Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Принципы подбора диагностического инструментария для определения готовности к школе

  • 👀 374 просмотра
  • 📌 311 загрузок
  • 🏢️ РГУ имени С.А. Есенина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Принципы подбора диагностического инструментария для определения готовности к школе» ppt
Лекция 4. Принципы подбора диагностического инструментария для определения готовности к школе Еремкина Ольга Васильевна доктор педагогических наук, профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Содерж ание:  Чт о т акое « школьная зрелост ь» ? Гот овност ь к школе?  Основны е психодиагност ические принципы и их реализация в процессе подбора диагност ических мет одик  принцип проф ессиональной компет ент ности  принцип конф иденциальност и  принцип комплексной диагност ики  принцип научной обоснованности  структурно-динамический принцип  принцип индивидуальности  принцип объективности  принцип эф ф ективност и  Принцип коррекционност и в работ е учит еля начальны х классов Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых  (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению.  Так, А. В. Запорожец под готовностью ребенка к школе понимает «целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития её познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  Л. И. Божович еще в 60-е годы     указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности готовности к социальной позиции школьника. Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  Б.Д. Эльконин предлагал в качестве основных       критериев готовности к школьному обучению учитывать сформированность игровой деятельности, которая проявляется: в способности к переносу значений с одного предмета на другой; умении соотносить роль и правило; умении подчиниться открытому правилу игры; высоком уровне развития наглядно-образного мышления; использовании символических средств; наличии зачатков новообразований, характерных для учебной деятельности. Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  Овчарова Р.В. определяет готовность к обучению в школе по таким параметрам как  планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью),  контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью),  мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их),  уровень развития интеллекта. Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  В Российской педагогической энциклопедии готовность детей к обучению в школе трактуется как «совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению». Что такое «школьная зрелость»? Готовность к школе?  В педагогической и психологической литературе наряду с термином "готовность к школьному обучению" употребляется термин "школьная зрелость" (психологическая готовность к обучению). Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей мере отражает психофизиологический аспект органического созревания. Что такое «психологическая готовность к обучению в школе»?  Понятие «психологическая готовность детей к обучению в школе» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым. Результаты многочисленных исследований психологов позволили сформулировать понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Современное представление о психологической готовности ребенка к обучению в школе основано на трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина Психологическую готовность к школьному обучению  По мнению названных психологов психологическую готовность к школьному обучению составляют качественные особенности психики, формирующиеся в дошкольном возрасте, которые заключаются в возникновении таких психологических новообразований, как сознательная целенаправленность и управляемость психических процессов (их произвольность, качественно новая иерархизация мотивов, появление опосредованных потребностей и самооценки), что возможно только при определенном уровне развития личности Психологическая готовность к обучению в школе  По мнению П.Я. Гальперина, к концу     дошкольного возраста имеются три линии развития: 1) формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам; 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества; 3) переход от эгоцентризма к центрации 4) мотивационное развитие Психологическая готовность к школьному обучению  Базовы е качест ва в ст рукт уре          психологической гот овност и к школе в начале обучения: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; вербальная механическая память «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения»  При организации практической работы с детьми, определении       соответствующей индивидуальным особенностям ребенка формы начального обучения и построении коррекционно-развивающей работы по возможности учитываются все обстоятельства, которые могут оказать влияние на школьную успеваемость: условия обучения в данной школе, личность и профессиональная подготовка учителя, образовательный уровень семьи и т.д. Особое внимание при определении психологической готовности ребенка к школе уделяется его физическому развитию и состоянию здоровья. Учитывая структурно-системную природу школьной готовности, в работе с детьми необходимо использовать комплексные (системные) методы диагностики и развития учебно-важных качеств, которые не только позволяют диагностировать и формировать отдельные качества и свойства, но и обеспечивают целостное развитие ребенка как индивидуальности (Владимир Дмитриевич Шадриков) Функциональный блок структуры готовности Учебно-важные качества Личностномотивационны й Мотивы учения Отношение к школе и учению, к взрослому, к детям, к себе Представление о целях деятельности Принятие задачи Уровень притязаний Представления о способах деятельности Вводны е навы ки Графические навы ки Информационная Вербальная память основа деятельности Развитое образное мы шление Уровень обобщений Управление деятельностью и принятие решений Произвольная регуляция деятельности Восприимчивость к обучающей Основны е психодиагностические принципы и их реализация в процессе подбора диагностических методик  принцип профессиональной компетентности  принцип конфиденциальности  принцип комплексной диагностики  принцип научной обоснованности  структурно-динамический принцип  принцип индивидуальности  принцип объективности  принцип эффективности Принцип профессиональной компетентности  Педагоги являются профессиональными пользователями диагностических методик так же как социальные работники, социологи и медицинские работники.  Однако, чтобы иметь право использовать психодиагностические методики они должны пройти специальную подготовку.  Данный курс можно рассматривать как форму специальной подготовки Принцип конфиденциальности  Предполагает неразглашение первичных и окончательных     результатов психодиагностического тестирования ребенка посторонним лицам без персонального согласия на это родителей. Если психодиагностика ребенка проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, то в публикациях запрещено указывать точные фамилии и имена испытуемых. Результаты нужно сообщать родителям, так как без их помощи невозможно организовать полноценную коррекционную работу. Любые психологические прогнозы и оценки возможных моделей поведения испытуемого должны быть сообщены его родителям в конструктивном стиле, нацеленном на позитивный результат. Только согласие родителей с основными выводами исследования обеспечит возможность и эффективность дальнейшей профилактической или при необходимости коррекционной работы. Принцип комплексной диагностики  Для диагностики готовности к школе, да и для использование психодиагностики в пролонгированной подготовке ребенка к обучению в средней школе особенно значимо соблюдать данный принцип.  Для организации коррекционной работы важна многофакторная информация.  Это накладывает отпечаток на способ отбора диагностических методик, опирающихся на научную основу исследуемого явления. Принцип научной обоснованности.  Принцип научной обоснованности психодиагностической методики при тестировании детей требует того, чтобы она была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.  Кроме того, отбирая методики мы одновременно учитываем необходимость получить полную информацию о ребенке. Структурно-динамический принцип  В процессе диагностического обследования детей необходимо учитывать специфичность и непрерывность психического развития ребенка на всем протяжении его жизни.  При оценке психического развития ребенка берется в учет неразрывная взаимосвязь всех процессов, функций и сфер его психики  Так В.Д. Шадриков призывает учитывать при изучении готовности тот факт, что большинство сторон готовности будет формироваться и развиваться в учебной деятельности в процессе обучения. Принцип индивидуальности  При построении процедуры обследования учитывается актуальный возраст ребенка, особенности его поведения, обучаемость, адекватность, критичность и другие индивидуально-психологические проявления.  Использование адекватных этим характеристикам методов, диагностических приемов и средств позволит соблюсти психометрические требования и учесть индивидуальный подход.  При изучение готовности к школьному обучению данный принцип наиболее важен. Принцип объ ективности  Предусматривает беспристрастный подход к анализу результатов тестирования. Необходимо минимизировать влияние на специалиста субъективной личностной оценки ребенка в роли испытуемого во время проведения теста.  Общение с ребенком при подготовке и проведении теста должно быть доброжелательным, чтобы не спровоцировать у него негативные переживания, нейтрально-отстраненным, подчеркнуто вежливым и корректным.  Помощь испытуемому должна ограничиваться только обеспечением условий для правильного выполнения задания. Принцип объ ективности  Педагог должен соблюдать и профессиональную независимость от заказчиков тестирования и получателей психодиагностической информации, в противном случае интерпретация результатов такого тестирования, даже при соблюдении научной технологии его проведения, не может рассматриваться как объективная.  Подчас родители просят взять его ребенка в гимназический класс, от необективности педагога может затем пострадать и ребенок, который не будет справляться с программой обучения. Принцип эффективности .  Предполагает создание необходимых условий для     того, чтобы рекомендации психолога были адекватно восприняты родителями испытуемого. Но еще важнее проявляется этот принцип при подборе диагностических методик. Для изучения готовности к школе это важно потому, что для этих нужд существует слишком много диагностических методик. Тогда необходимо еще осуществлять отбор диагностик с учетом принципа оптимальности Как подобрать оптимальны е и эф фективны е диагностические методики? Методика экспресс-диагностики интеллектуальны х способностей (МЭДИС) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста разработана в Институте развития одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой, либо индивидуально. Методика экспресс-диагностики интеллектуальны х способностей (МЭДИС)  В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. Методика может использоваться при определении готовности к школьному обучению. Методика экспресс-диагностики интеллектуальны х способностей (МЭДИС)  Цель:  Данная методика предназначена для быстрого     ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6–7 лет. 1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса. 2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений. 3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления. 4 субтест – на выявление математических способностей. Тест МЭДИС  Субтест 1:  3-4 правильно решенных задачи в данном субтесте являются       показателем нормы для детей данного возраста. Пять правильно решенных задач характерны для высокого уровня общей осведомленности и словарного запаса ребенка. Субтест 2: 3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня (норма) развития понимания количественных и качественных соотношений, 4-5 правильных ответов свидетельствуют о высоком уровне развития. Субтест 3: направлен на выявление уровня развития логического мышления детей. 3 правильно решенных задачи характерны для среднего уровня развития, 4-5 правильно решенных задач -для высокого уровня развития логического мышления Субтест 4: направлен на выявление уровня развития математических способностей детей. 2-3 правильно решенных задачи говорят о среднем уровне развития математических способностей. 4-5 - о высоком уровне развития математических способностей детей. Ориентационны й тест школьной зрелости Я. Йирасика. Модификация Артура Керна  Тест предназначен для диагностики готовности детей к       школьному обучению. Позволяет в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. Применяется как индивидуально, так и в группе. Тест состоит из трех заданий: 1) рисование мужской фигуры по памяти, 2) срисовывание письменных букв, 3) срисовывание группы точек. Ззадания теста направлены на определение: развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки; интеллектуального развития ребенка (в общих чертах); умение ребенка подражать образцу (срисовывание группы точек); способности ребенка сосредоточенно работать, не отвлекаясь, над не очень привлекательным для него заданием. Исследование вербального мы шления ( по Я. Йирасику)  Методика используется для диагностики уровня развития вербального мышления ребенка при определении готовности детей к школьному обучению. Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы оцениваются определенным количеством баллов, как положительными, так и отрицательными. Результаты теста – это сумма баллов (с минусом и плюсом), набранных по отдельным вопросам. Методика «Да» и «Нет» по (Н.И. Гуткиной)  Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.  Инструкция ребенку: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить «да» или «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Понятно?». Методика «Да» и «Нет» по (Н.И. Гуткиной) Вопросы  Ты хочешь идти в школу?  Ты любишь, когда читают  Ночью солнышко светит?  Ты любишь ходить к         сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты хочешь остаться еще на год в детском саду? Ты любишь гулять? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть? Ты любишь гулять? Ты сейчас спишь?       врачу? Доктор стрижет детей? Коровы умеют летать? Тебя зовут… (неверное имя)? Зимой бывают жарко? Ты ходишь на работу? Конфеты бывают горькими? Трава белого цвета? Методика «Да» и «Нет» по (Н.И. Гуткиной). Обработка результатов  Проводится путем подсчета баллов, начисляемых за       ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется один балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результата равен нулю. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Слова «ага», «неа» и тому подобное не рассматриваются в качестве ошибки. Критерии оценки. 0-1 ошибка – высокий уровень произвольности, 2-3 ошибки – уровень произвольности выше среднего, 3-4 ошибки – средний уровень произвольности, 5-6 ошибок – уровень произвольности ниже среднего, 7 и более ошибок – низкий уровень произвольности. Спасибо за внимание!
«Принципы подбора диагностического инструментария для определения готовности к школе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot