Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. Тема 4-5. Профессионально-значимые качества личности педагога
План
Профессионально-значимые качества «идеального» учителя в отечественной психолого-педагогической традиции
Психологические качества педагогов – инноваторов
Взгляды зарубежных исследователей на образ «эффективного учителя»
Профессионально-значимые качества «идеального» учителя в отечественной психолого-педагогической традиции
Выбирая наиболее значимые характеристики личности учителя, мы придерживались мнения о том, что необходимо исходить из ядерных составляющих личности. Определение личности в психологическом словаре: личность «характеризуется
1) активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.) ;
2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека;
3) обладает самосознанием… личность выступает как его «Я» (идентичность), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ «Я» представляет собой то, каким видит себя индивид в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел»
В.С. Библер, российский философ в продолжение описанной традиции полагал, что основное современное определение, на котором выстраивается ядерное образование педагогической личности, – это самоактуализирующаяся личность, – «нерешенное ядро» которой способно самоопределить (и переменить) собственную судьбу, собственный характер. Педагог, стоящий на принципах самоактуализации, оценивает себя как способного и достойного уважения. Он энтузиаст в своем деле, верит в своих учеников, проявляет подлинные эмоции, способен к эмпатии, укрепляет самоуважение учащихся. Его поведение отличает психическое здоровье, он мыслит реально и конкретно, он демократичен, автономен, спонтанен и способен к творчеству. Подобный образ может предлагаться как Я – идеальное – педагогическое (А. Маслоу).
Однако личность самоактуализирующегося педагога не может быть некоим образом нормирована. Поэтому к квалификационному анализу могут быть предложены только развернутые в деятельности педагога его педагогические способности и педагогический стиль общения, которые помогут обеспечить высокий профессионализм и развивающий эффект обучающей ситуации.
Бабанский объединил выделенные им необходимые качества педагога в три группы:
1) личностные качества,
2) качества, связанные с обучающей деятельностью,
3) качества, связанные с воспитательной работой учителя.
Он же определил базовые личностные качества так: потребность в педагогической деятельности – работе с людьми; идейно политический и культурный кругозор, настойчивость в работе; педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового, педагогический такт; требовательность к себе и другим.
Педагог Ю.Н. Кулюткин в своей работе «Моделирование педагогических ситуаций» выделяет три группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость:
1) способность понимать внутренний мир другого человека,
2) способность к активному воздействию на ученика,
3) эмоциональная устойчивость, то есть способность «владеть собой» .
Группа исследователей под руководством Исачевой Н.Д., проведя опрос педагогов /140 чел./ и учащихся шести общеобразовательных школ г. Тулы / всего 22 класса/, выявили следующую картину. Совершенно необходимыми качествами педагога, с точки зрения учеников, являются:
• хорошее знание предмета
• справедливость,
• общительность,
• выдержка,
• творческий подход к работе,
• тактичность,
• отзывчивость,
• самокритичность,
• эрудиция.
К несущественным качествам педагога учащиеся отнесли одно: строгость.
Вот некоторые штрихи к портрету реального учителя, нарисованного детьми: чаще всего учащиеся сталкиваются с раздражительностью (57%), несправедливостью (52,8 %), грубостью (30,3 %) , мстительностью, высокомерием.
Учителя же отмечают проявление этих качеств у своих коллег значительно реже, за исключением раздражительности (56%). У себя учителя считают наиболее ярко проявляющимся: честность (56,2%), справедливость (54,5 %), отзывчивость, дисциплинированность.
Вывод из исследования очевиден: несовподение представлений о значимых личностных качествах педагогов о себе и учащихся о них.
Обширную картину представлений о профессионально-значимых качествах педагога дал исследователь К.М. Левитан. К качествам личности он относит не только черты характера педагога, но и его профессиональные позиции – систему мотивов, форм и способов профессионально-ролевого поведения учителя.
На основе опроса 675 респондентов (200 учителей средних школ, 210 студентов педагогического института и 265 учащихся старших классов) им была составлена шкала профессионально-значимых качеств личности учителя, которую он выстроил по степени значимости представленных респондентами качеств.
Его иерархия 26 профессионально-значимых черт личности педагога выглядит так:
• высокий уровень владения преподаваемым предметом
• умение преподавать знания и навыки учащимся
• требовательность
• умение заинтересовать школьников изучением своего предмета
• общая эрудиция
• доброжелательность
• педагогический такт
• умение организовать интересный урок
• любовь к профессии
• терпение и настойчивость
• понимание детей
• любовь к детям
• справедливость
• стремление к самосовершенствованию
• чувство юмора
• умение использовать ТСО
• принципиальность
• общительность
• хорошая дикция
• трудолюбие
• уравновешенность
• артистичность
• музыкальные способности
• умение организовать внеклассную работу
• эмоциональность
• добросовестность.
Свой анализ Левитан заканчивает выводом: «Названный набор профессионально-значимых качеств возможен только у «идеального» педагога. В реальной жизни следует использовать сильные стороны своей личности».
Психологические качества педагогов - инноваторов
Психолог Ф.М. Юсупов представляет результаты диагностики профессионально-значимых качеств педагогов профтехучилищ. Предметом исследования были определены потенциально-значимые психологические качества педагогов, необходимые для выполнения ими инновационной деятельности. Для эксперимента психологами по специальным методикам были отобраны две группы преподавателей, первую из которых Юсупов определил как педагоги-новаторы (15 человек), а вторую как педагоги-консерваторы (14 человек). Автором для исследования личностных характеристик был использован специально подобранный блок психологических методик, в который вошли психодиагностический тест В.В. Мельникова и Л.Г. Ямпольского, личностный опросник MPJ (Айзенка), методика определения локализации контроля волевого действия и др.
В результате проведенного исследования психологами были выделены два блока качеств черт личности. В первый блок вошли качества, которые являются типичными для преподавателей обеих групп - «низкая расторможенность» или, иначе говоря:
• повышенная сдержанность и высокий самоконтроль;
• значительная социализированность, склонность к принятию социальных норм;
• относительно высокая совестливость, то есть внутренняя установка;
• безоговорочное соблюдение существующих моральных норм.
Говоря о качествах, отличающих педагогов двух групп, автор к качествам, необходимым для выполнения инновационной деятельности, были отнесены такие черты:
• достаточный оптимизм,
• вера в успех даже в сложной, критической ситуации,
• пониженная эмоциональная утонченность, исключающая чрезмерную реактивность в отношении этически мало приемлемых поступков окружающих и тем самым дающая возможность сохранить душевное равновесие в нелегких условиях педагогической работы,
• высокий уровень локализации волевого контроля.
С позиции родителей как субъектов образовательного процесса, современный педагог в качестве классного руководителя/куратора должен знать возможности учащегося, уметь успокоить субъекта образовательного процесса, ободрить, вселить надежду, демонстрировать при этом культуру речи, выдержку, терпение, проявлять требовательность, когда необходимо, и при этом быть доброжелательным, проявлять уважение и тактичность по отношению к родителям, располагать высокой эрудицией, опрятным видом и приятной манерой поведения.
С позиции администраторов как субъектов образовательного процесса, современный педагог как куратор должен:
• точно определять способности учащихся и уметь ладить с ними,
• быть справедливым, чутким, обязательным человеком,
• уметь воодушевлять, объяснять, давать разумные советы, чувствовать настроение, выслушивать мнения,
• знать сильные и слабые стороны учащихся,
• при этом быть добрым, отзывчивым, требовательным и многое другое.
Суммируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Образ «идеального педагога» хотя и лишился в последние десятилетия идеологической подоплеки, но продолжает возлагать на плечи рядового педагога огромный груз обязанностей и требований, предъявляемых системой образования к его личности.
2. Педагог по-прежнему видится обществу как человек с заданными «сверху» свойствами: он не имеет права на ошибки, он должен сдерживать и контролировать свои и чужие эмоции и соответствовать внешнему «общепринятому» гуманистическому идеалу.
3. К наиболее устойчивым, профессионально-значимым характеристикам педагога исследователи относят следующие качества: настойчивость, требовательность к себе и другим, совершенное знание своего предмета, педагогический такт, волевой самоконтроль, повышенное чувство долга, мужественность, деловитость, отзывчивость.
