Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 1025 просмотров
  • 📌 991 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» doc
Наименование учебного заведения, где проводилась лекция Название дисциплины: «ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Название программы: «Психология развития» Тема лекции: «Введение в предмет дисциплины» Кафедра: Ф.И преподавателя Город, 2016 год I. Тема лекции. Обоснование выбора темы. 1) Название программы «Психология развития», поэтому конспект занятия «Введение в предмет дисциплины» вводная лекция, на которой будут рассмотрены цели и задачи изучения дисциплины, история преподавания психологии, особенности учебной работы по дисциплине. Это сделано для того, чтобы студенты поняли сущность и цели психологии как дисциплины в деятельности психологов, осознали особенности преподавания психологии, получили представление о профессиональной компетенции преподавателя вуза или школьного учителя. 2) Литература для преподавателя: 1 Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн.. Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. - Москва: Владос, 2000. - 160 с. 2 Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / В. Н. Карандашев. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 250 с. 3 Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / В. Я. Ляудис. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 192 с 4 Чепель, Т. Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: учебное пособие / Т. Л. Чепель ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 425 с. 5 Вачков, И. В. Методика преподавания психологии: учебное пособие / И.В.Вачков. - Москва: Ось-89, 2008. - 208 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-98534-920-7. 6 Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / В. Н. Карандашев. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 250 с.: ил., портр. - (Учебное пособие). - Библиогр.: c. 231-246. - Предм. указ.: с. 247-249. - ISBN 978-5-94723-371-1. Литература для студента: 1 Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн.. Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. - Москва: Владос, 2000. - 160 с. 2 Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014, Т.19. No3. С.58–73. 3 Практическая психология образования: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология": доп. М-вом образования РФ / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. - 592 с.: ил. - (Учебное пособие). - Библиогр. в конце гл.. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-94723-870-9. II. Формы организации лекции. Аудиторная. Студенты второго очного курса психологии. Уровень подготовки – общеобразовательный с уклоном на специализацию. Цель лекции Организовать целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным материалом по данной тематике. Дать общее представление о сущности и цели психологии как дисциплины. Сформировать представление о профессиональной компетенции преподавателя вуза или школьного учителя. Познакомить с основными понятиями лекции. Задачи лекции: 1) Понять сущность и цели психологии как дисциплины и деятельности психологов; 2) Осознать особенности преподавания психологии; 3) Сформировать представление о профессиональной компетенции преподавателя вуза или школьного учителя. Характер задач: Информационный (дать информационный материал по данной теме и закрепить его по средствам вопросов) Мотивационный (сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала и профессии) Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала) Воспитательный (помочь выработать стремление к самостоятельной деятельности студентов и всестороннему овладению специальностью, развить интерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов) Средства необходимые студентам для решения указанных задач: Система представлений и причинные связи: Эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач. Нужно уметь сосредоточить внимание студентов на восприятие и понимание материала, настроить их на мыслительную активность в ответ на преподавателя и поступающею от него информацию. Необходимо чувствовать и наблюдать за аудиторией. Организационная форма лекции: Монолог с элементами эвристической беседы. III. Содержание лекций. План лекции: 1. Методика преподавания психологии как отрасль дидактики. 2. Методика преподавания психологии как учебная дисциплина. 3. Методика преподавания психологии как проект эффективной образовательной практики. Учебные средства и дидактические приемы: осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области, новизны знаний излагаемого материала с опорой на профессиональную деятельность, к которой студенты подготавливаются, а так же побуждение мышления с помощью вопросов преподавателя к аудитории. Конспект лекции: 1. Методика преподавания психологии как отрасль дидактики. Преподавательская деятельность, которой предстоит овладеть психологу, не является разновидностью психологической практики - она есть одна из разновидностей педагогического труда. Психолог и педагог - принципиально разные профессии, различающиеся столь же существенно, как, например, биолог и агроном или физик и инженер-технолог. Высокий профессионализм или высокий уровень профессиональной подготовки специалиста в области теоретической и практической психологии вовсе не гарантирует эффективное осуществление преподавательской деятельности [4]. Преподавание - специфическая сторона педагогического труда. Оно осуществляется из определенных ценностных оснований и целевых установок посредством специфических педагогических технологий, методов и приемов. Методика преподавания психологии специфична по сравнению с методикой преподавания любых других предметов, поскольку она определяется несколькими переменными: • содержанием психологического знания; • спецификой образовательной программы, в рамках которой изучается психология, то есть целями и задачами психологического образования; • возрастным потенциалом и потребностями обучающихся. Гармоничное соотношение собственно предметной подготовки специалиста в области психологического знания и его педагогической готовности к преподаванию психологии определяет профессиональную компетентность преподавателя вуза или школьного учителя. Преподавание психологии в таком широком масштабе, который представлен в последние годы - в школах, колледжах, вузах, и в дополнительном образовании детей и взрослых - привело к росту потребности в профессиональных преподавателях психологических дисциплин. Понимание методики преподавания психологии как научной и учебной дисциплины, созидающей основы ответственной педагогической позиции преподавателя психологии в вузе или колледже, в школе или профессиональном училище, представляется наиболее перспективным. Преподавание психологии в вузе или в системе дополнительного образования может и должно осуществляться из оснований педагогической позиции, при которой психолог-преподаватель стремится усилить субъектную позицию обучающихся, создать условия для развития их личности, индивидуальности, жизнеспособности. Современная методика преподавания психологии должна быть осмысленна в трех основных аспектах: • как отрасль дидактики, как практико-ориентированная наука, проектирующая стратегическую (концептуальную) методическую модель, адекватную специфике психологии как учебной дисциплины; • как учебная дисциплина в образовательной программе психологических факультетов с ее особыми целями, задачами и ресурсами подготовки профессиональных психологов к преподавательской деятельности; • как рефлексия эффективной образовательной практики или как педагогический проект и его рефлексивное описание в практике работы преподавателя психологии - как авторская интерпретация определенной методической концепции в конкретных условиях преподавания. Три основных методических вопроса составляют содержание методики и как частной дидактики, и как учебного предмета, и как проекта конкретного преподавателя, то есть определяют структуру "методического сознания" и методического знания: • зачем обучать психологии? (миссия и цель психологического образования); • что изучать в процессе психологического образования? (содержание образовательной программы ее, объем и система образовательных задач); • как обучать психологии? (технологии, методы, приемы, средства преподавания психологии в рамках образовательной или учебной программы). Очевидно, что все вопросы являются обще методическими, и характер ответов на них в отношении любого учебного предмета, в том числе и в методике преподавания психологии, определяется рядом факторов: • образовательной парадигмой, в рамках которой строится образовательный процесс; • психологической теорией обучения, или психологической концепцией, которая признается основополагающей; • спецификой содержания предмета обучения (литература, физика, психология или игра на фортепиано); • целями и задачами образовательной программы, ее характером и трудоемкостью (школьная, основная, профессиональная, дополнительная; индивидуально-ориентированная коррекционная, профилактическая и т.д.); • стандартами обучения (в том случае, когда они нормативно заданы); • возрастными возможностями и потребностями обучающихся; • моделями, формами, методами и дидактическими средствами обучения, признанными максимально эффективными в данном времени. Методика - это «частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету, она изучает и описывает наиболее целесообразные и эффективные пути преподавания того или иного предмета обучения и пути его освоения обучающимися, исходя из общедидактических принципов, специфики осваиваемого содержания (химия или психология, литература или математика) и возраста обучающихся» [4]. Методика обучения как отрасль дидактики отвечает на три основных вопроса: зачем, чему и как учить, или - зачем, что и как преподавать? Содержание и логика методического знания определяется этими вопросами, которые на дидактическом языке обозначаются как проблемы целеполагания, содержания и методов обучения или преподавания того или иного предмета. Методика преподавания любого учебного предмета имеет историю своего развития, которая отражается в ее актуальном состоянии, степени проработанности основных методических вопросов, в ее трудно разрешимых вопросах (проблемах) и перспективах. Методика преподавания психологии в этом отношении - уникальна по сравнению с другими методическими отраслями дидактики. Во-первых, это одна их самых молодых частных дидактик. Ее молодость определена и возрастом самой психологической науки, и с тем, что психология как учебный предмет в истории российского образования не занимает постоянного и законного места в школьных учебных планах. Долгое время психологии не позволялось занимать должного места и в программах общей и профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Исключение составляли только педагогические специальности. Зато сегодня можно наблюдать своеобразный бум психологизации образовательных программ высшей школы и среднего профессионального образования. «Младенческий» возраст методики преподавания психологии объясняет достаточно небольшое количество исследований в этой области, отсутствие вариативных учебников по данной дисциплине, дефицит методических материалов (хрестоматий или практикумов по методике преподавания психологии) для преподавателей психологии. С другой стороны, несмотря на краткую историю своего развития, методика преподавания психологии не может характеризоваться как слабо разработанная или незрелая частная дидактика по сравнению с другими, существующими уже несколько столетий, частными дидактиками (методика обучения чтению или математики). Являясь максимально психологизированной частной дидактикой, методика преподавания психологии достаточно глубоко прорабатывает основополагающие методические проблемы, аккумулируя продуктивные психологические теории обучения и развития, общепсихологическое и профильное психологическое знание для обоснования наиболее эффективных методических решений в обучении детей, подростков, взрослых. Достаточный вклад в разработку методики преподавания психологии в российской высшей школе внесли такие отечественные психологи, как А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я Ляудис, М.Г. Ярошевский, М.В. Гамезо, Г.М. Андреева, Б.Ц. Бадмаев, В.И. Слободчиков, Е.А. Исаев, Н.Ф. Талызина, И.И. Ильясов, Р.С.Немов, ставшие авторами учебников, хрестоматий по различным психологическим курсам, разработавшие образовательные программы и учебные планы подготовки психологов различных специальностей, поставившие и решившие целый ряд сложных методических проблем. Сегодня широко развернуты психолого-педагогические исследования в области психологической подготовки и психологического образования педагогов (Захарова,1993; Климов, 1998; Исаев, 1998; Штеймниц, 1998), психолого-педагогической подготовки специалистов в области высшего профессионального образования (Орлов, 1988; Болотов, 1997; Сериков, 1999; Сенько, 2000; В.В. Сериков), методики и практики преподавания психологии в школе (Забродин, Попова, 1994; Климов, 1997; Колмогорова, 1999; Попова, 2000; Дубровина, 2005) [4]. Методика преподавания психологии как область частной дидактики находится в состоянии активного развития и имеет достаточно хорошие перспективы в условиях модернизации образования в России, в контексте идей личностно-ориентированного образования, предпрофильного и профильного обучения, компетентностных ориентаций в обучении. Как отрасль дидактической науки методика преподавания психологии изучает и описывает: • наиболее общие принципы и ресурсы организации образовательного процесса в школе, колледже и вузе; • этапы и способы построения педагогом эффективной и теоретически обоснованной практики обучения психологии, • модели обучения, адекватные для различных педагогических ситуаций (модульное обучение, игровое обучение, интерактивное обучение, активное обучение, интенсивное обучение, контекстное обучение и др.); • формы, методы, средства обучения, адекватные специфике психологического знания и задачам различных образовательных программ; • требования к образовательным программам по психологии, их содержанию и структуре; • способы организации диагностики качества психологического образования, средства диагностики эффективности реализации образовательных программ. В индивидуальном методическом проекте - в практике работы преподавателя - все эти стратегически описанные компоненты индивидуализируются, превращаясь в авторскую методическую систему как в модель тактическую, учитывающую конкретные условия обучения, ориентированную на конкретную педагогическую ситуацию. В учебном курсе методической подготовки будущий преподаватель должен освоить систему собственно научного методического знания и научиться проектировать образовательный процесс, реализовывать программы и планы (педагогические проекты) в реальной практике обучения детей или взрослых. • В отношении психологии как учебного предмета школе и в вузе в теоретическом плане наиболее дискуссионным в методике преподавания психологии продолжает оставаться вопрос о целях обучения психологии или об ее образовательной миссии по отношению к детям, подросткам и взрослым. Подлинной целью изучения психологии должна стать психологическая компетентность личности как готовность справляться с жизненными (личными и профессиональными) задачами, на основе понимания их психологической составляющей и при достаточной оснащенности человека психологически обоснованными способами решения таких задач [4]. • Вопрос о целях преподавания психологии непосредственным образом связан с проблемой содержании психологических программ (чему учить?). Наиболее глубоко, последовательно и корректно в методическом контексте проблема целей, задач и содержания психологических программ рассматривается в методических работах В.Я. Ляудис [3]. На основе выявления специфики психологического знания как гуманитарного, способствующего пониманию определенного круга задач, которые квалифицируются автором как неформальные задачи с высоким креативным компонентом, то есть не имеющие прямых образцов или алгоритмов решения и требующие особых интеллектуальных средств, автор определяет цель изучения психологии как формирование психологического мышления. В методических работах Б.Ц. Бадмаева вводится различение цели изучения психологии студентами и целей преподавания психологии, но и те и другие связываются с повышением способности обучающегося психологически грамотно решать профессиональные и жизненные задачи на основе психологического мышления [1]. • Третий методологический вопрос, вытекающий из понимания целей и содержания психологического образования - об адекватных формах и методах о преподавания и обучения. Вывод: Таким образом, методика преподавания психологии ищет обоснованные и аргументированные ответы об адекватных формах и методах, целях, задачах содержания психологических программ, создавая тем самым стратегическую методическую модель, которая должна конкретизироваться, превращаясь в тактические методические решения в практике каждого преподавателя психологии. Вопросы: 1. Какие переменные определяют методику преподавания психологии от любых других предметов? 2. Почему методика преподавания психологии одна из самых молодых частных дидактик? Вопрос 2. Методика преподавания психологии как учебная дисциплина в образовательной программе психологических факультетов Профессиональное образование готовит специалистов для осуществления ими специфической деятельности в области научной или практической психологии. Преподавание - одна из функций современного психолога, поэтому студенты, получающие профессиональное психологическое образование, обязательно должны освоить методику преподавания как концептуальную модель обучения психологии, которая позволит в будущем проектировать собственные методические модели в конкретных условиях работы. Как учебная дисциплина в образовательной программе психологических факультетов, методика преподавания психологии изучается на старших курсах, готовит студентов к самостоятельной педагогической практике, аккумулируя потенциалы таких психологических курсов, как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», и конкретизируя идеи таких педагогических дисциплин, как «Теория обучения», «Педагогические теории, системы и технологии», «Философия образования и история педагогической мысли» и других. Традиционно, к методическим дисциплинам студенты педагогических вузов - будущие учителя - подходят на последних курсах обучения, когда освоен сам предмет будущего преподавания (биология или литература, физика или психология) и пройден очень серьезный путь общекультурного и специально-профессионального обучения. Важно, что к моменту изучения методики преподавания студентами накоплен собственный образовательный опыт: студент несколько лет обучался основам той науки, которую ему предстоит преподавать как учебный предмет в будущем. Этот опыт может выступить и как позитивный ресурс, и как препятствие для освоения учебной программы по курсу методики. Позитивным ресурсом он может стать вне зависимости от того, был ли собственный образовательный опыт студента успешным и положительно окрашенным, либо неуспешным и связан с чувством досады или раздражения, усталости или гнева. Любой опыт, если он будет эксплицирован, подвергнут осознанию, описан и изучен - может стать основой для поиска и проектирования будущей эффективной педагогической практики. В основе рассматриваемого интенсивного, интерактивного, компетентностного подхода лежит убеждение в том, что содержанием методического курса должен быть, прежде всего, осваиваемый студентами опыт рефлексии, проектирования, понимания, мышления, анализа своей собственной образовательной практики [4]. Именно этому необходимо учиться будущим специалистам, которым предстоит работать в современном образовательном пространстве, предъявляющем новые требования к учителю, преподавателю вуза или колледжа. Именно этому необходимо учиться тем, кто всерьез думает заняться преподавательским трудом, поскольку перечисленные способности определяют творческо-преобразующее и исследовательское отношение к действительности, без которого невозможен педагогический труд, но, как известно, сами такие способности проявляются крайне редко и, как правило, не сформированы у взрослых. Педагогическая компетентность, обретаемая будущими специалистами в ходе изучения курса «Методика преподавания психологии», заключается в способности быть подлинным субъектом своей профессиональной педагогической деятельности, то есть: • уметь анализировать, какие образовательные потребности являются актуальными для различных групп обучающихся и посредством каких образовательных услуг они могут быть удовлетворены; • уметь проектировать конкретные образовательные программы, то есть определять цели, задачи, содержание и логику его организации; • уметь проектировать образовательный процесс, исходя из ресурсов времени, педагогических средств, образовательных средств, организационных форм; • уметь отбирать и использовать максимально эффективные методы и приемы обучения, максимально ориентированные на психологические потребности и возможности обучающихся, разрабатывать и внедрять новые методы и технологии; • уметь организовывать, осуществлять учебный процесс как процесс развивающихся продуктивных взаимоотношений педагога с обучающейся группой, направленных на решение образовательных задач; • уметь мотивировать учащихся и организовывать их продуктивные коммуникации, ориентируясь и на индивидуальность, и на неповторимую групповую динамику; • уметь оценивать качество обучения предельно объективно, ориентируясь одновременно и на образовательные цели и задачи, на образовательные стандарты и на индивидуальные ресурсы обучающихся; • уметь рефлексировать образовательные эффекты своей педагогической деятельности и корректировать ее при необходимости. Вывод: Парадигмальные изменения в образовании, его новые ценности и ориентиры, появление инновационных педагогических технологий, институализация новых образовательных форм, широкий интерес к психологии, которую изучают сегодня практически в любой профессиональной и дополнительной программе, в формальной и неформальной системе - все это меняет требования к методике преподавания психологии как к учебной дисциплине. Ее задача сегодня - подготовить студента-психолога не только к работе в качестве преподавателя в вузе или колледже, но и в качестве педагога-психолога, способного эффективно работать в школе, в клубе, в фирме, в дистанционном образовательном институте, в образовательном журнале - везде, где дети, подростки, юноши или взрослые хотели бы повысить свою психологическую компетентность, изучая психологию. Это достижимо в процессе ответственного решения студентами определенной системы учебных задач и осознания ими образовательных эффектов собственной психологической и методической подготовки в качестве продуктов или результатов эффективно организованного обучения. Современная методика преподавания психологии как учебная дисциплина в курсе профессиональной подготовки психологов учит будущих специалистов находить соответствующие вызовам времени ответы на три основных методических вопроса. Вопрос: Как вы думаете каких? Учитель: Они были рассмотрены нами ранее как методологические. Ответ: зачем, чему и как учить, преподавая психологию как учебный предмет. Вопрос 3. Методика преподавания психологии как проект эффективной образовательной практики и его рефлексивное описание Методика преподавания психологии имеет и третий аспект понимания ее сущности и содержания: это рефлексия эффективной образовательной практики конкретного преподавателя или проект организации учебного процесса и его рефлексивное описание педагогом-практиком. В этом значении используют термин «методика», характеризуя авторскую педагогическую модель, являющуюся «тактической» моделью педагогической деятельности, ориентированной на конкретные педагогические условия и своеобразно интерпретирующей стратегическую (концептуальную) методическую модель, описываемую в методике как в научной дисциплине. Таким образом: методика как отрасль дидактики проектирует концептуальные, стратегические методические модели; методика как учебный предмет готовит специалистов к их воплощению в практике, способствуя пониманию концептуальных методических идей, формируя проектные навыки и умения, развивая педагогическую рефлексию и ряд профессионально важных качеств, то есть ответственную педагогическую позицию и методическую компетентность; методика как проект индивидуальной практики являет собой деятельностно осуществленный результат педагогического труда или воплощенный педагогический проект. Современная методика преподавания - научно обоснованный подход, позволяющий педагогу осознать и сформулировать цели и задачи образования (обучения, развития, воспитания), отобрать содержание образования, спроектировать и осуществить образовательный процесс посредством тех или иных методов, приемов, средств, гарантирующих качественное достижение результата обучения, то есть с помощью образовательных технологий. Проектирование (или предварительное промысливание) - это специфическая деятельность, позволяющая специалисту еще до начала собственно практической деятельности описать ее с той степенью конкретности, которая необходима для эффективного педагогического труда. Проект требует, чтобы специалист-педагог осуществил следующие действия в их определенной последовательности: • предварительный анализ педагогической ситуации (кого учить, чему именно, с какой целью, какова степень подготовленности и мотивированности обучающихся, каковы ресурсы времени и многое другое); • отбор всех необходимых педагогических средств (содержание, формы, методы, материалы); • планирование всей полноты и последовательности педагогических действий (формулировки целей и конкретных, достижимых в данных условиях образовательных задач, способов организации учебной группы, учебных заданий для самостоятельной работы, способов формирования необходимых умственных действий, контроля и оценки); • прогнозирование возможных трудностей и образовательных эффектов, продумывания способов оценки эффективности реализации проекта (как можно будет обнаружить, что лекция или семинарское занятие, учебный курс или тренинг достигли запланированных целей, каковы показатели эффективности или неэффективности и каким образом можно их обнаружить). Проект можно оценивать как методический только в том случае, если его реализация на практике приведет к запланированным результатам и завершится осмыслением состоявшегося учебного занятия или целостного курса в контексте проектных идей. Такая рефлексия необходима, так как педагогическая реальности всегда богаче и многократно сложнее и динамичнее педагогического проекта. Проектирование, таким образом, - это условие обретения персональной, авторской методики преподавания психологии. Существует и иное соотношение процессов проектирования и рефлексии, ведущее к тому самому осмысленному и описанному, представляемому для себя и для других педагогическому опыту, который может быть назван авторской методикой. Это путь не от проекта к его реализации и завершающей рефлексии и корректировке, а от состоявшейся практики - к ее осмыслению и описанию как эффективной и целесообразной. Этот путь построения и освоения методического мастерства реален для опытных профессионалов, для педагогически одаренных специалистов с выраженной интуицией (редко встречающиеся варианты, как и в области других профессиональных занятий), но мало эффективен для начинающих преподавателей [2]. Заключение: 1. Любой опыт, если он будет эксплицирован, подвергнут осознанию, описан и изучен - может стать основой для поиска и проектирования будущей эффективной педагогической практики. 2. В основе рассматриваемого интенсивного, интерактивного, компетентностного подхода лежит убеждение в том, что содержанием методического курса должен быть, прежде всего, осваиваемый студентами опыт рефлексии, проектирования, понимания, мышления, анализа своей собственной образовательной практики. 3. Задача методики сегодня - подготовить студента-психолога не только к работе в качестве преподавателя в вузе или колледже, но и в качестве педагога-психолога, способного эффективно работать в школе, в клубе, в фирме, в дистанционном образовательном институте, в образовательном журнале - везде, где дети, подростки, юноши или взрослые хотели бы повысить свою психологическую компетентность, изучая психологию. Вопрос: Как взаимосвязаны практическая деятельность профессионала и его знания в области психологии? Поэтому, ваше домашнее задание ответить на вопросы: 1. Может ли психологическое образование определяться совокупностью теоретических знаний и некоторых элементарных психологических практических умений, которыми овладевают в процессе обучения в школе или в вузе обучающиеся? 2. Как влияет психологическая осведомленность на изменение сознания и поведения детей и взрослых? 3. В чем уникальный и специфический ресурс психологического знания? Каковы показатели психологической образованности или психологической грамотности человека? Целостный образ преподавателя в процессе лекции. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции совместное (ответы на вопросы преподавателя или на уточняющие вопросы студентов). Отношения «Преподаватель – студент»: уважительные, в меру требовательные. К каждой лекции следует готовиться с учетом своего темперамента, умения владеть аудиторией и доносить информацию до всех слушателей (студентов). Четко и ясно структурировать занятие. Рационально дозировать материал в каждом разделе. Научность, соответствие историческому и современному развития науки. Активизация мышления путем вопросов. Использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями. Применять уточняющие вопросы. Доходчивая, громкая, четкая речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными ударениями. В ходе лекции знакомить студентов с новыми научными понятиями и терминами, доступно их объяснять. Эмоционально-выразительные не вербальные средства общения преподавателя с аудиторией. Достаточно громкая, четкая речь. Ритм средний. В паузах использовать приемы поддержания внимания – риторические вопросы, высказывания различных психологов. Хорошо оживляют речь жесты и мимика. Применять уточняющие вопросы для понимания материала. Использованная литература: 1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн.. Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. - Москва: Владос, 2000. - 160 с. 2. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ / В. Н. Карандашев. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 250 с. 3. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / В. Я. Ляудис. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 192 с 4. Чепель, Т. Л. Методика преподавания психологии: технология интенсивного образования: учебное пособие / Т. Л. Чепель ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 425 с. Рекомендуемая литература: 1. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя: в 2 кн.. Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание / Б. Ц. Бадмаев. - Москва: Владос, 2000. - 160 с. 2. Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2014, Т.19. No3. С.58–73.
«Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot