Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Тверь 2009
________________________________________________________________________________________________
Раздел 1. Предмет и задачи курса
Тематические вопросы: Определение эконометрики.
экономическая теория. Эконометрика и статистика.
экономико-математические методы. Области применения
моделей. Методологические вопросы построения
моделей: обзор используемых методов.
Эконометрика и
Эконометрика и
эконометрических
эконометрических
1.1.Цель и задачи курса........................................................................1
1.2.Предмет курса: основные понятия и методы эконометрических
исследований.......................................................................................3
1.1. Цель и задачи курса
Дисциплина "Эконометрика" позиционируется в рамках дисциплин
естественнонаучного цикла. Миссия дисциплины заключается в повышении
общепрофессионального
кругозора
специалиста
в
области
эконометрического инструментария для анализа экономических процессов.
Общая
цель
изучения
дисциплины –
овладение
основными
статистическими и эконометрическими методами в экономических
исследованиях. Изучение эконометрики имеет целями: овладение
совокупностью
математических
методов,
используемых
для
количественной оценки экономических явлений и процессов; обучение
эконометрическому
моделированию,
т.е.
построению
экономикоматематических моделей, параметры которых оцениваются средствами
математической
статистики;
обучение
эмпирическому
выводу
экономических законов; подготовку к прикладным исследованиям в
области экономики.
Задачи преподавания эконометрики состоят в том, чтобы показать
сущность
эконометрики
как
науки,
позиционирующейся
между
экономикой, статистикой и математикой; научить студентов использовать
данные или наблюдения для построения количественных зависимостей для
экономических соотношений, для выявления связей, закономерностей и
тенденций развития экономических явлений; выработать у студентов
умение
формировать
экономические
модели,
основываясь
на
экономической теории или на эмпирических данных, оценивать
неизвестные параметры в этих моделях, делать прогнозы и оценивать их
точность,
давать
рекомендации
по
экономической
политике
и
хозяйственной деятельности.
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Раздел 1. Предмет и задачи курса
________________________________________________________________________________________________
В соответствие с Государственным стандартом образования РФ,
дисциплина является компонентой естественнонаучного цикла «Общие
математические
и
естественнонаучные
дисциплины»
(«ЕН.Ф.05.
Эконометрика»).
Эконометрика
взаимосвязана
с
дисциплинами,
изучающими экономическую теорию, статистические и экономикоматематические методы исследовательской деятельности:
•
эконометрика вносит эмпирическое содержание в экономическую
теорию (экономическая теория как предмет исследования),
•
экономическая
статистика
выступает
информационного обеспечения эконометрики,
•
математическая
статистика
представляет
инструментарий,
связанный с регрессионным анализом, построением и анализом
моделей временных рядов и систем одновременных уравнений,
•
математическая экономика выступает как инструментарий
математической
формализации
взаимосвязей
между
экономическими переменными.
как
элемент
Так,
согласно
учебному
плану,
дисциплина
«Эконометрика»
базируется и дополняет практические аспекты исследовательской
деятельности, изучаемой в рамках дисциплин «Экономическая теория»,
«Математика», «Статистика».
Эконометрика, наряду с макро- и микроэкономикой, является
фундаментальной
дисциплиной
современного
экономического
образования. Знания, полученные при ее изучении, будут использованы в
процессе
дальнейшей
подготовки
студентов
по
специальностям
экономического направления.
В результате изучения данной дисциплины студент должен: иметь
представление о месте и роли эконометрики в современной системе
экономического образования; уметь выявлять причинную зависимость
(корреляционную и функциональную); уметь определять основные
наиболее важные признаки статистических совокупностей; уметь
всесторонне исследовать связи между явлениями путем неизолированного
изучения отдельного явления; отбирать из совокупности наиболее
значимые свойства и причины.
Эффективное применение эконометрических методов для оценки
взаимосвязей между социально-экономическими явлениями и разработки
прогнозов и экономических гипотез зависит от знания сущности метода и
его возможностей в оценке информации. При исследовании взаимосвязей
между результативными показателями и различными объясняющими
факторами
учитывается
и
то,
что
их
зависимость
вызвана
взаимосвязанным влиянием одних явлений на другие, поэтому необходимо
владение основными методами для оценки взаимосвязей и зависимостей
регрессионным и корреляционным анализом. Так, предполагается, что
студент, приступающий к изучению эконометрики, знаком с курсами
линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, а
2
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Раздел 1. Предмет и задачи курса
________________________________________________________________________________________________
также владеет математическим анализом в пределах
вузовского курса для экономических специальностей.
стандартного
1.2. Предмет курса: основные понятия и методы эконометрических
исследований
◊Эконометрика — наука о применении статистических и математических
методов
в
экономическом
анализе
для
проверки
правильности
экономических теоретических моделей и способов решения экономических
проблем.
◊Эконометрика —
это
самостоятельная
научная
дисциплина,
объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов
и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе экономической
теории,
экономической
статистики,
математико-статистического
инструментария придать конкретное количественное выражение общим
качественным закономерностям, обусловленным экономической теорией.
Взаимосвязь эконометрики с экономической теорией, статистикой и
экономико-математическими методами:
•
эконометрика вносит эмпирическое содержание в экономическую
теорию (экономическая теория как предмет исследования),
•
экономическая статистика как элемент
информационного
обеспечения эконометрики (выбор необходимых статистических
показателей и обоснование способа их измерения, определение
плана статистического обследования и т.д.),
•
математическая
статистика
представляет
инструментарий,
связанный с регрессионным анализом (классическая модель
регрессии и классический метод наименьших квадратов,
обобщенная модель регрессии и обобщенный метод наименьших
квадратов), построением и анализом моделей временных рядов и
систем одновременных уравнений,
•
математическая экономика как инструментарий математической
формализации
взаимосвязей
между
экономическими
переменными (НО эконометрические модели основываются на
эмпирических данных).
3
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Раздел 1. Предмет и задачи курса
________________________________________________________________________________________________
Количествен
ные аспекты
экономичес
ких явлений
Методы
сбора и
обработки
экономичес
ких данных
Экономическая
теория
Экономикоматематичес
кие модели
Математическая
экономика
Эконометрика
Экономическая
статистика
Инструмента
рий
моделирова
ния
Математическая
статистика
Области применения эконометрических моделей напрямую связаны с
целями эконометрического моделирования, основными из которых
являются:
•
прогноз экономических и социально-экономических показателей,
характеризующих состояние и развитие анализируемой системы;
•
имитация
различных
возможных
сценариев
экономического развития анализируемой системы.
социально-
Основной целью эконометрики является модельное описание
конкретных
количественных
взаимосвязей,
обусловленных
общими
качественными закономерностями, изученными в экономической теории.
Задачи эконометрики:
•
построение эконометрических моделей, т. е. представление
экономических моделей в математической форме, удобной для
проведения эмпирического анализа (задача спецификации),
•
оценка параметров построенной модели, делающих выбранную
модель наиболее адекватной реальным данным (задача
параметризации),
•
проверка качества найденных параметров
модели в целом (задача верификации),
•
использование построенных моделей для объяснения поведения
исследуемых экономических показателей, прогнозирования и
предсказания,
а
также
для
осмысленного
проведения
экономической политики.
4
модели
и
самой
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Раздел 1. Предмет и задачи курса
________________________________________________________________________________________________
Методологические вопросы эконометрических исследований. В любой
эконометрической модели, в зависимости от конечных прикладных целей
ее использования все участвующие в ней переменные подразделяются на:
•
экзогенные переменные, задаваемые извне, автономно,
определенной степени управляемые (планируемые);
•
эндогенные переменные, значения которых формируются в
процессе и внутри функционирования анализируемой социальноэкономической
системы
под
воздействием
экзогенных
переменных и во взаимодействии друг с другом, являются
предметом объяснения в эконометрической модели;
•
предопределенные переменные выступают в роли фактороваргументов или объясняющих переменных;
•
лаговые
эндогенные
переменные
входят
в
уравнения
анализируемой эконометрической системы, но измерены в
прошлые моменты, а следовательно, являются уже известными,
заданными.
в
Эконометрическая модель служит для объяснения поведения
эндогенных переменных в зависимости от значений экзогенных и лаговых
эндогенных переменных.
5
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Раздел 1. Предмет и задачи курса
________________________________________________________________________________________________
Типы эконометрических моделей:
1. Регрессионные модели с одним уравнением.
В
таких
моделях
зависимая
представляется в виде функции
(объясняемая)
переменная
у
y = f(x,b) = f(x1,...,xk,b1,...,bk),
где х,,х2,...,хк - независимые (объясняющие) переменные, b1,...,b к параметры. В зависимости от вида функции f(х,b) модели делятся на
линейные и нелинейные.
2. Модели временных рядов.
К этому классу относятся модели:
• тренда: y(t) = T(t) + et,
где t - время, T(t) - временной тренд заданного параметрического вида
(например, линейый T(t) = a + bt), et - случайная (стохастическая)
компонента;
• сезонности: y(t) = S(t) + et,
где S(t) - периодическая (сезонная)
(стохастическая) компонента.
компонента,
et
-
случайная
• тренда и сезонности: у(t) = T(t) + S(t) + et (аддитивная) или
у(t) = T(t)S(t)+ et (мультипликативная),
где T(t) - временной тренд заданного параметрического вида, S(t) периодическая (сезонная) компонента, et - случайная (стохастическая)
компонента.
3. Системы одновременных уравнений.
Модели описываются системами уравнений. Системы могут состоять из
тождеств и регрессионных уравнений, каждое из которых, кроме
объясняющих переменных, может включать в себя объясняемые
переменные из других уравнений системы:
Y1=b1y2+a1x1+e1
Y2=b2y1+a2x2+e2
6
Конспект лекций по дисциплине «Эконометрика» для студентов специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Составитель: Коновалова А.С.
Раздел 1. Предмет и задачи курса
________________________________________________________________________________________________
Данные для эконометрического моделирования:
1. Пространственная выборка, или данные поперечного среза: данные
регистрируются на разных объектах по разным переменным в определенный
период времени.
Результаты регистрации значений переменных (х1, х2,..., хр) на n
статистически обследованных объектах. Так что если i - номер
обследованного объекта, то имеющиеся исходные статистические данные
состоят из n строк вида (xi1, xi2,..., xip), i = 1…n, где xij - значение j
переменной, зарегистрированное на i обследованном объекте. То есть
данные могут быть представлены в виде матрицы n х р:
Такие данные не имеют временного параметра и порядок их следования не
существенен.
Пример: финансовые показатели работы предприятий за истекший год.
2. Временн’ая выборка, или временные ряды данных, или данные
продольного среза: данные регистрируются на одном и том же объекте, но в
разные периоды времени.
Тогда аналогом i будет номер периода времени, к которому привязаны
соответствующие данные, а n будет общим числом периодов времени.
Для таких
переменных.
данных
существенен
порядок
следования
значений
Пример: финансовые показатели предприятия за последние несколько лет.
3. Панельные данные, или пространственно-временная выборка:
данные регистрируются по каждому из n объектов в течение Т периодов
времени. То есть последовательность матриц вида X, отнесенных к
моментам времени 1,2,...,Т:
Данные сочетают в себе свойства как временных рядов, так и данных
поперечного сечения. Как правило, значение Т мало.
Пример: показатели социально-экономического состояния домохозяйств за
три года.
7