Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектная деятельность в ДОО

  • 👀 243 просмотра
  • 📌 201 загрузка
  • 🏢️ МПАДО
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектная деятельность в ДОО» pdf
Проектная деятельность в ДОО Преподаватель МПАДО Лидия Владимировна Курова Джон Дьюи (1859-1952) Принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения. Метод проектов • Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников. • Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий. • Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога. Уильям Херд Килпатрик (1871-1965) Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Виды проектов • созидательный (производительный); • потребительский (изготовление предметов); • проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения); • проект-упражнение. Антон Семёнович Макаренко (1888 -1939) Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934) Основные компоненты метода проектов: 1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом; 2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка); 3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания); 4) упражнения, дающие для ребенка навыки. Мария Васильевна Крупенина (1892-1950) Этапы проектов: 1. Постановка задачи. 2. Разработка самого проекта принятого задания. 3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии. 4. Непосредственная трудовая деятельность. 5. Учет проделанной работы. Классификация проектов российскими учеными: • по составу участников — коллективные или индивидуальные; • по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные; • по срокам реализации — большие и малые. Мирза Исмаилович Махмутов (1926 – 2008) Исаак Яковлевич Лернер (1917-1996 ) «Проект» (лат.) – «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. • Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта. • Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. • Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Особенности проектной деятельности в ДОО 1. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. 2. Проект предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители; предполагает участие социальных партнеров. 3. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. 4. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности. 5. Создание развивающей предметно пространственной среды в группе (документы, книги, различные предметы, энциклопедии, мини-музей, выставки и т.д.). Виды проектной деятельности 1. По предметно-содержательной области: - Монопроекты (содержание ограничивается рамками одной образовательной области) - Интегрированные проекты (несколько образовательных областей) 2. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые. 3. По длительности реализации: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. Виды проектов в практике ДОО (Л. С. Киселёва) По характеру доминирующей в проекте детской деятельности: • творческо-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы; • исследовательско-творческие: дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем результаты оформляют в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам эксперимента; • информационно-практические: дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни); • творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры). Главные характеристики проекта (А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Наличие общей темы. Личная значимость темы и конечного продукта для детей. Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Разные формы организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Включение детей в разные виды детской деятельности в процессе реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения, продуктивной). Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта. Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми. Виды проектной деятельности (Н.Е. Веракса) • Творческая: создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Долгосрочный проект. • Исследовательская: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. • Нормативная: Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие. Отличительные признаки проектов в зависимости от возраста детей • В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серию образовательных ситуаций, объединенных одной темой. Проекты должны предполагать максимальное использование наглядности, ведущая роль принадлежит воспитателю. • В средней группе проекты отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания: они ориентированы на познание строения, свойства, качеств предметов и объектов. Предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий парами или подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов. • В старшем дошкольном возрасте проекты характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Возможно использование проектов различных типов (по содержанию и детской деятельности): творческоигровых, информационно-практических, исследовательских, продуктивнотворческих. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 1. Постановка цели проекта. 2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, старший воспитатель обсуждают план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление паспорта проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8. Проектирование развивающей предметно пространственной среды. Паспорт проекта Полное название проекта: Автор проекта: Продолжительность проекта: Вид проекта: Участники проекта: Проблема: Цель: Задачи: • Для детей: (образовательные, развивающие, воспитательные) • Для педагогов: • Для родителей: Предполагаемый результат: • Для детей: • Для педагогов: • Для родителей: Интеграция образовательных областей: Участие специалистов ДОУ: Продукт проектной деятельности: Форма проведения итогового мероприятия: Этапы проектной деятельности: (план-схема проекта) Этапы реализации проекта с детьми Первый этап (подготовительный): • На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. • Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи. • Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. • По теме проекта педагог предлагает детям задания. Дети вместе с родителями выбирают задание по желанию. • К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Этапы проектной деятельности Второй этап (деятельный): • Воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. • Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. • Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. • У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Третий этап (заключительный): • Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей. Именно этот этап вызывает наивысший эмоциональный накал. Варианты продуктов проектной деятельности • «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление) • Исторический альбом (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство) • Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов) • Театрализованное представление • Дидактические игры, кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская, макет • Альбом рисунков • Выставка семейных реликвий. • Театральные этюды, выпуск газет и журналов. • Выпуск стенгазеты. Карнавал. • Разработка детского кодекса. • Викторины. • Мини-музеи пр. Роль педагога в проектной деятельности Роль родителей в проектной деятельности СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
«Проектная деятельность в ДОО» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Сазонова Н.П.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot