Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, её значение в подготовке специалиста в системе социальной работы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема «Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, её значение в подготовке специалиста в системе социальной работы».
Социальная работа как форма деятельности
Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и сохранить жизнь.
Социальная работа является интегративным видом деятельности, объединяя в себе экономическую, политическую, правовую, культурную, психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности.
Эта деятельность, возникнув как общественное явление, развивалась как социальный институт, ставший объектом познания и существующий на различных уровнях - от обыденного до научно-теоретического.
Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая обстановка в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.
Почему её следует относить к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Социальный работник оказывает помощь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, а так как эта помощь может быть разноплановой, т. е. психологической, социальной, медицинской и т. д., это можно сравнивать с любыми другими видами деятельности.
Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность.
Особенности и характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.
Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.
Схематически это будет выглядеть так:
Цель
Субъект - Содержание - Средства - Управление - Объект
Функции
Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл.
Основным критерием, обосновывающим структуру, является её внутренняя логика, обеспечивающая соблюдение дидактических принципов систематичности и последовательности перехода от простого к сложному, от общего к частному и др.
Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.
Характер социальной работы как формы деятельности предполагает её реализацию на нескольких уровнях:
• первый - межгосударственный, на котором работают международные организации (ООН, ВОЗ, ВОКР, международные религиозные организации) и формируются программы и документы рекомендательной направленности (конвенции, декларации и т. д.);
• второй - государственный (федеральный), на котором работают все законодательные структуры государства, а также формируются государственные программы («Дети России», «Пожилой человек» и т. д.);
• третий - региональный - является исполнительно-законодательным, здесь исполняются законы государства, а также формируются нормативно-правовые документы с учётом особенностей регионов;
• четвертый - муниципальный, исполнительный, на котором работают все социальные службы (центры занятости, центры оказания помощи пожилым людям, интернаты инвалидов и т. д.).
На всех уровнях социальная работа осуществляется через функционирование целого ряда государственных и общественных организаций.
Социальная работа как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и др. и обеспечение социальной защиты для реализации собственных возможностей каждого человека гармоничной и полноценной жизнедеятельности.
Социальная работа как область научных исследований
Как и любая другая деятельность, социальная работа на определённом этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Результатом такого осмысления является знание, относящееся к области науки. Таким образом, социальная работа существует не только в виде профессии, но и в виде науки.
Социальная работа как профессия сложилась на основе исторических предпосылок, к которым относятся различные формы помощи нуждающимся. Важнейшей из этих предпосылок является благотворительная деятельность, представляющая собой бескорыстную помощь нуждающимся. С социальной работой её объединяет то, что они имеют общую альтруистическую установку. Будучи выражением душевной доброты, благотворительность была объявлена христианством богоугодным делом, поскольку она вытекала из сущности Бога, понимаемой как любовь ко всем людям. Человек, который не любит других людей, никогда не будет им безвозмездно помогать. Иными словами, душевная доброта является необходимым условием помощи нуждающимся. Однако то, является ли она достаточным условием такой помощи, менее очевидно.
Пока помощь нуждающимся совпадала по существу с благотворительностью, для неё было достаточно душевной доброты. Именно от такой доброты бедные люди отдавали свои последние гроши тем, кто были ещё беднее, а богатые тратили огромные средства на благотворительные цели. В течение многих столетий благотворительность играла ведущую роль в деле помощи нуждающимся, но к концу 19 в. стало очевидно, что её возможности ограничены. Социальные проблемы приобрели к тому времени такой размах, что справиться с ними смогли бы только люди, обладающие специальными знаниями. Овладевая такими знаниями, социальные работники становились профессионалами. Поэтому можно сказать, что становление социальной работы как профессии было в то же время становлением её как науки.
Социальная работа представляет собой единое целое, аспектами которого являются профессия и наука. Действительно, профессиональный подход к делу помощи нуждающимся предполагает использование знаний, получаемых наукой. Используемые в практике социальной работы, эти знания делают её более эффективной. С другой стороны, предметом социальной работы как науки является её практика, представляющая собой деятельность людей, которые занимаются профессиональной помощью нуждающимся. Таким образом, в социальной работе профессия и наука неразрывно связаны друг с другом.
Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой сперва занимались педагоги, психологи, медики и другие специалисты, стала затем особой профессией, получившей название социальной работы. Отражая интегральный характер профессиональной помощи нуждающимся, социальная работа как наука сложилась на стыке различных дисциплин. Иными словами, она явилась результатом междисциплинарных исследований.
Под междисциплинарными исследованиями имеется в виду форма организации науки, предусматривающая сотрудничество между представителями различных дисциплин в решении комплексных проблем. Междисциплинарные исследования предшествуют изменениям в системе организации труда, обеспечивающей производство знаний. Обращение к ним вызывается несоответствием между содержанием научных проблем и дисциплинарной организацией науки, под которой имеется в виду её членение на относительно самостоятельные дисциплины. Поэтому за их решение берутся в ряде смежных дисциплин, к которым они наиболее близки. Так начинается процесс, который приводит к созданию новой научной дисциплины.
Будучи результатом междисциплинарных исследований, социальная работа как наука сложилась благодаря усилиям психологов, медиков, педагогов, социологов, юристов, философов, а также представителей других областей знания, которые исследовали различные аспекты помощи нуждающимся. Так, психологов в этих исследованиях интересовали прежде всего проблемы человеческой личности, медиков - проблемы защиты здоровья людей, педагогов - проблемы их воспитания, социологов - проблемы социальной структуры общества, юристов - проблемы законодательной базы профессиональной помощи нуждающимся, а философов - её самые общие проблемы. Обусловленные мировоззренческим характером философского знания, эти последние проблемы касаются сущности, структуры, а также целей и средств социальной работы. Они образуют фундамент науки, получившей название социальной работы.
Рассматриваемая как область знания, социальная работа представляет собой науку, предметом которой является профессиональная помощь нуждающимся. Иными словами, в центре её внимания находится деятельность социальных работников. Для того чтобы она была эффективной, социальные работники должны разбираться в человеческих проблемах, а также владеть технологией их разрешения. Поэтому можно сказать, что социальная работа является наукой о человеческих проблемах и технологии их разрешения.
Становление социальной работы как науки происходило в период между двумя мировыми войнами, когда профессиональная помощь нуждающимся получала всё более широкое распространение в различных регионах мира. В настоящее время эта наука является довольно зрелой областью знания, имеющей вполне определённые задачи. Эти задачи могут быть сформулированы следующим образом: (1) разработка эффективных методов распознавания социальных проблем; (2) разработка моделей гуманизированной социальной среды, а также способов их практического осуществления; (3) разработка процедур экспертных социальных оценок; (4) анализ существующих форм и методов социальной работы; (5) разработка технологии разрешения социальных проблем; (6) проектирование организационных структур социальной работы.
Все науки подразделяются обычно на две группы - фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки имеют своей задачей познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и человеческого мышления. Непосредственной целью прикладных наук является применение их результатов для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Социальная работа является прикладной наукой, поскольку получаемые в ней результаты используются для решения практических задач. Эти задачи возникают в повседневной жизни людей, которые часто не могут справиться с ними без посторонней помощи. Направленная на человека с его проблемами, социальная работа принадлежит к числу гуманитарных наук. Она тесно связана с другими гуманитарными науками, прежде всего с социологией, психологией, правоведением, педагогикой и социальной медициной, которые сыграли важную роль в формировании её понятийного аппарата.
Методы эмпирических исследований в социальной работе
В методологии науки выделяют два вида исследований - эмпирические и теоретические. Под эмпирическими имеются в виду исследования, которые предполагают непосредственное взаимодействие с изучаемыми объектами. К ним относятся прежде всего наблюдение, измерение и эксперимент. Они тесно связаны между собой, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Проведение эксперимента предполагает наблюдение, результаты которого оцениваются обычно не только качественно, но и количественно, т. е. требуют применения измерительных процедур.
Наиболее распространённым эмпирическим методом, используемым в социальной работе, является наблюдение. Оно представляет собой метод сбора первичной социальной информации посредством регистрации исследователем происходящих событий, а также условий, в которых они имеют место. Будучи целенаправленным, наблюдение всегда структурировано жёсткой программой или планом. В первом случае оно называется формализованным, а во втором - неформализованным. Наблюдение называется включённым (или участвующим), если оно предполагает интеграцию исследователя в наблюдаемые события. Если наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события, то оно называется невключённым. Различают полевые наблюдения, протекающие в естественных условиях, и лабораторные, используемые чаще всего в психологических исследованиях, а также систематические, осуществляемые по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определённого времени, и несистематические, которые характеризуются кратковременностью. Преимуществом наблюдения является непосредственность впечатлений исследователя, а недостатком - невозможность гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Для устранения этого недостатка наблюдение применяется в сочетании с другим эмпирическим методом, называемым опросами.
Под опросами имеется в виду метод сбора первичной информации, представляющий собой обращение с вопросами к определённой группе людей. С помощью опросов получают как событийную (или фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. Существуют различные виды опросов: письменные и устные, очные и заочные, экспертные и массовые, а также выборочные и сплошные (в частности, референдумы). То, что метод опросов позволяет сравнительно быстро и дёшево получить информацию, способствует его популярности и даже отождествлению с ним эмпирических исследований вообще.
Измерение представляет собой метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном или стандартом. Наиболее широкое применение этот метод находит в технических науках, но в первой половине 20 в. он вошёл в употребление и в социальных исследованиях. Измерение в таких исследованиях представляет собой способ упорядочения социальной информации, при котором системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду фактов (например, денежных оценок труда, разрядов квалификации, успехов в обучении или спорте и т. д.). Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний.
Различают два вида измерений - прямые и косвенные. В отличие от первых, вторые имеют дело с объектами, которые удалены от нас или непосредственно не воспринимаются. Они осуществимы тогда, когда известна общая зависимость между величинами, которая позволяет вывести искомый результат из уже известных данных. Измерение предполагает наличие трёх элементов: исследуемого объекта, его свойства, а также инструмента, посредством которого над ним производится операция. О нём можно говорить только тогда, когда результатом объединения этих элементов является некоторое число.
Эксперимент представляет собой метод исследования, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Он осуществляется на основе теории, определяющей постановку его задач и интерпретацию получаемых в нём результатов. Возникнув в естествознании Нового времени, эксперимент получил философское осмысление в трудах Френсиса Бэкона. В современной науке используются различные виды эксперимента - качественный, имеющий своей целью установление наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления, измерительный, выявляющий количественную определённость какого-либо свойства объекта, мысленный, представляющий собой систему процедур, проводимых над идеализированными объектами, а также вычислительный, основанный на расчёте посредством компьютера вариантов математических моделей процесса и выбора из них наиболее оптимального.
С 20-х годов прошлого столетия развиваются социальные эксперименты, способствующие внедрению в жизнь новых форм организации и оптимизации управления обществом. Их содержание и процедуры обусловлены не только правовыми, но и моральными нормами, действующими в обществе. В современной науке осознана необходимость выработки чётких социальноэтических принципов эксперимента, а также строгого общественного контроля за их соблюдением.
Методы эмпирических исследований в социальной работе предназначены для регистрации и обобщения фактов с помощью понятий, которые вырабатываются в рамках теоретического анализа. Вместе с тем сведения, полученные с их помощью, составляют базу дальнейших теоретических обобщений, истинность которых проверяется социальной практикой, а также в новых эмпирических исследованиях, т. е. опытным путём. Так, устанавливаемые эмпирически тенденции отношения работников к изменениям условий и содержания труда предполагают их теоретическое обоснование, на основе которого фиксируются соответствующие социальные факты. Однако эти факты могут быть осмыслены в иных понятиях (например, как проявление отношения к инновациям), что даёт новый толчок эмпирическим исследованиям.
Предмет и объект исследования теории социальной работы.
Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.
Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе». Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов. Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии. Объект социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе.
В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:
1. макроуровень — социально-административный;
2. мезоуровень — групповой;
3. микроуровень — индивидуальный.
На микроуровне социальная работа строится на основе запросов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь социальная работа рассматривается в большей степени как практическая психосоциальная деятельность.
На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание проблемных групп населения. Данный уровень предполагает ее совмещение с территориальной социальной политикой, направленной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями.
На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целенаправленного влияния на формирование и реализацию социальной политики на всех уровнях (от муниципального до федерального) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализации социальных программ обеспечивается взаимодействием государственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.
На макроуровне социальная работа связана с социальным администрированием, с решением вопросов законодательного характера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важнейшими направлениями деятельности являются:
1. обеспечение должного уровня благосостояния населения;
2. развитие системы социального обслуживания;
3. профилактика социальных отклонений и патологий;
4. проведение социально-политических акций, направленных на регулирование общественных отношений в ситуациях социальной напряженности.
Условием действенного влияния социальных служб на общественные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализации профилактических мер по их предупреждению.