Взгляды зарубежных исследователей на образ «эффективного» педагога
Российские ученые в поисках истины все чаще обращаются к опыту зарубежной педагогики и психологии, интегрируя и совмещая в своих работах самые различные направления передовой психолого-педагогической мысли. Какие же идеалы и ценности в требованиях к личности педагога может предложить нам западная культура?
Так, Дон Гамачек еще в последней четверти ХХ века обобщил ряд исследований, посвященных эффективности деятельности «хорошего педагога».
1. Общая характеристика личности. Гуманен в прямом смысле слова. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен на эмпатию, легко налаживает контакт как с аудиторией в целом, так и с отдельными учащимися.
2. Поведение. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от требований ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Устанавливает четкие процедуры проверки знаний, при этом демонстрируя желание помочь в учении. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее «неформален», чем официален, в общении проявляет рефлексирующее отношение к учащимся.
3. Восприятие самого себя. Характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя.
4. Восприятие других людей. В основном склонен к положительному восприятию других (учащихся, коллег, руководства), считает их людьми, настроенными в целом дружелюбно, как индивидов, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки.
Согласно исследователю В. Штерну, «эффективный» педагог должен быть зрелой личностью, стремиться к личностному росту и самореализации. Он определяет зрелую личность как целенаправленно и сознательно действующую целостность, в большей степени процесс, чем результат развития, движущими силами которого являются её три структурные особенности: рост, дифференциация, преобразование.
1. «Рост» – способность личности в течение жизни увеличивать количество и разнообразие жизненных событий, содержаний и форм активности переживаний.
2. «Дифференциация» – способность личности развиваться от состояния исходной неясности и диффузности к большей структурированности переживаний и качеств, большей внутренней дифференцировки.
3. «Преобразование» – способность личности проходить в своем развитии ряд качественно различных, но внутренне обусловленных этапов.
Таким образом, зарубежные исследователи полагают, что «эффективный» педагог – это не идеальная, а саморазвивающаяся личность. И это человек в большей мере способствующий индивидуальному развитию и обучению, специалист, формирующий и направляющий свою и другого личность. Западный «эффективный» педагог может позволить принимать себя таким, какой он есть, быть спонтанным, жизнерадостным, стремиться к автономии и творческому самовыражению; из многообразия целей и ценностей он выбирает те, которые считает более оптимальными для собственной реализации.
В целом следует отметить, что среди работ как отечественных так и зарубежных специалистов в области педагогической психологии мы выделили труды, написанные еще в конце ХХ – начале ХХ I в., так как именно их влияние могло закрепиться в сознании современного сообщества в своих требованиях именно к личности педагога. Но очевидно , что при сопоставлении взглядов отечественных и западных исследователей в анализе профессионально необходимых качеств личности педагога очевидно различие.
Так, у субъектов отечественного образования востребован «идеальный» образ педагога с набором инструментальных качеств личности: требовательность, настойчивость, выдержка, терпение, сдержанность, волевой контроль. Отечественный педагог, воспитанный в духе традиционных ценностей, должен постоянно доказывать свои «идеальные» качества самоотверженным трудом, без права признания на самоактуализацию и личностный рост в соответствии с особенностями своей индивидуальности в профессиональной деятельности.
Но в современной психолого-педагогической литературе прослеживаются тенденции различать требования к личности педагогов общего образования (где по-прежнему сильны традиционные требования «идеальной» личности) и педагогов профессионального образования, где в большей степени заметное влияние оказали зарубежные концепции развития личности – требования к зрелости Я-концепции, сформированности и интеграции идентичности как ядерного образования личности и к саморазвитию педагога.
Источники
1. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. – СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
2. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Текст] : Учеб. пособие для вузов: Рекомендовано УМО / Е. А. Климов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, Академия, 2004. – 240 с.
3. Сорокоумова, Е. А. Педагогическая психология : учебное пособие для академического бакалавриата — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438688 Глава 3. Педагог в процессе инновационного обучения