Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Прибыль и рентабельность организации

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 479 просмотров
  • 📌 404 загрузки
  • 🏢️ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Прибыль и рентабельность организации» pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Кафедра экономической теории и национальной экономики ЛЕКЦИЯ ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Форма обучения: очная Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А. Хабаровск 2020 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Прибыль организации, ее факторы 2. Рентабельность организации, ее факторы 1. Прибыль организации, ее факторы Конечный итог хозяйственной деятельности выражается в виде валовой прибыли или убытка от различных хозяйственных операций. В самом общем виде прибыль – это превышение доходов над расходами. Анализ прибыли организации включает (Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. М., 2007. 536 с.): − исследование изменений каждого слагаемого прибыли за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ); − исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ); − изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ); − исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ). В ходе анализа прибыли рассчитывается ряд показателей, характеризующие динамику прибыли. В их числе абсолютное отклонение ∆𝐺: ∆𝐺 = 𝐺1 − 𝐺0 , где 𝐺0 – прибыль базисного периода; 𝐺1 – прибыль отчетного периода. Темп роста прибыли 𝐺𝑅 определяется по формуле 𝐺𝑅 = 𝐺1 ⁄𝐺0 100 % . Оценка уровня прибыли 𝐿𝐺 в процентах к выручке от реализации осуществляется на основе формулы 𝐿𝐺 = 𝐺 ⁄𝑆𝑃 100 % , где 𝑆𝑃 – выручка от реализации. 2 Показатель изменения уровня прибыли в выручке от реализации рассчитывается по формуле ∆𝐿𝐺 = 𝐿𝐺1 − 𝐿𝐺0 , где 𝐿𝐺1 – уровень прибыли в отчетном периоде; 𝐿𝐺0 – уровень прибыли в базисном периоде. При проведении факторного анализа прибыли необходимы отбор и оценка факторов, определяющих ее. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других условий. Вышеперечисленные показатели можно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли (табл. 1). На какую величину увеличивается (уменьшается) фактор прямого действия, на такую же величину увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли наоборот. Таблица 1 Влияние факторов на прибыль Факторы, влияющие на прибыль Выручка от реализации товаров (продукции, работ, услуг) Изменение цен на реализованную продукцию Себестоимость производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг) Коммерческие расходы Управленческие расходы Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других организациях Прочие операционные доходы 3 Характер влияния на прибыль Прямое действие Прямое действие Обратное действие Обратное действие Обратное действие Прямое действие Обратное действие Прямое действие Прямое действие Прочие операционные расходы Прочие внереализационные доходы Прочие внереализационные расходы Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы Обратное действие Прямое действие Обратное действие Прямое действие Обратное действие Простейшая факторная модель аддитивного вида основана на методике оценки факторных влияний на прибыль от реализации продукции, включающей следующие шаги: − расчет влияния на прибыль выручки от реализации; − расчет влияния цены; − расчет влияния себестоимости производства и реализации; − определение влияния коммерческих и управленческих расходов, а также прочих, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов. Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от реализации и, следовательно, на прибыль отчетного периода, учитывая, что прирост факторов прямого действия способствует увеличению прибыли, а прирост факторов обратного действия приводит к ее уменьшению. Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснована плановая прибыль, во многом будет зависеть успешность финансово-хозяйственной деятельности организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли организации имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом. Многообразие форм и направлений деятельности организаций и существующая система налогообложения требуют раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется прибыль от реализации товарной продукции, 4 прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных доходов. Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод. Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и ее полной себестоимостью: 𝐺 = 𝑄𝑐𝑝 𝑃 − 𝑄𝑐𝑝 𝐶, где 𝐺 – плановая прибыль; 𝑄𝑐𝑝 – выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; 𝑃 – цена продукции (за вычетом НДС и акцизов); 𝐶 – полная себестоимость единицы продукции. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и ценам, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост. Кроме того, при большой номенклатуре продукции этот метод очень трудоемок. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего. Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. 5 При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом включает следующие этапы: − определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период; − исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности; − учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т. п. При этом методе прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах организации на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода. Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.). В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов – с метода. 6 помощью аналитического Исчисление оптимальной величины прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для оперативного и стратегического планирования, а также прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее финансового анализа. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки – стоимость – объем – прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства. Ключевыми элементами операционного анализа служат производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Использование этих ключевых элементов в системе операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные), переменные (условно-переменные) и смешанные. Известно, смешанные затраты в среднем составляют небольшой удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат. На использовании данного тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде. Часто используются методы, основанные на эффекте производственного рычага, под которым в предпринимательской терминологии, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее эффект производственного рычага, – и наоборот. 7 Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия производственного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, т. е. каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли. Сила воздействия производственного рычага в значительной степени зависит от уровня фондоемкости, т. е. чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты. Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки организации, приходится проходить новый порог рентабельности. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой организация уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, т. к. равны валовая маржа и постоянные затраты. Другими словами, порог рентабельности определяется как соотношение постоянных затрат и валовой маржи в относительном выражении. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности организации. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение организации ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств. Таким образом, запас финансовой прочности равен разнице между выручкой от реализации и значением порога рентабельности. Сила воздействия операционного рычага, как уже отмечалось, зависит от относительной величины постоянных издержек. Так, для организаций, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения 8 выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением организации в зону убытков. Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения организации и его дальнейшего эффективного развития. Виды прибыли в зависимости от источников их образования. • Прибыль от реализации продукции Преал • Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (прибыль от прочей реализации) П пр реал • Прибыль от внереализационных операций (результат внереализационных операций) П внереал Прибыль валовая (балансовая) Пвал Пвал =Преал + П пр реал + П внереал Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг) Преал • Преал = ∑𝑛𝑖=1(𝑃𝑖 − 𝐶𝑖 )𝑄𝑖 , где 𝑃𝑖 - оптовая (отпускная) цена i-го вида изделия без НДС и акцизов, 𝐶𝑖 полная себестоимость i-го вида изделия, 𝑄𝑖 - объем реализации i-го вида изделия, n – количество видов изделий. • Преал =Выручка-нетто от реализации продукции (без НДС и акцизов) – Полная себестоимость производства и реализации продукции Прибыль от прочей реализации) П пр реал Включает прибыль от реализации: • основных фондов; • нематериальных активов; 9 • излишних товарно-материальных ценностей и иного имущества. Ппр реал =Продажная цена – Первоначальная (или остаточная) стоимость основных фондов или иного имущества (с учетом индекса инфляции) Ппр реал =Выручка от прочей реализации – (Стоимость реализуемых основных фондов и иного имущества ∙ Коэффициент пересчета с учетом инфляции) Прибыль от внереализационных операций (результат внереализационных операций) П внереал Результат внереализационных операций = = Внереализационные доходы – Внереализационные расходы Внереализационные доходы включают: • штрафы, пени, неустойки за нарушений условий договоров; • активы, полученные безвозмездно, в т. ч. по договору дарения; • поступления в возмещение причиненных организации убытков; • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; • суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; • курсовые разницы; • прочие внереализационные доходы (чрезвычайные доходы, страховые возмещения после пожара и др.) Объектом налогообложения является валовая прибыль организации, которая состоит из прибыли (убытка) от реализации товаров, продукции (работ, услуг), результатов от реализации основных фондов, иного имущества организации, результатов от внереализационных операций. Следует различать валовую и налогооблагаемую прибыль. Чтобы рассчитать налогооблагаемую прибыль, необходимо валовую прибыль уменьшить на величину расходов, не учитываемых при определении налоговой базы. К таким 10 расходам относятся выплаченные суммы дивидендов, пени и штрафы, перечисляемые в бюджет, платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и др. Плательщиками налога на прибыль являются самостоятельные юридические лица, а также их филиалы и обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налог на прибыль обязаны уплачивать предприятия и организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству, а также иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянные представительства. Чистая прибыль организации, т. е. прибыль, оставшаяся в его распоряжении, определяется как разность между валовой или балансовой прибылью, суммой налога на прибыль, рентных платежей и др. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплату экономических санкций, на благотворительные и другие цели. В зависимости от направления использования чистая прибыль делится на распределяемую и не распределяемую. Распределение и использование прибыли является важным процессом, обеспечивающим как потребности развития организации, так и формирование доходов государственного бюджета. Механизм распределения прибыли должен работать таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода к рыночным отношениям, так и в условиях их развития, является обеспечение оптимального соотношения доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. 11 Организации имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, возникает объективная необходимость в оптимальной системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении организации. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать финансовыми ресурсами потребности организации. Общая схема распределения прибыли организации – рис. 1. Чистая прибыль Фонды накопления Фонды потребления Фонды выплаты дивидендов Фонды развития Резервные фонды Фонды дополнительного стимулирования труда Прочие фонды Фонды социального развития коллектива Прочие фонды Рис. 1. Схема распределения прибыли организации Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется ею самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость 12 расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим чистая прибыль направляется на финансирование НИОКР, модернизацию производства, улучшение качества продукции, техническое перевооружение и реконструкцию производства. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды налогов и сборов. Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из прибыли выплачиваются единовременные пособия и вознаграждения, дивиденды по акциям и вкладам членов трудовых коллективов и т. д. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, служит не только базой финансирования производственного и социального развития, но и является источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых в случае нарушения действующего законодательства. В условиях рыночных отношений у организаций возникает необходимость резервировать часть средств в связи с проведением рисковых операций. Организации вправе создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд. По мере развития организации, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсорской деятельности, благотворительные нужды. Итак, рост чистой прибыли, создающий условия хозяйственного развития организации, является важнейшим фактором развития предпринимательской деятельности. 2. Рентабельность организации, ее факторы Одним из важнейших показателей деятельности организаций является рентабельность. Рентабельность – это обобщающий показатель, характеризующий 13 соотношение прибыли и затрат, выраженное в процентах. При всем значении величины получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности организации дает величина рентабельности и ее изменение. Именно показатели рентабельности позволяют дать оценку эффективности производства и реализации продукции (работ, услуг) путем соотнесения доходов с расходами. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) организаций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. По методу исчисления различают различные виды рентабельности. Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне организации, можно объединить в следующие группы: − показатели рентабельности продукции; − показатели рентабельности капитала (активов); − показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Группа показателей рентабельности продукции формируется на основе различных видов прибыли, отражаемых в отчетности организации. Например, рентабельность может быть рассчитана на основе соотношений балансовой прибыли и объема продаж, прибыли от реализации и объема продаж, налогооблагаемой прибыли и объема продаж, чистой прибыли и объема продаж и др. 14 Данные показатели характеризуют уровень прибыльности продукции в отчетном, либо базисном периодах. Например, рентабельность выручки (продаж) характеризует долю прибыли в выручке от реализации продукции (работ, услуг) и рассчитывается по формуле 𝑅𝑝 = 𝐺𝑛𝑟 ⁄𝑆𝑃 100 % , где 𝐺𝑛𝑟 – чистая прибыль от реализации; 𝑆𝑃 – выручка от реализации. Рентабельность выручки показывает, какой процент прибыли получает организация с каждого рубля реализации продукции (работ, услуг). Рентабельность продукции 𝑅𝑝 определяется отношением прибыли от реализации к себестоимости товарной продукции: 𝑅𝑝 = 𝐺𝑟 ⁄𝐶 100 % , где 𝐺𝑟 – прибыль от реализации; 𝐶 – себестоимость товарной продукции. Рентабельность продукции показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих затрат. Она может быть рассчитана в целом по всей продукции, а также по отдельным ее видам. Недостаток рентабельности продукции заключается в том, что она не отражает эффективность использования имеющихся в распоряжении организации производственных фондов, не показывает, при каком размере капитала получена данная величина прибыли (за исключением того, что в себестоимости отражена сумма амортизации основного капитала). Для оценки эффективности деятельности организации в целом используются различные показатели рентабельности капитала (активов). Например, рентабельность производства (рентабельность фондов) 𝑅𝑓 определяется, как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов: 𝑅𝑓 = 𝐺𝑏 ⁄(𝐹𝐴 + 𝐶𝐴)100 % , где 𝐺𝑏 – балансовая прибыль; 𝐹𝐴 – среднегодовая остаточная стоимость основных производственных фондов; 𝐶𝐴 – среднегодовая стоимость оборотных средств. 15 В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с величиной производственных фондов, имеющихся в распоряжении организации. Рентабельность производства показывает относительный размер прибыли, получаемой на каждый рубль производственных фондов, служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении организации. Группа показателей рентабельности капитала формируется на основе расчета зависимости прибыльности от размера и характера авансированных средств (все активы организации, инвестиционный капитал, включающий собственные средства и долгосрочные обязательства, акционерный капитал). Расчет рентабельности может быть основан на соотношениях чистой прибыли и всех активов, чистой прибыли и инвестиционного капитала, чистой прибыли и акционерного (собственного) капитала и др. Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования организацией финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию организации интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала), потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал, собственников и учредителей – доходность акций и т. д. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Например, существует тесная связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Такая связь прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. Рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависи16 мостей имеет большое значение для оценки финансового состояния организации, оценки степени результатов его деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Следующая группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям предыдущих групп, однако вместо прибыли в расчет принимается приток денежных средств. Например, при определении рентабельности могут быть рассчитаны соотношения чистого притока денежных средств и объема продаж, чистого притока денежных средств и совокупного капитала, чистого притока денежных средств и собственного капитала и т.д. Данные показатели дают представление о степени возможности организации обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у нее производственного потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком нормального развития экономики и финансовых показателей организации. Переход на использование этой концепции требует изменения системы статистической отчетности российских организаций. Эта работа в настоящее время находится лишь в начальной стадии. Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении эффективности работы организации, увеличении не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов на каждый рубль затрат. Однако за годы рыночных реформ рентабельность многих российских организаций (как к фондам, так и к себестоимости) заметно снизилась. Причем рентабельность к фондам снижалась значительно быстрее, чем этот показатель, исчисленный по отношению к себестоимости. 17 Подобное положение объясняется тем, что стоимость основных фондов, которые представляют определяющую часть в знаменателе формулы уровня рентабельности к фондам, увеличивалась более высокими темпами, чем себестоимость продукции. Основные фонды оказывают как непосредственное (через амортизацию), так и косвенное (через производительность труда) влияние на себестоимость продукции. Более низкие темпы роста себестоимости по сравнению со стоимостью основных фондов определяются также тем, что повышение себестоимости в определенной степени компенсируется ростом производительности труда. Для увеличения рентабельности возможны различные направления. К числу важнейших факторов, оказывающих непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности организаций, относятся (Елисеева Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятий : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2011. 476 с. ; Ершова С. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие. СПб., 2007. 155 с.): − рост объема производства продукции; − снижение себестоимости; − сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств; − рост массы прибыли; − улучшение использования производственных фондов; − совершенствование системы ценообразования; − повышение эффективности использования зданий, сооружений и других элементов основных производственных фондов; − установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. Достижение положительных результатов возможно, прежде всего, за счет снижения себестоимости либо за счет повышения цен на продукцию. Главным 18 источником роста рентабельности следует считать снижение затрат на производство, себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто главным образом за счет повышения эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда. Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды. Методы определения рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и его изменение непосредственно связаны с ценами на продукцию. Следовательно, объективная система ценообразования является важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости. Экономический смысл мероприятий по увеличению рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, т. е. доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включается в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции. Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства яв19 ляется увеличение массы прибыли, получаемой организацией. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет. Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает влияние еще ряд таких факторов, как изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Фактор роста прибыли учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно веские основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с улучшением качества продукции или снижение из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка или в связи с переходом на новую технику и технологию производства). Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждый рубль авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Также следует учитывать, что такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж находятся между собой в тесной функциональной связи. 20
«Прибыль и рентабельность организации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot