Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Принципы организации школьного анализа художественного произведения

  • 👀 809 просмотров
  • 📌 754 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Принципы организации школьного анализа художественного произведения» pdf
I. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ План лекции. 1. Основные принципы организации школьного анализа художественного произведения. 2. Методы и приёмы начального литературного образования. 2.1. Классификация методов и приемов начального литературного образования. Школьный анализ художественного произведения строится с учетом 12 принципов: I. Принцип целенаправленности II. Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного III. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия прочитанного IV. Принцип создания установки на анализ произведения V. Принцип необходимости вторичного самостоятельного прочтения произведения VI. Принцип единства формы и содержания VII. Принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия VIII. Принцип избирательности IX. Принцип целостности X. Принцип синтеза XI. Принцип направленности на совершенствование навыка чтения XII. Принцип направленности на литературное развитие ребенка, формирование у него начальных литературоведческих представлений и системы читательских умений. Рассмотрим эти принципы подробнее. I. Принцип целенаправленности Цель школьного анализа произведения - постижение идеи произведения, углубление индивидуального восприятия худ.произведения. Задачи:      Получение новых литературоведческих знаний; Обучение приемам анализа текста; Умение находить связь произведения с прочитанными ранее текстами; Использование целесообразных видов чтения; Проведение работы по развитию речи. При составлении конспекта уроков учителю необходимо соблюдать несколько методических особенностей: 1) В основе анализа произведения должна лежать интерпретация произведения. Пользоваться можно методическими рекомендациями для учителей по курсу, литературоведческими знаниями, собственным прочтением произведения. Учитывайте, что в ходе урока даже хорошо в известных Вам текстах учащиеся могут открывать новые оттенки смыслов. 2) Произведение должно восприниматься как эстетическая ценность. Изучение литературных текстов должно вести за собой развитие, а не только формирование новых знаний, умений, навыков. Обучение лучше строить на проблемной ситуации, в случае необходимости направлять ребят к выводу. 3) Учитель должен хорошо представлять на какие знания будет опираться усвоение нового материала, какие умения будут сформированы в ходе выполнения каждого задания. II. Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного Перед первым прочтением поизведения необходимо создать нужную эмоциональную атмосферу. Первичное ознакомление текста может быть организовано следующим образом: чтение учителя, авторское или профессиональное исполнение текста (аудио-, видеозапись), чтение подготовленных учеников. III. Принцип учета восприятия прочитанного возрастных и индивидуальных особенностей Учителю необходимо определить, на каком уровне ученик постиг смысл произведения самостоятельно после первичного восприятия. IV. Принцип создания установки на анализ произведения Учителю необходимо пробудить в ученике потребность в перечитывании обдумывании текста. и V. Принцип необходимости вторичного самостоятельного прочтения произведения Учащимся начальных классов сложно с первого раза полностью воспринять произведение, ребенок с трудом ориентируется в тексте. Кроме этого, необходимо продолжать работу по формированию навыка самостоятельного прочтения текста. VӀ. Принцип единства формы и содержания Анализировать необходимо не жизненную произведении, а то, как автор ее показывает. ситуацию, изображенную в VӀӀ. Принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его художественного своеобразия Знание родовой и жанровой специфики произведения до прочтения предполагает определенные ожидания читателя. Анализ текста должен строиться с учетом жанровых особенностей произведения. Фрагмент урока: -Ребята, есть много жанров литературы, но есть один особенный жанр, который любят все дети в любом уголке планеты. О каком жанре я говорю? (о сказке). -Правильно, а сказке. Вспомните, какие сказки мы уже изучали? (русские народные сказки, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два Мороза», «Белоснежка и семь гномов» и другие). -Верно, а сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой. VӀӀӀ. Принцип избирательности В ходе урока необходимо анализировать не всё произведение, а фрагменты, которые раскрывают его основную мысль. В зависимости от обсуждаемых элементов подбираются и формы работы (чтение по ролям, составление плана, приемы словесного рисования и т.д.) ӀX. Принцип целостности Художественный текст должен анализироваться как единое целое, все элементы рассматриваются в соотношении с идеей произведения. X. Принцип синтеза После проведенного анализа необходимо сделать обобщение. XI. Принцип направленности на совершенствование навыка чтения Формирование навыка чтения – специфика литературного образования начальной школы. Необходимо, чтобы чтение было осознанным. Включайте в ход урока задания, направленные на совершенствование навыков чтения. Фрагмент урока: -Прочитайте пословицу медленно. Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай да на ус мотай. -Назовите знакомые вам части речи (существительные, глаголы, предлоги, союзы) -Прочитайте медленно, быстро, шепотом, выразительно. XII. Принцип направленности на литературное развитие ребенка, формирование у него начальных литературоведческих представлений и системы читательских умений Цель анализа текста как педагогического явления – становление ребенка как личности и как читателя. II. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ II.I. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . Проблема описания и классификации методов начального литературного образования крайне сложна по многим причинам. Во-первых, обучение, воспитание и развитие ребенка в процессе его общения с художественным произведением и собственного творчества так тесно связаны, что правильнее было бы выделять методы начального литературного образования, а не обучения. Метод обучения определяется в дидактике как путь, способ организации взаимодействия учителя и учащихся, ведущий к усвоению содержания и достижению целей и задач обучения. Метод литературного образования можно определить как способ организации взаимодействия учителя и учащихся, ведущий к усвоению содержания и достижению целей и задач воспитания и развития ученика в процессе обучения. Во-вторых, для методики существенными оказываются также учет специфики объекта деятельности и ориентация на характер деятельности, в нашем случае деятельности читательской и литературно-творческой. Чтение в начальной школе представлено в двух своих ипостасях: как речевая и как эстетическая деятельность, — что требует разных групп методов освоения текста. В-третьих, дидактическая классификация методов обучения в большей степени ориентирована на изучение науки, а не искусства и не учитывает ряд специфических для постижения искусства слова методов. В-четвертых, классификация методов, используемых при изучении литературы в средней школе, не может быть использована, поскольку относится только к изучению художественного произведения и не охватывает всех задач начального этапа образования. В-пятых, современные вариативные программы по литературному чтению, как правило, не называют методов обучения, ограничиваясь перечислением приемов работы. Однако прием по отношению к методу — понятие частное, классификация приемов не может заменить классификацию методов. Поэтому представляется целесообразным классифицировать методы начального литературного образования в зависимости от характера читательской деятельности и соотнести эти методы с дидактической классификацией методов обучения И. Я. Лернера, учитывающей цель, способ усвоения содержания и характер взаимодействия учителя и ученика. Причем специфика искусства как предмета изучения требует дополнения дидактической классификации и выделения эмоционально-творческого метода и метода литературного творчества, так как целая группа хорошо известных в методике приемов не может быть отнесена ни к одному из дидактических методов обучения. Поскольку каждый метод реализуется в практике обучения только через определенные приемы, отражающие операционную сторону деятельности, рассмотрим каждый метод в соотношении с приемами работы. Сами по себе методы и приемы не бывают ни хорошими, ни плохими. К оценке метода надо подходить с точки зрения его целесообразности, т.е. соответствия решаемой задаче, предмету деятельности, степени готовности ученика к этой деятельности. Так, популярный в XIX в. метод объяснительного чтения, реализующийся с помощью многочисленных вопросов о значении отдельных слов, фраз, предложений, решал задачу формирования техники чтения, повышения степени осознания содержания прочитанного, способствовал приобретению учащимися знаний о мире, почерпнутых из учебных текстов. Сегодня ставятся другие задачи, и данный метод не востребован практикой. Зато другой объяснительно-иллюстративный метод — чтение-рассматривание, введенный Н. Н. Светловской, — успешно используется при ознакомлении школьников с элементами книги, ее устройством, формировании умения пользоваться оглавлением, условными обозначениями. В данном случае чтение выступает как речевая деятельность. Но объяснительноиллюстративный метод может применяться и в процессе обучения чтению как эстетической деятельности. При этом используется комментированное чтение, предполагающее, например, установление ассоциативных связей изучаемого текста с самостоятельно прочитанными учениками художественными произведениями того же автора, на ту же тему, с близкой проблематикой, зачитывание отрывков из этих произведений, рассматривание иллюстраций, обращение к портретам писателя и т.д.1 М. Воюшина Чтение как речевая деятельность Методы Приемы Объяснительное Вопросно-ответная беседа чтение Сознательное чтение Чтениерассматривание Словотолковательно е чтение Рассказ учителя 1 Чтение как эстетическая деятельность Методы Приемы Комментирован Рассказ учителя, -ное чтение демонстрация и анализ текстового материала. Установление ассоциативных связей с прочитанными ранее художественными произведениями Беседа по системе Экскурсия Рассказ учителя или вопросов экскурсовода, беседа по материалу экскурсии, рассматривание и анализ экспонатов Чтение и анализ книги и Рассказ учителя Сообщение новых ее элементов сведений, необходимых для эстетического восприятия текста Вопросно-ответная беседа Вводная беседа Беседа актуализирующая жизненный опыт ребенка, литературоведчески е знания, необходимые для эстетического восприятия текста Сообщение новых сведений, необходимых М.П. Воюшина http://oso.rcsz.ru/inf/klassifika.htm Беседа Работа с текстом Пересказ Подготовка сообщения Воспитательное чтение для понимания жизненной ситуации, описанной в произведении Беседа, актуализирующая лексический запас Выявление темы, основной мысли, составление плана Сокращение, дополнение, выделение фрагментов текста Пересказ по картинному или словесному плану. Отбор и группировка материала на заданную тему. Рассказ ученика Эвристическая беседа Целостный морального характера на анализ материале произведения художественног о текста Подготовка к выразительному чтению, чтению по ролям. Стилистический анализ. Композиционный анализ. Эвристическая беседа, выявляющая характер персонажа. Рассказ о герое. Словесное рисование. Анализ иллюстрации. Сопоставительный анализ художественных произведений. Анализ и интерпретация художественног о текста или его фрагмента Акцентное Работа в позиции вычитывание читателя, критика, автора Метод проектов Составление комментария. Подготовка и проведение тематических и Творческое чтение Творческая работа по следам прочитанных произведений:продолжен ие сюжета, переделка концовки произведения, словесное и графическое рисование Эмоциональнообразное проживание произведения Интерпретации Литературное творчество книжных выставок. Составление словаря. Создание книжки-малышки. Подготовка литературнохудожественного журнала Передача эмоциональных переживаний с помощью цветовой шкалы. Инсценирование Создание произведения другого вида искусства по мотивам художественного текста Сочинение. Редактирование текста Лекция разработана на основе книги: Методика обучения литературному чтению: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/ М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной.-М., 2013.
«Принципы организации школьного анализа художественного произведения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot