Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Профессиональное становление
личности: теоретические основы
Лекция 1 курса
«Психологическое сопровождение
профессионального становления личности»
Основные концептуальные положения
Ведущие
понятия
Профессионал
ьное
становление
Концептуальные положения
Профессиональное становление – это развитие
личности в процессе выбора профессии,
профессионального образования и подготовки, а
также продуктивного выполнения
профессиональной деятельности
Профессиональное становление – процесс
гетерохронный, в отдельные периоды наблюдаются
спады и скачки (вершинные
достижения), конфликты и кризисы в зависимости
от взаимодействия факторов индивидного,
личностного и профессионального развития.
В этом индивидуальном целостном процессе можно
выделить стадии, характеризующиеся социальной
ситуацией и ведущей деятельностью:
Стадии
- стадии оптации,
профессиональн - профессиональной подготовки,
ого становления - профессиональной адаптации,
- первичной и вторичной профессионализации
Ведущие
понятия
Вариативность
профессиональ
ного
становления
Концептуальные положения
Темп и траектория профессионального
становления вариативны и определяются
четырьмя группами факторов:
-возрастными,
-индивидуально-психологическими,
-профессионально-технологическими
- социально-экономическими
Профессиональный рост предполагает постоянное
Профессиональн обогащение направленности, компетентности и
ый рост
профессионально важных качеств, повышение
эффективности трудового функционирования
Создание условий и возможностей для
продуктивного решения задач профессионального
Психологическо развития и саморазвития
е сопровождение личности, профессионального самоопределения и
профессиональн самореализации, оказание психологической
ого становления поддержки и помощи человеку в преодолении
деструктивных тенденций личностного и
профессионального развития
Ведущие понятия Концептуальные положения
Профессиональное Самостоятельное осознанное согласование
самоопределение профессионально-психологических
возможностей человека с содержанием и
требованиями профессиональной
деятельности, а также нахождение смысла
выполняемого труда в конкретной социальноэкономической
Личностно ориентированная система
продуктивного профессионального
функционирования человека, заключающаяся
в готовности к постоянному самоизменению и
Профессиональное самореализации своих профессиональных
самосохранение
возможностей, самопроектированию и
реализации продуктивных сценариев
профессиональной жизни, преодолению
деструктивных вариантов профессионального
развития и карьеры
Ведущие понятия
Концептуальные положения
Количественные (кумулятивные) и
качественные (инновационные) изменения в
Деструкции
процессе профессионализации
профессионализации
сопровождаются стагнацией и деформацией
личности
Ускорение профессионального роста путем
активизации потенциала ичности, проявление
Профессиональная
сверхнормативной профессиональной
самоактуализация
активности, а также участие в разного рода
развивающих психотехнологиях
Вхождение в профессию и ее освоение
сопровождаются профессиональной
социализацией: нахождением своего места в
Профессиональная профессиональной стратификации, выработкой
профессионального
социализация
менталитета, формированием ролевого
поведения и профессиональной
идентификации
• Психологическое сопровождение
профессионального становления личности –
составная часть профессионального
образования, заключающаяся в психологической
помощи в преодолении трудностей
профессиональной жизни, коррекции
деструктивных тенденций развития (кризисов,
стагнации, конфликтов, деформаций),
повышении адаптированности работника к
социально-экономическим и технологическим
изменениям, развитии у него позитивной
профессиональной перспективы
Методология. Б.Г. Ананьев
С одной
стороны….
• Возрастающая по
масштабам и
уровням
интеграция…
Развитие
личности
С другой
стороны…
• Возрастающая
дифференциация ее
психофизиол. ff,
процессов,
состояний и
свойств….
Теоретические основы концепции
профессионального становления
личности
Отечественные исследователи
• К.С. Альбуханова-Славская
• Б.Г. Ананьев
• А.Г. Асмолов
• Б.Ф. Ломов
• В.Д. Шадриков
• Е.А. Климов
• Т.В. Кудрявцева
• А.К. Маркова
• Л.М. Митина
• Н.С. Пряжников.
• С.Н. Чистякова и др.
Зарубежные исследователи
• А. Маслоу
• Дж. Холланд
Методологические положения:
профессиональное становление личности имеет историческую и
социокультурную обусловленность;
ядром профессионального становления является развитие личности
в процессе профессионального обучения, освоения профессии и
выполнения профессиональной деятельности;
процесс профессионального становления личности индивидуально
своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить
качественные особенности и закономерности;
профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать
себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации;
индивидуальная траектория профессиональной жизни человека
определяется нормативными и ненормативными
событиями, случайными обстоятельствами, а также
иррациональными влечениями человека;
знание психологических особенностей профессионального
развития позволяет человеку осознанно проектировать свою
профессиональную биографию, строить, творить свою историю.
Профессиональное становление личности
• Становление – процесс прогрессивного изменения
личности под влиянием социальных воздействий,
профессиональной деятельности и собственной
активности, направленной на
самосовершенствование и самоосуществление.
• Профессиональное становление – движение
личности в пространстве и времени
профессионального труда. Это часть онтогенеза
человека с начала формирования
профессиональных намерений до окончания
активной профессиональной деятельности.
• Профессиональное становление – развитие
личности в процессе выбора профессии,
профессионального образования, подготовки и
выполнения профессиональной деятельности.
Целостный процесс профессионального
становления имеет стадии, переход от одной
стадии к другой сопровождается
нормативными кризисами. Темп и траектория
профессионального становления вариативны и
определяются тремя группами факторов:
возрастными, индивидуальнопсихологическими и технологическими.
Профессиональная деятельность – это социально значимая
деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и
навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В
зависимости от содержания труда(предмета, цели, средств, способов и
условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих
видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии.
Профессия – социально ценная область приложения физических и духовных сил
человека,
позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для
существования и развития.
Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения
профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к
становлению личности как специалиста и профессионала.
Специалист – это профессионально компетентный работник, обладающий
необходимыми для качественного и производительного выполнения труда
знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем
деятельности.
Профессионал – работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта
также определенной компетенцией, способностью к
самоорганизации, ответственностью и профессиональной
надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать
задачу и найти способ ее решения. Профессионалы составляют основу
партиципаторной организационной структуры
предприятия, учреждения, нацеленной на развитие.
Профессиональное самоопределение
• уменьшение неопределенности
представлений о будущем, а не установка
границ/пределов
• Активный поиск возможностей развития
• Не однократный акт, а постоянно
чередующиеся выборы
• Профессиональное
самоопределение –
деятельность человека,
обретающая то или иное
содержание в зависимости от
этапа его развития как субъекта
труда.
Историческая обусловленность
профессионального становления
Свободы выбора
профессии нет (до 20
в.)
20-е гг 20 в.
Рост производства,
проблема проф.
Выбора и подготовки
70-е гг 20 в. –
взаимодействие
личности и
профессии
Детерминация профессионального становления
личности
• Противоречия как движущие силы проф.
становления:
1) между личностью и внешними условиями
жизнедеятельности;
2) внутриличностные: противоречие между
сложившимися свойствами, качествами личности и
объективными требованиями профессиональной
деятельности.
Развитие
стадиальное
функциональное
Модели становления профессиональной
деятельности:
адаптивная модель, при которой в самосознании
человека доминирует тенденция к подчинению
профессионального труда внешним обстоятельствам в
виде выполнения предписаний, алгоритмов решения
профессиональных задач, правил, норм;
модель профессионального развития, которая
характеризуется способностью личности выйти за
пределы сложившейся практики, превратить свою
деятельность в предмет практического преобразования
и тем самым преодолеть пределы своих
профессиональных возможностей.
Сценарии проф. становления
1. Плавное,
бесконфликтное и
бескризисное
профессиональное
становление в рамках
одной профессии.
2.Ускоренное развитие на
начальных стадиях
становления с
последующими стагнацией
и спадом. Реализуется, как
правило, также в рамках
одной профессии.
3.Ступенчатое, скачкообразное
личностное и профессиональное
развитие, приводящее к вершинным
достижениям(не обязательно в рамках
одной профессии) и
сопровождающееся кризисами и
конфликтами профессионального
становления.
Взаимодействие индивидного, личностного
и профессионального развития человека
• 1.
3.
П
Л
2.
4.
П
Л
И
И