Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проектирование секционной работы по видам спорта

  • 👀 676 просмотров
  • 📌 606 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Проектирование секционной работы по видам спорта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проектирование секционной работы по видам спорта» docx
Тема 5.2. Проектирование секционной работы по видам спорта План: 1. Характеристика структуры тренировочного процесса при планировании спортивно-массовой работы. Понятие о структуре тренировочного процесса. Характеристика основных компонентов системы спортивной подготовки. Виды подготовки в системе спортивной подготовки: теоретическая, техническая, тактическая, физическая и психологическая; общая и специальная подготовки. Взаимосвязь и последовательность фаз, этапов, периодов, циклов спортивной подготовки. Динамика нагрузки на различных уровнях и циклах спортивной подготовки. 2. Содержание и структура микроциклов подготовки занимающихся в спортивной секции. Типы микроциклов (ординарный, ударный, модельный, соревновательный и восстановительный). Варианты и обоснование структуры различных типов микроциклов. Соотношение и взаимосвязь видов подготовок, динамика нагрузки, последовательность фаз в структуре микроциклов. 3. Содержание и структура мезоциклов подготовки занимающихся в спортивной секции. Типы мезоциклов (втягивающий, базовый общеподготовительный, специальноподготовительный, предсоревновательный, соревновательный, и восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий). Варианты и обоснование структуры различных типов мезоциклов. Соотношение и взаимосвязь видов подготовок, динамика нагрузки, последовательность микроциклов в структуре мезоциклов. 4. Содержание и структура макроциклов подготовки занимающихся в спортивной секции. Характеристика подготовительного, соревновательного и переходного этапов годичного (полугодичного) цикла подготовки. Календарь соревнований. Тренировочные эффекты. Долговременная адаптация к нагрузкам. Соотношение и взаимосвязь видов подготовок, динамика нагрузки, последовательность мезоциклов в структуре макроциклов. Материалы для подготовки: 1. Презентация «построение трен_процесса». 2. Лекционный материал. Структура малых тренировочных циклов Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких повторяющий фрагмент тренировочного процесса. Часть длительность микроцикла составляет неделю. Среди многих факторов и условий, влияющих на структуру микроциклов, необходимо указать следующие, наиболее значимые: 1. Те же самые факторы, которые вызывают малые «волны» в динамике нагрузок, т.е. взаимодействие процессов утомления и восстановления и связанный с эти порядком чередования нагрузок и отдыха, более высоких и менее высоких нагрузок. Принимая за норму ежедневные тренировочные занятия, надо вместе с тем иметь в виду, что не все они равноценны по нагрузке. Часть занятий выполняют роль «основной нагрузочной фазы» в микроцикле, другие же характеризуются относительно сниженной общей нагрузкой. Те и другие распределяются в рамках данного микроцикла таким образом, чтобы создавались условия восстановления и сверхвосстановления работоспособности к моменту решения наиболее ответственных, ключевых задач. 2. Необходимость регулярно чередовать занятия, включающие упражнения с различной преимущественной направленностью, с тем, чтобы охватить весь круг задач, возникающих на данном этапе тренировки, и создать условия для их полной реализации. Возможно, к примеру, следующее чередование преимущественной направленности занятий в микроцикле: 1) Техническая подготовка и воспитание скоростных способностей; 2) Дополнительная тренировка восстановительного характера; 3) Техническая подготовка и воспитание скоростно-силовых способностей; 4) Воспитание специальной выносливости; 5) Воспитание общей выносливости. Этот пример типичен для обще – подготовительного этапа тренировки в скоростно-силовых видах спорта. Или: 1) Совершенствование техники движений в связи с воспитанием скоростных способностей; 2) Воспитание специальной выносливости с преимущественным воздействием на ее отдельные компоненты; 3) Воспитание специальной выносливости с преимущественным воздействием на отдельные ее компоненты; 4) Дополнительная тренировка восстановительного характера; 5) Воспитание специальной выносливости применительно к условиям соревнований; Этот пример типичен для специально – подготовительного этапа тренировки в видах спорта циклического характера, требующих предельного проявления выносливости. 3. Биоритмические колебания функционального состояния организма с периодами, близкими к неделе. Это положение нуждается в дополнительной проверке, но ряд фактов позволяет уже сейчас принимать в расчет. 4. Общий режим жизнедеятельности спортсмена и обусловленная им динамика недельной работоспособности. 5. Место микроциклов в общей системе построения тренировки. В зависимости от особенностей содержания и места в системе построения тренировки различают ряд типов микроциклов. Собственно-тренировочные микроциклы, в свою очередь, подразделяют по преимущественной направленности их содержания на общеподготовительные и специально подготовительные. Те и другие опять-таки имеют разновидности, обусловленные, в частности, величиной предъявляемых тренировочных требований. В этом отношении можно выделить «ординарные» и «ударные» микроциклы. «Ординарные» микроциклы отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но непредельным уровнем интенсивности в большинстве отдельных занятий. «Ударные» микроциклы наряду с возрастающим объемом нагрузок характерна высокая их суммарная интенсивность, достигаемая, в частности, путем концентрации занятий во времени. «Подводящие» микроциклы строятся по правилам непосредственного подведения к соревнованиям. В них моделируется ряд элементов режима и программы предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Вместе с тем конкретное содержание и построение таких микроциклов обусловлены особенностями предстартового состояния спортсмена, последействием предшествующей тренировки и особенностями избранного способа подведения к состоянию. Соревновательные микроциклы имеют свой основной режим выступлений, установленный официальными правилами и регламентом конкретного состязания. Кроме дней, занятых самим состязанием, эти микроциклы включают фазу оперативной «настройки» в день, предшествующий началу состязания, и межстартовые фазы. Вся организация поведения спортсмена в соревновательных микроциклах направлена на то, чтобы обеспечить оптимальное состояние готовности к моменту стартов, содействовать восстановлению и «сверхвосстановлению» работоспособности в процессе состязания, гарантировать полную реализацию возможностей спортсмена в финальных стартах. Восстановительные микроциклы следуют обычно за высоконапряженными состязаниями или вводятся в конце серии собственно-тренировочных микроциклов (часто вслед за ударными). Они характеризуются относительно уменьшенной величиной тренировочных воздействий, увеличенным количеством дней активного отдыха, контрастной сменой состава упражнений и внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных процессов. Учитывая , что микроциклы этого типа отличаются сравнительно невысоким уровнем интенсивности нагрузок, их называют также «разгрузочными». Структура средних тренировочных циклов Микроциклы разного типа служат как бы строительными блоками, из которых складываются средние циклы тренировки (мезоциклы). Один мезоцикл включает как минимум 2 микроцикла. В существующей практике построения тренировки средние циклы чаще всего состоят из 3 – 6 малых циклов и имеют общую продолжительность, близкую к месячной. «Набор» микроциклов при этом меняется в зависимости от логики развертывания тренировочного процесса и конкретных особенностей этапов. Внешним признаком средних циклов является повторное воспроизведение некоторой совокупности малых циклов либо смена данной совокупности малых циклов иной их совокупностью. Средние циклы тренировки обусловлены отчасти теми же факторами, о которых говорилось при характеристике структуры микроциклов. Мезоциклы являются необходимой формой построения тренировки прежде всего по той причине, что они позволяют целесообразно управлять кумулятивным тренировочным эффектом каждой серии микроциклов, обеспечивать при этом высокие темпы развития тренированности и предупреждать нарушения приспособительных процессов, возможные в результате хронического «наслаивания» эффекта тренировочных нагрузок. Вероятно, на длительность средних циклов и характер распределения в них нагрузок в какой-то мере влияют околомесячные биоциклы, в частности так называемые «физические» (продолжительность 23 дня), каждый из которых имеет две фазы, связанные с увеличением и относительным спадом отдельных функциональных проявлений. Так же как и микроциклы, средние циклы видоизменяются в процессе тренировки. Их структура зависит от особенностей содержания подготовки спортсмена в различные периоды больших тренировочных циклов, системы соревнований, величины интервалов между ними, закономерностей кумуляции эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок, условий восстановления и ряда других обстоятельств, что находит отражение в вариациях средних циклов. Типы средних циклов: Втягивающие мезоциклы. С них обычно начинается подготовительный период большого тренировочного цикла. Они включают в себя чаще всего 2 – 3 ординарных микроцикла, завершаемых восстановительным микроциклом. Общий уровень интенсивности нагрузок во втягивающем мезоцикле ниже, чем в основных мезоциклах подготовительного периода, но объем нагрузки может достигать значительных величин. Состав тренировочных средств характеризуется повышенным удельным весом общеподготовительных упражнений. Базовые мезоциклы. Это главный тип мезоциклов подготовительного периода тренировки. Именно в них реализуются основные тренировочные требования, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма. Здесь же осуществляется основная тренировочная работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее спортивных двигательных навыков. Мезоциклы данного типа представлены на различных этапах тренировки в нескольких вариантах. Так, по своему преимущественному содержанию они могут быть общеподготовительными и специально-подготовительными, а по эффекту преимущественного воздействия на динамику тренированности – «развивающими» и «стабилизирующими». Базовые циклы «развивающего» характера играют первостепенную роль в переходе спортсмена на новый уровень спортивной работоспособности и отличаются в связи с этим значительными параметрами тренировочных нагрузок. Такие циклы чередуются со стабилизирующими, для которых характерна временная приостановка роста нагрузок на достигнутом уровне, что облегчает адаптацию к предъявленным до этого необычным тренировочным требованиям, способствует завершению и закреплению хронических адаптационных перестроек. Контрольно-подготовительный мезоцикл. Данный тип средних циклов представляет собой как бы переходную форму между базовыми и соревновательными мезоциклами. Собственно-тренировочная работа сочетается с участием в серии состязаний, которые имеют в основном контрольно-тренировочное значение и подчинены задачам подготовки к основным соревнованиям. Один контрольно-подготовительный мезоцикл может состоять, например, из двух тренировочных микроциклов и двух микроциклов соревновательного типа. Предсоревновательный мезоцикл. В качестве особой формы построения тренировки предсоревновательный мезоцикл типичен для этапа непосредственной подготовки к основному соревнованию. Особенности мезоцикла этого типа определяются тем, что в нем необходимо с возможно полным приближением смоделировать режим предстоящего состязания, обеспечить адаптацию к его конкретным условиям и создать оптимальные условия для полной реализации возможностей спортсмена в решающих стартах. Если предстоящее состязание является особенно ответственным и проводится в экстраординарных внешних условиях, то специальная подготовка к нему нередко осуществляется не в одном, а в двух или нескольких средних циклах, которые образуют в таких случаях целый этап подготовки. В иных случаях специальная предсоревновательная подготовка строится в рамках одного мезоцикла либо ограничивается одним подводящим микроциклом, который входит в состав соревновательного мезоцикла. Соревновательные мезоциклы. Это основной тип средних циклов тренировки в период основных соревнований, когда их несколько и они следуют один за другим с интервалом, соразмерными продолжительности средних циклов. В простейших случаях мезоцикл данного типа включает один подводящий и один соревновательный микроцикл либо подводящий, соревновательный и восстановительный микроцикл. В зависимости от количества и порядка распределения стартов соревновательный мезоцикл видоизменяется, причем в состав его могут входить микроциклы, включающие «подводящие» состязания. Кроме системы соревнований на структуру соревновательных мезоциклов, а также на частоту их воспроизведения и порядок чередования с мезоциклами иного типа решающее влияние оказывают закономерности сохранения спортивной формы. Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Первый по ряду своих признаков подобен базовому мезоциклу, но включает увеличенное количество восстановительных микроциклов, например восстановительный, ординарный, ординарный, восстановительный микроциклы. Второй характеризуется еще более «мягким» тренировочным режимом и более широким использованием эффекта «переключений» в виде частичной смены форм, содержания и условий тренировочных занятий. Мезоциклы такого типа бывают необходимые при большой продолжительности соревновательного периода, где они располагаются между сериями напряженных состязаний. Вместе с тем они являются типичным видом средних циклов в переходном периоде тренировки. Обеспечивая относительную «разгрузку» в форме активного отдыха, мезоциклы этого типа содействуют восстановлению после хронических нагрузок и тем самым исключают перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренировку. Наряду с этим в них обеспечивается сохранение приобретенной тренированности и стимулирование ее развития. Структура больших тренировочных циклов (макро-цикл). В большом цикле тренировки (типы годичного и полугодичного) есть, как правило, три периода: подготовительный (или, точнее, период фундаментальной подготовки), соревновательный (период основных соревнований) и переходный. Причины, вызывающие периодические изменения тренировочного процесса, первоначально усматривали главным образом в календаре спортивных соревнований и сезонно-климатических условиях. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) Этот период подразделяется на два крупных этапа – так называемых «общеподготовительный» и «специально-подготовительный». Первый из них, как правило, более продолжителен, особенно у начинающих спортсменов. Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание, расширение и совершенствование предпосылок, на базе которых формируется спортивная форма. Главные из таких предпосылок состоят в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннем развитии физических способностей, а также в пополнении фонда двигательных навыков и умений. Поэтому ведущей частью содержания тренировки является общая подготовка. Это не следует понимать в том смысле, будто удельный вес общей подготовки здесь всегда превышает удельный вес специальной подготовки. Их конкретные пропорции существенно зависят от уровня предварительной подготовленности спортсмена, его специализации, спортивного стажа и других обстоятельств. Справедливым остается лишь то, что общая подготовка всегда занимает на первом этапе более значительное место, чем на последующих. Специальная подготовка на первом этапе создает специфические предпосылки спортивной формы, обеспечивая развитие отдельных компонентов специальной тренированности, освоение или перестройку навыков и умений, входящих в состав избранной спортивной техники и тактики. Основными средствами при этом служат избирательно направленные специально-подготовительные упражнения. Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок на первом этапе характеризуется постепенным увеличением их объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. На этом этапе выполняется основная по объему подготовительная работа, создающая устойчивый фундамент спортивной формы. Суммарная интенсивность нагрузки возрастает при этом лишь постольку, поскольку это не исключает возможности увеличения ее общего объема вплоть до начала следующего этапа тренировки. Такая динамика нагрузок на первом этапе закономерна, так как ускоренное наращивание общей интенсивности означало бы форсирование тренировки, что хотя и не исключает иногда быстрого роста тренированности, но не может гарантировать устойчивости спортивной формы, стабильность которой зависит в первую очередь от объема подготовительной работы и длительности периода, на протяжении которого она выполнена. Типичные формы мезоциклов первого этапа – «втягивающие» и «базовые». Последние часто имеют более значительную протяженность, чем на последующих этапах, что обусловлено более низким уровнем интенсивности нагрузок. Число мезоциклов данного типа зависит от степени предварительной тренированности спортсмена, общей длительности подготовительного периода и других обстоятельств. Специально – подготовительный этап. Тренировка на этом этапе перестраивается так, чтобы обеспечить непосредственное становление спортивной формы. Если на первом этапе создавались и улучшались ее фундаментальные предпосылки, теперь они должны быть развиты и сведены воедино как гармонические элементы. Исходя из этого, все стороны содержания тренировки сосредотачиваются так, чтобы обеспечить высокие темпы развития специальной тренированности вместе с углубленным освоением и совершенствованием избранных технических и тактических навыков и умений в том виде, в каком они будут применяться в предстоящих основных состязаниях. Одновременно осуществляется и специальная психическая подготовка спортсмена к этим состязаниям. Как ни велико значение общей физической подготовки, на втором этапе подготовительного периода ее удельный вес уменьшается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки (ориентировочно до 60 -70% и более от всего времени, отводимого на тренировку). Изменяется также состав средств специальной подготовки – постепенно возрастает доля соревновательных упражнений. Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, но не по всем параметрам. Повышается прежде всего абсолютная интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений, что выражается в увеличении скорости, темпа, мощности и других скоростно-силовых характеристик движений. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок вначале стабилизации, а затем начинает сокращаться. Сокращение объема нагрузок происходит вначале за счет общеподготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объем специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объема нагрузок. Исключение составляют в основном соревновательные и ближайшие к ним специально-подготовительные упражнения, объем которых в суммарном выражении продолжает увеличиваться. Соревновательный период. Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом построения всей подготовки становятся целостные соревновательные упражнения, которые систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний. Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом состязания, усиливает воздействие физических упражнений и способствует высшему проявлению функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно, а зачастую и невозможно полностью мобилизовать в условиях обыденных тренировочных занятий. Частота выступлений и общее число соревнований зависят, естественно, от ряда конкретных условий, в первую очередь от уровня квалификации спортсмена и особенностей вида спорта. Предсоревновательный этап. Заключительный этап подготовки к ответственному соревнованию может совпадать с окончанием подготовительного периода тренировки и затем повторно воспроизводится внутри соревновательного периода. Обычно этот этап имеет продолжительность не более одного среднего цикла. Только в случае резко необычных условий состязаний специальная предсоревновательная подготовка распространяется на два и более средних цикла. Несмотря на сравнительно небольшую протяженность этап непосредственной предсоревновательной подготовки, ему как в теории, так и на практике уделяют особое внимание: ведь от него самым непосредственным образом зависит итоговый результат всей предшествующей долговременной тренировочной работы. Центральная методическая проблема предсоревновательной подготовки заключается в возможно полном моделировании предстоящего состязания. Моделирование в процессе непосредственной подготовки к основному состязанию предлагает целостное воспроизведение: а) соревновательных упражнений (лучше меньше, да лучше), б) режима соревнований (воспроизведение его особенностей в структуре тренировочных микроциклов), в) его внешних условий (воссоздание в подготовительных стартах особенностей предстоящей конкуренции и обстановки основного состязания, а также путем переноса подготовки в те же самые условия среды, в которых будет проходить данное состязание, или по возможности подобные им). Общий объем тренировочных нагрузок в рамках предсоревновательного этапа подготовки распределяется по микроциклам в зависимости от трех основных переменных: величины объема нагрузок, примененных накануне этого этапа; величины нагрузок на данном этапе; продолжительности времени, остающегося до соревнования. Анализ большого фактического материала выявил, что месячный объем основных тренировочных нагрузок во многих случаях подразделяется по неделям долями, составляющими примерно 35, 28, 22 и 15%. Переходный период. Здесь обеспечивается в первую очередь активный отдых в широком смысле этого слова, цель которого – предупредить перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в «перетренировку». В то же время это и не перерывы в тренировке: должны быть созданы условия для сохранения определенной тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большими циклами тренировки. Очевидно, что в условиях активного отдыха невозможно поддержать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее на таком уровне, который позволил бы начать новый микроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Основное содержание занятий в переходном периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Последний понимается в данном случае широко: это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп, но и смена всего характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В переходном периоде противопоказаны однотипные, монотонные нагрузки. Здесь особенно необходимо разнообразие упражнений, варьирование условий, ярко выраженные положительные эмоции. Спортсмену предоставляются широкие возможности для выбора и варьирования предмета занятий, лишь бы доставляли удовольствие и не превращались в принудительную нагрузку. Переходный период включает обычно не более 2 – 3 мезоциклов, построенных по типу восстановительно-поддерживающих и восстановительно-подготовительных. Спортивная тренировка как многолетний процесс При общем обзоре в нем выделяют в качестве самых крупных звеньев три стадии: 1) стадия базовой подготовки; 2) стадия максимальной реализации спортивных возможностей; 3) стадия спортивного долголетия. Каждая из них включает этапы, состоящие, как правило, из нескольких годичных или полугодичных циклов. Изменения тренировочного процесса, выраженные в смене этих этапов и стадий, происходят по закономерностям становления спортивного мастерства и дальнейшего спортивного совершенствования, которые в биологическом отношении обусловлены закономерностями возрастного развития спортсмена. Особенности этапов многолетней тренировки отражают вместе с тем своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути. Этапы и стадии многолетней тренировки не имеют строго фиксированных сроков. Их начало и завершение зависят не только от календарного возраста, но и от индивидуальной одаренности спортсмена, особенностей его развития, тренированности, специфики спортивной специализации, тренировочного стажа и условий организации спортивной деятельности. 1. Стадия базовой подготовки. Примерная продолжительность первой стадии – 4 – 6 лет. Основная цель спортивной подготовки – заложить полноценный «фундамент» будущих достижений: обеспечить всестороннее гармоническое развитие организма, повысить общий уровень его функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных двигательных навыков и умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства. А) Этап предварительной спортивной подготовки. В современной практике ряда видов спорта этот этап начинается, обычно, в младшем школьном возрасте, иногда и ранее, и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. Самые ранние сроки начала спортивных занятий установлены, согласно официальному положению, для видов спорта, требующих преимущественно координационных способностей (гимнастика, ф/к) и соответствующих функциональным возможностям растущего организма в других отношениях (плавание). Занятия строятся в основном по типу общей физической подготовки с возможно широким использованием доступных средств всестороннего физического воспитания и общего «спортивного образования». На этом этапе не следует спешить с узкой ориентацией спортивных интересов. Более разумный путь – предоставить начинающему спортсмену возможность испробовать свои силы в различных спортивных упражнениях и лишь затем наметить предмет будущей спортивной специализации. Б) Этап начальной специализации. Проблема своевременного выбора и начала спортивной специализации уделяется все большее внимание. Важно, с одной стороны, не упустить время, необходимое для достижения высот спортивного мастерства, и использовать так называемые «чувствительные» периоды возрастного развития организма, когда он особенно легко поддается тренирующим воздействиям, отвечая на них быстрым прогрессированием двигательных способностей. С другой – избежать чрезмерно узкой форсированной специализации, которая хотя и дает в ближайшие годы быстрый прирост спортивных результатов, но в итоге оказывается малоперспективной. Основное место в содержании тренировки с началом спортивной специализации продолжает занимать широкая общая подготовка, особенно в тех случаях, когда специализация начинается в подростковом возрасте и ранее. Целесообразно, как показывает опыт, придавать начальной специализации «многоборный» характер. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок за годы начальной специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки. Интенсивность упражнений, разумеется, тоже возрастает, но степень увеличения суммарной напряженности нагрузок нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост их общего объема. 2. Стадия максимальной реализации спортивных возможностей. В первые годы занятий спортом результаты растут высокими темпами, затем темпы прироста постепенно убывают и, наконец, начинает действовать тенденция уменьшения результатов. А) Предкульминационный этап. Тренировочный процесс приобретает ярко выраженные черты углубленной специализации. Удельный вес специальной подготовки существенно увеличивается, причем это происходит не столько за счет общей подготовки, сколько благодаря преимущественному увеличению времени на специально - подготовительные и соревновательные упражнения. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок возрастают более значительными, чем в предыдущей стадии, темпами. Ряд параметров общего объема нагрузки нередко достигают на этом этапе индивидуального максимума. Вместе с тем существенно увеличивается соревновательная практика и усиливается ее влияние на содержание и структуру тренировку. Спортивная подготовка строится в большей зависимости от того, попадает спортсмен в сферу большого спорта или нет. Б) Этап высших достижений. Как указывает название, данный этап, в принципе, должен совпадать с возрастом, наиболее благоприятным для спортивных достижений. Одним из факторов общей организации подготовки спортсмена, претендующего на высшие достижения, является периодика в проведении наиболее крупных состязаний, например, олимпийский цикл. Общий прирост основного объема тренировочной работы по годам четырехлетнего цикла нередко распределяется в трех вариантах. Если выразить их в долях общего прироста объема за цикл, они выглядят примерно так: варианты 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 1-й вариант 0,45 0,35 0,15 0,05 2-й вариант 0,25 0,35 0,20 0,20 3-й вариант 0,5 0,2 0,3 Первые два варианта чаще наблюдаются у спортсменов, имеющих относительно небольшой тренировочный стаж. Третий – чаще у «ветеранов», причем абсолютная величина прироста объема нагрузки у них, как правило, меньше. 3. Стадия спортивного долголетия. А) Этап сохранения достижений. Как бы рационально ни строилась тренировка, раньше или позже начинается возрастная стабилизация, а затем и снижение функциональных и адаптационных возможностей организма. Этот рубеж весьма индивидуален и зависит практически от различных условий. Известно много случаев, когда спортсмены и после 40-летнего возраста продолжают прогрессировать в некоторых видах спорта (например в стайерском беге, лыжных гонках, тяжелей атлетике) либо почти в полной мере сохраняют свои рекордные достижения. Есть основания считать, что спад спортивных результатов, часто наблюдаемый после 6 – 10 лет углубленной специализации, имеет переходящий характер. Он обусловлен, по всей вероятности, причинами двоякого рода: биологическими и изъянами в методике построения многолетней тренировки. Наряду с ограничением роста общего объема нагрузок оправдано периодическое увеличение его отдельных компонентов. Практически неисчерпаемые резервы сохранения достижений заключены в совершенствовании спортивной техники и тактики, обогащении соревновательного опыта. Б) Этап поддержания общей тренированности. Обычно на рубеже 35-40 лет степень спортивной активности значительно уменьшается. Важно, чтобы перестройка тренировочного процесса при этом обеспечивала сохранение высокой общей дееспособности. Содержание тренировки на этом этапе приобретает в большой мере оздоровительно-реактивный характер. Но для подлинного спортсмена спорт никогда не перестает быть фактором достижения. Меняется лишь конкретный предмет достижений. Теперь им становится закрепление в качестве постоянных свойств организма и личности всего того ценного, что дали предшествующие многолетние занятия спортом. Спортивное долголетие в этой своей сути есть эквивалент творческого долголетия.
«Проектирование секционной работы по видам спорта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot