Принцип индивидуальности.Принцип связи научных знаний с жизнью
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Задание на последнем слайде лекции:
Ученые выделяют так же еще два принципа, которых необходимо придерживаться в преподавании истории и обществознания:
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип связи научных знаний с жизнью.
Обоснуйте эти два принципа и их необходимость в преподавании истории и обществознания. При обосновании можно использовать мнения педагогов, ученых, которые признавали данный принцип (с обязательной ссылкой на источник в скобках после цитаты).
Принцип индивидуальности и дифференциации предполагает: учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития личности; моделирование на основе программ индивидуального развития, стимулирования физико-оздоровительной, дидактической, педагогической и познавательной, социальной и коммуникативной деятельности, ориентацию и оценку учеников. Личность ученика - это сложный и многогранный мир физических, психических и социальных качеств1.
Поиск наиболее точного смыслового значения понятия «личностный подход в воспитании» в исследовательских работах различных авторов, работающих в области этой проблемы, водит к тому, что невозможно найти однозначную интерпретацию в педагогической теории и практике . Наиболее распространенными способами его определения являются такие2:
* Как этико-гуманистический принцип общения между учителем и учеником, так называемая «педагогика сотрудничества»;
* Как принцип концентрации педагогической деятельности на главной цели - личности;
* Как принцип индивидуальной свободы в воспитательном процессе;
* Как принцип личностного воспитания «с заданными свойствами»;
* Как приоритет индивидуальности в образовании в отличие от коллективного воспитания;
* Как построение особого типа педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие личностных свойств личности.
Такой многомерный подход объясняется тем, что «индивидуальный подход», как и само понятие «индивид», или «личность», является сложным предметом исследований во многих науках, который нельзя свести к единому образу его понимания. Создание одной конкретной концепции, которая раскроет все аспекты проблемы невозможно3.
С точки зрения автора этого эссе, последнее определение наилучшим образом предусматривает создание педагогического пространства, в котором сфера личностных функций индивида развивается при изучении содержания образования.
Необходимо для этого создание на занятиях историей и естествознанием индивидуальных проектов для детей. Цель учителя - найти место для всех на уроке, повысить эффективность процесса обучения за счет индивидуальных способностей учащихся.
Определение отношения учащихся к предметам, которые преподаются, а также степени удовлетворенности результатами их образовательной деятельности осуществляется с помощью вступительных, промежуточных и выпускных анкет в 10-м и 11-м классах истории.
Ученики, которые проявляют повышенный интерес к предмету, получают усиленную педагогическую поддержку в виде дополнительных задач, консультаций, индивидуальных планов и т.д. Те, кто совсем равнодушен к предметам, которые преподаются, подвергаются специальному контролю с целью выявления причины такого отношения. С ними необходимо вести специальную работу.
Индивидуально-ориентированный подход уделяет особое внимание таким элементам образовательного процесса, как содержание обучения, педагогическим задачам или модели индивидуально-ориентированной учебной ситуации, и использует специальные технологии4.
Понятно, что индивидуально-ориентированный подход не может менять структуру базового учебного плана и образовательных стандартов. Новизна проявляется в интерпретации и композиции содержания образования. Важно обеспечить в учебной деятельности приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных технологий, а также приоритет продуктивного компонента содержания образования над репродуктивным. Руководством в практической деятельности по данному вопросу является ст.14 Закона РФ “Об образовании”, где говорится: “…содержание образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений”5
Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитывающих в себя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.
Общественно-исторической практикой преподаватели должны доказывать необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Особенно по таким предметам, как история и естествознание. Потому что, в отличие от физики или русского языка, их невозможно наглядно применить в жизни. Можно привести несколько рекомендаций по ведению занятий так, чтобы ученики почувствовали важность этих предметов:
В учении необходим четкий переход от жизни к знанию или от знания к жизни (необходимую связь "знания - жизнь").
Постоянно, глубоко и убедительно проявлять диалектическую связь между теорией и практикой. Показать, что наука развивается под влиянием практических потребностей, привести конкретные примеры, показать примеры борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе. Необходимо получать от учащихся обратную связь- то есть необходимо подготовить интересные вопросы для них.
Расскажите студентам о новых технологиях, прогрессивных методах работы и новые производственных отношениях в контексте их исторического развития.
Обучать студентов применению своих знаний на практике. Использовать окружающую действительность как в качестве источника знаний, так и в качестве практической сферы применения. Задавать по обществознанию проекты для групп учащихся, которые бы они делали совместно.
Не должно быть ни одного урока или класса, в которых ученик не знает практического приложения своей работы.
Связать обучение с перспективами развития народного хозяйства вашего города, села, республики, страны. Обеспечить профессиональную ориентацию на основе перспективных разработок. Исторические проекты можно задавать, используя реальные исторические события области.
Развивать, закреплять и переносить на другие занятия успехи учеников в одном виде деятельности: через эпизодические успехи - к постоянным достижений.
Культивировать в учениках желание постоянно повышать свою успешность, развивать желание изучать новое.
Литература:
1. Закон РФ “Об образовании”. М.,2007.
2. Занков, Л. В. Принципы экспериментальной дидактической системы / Л. В. Занков // Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 2011. – С.29-37
3. Ильина, Т. А. Педагогика: учебное пособие / Т. А. Ильина. – М.: Дидактика, 2008. – 211 с
4. Педагогические технологии. Автор-составитель Сальникова Т.П.// Личностно-ориентированные технологии//. М.,2007.
5. Тищенко Н.Г. Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов н/Д., 2007.