Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профилактика лесных пожаров и организация служб борьбы с пожарами

  • 👀 819 просмотров
  • 📌 757 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Профилактика лесных пожаров и организация служб борьбы с пожарами
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профилактика лесных пожаров и организация служб борьбы с пожарами» docx
7. ПРОФИЛАКТИКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ и организация служб борьбы с пожарами 7.1. Противопожарные профилактические мероприятия Противопожарное устройство лесов – это система лесоводственных и организационно-технических мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности в лесах, повышение их пожароустойчивости, на создание служб с целью предупреждения возгораний в лесах, своевременного обнаружения очагов огня и быстрого их тушения. Выделяют две группы противопожарных профилактических мероприятий: а) предупреждение возникновения лесных пожаров; б) ограничение распространения лесных пожаров и повышение пожарной устойчивости лесов. К первой группе относят следующие мероприятия. Пропагандистские. Лесопожарная пропаганда должна быть целенаправленной, оперативной, соответствовать категории населения, содержать конкретные факты. Печатные издания должны быть выразительными, привлекательными и образными. Пропаганда должна проводиться непрерывно в течение года и усиливаться в пожароопасный сезон. В первую очередь используют средства массовой информации: телевидение, радио, печать. Лекции, беседы проводят на предприятиях и в организациях, в местах лесозаготовительных и других работ в лесу, при проведении культурно-массовых и иных мероприятий на лесной территории. Темы бесед и лекций – значение леса, соблюдение пожарной безопасности в лесах, причины возникновения пожаров. К пропагандистским мероприятиям относится также публикация в местной печати заметок специалистов-лесоводов и научных работников на указанные выше темы. Издание массовым тиражом плакатов и листовок. Размещение у дорог, в наиболее посещаемых населением местах плакатов и аншлагов. Ежедневная в течение всего пожароопасного периода передача по местному радио сведений о пожарной опасности в лесах. В местной печати рекомендуется также публиковать материалы о привлечении к ответственности отдельных граждан или должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Организационные – развитие дорожно-тропиночной сети в наиболее посещаемых лесах, устройство мест для отдыха, курения, стоянок автотранспорта, кострищ с запасом дров. Костёр – одно из главных достоинств отдыха на природе. Места для отдыха должны отвечать высоким эстетическим требованиям. В первую очередь нужно использовать поляны, массивы лиственных лесов, затем – смешанные по составу, а также чистые спелые хвойные насаждения, расположенные на берегах рек и озёр. Рекомендуемые меры преследуют цели не только противопожарной профилактики, но и обеспечения удобства отдыха людей в лесу, его комфортности. Одновременно решаются задачи повышения эстетической привлекательности лесов. Эти мероприятия, как правило, согласуются с планами рекреационного устройства лесов вблизи крупных населенных пунктов. Города должны иметь благоустроенные зеленые зоны для отдыха населения, поскольку, чем выше температура воздуха летом, тем большее количество людей стремится выехать за город. Большой опыт организации зон и мест отдыха в лесах имеется на Карельском перешейке в Ленинградской области. Контрольные – контроль за соблюдением правил противопожарной безопасности в лесах. Патрулирование лесов по дорогам и на участках, наиболее посещаемых населением. При авиационном патрулировании для контроля ранее использовали звукоусилительные установки (“голос с неба”). Большую помощь при проведении контроля за соблюдением правил противопожарной безопасности в лесу и в проведении агитационно-массовой работы могут оказать школьные лесничества. Вторая группа мероприятий включает следующие меры противопожарного обустройства лесов. Снижение природной пожарной опасности лесов: - регулирование породного состава при рубках ухода, сохраняя, где это целесообразно, примесь лиственных пород в количестве 2-3 единиц; - введение в хвойные культуры, где это возможно по лесорастительным условиям, примесь деревьев ценных лиственных пород (дуб, клён, ясень, липа, берёза, серая ольха и др.), а также кустарников (желтая акация, рябина, бересклет и др.). - очистка мест рубок; - своевременное проведение санитарных рубок; - обрезка сучьев у деревьев хвойных пород (особенно вдоль дорог); - ликвидация внелесосечной захламлённости – на защитных полосах вокруг населённых пунктов, расположенных в лесах, на противопожарных барьерах, разделяющих хвойные массивы, в хвойных насаждениях, прилегающих к железным, шоссейным, грунтовым и лесовозным дорогам, территориям огнеопасных производств, а также в лесах зелёных зон. Устройство противопожарных барьеров, дорог и водоёмов, посадочных площадок для самолётов и вертолётов – для создания искусственных препятствий на пути огня и опорных линий для организации активной борьбы с лесными пожарами, обеспечения быстрой доставки в район возгорания пожарных бригад, средств тушения и запасов воды. Многообразные естественные и искусственные противопожарные барьеры в лесах можно разделить на 3 основные группы: - негоримые барьеры: водные преграды (реки, ручьи, озёра, водо- хранилища, каналы), шоссе, свежие минерализованные полосы, пашни, пески, каменистые россыпи; - барьеры низкой пожарной опасности: лесные дороги, тропы, ста-рые минерализованные полосы, просеки, участки лиственных древостоев и кустарников, пожароустойчивые опушки; - комбинированные барьеры: противопожарные разрывы с дорога- ми и минполосами; противопожарные заслоны; дороги с противопожарными каналами; лиственные древостои, разделенные минполосами. Все барьеры следует рассматривать не только как пассивные преграды огню, но и как опорные полосы при борьбе с пожарами. Единой, приемлемой для всех условий системы противопожарных барьеров в лесах не существует. Уровень противопожарного устройства лесов определяется общим уровнем ведения лесного хозяйства. Наиболее эффективными барьеры будут в том случае, когда они составляют единую замкнутую сеть, которая делит лес на отдельные блоки. Огонь, возникнув внутри какого-либо блока, не сможет проникнуть в соседние блоки, поскольку будет изолирован барьерами, лишенными наземных ЛГМ. Барьеры по границам леса и вдоль дорог препятствуют проникновению огня на лесную территорию извне. Минерализованные полосы – обработанные почвообрабатывающими