Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
«Пример проблемной лекции»
Утверждается, что актуальность практики проблемной лекции связана с важностью стимулирования научно-познавательного интереса студентов в условиях предельной информационной доступности и насыщенности. Даны определение и основные методические приемы организации проблемной лекции. Необходимость проблематизации познания представлена в связи с тенденцией интеграции наук, направленностью науки и культуры к междисциплинарным исследованиям, способным формировать целостный образ мира. Описываются конкретные примеры проблемной лекции, элементов проблем-ности, проблематизации в практике преподавания социальных наук.
Ключевые слова, в проблемной лекции: диалогическая коммуникация; проблемная ситуация; проблемная лекция; проблематизация; исследовательские проблемы; дидактические приемы.
В целом «готовом» знании не остается места для человеческого действия, человеческой свободы. С этой точки зрения, которую отстаивают многие современные мыслители, прежде всего Н. А. Бердяев, «истина не есть нечто "готовое" и "статичное", "не объективная данность" (которую мы лишь отражаем в сознании), а творческое завоевание».
Лекция считается, как одна из форм публичного выступления она становится интересной, познавательной тогда, когда в ней присутствует напряженная коллизия, становится, хотя бы фрагментарно, «квестом», в то же нервным поиском пути разрешения конфликта.
Проблемная лекция определяется постановкой вопросов или задач, моделирующих проблемную ситуацию, разрешение проблемы происходит непосредственно в аудитории, в ходе изложения темы, тем самым происходит вовлечение слушателей в дискуссию, активизируя познавательную деятельность студента.
Осознание проблемы как конфликта, который нужно разрешить, дает возможность увидеть выход за свои границы, новые горизонты развития ситуации.
В проблемной ситуации всегда выявляются разногласия, противоположности, разнонаправленные научные развития, в чём образуют основное противоречие.
Для моделирования проблемной ситуации используются следующие приемы:
• предоставление информации, содержащей противоречие в науке;
• предоставление противоположных мнений и высказываний по интересующему вопросу;
• предоставление фактов, которые вызывают недоумение, вводят в заблуждение;
Как подчеркивает С. Ш. Казданян, «...на проблемной лекции постоянно вводится новое знание, студент это считаем новым и не изведанным для себя. Логично, полученная им информация усваивается как личностное им открытие не известные для него знания. Тем самым студент создаёт иллюзию "открытия, изобретения" уже известное с не которых пор в науке».1
Как отмечает Р. Я. Касимов, проблемная лекция представляет собой занятие, предполагающее привлечение аудитории к разрешению определенной научной трудности, определяющей тему занятия. В каждом учебно-установочном материале, по мнению автора, лектор определяет сущность и составляющие той или иной научной трудности, раскрывает вероятные пути ее разрешения, указывает теоретическую и практическую значимость достижений, поэтому любая лекция носит проблемный характер. Последнее, на наш взгляд, требует уточнения: информационная лекция сохраняет свое значение в качестве «установочного», вводного, формирующего предметную интенцию и ценностную ориентацию материала. Важно то, что и в лекции информационного характера определенные приемы проблематизации в организации содержания учебного материала доказывают свою эффективность. Любая лекция может содержать элементы проблемного подхода.2
Актуальность проблематизации познания связана с тенденцией интеграции различных областей научного знания, направленностью науки и культуры к междисциплинарным исследованиям, которые открывают путь к формированию целостного образа мира. Проблематизация способна представить более широкий спектр возможностей познания, обретая конкретизацию, например, в методе case studies. Проблематизацию, наконец, можно понять как «процесс установления отношений (соотношений) между различными смысловыми континуумами, цель которого установить как можно более полную "гамму" смысловых наполнений».
В связи с этим значительно возрастает потребность скорее в обнаружении ключевых проблем научного познания и практики, чем в решении конкретных задач. Понятие «проблема» в таком контексте более соответствует используемому понятию «проблематизация познания».
Цели проблемной лекции:
• формирование познавательного интереса. А так же стимулирование интереса студентов к учебной дисциплине и преодоление пассивности;
• усвоение теоретических и практических основ дисциплины студентами;
• развитие не одинарного, теоретического размышления , а так же мотивации студента к исследованию;
• формирование личностного отношения студентов к темам, ориентирование студента на нравственное воспитание.
Сформулируем условия достижения поставленных целей.
1. Избранные проблемы и поставленные задачи должны:
• учитывать познавательные возможности аудитории (быть доступными для восприятия и осознания);
• быть значимыми для усвоения изучаемой дисциплины, для профессионального развития студентов, их социализации в целом.
2. Проблемная лекция может проводиться только в формате живого общения преподавателя и обучающихся (либо аудиторно — «офлайн», либо в формате технологически высококачественного вебинара) в силу необходимости вовлечения аудитории, а также важности мониторинга особенностей восприятия и когнитивных возможностей последней.
3. Побуждение к совместному размышлению, коллективному решению проблемы осуществляется с помощью таких методических приемов, как:
• представление информации по проблеме;
• вопрошание: обращение к личному опыту студентов, совместное подтверждение значимости проблемы (несмотря на индивидуальные различия ее восприятия);
• формулировка проблемы;
• выдвижение различных гипотез и подходов к ее решению.
Французский философ М. Фуко интерпретировал проблематизацию как прием, с помощью которого можно добиться неоднозначной трактовки того или иного явления, предмета, знания. Задача проблематизации — включение аличного знания в различные контексты путем игровых манипуляций «истинное — ложное». Речь идет о совокупности дискурсивных или недискурсивных практик, «которая вводит ту или иную вещь в игру истинного и ложного и конституирует ее в качестве объекта для мысли»3
В результате обретенное знание не только находит обоснование благодаря авторитету ученого, преподавателя, но и подтверждается системой рассуждений, доказательств в действующей научной парадигме, а также определением места данного знания в более широком социокультурном контексте.
Исходя из выше изложенного, проблемные лекции должны обеспечить творческое усвоение информации изучаемой дисциплины. Не мало важно, стимулировать познавательный интерес студентов, а так же их самостоятельную работу применять на практике.
Хочу отметить, личный опыт, обретаемый в ходе проблемной лекции и ситуации, поиска решения проблемы, формирует у студента не только интерес к учебной дисциплине, но и исследовательский взгляд на мир и в целом на науку.
Список используемой литературы
1. Казданян С. Ш. Проблемная лекция как словесный метод нетрадиционного обучения в вузе // Проблемы и перспективы развития – М.; 2015. – 81с.
2. Касимов Р. Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: методические рекомендации. М.; ТСХА, 2000. - 40 с.
3. Образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты): материалы между-нар. науч.-практ. конф. Прага; 2012. – 161 с.