Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Природоохранные мероприятия и их экономическая эффективность

  • 👀 454 просмотра
  • 📌 406 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Природоохранные мероприятия и их экономическая эффективность» pdf
Лекция 3.2. Природоохранные мероприятия и их экономическая эффективность Основные вопросы: 1. Сущность и направления природоохранной деятельности. 2. Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий. 1. Природоохранными мероприятиями (ПМ) или природоохранной деятельностью (ПОД) считаются такие направления и формы ПП, результатом которых, говоря экономическим языком, является уменьшение экономического ущерба. Экологическим результатом ПМ является сохранение качества окружающей природной среды. На разных уровнях хозяйствено-управленческой деятельности содержание ПМ различно. Так, на уровне предприятий эта деятельность заключается в рационализации использования сырьевых и материальных ресурсов и в снижении уровня образуемых отходов, т.е. в сокращении непосредственного давления на окружающую природную среду путем сокращения использования первичных сырьевых ресурсов и в снижении загрязнения природы неиспользуемыми отходами. Объемы и характер этой деятельности зависит от вида экономической деятельности, используемых технологий, географического расположения производства и других факторов. Но можно выделить и некоторые общие (характерные) признаки для этого - микроэномического уровня хозяйственной деятельности, это: • строительство очистных сооружений и специального оборудования для улавливания загрязняющих веществ, являющихся производственными отходами; • создание и внедрение систем автоматического контроля за составом и объемом загрязнения водных объектов и атмосферы; • внедрение малоотходных технологий, снижающих природоемкость производства; • использование в производстве вторичных ресурсов (материалов и энергии) – рециклинг отходов; • внедрение мероприятий по снижению шума, вибрации и других отрицательных производственных воздействий; • снятие с производства экологически не благоприятной продукции (перепрофилирование производства); • рекультивация нарушенных производством природных экосистем и создание санитарно-защитных зон; • внедрение системы экологического менеджмента на предприятии. Эти ПМ осуществляются и находятся под управлением администрации и специализированных структурных подразделений предприятий – лабораторий, служб, отделов, цехов (см. Слайд). На морском и речном транспорте ПМ имеют свою особенность, обусловленную своеобразием технологических процессов и выполняемых работ. В области эксплуатации флота это - оснащение судов специальным оборудованием и строительство необходимого количества береговых станций по приему и переработке судовых отходов, т.е. мероприятия по защите водных объектов от загрязнений с судов, прежде всего, в соответствии с международным кодексом МАРПОЛ 73/78. На уровне отраслей экономики, в состав которых входят предприятия, объединенные общими технологиями и выпускаемой продукцией, к природоохранной деятельности, осуществляемой отраслевыми органами исполнительной власти, относятся:  изучение и распространение отечественных и зарубежных инноваций в области экологизации производственных процессов и производимой продукции;  организация и финансирование научных исследований в области рационального природопользования (снижения природоемкости производства);  осуществление ведомственного экологического контроля над деятельностью предприятий своей отрасли. На региональном уровне в состав природоохранной деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов власти - на уровне регионов ходят: • осуществление мониторинга состояния окружающей среды региона; • государственный экологический контроль за деятельностью предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду; • проведение государственной экологической экспертизы проектов; • лицензирование; • предупреждение и ликвидация ЧС («ПИЛАРН» в Санкт-Петербурге) • деятельность региональных операторов в области обращения с отходами. На макроуровне национальной экономики в целом основными направлениями природоохранной деятельности, которые осуществляются законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ, являются: • развитие природоохранного законодательства. Так, главными правомочными (уполномочивающими) правовыми актами в области использования природно-сырьевого потенциала являются: Земельный, Водный и Лесной Кодексы; Закон об охране окружающей среды; Закон об особо охраняемых природных территориях и др; • разработка стандартов качества окружающей природной среды (нормативов ПДК) и других нормативных требований для природопользователей, например, Методика исчисления размеров вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства; • совершенствование хозяйственного механизма природопользования: формирование органов управления и источников финансирования; создание системы экономического стимулирования рационального природопользования. 2. Осуществление ПМ на всех уровнях хозяйственно-управленческой деятельности требует немалых затрат ресурсов. Официальная госстатистика учитывает их не в полной мере в силу их большого разнообразия и многофункциональности. Так, например, в их состав входят: прямые инвестиционные затраты в объекты экологического назначения ( сооружения и оборудование ); часть сметной стоимости промышленных и коммунальных предприятий по объектам, имеющим, наряду с производственным и экологическое значение (вентиляция, водоснабжение и канализация, ресурсосберегающие технологии); научные исследования по экологической тематике; текущая и инновационная деятельность ресурсных отраслей (мелиоративные, землеустроительные и селекционные работы в сельском хозяйстве, лесовосстановительные и работы по охране и защите диких животных и обитателей водных объектов в лесном, охотничьем и рыбном хозяйствах). Очевидно, что учет таких разнообразных затрат довольно сложен, но главная экономическая проблема даже не в этом. Гораздо труднее обстоит дело с выявлением экономического эффекта, учитывая особенность природоохранных затрат, заключающуюся в том, что они, зачастую, не воплощаются в новые материальные ценности (доходы, прибыль) и потому есть определенные формальные предпосылки трактовать их как фактор, сдерживающий экономический рост. Чтобы рассеять мнение об “экологическом бремени”, специалисты нашли в качестве эффектообразующей основы показатель, который называется предотвращенный ущерб (ПУ). Если за счет каких-либо мер, инвестиций удалось предотвратить (или снизить) ущерб в природопользовании, то стоимостное выражение его и есть экономический результат данных вложений – экономический эффект. Перед тем, как говорить дальше о ПУ, рассмотрим некоторые общие принципы, положенные в основу оценки экономической эффективности инвестиций. Поскольку хозяйственные ресурсы всегда ограничены, а потребности в них постоянно существуют, то есть объективная необходимость делать выбор среди ряда предложений (проектов), требующих инвестиций, и теми результатами, которые принесут каждые из этих предложений. Критерием такого выбора является максимум отдачи с каждой единицы вложенных средств. Эта относительная величина экономического эффекта на единицу вложений - называется экономическая эффективность инвестиций. Экономическая эффективность инвестиций, таким образом, есть величина экономического эффекта, приходящаяся на каждый рубль инвестиционных затрат. Существует несколько способов сопоставления эффекта и затрат: простые (статические) и интегральные (динамические), а также сопоставление для целей сравнения и выбора наилучшего варианта инвестиций и сопоставление для оценки общей (абсолютной) эффективности инвестиций. При этом определение экономической эффективности, в т.ч. и природоохранных затрат предусматривает решение 2-х задач: • как из нескольких технически возможных решений выбрать оптимальный с точки зрения экономических критериев - в этом заключается сравнительная эффективность инвестиций; • какова экономическая эффективность этого оптимального варианта, выбранного на предыдущем этапе - в этом заключается оценка абсолютная эффективность инвестиций. При этом, если абсолютная эффективность оптимального варианта окажется недостаточной, такой вариант инвестирования хозяйственного решения экономически не определен, т.е. его отдача (эффект) ниже требуемого (сложившегося) уровня рентабельности (доходности) инвестиционной деятельности. В этом случае необходимо вернуться на стадию сравнительной оценки, дополнить альтернативные варианты новыми и вновь сделать выбор наилучшего с последующей оценкой его абсолютной эффективности. В решении этих задач ведущее значение имеет понятие и методы расчета экономического эффекта как результата природоохранных затрат, выраженного в стоимостной форме. Как мы выше отметили, в качестве такого экономического эффекта принят ПУ. Решение первой задачи - выбор оптимального варианта в статической постановке осуществляется на основе такого критерия как максимум чистого годового экономического эффекта (ЧГЭ). Этот показатель относится к простым методам оценки эффективности, основанный на прямом сопоставлении затрат и эффекта, исчисленных в годовой (потоковой) размерности, т.е. и затраты, и результат имеют размерность руб./год. Оптимальным (наилучшим) считается вариант природоохранного мероприятия, обеспечивающий максимальное значение ЧГЭ. Он рассчитывается по следующей формуле: Эг = Р - Зм = Уп + Д - Зм , руб/год, где: Р -комплексный экономический результат ПМ, руб.; Уп - ПУ, руб.; Зм – затраты на осуществление ПМ, руб. Д - дополнительные доходы, полученные от реализации утилизированных загрязняющих веществ из отходов производства, руб. Зм = И + Е х К, где: И и К - ежегодные текущие издержки и единовременные инвестиции (капвложения) на осуществление природоохранных мероприятий в руб./год и в руб. соответственно. Е - норматив рентабельности (эффективности) инвестиций. Он характеризует наименьший (безрисковый) доход (прибыль), получаемую с каждого рубля вложенного капитала. В качестве такого норматива может быть принята, например, банковская процентная ставка по срочным вкладам (депозитам). Для макроэкономических проектов – ключевая ставка ЦБ РФ. Если экономический результат по нескольким альтернативным вариантам ПМ одинаков, например, при одинаковой глубине очистки сточных вод, то критерий максимума ЧГЭ превращается в критерий минимума затрат: Если: Р1 - ЗМ1  Р2 - Зм2 при Р1 = Р2 , то ЗМ1  Зм2 Вторая задача - оценка абсолютной эффективности наилучшего варианта ПМ решается с помощью коэффициента рентабельности инвестиций в ПМ. Сделаем вывод его следующим образом. Используя критерий ЧГЭ для оценки абсолютной эффективности, можно заключить, что нижней границей эффективности является неотрицательное (или нулевое) значение ЧГЭ, т.е. когда ожидаемый экономический эффект возмещает все затраты, связанные с ПМ: Эг = Р - Зм = Уп + Д - Зм = Уп + Д - (И + Е х Кopt) = 0 Тогда: Уп + Д - И = Е х Кopt Последнее уравнение решается относительно коэффициента «Е». При каком значении коэффициента рентабельности «Е», как некой минимальной норме рентабельности, будет выполняться условие наименьшего достаточного уровня эффективности оптимального варианта ПМ? Получаем следующее выражение: Еа = (Уп + Д - И) / Кopt Если ранее в показателе ЧГЭ в качестве «Е» принимался наименьший уровень рентабельности, который объективно сложился на финансовом рынке, то найденное значение «Еа» из последнего уравнения характеризует тот реальный, фактический уровень рентабельности рассматриваемого инвестиционного проекта. Таким образом, показатель «Еа» характеризует реальную отдачу выбранного варианта ПМ, т.е. абсолютную эффективность соответствующих инвестиций - Кopt. Полученный показатель «Еа» сравнивается с “требованиями” конкретного инвестора с точки зрения необходимой рентабельности планируемых инвестиций. Рассмотренная выше схема оценки эффективности ПМ (инвестиций природоохранного назначения ) учитывает т.н. потоковый характер величины Уп , т.е., когда ПУ – есть экономия текущих затрат или приведенных к годовой размерности затрат, состоящих себестоимости и капвложений. Но порядок оценки изменится кардинально, если УП есть по своей сути сохраненный ресурс, имеющий свою капитализированную оценку (по ренте). Экономический эффект при этом представляет собой дополнительный доход, приносимый сохраненным ресурсом за некоторый период времени, равный сроку полезного использования сохраненного ресурса (при неопределенном сроке - 10 лет). В этом случае механизм сопоставления затрат и результатов должен быть несколько иным. Это должен быть динамический (интегральный) способ сопоставления финансовых потоков – затрат и результатов. Вопросы для повторения 1. Каковы основные направления ПОД на уровне отдельных предприятий 2. Назовите основные направления ПОД в деятельности регионального правительства 3. Каковы основные направления ПОД в деятельности органа отраслевого управления 4. Каковы основные направления ПОД в деятельности правительства РФ 5. Как вы можете сформулировать понятие предотвращенного экономического ущерба 6. Какие 2 задачи решаются при оценке экономической эффективности ПОД 7. Что является критерием при оценке сравнительной эффективности ПОД 8. Что является критерием при оценке общей (абсолютной) эффективности ПОД.
«Природоохранные мероприятия и их экономическая эффективность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Щепеткина И.В.
Автор(ы) Галанина И. А.
Смотреть все 141 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot