Предмет, метод, источники конституционного права России
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Предмет, метод, источники конституционного права
России.
Понятие и предмет конституционного права. Конституционноправовые нормы. Конституционно-правовые отношения, их субъекты.
Источники конституционного права. Система конституционного права.
Место конституционного права в системе права Российской. Федерации.
Тенденция его развития на современном этапе. Предмет, система и
источники науки. Конституционное право как учебная дисциплина.
1.1. Понятие и предмет конституционного права
Конституционное право - ведущая отрасль системы права
Российской Федерации представляет собой совокупность правовых
норм, т. е. общеобязательных правил поведения людей, соблюдение
которых в необходимых случаях обеспечивается применением
государственного принуждения в различных формах.
Конституционное право по сравнению с другими отраслями права
регулирует
отношения,
складывающиеся
во
всех
сферах
жизнедеятельности
общества:
политической,
экономической,
социальной, духовной и др.
Другая особенность предмета конституционного права состоит в
том, что конституционно-правовое регулирование общественных
отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью,
неодинаково по своему объему.
В одних сферах нормы конституционного права регулируют
основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют
содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во
всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями
права. Например, в экономической сфере жизни предметом
конституционного права являются только те отношения, которые
характеризуют основные начала и принципы экономики, формы
собственности.
В
полном
объеме
правовое
регулирование
экономических
отношений
осуществляется
гражданским,
хозяйственным, предпринимательским, финансовым и др. отраслями
права.
В других сферах жизни общества предметом конституционного
права охватывается весь комплекс общественных отношений,
связанных с устройством государства, организацией государственной
власти, всей политической системой общества. Предметом
конституционного права являются также общественные отношения,
которые определяют основы взаимоотношений
человека с
государством. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения,
закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации «Права и
свободы человека и гражданина».
В предмет конституционного права входят сфера отношений
между Федерацией и ее субъектами. Нормы, регулирующие предметы
ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами,
содержатся в главе 3 Конституции России «Федеративное устройство».
Нормы конституционного права закрепляют основные принципы
системы органов государственной власти, правовой статус главы
государства, органов законодательной, исполнительной и судебной
власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности,
издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.
К предмету конституционного права относится сфера
общественных отношений, связанных с установлением правового
статуса представительных, законодательных, исполнительных органов
государственной власти. Предмет отрасли конституционного права
включает основы системы судебных органов, принципы правосудия,
отношения в сфере конституционного судопроизводства, связанные с
деятельностью Конституционного суда, уставных судов субъектов
Российской Федерации. Предмет конституционного права охватывает
основы правового статуса органов местного самоуправления, основные
принципы их организации и деятельности, взаимоотношения с органами
государственной власти. Из всего изложенного можно сделать
вывод, что конституционное право - ведущая отрасль права России,
представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и
регулирующих общественные отношения, которые определяют
организационное и функциональное единство общества: основы
конституционного строя Российской Федерации, основы правового
статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему
органов государственной власти и систему органов местного
самоуправления.
1.2. Конституционно-правовые нормы
Конституционно-правовые нормы охватывают не только нормы
конституции, но и всех нормативных правовых актов, относящихся к
предмету отрасли конституционного права.
От норм других отраслей конституционно-правовые нормы
отличаются:
1) своим содержанием, той сферой общественных отношений, на
регулирование которых они направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Наиболее значимые
нормы содержатся в Конституции Российской Федерации;
3) своеобразием видов. Среди них значительно больше, чем в
других отраслях, общерегулятивных норм. К таким нормам относятся
нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний;
5) особым механизмом реализации, что характерно для многих
конституционно-правовых норм, связанных не с возникновением
конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего
характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние
субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование
отношений которых данные нормы обращены. Среди таких субъектов
следует назвать народ, государство, нации и народности, органы
государственной власти;
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм
не характерна трехчленная структура, выделяемая в составе правовой
нормы - гипотеза, диспозиция и санкция. В них имеются гипотеза и
диспозиция и в отдельных случаях санкция.
Конституционно-правовые нормы принято классифицировать:
1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных
отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений,
другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи –
с федеративным устройством, четвертые - с системой органов
государства и местного самоуправления.
2. По юридической силе. Эти основания находятся в зависимости
от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма. Наиболее
значимые нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, и
они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не
может противоречить Конституции Российской Федерации.
3. По территории действия. По этому основанию различают
нормы, действующие на всей территории Российской Федерации или на
территории субъекта Федерации, а также в границах территорий
муниципальных образований.
4. По характеру предписаний различают нормы: управомочившие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов
осуществлять предусмотренные в них действия, определяют
правомочия соответствующих субъектов. Таковыми являются нормы,
закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов,
предметы ведения всех государственных органов (ст. ст. 71, 72, 83 - 90,
102, 103 и др. Конституции Российской Федерации). Норма,
выраженная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливает,
что человек, права и свободы являются высшей ценностью.
Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме
обязанности
субъектов
совершать
определенные
действия,
установленные
данными
нормами.
Примером
обязывающих
конституционных норм являются нормы ст. 58 Конституции
Российской Федерации: «Каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения
определенных действий, например, нарушения прав потребителей,
избирателей и т.д.
5. По степени определенности предписаний. По этому основанию
различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы - такие, в которых однозначно
определяются
вариант
поведения,
действия
субъектов
в
соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора
варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и
обстоятельств. Например, норма ч.3 ст. 59 Конституции Российской
Федерации предусматривает возможность прохождения альтернативной
гражданской службы вместо несения военной службы.
6. По времени действия - постоянные, т.е. действующие в течение
неопределенного времени; временные нормы: нормы конституционного
права, выраженные в переходных положениях конституции и др.;
действующие в определенный период времени, например, при
чрезвычайном или военном положении.
1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
Конституционно-правовое отношение - это общественное
отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и
содержанием которого является юридическая связь между субъектами в
форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной
правовой нормой.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с
другими видами правоотношений состоит в следующем:
1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное
содержание (возникают в особой сфере отношений, составляющих
предмет конституционного права);
2) конституционно-правовым отношениям свойственен особый
субъектный состав (некоторые субъекты этих отношений не могут быть
участниками других видов правоотношений);
3) конституционно-правовые отношения характеризуются
большим разнообразием.
В качестве конституционно-правовых отношений следует
выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия
постоянных правоотношений не определен, но они могут прекратить
свое
существование
в
конкретных
условиях.
Временные
правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм.
Особыми видами конституционно-правовых отношений являются
материальные и процессуальные правоотношения. Во-первых реализуются права и обязанности, которые составляют содержание
правоотношения, во-вторых - реализуются права и обязанности,
связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в
конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные
обязанности субъектов (правоохранительные отношения).
Возникновению
конкретного
конституционно-правового
отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.
Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за
собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с
волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут
квалифицироваться на юридические акты и юридические поступки.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений довольно
широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ,
государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные
комиссии, собрания избирателей и др.
Народ выступает в качестве субъекта государственно-правовых
отношений при проведении референдума, выборов Парламента,
Президента Российской Федерации.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются
государство - Российская Федерация и республики в ее составе. В
качестве субъектов правоотношений выступают и такие субъекты
Федерации, как края и области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных,
субъектами конституционно-правовых отношений являются органы
местного самоуправления; политические партии и другие общественные
объединения граждан; собрания граждан; отдельные граждане. В
отдельных случаях субъектами конституционно-правовых отношений
выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например,
при подаче заявления о приобретении российского гражданства).
1.4. Источники конституционного права
Источниками конституционного права являются нормативные
правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают
юридическую силу государственно-правовые нормы.
К источникам конституционного права, как и других отраслей,
относятся только действующие в настоящий период времени
нормативные правовые акты.
Для источников права существует особый порядок не только их
принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.
После отмены акта он перестает считаться источником действующего
конституционного права.
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками
конституционного права, включает в себя несколько их видов.
Закрепление нормы в акте того или иного вида не произвольно, а
подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать
более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий
территориального масштаба ее действия, от установленного порядка
разграничения компетенции органов, принимающих конституционные
нормы.
Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на
всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие сферу
действия только на территории конкретного субъекта Федерации.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она
является основным источником отрасли конституционного права. Эта ее
роль обусловлена следующим:
1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный
характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо
законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут
устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему
государственных органов;
2) в Конституции устанавливаются конституционно-правовые
нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего
конституционно-правового регулирования. В них определяются все
основные связи, посредством которых данная общность людей
объединяется в гражданское общество, формирует государство,
определяет
механизмы
управления
государственными
и
общественными делами;
3) Конституция как источник права характеризуется и широтой
содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство
государства, ее сущность и формы, определяют субъекта власти,
механизм ее реализации, принципы участия в управлении всех
субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и
принципы экономической структуры общества, формы собственности,
способ охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через
конституционные нормы определяются основы правового статуса
личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от
нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции
касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической,
социальной, духовной;
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории России. Законы и иные
нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции (ст.15);
5) в Конституции определяются многие другие виды источников
отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования
правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и
опубликования;
6) значение Конституции как основного источника определяется и
тем, что установленные в ней нормы выступают и в качестве формы
воплощения государственной воли народа. В Конституции
определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы
его организации и жизнедеятельности;
7) Конституция по сравнению с другими источниками является
актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного
значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов
общественной
жизни.
Конституция
Российской
Федерации
предусматривает принятие
федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Они различаются:
1) по юридической силе;
2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
3) по порядку принятия;
4) по возможности применения в отношении их отлагательного
вето
Президентом
Российской
Федерации.
К
источникам
конституционного права относятся Федеральные конституционные
законы «О Конституционном суде Российской Федерации», «О
референдуме Российской Федерации», Федеральные законы, такие как
«О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной
Думы
Федерального
Собрания
Российской
Федерации» (в ред. от октября 2011 г.), «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации» (в ред. от 2 мая 2012 г.), «О выборах депутатов
Государственной
Думы
Федерального
Собрания
Российской
Федерации» от 9 февраля 2009 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27
декабря 2009 г.) и др. В качестве источников конституционного права
выступают правовые акты, принимаемые Президентом Российской
Федерации,
Советом
Федерации,
Государственной
Думой,
Правительством Российской Федерации. Это указы и другие
нормативные акты Президента РФ, постановления палат Федерального
Собрания, постановления Правительства РФ. Источниками являются и
Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных
вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и
исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации и
Государственной Думы, о полномочном представителе Президента
Российской Федерации в федеральном округе).
Особое место среди источников конституционного права
занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете
РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25
октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22
ноября 1991 г. Эти декларации имеют государственно-правовое
значение. В них формулируются принципы, обязательные для
государственно-правового развития государства, провозглашаются
новые концепции, определяющие развитие государственности. К числу
источников конституционного права, действующих только на
территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего
конституции республик и уставы других субъектов Федерации,
принятые их законодательными (представительными) органами, а также
законы, постановления, иные нормативные правовые акты,
принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
Характеризуя виды источников конституционного права, следует
выделить и такой специфический вид, как Федеративный договор от 31
марта 1992 г., включающий статьи о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами государственной власти
и органами власти субъектов Российской Федерации.
К источникам отрасли конституционного права относятся акты
представительных органов местного самоуправления, содержащие
конституционно-правовые нормы (уставы, положения). Источниками
конституционного права считаются постановления Конституционного
суда Российской Федерации. На их основе утрачивают силу правовые
акты, признанные не соответствующими Конституции. Среди
источников конституционного права России обычай занимает
незначительное место. Отдельным примером может служить
Федеральный закон «Об общих принципах организации общин
малочисленных народов Севера, Сибири, и Дальнего Востока
Российской Федерации» (2000 г. ст.4), предусматривающий, что
решения по вопросам внутренней организации общины и
взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании
традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих
законодательству Российской Федерации и ее субъектов и не
наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.
1.5. Система конституционного права
Система отрасли конституционного права выражается в ее
внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые
существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации
данных норм и их интеграции в правовые институты, обладающие
признаками элемента системы, а также структуры этих институтов. В
системе конституционного права можно выделить следующие
институты, которые составляют основные элементы отрасли и
объединяют нормы, закрепляющие:
1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) систему органов государственной власти и систему органов
местного самоуправления.
Различия, отражающие специфику каждого их этих институтов,
можно проводить:
- по специфике правового воздействия на соответствующую сферу
общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в
формах установления, закрепления, провозглашения и т.д.;
- по особенностям механизма действия конституционно-правовых
норм, способам их реализации. Действие нормы может реализовываться
через конкретные правоотношения или через правоотношения общего
характера;
- по степени конкретной направленности конституционноправового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают
лишь принципы правового воздействия на обширные сферы
общественных отношений, нормы других конкретно регулируют те или
иные общественные отношения;
- по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы к
конкретным субъектам, нормы других - ко всем субъектам права;
- по способу правовой защиты действия конституционно
-правовых норм, формам и методам ответственности
правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий
механизм охраны конституции, в других - конкретное воздействие на
субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем
отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
- по специфике форм выражения охватываемых данным
институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по
преимуществу конституционную форму выражения, в других
-преобладающая
часть
норм
выражена
в
текущем
законодательстве;
- по видовому характеру норм соответствующего конституционноправового института. В одних институтах преобладают нормы-
принципы, нормы-цели, нормы дефиниции, в других – нормы
конкретного регулирующего действия; - по степени и масштабам
включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных
в содержании конституционно-правовых норм;
- по целенаправленности правового регулирования. Общая
целенаправленность
конституционно-правового
регулирования
определяется закономерностями развития той стороны социальной
действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный
конституционно-правовой институт;
- по функциям, присущим каждому конституционно-правовому
институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом,
характер связи отрасли и института, его воздействие с другими
правовыми институтами. Функции каждого правового института
показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет
правового регулирования;
- по принципам, свойственным каждому из конституционноправовых институтов, т.е. по тем руководящим началам, которым
подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы
конституционного строя, свойственны следующие специфические
черты. Нормы этого института:
1) воздействуют на общественные отношения путем установления
определенных начал устройства общества и государства;
2) не порождают конкретных правоотношений;
3) определяют содержание правового воздействия на все сферы
общественных отношений, все стороны социальной реальности;
4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим
субъектам;
5) имеют способом своей защиты общий режим охраны
конституции, конституционного строя, могут быть изменены только
путем принятия новой конституции;
6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7) являются в преобладающей части нормами-принципами,
нормами-дефинициями, нормами-целями;
8) предполагают для практической и правовой реализации
содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9) призваны обеспечить системное закрепление конституционных
идей, основополагающих для данного общества и государства;
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы
правового статуса человека и гражданина:
1)
воздействуют
на
общественные
отношения
путем
провозглашения, признания государством прав человека;
2) субъекты возникающих на их основе конституционно-правовых
отношений обязательно включают гражданина или иное лицо с иным
статусом;
3)
реализуются
по
преимуществу
вне
конкретных
правоотношений;
4) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
5) включают в качестве субъекта прав человека, гражданина вне
связи его с каким-либо особым правовым статусом;
6) предусматривают особую систему охраны, не могут быть
пересмотрены без принятия новой конституции;
7) по сравнению с нормами других институтов в наибольшей мере
воплощают общепризнанные принципы и нормы международного
права, признание приоритета международных договоров Российской
Федерации перед федеральными законами;
8) включают в систему гарантий право жалобы граждан в
Конституционный суд о проверке конституционности примененного
или подлежащего применению судом закона в отношении
гражданина;
9) охраняются правом на обращение в Европейский Суд по правам
человека;
10) предполагают подключение других отраслей права, в которых
реализация конституционных прав граждан осуществляется путем
возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских и
др.).
Нормы института, который определяет систему органов
государственной власти и систему органов местного самоуправления,
имеют следующие особенности:
1) это нормы прямого действия, которые реализуются в
конкретных правоотношениях;
2) в качестве субъектов возникающих на их основе
правоотношений, выступают органы государства и органы местного
самоуправления в их статусе органов народовластия;
3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе
Конституции
Российской
Федерации,
в
законодательстве,
определяющем порядок образования органов, их компетенцию, формы
деятельности;
4) для норм этого института характерно специфическое, отличное
от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм,
действующих на территории каждого из субъектов Федерации, а также
на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
1.6. Место конституционного права в системе права Российской
Федерации. Тенденция его развития на современном этапе
Конституционное право является ведущей отраслью в системе
права
Российской
Федерации.
В
ней
устанавливаются
основополагающие принципы устройства общества и государства,
определяются основы управления всеми общественными процессами.
Во всех отраслях российского права получают воплощение
закрепленные в нормах конституционного права и свободы человека и
гражданина.
Для всех отраслей права исходными являются установленные
нормами конституционного права принципы федеративного устройства
государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее
субъектами. Все отрасли основываются на закрепленных в
конституционном праве принципах организации системы власти,
компетенции и принципах деятельности всех органов государственной
власти. Определяя систему органов исполнительной власти, их
правовой статус, нормы конституционного права, устанавливают
основные начала для административного права. Закрепляя
различные формы собственности, конституционное право служит базой
для гражданского права. Регулируя основы бюджетной системы
Российской
Федерации,
нормы
конституционного
права
предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему
органов судебной власти, конституционные принципы правосудия,
конституционное право содержит исходные начала для уголовного
права, ряда других отраслей.
Проанализировав нормативно-правовые акты, принятые после
Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 г. и
Конституции Российской Федерации 1993 г., можно выделить основные
направления развития отрасли конституционного права:
1) деидеологизация конституционно-правового законодательства.
В Конституции Российской Федерации отсутствуют идеологические
характеристики сущности государства. Изменены название государства,
государственные символы. Закреплен принцип политического и
идеологического многообразия;
2) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской
Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого
государства;
3) гуманизация всех государственно-правовых институтов,
перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и
гражданина, которые утверждаются как высшая ценность;
4) реализация принципа разделения властей, закрепление системы
и компетенцию государственных органов;
5) реорганизация федеративного устройства России. Новые
принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет
России и необходимый уровень самостоятельности ее субъектов в
решении вопросов развития территорий с учетом их национальных,
экономических интересов и особенностей;
6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным
отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие
форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее
форм.
1.7. Предмет, система и источники науки
Предметом изучения науки конституционного права является
сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли. На
основе анализа общественных отношений наука должна давать
теоретическое обоснование пределов их правового регулирования, с
тем, чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями
жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те
общественные отношения, которые требуют этого воздействия.
Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей
составляющих его общественных отношений определяется характер
основных теоретических концепций науки конституционного права. К
ним относятся такие теоретические проблемы, как проблемы народного
представительства, государственного, национального и народного
суверенитета, федерализма, форм государственного и территориального
устройства. Важное место занимают исследования проблем правового
статуса личности, взаимной связи государств и личности,
конституционных основ организации гражданского общества, а также
теоретические выводы, связанные с познанием системы
государственной власти и системы местного самоуправления, принципы
разделения властей.
Изучение этих проблем составляет предмет науки, выводы и
теоретические положения - ее содержание. Наука конституционного
права, как и всякая другая наука, является системой знаний. Она должна
исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и
характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации,
источники отрасли.
Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся
названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе
конституционного права и науки.
Поскольку наука конституционного права - отраслевая, ее задача
заключается в познании сущности, юридических свойств, функций
конституции - основного источника одноименной отрасли, который
занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел
системы науки конституционного права составляют положения,
обосновывающие
теорию
конституции,
анализирующие
конституционное развитие государства. Третий раздел представляет
собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания
конституционного института «Основы конституционного строя», в
котором исследуется сущность российского государства, суверенитета,
народовластия, формы правления.
Четвертый
раздел
охватывает
такие
вопросы,
как
взаимоотношение государства и личности, статус человека и
гражданина, природа его прав, свобод и обязанностей. Пятый раздел
посвящен проблемам федеративного устройства России.
Шестой раздел объединяет исследования по проблемам
организации и функционирования систем государственной власти и
местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения,
сущность и формы реализации, принципы разделения властей, правовой
статус различных органов государства, формы и порядок деятельности
законодательных органов, избирательную систему. Таким образом,
система науки в своей основе соответствует системе отрасли, но
является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое
внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах,
а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и
роль в системе права.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного
права опирается на широкую систему источников. К таким источникам
относятся труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные
правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде
всего Конституции Российской Федерации; практическая деятельность
органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений,
осуществляемая на базе норм конституционного права.
В общей характеристике науки конституционного права важное
значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания.
Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный,
статистический, конкретно социологический. Исторический метод
познания расширяет свои границы. Наука конституционного права
должна заново осмыслить историю развития конституционного права
дооктябрьской России. Сравнительно-правовой метод исследования
заключается в анализе конституционно-правовых норм, регулирующих
однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это
важный инструмент в использовании положительного опыта,
накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных
моделей
конституционно-правового
регулирования.
Наука
конституционного права рассматривает саму отрасль как систему,
изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношения,
взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института.
Статистический метод помогает анализирует эффективность действия
конституционно-правовых норм, их влияние на общественные
процессы. Количественный фактор - важный показатель реальности
демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами.
Так, научный интерес имеют количественные показатели участия
избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с
избирателями и т.п.
Метод конкретно-социологических исследований используется
наукой конституционного права для изучения социальной и
политической сфер, в которых происходит реализация конституционноправовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на
развитие общественного мнения, определяющие поведенческие
установки граждан в отношении содержания тех или иных
конституционно-правовых норм.
1.8. Конституционное право Российской Федерации как учебная
дисциплина
Термин «конституционное право России» означает не только
отрасль, науку, но и соответствующую юридическую дисциплину,
соответствующий
учебный
курс,
представляющий
собой
систематизированное изложение важнейших положений науки
конституционного права в ходе учебного процесса.
Конституционное право России является одной из основных
отраслей системы права Российской Федерации, поэтому, независимо от
получения специальности, его изучение должно быть обязательным в
системе высшего юридического образования.
Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется
значением и ценностью тех общественных отношений, которые
закрепляются и регулируются нормами конституционного права.
Изучение конституционного права России позволяет получить знания о
базовых, основополагающих отношениях в политической, социальноэкономической и иных сферах жизни общества. Преподавание курса
«Конституционное право России» опирается на знания, полученные при
изучении общей теории права, истории государства и права и других
учебных дисциплин. В свою очередь, знания в области
конституционного права способствуют усвоению знаний в области
политологии, экономики. Предметом учебного курса российского
конституционного права является изучение основ конституционного
строя, основ правового положения человека и гражданина,
федеративного устройства России, основ организации деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления.
Поэтому нет необходимости убеждать, что юристу нужно знать
основные положения Конституции Российской Федерации, основные
права, свободы и обязанности граждан для успешной их защиты,
систему органов государственной власти, их компетенцию, а также
разбираться в других вопросах, которые составляют предмет
конституционного права России.