Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ
Товары - это вещи, предметы, которые люди используют для удовлетворения своих
потребностей, нужд. Их можно увидеть, потрогать руками, перенести с места на место,
спрятать или случайно сломать. Товарами являются продукты питания, одежда, бытовая
техника, дама и земельные участки.
Услуги - это виды деятельности, которые могут удовлетворять потребности людей. Если
парикмахер сделал вам прическу или новую стрижку, то он оказал вам услугу. Врач вылечил
больной зуб - это услуга. Таксист отвез вас домой - тоже услуга. Услуги предоставляют
юристы, продавцы, дворники, почтальоны, учителя.
Работы - это виды деятельности, результатом которых является проявление какого-либо
осязаемого продукта, товара. Работой является изготовление мебели на заказ, пошив платья и
т.д.
Жизненный цикл товара - период, в течение которого товар покупается на рынке. Эта
концепция используется для создания и сбыта продукции, разработки стратегии маркетинга с
момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка.
Этапы жизненного цикла продукции. Товар представляет собой своего рода живой
организм, развивающийся, как известно, в следующем порядке: зачатие — рождение —
зрелость — старение и смерть. По аналогии различают следующие этапы типичного
жизненного цикла товаров: этап разработки товара, этап выведения на рынок, этап роста, этап
зрелости, этап насыщения рынка, этап упадка.
Рассмотрим ниже характеристики основных этапов жизненного цикла товара.
Разработка — это анализ возможностей производства продукции; исследования и
опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования; рыночные испытания.
Внедрение, или выведение на рынок,— фаза появления нового товара на рынке
(первоначально в виде пробных продаж). Цель маркетинга — создать рынок нового товара. На
этой стадии товар еще является новинкой. Чтобы товар был признан и принят потребителями в
коммерческом смысле и доказал свои достоинства в смысле техническом, требуются
значительное время и большие затраты денежных средств. При этом объем реализации мал и
увеличивается очень медленно.
Если внедрение прошло успешно, товар вступает в фазу роста.
Рост спроса — фаза признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на
него. В этот период цель маркетинга — расширить сбыт и совокупность модификаций
продукта. Возрастают число и объем повторных и многократных покупок, репутация и
популярность товара повышаются в результате обмена мнениями между покупателями. Часто
1
конкурирующие фирмы обращают внимание на этот потенциальный рынок, начинают
предлагать аналогичные или сходные товары и, проводя собственные рекламные мероприятия,
тем самым ускоряют увеличение емкости рынка. Характер этого этапа изменчивый,
нестабильный.
Зрелость (стабилизация) — фаза постепенного удовлетворения спроса на данный
товар. Главная задача маркетинговой деятельности в этих условиях — сохранить
преимущественное положение товара на рынке как можно дольше. Снижаются темпы роста
спроса и стабилизируются объемы продаж. В этой фазе становится необходимым увеличение
расходов на маркетинг — рекламу, повышение качества товара, улучшение сервиса; возможно
снижение цен для поддержания объемов продажи. Прибыльность торговли может быть
обеспечена в этой фазе только на основе уменьшения производственных расходов. В конце
этой фазы должны приниматься тактические и стратегические решения по продукту —
осуществлять его дальнейшую модификацию или переходить на новую модель. Наконец, рынок
насыщается и товар вступает в фазу спада.
Спад — фаза резкого снижения объемов продаж, а затем и прибыли. Для выигрыша
времени в осуществлении изменений в ассортиментной политике фирма может усилить
маркетинговые мероприятия (реклама, упаковка, методы сбыта и т. д.) или же вообще
отказаться от производства потерявшего популярность товара. Объем реализации начинает
уменьшаться. Рассматриваемый товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с
рынка очередным поколением новых и перспективных товаров. Финансовые цели на отдельных
этапах жизненного цикла таковы: разработка — безубыточность; выведение на рынок —
прибыль за счет продаж; рост — максимальный объем прибыли; зрелость — прибыль за счет
сокращения издержек; насыщение и упадок — сокращение затрат при уменьшении объема
продаж товаров.
С помощью теории жизненного цикла можно автоматически прогнозировать ситуацию.
Однако если руководство компании полностью доверится этой теории, то на этапе зрелости
товар может быть лишен маркетинговой поддержки с целью направить освободившиеся
средства на разработку товара-субститута. Без поддержки маркетинга объем продаж товара
неизбежно сократится, и возникнет необходимость форсировать продвижение на рынок товарасубститута без надлежащей его технической проверки и рыночных испытаний, что в целом
поставит компанию перед двумя неудачами вместо одного успеха.
В зависимости от специфики отдельных товаров и особенности спроса на низ существуют
различные виды ЖЦТ, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления
отдельных фаз.
Виды кривых жизненного цикла товара
2
Кривая бум описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на
протяжении долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае
с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль
длительное время.
Кривая увлечения. Она описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто
такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера такого товара можно
привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.
Кривая продолжительного увлечения. Описывает также популярный товар, однако этот
товар по прежнему предпочитает часть потребителей.
Кривая сезонности. Кривая такого товара, который хорошо продается в течение
определенных периодов времени. Таким товаром может быть: зимняя или летняя одежда,
новогодние сувениры и многое другое.
Кривая нового старта или ностальгии. Спрос на этот товар падает, но через некоторое
время возобновляется. Примером может быть возвращение к женским туфлям на платформе,
которые были популярны в 70-х годах.
Кривая провала. Характеризует товар, который почти сразу перестает пользоваться
спросом у покупателей.
Кривая новых подъемов. Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает расти, но
после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств
компании удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки
("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом
каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит)
или отказа от применения старых (сахар).
Кривая неудачного выведения. Такую кривую имеют товары, выведение на рынок
которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они
получили большой успех.
Конкурентоспособность — это характеристика товара, отражающая его отличие от
товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и
по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет
конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту. Базовой
оценкой конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя и требований
рынка. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему
изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них,
которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает
потребительские свойства товаров, выясняет степень соответствия собственным запросам.
Каждая потребность обладает определенными свойствами и характеризующими их
параметрами, которые определяют сущность потребности, необходимый потребителю
полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров
совершается покупка. Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он
должен соответствовать как его потребностям по техническим параметрам, так и финансовым
возможностям (цена потребления товара), при этом покупатель стремится израсходовать
минимум средств для приобретения и потребления товара, т. е. оптимизировать свои полные
затраты. Поскольку требования к каждому отдельному товару складываются под воздействием
обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же
товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковым и будет их
предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно,
по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет
индивидуальной. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть
определена только в результате сравнения и поэтому является относительным показателем.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения определенной
3
общественной потребности, получает тот, который наиболее полно ей соответствует. Это
выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Обеспечение конкурентоспособности продукции производится в несколько этапов:
1. Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции,
входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя
по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции.
2. Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: если
необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести
их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка
перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться
информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а
также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики
потребительского спроса. Независимо от целей исследования основой оценки
конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться
постоянно как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации.
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее
пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Согласно международному стандарту качество определяется как совокупность
характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к
его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как
характеристика — свойство — качество.
Характеристика — это взаимосвязь зависимых и независимых переменных,
выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как
правило, функционально.
Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая
может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства продукции
выражаются показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или
нескольких свойств продукции, образующих качество и рассматриваемых применительно к
определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
4
Различают следующие показатели качества:
Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к
определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область
применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная
продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных
классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции
(ОКП). В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют
качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации:
5
6
Производственная программа предприятия
Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это
комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и
качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей
организации (предприятия).
Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная
программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана
разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение
ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В основу составления
производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной
продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на
поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен
служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим
разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в
следующей последовательности:
1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок
в натуральном выражении согласно заключенным договорам.
2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в
натуральном выражении.
3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами
производственных мощностей.
4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются
стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.
5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.
6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям
предприятия.
План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном
выражениях.
Поскольку общество заинтересовано в получении от предприятий изделий
определенного рода, типа, размера и надлежащего качества, то планирование объемов
производства начинается с определения номенклатуры продукции и ее объемов в натуральном
выражении.
Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, по которым в
дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия, как правило,
разрабатывают производственную программу по расширенному ассортименту. Ассортимент —
разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.
7
Точное установление наименований и размеров выпуска каждого конкретного изделия
необходимо и для самого предприятия, так как без этого нельзя проектировать технологический
процесс, определить производственную мощность, установить нормы трудоемкости и т.д.
Задания в натуральном выражении устанавливаются в различных единицах измерения.
Например, выплавка стали и добыча полезных ископаемых — в тоннах; выпуск станков — в
штуках, заготовка леса — в м3. Иногда применяются и двойные натуральные показатели. Так,
выпуск стальных труб по каждому виду их ассортимента оценивается как в тоннах, так и в
погонных метрах. Двойные единицы измерения используются и для характеристики выпуска
некоторых видов оборудования. Например, выпуск магистральных электровозов учитывается в
штуках и в тысячах лошадиных сил, экскаваторов — в штуках и в м3 емкости ковша. В данном
случае двойные единицы измерения отражают не только количество выпускаемой продукции,
но и мощность данного вида средств труда.
В ряде случаев выпускаемая продукция, имеющая одинаковое назначение, может
отличаться отдельными техническими характеристиками: размерами, содержанием полезного
вещества, активностью. В этих случаях для оценки объема производства продукции пользуются
условно-натуральными единицами измерения. Так, выпуск асбоцементных листов (шифера)
оценивается в условных плитках, имеющих размер 40*40 см. Аналогично решаются вопросы
при определении объема производства минеральных удобрений. Например, тоннаж
выпускаемых азотных удобрений устанавливается исходя из содержания питательных веществ,
причем за базу пересчета принимается сульфат алюминия с содержанием азота в 20,5%.
В ряде случаев объем производства определяется в единицах трудоемкости (нормочасы).
Наконец, если охарактеризовать объем производства продукции в натуральных и
условно-натуральных единицах измерения в силу ее особых свойств невозможно, то
применяется оценка объема продукции в денежном выражении.
В целом выбор единиц измерения зависит от характера продукции, объемов ее
производства и характера потребления.
Правильное определение единиц измерения, в которых устанавливается план выпуска
продукции в натуральном выражении, является весьма сложной и важной задачей. С одной
стороны, выбираемая единица измерения должна характеризовать массу потребительной
стоимости, поступающей в хозяйственный оборот, а с другой — стимулировать выпуск
действительно необходимой обществу продукции.
На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются
объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой,
реализованной продукции. Товарная продукция является основным показателем произведенной
программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.
Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, и услуг,
предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом
периоде. В объем товарной продукции включаются:
- стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных
для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;
- стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны;
- стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных
цехов для реализации на сторону; стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему
капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего предприятия;
- стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего
производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;
- стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и организаций своего
предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и
транспортных средств своего предприятия.
8
Объем товарной продукции планируется в действующих и сопоставимых ценах.
Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру
объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.
Реализованная продукция — это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная
потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).
Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле
РП = ТП + ОН - ОК,
где РП — объем реализованной продукции по плану, руб.;
ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;
ОН — остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб.;
ОК — остатки нереализованной продукции на коней планового периода, руб.
В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: готовая продукция
на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; товары
отгруженные, не оплаченные покупателем в срок или срок оплаты которых не наступил; товары
на ответственном хранении у покупателя.
Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих ценах и используется
для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.
На первый взгляд, кажется, что между товарной и реализованной продукцией нет
существенной разницы, ибо по своему составу они одинаковы. На самом деле это не так.
Товарная продукция — это изделия и продукция, изготовленные в соответствии со стандартами
или техническими условиями, принятые отделом технического контроля, снабженные
соответствующими документами, удостоверяющими их качество, и сданные на склад готовой
продукции предприятия-изготовителя. Для включения этой продукции в объем реализации
необходимо отгрузить ее заказчику, который должен перечислить плату за нее на счет
предприятия-изготовителя. Следовательно, товарной называется продукция, подготовленная к
передаче в хозяйственный оборот, а реализованной — продукция, уже находящаяся в
хозяйственном обороте.
В отличие от товарной продукции показатель объема реализованной продукции более
полно характеризует степень участия отраслей и предприятий в процессе расширенного
производства. Факт реализации свидетельствует о том, что данная продукция действительно
нужна обществу для удовлетворения его потребностей. При этом очень важно, чтобы
выполнение плана по реализации продукции сопровождалось выполнением заданий по ее
выпуску в натуральном выражении.
Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее
готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за
определенный период.
9
Валовая продукция отличается от товарной на величину изменения остатков
незавершенного производства на начало и конец планового периода. Это единственный
оценочный показатель деятельности предприятия, в объем которого включаются не только
готовые изделия, но и незавершенное производство и изменение остатков полуфабрикатов.
Незавершенное производство — незаконченная производством продукция в одних цехах
предприятия и подлежащая дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.
Конкретный состав валовой продукции зависит от отраслевых особенностей предприятия
(производства). Так, на предприятиях машиностроения, лесной и других в ее состав не
включали незавершенное производство и полуфабрикаты из-за сравнительно небольшого их
объема. В этом случае валовая и товарная продукции совпадают по составу, а различие может
быть только в ценах.
Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разности остатков
незавершенного производства (инструмента, приспособлений) на конец и начало планируемого
периода:
ВП = ТП + (Нк – Нн),
где ВП — объем валовой продукции по плану, руб.; ТП — объем товарной продукции по плану,
руб.; НН, НК— стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового
периода, руб.
Изменение остатков незавершенного производства учитывается только на предприятиях
с длительным производственным циклом и на предприятиях, где незавершенное производство
велико по объему и может резко изменяться по времени.
Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах и применяется для
учета и планирования затрат на производство, для определения потребности в материальных
ресурсах, численности работников, а также для установления динамики продукции и
пропорций в развитии отраслей.
Для всех трех показателей объема продукции характерно то, что они определяются в
ценах, включающих в себя наряду с вновь созданной стоимостью перенесенную стоимость
средств производства (основных и оборотных фондов). Чем больше материалоемкость изделий,
тем при прочих равных условиях выше его цена и, следовательно, выше объем производства в
стоимостном выражении. С целью устранения этого недостатка предприятия рассчитывают показатель чистой продукции.
Чистая продукция — стоимостной показатель, выражающий вновь созданную
коллективом предприятия стоимость. Ее сумма по всем отраслям материального производства
составляет произведенный национальный доход. По стоимости она включает необходимый и
прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной
платы с отчислением на социальные нужды, а прибавочному — сумма прибыли.
Чистая продукция исчисляется путем вычитания из валовой продукции материальных
затрат и суммы амортизации основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и
сопоставимых ценах.
Чистая продукция, исчисленная на основе нормативов по всей номенклатуре
(ассортименту) продукции, произведенной предприятием, называется нормативной чистой, а
если в ее составе учитываются и амортизационные отчисления — условно чистой.
Чистая продукция выражает результаты собственных усилий коллективов, устраняет
заинтересованность в увеличении материалоемкости продукции, исключает повторный ее счет
и позволяет более объективно оценивать деятельность организаций. Чистая продукция
используется для определения уровня производительности труда, планирования фонда
заработной платы и контроля за его использованием, для исчисления фондоотдачи и других
показателей.
Особое значение при разработке производственной программы и ее реализации имеет
оптимизация структуры выпускаемой продукции на основе анализа покупательского спроса на
конкретные виды товаров и услуг и учета ограничений по производственным мощностям,
материальным ресурсам и потребности в отдельных товарах.
10
Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен
основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг. Отсюда очевидно, что
спрос на конкретную продукцию (максимальный объем продаж в данном месте за определенный период времени по установленной рынком цене) выступает ограничением, которое
определяется внешней средой и которое в обязательном порядке следует учитывать при
разработке производственной программы.
Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей
продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его
объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Задача
оптимального планирования заключается в поиске такого варианта плана, который при
использовании имеющихся ресурсов обеспечивает максимум результата либо минимум затрат.
Оптимальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени
соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его
деятельности по принятому критерию.
Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной
программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь
количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть
линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или
несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам
производства. В случае использования нескольких критериев полученные оптимальные
решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы.
Для определения оптимальной производственной программы применяются методы линейного
программирования с использованием компьютерной техники. Внутренними ограничениями,
учитываемыми при решении задач оптимизации производственной программы, обычно
считаются технические возможности, финансовые ресурсы, дефицитные материалы, средства
на оплату труда. Однако ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции,
является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производственной программы предприятия является обоснование планируемых объемов выпуска
продукции производственной мощностью.
Производственная программа разрабатывается в три этапа. Первый этап —
определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с
учетом ликвидации «узких мест» и недостатков в организации производства. Если полученный
объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то
начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию
производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и
определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем
окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап
— разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия. Такие
мероприятия проводятся не только при невозможности удовлетворения спроса, но и в случае
низкого уровня технического развития производства, не обеспечивающего выпуск продукции,
отвечающей современным требованиям к ней как по качеству, так и по себестоимости,
материалоемкости, трудоемкости и другим технико-экономическим показателям.
Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является
составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.
Производственная мощность предприятия и ее виды
Производственная мощность предприятия (цеха, участка) — это максимально
возможный выпуск продукции в определенных номенклатуре и ассортименте при наиболее
рациональном использовании наличных орудий труда, с учетом применения прогрессивной
технологии, передовых методов организации производства и труда, обеспечивающих
необходимое высокое качество изготовляемой продукции.
11
Производственная мощность измеряется, как правило, готовой продукцией, выраженной
в натуральных единицах (в штуках, тоннах, литрах и т.д.), используемых в производственной
программе. Например, в добывающих отраслях промышленности мощность предприятий
(шахт, разрезов, нефтепромыслов) определяется в тоннах добычи угля, нефти или других
топливно-сырьевых ресурсов; мощность металлургических предприятий (комбинатов) и их
основных цехов (доменного, сталеплавильного, прокатного) — в тоннах выплавки чугуна,
стали и производства проката; мощность предприятий в машиностроении — в штуках
изготовляемых машин, выраженных в физических или условно-натуральных единицах; в
текстильной промышленности мощность, например, прядильных фабрик (или цехов)
определяется количеством произведенной пряжи в тоннах, мощность ткацких фабрик (цехов)
— в погонных или м2 изготовленного суровья.
Производственная мощность предприятий рассчитывается по всей номенклатуре
выпускаемой продукции. В случаях, когда это целесообразно, необходимо использовать метод
приведения номенклатуры изделий к одному или нескольким видам однородной продукции,
принимаемой за единицу. Одновременно с расчетом производственной мощности в
натуральных показателях можно определять ее также в стоимостном выражении как по видам
продукции, так и по товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах по предприятию в
целом.
Производственная мощность предприятия определяется в расчете на год по мощности
ведущих цехов (других подразделений) или ведущих участков, агрегатов или установок
основного производства. К ведущим относятся цех, участок, агрегат, выполняющие основные
технологические процессы (операции) по изготовлению продукции (или полуфабрикатов). В
черной металлургии такими производствами считаются доменные, мартеновские цехи или
печи; в цветной — электролизные ванны, в текстильной промышленности — прядильное и
ткацкое производство; в машиностроении — главным образом механические и сборочные цехи.
При разработке производственной программы может оказаться, что отдельные
производства (вспомогательные или даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях
разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации «узких мест», както: перераспределение работ между исполнителями; увеличение сменности работы; внедрение
научной организации труда; перераспределение оборудования между цехами; углубление
специализации и кооперирования; улучшение технической оснащенности производства;
модернизация и пополнение парка оборудования.
Производственная мощность отрасли (объединения) определяется как сумма величин
производственных мощностей по выпуску одного и того же вида продукции на отдельных
предприятиях, входящих в данную отрасль.
Величина производственной мощности подвергается изменениям. Если в начальный
период она определяется проектной мощностью, то после освоения последней на ее размер
действуют различные факторы в сторону как увеличения мощности, так и ее уменьшения.
Поэтому при планировании производства требуется учет всех этих изменений и определение
нескольких видов производственных мощностей:
1) входная мощность — производственная мощность на начало года, показывающая,
какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового
периода;
2) выходная мощность — производственная мощность на конец года. Она определяется
путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей,
3) проектная мощность — производственная мощность, предусмотренная проектом
строительства, реконструкции и расширения предприятия;
4) для определения соответствия производственной программы имеющейся мощности
исчисляется среднегодовая производственная мощность, которой предприятие располагает в
среднем за год. Она определяется путем прибавления к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия:
М СР.Г. = МН + (МВ + N1) / 12 – (МЛ + N2) / 12
12
где МСР. Г — среднегодовая мощность предприятия; Мн — мощность на начало года (входная);
Мв — ввод мощности в течение года; Мл — ликвидация (выбытие) мощностей в течение года;
N1 — количество полных месяцев с момента ввода мощностей в действие до конца года;
N2 — количество полных месяцев с момента выбытия мощностей до конца года.
Производственную мощность рассчитывают при анализе и обосновании
производственной программы, в связи с подготовкой и выпуском новых изделий, при
реконструкции и расширении производства.
Методика расчета производственной мощности зависит от формы и методов
организации производства, номенклатуры изготовляемой продукции, типа используемого
оборудования, характера производственного процесса.
Основными элементами для расчета производственной мощности являются:
• состав оборудования и его количество по видам;
• прогрессивные нормы использования каждого вида оборудования;
• номенклатура, ассортимент продукции и ее трудоемкость;
• фонд времени работы оборудования;
• производственные площади основных цехов предприятия.
Для определения состава и количества оборудования по каждому его виду в первую
очередь требуется распределить это оборудование на установленное и неустановленное. К
установленному относится оборудование, находящееся в эксплуатации, ремонте, модернизации, а также временно бездействующее, неисправное, резервное. Выявление
неустановленного оборудования позволяет определить, какое количество его подлежит
установке на данном предприятии, и количество излишнего и ненужного оборудования.
В расчет производственной мощности принимается все оборудование по видам,
установленное на начало года, а также оборудование, которое должно быть введено в
эксплуатацию в плановом периоде.
Производительность оборудования, закладываемая в расчет производственной
мощности, определяется на основе прогрессивных норм использования каждого вида этого
оборудования. Под прогрессивными нормами понимаются технико-экономические нормы
использования оборудования, которых устойчиво добились передовые рабочие предприятий
данной отрасли.
При определении прогрессивных норм использования оборудования следует учитывать,
что возможности этого использования в значительной степени зависят от номенклатуры и
трудоемкости продукции, которая будет изготовлена на данном оборудовании, от качества
перерабатываемого сырья и материалов, от принятого режима работы оборудования и т.д.
Режим работы предприятия непосредственно влияет на величину производственной
мощности и устанавливается исходя из конкретных условий производства. В понятие «режим
работы» входят число смен, продолжительность рабочего дня и рабочей недели.
Для механических (обрабатывающих) цехов (участков) производственная мощность
рассчитывается по формуле:
М = Nоб х Фэф х Квн/ t,
где М — производственная мощность (в натуральных единицах измерения);
Nоб — число единиц ведущего оборудования;
Фэф — эффективный фонд времени работы единицы оборудования за период (в часах);
Квн – коэффициент выполнения норм;
t — норма трудоемкости обработки изделия (в часах),
или
М = Nоб х Фэф х Квн х Нпр,
где Нпр – норма производительности единицы оборудования за час работы (в натуральных
единицах).
Для расчета производственной мощности сборочных цехов (участков), применяющих
метод стационарной сборки продукции, используется формула:
13
М
S Фэф n см Квн
,
S1 t сб
где S – производственная площадь сборочного цеха (участка), м2;
S1 – площадь, занимаемая одном собираемым изделием с учетом рабочей зоны (проходы,
проезды), м2;
Фэф – эффективный фонд времени работы одного рабочего за период;
nсм – количество смен работы в сутках;
tсб – нормативная трудоемкость сборки одного изделия.
Фэф и tсб имеют одинаковые единицы измерения (часы. дни).
Для расчета мощности поточной линии (сборочного конвейера) используется формула:
М = Фэф х nсм / r,
где r – такт конвейера.
Показателями использования производственной мощности являются: фактический
выпуск продукции в натуральном выражении или стоимостных единицах за определенный
период; выпуск продукции на единицу оборудования на 1 м2 производственной площади в
стоимостных единицах; средний процент загрузки оборудования (отношение количества
времени работы оборудования к возможному времени его работы); коэффициент сменности.
Обобщающим показателем служит коэффициент использования производственной
мощности, рассчитываемый отношением фактического объема выпуска продукции (валовой,
товарной) к среднегодовой производственной мощности:
Ким = Vф / Мср.г.
где Ким — коэффициент использования производственной мощности;
Vф — объем фактически выпущенной продукции (валовой, товарной);
Мср.г — среднегодовая производственная мощность.
На каждом предприятии необходимо добиваться повышения эффективности
использования производственных мощностей и площадей, сокращать время простоев,
повышать степень загрузки оборудования в единицу времени, совершенствовать орудия труда и
технологию производства, добиваться оптимизации структуры основных фондов, обеспечивать
быстрое освоение вводимых мощностей.
14
Примеры решения задач
1. Основными цехами предприятия изготовлено продукции на 1400 тыс. руб., в том
числе на внутрипроизводственные нужды израсходовано продукции на 100 тыс. руб.;
вспомогательными цехами для реализации выработано продукции на 120 тыс. руб.; выполнены
ремонтные работы по договору на сумму 200 тыс. руб.
Определить объем товарной продукции предприятия.
Решение:
2. В течение года предприятие выпустило 450 приборов по цене 1200 руб. за единицу и
500 приборов по цене 2100 руб. за единицу. Остаток незавершенного производства на начало
года составил 320 тыс. руб., а на конец года – 290 тыс. руб.
Определить объем валовой продукции предприятия.
Решение:
3. Годовой выпуск продукции в натуральном выражении по изделию А – 5500 шт., Б –
7300 шт., В – 6000 шт., Г – 4000 шт. Оптовая цена за единицу изделия А – 100 руб., Б – 1800
руб., В – 1200 руб., Г – 900 руб. Остатки готовой продукции на складе предприятия на начало
планируемого года составляют 2530 тыс. руб. Остатки нереализованной продукции на конец
года составили 4880 тыс. руб.
Определить объем реализуемой продукции.
Решение:
4. Определить выходную и среднегодовую производственную мощность предприятия на
основе следующих данных:
– производственная мощность завода на начало года 18 200 000 т продукции;
– планируемый прирост производственной мощности: с 1 апреля – 400 000 т, с 1 июля –
400 000 т, с 1 ноября – 300 000 т;
– планируемое выбытие производственной мощности: с 1 июня – 120 000 т, с 1 сентября
– 180 000 т.
Решение:
1) Выходная производственная мощность:
2) Среднегодовая производственная мощность:
5. Фабрика работает в две смены, количество ткацких станков на начало года – 500. С 1
апреля установлено 60 новых станков, а с 1 июля выведено из эксплуатации 50 станков. Число
рабочих дней в году – 260, плановый процент простоев на ремонт станка – 5 %,
производительность одного станка – 4 м ткани в час, план выпуска продукции – 7500 тыс. м.
Определить производственную мощность фабрики по выпуску ткани и коэффициент
использования мощности.
Решение:
1) Среднегодовое количество работающих станков:
2) Эффективный фонд времени работы станков:
15
3) Производственная мощность фабрики:
4) Коэффициент использования мощности:
6. Количество однотипных станков в цехе – 30; норма времени на обработку единицы
продукции – 0,6 ч; режим работы – 2 смены по 8 часов; регламентированные простои
оборудования – 3 % от режимного фонда времени; коэффициент использования
производственной мощности – 0,82; число нерабочих дней в году – 110.
Определить производственную мощность и фактический объем выпуска продукции.
Решение:
1) Эффективный фонд времени работы станков:
2) Производственная мощность цеха:
3) Фактический объем выпуска продукции:
7. Производственная площадь сборочного цеха – 330 м2. Площадь, необходимая для
сборки одного изделия, равна 110 м2, трудоемкость сборки изделия – 20 дней. Годовой
действительный фонд работы цеха – 255 дней. Работа односменная. Коэффициент выполнения
норм – 1.
Определить производственную мощность сборочного цеха.
Решение:
8. Продолжительность рабочей смены 8 ч, в месяце 22 рабочих дня, регламентированные
перерывы в одну смену 30 мин. Такт поточной линии 4 мин.
Определить месячную производственную мощность конвейерной линии по сборке
деталей.
Решение:
1) Эффективный месячный фонд времени работы поточной линии:
2) Производственная мощность поточной линии:
16