Процесс риск-менеджмента
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Процесс риск-менеджмента
План:
1. Окружающая среда риск-менеджмента.
2. Выявление рисков.
3. Классификация рисков.
Окружающая среда риск-менеджмента
Под окружающей средой или с просто средой объединим совокупность внутренних и внешних условий, под влиянием которых ведется процесс риск-менеджмента.
Определение среды риск-менеджмента даст возможность идентифицировать границы и основные параметры процесса управления рисками. В понятие среды риск-менеджмента входят внешнее и внутреннее окружение организации, а также определяется цель управления риском. Цели должны учитывать особенности внешнее и внутреннее окружение организации.
Стадия определения среды риск-менеджмента необходима для понимания миссии, стратегии и основных идей компании. А уже исходя их этого - понимания ее рисков и существенности их влияния на бизнес-процесс.
Итак, основные задачи, выполняемые при определении среды риск-менеджмента:
– формализация целей предприятия;
– определение внешних условий бизнес-среды, в рамках которой нужно достичь поставленных целей;
– определение сферы применения и целей риск-менеджмента;
– установление уровень приемлемого риска;
– формулировка требований к бизнес-процессам предприятия, задействованных в процессе управления риском;
– формализация списка показателей, которые предполагается использовать для выявления рисков в процессе риск-менеджменета.
Рассмотрим более подробно эту стадию. Главная задача – это проведение предварительной оценки всех факторов, влияющих на деятельность организации в достижении целей и планов. Результатом этой оценки является краткая и конкретная формулировка целей предприятия, четких критериев их достижения, задач управления рисками и очередность мероприятий при выявлении рисков. Принципиальным моментом является установка четких границ риск-менеджмента (сфера применения, цели, входные и выходные параметры и ресурсы).
Мы уже сформулировали понятие риска как вероятность возникновения неблагоприятной ситуации, которая посредством влияния на запланированные результаты бизнес-процесса приводит к финансовым потерям.
На что нужно обратить внимание при определении внешних условий работы предприятия? Перечислим их:
– культурные, социальные, нормативные, сформировавшаяся деловая практика и политические условия;
– преимущества и недостатки предприятия на рынке;
– потенциальные возможности организации и негативные причины, которые могут помешать развитию;
– особенности внешних участников процесса управления риском;
– основные индикаторы экономической деятельности предприятия.
После определения внешних условий приступаем к анализу основных внутренних документов организации, например, планы, бюджеты, отчеты и другие документы, имеющие статус официальных.
Также, при определении среды риск-менеджмента требуется проверить планируемые результаты предприятия и сформулированные задачи для риск-менеджмента на предмет соответствия законодательству.
Определение сферы применения и целей риск-менеджмента состоит из:
– рассмотрение бизнес-процесса, и формализация его целей и задач;
– определение масштаба бизнес-процесса в работе предприятия, его или функционал во временных и пространственных рамках;
– оценка объема необходимых исследований и, требуемых для этого ресурсов;
– формализация взаимодействия подразделений, занятых в процессе риск-менеджмента.
В случае если не в полной мере установлены основные направления, которые подлежат анализу при выявлении рисков, то такой процесс риск-менеджмента будет не полноценным.
Представим процесс риск-менеджмента как совокупность элементов, причем каждый элемент обладает своей спецификой, чем и отличается от всего процесса. Поэтому при выявлении рисков требуется прорабатывать все вероятные причины их возникновения. Если использовать обратный метод, т.е. рассматривать бизнес-процесс как единое целое, то выявление всех рисков на протяжении всего бизнес-процесса представляет сложную задачу. Кроме определения сферы элементов бизнес-процесса, требуется установить граничные условия, т.е. ограничения бизнес-процесса.
Выявление рисков
В понятие выявление (идентификация) рисков входят последовательность действий для раскрытия характеристик риска, т.е. определение, «что может случиться?», «где?», «когда?», «как?» и «почему?».
Задачей выявления рисков является формирование полного списка рисков, влияющие при их реализации, на бизнес-процесс предприятия. Такой список должен включать как риски, которые уже реализовались, и предприятие понесло из-за этого убытки, так и ранее не реализовавшиеся риски, но представляют опасность для деятельности организации.
Источником риска является его причина. Например, неправильно организованная работа в столовой на предприятии может привести к опозданиям работников с обеденного перерыва. Одного источника риска для проявления рисковой ситуации недостаточно. Нужны условия, когда причина риска реализуется. Такие условия называются факторами риска. Т.о. для реализации рисковой ситуации требуются как причины, так и факторы риска. В случае их реализации риска предприятие имеет дело уже с последствиями риска в виде финансовых потерь.
Напрашивается вывод – создание списка, его еще называют библиотекой, рисков является ответственной задачей, т.к. от полноты этого списка будет зависеть объем работ по минимизации рисков.
При формировании библиотеки рисков важным фактором является полнота и качество информации. Качество информации определяется следующими критериями:
• Достоверность;
• Объективность;
• Своевременность;
• Актуальность;
• Полнота.
Получить требуемые данные для процесса риск-менеджмента необходимо всеми доступными путями:
• Экспертная оценка со стороны операционных подразделений-владельцев бизнес-процессом;
• Информация из других организаций;
• Маркетинговые исследования и SWOT-анализ;
• Информация из страховых отчетов;
• Отчеты внешних и внутренних аудиторских проверок;
• Результаты проверок контролирующих органов;
• Данные из библиотеки рисков по ранее собранным рискам и предыдущим происшествиям.
Как мы видим, пути получения информации различны. Различны и виды/типы рисков, подлежащих обработке. Следующим шагом является классификация рисков. Классификация позволяет сгруппировать их по общим признакам и дальнейшую работу с ними проводить системно.
Классификация рисков
Наиболее часто применяется классификация рисков по природе их возникновения:
— политические (их причина - изменение политической обстановки за рубежом и внутри страны);
— экономические (причина - влияние экономических факторов);
— правовые (причина - изменение законодательства, требования регулятора и игых нормативов);
— финансовые (кредитный, рыночный или риск инфляции, ликвидности, операционный и пр.);
— производственные и технические;
— социальные (причина - социальными проблемы);
— экологические (природные), связанные с экологическими катастрофами и бедствиями;
— информационные.
Политические риски.
Изменение внешнеполитической или внутриполитической обстановки вплоть до военных действий может серьезным для предприятия последствиям вплоть до национализации предприятия, конфискации товаров, введения различно рода ограничений на поставку/закупку продукции и т.д. Чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной введение моратория на денежные переводы или конвертацию национальной.
Экономические риски.
Вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь из-за случайного изменения экономических условий деятельности организации называют экономическими рисками.
Правовые риски.
Такие риски возникают вследствие административных и законодательных изменений и связаны с изменением существующего законодательства (имеем ввиду вообще всех нормативных актов), с противоречивостью правовой базы, позволяющей неоднозначное трактование.
Финансовые риски.
Риски, реализующиеся при финансовой деятельности организации. Финансовые риски подразделяются на:
• инфляционные риски (падение стоимости денежных активов и ожидаемых доходов и прибыли из-за инфляционных процессов);
дефляционные риски (риск падения уровня цен и, как следствие, возможное снижение прибыли);
• валютные риски (вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валюты после подписания финансового соглашения);
• риски ликвидности (риски, потери при продаже ценных бумаг или других товаров вследствие изменения их стоимости).
• инвестиционные риски (вероятность финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности компании).
Производственные и технические риски.
Риски, проявляющиеся в производственном цикле предприятия.
Социальные риски.
Это, в общем случае, возможные нарушения социального положения. Социальный риск — это вероятность падения финансового обеспечения работника и его семьи из-за снижения уровня заработка, дополнительных трат на медицинскую помощь, и других социальных изменений. К социальным рискам относится также деятельность социальных и иных общественных организаций.
Экологические риски.
Экологические риски это вероятность возникновения негативных изменений в природе или последствий этих изменений, из-за отрицательного влияния на окружающую среду.
Информационные риски.
Информационные риски — это риск убытков вследствии использования на предприятии информационных технологий, т.е. риски, связанные с генерацией, обработкой, передачей, хранением и использованием различных данных (информации).
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1. Что понимается под окружающей средой риск-менеджмента?
2. Каковы основные задачи, выполняемые при определении среды риск-менеджмента?
3. На какие основные вопросы нужно ответить при выявлении рисков?
4. Что такое библиотека рисков?
5. Каковы группы рисков по природе их возникновения?