орудиями линейные участки территории. Основное их назначение – препятствовать движению низового пожара или служить опорной линией для пуска отжига при борьбе с пожарами. Минполосы проводят с помощью почвообрабатывающих орудий, агрегатируемых с трактором. Минимальная ширина полосы – 1,4 м. Обычно применяется двухотвальный плуг ПКЛ-70 (ширина полосы 1,4 м), плуг ПЛП-135 (ширина полосы 2,7 м), реже – агрегат лесопожарный фрезерный АЛФ-10, полосопрокладыватель ПФ-1, сельскохозяйственные плуги, культиваторы, грунтомёты, бульдозеры. Применяется выжигание горючих материалов между параллельными минполосами. В районах авиационной охраны лесов минполосы в основном создают взрывным способом. Следует иметь в виду, что часто применяемые плуги ПКЛ-70 и ПЛП-135 создают довольно глубокие борозды (15-25 см), а слева и справа от борозд – отвалы грунта, поэтому такие полосы труднопроходимы для обычного транспорта. Минполосы следует прокладывать по границам объектов и в местах, где они не будут затруднять проезд. Нельзя прокладывать такие полосы по центру квартальных просек и противопожарных разрывов, если они должны использоваться как проезды. По квартальным просекам и другим трассам без пней минполосы создают бульдозером (в частности, используют бульдозерное оборудование ОБ-4); в этом случае после создания полосы улучшается проезд. Полосопрокладывателем ПФ-1 на базе трактора ЛХТ-55 создаётся борозда глубиной 14-22 см и шириной 1,2-1,3 м. По обеим сторонам от борозды разбрасывается грунт, и общая ширина минерализованной полосы составляет 8,6-10,7 м. Применяется полосопрокладыватель на песчаных и супесчаных почвах. Минерализованные полосы проводятся: - по границам с промышленными и жилыми объектами, располо-женными в лесу; - по границам молодняков лесных культур хвойных пород, хвойных молодняков естественного происхождения; • в хвойных массивах вдоль железных, шоссейных (по границам полос отвода), просёлочных и лесовозных дорог (рис. 7.1); Рис. 7.1. Устройство минерализованной полосы вдоль дороги - по периферии и внутри крупных хвойных массивов (при разбивке их на блоки); участки хвойных молодняков естественного происхождения и культур в защитных лесах, в первую очередь в зелёных зонах, разбивают минполосами и противопожарными дорогами на блоки площадью не более 25 га; - по границам вырубок хвойных древостоев (рис. 7.2), вокруг шта- белей древесины и мест концентрации порубочных остатков, вокруг мест хранения горюче-смазочных материалов в лесу; Рис. 7.2. Минерализованная полоса по границе вырубки - по границам хвойных лесов с сельскохозяйственными угодьями; - вокруг мест для отдыха и курения в лесах, где разрешено разведение костров; - вокруг площадок пожароопасных лесных промыслов – углежжения, смоло- и дёгтекурения, вокруг площадок складов живицы; - вокруг территорий, отведённых под буровые скважины; - вокруг деревянных мачт и столбов линий электропередач и связи. Минполоса может эффективно “работать” лишь до накопления на её поверхности нового слоя горючих материалов (лесного опада). Поэтому необходим систематический уход за минерализованными полосами. Если минполоса создана весной, уход за ней проводят осенью, а на следующий год – весной и осенью. Противопожарные разрывы – это специально созданные барьеры в лесах в виде просек различной ширины, как правило, с дорогами по ним; разрывы в виде трасс железных и автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и т.п. Разрывы в виде естественных преград для движения огня – большие озера, реки с широкими долинами, участки леса с преобладанием лиственных пород. Практика тушения крупных лесных пожаров (в том числе верховых) показала, что наличие широких разрывов (100-200 м и более) часто является единственным средством для локализации пожара и защиты от огня населённых пунктов. Однако создание большого числа широких безлесных разрывов не везде возможно и целесообразно. Следовательно, в лесах нужно иметь такие участки (полосы) территории, на которых пожар не найдет пищи для поддержания горения. Без поддержки низового огня пламя верхового пожара может продвигаться лишь на небольшое расстояние (как правило, до 80-150 м). Поэтому создают противопожарные заслоны. Противопожарные заслоны служат преградой распространения устойчивых верховых пожаров, а также опорными линиями для борьбы с пожарами. Заслоны – это комбинированные барьеры, состоящие из противопожарного разрыва в сочетании с полосами леса по обеим сторонам его, очищенными от наземных горючих материалов и расчленёнными системой минерализованных полос. Ширина заслона составляет от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Создание заслонов преследует несколько целей: а) сохранить от вырубки значительные площади леса; б) сделать насаждения заслонов практически пожаробезопасными; в) снизить затраты на устройство барьеров. За основу заслона принимается естественный или искусственный разрыв, вдоль которого, с обеих сторон от него, создаются полосы из древостоев с преобладанием лиственных пород (не менее 7 единиц в составе). Полосы создаются рубками ухода за лесом, а на вырубках – искусственным путем. Общая ширина заслона от 30 м (в хвойных молодняках) до 320 м (в средневозрастных и спелых древостоях с преобладанием хвойных пород). Если по лесорастительным условиям создание полос из древостоев с преобладанием лиственных пород невозможно, хвойные леса с каждой стороны разрыва должны быть очищены от древесного хлама, хвойного подроста и подлеска. Для создания противопожарных заслонов из сосновых древостоев высотой 7-10 м, в целях предотвращения перехода низового пожара в верховой, на высоту до 2,5 м должны быть обрезаны сухие сучья; в сосняках высотой 11-20 м – на высоту до 3 м. В сосняках высотой более 21 м обрезка сучьев не требуется, но необходимо удаление сухостоя. Параллельно границам заслона через каждые 20-30 м прокладывают минполосы. При создании просек на устройстве разрывов и заслонов используют: орудие для расчистки полос и корчёвки ОРП-2,6; клин для расчистки полос КРП-2,5А; агрегат на базе танка Т-55; большой артиллерийский тягач БАТ с клином и бульдозерным оборудованием. Противопожарные каналы прокладывают для защиты особо ценных лесных участков от перехода на них подземных пожаров с соседних площадей. Они устраиваются по периферии болот и заболоченных участков. Размеры каналов зависят от мощности торфяной залежи. Общее правило – канал по глубине должен достигать минерального грунта или уровня грунтовых вод. Параметры при работе каналокопателей – ширина по верху 1,5-2,8 м, по дну – 0,2-0,4 м, глубина 0,6-1,2 м. На мощных торфяниках каналы прокладывают экскаваторами. Противопожарные каналы требуют систематического ухода. Пожароустойчивые опушки – это лиственные или смешанные по составу насаждения (с преобладанием лиственных), расположенные по границам леса вокруг лесных посёлков, ограждающие пожароопасные массивы хвойных лесов, а также по границам хвойных массивов с сельскохозяйственными угодьями. Это полосы из кустарников и лиственных пород, шириной 15-20 м. Ширина пожароустойчивых опушек по границам леса вокруг лесных посёлков должна быть не менее 150 м. Опушки могут формироваться рубками ухода за лесом, посадкой лесных культур ценных лиственных пород или реконструкцией имеющихся древостоев. Если вокруг лесных посёлков создать опушки из лиственных пород не представляется возможным, полосу хвойного леса шириной 250-300 м необходимо очистить от хлама, валежа, подроста хвойных пород и пожароопасного подлеска. У деревьев до высоты 2 м удаляют сухие сучья; через каждые 50 м прокладывают минерализованные полосы. Изоляция лесного напочвенного покрова слоем грунта проводится в сосновых молодняках и по границам вырубок в хвойных древостоях на песчаных и супесчаных почвах. Используют агрегат лесопожарный фрезерный АЛФ-10, грунтомёт лесопожарный ГТ-3, полосопрокладыватель лесопожарный ПЛ-3, полосопрокладыватель комбинированный лесопожарный ПКЛ-5,0 или воздуходувки. Подстилку и порубочные остатки засыпают слоем песка толщиной 2-4 см на полосе шириной 4-10 м. Хвойную подстилку мульчируют песком также вдоль противопожарных разрывов, дорог и в наиболее посещаемых местах. Дороги противопожарного назначения устраивают для проезда автотранспорта к водоёмам и пожароопасным участкам. Работы по устройству таких дорог заключаются в корчёвке пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через каналы, ручьи и т.п. Противопожарные дороги обязательно должны иметь выход на дороги общего пользования. При планировании строительства дорог противопожарного назначения следует максимально использовать наличие других лесных дорог (лесохозяйственных и лесовозных), которые необходимо поддерживать в проезжем состоянии, т.е. своевременно освобождать их от упавших деревьев. Опыт показал, что для успешной борьбы с пожарами сеть дорог и водных путей транспорта должна составлять не менее 6 км на 1 тыс. га площади (в среднем на 10 лесных кварталов). Все лесные дороги необходимо использовать как основу при создании сети противопожарных барьеров; они также могут служить опорными линиями при борьбе с пожарами. Предприятия и организации, в ведении которых находятся действующие железные и автомобильные дороги (в том числе лесовозные), обязаны содержать полосы отвода вдоль дорог очищенными от валежника, древесного хлама и других легковоспламеняющихся материалов. Вдоль лесовозных дорог необходимо очищать от древесного и другого хлама полосы шириной 10 м с каждой стороны дороги. Кроме того, в хвойных насаждениях по границе полос отвода необходимо проложить две минерализованные полосы шириной 1,4 м каждая, и содержать их в течение пожароопасного сезона в очищенном состоянии. Предприятия и организации, в ведении которых находятся железные дороги широкой и узкой колеи, обязаны обеспечить тепловозы исправными искрогасителями. При IV-V классах пожарной опасности по погодным условиям эти организации обязаны организовать патрулирование на участках дорог, проходящих через лесные массивы. В случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее организовать их тушение и сообщить об этом в ближайшее лесничество. Пожарные водоёмы устраивают при отсутствии или недостаточном количестве естественных водных источников. Объём воды в водоёме в самый жаркий летний период должен быть не менее 100 м3. Водоёмы создаются по типовым проектам в местах с близким залеганием грунтовых вод и хорошим подъездом; как правило, возле дорог. При использовании для борьбы с пожарами естественных водоёмов необходимо улучшать существующие или устраивать новые подъезды для беспрепятственного забора воды. Меры противопожарного обустройства лесов также включают: - строительство наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и др.), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ); - проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов (статья 53.1 Лесного кодекса). 7.2. Пожарно-химические станции Для эффективной борьбы с пожарами в густонаселённых районах, имеющих разветвлённую сеть дорог и большие массивы хвойных лесов, создают пожарно-химические станции (ПХС), оснащённые средствами пожаротушения, транспорта и связи. ПХС организуются при лесничествах. Основная работа на ПХС осуществляется в пожароопасный период, регламентация их работы зависит от степени пожарной опасности в лесах. Станция должна располагаться у дороги, на минимальном расстоянии от наиболее пожароопасных и горимых участков, иметь устойчивую телефонную или радиосвязь со службами обнаружения пожаров. Время доставки сил и средств пожаротушения к месту пожара в районах наземной охраны лесов не должно превышать 3 часов. В лесные участки I-II классов пожарной опасности по природным условиям, особенно в хвойные молодняки (любого происхождения), доставка сил и средств тушения не должна занимать более 0,5-1 часа. Техника и лесопожарные звенья (бригады) ПХС обычно концентрируются в одном месте, но при необходимости подразделения ПХС могут размещаться в двух и более пунктах. Пожарно-химические станции должны иметь помещения для размещения команд, оборудования, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов и других машин. Существуют 3 типа ПХС: ПХС-1. Включает команду из 6-12 пожарных. Оснащена пожарной автоцистерной, трактором, лесопожарным агрегатом, переносными малогабаритными мотопомпами, торфяным стволом, зажигательными аппаратами, ранцевыми огнетушителями, огнегасящими химикатами, лёгким механическим и ручным противопожарным инвентарём, средствами связи. Станция обычно обслуживает территорию участкового лесничества. ПХС-2. Команда из 10-20 человек. 2 автоцистерны, грузовая автомашина повышенной проходимости, бульдозер и 1-2 трактора с почвообрабатывающими орудиями, лесопожарный агрегат, мотопомпы высокой производительности, противопожарный инвентарь и средства связи. Функционирует в рамках одного или нескольких смежных центральных лесничеств. Оснащение станции тракторами, бульдозерами и другой техникой позволяет проводить, кроме борьбы с пожарами, профилактические противопожарные мероприятия и дорожно-строительные работы. ПХС-3. Команда из 15-30 человек. Мощная, хорошо оснащённая станция межхозяйственного и регионального значения. Лесопожарные службы ежедневно в течение пожароопасного сезона должны быть обеспечены метеоданными. Метеостанции Росгидромета предоставляют лесничествам и авиаотделениям необходимую метеорологическую информацию на договорной основе. Эта информация представляет собой величину показателя класса пожарной опасности (КПО) или абсолютные величины метеоэлементов: температуру воздуха на 14 ч, количество выпавших осадков за прошедшие сутки и т.д. Планы тушения лесных пожаров разрабатывают органы государственной власти в пределах своих полномочий, определённых статьями 81-83 Лесного кодекса. Планы устанавливают перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на соответствующей территории, а также перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены к тушению лесных пожаров. 8. обнаружение лесных пожаров 8.1. Способы обнаружения лесных пожаров Обнаружение лесных пожаров осуществляется несколькими способами: 1) наземное патрулирование; 2) наблюдение с вышек и мачт; 3) авиационное патрулирование; 4) анализ информации, получаемой с космических аппаратов. Своевременное обнаружение лесных пожаров на ранних стадиях их развития является главным условием, определяющим успех дальнейшей борьбы с ними. Своевременность обнаружения пожаров какими-либо нормативами не определена. Однако в практике борьбы с пожарами существуют некоторые придержки. Так, в районах с интенсивным ведением лесного хозяйства своевременным считается обнаружение очага на площади до 0,01 га (круг с диаметром около 11 м); в районах, где обнаружение обеспечивается наземными и авиационными средствами – до 1 га; в районах, где обнаружение ведётся только авиацией – до 3 га. По другим придержкам, пожар, ликвидированный имеющимися силами и средствами в течение одного дня, также считается обнаруженным своевременно. Решающую роль в обнаружении лесных пожаров в густонаселённых регионах играет сеть наземных наблюдательных пунктов в сочетании с наземным патрулированием. При обнаружении лесных пожаров используют визуальные способы, а также применяют оптические приборы (бинокли, подзорные трубы, телекамеры, дальномеры). Авиапатрулирование здесь не может обеспечить непрерывное наблюдение за лесными массивами и требует значительных затрат. Наземное патрулирование осуществляется в пожароопасный период пешим, конным и моторизованным способами. Примерная норма пешего маршрута – 10-12 км в день, конного – 15-20 км, с применением авто- и мототранспорта – 50-70 км. При патрулировании в местности с развитой сетью рек и озер могут использоваться моторные лодки и катера (длина маршрута 30-40 км). Лесной патруль должен быть обеспечен средствами связи – рациями или сотовыми телефонами, моторизованный патруль – также необходимым инвентарём для быстрого тушения очагов возгораний (заправленные ранцевые огнетушители, бензопилы, топоры, лопаты и т.д.). При погоде V класса пожарной опасности, а также в лесах с преобладанием насаждений I-II классов природной пожарной опасности патрулирование должно проводиться группой (2-4 чел.), одиночное патрулирование запрещено. Это вызвано необходимостью немедленного и быстрого тушения обнаруженного очага в условиях высокой пожарной опасности. Кроме патрулирования по постоянным маршрутам, производится эпизодическое патрулирование отдельных участков леса, где работают экспедиции, лесозаготовители, или арендаторы, занимающиеся заготовкой недревесной продукции леса. В горных лесах патрулирование проводится там, где только что прошли грозы. Наблюдение со стационарных наблюдательных пунктов. До 1930-х годов наблюдательные площадки устраивали на колокольнях, крупных деревьях, на крышах лесных кордонов и т.п. Затем начали использовать стационарные наблюдательные вышки. Наблюдательные вышки были поначалу деревянными (срок службы 8-10 лет), затем – металлическими конструкциями. В настоящее время чаще используются наблюдательные мачты – сборные металлические изделия промышленного изготовления. Вышки и мачты устанавливались на местах, обеспечивающих хороший обзор местности, возможность контроля за состоянием и сохранностью наблюдательного пункта и, при необходимости, его электрификации. Пожарные наблюдательные мачты устанавливаются на растяжках, фиксирующих их положение. Для подъёма наблюдателя они оснащены лестницами или лифтами-подъемниками; в последнем случае необходима электрификация мачты. Наверху вышки или мачты устраивается павильон для наблюдателя, оснащённый устройством для пеленгации (определения координат) обнаруженного пожара, биноклем, чашечным анемометром для определения скорости ветра. В своём простейшем варианте устройство для пеленгации очага возгорания представляет градуированный азимутальный круг и визир. При наблюдении с вышек или мачт для установления координат пожара применяют 2 метода: - метод пеленгации очага пожара с одной вышки; - метод пеленгации пожара с двух вышек (метод засечек). В первом случае наблюдатель с помощью азимутального круга и визира определяет направление – азимут пожара. Расстояние до пожара определяется визуально – посредством использования предварительно намеченных ориентиров. Зная расстояние до этих ориентиров, наблюдатель может указать приблизительное местонахождение пожара. Второй метод дает более точные координаты, но здесь необходимы два наблюдателя, одновременно пеленгующих пожар с разных наблюдательных пунктов. Полученная информация передается наблюдателями по телефону или по рации в пункт приема донесений (лесничество), где координаты пожара определяются точкой пересечения пеленгов с двух соседних вышек или мачт, и принимается решение о действиях по ликвидации возгорания, с определением необходимых сил и средств тушения. Рекомендуемая высота наблюдательных вышек и мачт – 25-35 м. Оптимальное расстояние между пунктами наблюдения – 10-12 км. Площадь лесной территории, обозреваемой с одной вышки или мачты, составляет 8-15 тыс. га. В практике наиболее широко используются металлические конструкции промышленного изготовления: вышки ПН-35, мачты МПН, МПН-40. Несмотря на свою простоту, труд пожарного наблюдателя на вышке или мачте весьма утомителен, в основном из-за ограничения движений и пассивности. Вышки и мачты не используются при сильном ветре или грозовой обстановке, когда подъём человека на мачту исключён по требованиям техники безопасности. Некоторые конструкции мачт не предусматривают постоянного нахождения наблюдателя в течение дня в кабине подъёмника или на верхней площадке мачты, и наблюдение в этом случае носит периодический характер. Кроме того, боязнь высоты, присущая большей части людей, является серьёзным психологическим барьером и нередко затрудняет подбор наблюдателей на вышки и мачты. Поэтому всё чаще переходят к наблюдениям с помощью специальных телекамер, установленных на сборных, легко монтируемых мачтах, или на мачтах мобильной связи (“Билайн” и др.). Изображение транслируется на мониторы, установленные в оборудованном для оператора помещении (как правило, в конторе лесничества). Впервые телеустановки для обнаружения пожаров были применены в Ленинградской области. В 2017 г. на территории области действовали 135 цветных телекамер с высокой разрешающей способностью, которые охватывают около 98% площади лесов. Создан Региональный пункт диспетчерского управления (РПДУ), работа которого в пожароопасный период идёт в круглосуточном режиме. В результате сильной засухи 2010 г. в Ленинградской области возникло 252 лесных пожара, но общая их площадь составила всего 265 га, т.е. в среднем на один пожар пришлось около 1 га. Таких показателей в том году не было ни в одном регионе России. Для тушения возгораний не потребовалось ни самолётов-танкеров, ни вертолётов, ни тракторов и вездеходов. Задача была решена чёткой работой мобильных пожарных команд. Недостатком телеустановок является невозможность обнаружения удалённых очагов пожаров при недостаточной оптической прозрачности атмосферы, т.е. при задымлении местности или наличии тумана (дымки). В горных условиях на возвышенных участках местности с хорошим обзором устанавливают наблюдательные пункты-павильоны. Как правило, павильоны являются малоэтажными сооружениями с пристроенными к ним невысокими (3-4-метровой высоты) наблюдательными пунктами-вышками. При наблюдениях используют бинокли. При авиационном патрулировании применяются методы визуального наблюдения, а в условиях недостаточной видимости – авиадетектор “Тайга”, улавливающий инфракрасное излучение от тлеющих очагов горения или обозначающий контуры лесного пожара в зоне сильного задымления. Летчик-наблюдатель передаёт наземной службе информацию о пожаре: его координаты, вид, площадь, скорость и направление распространения (рис. 8.1). Рис. 8.1. Обнаружение очага лесного пожара с патрульного самолёта При авиапатрулировании применяют преимущественно самолёты Ан-2 (рис. 8.2), значительно реже – вертолёты (Ми-2, Ка-26). Рис. 8.2. Патрульный самолет Ан-2 На один самолёт устанавливается охраняемая площадь лесов 1-3 млн. га в зависимости от горимости лесов, т.е. количества возникающих пожаров в день и условий их развития. В нашей стране транспортные операции по доставке парашютистов и десантников чаще всего выполняют вертолёты Ми-8. Патрульные полёты в зависимости от района полётов и условий видимости проводятся на высотах 600-1500 м. В авиаотделениях, где имеются авиапожарные команды, патрулирование проводится с парашютистами или десантниками на борту, что сокращает время от обнаружения пожара до начала борьбы с огнём. Хорошо зарекомендовали себя переносные звуковещательные станции (ПЗС), используемые на летательных аппаратах. С их помощью экипаж самолёта или вертолёта предупреждает людей о соблюдении правил противопожарной безопасности в лесах при авиапатрулировании и может руководить работами по тушению лесных пожаров. “Голос с неба” в первую очередь следует применять там, где велика плотность отдыхающих в лесах. Использование ПЗС на охране лесов Карельского перешейка в Ленинградской области и лесов южного берега Крыма в 70-е годы прошлого века снизило число очагов возгораний в 5 раз. В настоящее время по причинам экономического и организационно- го характера стоимость лётного часа воздушных судов авиалесоохраны по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия многократно возросла. Кроме того, использование авиапатрулирования существенно ограничивают метеоусловия (грозовая обстановка, сильный ветер), малая продолжительность осмотра территории (1-2 полёта в день), регулярные регламентные работы (техническое обслуживание самолета). В этих условиях всё большее значение приобретает использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и космических средств. В России первый эксперимент по применению БПЛА в лесном хозяйстве осуществлён в 2006 г. специалистами ФГУ “Авиалесоохрана”. Беспилотные летательные аппараты используют для выполнения следующих операций: - проведение воздушной разведки кромки действующего крупного пожара; • информационная поддержка наземных пожарных команд при ту- шении крупных пожаров; • патрулирование участков лесного фонда и линейных объектов (линий электропередач, железных и шоссейных дорог) с целью обнаружения возгораний; • мониторинг действующих торфяных пожаров с использованием оптического и инфракрасного каналов; • осмотр и фотодокументирование состояния горельников; • оперативное инспектирование мест проведения рубок и иных хо- зяйственных мероприятий в лесах; выявление незаконных рубок; • оперативный осмотр лесных участков в лесозащитных целях; • обнаружение несанкционированных свалок бытовых и промылен- ных отходов. Обнаружение лесных пожаров из космоса. В 2005 г. создана система, позволяющая проводить мониторинг лесных пожаров в масштабах всей страны в режиме реального времени – ведомственная Информационная система дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз). Использование спутниковых снимков, метеоданных, системы грозопеленгации и ГИС-технологий позволяет формировать достоверную целостную картину пожароопасной обстановки и постоянно контролировать эффективность принятых мер по тушению лесных пожаров в субъектах федерации. Одна из особенностей ИСДМ – интеграция в одном ГИС-интерфейсе комплексной информации (картографической подложки, космических данных, метеоинформации, оперативных и архивных данных из разных источников), что обеспечивает поддержку управленческих решений. Блок мониторинга пожарной опасности основывается на космических снимках MODIS (спутники Terra и Aqua, США), но также использует и другие источники дистанционной информации. Система не является полностью открытой, часть информации предоставляется только пользователям из определенного Рослесхозом перечня, или на коммерческой основе. ИСДМ работает по следующим направлениям: • прогнозирование и мониторинг пожарной опасности; • мониторинг лесных пожаров в динамике; • оценка жизнеспособности пройденных огнём насаждений. Данные, получаемые с помощью системы, используются не только для работы аналитической группы Мониторинга пожарной опасности, но и для информационно-аналитического обеспечения Федерального агентства лесного хозяйства. В некоторых случаях сведения передаются в следственные органы в качестве доказательной базы при расследовании разного рода нарушений (например, при попытке занижения площадей лесных пожаров). Информация о лесопожарной ситуации ежедневно представляется в другие организации ( Гидрометеоцентр, Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС РФ, Центр глобального мониторинга лесных пожаров и др.). Следует отметить, что информация о лесных пожарах, поступающая в ИСДМ, ещё далека от приемлемой точности. Бортовая сканирующая аппаратура спутников, поставляющих оперативную информацию в ИСДМ, позволяет получить информацию о лесных пожарах площадью около 1 га и выше в идеальных условиях. Степень достоверности сильно зависит от облачности, задымления и других факторов, Аппаратура регистрирует не только пожары, но и блики от водной поверхности, а также скалы, каменистые россыпи, разработанные торфяники, участки леса, пораженные сибирским шелкопрядом, и другие участки земной поверхности, температура которых в жаркую сухую погоду может подняться выше порога чувствительности сканера. Алгоритм автоматического дешифрирования космических снимков пока не позволяет отсечь ложную информацию от этих участков, и она, при неопытном дешифровщике, входит в общую выгоревшую площадь. Очаги тления торфа значительно хуже выявляются дистанционными методами по сравнению с палами сухой травы или лесными пожарами. Очаг тления торфа вначале имеет небольшие размеры, и к тому же он частично изолирован от поверхности слоем несгоревшего торфа. Поэтому системы дистанционного мониторинга выявляют торфяные пожары уже на большой территории. При этом в летнюю жару возникает много ложных “термоточек”, вызванных перегревом на солнце черной поверхности торфа на действующих торфяных разработках и на торфяных гарях. В любом случае остается часть торфяных пожаров, которые невозможно выявить стандартными дистанционными методами. Эти пожары выявляются только при использовании космических снимков высокого разрешения, авиационном или наземном обследовании. Известно, что грозы являются вторым после человека источником возникновения лесных пожаров. После гроз часто возникают множественные очаги возгораний в лесах. С момента прохождения грозы до начала лесного пожара может пройти несколько дней. Поэтому информация о молниевых разрядах позволяет прогнозировать время и координаты возможных очагов возгорания, предупреждать о них службы охраны лесов от пожаров и другие заинтересованные организации. По мнению западных специалистов, благодаря работе систем грозопеленгации в США, Канаде, Франции, Китае потери лесных ресурсов от пожаров, вызванных грозами, снизились на 70-90%. Система регистрации молниевых разрядов (СРМР) является функциональной подсистемой ИСДМ, и благодаря высокой чувствительности своих станций и большой дальности их действия (1500 км) фиксирует грозовые разряды также над сопредельными государствами и акваториями прилегающих морей (рис. 8.3). Рис. 8.3. Карта молниевых разрядов “облако-земля” за сутки (23-24 июня 2008 года) Эта радиоэлектронная система включает сеть приемных станций, каналы цифровой связи и центр сбора и обработки данных. Данные, собранные с 27 приемных станций, расположенных от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска, обрабатываются и передаются потребителям по каналам цифровой связи, в том числе и через Интернет. Кроме того, данные со всех действующих российских космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из космоса, интегрированы в систему и широко используются для мониторинга лесных пожаров. 8.2. Регламент работ по обнаружению лесных пожаров и подготовке к борьбе с ними Работа лесопожарных служб в нашей стране строится в зависимости от условий погоды и фактической горимости лесов. Ниже приведен рекомендуемый регламент работ по обнаружению лесных пожаров в дни с различными классами пожарной опасности по погодным условиям. I класс пожарной опасности по погодным условиям (леса не горят): - тренировка пожарных команд, подготовка снаряжения и пожарной техники; - авиапатрулирование и дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не проводится; - наземное патрулирование проводится лишь в местах огнеопасных работ. II класс (малая пожарная опасность): - наземное патрулирование в насаждениях I-II классов горимости по природным условиям, а также в местах массового отдыха людей (с 11 до 17 ч); - наблюдение с наземных пунктов и дежурство в пунктах приема донесений с 11 до 17 ч; - авиапатрулирование через 1-2 дня (при наличии пожаров – ежедневно один раз в день в полуденное время); пожарные команды с 11 до 17 ч находятся в местах дежурства, занимаются тренировкой, подготовкой техники и снаряжения. III класс (средняя пожарная опасность): - наземное патрулирование с 10 до 19 ч в насаждениях I-III классов горимости, а также в местах работ в лесу и наиболее посещаемых населением; - авиапатрулирование 1-2 раза в день с 10 до 17 ч; - дежурство на наблюдательных пунктах с 10 до 19 ч; - пожарные команды в полном составе с 10 до 19 ч находятся в местах дежурства, полная готовность техники и средств пожаротушения; - периодические напоминания населению по радио о необходимости осторожного обращения с огнём в лесу; - противопожарная пропаганда усиливается в выходные дни, может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков леса. IV класс (высокая пожарная опасность): - наземное патрулирование с 8 до 20 ч в насаждениях всех классов горимости, а также в местах работ, нахождения складов и других объектов в лесу, и в местах, наиболее посещаемых населением; - авиапатрулирование не менее двух раз в день по каждому маршруту; - дежурство на наблюдательных пунктах в течение светлого времени суток; - пожарные команды в полном составе в течение светлого времени суток находятся в полной готовности к выезду на пожар, полная готовность техники и средств пожаротушения; - приводятся в полную готовность резервные команды, оснащённые проверенным инвентарём и средствами транспорта; - периодические (2-3 раза в день) напоминания населению по радио и телевидению о необходимости осторожного обращения с огнём в лесу, организация таких напоминаний в пригородных поездах, автобусах, на платформах и автобусных остановках в лесных районах; - частичный запрет на посещение лесов, повсеместный запрет на разведение в лесах костров. V класс (чрезвычайная пожарная опасность): - всё внимание работников лесной охраны, лесных предприятий и организаций мобилизовано только на охрану лесов от пожаров; - в дополнение к условиям предыдущего режима привлечение для борьбы с пожарами сил и средств сторонних предприятий и организаций в соответствии с оперативным планом; - наземным командам дополнительно придаётся техника; - противопожарная пропаганда максимально усилена; - полный запрет на посещение лесов (на территории всего региона или большей его части), на дорогах в лес выставляются контрольные посты из работников лесничеств и полиции. 9. огнегасящие вещества и технические средства борьбы с лесными пожарами 9.1. Огнегасящие вещества Традиционными и экологически чистыми средствами пожаротушения в лесу являются вода и минеральный слой почвы (грунт). Водой заливают кромку огня и полосу подстилки непосредственно перед этой кромкой. Аналогичным образом поступают и при забрасывании горящей подстилки грунтом. Вместе с тем, лесная подстилка и особенно торф обладают плохой смачиваемостью. В обычном своём состоянии вода не заполняет пустот между частицами подстилки и торфа и, соответственно, не вытесняет воздуха, содержащего кислород. Способность горения сохраняется, что делает борьбу с пожаром в лесных условиях делом весьма трудоёмким. Эффективность тушения можно повысить с помощью специальных огнегасящих веществ, которые обеспечивают: - охлаждение зоны горения; - изоляцию горючего материала от кислорода воздуха; - прекращение горения в фазе пламени; - образование с горючим материалом прочных химических соединений, препятствующих доступу к нему кислорода воздуха. По своим физико-химическим свойствам огнегасящие вещества, применяемые при тушении лесных пожаров, подразделяют на 3 класса: Пена. При образовании пены создается масса пузырьков газа, за- ключённых в жидкую оболочку раствора. Пена, поданная под напором, сбивает пламя и охлаждает горючий материал, изолирует горючий материал от кислорода. Используют высокократную пену: 50-100-кратную и более. Кратность пены определяют как отношение объёма пены к объёму исходных материалов, из которых она образуется. Другой важный показатель – стойкость пены. Она оценивается временем (мин), в течение которого объём пены уменьшается на 20%. Чаще всего пену используют для создания противопожарных заградительных полос и опорных линий для последующего отжига, но эффективна работа и на кромке огня. Для создания пенных валов применяют ранцевые огнетушители. Одной зарядкой огнетушителя создаётся пенный вал шириной до 0,5 м, высотой 0,3 м, длиной до 100 м. На это требуется 10 мин, в т. ч. 5 мин на зарядку огнетушителя. За 1 ч можно создать 500-700 м заградительной полосы, что в 10 раз производительнее, чем устройство минерализованной полосы лопатой, и намного легче. Водные растворы неорганических солей. Это 15-20-процентные растворы хлористого кальция, хлористого магния, сульфата аммония, диаммоний- и моноаммонийфосфата, аммофоса. В основном это отходы производства минеральных удобрений, т.е. материалы дешёвые и экологически безопасные. Огнетушащая эффективность растворов неорганических солей в сравнении с водой выше в 1,5-2 раза. В этот класс также входят растворы смачивателей: 0,3-процентный раствор сульфанола (НП-1); 1-процентный раствор стирального порошка; 0,5-процентный раствор моющего средства (ОП-7, ОП-10), и др. Смачиватели или поверхностно-активные вещества (ПАВ) используются для снижения коэффициента поверхностного натяжения воды, при этом повышается способность воды смачивать и пропитывать горючие материалы. На жаргоне пожарных такая вода называется “мокрой”. В этот же класс входят загустители, которые применяются для повышения вязкости огнетушащей жидкости при распылении её с летательных аппаратов. Без загустителя в воздухе испаряется около 40% воды, происходят потери огнегасящего вещества. Добавление в воду загустителей делает смесь желеобразной, испарение замедляется. Время действия заградительных полос, обработанных “густой водой”, увеличивается в несколько раз по сравнению с полосами, обработанными простой водой. Твёрдые вещества. Применяются специальные порошкообразные средства, действие которых различно: охлаждение пламени и области горения вследствие затрат тепла на нагрев частиц порошка и их разложение (термолиз); разбавление горючих газов продуктами термолиза порошка; повышение гигроскопичности горючего вещества; разложение горючих материалов (до углерода и воды) при температурах меньших, чем температура их воспламенения; образование прочных химических соединений с горючим веществом. В частности, при использовании порошков на основе фосфатов аммония они разлагаются с образованием полифосфата, который образует на поверхности углей стекловидный слой, препятствующий доступу воздуха. Для работы с порошками могут применяться лесные огнетушители, в частности, огнетушитель лесной универсальный ОЛУ-16. 9.2. Технические средства пожаротушения Ранцевый лесной огнетушитель (опрыскиватель). Имеется довольно много модификаций, различающихся, в основном, вариантами создания избыточного давления для подачи струи на кромку огня: а) ручным насосом двустороннего действия; б) реакцией химического вещества; в) пороховыми газами в результате сгорания шашки в специальном газогенераторе; г) с помощью малогабаритного двигателя внутреннего сгорания. Первый, ручной, до сих пор наиболее распространенный вариант, требует от рабочего больших затрат мускульной энергии. Кроме того, работа на кромке огня осуществляется в условиях высокой температуры воздуха, создаваемой излучением пламени, задымления, напряжённой психологической обстановки. Поэтому общим правилом для создания всех других модификаций огнетушителей является максимальное облегчение работы пожарного, получение минимального отношения массы огнетушителя к массе и объёму выбрасываемой жидкости или пены. Как правило, огнетушитель состоит из переносной резиновой или металлической емкости (обычно 18-20-литровой) и ручного гидропульта с насадкой, посредством которой регулируется степень распыления струи. Наиболее распространены ранцевые лесные огнетушители РЛО-М, ОР-1, ОЛУ-16, ранец пожарный РП-18 “Ермак”. Огнетушитель ОЛУ-16 имеет ёмкость 13 л, расход раствора 2 л/мин. Струя подаётся на кромку огня под давлением 1,4 атм. Огнетушитель позволяет работать с сухим веществом (порошком), пеной или жидкостью (рис. 9.1). Время работы с порошком – 1 мин, с раствором – 7 мин. Одной заправкой прокладывается смоченная (или пенная) полоса шириной 1 м и длиной 60 м. Двое пожарных при регулярной заправке способны в течение 1 ч ликвидировать кромку огня высотой до 1 м на участке до 500 м. Ранцевое устройство пожаротушения с установкой комбинированного тушения пожаров (УКТП) “Пурга” предназначено для получения струи воздушно-механической пены или распылённой воды при тушении низового пожара и создания заградительных полос. Рис. 9.1. Тушение кромки низового пожара пеной из огнетушителя ОЛУ-16 Применение воздушно-механической пены резко повышает эффективность применения воды при тушении, поскольку объём огнетушащего средства увеличивается в 70 раз. В процессе разрушения пены она обеспечивает эффективное смачивание горючего материала и глубокое проникновение раствора в почву. Мотопомпы – обеспечивают забор воды из водного источника или резервуара и подачу струи на кромку огня под давлением, создаваемым водяным насосом. Привод насоса – от двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Имеются переносные (ручные, носимые) и более тяжёлые (возимые) модификации мотопомп. В группе переносных мотопомп выделяют плавающий вариант, который позволил отказаться от тяжёлого и неудобного для транспортировки заборного рукава и увеличить срок работы насоса за счет забора воды из верхнего, более чистого горизонта. В России, США и Канаде отдаётся предпочтение легким мотопомпам (массой 20-30 кг), но высокого давления. Это вызвано необходимостью применять мотопомпы в пересечённой местности, где воду приходится подавать на значительную высоту, и стремлением компенсировать потери давления, неизбежные при пользовании рукавами небольшого диаметра. Высокое давление обеспечивает также более мелкое распыление струи, тем самым повышается эффективность тушения при минимальном расходе воды. Из современных образцов следует отметить мотопомпу лесопожарную высоконапорную МЛВ-1М. Она имеет массу 17 кг и обеспечивает подачу воды до 180 л в 1 мин. Дальность струи до 28 м. Двигатель оснащён системой воздушно-водяного охлаждения. В комплекте с оборудованием воздушно-пенным ОВП-10 (конструкции СПбНИИЛХ) мотопомпа выбрасывает мощную пенную струю на расстояние до 20 м, что даёт возможность тушить даже верховые пожары в молодняках. Применяют также мотопомпу Спрут-3 (с двигателем Хонда), массой 22 кг, производительностью до 400 л/мин, мотопомпу лесопожарную облегчённую МЛ-1СО и др. Из возимых мотопомп следует отметить лёгкий пожарный модуль “Ермак”, укомплектованный мотопомпой НР-15 с двигателем Хонда, ёмкостью РДВ-1300, комплектом рукавов, огнетушителем РП-18; а также пожарные мотопомпы МП-10/60, МП-16/80 и др. Воздуходувки используются для сбивания пламени струёй сжатого воздуха. Из отечественных вариантов известны воздуходувки лесные пожарные ВЛП-2,5 и ВЛП-20. Воздуходувка-опрыскиватель лесопожарная “Ангара” предназначена для тушения кромки низовых пожаров воздействием мощной водно-воздушной струи или воздушно-механической пены. Почвообрабатывающие орудия для прокладки минерализованных полос должны легко и быстро присоединяться к трактору, обеспечивать надёжную минерализацию полосы без дополнительных затрат ручного труда, в наименьшей степени травмировать корневую систему и стволы деревьев, копировать неровности рельефа, быть простыми по конструкции и прочными. Помимо двухотвальных или двухдисковых лесных плугов (ПКЛ-70, ПКЛ-2,0, ПКШ-1,2, ПЛП-0,5У и др.) и бульдозеров, применяемых на тяжёлых суглинистых почвах, для прокладки минерализованных полос на лёгких незавалуненных почвах могут использоваться почвенные фрезы. Агрегат лесопожарный фрезерный АЛФ-10 – колесный трактор МТЗ-80 (МТЗ-82) с навешенной на него почвенной фрезой – прокладывает минерализованную полосу и может использоваться как грунтомёт. На лёгких почвах грунт выбрасывается на расстояние до 15 м. Скорость прокладки минполосы – 2,0-2,8 км/ч. Полосопрокладыватель фрезерный ПФ-1 с рабочим органом фрезерного типа за один проход создает борозду шириной 1,2 м и глубиной 0,2 м с выбросом грунта по обе стороны борозды на 3-4 м. Используют также тракторный грунтомёт ГТ-3. Зажигательные аппараты применяют двух типов: фитильные (АЗ-4 “Ермак”) и газогенераторные (ЗАЗ-1 и ЗАЗ-2). В первых используется горящий фитиль (рис. 9.2), вторые по принципу действия аналогичны паяльной лампе. Для доставки пожарных бригад и оборудования к месту пожара и его тушения используют: гусеничный транспортёр ГАЗ-34039-23, специальные лесопожарные агрегаты на базе автомашины (АЛК-25), тракторов (ТЛП-55, ТЛП-4, ТЛП-100) или танка (АЛТ-55). Они оснащены мотопомпами, пеналами для пожарного инвентаря, кабинами для перевозки людей. Для подвозки воды используют автоцистерны пожарные АЛП-1,0-30, АЦ-40 и др. Гусеничные модули ЛХТ-100А-12, ТЛП-4М, ТЛТ-100А, ЛПМ-2,2-10 оснащены бульдозером или клино-бульдозерным оборудованием, двухотвальным плугом, цистерной, насосом, стволом-распылителем. Они способны расчищать завалы, создавать минерализованные полосы, сбивать пламя. Используются также прицепные лесопожарные модули (МЛПП-2,5-6,5.1; МПП-2,0-10.1 и др.). Рис. 9.2. Производство отжига фитильным зажигательным аппаратом Для тушения торфяных пожаров применяют автоцистерны, с нагнетанием мотопомпами в торф растворов поверхностно-активных веществ с помощью торфяного ствола ТС-1М. Например, используют мотопомпу “Гейзер-1600П” и торфяной ствол “Гидробур”. Применяют также орудие для прокладки заградительных барьеров (щелей) в торфе ОЗТ-0,9. Для патрулирования лесов используют автомобили лесопатрульные УАЗ-3303 (“Лесник”), малый лесопатрульный пожарный комплекс МЛПК, лесопатрульный пожарный комплекс ЛПК 1,4-10ВЛ, автоцистерну лесопатрульную АЦЛ-1,0-3,0. Кроме того, для доставки пожарных команд и средств тушения применяют лесную и “обычную” технику высокой проходимости: трактора ЛХТ-100, ЛХТ-4, ТДТ-55, ТТ-4, Т-150К, К-700, МТЗ-82, автомобили ГАЗ-33021, ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др. Пожарные бригады должны иметь комплект ручного инструмента – топоры, лопаты, багры, а также бензопилы и средства связи – рации (носимые и возимые), мобильные телефоны. В зоне авиационной охраны лесов для быстрого создания минерализованных полос перспективно применение взрывчатых веществ (ВВ). Используются накладные шланговые или шнуровые заряды (на основе гексогена). Для борьбы с пожарами используют самолёты Ан-2П, Ан-26, Ил-76ТП, Бе-200ЛП, вертолёты Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ка-32. Для вертолёта МИ-8 предназначено водосливное устройство ВСУ-5А с мягкими ёмкостями разных объемов (1,8-4,5 м3), а также лесопожарное сливное высоконапорное устройство (ЛСВУ). Последнее применяется для создания заградительных полос. За 1,5 мин можно проложить полосу длиной 300-350 м, шириной 4-8 м и высотой пены 2-10 см. При использовании вертолётного водосливного устройства с УКТП “Пурга” на внешней подвеске вертолётов Ми-8 (Ми-26, Ка-32) образуется заградительная полоса из пены длиной до 1 км, шириной до 6 м.
«Профилактика лесных пожаров и организация служб борьбы с пожарами» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 141 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot