Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Процесс бюджетирования и организация системы бюджетирования на предприятии

  • 👀 279 просмотров
  • 📌 196 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Процесс бюджетирования и организация системы бюджетирования на предприятии» pdf
Тема 2. ПРОЦЕСС БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1. Общая последовательность разработки общего бюджета 2. Содержание оперативного бюджета 3. Содержание финансового бюджета ВОПРОС 1. ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕГО БЮДЖЕТА Общий (генеральный) бюджет – это скоординированный план работы для предприятия в целом. Общий бюджет включает в себя: I. Оперативный бюджет: 1) бюджет продаж (по товарам и регионам в натуральном и стоимостном выражении); 2) бюджет производства (по видам товаров); 3) бюджет прямых материальных затрат (по видам затрат); 4) бюджет затрат на оплату труда (по подразделениям); 5) бюджет накладных расходов (по видам расходов); 6) бюджет себестоимости. II. Финансовый бюджет: 1) бюджет денежных средств (в помесячном разрезе); 2) бюджет капитальных вложений; 3) бюджет финансовых результатов (соответствует отчетной форме); 4) бюджет активов и пассивов (прогнозный баланс). Такая последовательность бюджетов обусловлена тем, что для составления каждого последующего необходимо предварительно наличие предыдущего вида бюджета. Поэтому такая последовательность тесно связана с проведением комплексного анализа предприятия. Так, для составления прогнозного баланса необходимо, прежде всего, спрогнозировать объем продаж, на основе чего заложить в смету объем производства, сметную себестоимость, денежный поток и прогноз финансовых результатов. При составлении бюд1 жета себестоимости составляются сметы производства, прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и общепроизводственных (накладных) расходов. ВОПРОС 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО БЮДЖЕТА Оперативный бюджет, или текущий или периодический бюджет, включает следующие основные элементы: 1. Бюджет продаж – является основой для составления остальных видов бюджетов. Прогнозирование и планирование объема продаж является первым этапом и наиболее ответственным моментом всего процесса подготовки бюджета. Решение об объеме продаж на предстоящий год принимается высшим руководством предприятия на основании анализа в сфере маркетинга с учетом имеющихся производственных мощностей. 2. Бюджет производства. На основе бюджета продаж определяется количество единиц продукции или услуг, которое следует произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Данные производственного бюджета составляют основу производственного графика, который строится с учетом сезонных колебаний спроса. 3. Бюджет закупок (или бюджет прямых затрат на сырьё и материалы). Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть представлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. В этом бюджете определяют сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Умножая количество единиц материалов на их закупочные цены, получают стоимость материалов, которую включают в бюджет закупок. 4. Бюджет трудовых затрат (или бюджет прямых затрат на оплату труда) в натуральном выражении определяет рабочее время (в часах), необходимое для выполнения запланированного объема производства. Это время рассчитывается путем умножения количества единиц продукта на норму за2 трат труда (в часах на единицу). В этом же или в отдельном документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением требуемого рабочего времени на различные часовые ставки оплаты труда. 5. Бюджет общепроизводственных накладных расходов – это детализированный план предполагаемых непрямых производственных затрат, необходимых для поддержания производственного потенциала в состоянии, обеспечивающем выполнение производственного плана (расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на их страхование, расходы на отопление и освещение, оплата труда работников, занятых обслуживанием производства, и др.). 6. Бюджет расходов по продажам (или бюджет коммерческих расходов) отражает все предполагаемые расходы, связанные с комплексом маркетинга, обеспечивающим сбыт товаров и услуг в следующем году. 7. Бюджет управленческих расходов – это детализированный план текущих операционных издержек, отличных от непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для функционирования предприятия в целом (административные расходы, амортизация и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендная плата за конторские помещения, расходы по оплате информационных, аудиторских, конституционных и аналогичных услуг). ВОПРОС 3. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА Финансовый бюджет, который является главным бюджетом, представляет собой план, в котором отражены предполагаемые источники финансирования средств и направления их использования. Этот бюджет включает в себя: 1. Бюджет капитальных затрат отражает направления капитальных вложений и источники получения инвестиционных ресурсов. 2. Бюджет финансовых результатов при корпоративном планировании 3 (когда речь идет о планировании на уровне концерна или холдинга, управляющего десятками предприятий) представляет собой прогнозный отчет о финансовых результатах. При планировании на предприятиях бюджет финансовых результатов представляет собой план прибылей и убытков; в этом случае он строится на основе данных об ожидаемых доходах и издержках по данным ранее перечисленных бюджетов. 3. Бюджет денежных средств составляется после составления всех упомянутых бюджетов, в том числе бюджета прибылей и убытков. Смета денежных средств – это план поступления денежных средств и платежей в течение будущего периода по месяцам или декадам и состоит из двух частей, в одной из которых отражаются ожидаемые поступления средств, а в другой – ожидаемые платежи. Для определения ожидаемых поступлений средств в планируемом периоде используют сведения из бюджета продаж; планируется приток средств и из других источников (продажа акций, активов, кредиты и займы). 4. Прогнозный баланс – последний этап подготовки общего бюджета. Для получения планового баланса используются данные всех бюджетов. На этом этапе проводится анализ будущих финансовых результатов и финансового состояния предприятия и руководство решает, принять ли предлагаемый к утверждению общий бюджет или пересмотреть его. 4
«Процесс бюджетирования и организация системы бюджетирования на предприятии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot