Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проблема личности в общей и специальной психологии

  • 👀 444 просмотра
  • 📌 399 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Проблема личности в общей и специальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проблема личности в общей и специальной психологии» doc
Лекция 4.  Проблема личности в общей и специальной психологии (тифлопсихологии)       Понятие «личность» является одной из междисциплинарных категорий. Данное понятие широко используется в разных областях социогуманитарных наук -  в философии, социологии, педагогике  и в разных областях психологических наук, в том числе и в специальной педагогике и психологии.      В отечественной и зарубежной психологии нет однозначного определения личности. Личность (от латинского persona) - в классической латыни это слово обозначало прежде всего "маску" (ср. рус. "личина") - слепок с лица предка, ритуальную маску и театральную. Существуют разные определения личности,  которые  зависят от подходов ученых к решению вопроса о  том, какие  факторы влияют на формирование личности.         В советский период в отечественной психологии существовала одна единственная теория личности, которая соответствовала  концепции личности, которая складывается в социологии  во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. При этом большую роль в формировании  отечественной теории личности в психологии сыграла марксистско-ленинская теория. Согласно марксистской теории личности,  содержание личности  определяют, прежде всего,  социальные условия, что соответствовало теории коммунистического воспитания, в частности положению о воспитании личности в коллективе (учебном, трудовом и пр.). Личность  рассматривается  как специфическое образование, непосредственно выводимым из различных социальных факторов. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.     В 90-е годы, когда в России происходит смена идеологических ориентиров в научных исследованиях  происходит пересмотр методологических  подходов к  определению личности как в общей, так и в специальной психологии.  В России получают широкое распространение зарубежные концепции личности, появляется много ее дифиниций (определений).  Олпорт Го́рдон Уи́ллард О́лпорт (англ. Gordon Willard Allport; 1897- 1967) — американский психолог, разработчик теории черт личности насчитывает около 55  определений личности.        Каждая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным описывать и интерпретировать поведение человека, его проблемы, а также представлено определение личности.              По мнению некоторых исследователей, личность является  одной из  теоретических понятий, которое используется при характеристики человека наряду с такими понятиями как «индивид»,  «индивидуальность», «индивидуальные особенности».           В психологии первым понятием, с которого начинают изучение личности, считается индивид.     Индивид – это характеристика человека со стороны его биологической организации.  Индивид (лат. individuum «неделимый») — отдельный организм, единичная особь представителей Homo sapiens. Люди как индивиды представляют собой комплекс природных генетически зависимых качеств, формирование которых реализуется в период онтогенеза, итогом чего делается биологическая зрелость людей. Таким образом, в понятии индивид выражается видовая принадлежность человека. Каждый человек рождается индивидом. Индивидные качества - строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения,  структура мозга - возможность развития интеллекта, строение рук определяет перспективу использования орудий труда. Данными возможностями человек при рождении отличается от детеныша животного, что подтверждает принадлежность ребенка к человеческому роду. После рождения, ребенок приобретает новое качество – он становится личностью. В известном выражении «личностью не рождаются, а становятся» отражена сущность понятия «личность». Личность является качество индивида, которое он приобретает в процессе социального взаимодействия.  Индивид, выросший вне человеческого общества, впервые столкнувшись с людьми, не обнаружит помимо индивидуальных особенностей никаких личностных качеств, происхождение которых имеет всего общественно-исторический характер (пример, дети Маугли).        Таким образом,   «личность»  - это  приобретенное социальное качество индивида (А.В.Петровский). По определению А.В.Петровского, если  индивид обладает вполне чувственными (то есть, доступными восприятию с помощью чувств) качествами(свойствами): телесностью, цветом глаз, волос, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д., то понятие личность  является   «сверхчувственным качеством» индивида (подобно «прибавочной стоимости», которая в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором воплощен не оплаченный труд рабочего). Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, определить  которые может лишь научный анализ.      Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность». Личность человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющую своеобразие человека, его отличие от других людей.  Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления и т.п.), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей. Таким образом,  личность человека неповторима в своей индивидуальности.      Личность и индивидуальность также, как и личность и индивид, образуют некое единство, но не  являются  тождественными понятиями. В качестве личностных качеств могут  выступать только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени  проявляются (“втянуты”) в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальность только одна из сторон личности человека, поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, которые предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.п..)необходимо понимать, что индивидуальный подход  - это всего лишь аспект более общего личностного подхода к школьнику. Личностный подход в отличии от индивидуального основан на изучении условий и обстоятельств включенности  школьника в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями, родителями, друзьями и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя удается выяснить, как «вписывается» школьник в коллектив, какое место он занимает в иерархии отношений с учениками, что побуждает его поступать так или иначе и т.д.  Таким образом, личностный подход к школьнику не ограничивается учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств и т.п., а нацелен на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности. Если индивидуальный подход в обучении и воспитании оказывается оторванным от личностного, то он ведет, как отмечают психологи,  к “коллекционированию” черт индивидуальности.     Таким образом,  личность представляет собой интегративное целостное образование, системное(социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. К личностным качествам не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе.       Личность способна изменяться, приобретать новые качества. Но что конкретно влияет на формирование личности? Данный вопрос  является одним из проблемных вопросов.   В качестве факторов, которые влияют на формирование личности выделяют биологические и социальные факторы. Выделение в качестве ведущих факторов либо биологических, либо социальных факторов  привело к  появлению одной из классификаций теорий личности – биологизаторских или социологизаторских теорий личности.        Кроме того основаниями для классификации  теорий личности могут быть способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и другие основания.     В соответствии с бихевиористской теорией личности,  основоположником которой является американский ученый Д. Уотсон, личность –  это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека.  Описание личности можно получить на основе, например, психодиагностического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), получивший большую популярность во всем мире.      Согласно  теории социального научения (А.Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.      Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд), которую относят к биологизаторским концепциям личности, так как в качестве ведущих факторов формирования личности Фрейд рассматривает биологические инстинкты(потребности). Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). «Оно» - бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия. «Сверх-я» - это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести. «Я » старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.      Гуманистическая теория (А. Маслоу) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению Маслоу основная потребность человека - стремление к самосовершенствованию и самовыражению, к «самоактуализации», процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Маслоу считает, что самоактуализация - это явление врожденное, она входит в природу человека, что позволяет отнести его теорию к биологизаторским концепциям. Следовательно, самоактуализация - это одна из врожденных потребностей. Проблема личности в тифлопсихологии Изучению личности лиц со зрительной патологией до сих пор уделяется недостаточное внимание, что частично может быть объяснено неразработанностью теории личности в общей психологии.         При описании личности детей со зрительной патологией в основном описывают ее специфику. По сравнению с Выготским Л.С., который отмечает отсутствие зависимости развития личности от зрительной патологией, поскольку  для него слепота, понятие дефективность прежде всего социальные понятия, и в то же время источник  и мобилизатор сил, положительных перестроек психической жизни (теория сверхкомпенсации),   в более поздних работах отмечаются многочисленные отклонения в развитии личности, обусловленные дефектом зрения. Отмечается формирование чувства неполноценности, зависимости, отрицательное влияние слепоты на развитие интересов, развитию негативных социальных установок на избегание, эгоцентричности, снижение инициативности, нарушение самооценки и пр.         Необходимо отметить, что при выделении отрицательных свойств личности авторы основывались либо на умозрительных заключениях, исходя из мировоззренческих  философских позиций, либо изучение проводилось без сравнения со зрячими, либо выявленные различия оказывались незначительными и требуют дальнейшего подтверждения, в том числе с использованием методов математической обработки полученных данных.  Подобные оценки связаны с трудностями в изучении и сопоставлении отдельных свойств     Существуют и трудности  изучения личности при наличии зрительной патологии. В чем  они заключаются?        .    А) не всегда удается использовать методику для зрячих, а конструирование методик для слепых и слабовидящих приводит к ограничениям в использовании их для зрячих Б) трудности из-за малочисленности популяции людей с нарушенным зрением. Когда эта популяция расчленяется по показателям пола, возраста, образования, аномальным факторам, то выборки людей остаются очень маленькими  для того, чтобы проследить влияние всех переменных на изучаемое свойство. В) технические трудности, связанные с  предъявлением тестового материала и фиксация ответов испытуемых. Брайлевским письмом пользуются не все слепых и слабовидящие. Присутствие исследователя при устном предъявлении материала нарушает интимность процедуры исследования и искажает ответы ( склоняет их к социально желательным). В последнее время появилась возможность проведения исследований посредством онлайн-опросов для инвалидов по зрению, которые владеют компьютерной информационной грамотностью     Тем нее менее, имеются исследования личности с использованием проективных методик, использование их в процессе реабилитации реабилитологами ( методики  личностный дифференциал, УСК, ММР! И др.) для осуществления индивидуального продхода.            Как отмечалось выше  формирование личности обусловлено совокупностью биологических и социальных факторов. Глубокие нарушения зрения– лишь один из факторов, сложным образом   взаимодействующий с другими. Социальные факторы могут усилить отрицательное действие дефекта зрения, но могут и свести это действие почти на нет. Слепой и слабовидящий живет в среде зрячих, из которой он черпает и интериоризирует общечеловеческие стереотипы и нормы поведения, которые и составляют каркас личности. Даже самые глубокие нарушения зрения (тотальная слепота) не приводят к изменениям поведения, выходящим за рамки нормы реакции.     Качества личности людей с дефектами зрения столь же многообразны, как и  качества зрячих. Фактор состояния зрения взаимодействует с другими факторами и результат этого взаимодействия порой бывает неблагоприятным. Но это индивидуальные конкретные случаи, которые и должны попасть в поле зрения психолога и реабилитолога. Могут возникать временные нарушения, в частности, временные кризисные состояния ( реакция личности на слепоту), но существует много и других причин помимо нарушения зрения для развития подобных состояний. Важно, как человек выходит из этого состояния.
«Проблема личности в общей и специальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot