Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Принципы подбора
диагностического инструментария для
определения готовности к школе
Еремкина Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина
Содерж ание:
Чт о т акое « школьная зрелост ь» ?
Гот овност ь к школе?
Основны е психодиагност ические
принципы и их реализация в процессе
подбора диагност ических мет одик
принцип проф ессиональной компет ент ности
принцип конф иденциальност и
принцип комплексной диагност ики
принцип научной обоснованности
структурно-динамический принцип
принцип индивидуальности
принцип объективности
принцип эф ф ективност и
Принцип коррекционност и
в работ е учит еля начальны х классов
Что такое «школьная зрелость»?
Готовность к школе?
Готовность ребенка к обучению в школе -
предмет многочисленных исследований
отечественных и зарубежных ученых
(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.И.
Божович, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, А. Керн,
С. Штребел, Я. Йирасек и др.).
Что такое «школьная зрелость»?
Готовность к школе?
В психолого-педагогической литературе
встречается большое разнообразие
подходов к рассмотрению сущности,
структуры, содержания, условий готовности
к обучению.
Так, А. В. Запорожец под готовностью
ребенка к школе понимает «целостную
систему взаимосвязанных качеств детской
личности, включая особенности её
мотивации, уровня развития её
познавательной, аналитико-синтетической
деятельности, степени сформированности
механизмов волевой регуляции действий и
т.д.»
Что такое «школьная зрелость»?
Готовность к школе?
Л. И. Божович еще в 60-е годы
указывала, что готовность к обучению
в школе складывается
из определенного уровня развития
мыслительной деятельности,
познавательных интересов,
готовности к произвольной регуляции
своей познавательной деятельности
готовности к социальной позиции
школьника.
Что такое «школьная зрелость»?
Готовность к школе?
Б.Д. Эльконин предлагал в качестве основных
критериев готовности к школьному обучению
учитывать сформированность игровой
деятельности, которая проявляется:
в способности к переносу значений с одного
предмета на другой;
умении соотносить роль и правило;
умении подчиниться открытому правилу игры;
высоком уровне развития наглядно-образного
мышления;
использовании символических средств;
наличии зачатков новообразований,
характерных для учебной деятельности.
Что такое «школьная
зрелость»? Готовность к
школе?
Овчарова Р.В. определяет готовность к
обучению в школе по таким параметрам как
планирование (умение организовать свою
деятельность в соответствии с ее целью),
контроль (умение сопоставить результаты
своих действий с поставленной целью),
мотивация (стремление находить скрытые
свойства предметов, закономерности в
свойствах окружающего мира и
использовать их),
уровень развития интеллекта.
Что такое «школьная зрелость»?
Готовность к школе?
В Российской педагогической энциклопедии
готовность детей к обучению в школе
трактуется как «совокупность морфологических
и психологических особенностей ребенка
старшего дошкольного возраста,
обеспечивающая успешный переход к
систематическому организованному школьному
обучению».
Что такое «школьная зрелость»?
Готовность к школе?
В педагогической и психологической
литературе наряду с термином "готовность
к школьному обучению" употребляется
термин "школьная зрелость"
(психологическая готовность к обучению).
Эти термины почти синонимичны, хотя
второй в большей мере отражает
психофизиологический аспект
органического созревания.
Что такое «психологическая готовность к
обучению в школе»?
Понятие «психологическая готовность детей к обучению
в школе» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым.
Результаты многочисленных исследований психологов
позволили сформулировать понятие психологической
готовности детей к школьному обучению. Современное
представление о психологической готовности ребенка к
обучению в школе основано на трудах Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, Д.Б.
Эльконина
Психологическую готовность к
школьному обучению
По мнению названных психологов
психологическую готовность к школьному
обучению составляют качественные особенности
психики, формирующиеся в дошкольном
возрасте, которые заключаются в
возникновении таких психологических
новообразований, как сознательная
целенаправленность и управляемость
психических процессов (их произвольность,
качественно новая иерархизация мотивов,
появление опосредованных потребностей и
самооценки), что возможно только при
определенном уровне развития личности
Психологическая готовность к
обучению в школе
По мнению П.Я. Гальперина, к концу
дошкольного возраста имеются три линии
развития:
1) формирование произвольного поведения,
когда ребенок может подчиняться правилам;
2) овладение средствами и эталонами
познавательной деятельности, которые
позволяют ребенку перейти к пониманию
сохранения количества;
3) переход от эгоцентризма к центрации
4) мотивационное развитие
Психологическая готовность к школьному
обучению
Базовы е качест ва в ст рукт уре
психологической гот овност и к школе в
начале обучения:
мотивы учения;
зрительный анализ (образное мышление);
уровень обобщений (предпосылки логического
мышления);
способность принимать учебную задачу;
вводные навыки (некоторые элементарные
речевые, математические и учебные знания и
умения);
графический навык;
произвольность регуляции деятельности;
обучаемость;
вербальная механическая память
«Психологическая готовность ребенка
к обучению в школе развивается
в процессе самого обучения»
При организации практической работы с детьми, определении
соответствующей индивидуальным особенностям ребенка формы
начального обучения и построении коррекционно-развивающей
работы по возможности учитываются все обстоятельства, которые
могут оказать влияние на школьную успеваемость:
условия обучения в данной школе,
личность и профессиональная подготовка учителя,
образовательный уровень семьи и т.д.
Особое внимание при определении психологической готовности
ребенка к школе уделяется его физическому развитию и
состоянию здоровья.
Учитывая структурно-системную природу школьной готовности, в
работе с детьми необходимо использовать комплексные
(системные) методы диагностики и развития учебно-важных
качеств, которые не только позволяют диагностировать и
формировать отдельные качества и свойства, но и обеспечивают
целостное развитие ребенка как индивидуальности
(Владимир Дмитриевич Шадриков)
Функциональный блок
структуры готовности
Учебно-важные качества
Личностномотивационны й
Мотивы учения
Отношение к школе и учению, к
взрослому, к детям, к себе
Представление о
целях деятельности
Принятие задачи
Уровень притязаний
Представления о
способах
деятельности
Вводны е навы ки
Графические навы ки
Информационная
Вербальная память
основа деятельности Развитое образное мы шление
Уровень обобщений
Управление
деятельностью и
принятие решений
Произвольная регуляция
деятельности
Восприимчивость к обучающей
Основны е психодиагностические
принципы и их реализация в процессе
подбора диагностических методик
принцип профессиональной
компетентности
принцип конфиденциальности
принцип комплексной диагностики
принцип научной обоснованности
структурно-динамический принцип
принцип индивидуальности
принцип объективности
принцип эффективности
Принцип профессиональной
компетентности
Педагоги являются профессиональными
пользователями диагностических методик
так же как социальные работники,
социологи и медицинские работники.
Однако, чтобы иметь право использовать
психодиагностические методики они
должны пройти специальную подготовку.
Данный курс можно рассматривать как
форму специальной подготовки
Принцип конфиденциальности
Предполагает неразглашение первичных и окончательных
результатов психодиагностического тестирования ребенка
посторонним лицам без персонального согласия на это
родителей.
Если психодиагностика ребенка проводится в научных целях
как часть экспериментального исследования, то в
публикациях запрещено указывать точные фамилии и имена
испытуемых.
Результаты нужно сообщать родителям, так как без их
помощи невозможно организовать полноценную
коррекционную работу.
Любые психологические прогнозы и оценки возможных
моделей поведения испытуемого должны быть сообщены его
родителям в конструктивном стиле, нацеленном на
позитивный результат.
Только согласие родителей с основными выводами
исследования обеспечит возможность и эффективность
дальнейшей профилактической или при необходимости
коррекционной работы.
Принцип комплексной
диагностики
Для диагностики готовности к школе, да и
для использование психодиагностики в
пролонгированной подготовке ребенка к
обучению в средней школе особенно
значимо соблюдать данный принцип.
Для организации коррекционной работы
важна многофакторная информация.
Это накладывает отпечаток на способ
отбора диагностических методик,
опирающихся на научную основу
исследуемого явления.
Принцип научной
обоснованности.
Принцип научной обоснованности
психодиагностической методики при
тестировании детей требует того, чтобы она
была валидной и надежной, то есть давала
такие результаты, которым можно вполне
доверять.
Кроме того, отбирая методики мы
одновременно учитываем необходимость
получить полную информацию о ребенке.
Структурно-динамический
принцип
В процессе диагностического обследования детей
необходимо учитывать специфичность и
непрерывность психического развития ребенка на
всем протяжении его жизни.
При оценке психического развития ребенка
берется в учет неразрывная взаимосвязь всех
процессов, функций и сфер его психики
Так В.Д. Шадриков призывает учитывать при
изучении готовности тот факт, что большинство
сторон готовности будет формироваться и
развиваться в учебной деятельности в процессе
обучения.
Принцип индивидуальности
При построении процедуры обследования
учитывается актуальный возраст ребенка,
особенности его поведения, обучаемость,
адекватность, критичность и другие
индивидуально-психологические проявления.
Использование адекватных этим
характеристикам методов, диагностических
приемов и средств позволит соблюсти
психометрические требования и учесть
индивидуальный подход.
При изучение готовности к школьному
обучению данный принцип наиболее важен.
Принцип объ ективности
Предусматривает беспристрастный подход к анализу
результатов тестирования. Необходимо
минимизировать влияние на специалиста субъективной
личностной оценки ребенка в роли испытуемого во
время проведения теста.
Общение с ребенком при подготовке и проведении
теста должно быть доброжелательным, чтобы не
спровоцировать у него негативные переживания,
нейтрально-отстраненным, подчеркнуто вежливым и
корректным.
Помощь испытуемому должна ограничиваться только
обеспечением условий для правильного выполнения
задания.
Принцип объ ективности
Педагог должен соблюдать и
профессиональную независимость от
заказчиков тестирования и получателей
психодиагностической информации, в
противном случае интерпретация
результатов такого тестирования, даже
при соблюдении научной технологии его
проведения, не может рассматриваться
как объективная.
Подчас родители просят взять его ребенка
в гимназический класс, от необективности
педагога может затем пострадать и
ребенок, который не будет справляться с
программой обучения.
Принцип эффективности .
Предполагает создание необходимых условий для
того, чтобы рекомендации психолога были
адекватно восприняты родителями испытуемого.
Но еще важнее проявляется этот принцип при
подборе диагностических методик.
Для изучения готовности к школе это важно
потому, что для этих нужд существует слишком
много диагностических методик.
Тогда необходимо еще осуществлять отбор
диагностик с учетом принципа
оптимальности
Как подобрать оптимальны е и
эф фективны е диагностические методики?
Методика экспресс-диагностики
интеллектуальны х способностей
(МЭДИС)
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных
способностей детей 6-7-летнего возраста
разработана в Институте развития одаренности
И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на
основе всемирно известных тестов интеллекта и
является их оригинальной авторской разработкой.
Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в
каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б,
которые могут чередоваться при повторном
тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 –
25 минут с половиной класса, чтобы при
диагностике дети не сидели рядом за одной партой,
либо индивидуально.
Методика экспресс-диагностики
интеллектуальны х способностей
(МЭДИС)
В случае получения низких результатов по
тесту рекомендуется провести
ретестирование по другой форме.
Полученные результаты позволяют судить об
уровне развития различных сторон
интеллектуальной деятельности и в целом об
интеллектуальных способностях детей 6-7
лет. Методика может использоваться при
определении готовности к школьному
обучению.
Методика экспресс-диагностики
интеллектуальны х способностей
(МЭДИС)
Цель:
Данная методика предназначена для быстрого
ориентировочного обследования уровня
интеллектуального развития детей 6–7 лет.
1 субтест – на выявление общей осведомленности
ребенка, его словарного запаса.
2 субтест – на понимание количественных и
качественных соотношений.
3 субтест – на исключение лишнего, выявление
уровня логического мышления.
4 субтест – на выявление математических
способностей.
Тест МЭДИС
Субтест 1:
3-4 правильно решенных задачи в данном субтесте являются
показателем нормы для детей данного возраста. Пять правильно
решенных задач характерны для высокого уровня общей
осведомленности и словарного запаса ребенка.
Субтест 2:
3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня
(норма) развития понимания количественных и качественных
соотношений, 4-5 правильных ответов свидетельствуют о
высоком уровне развития.
Субтест 3:
направлен на выявление уровня развития логического мышления
детей. 3 правильно решенных задачи характерны для среднего
уровня развития, 4-5 правильно решенных задач -для высокого
уровня развития логического мышления
Субтест 4:
направлен на выявление уровня развития математических
способностей детей. 2-3 правильно решенных задачи говорят о
среднем уровне развития математических способностей. 4-5 - о
высоком уровне развития математических способностей
детей.
Ориентационны й тест школьной
зрелости Я. Йирасика. Модификация
Артура Керна
Тест предназначен для диагностики готовности детей к
школьному обучению. Позволяет в сжатой форме
получить картину психического развития ребенка.
Применяется как индивидуально, так и в группе.
Тест состоит из трех заданий: 1) рисование мужской
фигуры по памяти, 2) срисовывание письменных букв,
3) срисовывание группы точек.
Ззадания теста направлены на определение:
развития тонкой моторики руки и координации зрения
и движений руки;
интеллектуального развития ребенка (в общих чертах);
умение ребенка подражать образцу (срисовывание
группы точек);
способности ребенка сосредоточенно работать, не
отвлекаясь, над не очень привлекательным для него
заданием.
Исследование вербального мы шления
( по Я. Йирасику)
Методика используется для диагностики
уровня развития вербального мышления
ребенка при определении готовности детей к
школьному обучению. Испытуемому
предлагается ответить на ряд вопросов.
Ответы оцениваются определенным
количеством баллов, как положительными,
так и отрицательными. Результаты теста –
это сумма баллов (с минусом и плюсом),
набранных по отдельным вопросам.
Методика «Да» и «Нет» по (Н.И.
Гуткиной)
Методика предназначена для исследования
произвольного внимания и памяти при
определении готовности детей к школе.
Инструкция ребенку: «Сейчас мы будем играть
в игру, в которой нельзя произносить «да» или
«нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя
будет произносить. Теперь будь внимателен, я
буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые
нельзя произносить слово «да» и слово «нет».
Понятно?».
Методика «Да» и «Нет» по (Н.И. Гуткиной)
Вопросы
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда читают
Ночью солнышко светит?
Ты любишь ходить к
сказки?
Ты любишь смотреть
мультфильмы?
Ты хочешь остаться еще на
год в детском саду?
Ты любишь гулять?
Ты хочешь учиться?
Ты любишь болеть?
Ты любишь гулять?
Ты сейчас спишь?
врачу?
Доктор стрижет детей?
Коровы умеют летать?
Тебя зовут… (неверное
имя)?
Зимой бывают жарко?
Ты ходишь на работу?
Конфеты бывают
горькими?
Трава белого цвета?
Методика «Да» и «Нет» по (Н.И.
Гуткиной). Обработка результатов
Проводится путем подсчета баллов, начисляемых за
ошибки, под которыми понимаются только слова «да»
и «нет». За каждую ошибку начисляется один балл.
Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его
результата равен нулю. Чем хуже выполнено задание,
тем выше суммарный балл. Слова «ага», «неа» и тому
подобное не рассматриваются в качестве ошибки.
Критерии оценки.
0-1 ошибка – высокий уровень произвольности,
2-3 ошибки – уровень произвольности выше среднего,
3-4 ошибки – средний уровень произвольности,
5-6 ошибок – уровень произвольности ниже среднего,
7 и более ошибок – низкий уровень произвольности.
Спасибо за
внимание!