Профессионализм и мастерство педагога
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Профессионализм и мастерство педагога
Профессионализм и мастерство педагога во все времена способствовали общественному развитию и прогрессу. Их роль особенно возрастает в век всё увеличивающегося потока информации, темпа жизни, дефицита времени, быстро меняющихся технологий, когда педагог из передатчика информации должен превращаться в организатора познавательной деятельности обучаемых, когда он овладевает «технологиями обучения учащегося самопознанию, саморазвитию, самоутверждению на пути овладения вершинами профессионализма деятельности, вершинами современной гуманистической культуры», - отмечает Н.В. Кузьмина - автор теории совершенствования педагогического мастерства, руководитель системных исследований по этой проблеме.
При анализе влияния роста профессионализма и мастерства педагогов на повышение уровня подготовки специалистов в условиях подготовки по инновационным технологиям автор опирается на разработанную Н.В. Кузьминой теорию совершенствования педагогической деятельности, а также на теорию и методику профессионального педагогического самообразования Г.М.Коджаспировой. В соответствии с теорией Н.В. Кузьминой осуществляется достижение вершин профессиональной деятельности. Её профессионализм обеспечивается за счёт развития таких личностных качеств педагога, как педагогическая направленность, уровень развития педагогических способностей и структура компетентности. Под направленностью рассматриваются в первую очередь свойства личности, обусловленные потребностью в достижении того или иного результата. Что касается результатов педагогической деятельности, то к ним относятся те психические новообразования в личности-индивидуальности учителя, которые формируются средствами учебного предмета и обеспечивают ему продуктивное развитие в последующей педагогической системе, в самостоятельной профессиональной деятельности, в жизни.
Структура педагогических способностей включает перцептивно-рефлексивные, гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские. Они обеспечивают успешность и продуктивность педагогической деятельности в сочетании с общими (наблюдательность, речь, мышление, воображение), специальными (математические, физические и пр.) и техническими способностями.
Неотъемлемым качеством профессионализма педагога является его компетентность: социально-педагогическая, коммуникативная и профессионально-педагогическая. Структура последней включает специально-педагогическую, методическую, социально-педагогическую, дифференциально-психологическую и аутопсихологическую компетентность. Таким образом, высокий уровень компетентности педагога определяется системой знаний предмета, методики его преподавания, психологии обучения предмету, возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Исследованиями Н.В. Кузьминой установлено, что достижение профессионализма в педагогической деятельности связано с умением педагога разрабатывать три группы продуктивных психолого-педагогических технологий: технологий исследования (ТИ), технологий конструирования (ТК) и технологий взаимодействия (ТВ).
Технологии исследования при этом способствуют накоплению знаний педагога (информационного фонда) о своих учащихся, их сильных и слабых сторонах, мотивах, направленности, способностях, системе отношений, чтобы, опираясь на эти знания, строить две другие технологии, строить стратегию педагогического воздействия и взаимодействия, обеспечивающую профессиональное становление выпускника школы.
Технологии конструирования, в свою очередь, включают конструирование учебного процесса, учебного предмета, учебной информации, в том числе и процессов самовоспитания и саморазвития учащихся.
Технологии взаимодействия направлены на установление педагогически целесообразных отношений между учителями и учениками, организацию активной и эффективной познавательной деятельности учащихся, обучение их контролю и самоконтролю знаний, стимулирование активной самостоятельной деятельности учащихся.
Проанализируем влияние факторов, определяющих профессионализм педагогов, связанных с эффективностью и успешностью учебной деятельности учащихся.
Какова же связь между профессионализмом учителя и функционированием пяти подструктур учебной деятельности учащихся? Эффективность этого поиска, естественно, зависит от различных способностей и компетентности учителя. Так, высокоразвитые перцептивно-рефлексивные способности, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентность позволяют педагогу (за минимально короткий срок) установить с учащимися отношения сотрудничества, которые обычно способствуют хорошему эмоциональному состоянию и активной познавательной деятельности учащегося, по возможности приблизить стиль обучения к стилю восприятия и переработки учебной информации учащимся, что значительно повышает эффективность познания, качество обучения.
Учитель с высокоразвитыми гностическими, проектировочными, конструктивными и организаторскими способностями, общими и специальными формирует, как правило, в учебном процессе такие же способности у учащихся, что обеспечивает оптимальное поведение обучаемых, т.е. умение управлять и регулировать свою деятельность, поведение и общение, проектировать их и контролировать.
Высокоразвитые общие, специальные, технические, конструктивные, организаторские способности и профессионально-педагогическая компетентность позволяют педагогу так конструировать учебный процесс, учебный предмет, учебную информацию и так организовывать познавательную деятельность учащихся, что значительно повышает её эффективность. Под эффективностью понимается достижение результатов за минимальное время и с минимальными энергетическими затратами. Кроме того, достигается успех, формируется система знаний, развивается интеллект и психика учащихся в целом, а также обеспечивается качество обучения, качество подготовки учащихся в школе. Последнее связано со способностями педагогов разрабатывать технологии и методы обучения, реализующие в учебном процессе педагогические принципы развития личности, основные психологические концепции обучения и формирования психологической готовности к выбору профессии учащимися, а также учитывающие индивидуально-психологические особенности учащихся.
На наш взгляд, профессионализм педагога проявляется ещё и в создании им учебников и учебных пособий, помогающих учащимся в эффективном освоении той или иной дисциплины вследствие того, что при конструировании учебника педагогом учитываются особенности восприятия и переработки информации. Это в свою очередь содействует повышению уровня обученности учащегося и развитию его способностей к обучению, к самостоятельному поиску знаний.
В целом профессионализм педагога оказывает большое влияние на технологии и методы обучения, а через них и на качество подготовки учащихся в школе.
Литература
Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961.
Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
Кузьмина Н.В. Методы исследований педагогической деятельности. Л., 1970.
Кузьмина Н.В. Методика проведения спецсеминара // Учебно-воспитательная работа кафедр педагогики и психологии в педагогических вузах. М., 1975.
Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989.