Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет и метод финансового анализа. Методика финансового анализа

  • 👀 4303 просмотра
  • 📌 4240 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет и метод финансового анализа. Методика финансового анализа» pdf
1 Тема 1. Предмет и метод финансового анализа. Методика финансового анализа Финансовый анализ – это исследовательский и оценочный процесс, главная цель которого это выработка наиболее достоверных предположений и прогнозов о будущих финансовых условиях функционирования предприятия. В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния компании на основе его бухгалтерской отчетности. Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения; выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение организации на рынке капиталов. Главная цель финансового анализа – это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Чтобы выводы по результатам финансового анализа обеспечивали правильное понимание внутренних связей, взаимозависимости и причин возникновения многообразных факторов, специалисту необходимо глубоко знать общие методологические принципы анализа, важнейшие из которых взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов и их развитие и др. В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:  на основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции укрепления финансового состояния предприятия;  составить прогноз возможных финансовых результатов, рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств, разработать модель финансового положения при различных вариантах использования ресурсов;  разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового положения предприятия и его платежеспособности. Под предметом финансового анализа необходимо понимать динамику финансовых показателей и причины их изменения, влияние изменения финансовых показателей друг на друга и на финансовое состояние предприятия в целом. Объектом финансового анализа являются финансовая деятельность и финансовые операции предприятий и организаций, осуществляющих финансовые расчеты. Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний. В основе данной классификации лежит разделение пользователей 2 финансовой информации на две большие группы – внутренние и внешние – в интересах которых проводится анализ. К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй – те, кто использует экономическую информацию в профессиональных целях. Для собственников предпочтительной целью финансового анализа является оценка эффективности деятельности организации, интересы собственников заключаются в получении дохода на капитал, финансовой устойчивости компании. Соответственно для администрации компании цель – получение максимальной информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия соответствующих управленческих решений, что определяет их интересы как пользователей результатами экономического анализа. Для кредиторов цель проведения финансового анализа состоит в определении ликвидности, платежеспособности и возможности организации сформировать положительный чистый поток денежных средств с целью оценки потенциала компании но платежам за кредит, своевременного возврата заемных средств в срок и полностью. Партнеров по хозяйственной деятельности (поставщики и покупатели продукции) интересует платежеспособность и устойчивая конкурентоспособность организации, что определяет положение компании на рынке. Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе. Внутренний финансовый анализ проводится работниками самой организации. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. Он ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора – с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать (табл. 1). 3 Таблица 1 – Различия между внешним и внутренним финансовым анализом Признак Внешний анализ Внутренний анализ Оценка финансового Улучшение финансового Цель состояния (проблема состояния выбора) Любая информация, Исходные Открытая (стандартная) необходимая для решения данные бухгалтерская отчетность поставленной задачи Любая, соответствующая Методика Стандартная решению поставленной задачи Сравнение с другими Выявление причинно– Акцент Организациями следственных связей Предприятие, его Объект структурные подразделения, Организация в целом исследования направления деятельности, виды продукции Роль финансового анализа в принятии управленческих решений В результате экономического анализа повышается обоснованность составления бизнес–планов и нормативов, определяется экономическая эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявляются и измеряются внутренние резервы, осуществляется контроль выполнения и оптимизация хозяйственных решений. Оперативный анализ играет ведущую роль при проверке исполнения принятых решений. Принятие тактических управленческих решений делает необходимым постоянный анализ различных вариантов экономических параметров. Анализ используется как инструмент предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов. Выбор наилучшего варианта хозяйственного развития неразрывно связан с текущим и прогнозным экономическим анализом и основывается на экономико–математическом моделировании, системном анализе эффективности. Экономический анализ – важный элемент в системе управления финансами для прогнозирования финансовых условий и результатов, оценки финансового состояния предприятия, эффективности функционирования его финансовой системы, которая представляет собой совокупность финансовых отношений организации. Для оценки финансовых отношений все пользователи финансовой отчетности используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. С целью управления финансами рассматриваются три взаимосвязанных блока:  анализ финансовых результатов деятельности организации; 4  анализ финансового состояния организации;  анализ эффективности финансово–хозяйственной деятельности организации. Эта оценка является базовой в системе и последовательности аналитических процедур:  рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия;  выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и расчеты возможных изменений показателя при модификации того или иного фактора;  прогнозирование необходимой величины показателя на перспективу и установление способов достижения этой величины;  выявление взаимозависимости показателей финансового состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности организации;  обоснование гипотез развития финансового состояния при изменении условий деятельности предприятия. Решение взаимосвязанных аналитических задач обеспечивает основные функции управления финансами. Информационной базой для проведения финансового анализа служит вся информационная система предприятия, которая включает в себя: 1. Статистическую отчетность; 2. Финансовую отчетность; 3. Внутренние документы предприятия; 4. Бухгалтерские регистры; 5. Первичные бухгалтерские документы; 6. Учредительные документы; 7. Плановую документацию; 8. Пояснительную записку к годовому бухгалтерскому отчету. Наиболее часто при проведении финансового анализа используют следующие методы: 1. Горизонтальный анализ. 2. Вертикальный анализ. 3. Трендовый метод. 4. Метод коэффициентов. 5. Метод цепных подстановок. 6. Методы абсолютных и относительных разниц. 7. Интегральный метод. 8. Балансовый метод. Первые четыре метода относятся к группе методов традиционного анализа, т.е. всегда используются при осуществлении экономических и аналитических расчетов. Последние четыре метода являются методами факторного анализа и используются в аналитических расчетах для выявления количественного 5 влияния отдельных факторов (причин) на изменение того или иного показателя. Кроме того, при проведении финансового анализа используют методы математического моделирования и программирования, методы научного прогнозирования, методы коллективного творчества, графические методы, а также вспомогательные приемы, при помощи которых осуществляется подготовка технико–экономических и финансовых показателей к обработке теми или иными методами. Горизонтальный анализ (метод аналитических сравнений) Аналитические сравнения – это один из основных методов выявления и оценки изменений технико–экономических показателей (ТЭП) в динамике. При проведении финансового анализа используются следующие виды сравнений: 1. Сравнение с планом или нормативом. Такое сравнение обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий или за соблюдением нормативов. 2. Сравнение со средними или лучшими показателями по отрасли или между предприятиями. Такое сравнение позволяет установить рейтинг предприятия, его место в системе предприятий отрасли, а также положение по отношению к средним данным по отрасли. 3. Сравнение показателей за два последних года работы предприятия. Такое сравнение позволяет оценить уровень ТЭП и финансовых показателей по отношению к прошлому периоду и заметить положительные или отрицательные направления в их изменении. Используя этот вид сравнения, мы еще не можем установить тенденции изменения показателей, но можем их предвидеть и принимать соответствующие меры по предотвращению развития негативных тенденций. 4. Сравнение фактических показателей за несколько лет работы предприятия. Такое сравнение в настоящее время выделено в самостоятельный метод, т.к. оно позволяет определить тенденции в изменении показателей, а, следовательно, и в деятельности предприятия. Его назвали трендовым методом. Используя метод горизонтального анализа, необходимо помнить, что сравнивать можно только сопоставимые показатели. В период инфляции показатели, характеризующие финансово–хозяйственную деятельность, могут быть несопоставимыми между собой из–за влияния внешнего фактора изменения цен. Для того чтобы привести показатели в сопоставимый вид, необходимо избавиться от инфляционной надбавки к цене. I. Корректировка показателей при помощи индекса объема II. Пересчет показателей в цены одного года III. Пересчет фактических и базисных показателей, рассчитанных в натуральном выражении, в цены года, наиболее благоприятного для деятельности предприятия. Вертикальный (структурный) анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В 6 процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. При помощи вертикального анализа можно характеризовать структуру сложного показателя в различные периоды времени, а также прогнозировать её изменение. При обосновании выводов особое внимание обращают на структуру показателей в базисном и отчетном периодах и её изменение, которое характеризуется изменением её составных элементов. Таким образом, обоснование выводов строится на основе относительных величин, которыми являются удельные веса частных показателей. Относительные величины не подвержены инфляции, т. к. рассчитываются на основе абсолютных показателей за один и тот же период времени. Наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа: 1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес оборотных и внеоборотных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав внеоборотных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля и другие. Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия. 2. Структурный анализ капитала предприятия. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко– и долгосрочный привлеченный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам. Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в других случаях. 3. Структурный анализ денежных потоков. В процессе этого анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; в составе каждого из этих видов денежного потока более глубоко структуризируется поступление и расходование денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным его элементам. Трендовый метод – основан на сравнении финансово–экономических показателей за ряд лет работы организации, показатели необходимо сравнивать не менее чем за 3 года. Трендовый метод позволяет выявить тенденции в изменении анализируемых показателей. При изучении изменений показателей в динамике выделяют 3 вида тенденции: 1. Тенденция роста. 2. Тенденция снижения. 3. Кризисная тенденция. В большинстве случаев тенденции роста оцениваются положительно, а тенденции к снижению оценивается отрицательно. Анализ трендовым методом 7 предполагает расчет базисных и цепных изменений анализируемых показателей. При расчете базисных относительных изменений за базу сравнения принимают показатели первого года, их берут за 100%, все показатели последующих лет сравнивают с показателями базисного года. При расчете цепных относительных изменений показатель последующего года делят на показатель предыдущего года. При осуществлении расчетов трендовым методом рекомендуется также рассчитывать средние темпы роста (прироста) показателей, их расчет можно производить и заносить сразу в таблицу, а можно и после таблицы при написании выводов. Анализ коэффициентов – это измерение соотношения между двумя отдельными показателями и сопоставление их в динамике. При проведении финансового анализа используют множество различных коэффициентов, характеризующих ту или иную сторону деятельности предприятия. Выделяют шесть основных групп коэффициентов: 1. Коэффициенты, характеризующие структуру имущества предприятия. 2. Коэффициенты, характеризующие структуру источников формирования имущества предприятия. 3. Коэффициенты, характеризующие взаимосвязи между капиталом предприятия и имуществом, приобретенным на этот капитал. 4. Коэффициенты, характеризующие результаты финансово– хозяйственной деятельности. 5. Коэффициенты, характеризующие информацию о рынке. 6. Коэффициенты, характеризующие деловую активность предприятия и эффективность использования его ресурсов. Для осуществления аналитических процедур с различными коэффициентами применяют метод горизонтального анализа, т.е. сравнивают значения тех или иных коэффициентов между собой в динамике, а также с нормативами, установленными в стране или по отрасли. Для того чтобы оценили финансово–хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние при помощи финансовых коэффициентов, необходимо знать, что все предприятия, в зависимости от финансового положения, разделяют на три группы: I группа: Стабильно устойчивое финансовое состояние. Предприятия, принадлежащие к этой группе, считаются полностью кредито– и платежеспособными и кредитуются банками на выгодных условиях. Кроме того, за право предоставления кредита такому предприятию между банками идет конкурентная борьба. II группа: Предприятия, финансовое состояние которых не является стабильно устойчивым, но является нормальным. Такие предприятия кредитуются банками на общих условиях. III группа: Предприятия, имеющие неудовлетворительное финансовое состояние. Банки с такими предприятиями стараются не работать, так как у них ярко 8 выражена необеспеченность кредитов, низкая рентабельность работы. Наиболее универсальным методом является метод цепных подстановок, который используется для расчета влияния факторов во всех типах факторных моделей. Метод цепных подстановок используется для того, чтобы выявить, какие факторы влияли на анализируемый показатель и из всех действующих факторов выделить основные, имеющие решающее влияние на изменение показателя. Сущность метода заключается в том, чтобы, определяя действие одного фактора, другие факторы принимать как неизменные. Для этого в расчетах последовательно заменяют частные плановые (базовые) показатели отчетными (фактическими). Полученные результаты сравнивают с имеющимися предыдущими данными. Разность показывает размер влияния данного фактора на изменение совокупного показателя. В общем виде применение метода цепных постановок можно описать следующим образом: y0 = a0 х b0 х c0; ya = a1 х b0 х c0; yb = a1 х b1х c0; y1 = a1 х b1 х c1; где a0, b0, c0 – базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у; a1, b1, c1 – фактические значения факторов; ya, yb, – промежуточные (условные) изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно. Общее изменение Δу = у1 – у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов: Δy = Δya + Δyb + Δyc; Δya = ya – y0; Δyb = yb – ya; Δyc = y1 – yb. Пример применения метода цепных подстановок. Проанализировать влияние на валовый объем производства количества работников и их выработки способом цепных подстановок. Исходные данные представлены в таблице 2. Таблица 2 – Исходные данные для анализа методом цепных подстановок БазисИзменение Условное Фактичесное Показатель обозначекое Относизначен Абсолютное ние значение тельное, % ие Объем валовой ВП 2920 3400 +480 16,40 продукции, тыс. руб. Среднесписочная численность ЧР 20 25 +5 25,00 персонала, чел. 9 Окончание таблицы 2 Показатель Условное обозначение Базисное значен ие Фактическое значение Среднегодовая выработка продукции одним работником, тыс. руб. ГВ 146 136 Изменение Абсолютное Относительное, % –10 –6,85 Решение. Зависимость объема производства продукции от данных факторов можно описать с помощью двухфакторной мультипликативной модели: ВП = ЧР х ГВ. Алгоритм расчета способом цепной подстановки таков:  ВП0 = ЧР0 х ГВ0 = 20 х146 = 2920 тыс. руб.  Тогда влияние изменения численности персонала на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле: ВПусл1 = ЧР1 х ГВ0 = 25 х146 = 3650 тыс. руб., ΔВПусл1 = ВПусл1 – ВП0 = 3650 – 2920 = 730 тыс. руб.  Далее определим влияние изменения выработки продукции одним работником на обобщающий показатель: ВП1 = ЧР1 х ГВ1 = 25 х136 = 3400 тыс. руб., ΔВПусл2 = ВП1 – ВПусл1 = 3400 – 3650 = – 250 тыс. руб.  Суммарное влияние двух факторов определим по формуле: ΔВП = ΔВПусл1+ ΔВПусл2 = 730 + (–250) = 480 тыс. руб. – значение совпадает с табличным и подтверждает правильность расчетов. Вывод. Таким образом, на изменение объема производства продукции положительное влияние оказало увеличение на 5 человек численности персонала, что вызвало увеличение объема производства на 730 тыс. руб., и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема производства на 480 тыс. руб. Необходимо отметить, что, несмотря на универсальность применения и простоту расчетов, метод цепных подстановок имеет следующий недостаток: в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют правила, определяющие последовательность подстановки:  при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается влияние количественных факторов; 10 если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, то сначала рассматривается влияние факторов первого уровня подчинения, а затем более низкого.  Методы абсолютных и относительных разниц. Метод абсолютных разниц – с его помощью производят расчет влияния факторов для мультипликативных моделей и моделей смешанного типа: Y=(a– b)c, Y=a(b–c). В общем виде применение способа абсолютных разниц можно описать следующим образом: y0 = a0 х b0 х c0; Δya = Δa х b0 х c0; Δyb = a1хΔbх c0; Δyс = a1 х b1х Δс; y1 = a1 х b1 х c1; где a0, b0, c0 – базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у; a1, b1, c1 – фактические значения факторов; Δa=a1–a0, Δb=b1–b0, Δc=c1–c0, – абсолютные изменения (отклонение факта от базы или плана) факторов а, b, с соответственно. Общее изменение Δу = у1 – у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора: Δy = Δya + Δyb + Δyc. Пример применения метода абсолютных разниц. Проанализировать влияние на валовый объем производства количества работников, количества отработанных дней одним работником и их выработки методом абсолютных разниц. Исходные данные представлены в таблице 3. Таблица 3 – Исходные данные для анализа методом абсолютных разниц Условное Базисное Фактическое Абсолютное Показатель обозначение значение значение изменение Объем валовой ВП 2920 3380 +460 продукции, тыс. руб. Среднесписочная численность ЧР 20 25 +5 персонала, чел. Количество отработанных дней Д 200 208 +8 одним работником за год Среднедневная выработка продукции ДВ 0,73 0,65 –0,08 одним работником, тыс. руб. 11 Решение. Зависимость объема производства продукции от данных факторов можно описать с помощью трехфакторной мультипликативной модели: ВП = ЧР х Д х ДВ. Алгоритм расчета способом абсолютных разниц: ВП0 = ЧР0 х Д0 х ДВ0 = 20х200х0,73 = 2920 тыс. руб. Влияние изменения количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле: ΔВП(ЧР) = (ЧР1–ЧР2) х Д0 х ДВ0 = (25–20) х 200 х 0,73 = 730 тыс. руб. Влияние изменения количества отработанных дней одним работником на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле: ΔВП(Д) = ЧР1 х (Д1–Д0) х ДВ0 = 25х(208–200) х 0,73 = 146 тыс. руб. Влияние изменения величины среднедневной выработки на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле: ΔВП(ДВ) = ЧР1 х Д1 х (ДВ1–ДВ0) = 25 х 208 х (0,65–0,73) = –416 тыс. руб. Суммарное влияние трех факторов определим по формуле: ΔВП = ΔВП(ЧР) + ΔВП(Д) + ΔВП(ДВ) = 730+146+(–416) = 460 тыс. руб. – значение совпадает с табличным и подтверждает правильность расчетов. Вывод. Таким образом, на изменение объема производства продукции положительное влияние оказало увеличение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема производства на 730 тыс. руб. и увеличение количества отработанных дней на 8 каждым работником, что вызвало увеличение объема производства на 146 тыс. руб. Отрицательное влияние оказало снижение среднедневной выработки на 80 руб., что вызвало снижение объема производства на 416 тыс. руб. Суммарное влияние трех факторов привело к увеличению объема производства на 460 тыс. руб. Метод относительных (процентных) разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в тех моделях, где взаимодействие факторов выражено произведением, т.е. в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов. Для мультипликативных моделей типа y = а х b х с методика анализа следующая.  Находят относительное отклонение каждого факторного показателя: Δа% = ((а1–а0)/а0)х100%; Δb% = ((b1– b0)/ b0)х100%; Δс% = ((с1–с0)/с0)х100%;  Определяют отклонение результативного показателя за счет каждого фактора: Δуа = (у0хΔа%)/100; Δуb = ((у0+ Δуа) х Δb%)/100; Δус = ((у0+Δуа+ Δуb) х Δс%)/100; где a0, b0, c0 – базисные (плановые) значения факторов, оказывающих влияние на результативный показатель; a1, b1, c1 – фактические значения факторов; 12 Общее изменение Δу = у1 – у0 складывается из суммы изменений результативного показателя за счет изменения каждого фактора: Δy = Δya + Δyb + Δyc. Т.е. в методе относительных разниц используется прием нарастающего итога. Расчет влияния первого фактора производят умножением базисной величины результативного показателя на относительный прирост первого фактора, выраженного либо в виде дроби, либо в виде процентов. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базисной величине результативного показателя прибавить его изменение за счет первого фактора и полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора. Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базисной величине результативного показателя прибавляют его прирост за счет первого и второго факторов и результат умножают на относительный прирост третьего фактора и т.д. Несмотря на ограниченность использования этого метода, у него есть следующее преимущество: метод относительных разниц удобно применять тогда, когда требуется рассчитать влияние большого числа факторов (8–10 и более). При этом значительно сокращается количество вычислительных процедур. Порядок применения метода относительных (процентных) разниц рассмотрим на следующем примере. Проанализировать влияние на валовый объем производства количества работников, количества отработанных дней одним работником и их выработки способом относительных разниц. Исходные данные представлены в таблице 4.  Таблица 4 – Исходные данные для анализа методом относительных разниц Условное Базисное Фактическое Абсолютное Показатель обозначение значение значение изменение Объем валовой продукции, тыс. руб. ВП 2920 3380 +460 Среднесписочная численность персонала, чел. ЧР 20 25 +5 Количество отработанных дней одним работником за год Д 200 208 +8 Среднедневная выработка продукции одним работником, тыс. руб. ДВ 0,73 0,65 –0,08 Решение. Зависимость объема производства продукции от данных факторов выражается трехфакторной мультипликативной моделью: ВП = ЧР х Д х ДВ. 13 Алгоритм расчета способом относительных разниц таков:  Определяем относительные отклонения рассматриваемых факторов: ΔЧР% = ((ЧР1–ЧР0) / ЧР0) х 100% = ((25–20)/20) х 100% = 25%; ΔД% = ((Д1–Д0) / Д0) х 100% = ((208–200)/200) х 100% = 4%; ΔДВ% = ((ДВ1–ДВ0) / ДВ0) х 100% = ((0,65–0,73)/0,73) х 100% = – 10,96%;  Рассчитаем влияние каждого фактора на валовый объем производства: ΔВП(ЧР) = ВП0 х ΔЧР% / 100 = 2920 х 25 / 100 = 730 тыс. руб. – влияние изменения количества работников; ΔВП(Д) = (ВП0+ΔВП(ЧР))х ΔД%/100 = (2920+730) х 4 / 100 = 146 тыс. руб. – влияние изменения количества отработанных дней одним работником; ΔВП(ДВ) = (ВП0+ΔВП(ЧР)+ΔВП(Д)) х ΔДВ% / 100 = (2920+730+146) х (–10,96)/100 = –416,04 ≈ –416 тыс. руб. – влияние изменения величины среднедневной выработки продукции одним работником;  Суммарное влияние трех факторов определим по формуле: ΔВП = ΔВП(ЧР) + ΔВП(Д) + ΔВП(ДВ) = 730+146+(–416) = 460 тыс. руб. – значение совпадает с табличным и подтверждает правильность расчетов. Вывод. Таким образом, на изменение объема производства продукции положительное влияние оказало увеличение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема производства на 730 тыс. руб. и увеличение количества отработанных дней на 8 каждым работником, что вызвало увеличение объема производства на 146 тыс. руб. Отрицательное влияние оказало снижение среднедневной выработки на 80 руб., что вызвало снижение объема производства на 416 тыс. руб. Суммарное влияние трех факторов привело к увеличению объема производства на 460 тыс. руб. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер – применяется для измерения влияния факторов в любых моделях. Использование этого метода позволяет получить более точные результаты по сравнению с остальными выше названными методами, поскольку дополнительный прирост результативного показателя от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, а делится поровну между ними. Алгоритмы расчетов влияния факторов для различных моделей, приводимые в специальной литературе:  Мультипликативная модель вида f = xхy: Δf(x) = Δx х y0 + ½ΔxхΔy, или Δf(x) = ½Δx (y0 + y1); Δf(y) = Δy х x0 + ½ΔxхΔy, или Δf(y) = ½Δy (x0 + x1); где x0, y0 – базисные (плановые) значения факторов, оказывающих влияние на результативный показатель; x1, y1 – фактические значения факторов; Δx = x1–x0, Δy = y1–y0 – абсолютные изменения (отклонения) факторов х, у соответственно;  Мультипликативная модель вида f = xхyхz: Δf(x) = ½Δx (y0 х z1 + y1 х z0) + ⅓Δx х Δy х Δz; Δf(y) = ½Δy (x0 х z1 + x1 х z0) + ⅓Δx х Δy х Δz; Δf(z) = ½Δz (x0 х y1 + x1 х y0) + ⅓Δx х Δy х Δz; 14 Кратная модель вида f = x/y: Δf(x) = Δx/Δy х ln |y1/y0|; Δf(y) = Δf – Δf(x) = (f1–f0) – Δf(x);  Смешанная модель вида f = x/(y+z): Δf(x) = Δx/(Δy+Δz) х ln |(y1+z1)/(y0+z0)|; Δf(y) = (Δf – Δf(x))Δy / (Δy+Δz); f(z) = (Δf – Δf(x))Δz / (Δy+Δz). Пример применения интегрального метода. Проанализировать влияние на валовый объем производства количества работников и их выработки интегральным методом. Исходные данные представлены в таблице 5.  Таблица 5 – Исходные данные для анализа интегральным методом Базис– Изменение Условное Факти– ное Показатель обозначе– ческое Абсолют– Относи– зна– ние значение ное тельное, % чение Объем валовой продукции, тыс. ВП 2920 3400 +480 16,40 руб. Среднесписочная численность ЧР 20 25 +5 25,00 персонала, чел. Среднегодовая выработка продукции одним ГВ 146 136 –10 –6,85 работником, тыс. руб. Решение. Зависимость объема производства продукции от данных факторов можно описать с помощью двухфакторной мультипликативной модели: ВП = ЧР х ГВ. Алгоритм расчета влияния факторов интегральным способом таков:  ΔВП(ЧР) = ΔЧР х ГВ0+½ΔЧР х ΔГВ = 5 х 146+0,5 х 5 х (–10) = 705 тыс. руб. – влияние изменения численности персонала на объем производства;  ΔВП(ГВ) = ΔГВ х ЧР0+½ΔЧР х Δ(–10) = –10 х 20+0,5 х 5 х (–10) = – 225 тыс. руб. – влияние изменения среднегодовой выработки продукции одним работником на объем производства;  ΔВП = ΔВП(ЧР)+ ΔВП(ГВ) = 705 + (–225) = 480 тыс. руб. – суммарное влияние двух факторов. Балансовый метод. Балансовый метод на практике применяют для анализа показателей, характеризующих использование:  трудовых ресурсов – фонда рабочего времени, который измеряется в чел./ч или чел./дн; 15  товарных (материальных) ресурсов – запасов сырья, материалов, готовой продукции, товаров и др.;  финансовых ресурсов – стоимости имущества предприятия (организации) и источников его формирования. Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой – фактическое их наличие. При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени. Приведем примеры наиболее распространенных на практике балансовых моделей. Баланс товаров Отн.п + Т = То + Впр + Тотг + Отк.п, где Отн.пи Отк.п– остатки товаров на складе на начало и на конец анализируемого периода, тыс. р.; Т – поступление товаров от поставщиков по всем направлениям, тыс. р.; То – товарооборот за период, тыс. р.; Впр – прочее выбытие товаров по различным причинам (порча, списание, хищение, потери во время перевозок и т. д.); Тотг – товары отгруженные, но не оплаченные покупателями (при учете реализации по оплате), тыс. р. На рисунке 1 приведен пример баланса рабочего времени. Рисунок 1 – Баланс рабочего времени
«Предмет и метод финансового анализа. Методика финансового анализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 85 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot