и производственных зданиях, образовательных учреждениях, в торговых помещениях и т.д., где погибают до 15 тыс. человек. Так, за 10 месяцев 2012 г. в Российской Федерации погибли в пожарах 10 тыс. человек. Пожары приводят к колоссальным материальным ущербам. За 2012 г. в Республике Башкортостан произошло 25 пожаров, унесших 215 человеческих жизней. В Стерлитамаке от огня погибло 21 чел. Пожар возникает, в основном, в результате неосторожного обращения с огнем и наличия определенных условий, а именно – горючих материалов, окислителя и источника воспламенения. По степени огнестойкости строительные материалы разделяются на горючие, трудногорючие и негорючие. К горючим материалам относятся – древесина, целлюлоза, пластмасса, битум; к трудногорючим – ДСП (древесностружечная плита) и ДВП (древесно-волокнистая плита); к негорючим – кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор. В последнее время при строительстве зданий применяются изделия из пластмассы. В большинстве случаев именно удушающий газ, выделяемый при горении пластика является основной причиной гибели людей. По масштабу и интенсивности пожары бывают: отдельные, массовые и в виде огненного шторма. Отдельные пожары – пожары в отдельном здании или сооружении. Массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Огненный шторм – устойчивый пожар, охватывающий более 90% зданий населенного пункта. К большому количеству жертв приводят пожары, возникающие в гостиницах, в общежитиях, культурно-спортивных сооружениях, торговых и образовательных учреждениях и т.д. Опасными факторами пожара, приводящими к гибели людей, являются: открытый огонь, высокая температура, токсичные продукты горения, задымленность и недостаток кислорода. Пожары в зданиях и помещениях В начале июля 2005 г. страшная трагедия разыгралась в торговом центре г. Воркуты. Погибли 25 человек, в основном женщины и дети. Причиной пожара стал умышленный поджог. Основными причинами пожаров в зданиях являются: • неосторожное обращение с огнем; • нарушение правил безопасности при пользовании газовыми приборами; электрическими и • нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся веществ; • неосторожное обращение с пиротехническими изделиями; • ремонтные работы, связанные с газо- и электросваркой; • умышленный поджог. Меры пожарной безопасности в доме, здании: • нельзя курить в помещении; • исключить возможность попадания спичек, зажигалки в руки детям; • нельзя оставлять без присмотра электро- и газовые приборы; • нельзя пользоваться самодельными и неисправными электроприборами; • нельзя включать в одну розетку два и более электроприборов большой мощности; • нельзя сушить белье над газовой плитой; • нужно быть осторожным с бенгальскими огнями, фейерверками, гирляндами; • нельзя захламлять чердаки, балкон, коридоры; • не следует хранить горючие вещества, бензин в квартире; • нельзя разогревать лаки, краски на открытом огне; • нужно следить, чтобы дети не играли с огнем в подвале, на чердаке, во дворе; • нельзя оставлять без присмотра топящуюся печь и др. Алгоритм действий при возникновении небольшого пожара в квартире, в доме: • • • • • • • • • сообщить о пожаре по телефону 01, назвав точный адрес и источник огня; вывести детей и престарелых на улицу; предупредить соседей, позвать их на помощь; отключить газ и электроэнергию; приступить к тушению пожара при помощи гибкого шланга (длина 15–20 м); горящие электроприборы (телевизор) обесточить и накрыть мокрым одеялом; охваченные пламенем занавески, шторы следует сорвать и тушить на полу; горючие жидкости (масло, краска, бензин и др.) тушить водой нельзя, так как вода способствует растеканию горячей жидкости; ни в коем случае нельзя открывать форточки и двери. Свежий поток воздуха будет способствовать усилению огня. При возникновении сильного пожара необходимо: • • • • • • • • • • срочно покинуть квартиру; помнить, что дети от страха прячутся под кроватью, в шкафах и т.д.; в задымленной квартире необходимо дышать через мокрую тряпку; двигаться к выходу прогнувшись или ползком; не в коем случае нельзя открывать окна; стараться двигаться туда, откуда дует ветер; нельзя пользоваться лифтом, т.к. он вытягивает дым; встретить пожарную машину и указать точное место возгорания; при необходимости оказать пострадавшим доврачебную помощь; вызвать скорую помощь. При возникновения пожара на лестничной площадке необходимо: • плотно закрыть дверь и заткнуть щели мокрой тряпкой; • поливать дверь водой; • создать запас воды в ванной; • выйти на балкон или встать на подоконник и подавать сигналы бедствия спасателям. Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. Ежегодно в России происходит от 250 до 300 тыс. пожаров в жилых и производственных зданиях, образовательных учреждениях, в торговых помещениях и т.д., где погибают до 15 тыс. человек. Так, за 10 месяцев 2005 г. в Российской Федерации погибли в пожарах 10 тыс. человек. Пожары приводят к колоссальным материальным ущербам. За 2004 г. в Республике Башкортостан произошло 25 пожаров, унесших 215 человеческих жизней. В Стерлитамаке от огня погибло 21 чел. 26 марта 2005 г. в Москве в 6-этажном деревянном здании торгововыставочного комплекса «Русское подворье» произошел пожар пятого класса сложности. Площадь пожара составила 3000 м2. В результате один человек погиб, один госпитализирован, одному оказана медицинская помощь на месте. Сгорело семь деревянных сооружений. Пожар возникает, в основном, в результате неосторожного обращения с огнем и наличия определенных условий, а именно – горючих материалов, окислителя и источника воспламенения. По степени огнестойкости строительные материалы разделяются на горючие, трудногорючие и негорючие. К горючим материалам относятся – древесина, целлюлоза, пластмасса, битум; к трудногорючим – ДСП (древесно-стружечная плита) и ДВП (древесно-волокнистая плита); к негорючим – кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор. В последнее время при строительстве зданий применяются изделия из пластмассы. В большинстве случаев именно удушающий газ, выделяемый при горении пластика является основной причиной гибели людей. По масштабу и интенсивности пожары бывают: отдельные, массовые и в виде огненного шторма. Отдельные пожары – пожары в отдельном здании или сооружении. Массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25% зданий. Огненный шторм – устойчивый пожар, охватывающий более 90% зданий населенного пункта. К большому количеству жертв приводят пожары, возникающие в гостиницах, в общежитиях, культурно-спортивных сооружениях, торговых и образовательных учреждениях и т.д. Опасными факторами пожара, приводящими к гибели людей, являются: открытый огонь, высокая температура, токсичные продукты горения, задымленность и недостаток кислорода. . Пожары в организациях и учреждениях Пожары в образовательных учреждениях в основном происходят в результате небрежности с огнем или грубого нарушения учащимися и персоналом правил пожарной безопасности. В Иркутске при пожаре в школе-интернате погибли 23 школьника. Они стояли на подоконниках, решетки на окнах не смогли открыть даже пожарные. Ответственность за пожарную безопасность образовательного учреждения несут лица, назначенные приказом директора. Табличка с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, должна висеть на видном месте. Ответственные лица обязаны следить за исправностью пожарной сигнализации, систем отопления, электроустановок, знать правила использования имеющихся средств пожаротушения и уметь проводить эвакуацию учащихся и персонал. Меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях: • количество обучающихся не должно превышать расчетного количества мест, указанного в проекте; • проходы между партами должны быть не менее 50 см; • в дверях классов, аудиторий не должно быть порогов; • во время занятий нельзя запираться на замок; • на занятиях запрещается пользоваться легковоспламеняющимися предметами и взрывоопасными веществами; • в кабинетах химии, трудового обучения должны быть вытяжные шкафы; • после занятий в мастерских необходимо проводить тщательную уборку и выключить станки; • запрещается вставлять в окна учебных кабинетов решетки. Кабинеты информатики не должны быть исключением; • ширина парадной двери не должна быть уже ширины коридора; • во время учебных занятий нельзя проводить газосварочные, сантехнические работы; • в местах большого скопления обучающихся (спортзал, столовая, актовый зал и др.) должно быть два выхода; • между этажами должно быть два лестничных прохода; • нельзя загромождать коридоры старой мебелью; • на каждом этаже должен быть пожарный щит и гидранты; • учебные классы для младших школьников должны быть на первом этаже; • на первом этаже должны быть несколько аварийных выходов и их нельзя загромождать; • на видном месте должны висеть схемы эвакуации; • необходимо регулярно проводить плановые учения по эвакуации. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий: • ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, новогодних елок) являются руководители образовательных учреждений; • перед началом мероприятия руководитель должен тщательно проверить все помещение, эвакуационные пути и выходы; • на время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство работников образовательного учреждения и учащихся старших классов; • в актовом зале на окнах не должно быть решеток и стен оклеенных обоями; • для оформления декораций не должны быть использованы горючие материалы либо их следует обработать огнеупорным составом; • при проведении новогоднего вечера елка должна быть установлена на устойчивое основание и верхушка ее не должна касаться потолка; • иллюминация елки должна быть смонтирована надежно и опытным электриком. Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт; • нельзя применять для украшения елок свечи, вату, бенгальские огни, фейерверки и т.д. Алгоритм действия руководства и педагогов в случае возникновения пожара в образовательном учреждении: • позвонить в пожарную службу 01; • обесточить здание; • срочно организовать эвакуацию обучающихся и персонала; • не допустить паники; • преподаватель должен закрыть окна учебного кабинета, взять классный журнал и проводить обучающихся к выходу согласно схеме эвакуации; • если в кабинете или в коридоре задымлено, необходимо дышать через мокрую тряпку, одежду; • после эвакуации необходимо проводить перекличку обучающихся и персонала; • потерявшихся детей следует искать в темных углах, под партами, в шкафах и т.д.; • необходимо следить, чтобы обучающиеся не заходили обратно в здание; • до прибытия пожарных попытаться ликвидировать или локализовать очаг пожара (если не сильный пожар) имеющимися средствами пожаротушения; • необходимо встретить пожарную команду и дать полную информацию о пожаре. . Средства тушения пожаров Тушение пожаров подразделениями. в зданиях осуществляется противопожарными Несмотря на это каждый человек должен уметь пользоваться средствами пожаротушения. В больших многоэтажных зданиях и школах для тушения пожаров используют внутренние пожарные краны, которые расположены в шкафах на лестничных площадках, в коридорах или внутри помещения. При возникновении пожара необходимо: • • • открыть пожарный шкаф или разбить стекло двери; взять ствол и, размотав рукав, открыть гидрант (кран); тушение нужно начинать с периферии пожара. В жилых зданиях, образовательных и других учреждениях обычно для тушения применяются огнетушители ОХП-10 (огнетушитель химический пенный) и ОУ-2 (огнетушитель углекислотный). Для приведения огнетушителя ОХП-10 в действие необходимо: • поднести огнетушитель к очагу пожара; • • • • прочистить отверстия спрыска острым, тонким предметом; перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть; направить струю по краю загорания, а затем на очаг; этим огнетушителем нельзя тушить работающие электроприборы. Для приведения в действие огнетушителя ОУ-2 необходимо: • сорвать пломбу, выдернуть чеку; • направить раструб на пламя; • нажать на рычаг; • огнетушитель нужно держать в вертикальном положении и ни в коем случае не переворачивать вниз раструбом; • этим огнетушителем можно тушить и не отключенные электроприборы; • не желательно касаться руками раструба, т.к. температура может понизиться до – 70%. . Правила безопасности при пользовании газовыми приборами: • при установке газовой плиты необходимо пользоваться только услугами специалистов газовой службы; • не следует подпускать малолетних детей к газовой плите; • нельзя закрывать в кухне вентиляционные отверстия; • необходимо почаще проветривать кухню; • уходя из дома надолго, необходимо перекрыть кран подачи газа; • нельзя оставлять надолго работающие газовые приборы (отопительные котлы, колонки) без присмотра; • нельзя пользоваться газовыми плитами для отопления помещения; • нельзя пользоваться помещениями, где установлены газовые приборы, для сна и отдыха; • не следует держать возле газовой плиты легковоспламеняющиеся вещества и предметы; • не следует оставлять посуду с жидкостью над огнем без контроля; • в кухне следует устанавливать вытяжные шкафы. Алгоритм действий при обнаружении утечки газа: • • • • • • выключить газовую плиту и перекрыть газовый кран; нельзя включать и выключать электрические приборы; предупредить соседей и от них позвонить в газовую службу (04); проветрить квартиру, открыв окна (нельзя включать вытяжной шкаф); покинуть помещение; для обнаружения места утечки газа нужно пользоваться мыльной водой. При появлении запаха газа в подъезде необходимо: • • • • • • предупредить жильцов и предложить покинуть дом; предложить им дышать через мокрую тряпку; немедленно позвонить в газовую службу или ЖЭК; постараться выявить место утечки газа; необходимо распахнуть окна и двери в подъезде; в подъезде нельзя пользоваться фонариками и сотовыми телефонами. Контрольные вопросы 1. По какой причине может возникнуть пожар в квартире? 2. Назовите противопожарные мероприятия в школе. 3. Какие меры предосторожности должны соблюдаться при пользовании газом? 4. Назовите основные правила при пользовании средствами бытовой химии. 5. Алгоритмы ваших действий при возникновении пожара в квартире. 6. Перечислите обязанности руководителя учебного заведения по обеспечению безопасности учащихся и персонала от террора. 7. Назовите основные средства тушения пожара. Правила пользования ОУ – 2. 8. Какими подручными средствами можно быстро ликвидировать очаг возгорания в квартире? 9. Какие меры пожарной безопасности должны соблюдаться в образовательных учреждениях? 10. Назовите причины пожаров в образовательном учреждении. 11. Перечислите основные факторы, приведшие к трагедии на железной дороге под Уфой (ст. Улу-Теляк в 1989 г.) 12. Какие ошибочные действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе? 13. Что чаще всего мешает людям в местах их массового скопления (магазине, гостинице) успешно справиться с пожаром? 14. Какие обстоятельства могут послужить причиной возникновения пожара в доме? 15. Какие правила пожарной безопасности вы будете применять уходя из дома? 16. Что делать, если в вашей квартире начался пожар? 17. Какие средства тушения пожара вам известны? Как ими правильно пользоваться? 18. Назовите причины взрывов в жилых домах. 19. Назовите 10 основных мер пожарной безопасности в образовательных учреждениях. 20. Как должен действовать учитель, если во время урока почувствовал запах дыма?
«Профилактика пожаров в учреждениях и организациях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 39 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot