Принципы организации школьного анализа художественного произведения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
I.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО АНАЛИЗА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
План лекции.
1. Основные принципы организации школьного анализа художественного
произведения.
2. Методы и приёмы начального литературного образования.
2.1. Классификация методов и приемов начального литературного
образования.
Школьный анализ художественного произведения строится с учетом 12 принципов:
I.
Принцип целенаправленности
II.
Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие
прочитанного
III.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия
прочитанного
IV.
Принцип создания установки на анализ произведения
V.
Принцип необходимости вторичного самостоятельного прочтения
произведения
VI.
Принцип единства формы и содержания
VII. Принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его
художественного своеобразия
VIII. Принцип избирательности
IX.
Принцип целостности
X.
Принцип синтеза
XI.
Принцип направленности на совершенствование навыка чтения
XII. Принцип направленности на литературное развитие ребенка, формирование
у него начальных литературоведческих представлений и системы читательских умений.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
I.
Принцип целенаправленности
Цель школьного анализа произведения - постижение идеи произведения,
углубление индивидуального восприятия худ.произведения.
Задачи:
Получение новых литературоведческих знаний;
Обучение приемам анализа текста;
Умение находить связь произведения с прочитанными ранее текстами;
Использование целесообразных видов чтения;
Проведение работы по развитию речи.
При составлении конспекта уроков учителю необходимо соблюдать несколько
методических особенностей:
1)
В основе анализа произведения должна лежать интерпретация произведения.
Пользоваться можно методическими рекомендациями для учителей по курсу,
литературоведческими знаниями, собственным прочтением произведения. Учитывайте,
что в ходе урока даже хорошо в известных Вам текстах учащиеся могут открывать новые
оттенки смыслов.
2)
Произведение должно восприниматься как эстетическая ценность. Изучение
литературных текстов должно вести за собой развитие, а не только формирование новых
знаний, умений, навыков. Обучение лучше строить на проблемной ситуации, в случае
необходимости направлять ребят к выводу.
3)
Учитель должен хорошо представлять на какие знания будет опираться
усвоение нового материала, какие умения будут сформированы в ходе выполнения
каждого задания.
II.
Принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное
восприятие прочитанного
Перед первым прочтением поизведения необходимо создать нужную
эмоциональную атмосферу. Первичное ознакомление текста может быть организовано
следующим образом: чтение учителя, авторское или профессиональное исполнение текста
(аудио-, видеозапись), чтение подготовленных учеников.
III.
Принцип учета
восприятия прочитанного
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
Учителю необходимо определить, на каком уровне ученик постиг смысл
произведения самостоятельно после первичного восприятия.
IV.
Принцип создания установки на анализ произведения
Учителю необходимо пробудить в ученике потребность в перечитывании
обдумывании текста.
и
V.
Принцип необходимости вторичного самостоятельного прочтения
произведения
Учащимся начальных классов сложно с первого раза полностью воспринять
произведение, ребенок с трудом ориентируется в тексте. Кроме этого, необходимо
продолжать работу по формированию навыка самостоятельного прочтения текста.
VӀ. Принцип единства формы и содержания
Анализировать необходимо не жизненную
произведении, а то, как автор ее показывает.
ситуацию,
изображенную
в
VӀӀ. Принцип учета родовой и жанровой специфики произведения, его
художественного своеобразия
Знание родовой и жанровой специфики произведения до прочтения предполагает
определенные ожидания читателя. Анализ текста должен строиться с учетом жанровых
особенностей произведения.
Фрагмент урока:
-Ребята, есть много жанров литературы, но есть один особенный жанр, который любят все
дети в любом уголке планеты. О каком жанре я говорю? (о сказке).
-Правильно, а сказке. Вспомните, какие сказки мы уже изучали? (русские народные
сказки, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два Мороза», «Белоснежка и семь гномов» и другие).
-Верно, а сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой.
VӀӀӀ. Принцип избирательности
В ходе урока необходимо анализировать не всё произведение, а фрагменты,
которые раскрывают его основную мысль. В зависимости от обсуждаемых элементов
подбираются и формы работы (чтение по ролям, составление плана, приемы словесного
рисования и т.д.)
ӀX. Принцип целостности
Художественный текст должен анализироваться как единое целое, все элементы
рассматриваются в соотношении с идеей произведения.
X.
Принцип синтеза
После проведенного анализа необходимо сделать обобщение.
XI.
Принцип направленности на совершенствование навыка чтения
Формирование навыка чтения – специфика литературного образования начальной
школы. Необходимо, чтобы чтение было осознанным. Включайте в ход урока задания,
направленные на совершенствование навыков чтения.
Фрагмент урока:
-Прочитайте пословицу медленно.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай да на ус мотай.
-Назовите знакомые вам части речи (существительные, глаголы, предлоги, союзы)
-Прочитайте медленно, быстро, шепотом, выразительно.
XII. Принцип направленности на литературное развитие ребенка,
формирование у него начальных литературоведческих представлений и системы
читательских умений
Цель анализа текста как педагогического явления – становление ребенка как
личности и как читателя.
II. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
II.I. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НАЧАЛЬНОГО
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .
Проблема описания и классификации методов начального литературного
образования крайне сложна по многим причинам.
Во-первых, обучение, воспитание и развитие ребенка в процессе его общения с
художественным произведением и собственного творчества так тесно связаны, что
правильнее было бы выделять методы начального литературного образования, а не
обучения. Метод обучения определяется в дидактике как путь, способ организации
взаимодействия учителя и учащихся, ведущий к усвоению содержания и достижению
целей и задач обучения. Метод литературного образования можно определить как способ
организации взаимодействия учителя и учащихся, ведущий к усвоению содержания и
достижению целей и задач воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Во-вторых, для методики существенными оказываются также учет специфики
объекта деятельности и ориентация на характер деятельности, в нашем случае
деятельности читательской и литературно-творческой. Чтение в начальной школе
представлено в двух своих ипостасях: как речевая и как эстетическая деятельность, — что
требует разных групп методов освоения текста.
В-третьих, дидактическая классификация методов обучения в большей степени
ориентирована на изучение науки, а не искусства и не учитывает ряд специфических для
постижения искусства слова методов.
В-четвертых, классификация методов, используемых при изучении литературы в
средней школе, не может быть использована, поскольку относится только к изучению
художественного произведения и не охватывает всех задач начального этапа образования.
В-пятых, современные вариативные программы по литературному чтению, как
правило, не называют методов обучения, ограничиваясь перечислением приемов работы.
Однако прием по отношению к методу — понятие частное, классификация приемов не
может заменить классификацию методов.
Поэтому представляется целесообразным классифицировать методы начального
литературного образования в зависимости от характера читательской деятельности и
соотнести эти методы с дидактической классификацией методов обучения И. Я. Лернера,
учитывающей цель, способ усвоения содержания и характер взаимодействия учителя и
ученика. Причем специфика искусства как предмета изучения требует дополнения
дидактической классификации и выделения эмоционально-творческого метода и метода
литературного творчества, так как целая группа хорошо известных в методике приемов не
может быть отнесена ни к одному из дидактических методов обучения. Поскольку
каждый метод реализуется в практике обучения только через определенные приемы,
отражающие операционную сторону деятельности, рассмотрим каждый метод в
соотношении с приемами работы.
Сами по себе методы и приемы не бывают ни хорошими, ни плохими. К оценке
метода надо подходить с точки зрения его целесообразности, т.е. соответствия решаемой
задаче, предмету деятельности, степени готовности ученика к этой деятельности. Так,
популярный в XIX в. метод объяснительного чтения, реализующийся с помощью
многочисленных вопросов о значении отдельных слов, фраз, предложений, решал задачу
формирования техники чтения, повышения степени осознания содержания прочитанного,
способствовал приобретению учащимися знаний о мире, почерпнутых из учебных
текстов. Сегодня ставятся другие задачи, и данный метод не востребован практикой. Зато
другой объяснительно-иллюстративный метод — чтение-рассматривание, введенный Н.
Н. Светловской, — успешно используется при ознакомлении школьников с элементами
книги, ее устройством, формировании умения пользоваться оглавлением, условными
обозначениями.
В данном случае чтение выступает как речевая деятельность. Но объяснительноиллюстративный метод может применяться и в процессе обучения чтению как
эстетической деятельности. При этом используется комментированное чтение,
предполагающее, например, установление ассоциативных связей изучаемого текста с
самостоятельно прочитанными учениками художественными произведениями того же
автора, на ту же тему, с близкой проблематикой, зачитывание отрывков из этих
произведений, рассматривание иллюстраций, обращение к портретам писателя и т.д.1
М. Воюшина
Чтение как речевая деятельность
Методы
Приемы
Объяснительное
Вопросно-ответная беседа
чтение
Сознательное
чтение
Чтениерассматривание
Словотолковательно
е чтение
Рассказ учителя
1
Чтение как эстетическая деятельность
Методы
Приемы
Комментирован Рассказ
учителя,
-ное чтение
демонстрация
и
анализ текстового
материала.
Установление
ассоциативных
связей
с
прочитанными
ранее
художественными
произведениями
Беседа
по
системе Экскурсия
Рассказ учителя или
вопросов
экскурсовода,
беседа
по
материалу
экскурсии,
рассматривание и
анализ экспонатов
Чтение и анализ книги и Рассказ учителя Сообщение новых
ее элементов
сведений,
необходимых для
эстетического
восприятия текста
Вопросно-ответная беседа Вводная беседа Беседа
актуализирующая
жизненный
опыт
ребенка,
литературоведчески
е
знания,
необходимые для
эстетического
восприятия текста
Сообщение
новых
сведений, необходимых
М.П. Воюшина http://oso.rcsz.ru/inf/klassifika.htm
Беседа
Работа с текстом
Пересказ
Подготовка
сообщения
Воспитательное
чтение
для понимания жизненной
ситуации, описанной в
произведении
Беседа, актуализирующая
лексический запас
Выявление
темы,
основной
мысли,
составление плана
Сокращение, дополнение,
выделение
фрагментов
текста
Пересказ по картинному
или словесному плану.
Отбор и группировка
материала на заданную
тему.
Рассказ ученика
Эвристическая
беседа Целостный
морального характера на анализ
материале произведения
художественног
о текста
Подготовка
к
выразительному
чтению, чтению по
ролям.
Стилистический
анализ.
Композиционный
анализ.
Эвристическая
беседа,
выявляющая
характер
персонажа.
Рассказ о герое.
Словесное
рисование.
Анализ
иллюстрации.
Сопоставительный
анализ
художественных
произведений.
Анализ
и
интерпретация
художественног
о текста или его
фрагмента
Акцентное
Работа в позиции
вычитывание
читателя, критика,
автора
Метод проектов Составление
комментария.
Подготовка
и
проведение
тематических
и
Творческое чтение
Творческая работа по
следам
прочитанных
произведений:продолжен
ие сюжета, переделка
концовки произведения,
словесное и графическое
рисование
Эмоциональнообразное
проживание
произведения
Интерпретации
Литературное
творчество
книжных выставок.
Составление
словаря. Создание
книжки-малышки.
Подготовка
литературнохудожественного
журнала
Передача
эмоциональных
переживаний
с
помощью цветовой
шкалы.
Инсценирование
Создание
произведения
другого
вида
искусства
по
мотивам
художественного
текста
Сочинение.
Редактирование
текста
Лекция разработана на основе книги:
Методика обучения литературному чтению: учебник для студ.учреждений
высш.проф.образования/ М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред.
М.П. Воюшиной.-М., 2013.