Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, её значение в подготовке специалиста в системе социальной работы

  • 👀 794 просмотра
  • 📌 746 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, её значение в подготовке специалиста в системе социальной работы» docx
Тема «Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, её значение в подготовке специалиста в системе социальной работы». Социальная работа как форма деятельности Социальной работой называется деятельность, направленная на оказа­ние помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней по­мощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и сохранить жизнь. Социальная работа является интегративным видом деятельности, объе­диняя в себе экономическую, политическую, правовую, культурную, психо­логическую, педагогическую, медицинскую и другие виды деятельности, и поэтому её называют особым видом деятельности. Эта деятельность, возникнув как общественное явление, развивалась как социальный институт, ставший объектом познания и существующий на различных уровнях - от обыденного до научно-теоретического. Сложная, нестабильная социально-политическая, экономическая об­становка в России в начале перестроечного периода, падение жизненного уровня, вооружённые национальные конфликты, развал производства, рост безработицы и преступности и т. п. послужили предпосылкой к появлению деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней. Почему её следует относить к особым видам деятельности? Деятельно­стью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое. Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиопри­ёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Социальный работник оказывает помощь человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, а так как эта помощь может быть разноплановой, т. е. психологической, соци­альной, медицинской и т. д., это можно сравнивать с любыми другими вида­ми деятельности. Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенности и характер каждого вида деятельности порождается осо­бенностями его предмета. Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаи­модействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, ком­понентов. Это субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели. Схематически это будет выглядеть так: Цель Субъект - Содержание - Средства - Управление - Объект Функции Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В этом её познавательный смысл. Основным критерием, обосновывающим структуру, является её внут­ренняя логика, обеспечивающая соблюдение дидактических принципов сис­тематичности и последовательности перехода от простого к сложному, от общего к частному и др. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором. Характер социальной работы как формы деятельности предполагает её реализацию на нескольких уровнях: • первый - межгосударственный, на котором работают международные организации (ООН, ВОЗ, ВОКР, международные религиозные органи­зации) и формируются программы и документы рекомендательной на­правленности (конвенции, декларации и т. д.); • второй - государственный (федеральный), на котором работают все за­конодательные структуры государства, а также формируются государ­ственные программы («Дети России», «Пожилой человек» и т. д.); • третий - региональный - является исполнительно-законодательным, здесь исполняются законы государства, а также формируются норма­тивно-правовые документы с учётом особенностей регионов; • четвертый - муниципальный, исполнительный, на котором работают все социальные службы (центры занятости, центры оказания помощи пожилым людям, интернаты инвалидов и т. д.). На всех уровнях социальная работа осуществляется через функциони­рование целого ряда государственных и общественных организаций. Социальная работа как форма деятельности направлена на поддержку и развитие личности, реабилитацию индивидуальной социальной субъектности человека, оказание помощи в устранении проблем личного, социального, экологического, духовного характера и др. и обеспечение социальной защи­ты для реализации собственных возможностей каждого человека гармонич­ной и полноценной жизнедеятельности. Социальная работа как область научных исследований Как и любая другая деятельность, социальная работа на определённом этапе своего развития становится предметом теоретического осмысления, имеющего своей целью установление того, что она собой представляет. Ре­зультатом такого осмысления является знание, относящееся к области науки. Таким образом, социальная работа существует не только в виде профессии, но и в виде науки. Социальная работа как профессия сложилась на основе исторических предпосылок, к которым относятся различные формы помощи нуждающим­ся. Важнейшей из этих предпосылок является благотворительная деятель­ность, представляющая собой бескорыстную помощь нуждающимся. С соци­альной работой её объединяет то, что они имеют общую альтруистическую установку. Будучи выражением душевной доброты, благотворительность бы­ла объявлена христианством богоугодным делом, поскольку она вытекала из сущности Бога, понимаемой как любовь ко всем людям. Человек, который не любит других людей, никогда не будет им безвозмездно помогать. Иными словами, душевная доброта является необходимым условием помощи нуж­дающимся. Однако то, является ли она достаточным условием такой помощи, менее очевидно. Пока помощь нуждающимся совпадала по существу с благотворитель­ностью, для неё было достаточно душевной доброты. Именно от такой доб­роты бедные люди отдавали свои последние гроши тем, кто были ещё беднее, а богатые тратили огромные средства на благотворительные цели. В течение многих столетий благотворительность играла ведущую роль в деле помощи нуждающимся, но к концу 19 в. стало очевидно, что её возможности ограни­чены. Социальные проблемы приобрели к тому времени такой размах, что справиться с ними смогли бы только люди, обладающие специальными зна­ниями. Овладевая такими знаниями, социальные работники становились профессионалами. Поэтому можно сказать, что становление социальной ра­боты как профессии было в то же время становлением её как науки. Социальная работа представляет собой единое целое, аспектами кото­рого являются профессия и наука. Действительно, профессиональный подход к делу помощи нуждающимся предполагает использование знаний, получае­мых наукой. Используемые в практике социальной работы, эти знания дела­ют её более эффективной. С другой стороны, предметом социальной работы как науки является её практика, представляющая собой деятельность людей, которые занимаются профессиональной помощью нуждающимся. Таким об­разом, в социальной работе профессия и наука неразрывно связаны друг с другом. Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер. Помощь нуждающимся, которой сперва занимались педагоги, психологи, медики и другие специалисты, стала затем особой про­фессией, получившей название социальной работы. Отражая интегральный характер профессиональной помощи нуждающимся, социальная работа как наука сложилась на стыке различных дисциплин. Иными словами, она яви­лась результатом междисциплинарных исследований. Под междисциплинарными исследованиями имеется в виду форма ор­ганизации науки, предусматривающая сотрудничество между представите­лями различных дисциплин в решении комплексных проблем. Междисцип­линарные исследования предшествуют изменениям в системе организации труда, обеспечивающей производство знаний. Обращение к ним вызывается несоответствием между содержанием научных проблем и дисциплинарной организацией науки, под которой имеется в виду её членение на относитель­но самостоятельные дисциплины. Поэтому за их решение берутся в ряде смежных дисциплин, к которым они наиболее близки. Так начинается про­цесс, который приводит к созданию новой научной дисциплины. Будучи результатом междисциплинарных исследований, социальная работа как наука сложилась благодаря усилиям психологов, медиков, педаго­гов, социологов, юристов, философов, а также представителей других облас­тей знания, которые исследовали различные аспекты помощи нуждающимся. Так, психологов в этих исследованиях интересовали прежде всего проблемы человеческой личности, медиков - проблемы защиты здоровья людей, педа­гогов - проблемы их воспитания, социологов - проблемы социальной струк­туры общества, юристов - проблемы законодательной базы профессиональ­ной помощи нуждающимся, а философов - её самые общие проблемы. Обу­словленные мировоззренческим характером философского знания, эти по­следние проблемы касаются сущности, структуры, а также целей и средств социальной работы. Они образуют фундамент науки, получившей название социальной работы. Рассматриваемая как область знания, социальная работа представляет собой науку, предметом которой является профессиональная помощь нуж­дающимся. Иными словами, в центре её внимания находится деятельность социальных работников. Для того чтобы она была эффективной, социальные работники должны разбираться в человеческих проблемах, а также владеть технологией их разрешения. Поэтому можно сказать, что социальная работа является наукой о человеческих проблемах и технологии их разрешения. Становление социальной работы как науки происходило в период меж­ду двумя мировыми войнами, когда профессиональная помощь нуждающим­ся получала всё более широкое распространение в различных регионах мира. В настоящее время эта наука является довольно зрелой областью знания, имеющей вполне определённые задачи. Эти задачи могут быть сформулиро­ваны следующим образом: (1) разработка эффективных методов распознава­ния социальных проблем; (2) разработка моделей гуманизированной соци­альной среды, а также способов их практического осуществления; (3) разра­ботка процедур экспертных социальных оценок; (4) анализ существующих форм и методов социальной работы; (5) разработка технологии разрешения социальных проблем; (6) проектирование организационных структур соци­альной работы. Все науки подразделяются обычно на две группы - фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки имеют своей задачей познание зако­нов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур приро­ды, общества и человеческого мышления. Непосредственной целью приклад­ных наук является применение их результатов для решения не только позна­вательных, но и социально-практических проблем. Социальная работа явля­ется прикладной наукой, поскольку получаемые в ней результаты использу­ются для решения практических задач. Эти задачи возникают в повседневной жизни людей, которые часто не могут справиться с ними без посторонней помощи. Направленная на человека с его проблемами, социальная работа принадлежит к числу гуманитарных наук. Она тесно связана с другими гума­нитарными науками, прежде всего с социологией, психологией, правоведе­нием, педагогикой и социальной медициной, которые сыграли важную роль в формировании её понятийного аппарата. Методы эмпирических исследований в социальной работе В методологии науки выделяют два вида исследований - эмпирические и теоретические. Под эмпирическими имеются в виду исследования, которые предполагают непосредственное взаимодействие с изучаемыми объектами. К ним относятся прежде всего наблюдение, измерение и эксперимент. Они тес­но связаны между собой, хотя и обладают относительной самостоятельно­стью. Проведение эксперимента предполагает наблюдение, результаты кото­рого оцениваются обычно не только качественно, но и количественно, т. е. требуют применения измерительных процедур. Наиболее распространённым эмпирическим методом, используемым в социальной работе, является наблюдение. Оно представляет собой метод сбора первичной социальной информации посредством регистрации иссле­дователем происходящих событий, а также условий, в которых они имеют место. Будучи целенаправленным, наблюдение всегда структурировано жё­сткой программой или планом. В первом случае оно называется формализо­ванным, а во втором - неформализованным. Наблюдение называется вклю­чённым (или участвующим), если оно предполагает интеграцию исследова­теля в наблюдаемые события. Если наблюдение осуществляется при невме­шательстве исследователя в изучаемые события, то оно называется невклю­чённым. Различают полевые наблюдения, протекающие в естественных ус­ловиях, и лабораторные, используемые чаще всего в психологических иссле­дованиях, а также систематические, осуществляемые по заранее разработан­ному плану изучения объекта в течение определённого времени, и несисте­матические, которые характеризуются кратковременностью. Преимуществом наблюдения является непосредственность впечатлений исследователя, а не­достатком - невозможность гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значи­тельной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения моти­вов и побуждений действующих лиц. Для устранения этого недостатка на­блюдение применяется в сочетании с другим эмпирическим методом, назы­ваемым опросами. Под опросами имеется в виду метод сбора первичной информации, представляющий собой обращение с вопросами к определённой группе лю­дей. С помощью опросов получают как событийную (или фактическую) ин­формацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашивае­мых. Существуют различные виды опросов: письменные и устные, очные и заочные, экспертные и массовые, а также выборочные и сплошные (в частно­сти, референдумы). То, что метод опросов позволяет сравнительно быстро и дёшево получить информацию, способствует его популярности и даже ото­ждествлению с ним эмпирических исследований вообще. Измерение представляет собой метод исследования, при котором уста­навливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном или стандартом. Наиболее широкое применение этот метод находит в техниче­ских науках, но в первой половине 20 в. он вошёл в употребление и в соци­альных исследованиях. Измерение в таких исследованиях представляет собой способ упорядочения социальной информации, при котором системы чисел и отношений между ними ставятся в соответствие ряду фактов (например, де­нежных оценок труда, разрядов квалификации, успехов в обучении или спор­те и т. д.). Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний. Различают два вида измерений - прямые и косвенные. В отличие от первых, вторые имеют дело с объектами, которые удалены от нас или непо­средственно не воспринимаются. Они осуществимы тогда, когда известна общая зависимость между величинами, которая позволяет вывести искомый результат из уже известных данных. Измерение предполагает наличие трёх элементов: исследуемого объекта, его свойства, а также инструмента, по­средством которого над ним производится операция. О нём можно говорить только тогда, когда результатом объединения этих элементов является неко­торое число. Эксперимент представляет собой метод исследования, при помощи ко­торого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Он осуществляется на основе теории, определяющей по­становку его задач и интерпретацию получаемых в нём результатов. Возник­нув в естествознании Нового времени, эксперимент получил философское осмысление в трудах Френсиса Бэкона. В современной науке используются различные виды эксперимента - качественный, имеющий своей целью уста­новление наличия или отсутствия предполагаемого теорией явления, измери­тельный, выявляющий количественную определённость какого-либо свойст­ва объекта, мысленный, представляющий собой систему процедур, проводи­мых над идеализированными объектами, а также вычислительный, основан­ный на расчёте посредством компьютера вариантов математических моделей процесса и выбора из них наиболее оптимального. С 20-х годов прошлого столетия развиваются социальные эксперимен­ты, способствующие внедрению в жизнь новых форм организации и оптими­зации управления обществом. Их содержание и процедуры обусловлены не только правовыми, но и моральными нормами, действующими в обществе. В современной науке осознана необходимость выработки чётких социально­этических принципов эксперимента, а также строгого общественного кон­троля за их соблюдением. Методы эмпирических исследований в социальной работе предназна­чены для регистрации и обобщения фактов с помощью понятий, которые вы­рабатываются в рамках теоретического анализа. Вместе с тем сведения, по­лученные с их помощью, составляют базу дальнейших теоретических обоб­щений, истинность которых проверяется социальной практикой, а также в новых эмпирических исследованиях, т. е. опытным путём. Так, устанавли­ваемые эмпирически тенденции отношения работников к изменениям усло­вий и содержания труда предполагают их теоретическое обоснование, на ос­нове которого фиксируются соответствующие социальные факты. Однако эти факты могут быть осмыслены в иных понятиях (например, как проявле­ние отношения к инновациям), что даёт новый толчок эмпирическим иссле­дованиям. Предмет и объект исследования теории социальной работы. Стратегия социальной работы заключается в изучении человека, его целостности, мира, индивидуальности и универсальности. На практике же большинство моделей социальной работы сосредоточено на технологических аспектах оказания помощи. Эффективность социальной работы зависит от осмысления сущности жизнедеятельности человека, ее изменений под воздействием экономических, социально-психологических факторов.  Объект, и предмет — основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе». Границы объекта и предмета теории социальной работы связываются с понятиями «социальное взаимодействие», «социальные и межличностные отношения» «социальные изменения», «социальная динамика» и «социальная структура». Предметная сущность социальной работы, несмотря на многообразие теоретических подходов, характеризуется таким общим понятием, как «социальность», которое выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов. Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями и задачами практической социальной работы, а с другой — определяют границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта и предмета социальной работы. Они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы — это прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии. Объект социальной работы — клиент — человек, нуждающийся в социальной защите. Исторически сначала в понятие клиента включались люди, имевшие предрасположенность к нарушению общепринятых стандартов (нищие) или затруднения в адаптации (мигранты). Со временем меняются не только категории клиентов, но и группы проблем, формирующие клиентов социальной работы. Впоследствии категория клиентов была распространена на людей, которые под воздействием общества и ненормальных условий жизни, которые это общество создает, теряют возможность нормального функционирования. В этой трактовке к клиентам социальной работы относили маргиналов, безработных людей, имеющих те или иные проблемы в семейных отношениях. В настоящее время клиентом социальной работы определяется человек, группа или община, которые нуждаются в помощи социального работника и с которым достигнуто соглашение о совместной работе. В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы: 1. макроуровень — социально-административный; 2. мезоуровень — групповой; 3. микроуровень — индивидуальный. На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность. На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями. На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан. На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются: 1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния; 2. развитие системы социального обслуживания; 3. профилактика социальных отклонений и патологий; 4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности. Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.
«Предмет, цели и задачи учебной дисциплины, её значение в подготовке специалиста в системе социальной работы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot