Приватизация государственного и муниципального имущества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 12. Приватизация государственного и муниципального имущества
12.1. Правовое регулирование отношений в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.
12.2. Понятие приватизации.
12.3. Порядок и способы приватизации.
12.4. Приватизационные сделки. Их виды и особенности.
12.1. Правовое регулирование отношений в сфере приватизации государственного и муниципального имущества
Приватизация государственных и муниципальных предприятий имеет важное экономическое и социальное значение. Она является одним из главных элементов мер, связанных с переходом от плановой экономики к рыночной.
Приватизация в России сложнее и шире по масштабам, чем в любой стране мира. Здесь существуют десятки тысяч крупных предприятий. Даже в период своего расцвета государственный сектор промышленно развитых стран и стран со смешанной экономикой был невелик по сравнению с его долей в России. Долгое время государственные предприятия составляли сущность всей экономики страны. Приватизация в России рассматривается как самый эффективный способ более продуктивного использования недостаточно задействованных и простаивающих мощностей1.
Переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке разных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и иных автономно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы. Необходимо было создать такую среду, в которой каждый из участников приводит в действие механизм конкуренции и заставляет всех искать пути к успеху.
Экономика советского периода истории России, обладая благодаря плановому ведению хозяйства рядом преимуществ (планомерность производства, возможность концентрации ресурсов для достижения цели, всеобщая занятость населения, социальная гарантированность прав граждан), дискредитировалась низким уровнем производительности труда, затратным характером производства, отторжением научно-технического прогресса.
Для кардинальных изменений в экономике при любом варианте перестройки возникла необходимость создать конкурентную рыночную среду, оживить в производителе товаров, услуг потенции непосредственного и собственного интереса к результатам хозяйствования. К середине 80-х годов прошлого столетия стала явственно ощущаться объективная потребность создать новые отношения собственности, демонополизировать экономику, устранить исключительное положение государственных предприятий.
Все это можно было сделать на основе разгосударствления и приватизации2.
Сам термин «приватизация» впервые упомянут в Законе РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»3. Данным законом закреплялась экономическая основа суверенитета РСФСР в признании земли, ее недр, воздушного пространства, воды, лесов, растительного и животного мира, других природных и сырьевых ресурсов, расположенных на территории РСФСР, а также художественных и культурных ценностей национальным богатством народов РСФСР. Совет Министров РСФСР был уполномочен распоряжаться и управлять государственным (республиканским) имуществом. Разгосударствление и приватизация указанных объектов и средств осуществляются в соответствии с законодательством РСФСР. Было указано, что преобразование расположенных на территории РСФСР государственных предприятий союзного подчинения в акционерные общества, перевод в иные формы собственности осуществляется исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.
Немного позже был издан Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., который закрепил признание и охрану права собственности в РСФСР, гарантировал стабильность отношений собственности и обеспечил условия их развития и защиты. Установлено, что собственник по своему усмотрению может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Отныне, имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности определенного вида не допускается. Разрешено объединение имуществ, находящихся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), если иное не предусмотрено законом4.
Первый закон, специально посвященный приватизации предприятий, был принят 3 июля 1991 г. (Закон РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»), который касался именно предприятий и их имущества, а не других видов государственного и муниципального имущества5. В нем не упоминались, например, земельные участки, включая те, на которых предприятия размещены. В соответствии с данным Законом, под приватизацией понималось приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и муниципальных образований в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий(действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника), долей (паев, акций) государства и муниципальных образований в капитале акционерных обществ (товариществ),принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Таким образом, закон закрытым перечнем указывал, какие виды имущества являются объектами приватизации
Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации издал Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», который, соответственно, определил отнесение объектов к федеральной собственности, к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов и к муниципальной собственности6.
Важнейшим документом явился Указ Президента России от 29 января 1992 г. N 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», который ввел 8 положений, содержащих: порядок подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия Российской Федерации; методические указания по оценке стоимости объектов приватизации; порядок преобразования государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества; порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе и другие положения7. Данный указ, фактически, послужил началом образования первых акционерных обществ в новой, постсоветской России.
В связи с принятием Указа Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721
«Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», начинается преобразование государственных предприятий (кроме совхозов), производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также акционерных обществ закрытого типа, более 50 процентов уставного капитала которых находится в государственной собственности, в акционерные общества открытого типа (АООТ)8.
Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ» с 1 октября 1992 г. в РФ была введена в действие система приватизационных чеков, реализующих механизм бесплатной передачи гражданам Российской Федерации в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах9.
Цели, задачи, способы и ограничения приватизации были изложены в Указе Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»10. К числу таких целей относятся:
1) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
2) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
3) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
4) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
5) привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
6) содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).
В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами)11.
1 июля 1994 г. завершается срок действия приватизационных чеков. В связи с этим был издан новый Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», который устанавливает, что целью приватизации государственных и муниципальных предприятий после завершения срока действия приватизационных чеков является формирование широкого слоя частных собственников, привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных, содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров)12.
Устанавливается порядок преобразования предприятий в акционерные общества, способы приватизации и предоставляемые льготы. Предприятия приватизируются путем безвозмездной передачи или продажи акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации, работникам указанных предприятий и приравненных к ним лицам, продажи предприятий, не являющихся акционерными обществами, путем выкупа арендованного имущества.
Следует отметить, что с введением в действие 1 января 1995 г. первой части Гражданского Кодекса РФ, статьей 217 определяется приоритет специального законодательства в отношении приватизации государственного и муниципального имущества – примат приватизационного законодательства над общегражданским13. Отсюда, положения ГК РФ применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В дальнейшем приватизация государственных и муниципальных предприятий стала регулироваться законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, которое распространяется не только на имущество предприятий, но и на другие виды имущества. В 1997 г. был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», который действовал до 2002 г14. Все обязательства, возникшие по договорам купли-продажи государственного или муниципального имущества до вступления в силу нового закона, подлежали восстановлению в учете продавцами имущества в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу данного закона. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, заключенные до дня вступления в силу данного закона и не содержащие стоимостной оценки указанного имущества, признавались ничтожными с момента их заключения и не влекли за собой правовые последствия.
В настоящее время основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»15.
Данный закон ввел новое понятие - «прогнозный план (программа) приватизации». В отличие от Государственной программы, которая задумывалась как нормативный правовой акт, прогнозный план (программа) приватизации по своей юридической природе - акт планирования (прогнозирования).
На данный момент, на федеральном уровне действует Прогнозный план приватизации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 N 2102-р (ред. от 15.05.2013) «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы»16. Он содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных общества, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В нем приводятся характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации.
Ряд полномочий Правительства РФ в области приватизации и совершенствования управления государственным имуществом определен Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»17.
12.2. Понятие приватизации
В действующем законодательстве под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.
Иными словами, приватизация - это передача государственного и муниципального имущества в частную собственность. Она касается широкого круга объектов государственного и муниципального имущества, но в рамках курса предпринимательского права мы рассматриваем лишь приватизацию государственных и муниципальных предприятий.
Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную. В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности18.
Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: как управленческая деятельность, экономическом и правовом.
В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах.
Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.
Под субъектами приватизации следует понимать собственников, продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.
Собственниками отчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для реализации своих прав как собственника публичные образования создают органы, уполномоченные управлять соответствующим имуществом и, следовательно, наделенные компетенцией в сфере его приватизации. В отношении федерального имущества таким органом выступает Правительство РФ. В его составе действует Министерство экономического развития РФ, наделенное функциями по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере приватизации. Осуществление полномочий по приватизации федерального имущества возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Также, законом устанавливаются и другие ограничения и исключения.
Объекты приватизации - это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Здесь действуют некоторые ограничения в объектном составе и отдельные объекты подлежат приватизации по иным федеральным законам. Например, Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» регулирует передачу в собственность граждан жилых помещений19. Также, Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной и муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества20.
Установлен запрет на приватизацию имущества, отнесенного федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущества, которое в силу федеральных законов может находиться только в государственной и муниципальной собственности.
Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи. Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества, которая включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.
Правовой аспект приватизации состоит в том, что право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д. Также, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи, который является основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских прав, то есть юридическим фактом (ст. 8 ГК).
Таким образом, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в программе приватизации21.
Сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество. Следовательно, приватизация представляет собой процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность) в целях формирования слоя новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества и управлению им.
12.3. Порядок и способы приватизации
Порядок приватизации — урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность юридических фактов.
Порядок приватизации состоит из следующих этапов:
1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;
2. Принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества;
3. Исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.
Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Законодательство предоставляет иным юридическим и физическим лицам право направлять свои предложения и мнения о приватизации федерального имущества, но не придает направлению подобных предложений значимых правовых последствий, в отличие от ранее действовавшего законодательства, уделявшего большое внимание инициативе покупателей государственного имущества. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год.
Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении содержатся характеристика приватизируемого имущества (наименование и иные данные, позволяющие индивидуализировать его) и способ приватизации, а также иные предусмотренные законом и необходимые для приватизации имущества сведения (нормативная цена, срок рассрочки платежа).
Особые требования предъявляются к содержанию решения об условиях приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия. Права такого унитарного предприятия со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса предприятия заметно ограничены.
Порядок планирования и порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества определяются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
Стадия исполнения решений В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества.
Способы приватизации - это предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц.
Перечень способов приватизации, содержащийся в гл. 4 Закона о приватизации, является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ приватизации.
Для приватизации государственного и муниципального имущества могут быть использованы следующие способы, перечисленные в статье 13 Закона о приватизации:
1) преобразование унитарного предприятия в: открытое акционерное общество (ОАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО);
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
По мнению Е.П. Губина и П.Г. Лахно, способы приватизации расположены в законе в определенном порядке исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами22.
Проф. В.С. Белых приводит противоположную точку зрения, считая, что переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован и здесь нет очередности. Конкретный способ приватизации предусматривается решением об условиях приватизации, а потому переход от одного способа приватизации к другому возможен только посредством внесения соответствующих изменений в решение об условиях приватизации23.
12.4. Приватизационные сделки. Их виды и особенности
В общем виде, приватизация представляет собой акт передачи государственной или муниципальной собственности в собственность физических и юридических лиц. На завершающей стадии процесса приватизации, центральное место принадлежит институту сделок, так как именно сделки предопределяют юридический результат - возникновение прав собственности на государственное, муниципальное имущество. Но вместе с тем, основы легитимности приватизационных сделок формируются на этапе законотворческой деятельности и начальных стадиях приватизации24.
Процедура приватизации государственного и муниципального имущества заканчивается оформлением договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом «О приватизации». В договоре указываются обязательные условия: сведения о продавце и покупателе, наименование имущества, место его нахождения, состав и цена, количество акций ОАО, их категория или размер доли в уставном капитале ООО, а также порядок и срок передачи такого имущества в собственность покупателя, форма и сроки платежа за приобретенное имущество и иные сведения, указанные в законе. Кроме того, сторонами такого договора по взаимному соглашению могут быть установлены иные условия.
Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения и стоимостную оценку.
Гражданский кодекс признает, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (п.2 ст. 132 ГК РФ), поэтому право собственности на государственное или муниципальное предприятие переходит от собственника к его покупателям в порядке, установленном действующим законодательством и договором купли-продажи недвижимости (ст. 549—566 ГК РФ, посвященные продаже недвижимости и предприятий).
Стоит отметить, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 560 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 г. договор продажи предприятия не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации перехода права собственности на недвижимость (п. 1 ст. 551, 564 ГК РФ).
Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст. 556 ГК РФ).
Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия (ст. 563 ГК РФ).
Законодательство о приватизации государственного имущества, ГК РФ не содержит конкретных норм, определяющих кто и в какие сроки должен оформить договор купли-продажи имущества. Исключением являются порядок и сроки оформления договора купли-продажи предприятий по результатам аукциона или конкурса.
В соответствии с Временными положениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе или по конкурсу договор купли-продажи подписывается в срок не более 30 календарных дней с момента подписания сторонами протокола о результатах аукциона или конкурса.
Из п. 1 ст. 28 Закона «О приватизации предприятий» можно было сделать вывод, что фонд как продавец имущества обязан оформить договор купли-продажи.
При уклонении продавца от заключения договора либо отказе сделать это покупатель вправе был обратиться с заявлением о понуждении заключить договор в общий или арбитражный суд.
Что касается купли-продажи предприятия, ГК РФ лишь установил, что подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если не предусмотрено иное (ст. 563).
В ст. 551 ГК РФ установлено, что когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Другая сторона при этом обязана возместить убытки, вызванные задержкой регистрации.
Закон устанавливает, что в случае осуществления приватизации с нарушением установленного порядка возможно предъявление исков о расторжении договоров купли-продажи. В законе также приведен перечень оснований для признания сделок недействительными.
Под недействительной понимается сделка, не соответствующая нормам законодательства. В случае признания таковой она не порождает правовых последствий с момента заключения. Каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, если иное не предусмотрено ГК или другими законодательными актами.
Расторжение договора, напротив, означает, что договор был заключен правомерно, а факт его расторжения прекращает обязательства лишь на будущее время. Если договор (сделка) при приватизации может быть признан недействительным только в судебном порядке, то расторгнуть договор стороны могут сами. При отсутствии соглашения между ними иск предъявляется в суд25.
Перечень оснований для признания договоров (сделок) о приватизации недействительными, предусмотренный в ст. 29 Закона о приватизации государственного имущества не является исчерпывающим.
Основаниями для признания сделок приватизации государственного или
муниципального имущества недействительными являются:
1) нарушение законодательства, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества;
2) приобретение приватизируемого имущества лицом, не имеющим на это права;
3) использования при приватизации незаконных средств платежа;
4) наличие сговора между продавцом и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;
5) предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями;
6) иное основание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Грубым нарушением порядка приватизации можно признать включение в программу приватизации или выставление на конкурс, аукцион предприятий, находящихся в аренде у трудового коллектива.
Список правовых актов и используемой литературы.
Нормативные правовые акты
1. Гражданский Кодекс РФ. Часть первая — 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2011 N 65-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст.3301; Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая — 26 января 1996 года N 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 19.07.2011 N 248-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N5. Ст.410.
2. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 220-ФЗ, с изменениями, внесенными ФЗ от 18.07.2009 N 181-ФЗ) // СЗ РФ.2002. N 4.Ст. 251.
3. Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. утв. Указом Президента РФ от 22.07.1994г. N 1535 (с изм. от 14.01.2011 г.) // СЗ РФ.1994. N 1478.
Официальные акты высших судебных органов, судебная практика
1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П по делу о проверки конституционности п. 7 ст. 21 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «Об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3411.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 г. N 64-О по делу о проверке конституционности пунктов 4.9 и 4.10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535 «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» // СЗ РФ. 1999. N 25. Ст. 3169.
3. Постановление Президиума ВАС РФ N 10477/05 от 29.11.2005г. «По спорам о праве собственности (вещные права); по поводу сделок приватизации» // Вестник ВАС РФ.2006.N5.
4. Постановление Президиума ВАС РФ N 6623/05 от 24.01.2006г. «По спорам о праве собственности (вещные права); по поводу сделок приватизации» // Вестник ВАС РФ.2006.N6.
5. Постановление Президиума ВАС РФ N 7663/05 от 15.11.2005г. «По спорам о праве собственности (вещные права); по поводу сделок приватизации» // Вестник ВАС РФ.2006.N6.
6. Постановление Президиума ВАС РФ N 9939/05 от 13.12.2005г. «По спорам о праве собственности (вещные права); по поводу сделок приватизации» // Вестник ВАС РФ.2006.N6.
7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ N60 от 21.02.2001 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением арбитражными судами ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2003. N 10. ( часть I).
8. Информационное письмо Президиума ВАС РФ N15 от 11.06.1997 « Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий»// Вестник ВАС РФ. 2003. N 10. ( часть I).
Литература
Основная
1. Бадтиев А. Правовое регулирование приватизации в субъекте Российской Федерации // Российская юстиция. 2002. N 8.
2. Бартош В.М. Приватизация публичного имущества путем внесения его в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ// Законодательство. 2000. N 5
3. Бартош В.М. Правовые основания приватизации в РФ в период с 12 июня 1990г. по 12 декабря 1991 г.// Законодательство, 2000, N2.
4. Гольцблат А.А. Мотивы скорейшей приватизации земли// Право и экономика. 2003. N3.
5. Егиазаров В.А. Вопросы приватизации газораспределительных сетей/ Право и экономика.2003. N8.
6. Лисицын В.В. «Правовое регулирование отношений трудовых коллективов и сторонних инвесторов в процессе «малой приватизации»/ В сб.: «Правовое регулирование и защита интересов собственности» (материалы теоретического семинара)- Омск: ОмЮИ МВД РФ. 1995.
Дополнительная
1. Кузнецов И.В. Проблемы совершенствования законодательства о приватизации// Гражданин и право. 2000. N1.
2. Любимов А.В. Приватизация федеральных государственных унитарных предприятий// Право и экономика. 2003. N6.
3. Пятков Д.К К вопросу о передаче в муниципальную собственность объектов соцкульбыта, находящегося на балансе приватизированных предприятий// Хозяйство и право. 2003. N1.