Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Проектная деятельность
в ДОО
Преподаватель МПАДО
Лидия Владимировна Курова
Джон Дьюи (1859-1952)
Принцип свободы учения, что означает
интеллектуальную свободу детей —
способность ставить цели и осуществлять
действия, необходимые для их достижения.
Это свобода размышления,
целенаправленного наблюдения и
рассуждения.
Метод проектов
• Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт
воспитанников.
• Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей
для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения —
план работы, а затем проект как последовательность действий.
• Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным
планом, при необходимой помощи педагога.
Уильям Херд Килпатрик (1871-1965)
Проектом является любая
деятельность, выполненная
«от всего сердца», с высокой
степенью самостоятельности группой
детей, объединенных в данный
момент общим интересом.
Виды проектов
• созидательный (производительный);
• потребительский (изготовление предметов);
• проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
• проект-упражнение.
Антон Семёнович Макаренко (1888 -1939)
Станислав Теофилович Шацкий (1878—1934)
Основные компоненты метода проектов:
1) реальный опыт обучаемого, который должен
быть выявлен педагогом;
2) организационный опыт (организованные
занятия для учащихся на основании того, что знает
педагог об опыте ребенка);
3) соприкосновение с накопленным человеческим
опытом (готовые знания);
4) упражнения, дающие для ребенка навыки.
Мария Васильевна Крупенина (1892-1950)
Этапы проектов:
1. Постановка задачи.
2. Разработка самого проекта принятого
задания.
3. Организация общественного мнения об
осуществляемом мероприятии.
4. Непосредственная трудовая деятельность.
5. Учет проделанной работы.
Классификация проектов российскими
учеными:
• по составу участников — коллективные или индивидуальные;
• по целевой установке — игровые, общественно-полезные и
производственные;
• по срокам реализации — большие и малые.
Мирза Исмаилович Махмутов
(1926 – 2008)
Исаак Яковлевич Лернер
(1917-1996 )
«Проект» (лат.) – «выброшенный вперёд», «выступающий»,
«бросающийся в глаза».
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу
эти знания применить» –
вот основной тезис современного понимания метода проектов.
• Применительно к детскому саду проект – это специально организованный
воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс
действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и
завершающийся созданием творческого продукта.
• Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с
определенной целью, по определенному плану для решения поисковых,
исследовательских, практических задач по любому направлению
содержания образования.
• Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является
совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская,
познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает
окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Особенности проектной деятельности в ДОО
1. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник
информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при
этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
2. Проект предполагает совместную деятельность участников образовательного
процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок,
дети – родители; предполагает участие социальных партнеров.
3. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не
может быть решена прямым действием.
4. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Мотивация
усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности.
5. Создание развивающей предметно пространственной среды в группе
(документы, книги, различные предметы, энциклопедии, мини-музей,
выставки и т.д.).
Виды проектной деятельности
1. По предметно-содержательной области:
- Монопроекты (содержание ограничивается рамками одной
образовательной области)
- Интегрированные проекты (несколько образовательных
областей)
2. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые,
коллективные, массовые.
3. По длительности реализации: краткосрочный, средней
продолжительности и долгосрочный.
Виды проектов в практике ДОО (Л. С. Киселёва)
По характеру доминирующей в проекте детской деятельности:
• творческо-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные
проблемы;
• исследовательско-творческие: дети исследуют, экспериментируют,
анализируют, а затем результаты оформляют в виде дневников
наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам
эксперимента;
• информационно-практические: дети осваивают новую информацию и
используют ее в создании различных предметов, которые могут быть
использованы в реальной жизни);
• творческие продуктивные (оформление результата в виде детского
праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Главные характеристики проекта
(А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наличие общей темы.
Личная значимость темы и конечного продукта для детей.
Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в
ходе проекта.
Разные формы организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность
парами, индивидуальное решение частной задачи).
Включение детей в разные виды детской деятельности в процессе
реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской,
коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения,
продуктивной).
Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта.
Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми.
Виды проектной деятельности
(Н.Е. Веракса)
• Творческая: создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется
коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый
ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна.
Долгосрочный проект.
• Исследовательская: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему
существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют
вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его
интересов.
• Нормативная: Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать
необходимость введения той или иной нормы. Работа по созданию новой нормы
(нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском
саду.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.
Отличительные признаки проектов
в зависимости от возраста детей
• В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов,
которые представляют собой серию образовательных ситуаций, объединенных
одной темой. Проекты должны предполагать максимальное использование
наглядности, ведущая роль принадлежит воспитателю.
• В средней группе проекты отличаются ярко выраженным познавательным
характером содержания: они ориентированы на познание строения, свойства,
качеств предметов и объектов. Предполагают использование элементарного
экспериментирования, выполнение заданий парами или подгруппами,
достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их
деятельности продуктов.
• В старшем дошкольном возрасте проекты характеризуются познавательной и
социально-нравственной направленностью тематики. Возможно использование
проектов различных типов (по содержанию и детской деятельности): творческоигровых, информационно-практических, исследовательских, продуктивнотворческих.
Примерный план работы воспитателя
по подготовке проекта
1. Постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, старший
воспитатель обсуждают план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих
разделов проекта.
4. Составление паспорта проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов
детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Проектирование развивающей предметно пространственной среды.
Паспорт проекта
Полное название проекта:
Автор проекта:
Продолжительность проекта:
Вид проекта:
Участники проекта:
Проблема:
Цель:
Задачи:
• Для детей: (образовательные, развивающие, воспитательные)
• Для педагогов:
• Для родителей:
Предполагаемый результат:
• Для детей:
• Для педагогов:
• Для родителей:
Интеграция образовательных областей:
Участие специалистов ДОУ:
Продукт проектной деятельности:
Форма проведения итогового мероприятия:
Этапы проектной деятельности:
(план-схема проекта)
Этапы реализации проекта с детьми
Первый этап (подготовительный):
• На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего
определяется продукт проекта.
• Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует
задачи.
• Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в
проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также
дополнение задач проекта.
• По теме проекта педагог предлагает детям задания. Дети вместе с родителями
выбирают задание по желанию.
• К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо
подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой
деятельностью не справится.
Этапы проектной деятельности
Второй этап (деятельный):
• Воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность
в решении поставленных задач.
• Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
• Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а
также направляет и контролирует осуществление проекта.
• У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Третий этап (заключительный):
• Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно
пригласить гостей. Именно этот этап вызывает наивысший эмоциональный
накал.
Варианты продуктов проектной
деятельности
• «Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного
материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
• Исторический альбом (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
• Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
• Театрализованное представление
• Дидактические игры, кроссворды и логические задания по сказкам, практическая
мастерская, макет
• Альбом рисунков
• Выставка семейных реликвий.
• Театральные этюды, выпуск газет и журналов.
• Выпуск стенгазеты.
Карнавал.
• Разработка детского кодекса.
• Викторины.
• Мини-музеи пр.
Роль педагога в проектной деятельности
Роль родителей в проектной деятельности
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ЖЕЛАЮ ВАМ
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!