Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Препятствия на пути к профессионализму

  • 👀 955 просмотров
  • 📌 917 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Препятствия на пути к профессионализму» doc
ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением. Выделяют следующие виды старения и их признаки: • биологическое старение организма, связанное с изнашиванием его отдельных систем; • социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, как повышение или понижение эмоциональной возбудимости; • профессиональное старение, характеризующееся невосприимчивостью к новому, использованием стереотипов, отсутствием роста, нарушением отношений партнерства с коллегами; • нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в неумении понять молодежь, в противопоставлении поколений и т.д. Профессиональное старение не является неизбежностью профессионального развития. Оно не связано и с возрастом человека. В предыдущие годы в психогеронтологии преобладала точка зрения, что социально желательные качества с возрастом убывают, а социально нежелательные возрастают. Исследования последних лет показывали, что пожилые люди разрушают эти стереотипы. «Новые старики» совершенствуются в уже ставших привычными сферах деятельности, осваивают новые профессии, развивают новые способности, например, художественные, проявляют новые психологические качества – практический ум, мудрость и т.д. Как правило, такой тип старения характерен для людей, проявляющих активность и на предыдущих стадиях. Другой тип старения состоит в том, что люди в старости используют привычные для них паттерны, смиряются с негативными ситуациями, при этом у них сужается круг интересов, снижается самооценка, пенсионный возраст превращается в прозябание и ожидание смерти. Но еще до того, как начинается процесс профессионального старения, человека подстерегают другие опасности – ошибки, сбои, перерывы, кризисы в профессиональной деятельности, что может приводить к негативным проявлениям в профессиональном развитии. Знание этих опасностей необходимо медицинской сестре, чтобы длительно поддерживать работоспособность и профессиональное долголетие. УТОМЛЕНИЕ Одним из состояний, которое может приводить к деформации профессионального развития, является утомление. Утомление – это состояние, вызванное тяжелой работой и связанное с понижением работоспособности. Оно может быть физическим (мышечным) и нервно-психическим (центральным). По мнению некоторых психологов, утомление как временное снижение работоспособности допустимо. Оно играет защитную функцию. «Следует четко разграничивать утомление и усталость, обусловленную потребностью во сне». Восстановление – это процесс, начинающийся тогда, когда работа прерывается, снижается по напряженности или изменяется по характеру. Исследования показывают, что работу следует организовывать по тому принципу, что много коротких перерывов лучше, чем несколько длинных. Если организму не дают возможности достаточного отдыха после утомительной работы, развиваются функциональные нарушения и заболевания. Физическое утомление развивается вследствие таких изменений в скелетной мышце, как опустошение запасов энергии и накопление молочной кислоты («вещество утомления»), что снижает работоспособность. Во время фазы восстановления запасы энергии возобновляются, а молочная кислота удаляется. Нервно-психическое утомление приводит к снижению работоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. Среди типичных симптомов следует отметить: • замедленная передача информации; • ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач; • ослабление восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сопровождается отвращением к работе и снижением работоспособности; иногда при этом возникает склонность к депрессии, беспричинной тревоге, а также раздражительность и эмоциональная лабильность. Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление: • длительная умственная работа, требующая усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка; • тяжелый физический труд; • однообразная работа в монотонном ритме; • шум, слабое освещение, температура, неблагоприятная для труда; • конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе; • боль, болезнь или недостаточное питание. Утомление центрального генеза, в отличие от мышечного утомления, может исчезнуть мгновенно при некоторых условиях, например, когда: • одна деятельность сменяется другой; • изменяется обстановка; • организм попадает в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности; • интерес к работе возобновляется благодаря новой информации; • изменяется настроение. Тот факт, что нервно-психическое утомление может исчезать внезапно, свидетельствует, что ни накопление «вещества утомления», ни опустошение энергетических резервов не является критическим фактором. Скорее нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией, активность которой изменяется не только при интенсивной нервной работе, но и под влиянием однообразной деятельности. Утомление, вызванное однообразием, можно снизить путем изменения канала восприятия информации, хотя оно не способно предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, при дальних поездках на автомобилях по шоссе нервно-психическому утомлению можно противостоять, слушая радио. При переутомлении возникают устойчивые изменения личности – эпизодическая конфликтность, раздражительность, нежелание общаться, повышенная эмоциональная лабильность, которые на стадии выраженного переутомления перерастают в устойчивые черты – интроверсию, замкнутость, высокую личностную тревожность, агрессивность. На основании многочисленных экспериментов доказана нерациональность систематического применения различных допингов1 для стимуляции умственной деятельности. Высокая работоспособность и хорошее самочувствие также могут быть достигнуты в том случае, когда соблюдается более или менее постоянный распорядок дня. Строгий распорядок дня предполагает и преодоление импульсов ко сну или дремоте в период бодрствования, т.к. самые короткие периоды сна или дремоты у многих людей могут нарушать ночной сон. Однако есть люди, для которых вечерний или дневной отдых необходим, и он не нарушает ночного сна. В таком случае надо сохранять индивидуальный распорядок дня. Работоспособность меняется в течение дня. Она имеет два подъема: с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. Ночью работоспособность снижается, особенно с 1 до 3 часов. Именно поэтому в эти часы чаще всего возникают ошибки и несчастные случаи. У лиц, работающих в ночную смену, наблюдаются различные изменения функционального состояния организма. Как отмечалось выше, 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда. Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») – вечером. «Жаворонки» вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаясь, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы», наоборот, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом, им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым – поздним вечером или даже ночью. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку, чтобы рационально сочетать периоды работы и отдыха и надолго сохранить психическое здоровье. ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ Психическая напряженность. Вызывается трудными условиями деятельности, конфликтами, неблагоприятным прогнозом развития событий и сопровождается ощущениями дискомфорта, тревоги, фрустрации. При тормозной форме напряженности наблюдается замедление выполнения мыслительных операций, затрудняется переключение внимания, ухудшается способность выполнять привычные действия в новых условиях. При импульсивной форме наблюдается увеличение количества ошибок, отмечается склонность к малоосмысленным действиям, забывание инструкций, спешка, суетливость. При генерализованной форме наблюдается сильное возбуждение, резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация, снижение темпа работы и нарастание ошибок, приводящее иногда к срыву деятельности, апатии, обреченности, депрессии. Хроническая эмоциональная напряженность вызывает негативные черты личности, сходные с признаками, развиваемыми при переутомлении, и может приводить к синдрому профессионального выгорания. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС Профессиональный кризис – это неблагоприятный фактор, который может неоднократно появляться в течение жизни у любого человека. Кризисы могут возникать на этапе первичной адаптации человека к профессии, на этапе перехода на смежную специальность, на этапе повышения квалификации. Кризисы чаще происходят по внутренними причинам, когда человек пересматривает свои ценности и мотивы (почему я так работаю? ради чего я работаю? что я из себя представляю?). При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки, может возникать ощущение исчерпанности своих возможностей, снижение интереса к дальнейшему развитию или желание занять место, не соответствующее уровню компетентности. Кризисы естественны. Но если человеку не удается с ними справляться, то могут возникнуть личностные деформации – искажение личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативного отношения к себе и окружающим. Сестринская профессия предрасполагает к развитию деформаций. К основным факторам можно отнести: • постоянное общение с больными людьми, которые оказывают отрицательное воздействие; • обладание властью, которая приводит к ощущению возможности влияния на достоинство, судьбы и даже жизнь других людей. Сестринскому персоналу желательно время от времени задавать себе вопросы – не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности, не оказывает ли профессия негативное влияние на мою жизнь? «Почему я Звереву из 15 палаты делаю анальгетики последнему, хотя надо бы первому – у него действительно страшные боли?» «Почему я стала дольше пальпировать вены перед инъекцией? Я стала бояться делать инъекции? Я ищу хорошую вену? Или я хочу подольше подержать жгут и хоть этим продемонстрировать свою власть?» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Профессиональные заболевания – это хронические или острые заболевания, являющиеся результатом воздействия на работника вредных факторов и повлекшие временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности2. Сестринское дело относится к отраслям с производственными факторами риска. Это и нервно-эмоциональные нагрузки, и значительные физические усилия. Есть и другие факторы риска: вынужденная рабочая поза, напряжение анализаторных систем, дискомфортный микроклимат, недостаточная освещенность рабочих мест, различные химические вещества и лекарственные препараты, биологические факторы, физические факторы – лазерное, ультразвуковое, ионизирующее, радиационное излучение, воздействие электрических и магнитных полей. В структуре профессиональных заболеваний медицинских работников преобладают такие нозологические формы, как туберкулез органов дыхания, гепатит сывороточный, астма бронхиальная, гепатит инфекционный, аллергия лекарственно-медикаментозная, аллергоз, дерматит, экзема. Анализ публикаций в периодической печати, с одной стороны, показывает, что основным вредным фактором в этих профессиях является постоянное нервно-эмоциональное напряжение. Наблюдается рост случаев алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, самоубийств», но с другой стороны, никаких статистических данных, касающихся психических и поведенческих расстройств, возникших в результате действия профессионального вредного фактора, нами не выявлено3. Каковы же психологические качества работника, которые помогают обеспечивать безопасность его труда? Это: • физическое здоровье, выносливость; • способность к быстрой мобилизации; • сочетание мотивов достижения с мотивами безопас­ности; • владение приемами саморегуляции; • хорошая профессиональная подготовка; • готовность к оправданному риску; • опыт работы, стаж; • устойчивая профессиональная способность к противодействию аварийным, травматогенным и стрессовым ситуациям; • опыт компенсации отсутствующих качеств уже имеющимися; • черты личности: осторожность, ответственность, аккуратность, пунктуальность и т.д.
«Препятствия на пути к профессионализму» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 137 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot