Применение финансовых и денежно-кредитных методов для активизации инвестиционной деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Глава 5 Применение финансовых и денежно-кредитных методов для
активизации инвестиционной деятельности
§1. Воздействие финансовых и денежно-кредитных методов
регулирования на инвестиционную и инновационную активность субъектов
экономики.
В рыночных условиях, удовлетворяя интересы общества, государство
выступает и в качестве инвестора, и в качестве инициатора инвестиционной
деятельности. Формирование современного государственного механизма
финансирования и управления инвестиционной деятельностью необходимо
строить на принципиально новом подходе, основанном на следующих
принципах:
во-первых, всемерное поощрение и поддержка государством субъектов
экономики, осуществляющих инвестиционную деятельность, особенно по
наращиванию объемов производства;
во-вторых, ограничение вмешательства государства в сферу управления
инвестиционной деятельностью;
в-третьих,
выделение
приоритетов
в
процессе
управления
инвестиционным процессом со стороны региональных властей;
в-четвертых, координация, стимулирование и организация управления
инвестиционной деятельностью органами государственной власти;
в-пятых, приоритет в управлении инвестиционным процессом
законодательных, организационных и экономических форм;
в-шестых, комплексный и многоканальный характер финансирования
инвестиционной деятельности.
Исходя из этих принципов, основным направлением совершенствования
государственной инвестиционной политики является сосредоточение и
оптимизация основных функций управления инвестиционной деятельностью
на уровне субъектов Федерации и федеральных округов. В отношении
механизма финансирования это означает создание многоканальной системы
финансирования инвестиционной деятельности территорий.
Инвестиционные ресурсы, формируемые и привлекаемые на всех
уровнях государственного управления, должны использоваться для решения
тех задач, проектов и программ, в которых заинтересована данная территория
и реализация которых сможет обеспечить максимальный экономический и
иной положительный эффект. Такой подход к финансированию
инвестиционной деятельности позволяет обеспечить реализацию наиболее
перспективных и эффективных проектов и целевых программ.
Регулирование
инвестиционной
деятельности
осуществляется
федеральными и региональными органами власти РФ в соответствии:
- с государственными инвестиционными программами;
- прямым управлением государственными инвестициями; введением
системы налогов с дифференциацией налоговых льгот и ставок;
предоставлением из федерального бюджета финансовой помощи в форме
бюджетных ссуд и субсидий на цели развития отдельных производственных,
отраслевых, территориальных комплексов;
- осуществлением ценовой, кредитной, амортизационной политики
исходя из сложившегося состояния экономической системы;
- действующими правилами пользования землей, недрами, другими
природными ресурсами;
- антимонопольными мерами;
- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов,
требований обязательной сертификации;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Государственное
регулирование
инвестиционной
деятельности
предусматривает:
- создание благоприятных условий для развития инвестиционной
деятельности с помощью совершенствования системы налогообложения,
механизма амортизации и использования амортизационных отчислений,
защиты интересов инвесторов;
- обеспечение для инвесторов права пользования землей и другими
природными ресурсами на льготных условиях;
- привлечение для финансирования жилищного строительства и
строительства объектов социально-культурного назначения средств
населения и иных внебюджетных источников;
расширение
сети
информационно-аналитических
центров,
осуществляющих проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок
на регулярной основе;
- расширение возможности использования залогов в качестве
обеспечения выполнения обязательств при проведении кредитных сделок;
- разработку и проведение антимонопольных мер;
- расширение использования сделок финансового лизинга;
- переоценку стоимости основных фондов в соответствии с темпами
инфляции;
- создание инвесторам возможности формирования собственных
инвестиционных фондов;
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности может
осуществляться такими путями, как:
- разработка, утверждение и финансирование проектов, реализуемых в
Российской Федерации совместными усилиями с иностранными
государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет
средств бюджетов разных уровней;
- формирование перечня строек и объектов технического
перевооружения, предназначенных для общегосударственных нужд и
финансируемых за счет ресурсов федерального бюджета;
- предоставление на конкурсной основе госгарантий по инвестиционным
проектам за счет средств федерального бюджета;
- распределение на конкурсной основе бюджетных средств,
предназначенных для финансирования инвестиционных проектов;
- защита отечественных производителей от поставок устаревших,
энергоемких, материалоемких технологий, машин и оборудования;
-разработка, утверждение контрактов и осуществление контроля за их
соблюдением;
- выпуск гарантированных целевых и облигационных займов;
- возобновление возведения законсервированных и временно
приостановленных строек и объектов, являющихся государственной
собственностью;
- предоставление иностранным инвесторам возможности осуществления
инвестиционной деятельности на территории РФ.
Ассигнования из бюджета — это ресурсы бюджетов различных уровней
бюджетной системы, направляемые на инвестиционные цели согласно
бюджетной росписи. Выделение бюджетных средств на финансирование
осуществляется государством в соответствии с законами о федеральном
бюджете, бюджетах субъектов Федерации, законодательными актами
органов власти на местах, принимаемыми ежегодно.
Участие государства своими средствами в финансировании капитальных
вложений способствует развитию национальной экономики и позволяет
решать задачи, стоящие перед различными уровнями власти. Особенность
современного этапа реализации государственной инвестиционной политики
состоит в переходе от распределения бюджетных ассигнований на
капитальное строительство между отраслями и регионами к адресному,
избирательному финансированию конкретных объектов и формированию
состава таких объектов на конкурсной основе.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется
двумя способами:
- путем прямого, т. е. безвозмездного и безвозвратного финансирования
строек и объектов для нужд государства;
- путем выделения бюджетных ресурсов для финансирования
инвестиционных программ и проектов в виде бюджетных кредитов и
государственных гарантий на возмездной и возвратной основе.
Министерство финансов и его территориальные органы контролируют
целевое
использование
бюджетных
средств,
направленных
на
государственные капитальные вложения.
Внебюджетные централизованные ассигнования выделяются из
экономических фондов и фондов социального назначения.
Бюджетное финансирование
Новым подходом к финансированию, осуществляемым за счет
бюджетных средств, являются:
- выделение инвестиционного проекта как отдельного, особого объекта
для инвестирования;
- отбор проектов для финансирования на конкурсной основе исходя из
экономической эффективности и важности программ;
- предоставление средств на условиях возмездности и возвратности;
- участие государства в источниках финансирования инвестиционных
проектов на долевой основе;
- создание специальных структур, осуществляющих организацию
государственного финансирования инвестиций, с целью сокращения на эти
цели ассигнований из бюджетов всех уровней.
Бюджетное финансирование может осуществляться в следующих
формах:
1. Бюджетные инвестиции. При использовании бюджетных источников
финансирования оценивается бюджетная эффективность проекта, которая
определяется на основе расчета поступлений и расходов бюджетных средств.
Расходы, выделяемые на финансирование инвестиций, предусматриваются в
соответствующих бюджетах (федеральном, региональном, местном), при
условии включения их в федеральную, региональную целевые программы
или на основе решения соответствующего органа исполнительной власти
страны.
Бюджетные ассигнования, направляемые на инвестиции, включаются в
проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования
проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и
сооружений, а также при наличии проекта договора между органом
исполнительной власти РФ соответствующего уровня об участии в
собственности получателя инвестиций и юридическим лицом.
2. Бюджетный кредит предоставляется хозяйствующему субъекту —
юридическому лицу на основе договора, за плату, при условии
предоставления обеспечения обязательства по возврату кредита.
В качестве обеспечения по кредиту могут быть предоставлены только
банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде
акций иных ценных бумаг, паев, в сумме, составляющей не менее 100%
предоставляемого кредита. Средства перечисляются заемщику на его
бюджетный счет в кредитной организации. Проведение операций и платежей
за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком
самостоятельно в соответствии с целями получения бюджетного кредита.
Возврат основной суммы предоставленных бюджетных кредитов, а также
плата в виде процентов за пользование ими приравнивается к платежам в
бюджет.
3. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на
прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам на срок
от года до 5 лет. Он представляет собой изменение срока исполнения
налогового обязательства, при котором налогоплательщик при наличии
установленных оснований может воспользоваться возможностью в течение
определенного срока и в определенных объемах уменьшить налоговые
платежи с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
В развитых странах одним из ведущих источников финансирования
инвестиций, используемых при расширении и модернизации производства,
является венчурный (рисковый) капитал. С его помощью осуществляются
долгосрочные инвестиции в малые инновационные компании, получившие
название венчурных (рисковых).
Такие компании (фирмы) занимаются разработкой новых технологий,
освоением новых видов продукции. Обычно они пользуются поддержкой
государства и крупных компаний, которым невыгодно заниматься этим
самостоятельно из-за риска понести убытки, вероятность которых
чрезвычайно велика.
Основой деятельности венчурных инвесторов является параллельное
финансирование небольших, часто никак не связанных между собой
проектов, что направлено на диверсификацию риска.
Такие вложения производятся в расчете на их быструю окупаемость, но
каких-то гарантий или обеспечения при этом нет. Возможной гарантией
является рассредоточение риска, а также самострахование — т. е. поэтапное
финансирование проектов: в случае спешной реализации проекта вложения
увеличиваются, а в случае отрицательного результата инвестирование
немедленно приостанавливается либо прекращается вовсе. Однако, невзирая
на высокую вероятность возможных потерь, рисковый бизнес является
высокоприбыльным по сравнению с традиционными видами финансовых
операций.
Воздействие
государства
на
стимулирование
инновационной
деятельности может осуществляться двумя методами: прямыми и
косвенными. Соотношение между ними определяет экономическая ситуация
в стране и избранная концепция государственного регулирования,
ориентированная либо на централизованное воздействие, либо на рыночные
отношения.
Прямые методы регулирования инновационных процессов могут
осуществляться в двух формах: программно-целевой и административноведомственной.
Первая форма — программно-целевая, осуществляется в виде
конкретного финансирования инноваций через государственные целевые
программы поддержки нововведений, распространяющиеся и на малые
наукоемкие фирмы. При этом формируется система государственных
контрактов на приобретение определенных товаров и услуг, фирмы
получают льготы по кредитам для осуществления нововведений и пр.
Вторая форма — административно-ведомственная, государство
использует при ее осуществлении прямое дотационное финансирование на
основе специальных законодательных актов, принимаемых с целью
непосредственного стимулирования развития инноваций.
Косвенные методы регулирования направлены как на стимулирование
самих инновационных процессов, так и на создание благоприятного
экономического и социально-политического климата для развития
новаторской деятельности.
Многие промышленно-развитые страны наработали определенный опыт
стимулирования и экономического воздействия на инновационную
деятельность. В большинстве стран участникам рисковых исследований
предоставляются налоговые льготы в виде исключения из налогооблагаемого
дохода объема затрат на проведение исследовательских работ и налоговые
скидки на инвестиции в научно-исследовательское оборудование. В США,
например, доход от участия в деятельности венчурных компаний (доля
прибыли организаций-участников) облагается по льготным, сниженным на
50% ставкам.
В Швеции ставки снижены на 70%. Важным элементом системы
налогового стимулирования научно-технического прогресса являются
амортизационные
отчисления.
Льготный
порядок
амортизации,
определяющий использование ее ускоренных норм, играет решающую роль в
стимулировании инвестиций в передовую высокоэффективную технику и
оборудование. В большинстве развитых стран компаниям предоставляется
право на ускоренное списание стоимости оборудования, используемого для
научных исследований, в сравнении с обычными нормами амортизации
основного капитала.
Обобщая используемые в мировой практике меры, можно выделить
основные черты налоговой политики, направленной для стимулирования
инновационной деятельности:
Во-первых, система налоговых льгот связана с единым видом платежей
компаний в бюджет — налогом на прибыль, который одинаков для всех
отраслей, а во многих странах и для всех предприятий. В отношении этого
единого (одноканального) платежа могут применяться различные льготы и
вычеты, скидки, позволяющие стимулировать научно-технический прогресс.
Во-вторых, налоговые льготы дифференцированы по видам
деятельности, отраслям, видам оборудования и т. п. в соответствии с
национальными экономическими и научно-техническими задачами.
В-третьих, каждая налоговая льгота имеет четко выраженный целевой
характер.
Развитые страны используют следующие меры налогового
стимулирования:
- исключение из дохода, облагаемого налогом, текущих расходов на
НИОкР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- снижение налога на прибыль в процентах к приросту затрат на научные
исследования (налоговый кредит на прирост НИОкР);
- временное освобождение от уплаты налога вновь созданных мелких
исследовательских компаний (на срок до 5 лет);
- частичное снижение налоговых ставок на прибыль малого
исследовательского бизнеса;
- снижение налоговых ставок на доход компаний от участия в рисковых
(венчурных) предприятиях (на 50-70%);
- скидка с налога на прибыль по инвестициям, дифференцированная по
видам оборудования и отраслям экономики (от 10 до 50% по сроку
эксплуатации);
- ускоренная амортизация основных фондов.
Большой выбор методов государственной поддержки инновационной
деятельности, ориентированных на малые и средние предприятия,
предусмотрен
в
рамках
государственных
программ
развития.
Разрабатываются и реализуются программы поддержки малых и средних
предприятий в сфере технологического трансфера; предоставляется
материальная и нематериальная помощь при внешних инновационных
консультациях; осуществляется косвенное стимулирование исследований и
разработок; оказывается прямая поддержка по наиболее значимым
технологическим направлениям при создании инновационных предприятий.
§2.
Регулирование
институтов
финансово-инвестиционной
инфраструктуры
Инфраструктура финансовых рынков — совокупность институтов,
технологий, норм, правил, обслуживающих обращение финансовых активов,
заключение, исполнение и контроль сделок на финансовых рынках.
Инфраструктура финансового рынка является главной структурообразующей
частью рыночной инфраструктуры.
Ее цель заключается в организации взаимодействия финансовых
институтов, аккумулирующих финансовые ресурсы и превращающих их в
реальные инвестиционные потоки для роста производственного и
непроизводственного
капитала,
обеспечения
снижения
степени
инвестиционных рисков и сокращения трансакционных издержек.
Институты рыночной инфраструктуры возникают в ответ на наличие
издержек экономического взаимодействия, в какой бы форме оно ни
происходило, т. е. трансакционных издержек при обмене финансовыми
активами. При этом чем интенсивнее этот обмен, тем выше потребность в
соответствующей инфраструктуре. Различия в уровне и структуре издержек
трансакции способствуют появлению многообразных форм и видов
институтов рыночной инфраструктуры.
Исходя из целевого назначения, инфраструктура финансовых рынков
может быть представлена тремя группами субъектов:
1. Финансовые посредники различного типа. К ним относятся:
банковские институты, страховые, трастовые компании, негосударственные
пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, кредитные союзы и др.
2. Сервисная инфраструктура, т. е. субъекты инфраструктуры,
обслуживающие финансовых посредников. К данной группе субъектов
относятся: валютные и фондовые биржи, регистраторы, депозитарные и
расчетно-клиринговые организации, консалтинговые и аудиторские фирмы,
информационно-аналитические агентства и пр.
3. Регулятивная инфраструктура, т. е. субъекты регулирования
инфраструктуры. Эти субъекты объединяют: органы государственного
регулирования,
саморегулируемые
организации,
профессиональные
ассоциации.
Основными элементами инфраструктуры финансовых рынков
выступают:
- регулирующие органы;
- финансовые институты;
- законодательные нормы и правила;
- информационные организации;
- правила и принципы деятельности участников финансовых
- рынков;
- технологии, используемые при заключении сделок.
Инфраструктура финансовых рынков может быть классифицирована
исходя из следующих основных признаков:
1) по видам рынков:
- инфраструктура страхового рынка;
- инфраструктура рынка ценных бумаг;
- инфраструктура валютного рынка и др.;
2) по масштабам финансовых рынков:
- инфраструктура международных рынков;
- инфраструктура национальных рынков;
- инфраструктура региональных рынков;
3) по типам выполняемых операций:
- учетная инфраструктура;
- торговая инфраструктура;
- информационная инфраструктура;
- расчетно-клиринговая инфраструктура.
Инфраструктура выполняет следующие основные функции:
1. Организационная функция, предназначенная для формирования
между субъектами финансовых рынков информационных финансовых
связей; обеспечения стабильных и взаимовыгодных отношений между
участниками; обеспечения условий для свободного перемещения
финансовых активов; формирования развитой конкурентной среды на
финансовых рынках.
2. Коммуникационная функция, призванная обеспечить эффективную
циркуляцию финансовых потоков.
3.
Регулирующая
функция,
нацеленная
на
поддержание
сбалансированного спроса и предложения на финансовых рынках,
ликвидности
финансовых
инструментов,
обеспечение
ускорения
оборачиваемости финансовых активов.
В составе финансовых рынков принято выделять две группы
финансовых институтов — депозитные и недепозитные.
Депозитные институты представлены:
- коммерческими банками;
- сберегательными институтами;
- кредитными союзами.
Коммерческие банки — самая крупная и многочисленная группа
депозитных институтов, созданная для аккумуляции и перераспределения
временно-свободных денежных средств. Наряду с банками активно
развиваются кредитные организации небанковского типа, в том числе
сберегательные институты, кредитные союзы и другие институты, дающие
возможность на основе принципов самоуправления объединять лиц в целях
создания коллективных денежных фондов для аккумулирования денежных
средств и использования их для кредитования потребительских нужд или
страхования своих членов.
Недепозитные институты объединяют: негосударственные пенсионные
фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды, ипотечные
фонды, акционерные инвестиционные фонды, выступающие в роли
коллективных инвесторов.
Недепозитные институты образовывались в качестве альтернативной
системы аккумулирования денежных ресурсов и финансирования через
коммерческие банки. Они предлагают более разнообразные условия
инвестирования по сравнению с коммерческими банками.
Недепозитные финансовые институты выступают конкурентами для
коммерческих банков в сфере предоставления денежных средств
предприятиям и частным лицам, разрабатывая такие формы финансовых
активов, которые позволяют организациям, их предоставляющим, и лицам,
их использующим, контролировать риски и ликвидность финансовых
инструментов.
Рынок финансовых услуг является сложной системой, требующей
регулирования и контроля деятельности каждого участника финансовых
отношений, что позволит обеспечить его слаженную работу без сбоев. Самой
уязвимой категорией участников в сфере финансовых услуг являются их
потребители (акционеры, инвестора, вкладчики), поэтому регулирование
деятельности компаний, оказывающих финансовые услуги, направлено в
первую очередь на обеспечение безопасности их вложений. данная задача
достигается путем обеспечения регуляторами надзора за деятельностью
профессиональных участников финансовых рынков.
Необходимость регулирования и координации деятельности участников
финансовых рынков, разработки законодательных норм и правил поведения,
а также осуществление контроля их исполнения возникла вместе с развитием
мировых экономических отношений, расширением инфраструктуры сферы
финансовых услуг и увеличением количества участников финансовых
рынков.
Желание обеспечить эффективное функционирование финансовых
рынков требует развития способов его регулирования, в том числе
регулирования деятельности участников рынка, процедур совершения
исполнения сделок с финансовыми активами, степени его открытости.
Основной целью регулирования финансовых рынков является защита
интересов инвесторов, а также создание конкурентных рынков капитала.
Нарушение прав инвесторов особенно характерно для стран с
формирующимися финансовыми рынками, для которых характерны слабый
уровень правового обеспечения, технической базы и регулирующих органов.
К основным причинам, требующим усиления регулирования, можно
отнести растущую емкость финансовых рынков, глобальный характер
финансовых рынков, рост количества эмиссий ценных бумаг, в том числе
размещаемых на международных рынках. Реализация целей регулирования
требует создания адекватной состоянию финансовых рынков регулятивной
инфраструктуры.
Ее основными задачами являются:
- создание эффективных конкурентных финансовых рынков;
- формирование систем защиты прав и интересов инвесторов;
- создание прозрачных и эффективных правил функционирования
участников финансовых рынков;
- установление стандартов допуска участников на финансовые рынки;
- формирование систем информационного обеспечения финансовых
рынков, в том числе стандартов раскрытия информации.
Регуляторами финансового рынка являются организации, которые
функционируют на некоммерческой основе и имеют достаточное количество
прав и полномочий, позволяющих регулировать, контролировать и
регламентировать деятельность участников финансовых рынков. В функции
данных организаций входят:
- разработка и внедрение правил и стандартов работы на финансовых
рынках;
- осуществление защиты интересов потребителей финансовых услуг;
- рассмотрение жалоб;
- проведение проверок лицензированных компаний;
- расследование случаев нарушения законодательства в сфере
предоставления финансовых услуг;
- применение различных дисциплинарных взысканий и наложение
штрафных санкций вплоть до лишения лицензии компаний, нарушивших
нормы, стандарты, правила и законодательные акты, регулирующие сферу
финансовых услуг.
Наиболее строгими регуляторами, имеющими высокую репутацию в
мире и доверие инвесторов, являются иностранные: США, Великобритания,
Германия, Швейцария, Кипр, Япония, Австралия и др.
Что касается российских регуляторов финансовых рынков, то следует
отметить, что эти функции исполняла Служба Банка России по финансовым
рынкам (СБРФР), созданная на замену ранее функционировавшей
Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Служба курировала все вопросы, связанные с осуществлением
деятельности на российских финансовых рынках, в том числе и эмиссию
акций, следила за выполнением норм законодательства, а также
осуществляла защиту прав пользователей финансовых услуг.
С 3 марта 2014 г. Служба была упразднена, а ее функции исполняет
мегарегулятор в лице Банка России (структурные подразделения Банка
России). Цель создания мегарегулятора заключается в преодолении
недостаточной координации деятельности существующих регуляторов,
распыленности
регулирующих
функций
между
различными
государственными органами.
Кроме государственного финансового надзора деятельность по
осуществлению контроля над участниками финансовых рынков проводят
саморегулируемые организации (СРО) — профессиональные объединения
компаний, оказывающих услуги на финансовых рынках. Наиболее
известными СРО, действующими на территории СНГ, являются:
- Национальная фондовая ассоциация (СРО НФА);
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
- комиссия по регулированию отношений участников финансовых
рынков (КРОУФР);
- Русская ассоциация участников финансовых рынков (РАУФР) и др.
Принцип саморегулирования позволяет перераспределить функции
регулирования между государственными органами и общественными
организациями с целью более полного учета интересов всех групп
участников финансовых рынков. Их основной задачей является выработка
стандартов и рекомендаций, на которые ориентируются национальные
регуляторы. к данным организациям относятся Всемирный банк,
международная финансовая корпорация, международный валютный фонд,
международная организация комиссий по ценным бумагам и др.
Регулирование деятельности банков, как одних из крупных участников
финансового рынка, в России используется сравнительно недавно.
Инструменты воздействия на банковский сектор совершенствуются,
видоизменяются. если ранее главным методом регулирования деятельности
коммерческих банков было административное регулирование, в том числе
лицензирование, то в сегодняшних условиях оптимальным является
применение экономических регуляторов, т. е. мер косвенного воздействия.
При переходе к рынку наибольшую эффективность показывают такие
формы регулирования, как лицензирование, контроль банковских рисков,
использование инструментов денежно-кредитного регулирования.
Лицензирование деятельности банков — это разрешение, которое
выдает коммерческим банкам Центральный банк (Банк России), дающее
право на выполнение определенных видов деятельности.
Инструменты
денежно-кредитного
регулирования
позволяют
осуществлять регулирование с использованием следующих методов:
- применение учетной (дисконтной) политики — основано на
регулировании рынка ссудных капиталов путем управления процентной
ставкой (дисконтом), которую Центральный банк удерживает в процессе
переучета или покупки векселей у коммерческих банков;
- резервирование — механизм, позволяющий регулировать общую
ликвидность банков, который используется для контроля за денежной массой
и ее агрегатами с помощью денежного мультипликатора;
- проведение операций на открытом рынке — позволяет регулировать
ликвидность и кредитные вложения банков через размещение
государственного долга, т. е. покупку и продажу Центральным банком
государственных ценных бумаг.
Контроль банковских рисков базируется на установленных к
коммерческим банкам требованиях со стороны Центрального банка,
выраженных в виде нормативов ликвидности: требований к достаточности
капитала, недопущения критического для банка уровня депозитных и
кредитных рисков, уровня ликвидности.
§3. Кредитное регулирование и стимулирование деятельности
субъектов реального сектора экономики
В условиях товарно-денежных отношений наличие зависимости между
функционированием
промышленности
и
банковской
системы,
промышленного и финансового капитала является закономерным.
Создание банка, возможность осуществления им достаточного объема
операций и услуг невозможны без капитала промышленности, так же как и
функционирование даже самого мелкого предприятия невозможно без
банковского
обслуживания.
Следует
отметить,
что
развитие
промышленности и банковского сектора идет практически параллельно:
изменения в отраслях промышленности оказывают влияние на формы,
методы и технологии ведения банковского бизнеса, и наоборот, развитие
новых банковских услуг дает возможность развития производству.
Банки развитых стран на данный момент практически полностью
исчерпали возможности получения доходов от операций на финансовом
рынке, а потому изменение отношения к реальному сектору экономики и
розничному сегменту рынка неизбежно. Банки традиционно размещают
капитал в акции промышленных компаний, становясь их собственниками, а
промышленные структуры приобретают акции банков и тоже превращаются
в их собственников. Переход к рыночным отношениям не только привел к
расширению интеграции между этими сферами, но и потребовал широкого
участия в этом процессе финансово-кредитных институтов.
Одним из вариантов такой интеграции является создание финансовопромышленных групп, что позволяет объединить деятельность трех разных
субъектов: промышленного, торгово-посреднического, финансового.
Банки в составе таких групп оказывают разные услуги в виде активных,
пассивных и посреднических операций. Они, в рамках проектного
финансирования, принимают на себя все управление проектами, осуществляя
его обслуживание от первого до последнего этапа. Участие банка в проекте
значительно повышает его автономность и возможность взаимодействия с
иностранными инвесторами, как с позиции привлечения финансовых
ресурсов, так и их более рационального использования.
Серьезной предпосылкой сращивания банковского и промышленного
капитала является недостаточность предоставления долгосрочного кредита,
который так необходим предприятиям и отраслям промышленности.
краткосрочный кредит лишь на короткое время соединяет промышленника и
банкира, ведь краткосрочные кредиты обслуживают потребности
предприятий промышленности ограниченный период, предоставляются им
на кратковременные нужды, а после возвращаются в банк.
Достаточно высокий спрос на инвестиции предъявляют определенные
отрасли экономики, и в первую очередь отрасли ТЭК, но в силу высокой
капиталоемкости и длительных сроков окупаемости проектов, они
малопривлекательны для долгосрочного кредитования отечественными
банками и потому пополняют свои ресурсы за счет кредитов, полученных на
международных рынках капиталов.
Сложное или неудовлетворительное финансовое состояние многих
предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, которые ранее
активно пользовались долгосрочными кредитами (машиностроение, легкая,
пищевая промышленность и пр.), снизило их возможности в получении
заимствований на длительные сроки и уменьшило или свело на нет
инвестиционную активность.
Важно определить состав отраслей, приоритетных с точки зрения
привлечения для их развития банковских кредитов. Необходимо выделить
отрасли и сферы экономики, в которые кредит объективно направляться не
будет. эти отрасли следует развивать за счет инвестиционной поддержки со
стороны государства в виде финансирования на безвозвратной основе, а
также самофинансирования.
Кроме того, нужно выявить отрасли и сферы экономики, которые при
соответствующих условиях процессов интеграции могут стать объектом
банковского кредитования и развиваться на основе кредитного
инвестирования.
Следовательно, можно условно выделить три группы отраслей с точки
зрения их спроса на долгосрочные кредитные ресурсы:
1 группа — это отрасли (большинство отраслей ТЭК), стимулирование
привлечения кредитных вложений банков в которые нецелесообразно или же
может
носить
избирательный
характер.
Дальнейшее
развитие
взаимоотношений с банками возможно в направлении полного или
преимущественного управления корпоративными финансами путем участия
в акционерном капитале при использовании организационных форм
интеграции. Акционерное финансирование более удобно, так как может
осуществляться не только в денежной форме, но и через поставки
оборудования, ноу-хау и др. Такая форма дает возможность удлинить сроки
погашения задолженности, что весьма актуально при длительных сроках
окупаемости проектов.
2 группа — это отрасли обрабатывающей промышленности, где
предприятия используют импортное сырье и комплектующие изделия.
Интеграция банков с предприятиями этих отраслей сложна ввиду сложного
финансового состояния предприятий из-за обесценения национальной
валюты и уменьшения возможностей экспорта продукции, а также высокого
уровня просроченной задолженности по кредитам. кредитование
предприятий этих отраслей и в будущем будет оставаться проблемным и
наращиваться медленными темпами.
3 группа — включает наиболее конкурентоспособные на сегодня
предприятия
машиностроения,
химической,
фармацевтической
промышленности, производства стройматериалов. кредитование этих
отраслей уже ведется, но носит избирательный, точечный характер, поэтому
будут расширяться организационные формы и методы кредитования.
К этой же группе относятся предприятия, у которых есть
инвестиционные проекты высокой степени готовности, но недостаточно
средств для их реализации. Банки должны искать таких клиентов и оказывать
им поддержку.
Стимулирование кредитования, и в первую очередь долгосрочного,
требует решения серьезных проблем. Обозначим эти проблемы и выявим
возможные направления решения:
1. Необходима разработка долгосрочной концепции инвестиционного
процесса по использованию огромных внутренних ресурсов экономики
страны.
2. Должны быть сформированы привлекательные условия для
мобилизации финансовых ресурсов самой экономики, но обращающихся вне
реального сектора.
3.
Необходима
четкая
инвестиционная
стратегия
отбора
инвестиционных
проектов
для
их
последующего
банковского
сопровождения.
4. Целесообразно было бы использовать метод резервирования прибыли
на специальных банковских счетах, предоставив предприятиям возможность
накапливать средства на капитальные вложения, а банкам — использовать
эти ресурсы на кредитование инвестиций.
В результате банки смогут предоставлять кредиты предприятиям в
рамках конкретных инвестиционных программ в течение всего срока их
реализации, но лишь по мере накопления средств.
5. Для банков, активно осуществляющих долгосрочное инвестиционное
кредитование, следует предусмотреть льготы при налогообложении
прибыли, а в некоторых случаях — полное освобождение от уплаты налогов.
6. Необходимо упорядочение системы долевого финансирования
инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета и частных
инвесторов, в том числе банков. Государство должно предложить не сами
финансовые ресурсы, а те инвестиционные программы, в которых
целесообразно участие коммерческих структур. Для этого банкам должна
предоставляться полная информация об инвестиционных программах, в
которых предполагаются вложения бюджетных средств на началах долевого
участия. В этом случае банки смогут сами выбрать те проекты, в которых
они заинтересованы.
7. Целесообразно проводить не конкурс проектов, а конкурс инвесторов,
в том числе банковских учреждений. При отмене ограничений на долевое
участие в проекте государства возникнет реальная возможность
сконцентрировать их на реализации наиболее крупных проектов, избежав тем
самым распыления финансовых ресурсов, ужесточить контроль за целевым
использованием, повысить уровень страховых гарантий.
8. Банковское инвестиционное кредитование можно было бы дополнить
льготным государственным кредитованием за счет средств бюджета.
9. Сформировать группы банков, имеющих инвестиционные намерения
и способные их реализовать, выделить в их структурах специальные
инвестиционные
подразделения,
которые
могут
стать
основой
специализированных инвестиционных банков. В отношении этих банков
регулирующее воздействие государства и Банка России может выражаться в
форме помощи при выборе или уточнении приоритетных направлений
инвестирования.
10 Необходимо определить круг банков, которые имеют потенциальные
ресурсы для долгосрочного кредитования, заинтересованы в нем, но пока не
осуществляют его. Эти банки должны рассматриваться как потенциальная
группа для льготного налогообложения и снижения резервных требований со
стороны Центрального банка. Поддержка им может носить форму
консультаций, предоставления информации и др. Следует также выделить
банки, которые объективно не в состоянии осуществлять инвестиционное
кредитование.
11. Рост числа и масштабов крупных компаний вызывает потребность в
создании банковских учреждений, способных опосредовать движение
крупных капиталов, деятельность которых основана на современных
технологиях, средствах телекоммуникаций.
12. Важным условием превращения банковских инвестиций в
промышленные являются инвестиционная привлекательность предприятия и
его инвестиционная кредитоспособность.
Основной проблемой большинства предприятий и организаций сферы
реального сектора экономики являются недостаток оборотного капитала,
невозможность увеличения инвестиций в основной производственный
капитал, ограниченный доступ к кредитным ресурсам.
Особенно остро эти проблемы стоят перед банками второго уровня,
которые в основном и работают с клиентами реального сектора экономики.
для решения этих проблем необходимо:
1. Пересмотреть и уточнить приоритеты финансово-кредитной политики
с тем, чтобы усилить роль кредитования в производственной сфере по
сравнению с проблемой исполнения бюджета, для чего ограничить
использование денежных ресурсов коммерческих банков для покрытия
бюджетного дефицита.
Для решения этой проблемы необходимо стимулировать процесс
приобретения акций промышленных предприятий банками.
2. Следует активизировать развитие льготного кредитования
инвестиционных проектов в различных формах.
С этой целью, вероятно, необходимо модернизировать политику
обязательного
резервирования,
сократив
ставки
отчислений,
а
высвободившиеся средства направить на инвестиционные цели под льготные
проценты. для того чтобы стимулировать банки предоставлять долгосрочные
кредиты на производственные нужды, можно было бы ввести для них
льготное налогообложение прибыли. Возможно рефинансирование
коммерческих банков под инвестиционные проекты, относящиеся к
приоритетным направлениям развития экономики, на льготных условиях.
3. Для банков второго уровня, т. е. менее крупных, реализация
кредитных проектов в сфере реального сектора экономики непривлекательна
в силу следующих обстоятельств:
недостаточного
уровня
кредитоспособности
большинства
промышленных предприятий;
- низкой эффективности и высоких кредитных рисков;
- значительного объема дебиторской и кредиторской задолженности
предприятий.
Для решения этих проблем требуется проведение мер в области
налоговой
политики,
ценообразования,
кредитного
обслуживания
предприятий. Необходимо также укрепление коммерческих банков,
наращивание их капитала и ресурсной базы, а кроме того, целенаправленное
стимулирование государством среднесрочных и долгосрочных вложений
банков в реальную сферу экономики. Активизация реального сектора
экономики могла бы стать немаловажным фактором расширения
кредитования банками предприятий реального сектора экономики и перетока
капитала в реальный сектор.