Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. ПРОЦЕСС БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Общая последовательность разработки общего бюджета
2. Содержание оперативного бюджета
3. Содержание финансового бюджета
ВОПРОС 1. ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ОБЩЕГО
БЮДЖЕТА
Общий (генеральный) бюджет – это скоординированный план работы
для предприятия в целом. Общий бюджет включает в себя:
I. Оперативный бюджет:
1) бюджет продаж (по товарам и регионам в натуральном и стоимостном
выражении);
2) бюджет производства (по видам товаров);
3) бюджет прямых материальных затрат (по видам затрат);
4) бюджет затрат на оплату труда (по подразделениям);
5) бюджет накладных расходов (по видам расходов);
6) бюджет себестоимости.
II. Финансовый бюджет:
1) бюджет денежных средств (в помесячном разрезе);
2) бюджет капитальных вложений;
3) бюджет финансовых результатов (соответствует отчетной форме);
4) бюджет активов и пассивов (прогнозный баланс).
Такая последовательность бюджетов обусловлена тем, что для составления каждого последующего необходимо предварительно наличие предыдущего вида бюджета. Поэтому такая последовательность тесно связана с проведением комплексного анализа предприятия. Так, для составления прогнозного баланса необходимо, прежде всего, спрогнозировать объем продаж, на
основе чего заложить в смету объем производства, сметную себестоимость,
денежный поток и прогноз финансовых результатов. При составлении бюд1
жета себестоимости составляются сметы производства, прямых материальных затрат, затрат на оплату труда и общепроизводственных (накладных)
расходов.
ВОПРОС 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО БЮДЖЕТА
Оперативный бюджет, или текущий или периодический бюджет, включает следующие основные элементы:
1. Бюджет продаж – является основой для составления остальных видов бюджетов. Прогнозирование и планирование объема продаж является
первым этапом и наиболее ответственным моментом всего процесса подготовки бюджета. Решение об объеме продаж на предстоящий год принимается
высшим руководством предприятия на основании анализа в сфере маркетинга с учетом имеющихся производственных мощностей.
2. Бюджет производства. На основе бюджета продаж определяется количество единиц продукции или услуг, которое следует произвести, чтобы
обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Данные производственного бюджета составляют основу производственного графика, который строится с учетом сезонных колебаний спроса.
3. Бюджет закупок (или бюджет прямых затрат на сырьё и материалы).
Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть
представлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных
бюджетах. В этом бюджете определяют сроки закупки и количество сырья,
материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Умножая количество единиц материалов на
их закупочные цены, получают стоимость материалов, которую включают в
бюджет закупок.
4. Бюджет трудовых затрат (или бюджет прямых затрат на оплату
труда) в натуральном выражении определяет рабочее время (в часах), необходимое для выполнения запланированного объема производства. Это время
рассчитывается путем умножения количества единиц продукта на норму за2
трат труда (в часах на единицу). В этом же или в отдельном документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением требуемого рабочего времени на различные часовые ставки оплаты труда.
5. Бюджет общепроизводственных накладных расходов – это детализированный план предполагаемых непрямых производственных затрат, необходимых для поддержания производственного потенциала в состоянии, обеспечивающем выполнение производственного плана (расходы по содержанию
и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на их страхование, расходы на
отопление и освещение, оплата труда работников, занятых обслуживанием
производства, и др.).
6. Бюджет расходов по продажам (или бюджет коммерческих расходов) отражает все предполагаемые расходы, связанные с комплексом маркетинга, обеспечивающим сбыт товаров и услуг в следующем году.
7. Бюджет управленческих расходов – это детализированный план текущих операционных издержек, отличных от непосредственно связанных с
производством и сбытом, но необходимых для функционирования предприятия в целом (административные расходы, амортизация и расходы на ремонт
основных средств управленческого и общехозяйственного назначения,
арендная плата за конторские помещения, расходы по оплате информационных, аудиторских, конституционных и аналогичных услуг).
ВОПРОС 3. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА
Финансовый бюджет, который является главным бюджетом, представляет собой план, в котором отражены предполагаемые источники финансирования средств и направления их использования. Этот бюджет включает в
себя:
1. Бюджет капитальных затрат отражает направления капитальных
вложений и источники получения инвестиционных ресурсов.
2. Бюджет финансовых результатов при корпоративном планировании
3
(когда речь идет о планировании на уровне концерна или холдинга, управляющего десятками предприятий) представляет собой прогнозный отчет о
финансовых результатах. При планировании на предприятиях бюджет финансовых результатов представляет собой план прибылей и убытков; в этом
случае он строится на основе данных об ожидаемых доходах и издержках по
данным ранее перечисленных бюджетов.
3. Бюджет денежных средств составляется после составления всех упомянутых бюджетов, в том числе бюджета прибылей и убытков. Смета денежных средств – это план поступления денежных средств и платежей в течение будущего периода по месяцам или декадам и состоит из двух частей, в
одной из которых отражаются ожидаемые поступления средств, а в другой –
ожидаемые платежи. Для определения ожидаемых поступлений средств в
планируемом периоде используют сведения из бюджета продаж; планируется
приток средств и из других источников (продажа акций, активов, кредиты и
займы).
4. Прогнозный баланс – последний этап подготовки общего бюджета.
Для получения планового баланса используются данные всех бюджетов. На
этом этапе проводится анализ будущих финансовых результатов и финансового состояния предприятия и руководство решает, принять ли предлагаемый
к утверждению общий бюджет или пересмотреть его.
4