Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования

  • 👀 425 просмотров
  • 📌 350 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования» docx
Проекты. Лекции 1 Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования Первым известным законом об охране окружающей среды счи­тается эдикт 1273 года, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России в этой части можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональ­ное использование и восстановление лесов, запрещение браконь­ерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологичес­кого законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом по­становлений, направленных на улучшение экологических ситуа­ций в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийс­кое море, Байкал и др. В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.). Современная структура системы экологического права сочета­ет правовое регулирование природопользования по объектам с фун­кциональным регулированием охраны ОПС и экологической бе­зопасности (рис. 14.1). Общая часть включает в себя общие законы и положения. Особенная часть направлена на более конкретную регламентацию механизмов экологического права и содержит пояснения и уточняющие нормы. Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной влас­ти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии. Источники экологического права, образующие экологическое законодательство, представлены на рис. 14.2. В основе системы экологического законодательства лежит За­кон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), кото­рый охватывает все аспекты природопользования. В государстве существует 3 группы правоотношений: 1. Отношения в области природопользования (деятельность, связанная с извлечением полезных свойств среды и использованием их для удовлетворения экономических, культурных и оздоровительных интересов человека). 2. Охрана окружающей природной среды (предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических образований и многообразия растительного и животного мира для настоящих и последующих поколений. 3. Обеспечение экологической безопасности (необходимо для охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и загрязненной окружающей среды). Субъекты экологических правоотношений по содержанию прав и обязанностей: 1. Природопользователи – носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. 2. Органы представительной и исполнительной власти – специально уполномоченные органы государственной власти, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и контроль за охраной окружающей среды. 3. Общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и общественного контроля за выполнением экологических предписаний. 4. Органы прокуратуры, выполняющие надзор за законностью в сферере экологических правоотношений. При лимитировании природопользования устанавливаются объемы предельного использования или изъятия природных ресурсов, а также объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения бытовых и производственных отходов. При этом учитывается обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и сроки достижения показателей региональных и государственных экологических программ. Нормативы качества окружающей среды Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Санитарно-гигиенические нормативы К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы. Их целью является определение показателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека. - Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий — вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений. - К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Экологические нормативы Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и экологозащитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду. - При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов. - Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия ит. Они используются при организации заповедников, охранных зон, национальных парков и тд Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс. Производственно-хозяйственные нормативы Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. - Технологические нормативы включают: предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельнодопустимый сброс (НДС) загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного предприятия, цеха, агрегата. С помощью этих нормативов лимитируются отходы и выбросы, производимые в результате осуществления отдельных видов работ на предприятиях, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в окружающую среду в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания. - Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов. - Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма. В тех случаях, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. Вспомогательные нормативы (терминология, организационные нормативы, правовые нормативы) Их цель – обеспечение единства употребляемой терминологии и правовое регулирование экологических отношений. 2 Классификация и формы загрязнения окружающей среды. Загрязнение окружающей природной среды есть внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов или структурных изменений, прерывающих круговорот веществ, их ассимиляцию, поток энергии, вследствие чего данная система разрушается, или снижается ее продуктивность. Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество и биологический вид, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки своей обычной концентрации, предельных естественных колебаний или среднего природного фона в рассматриваемое время. Основным показателем, характеризующим воздействие загрязняющих веществ на окружающую природную среду, является предельно допустимая концентрация. (Ингредиенты загрязнения это тысячи химических соединений, особенно металлы или их оксиды, токсичные вещества, аэрозоли. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в практике в настоящее время используется до 500 тыс. химических соединений. При этом около 40 тыс. соединений обладают весьма вредными для живых организмов свойствами, а 12 тыс. токсичны.) Загрязнения окружающей среды подразделяются на: 1. природные вызваны какими-либо естественными явлениями, обычно катастрофическими (наводнения, извержения вулканов, селевые потоки и т.п.); От естественных источников в атмосферу поступает: пыль космическая (до 5 миллионов тонн в год), пыль вулканическая, пыль растительная, пыль от эрозий почвы, морская соль, дымы от пожаров, вулканические газы, газы от разложения растений и животных, газы от жизнедеятельности растений и животных... Особую роль играет атмосферная пыль. Она способствует конденсации паров воды и образованию осадков 2. антропогенные возникают в результате деятельности людей. Среди антропогенных выделяют следующие загрязнения: а) биологическое - случайное или в результате деятельности человека; б) микробиологическое (микробное) - появление необычно большого количества микробов, связанное с массовым их распространением на антропогенных субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности человека; в) механическое засорение среды г) химическое - изменение естественных химических свойств среды, в результате которого повышается или понижается среднемноголетнее колебание количества каких-либо веществ за рассматриваемый период времени, или проникновение в среду веществ, нормально отсутствующих в ней д) изменение естественного физического состояния среды. Последнее подразделяется на: а) тепловое (термальное), возникающее в результате повышения температуры среды главным образом в связи с промышленными выбросами нагретого воздуха, воды, отходящих газов; б) световое, нарушение естественной освещенности местности в результате воздействия искусственных источников света, приводящее к аномалиям в жизни растений и животных; в) шумовое образуется в результате увеличения интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня; г) электромагнитное появляется в результате изменения электромагнитных свойств среды (от линий электропередачи, радио, телевидения, работы некоторых промышленных установок и т.п.), приводящее к глобальным и местным геофизическим аномалиям и изменениям в тонких биологических структурах; д) радиоактивное связано с повышением естественного уровня содержания в среде радиоактивных веществ. Антропогенные источники загрязнения весьма разнообразны. Среди них не только промышленные предприятия и теплоэнергетический комплекс, но и бытовые отходы, отходы животноводства, транспорта, а также химические вещества, вводимые человеком в экосистемы для защиты полезных продуктов от вредителей, болезней, сорняков. Загрязняющие природную среду вещества подразделяются также по их агрегатному состоянию на 4 класса: твердые, жидкие, газообразные, смешанные. Промышленные выбросы в окружающую среду могут классифицироваться и по другим признакам: 1. По организации контроля и отвода на организованные и неорганизованные: а) организованный промышленный выброс выброс, поступающий в окружающую среду (воздушный и водный бассейны) через специально сооруженные газоходы, водоводы и трубы; б) неорганизованный промышленный выброс выброс в окружающую среду в виде неправильных самопроизвольных водных или газовых потоков, (например, пыление отвалов пустой породы, нерегулируемый поверхностный сток промышленных предприятий). 2. По режиму отвода на непрерывные и периодические. 3. По температуре когда температура потока (газового, водяного, смешанного) выше, ниже или равна температуре окружающей среды. 4. По локализации выбросы происходят в основном, вспомогательном, подсобном производствах, на транспорте и т.д. 5. По признакам очистки на чистые, нормативно очищенные, частично очищенные, выбрасываемые без очистки. При этом под очисткой понимается отделение, улавливание и превращение в безвредное состояние загрязняющего вещества, поступающего от промышленного источника. Промышленные выбросы в окружающую среду подразделяют на первичные и вторичные. Первичные это выбросы, поступающие в окружающую среду от тех или иных источников, а вторичные, будучи продуктами образования первичных, могут быть более токсичными и опасными, чем первые. Типичное превращение некоторых веществ их фотохимическое окисление. Также выбросы можно разделять по признакам очистки на: чистые, нормативно очищенные, частично очищенные и выбрасываемые без очистки. Непосредственными объектами загрязнения являются основные компоненты геосферы: атмосфера, вода, почва. Косвенными объектами загрязнения являются составляющие биоценоза растения, животные, микроорганизмы. Источники загрязнения воздушного бассейна: 1. По назначению: а) технологические содержат хвостовые газы после улавливания на установках продувки аппаратов, воздушников и др. (для выбросов характерны высокие концентрации вредных веществ и очень малые объемы удаляемого воздуха); б) вентиляционные выбросы 2. По месту расположения; а) незатененные, или высокие, находящиеся в зоне недеформированного ветрового потока (высокие трубы, точечные источники, удаляющие загрязнения на высоту, превышающую высоту здания в 2,5 раза); б) затемненные, или низкие, - расположены на высоте в 2,5 раза меньше высоты здания; в) наземные вблизи земной поверхности (открыто расположенное технологическое оборудование, открытые канализационные люки, пролитые токсичные вещества, разбросанные отходы производства, свалки). 3. По режиму работы: непрерывного и периодического действия, залповые и мгновенные. В случае залповых выбросов за короткий промежуток времени в воздух поступает большое количество вредных веществ; возможны при авариях или сжигании быстрогорящих отходов производства на специальных площадках уничтожения. При мгновенных выбросах загрязнения распространяются за доли секунды иногда на значительную высоту. Происходят при взрывных работах и аварийных ситуациях. 4. По дальности распространения: а) внутриплощадочные, когда выбрасываемые в атмосферу загрязнения образуют высокие концентрации только на территории промышленной площади, а в жилых районах ощутимых загрязнений не наблюдается (для таких выбросов предусматривается достаточных размеров санитарно-защитная зона); б) внеплощадочные, когда выбрасываемые загрязнения потенциально способны создавать высокие концентрации (порядка ПДК для воздуха населенных пунктов) на территории жилого района. 5. Также источники загрязнения могут быть стационарными (иметь постоянные координаты в системе координат промышленного объекта) и передвижными (не иметь постоянных координат). Источники загрязнения водного бассейна: 1. Атмосферные воды (осадки) несут массы вымываемых из воздуха загрязнителей промышленного происхождения. При стекании по склонам атмосферные и талые воды увлекают за собой массы веществ. Особенно опасны стоки с городских улиц, промышленных площадок, несущие массы нефтепродуктов, мусора, фенолов, кислот. 2. Городские сточные воды, включающие преимущественно бытовые канализационные стоки, содержат фекалии, детергенты, микроорганизмы, в том числе патогенные. 3. Сельскохозяйственные воды. Загрязнение этими водами обусловлено тем, что повышение урожайности и продуктивности земель неизбежно связано с применением ядохимикатов, используемых для подавления вредителей, болезней растений, сорняков. Ядохимикаты попадают в почву или смываются на большие расстояния, оказываясь в водных объектах. Животноводство связано с образованием больших масс твердой органики и мочевины. Эти отходы не ядовиты, но их массы огромны и наличие их ведет к тяжелым последствиям для водных экологических систем. Кроме органических веществ, сточные сельскохозяйственные воды содержат массу биогенных элементов, в том числе азота и фосфора. 4. Промышленные сточные воды. Наиболее активно потребляют воду черная и цветная металлургия, химическая, лесохимическая, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности. Загрязнение водных систем представляет большую опасность, чем загрязнение атмосферы. Процессы генерации или самоочищения протекают в воде намного медленнее, чем в воздухе. К промышленным сточным водам относят: - реакционные сточные воды, - Охлаждающие воды, - Воды, содержащиеся в сырье и исходных продуктах, - атмосферные осадки с территории предприятия, - промывные воды Источники загрязнения литосферы. 1. Жилые дома и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ: бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, мусор общественных учреждений, больниц, столовых, гостиниц и т.д. 2. Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйствах для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков. Отходы животноводства и сельскохозяйственной продукции. 3. Теплоэнергетика. Образование массы шлаков при сжигании каменного угля, выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы, оказывающихся в почве. 4. Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на почве и растениях. 5. Промышленные предприятия. В промышленных отходах есть вещества, оказывающие токсическое воздействие на живые организмы. В отходах металлургической промышленности присутствуют соли цветных и тяжелых металлов. Машиностроительная промышленность выводит в окружающую среду цианиды, соединения мышьяка, бериллия. При производстве пластмасс и искусственных волокон образуются отходы бензола и фенола. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности фенолы, метанол, скипидар, кубовые остатки. При загрязнении почв самоочищения почти не происходит. Токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава, нарушению единства геохимической среды и живых организмов. Из почвы токсичные вещества попадают в организмы животных и людей. 3 Задачи водного законодательства 1. Регулирование водных отношений с целью обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства. 2. Охрана вод от загрязнения, засоления и истощения. 3. Предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод. 4. Улучшение состояния водных объектов. 5. Охрана прав предприятий, учреждений и граждан. Водоемы считаются загрязненными, если показатели состава и свойств воды в них изменяются под прямым или косвенным воздействием производственной деятельности и бытового использования населением или если они стали частично или полностью непригодны для одного из видов водопользования. В водные объекты запрещается сбрасывать: 1. Сточные воды, содержащие вещества или продукты их трансформации в природе, для которых не установлены уровни ПДК или ориентировочно допустимые уровни (ОДУ – временные гигиенические нормативы, разработанные на основе экспресс-анализов. Устанавливаются на стадии санитарного надзора при строительстве и реконструкции очистных сооружений), а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля. 2. Сточные воды, которые могут быть устранены путем организации бессточного производства, рациональной технологии и максимального использования в системах оборотного водоснабжения. 3. Неочищенные или недостаточно очищенные производственные сточные воды. 4. Сточные воды, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний. Условия выпуска сточных вод в водоем зависят от вида водопользования. Существует 2 вида водопользования: 1. Хозяйственно-питьевое и культурно-бытовое водопользование: (СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод») I категория водопользования – водные объекты, используемые в качестве источников хозяйственно-питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности. II категория водопользования – водные объекты, используемые для купания, занятия спортом и отдыха населения. 2. Рыбохозяйственное водопользование: К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов. (ГОСТ 17.1.2.04-77 «Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов») Высшая категория – места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных видов рыб и других промысловых водных организмов; I категория – водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода; II категория – водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей. При сбросе сточных вод в водные объекты нормы качества воды водного объекта в расчетном створе, расположенном ниже выпуска сточных вод, должны соответствовать санитарным требованиям в зависимости от вида водопользования. Нормы качества водных объектов включают в себя - общие требования к составу и свойствам воды в зависимости от вида водопользования - перечень ПДК нормированных веществ в воде различных водных объектов в зависимости от вида водопользования. Допустимые изменения состава и свойств воды в водоемах после выпуска в них сточных вод. Показатели состава воды после выпуска в них сточных вод Требования к составу воды в водоеме Хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения Рыбохозяйственного назначения категории категории I II I II Взвешенные вещества, мг/л Допускается увеличение не более чем на 0,25 0,75 0,25 0,75 Растверенный кислород, мг/л 4 4 6 6 БПК*, мг/л Не должно певышать: 3 6 3 3 * БПК – биологическое потребление кислорода – количество кислорода, израсходованное за определенный промежуток времени на аэробное разложение органических веществ, содержащихся в сточных водах. БПК служит количесвенным показателем загрязненности воды органическими веществами, которые способны к биохимическому (в присутствии микроорганизмов) окислению в присутствии растворенного кислорода. Схемы для расчета условий сброса сточных вод Представим ситуацию, когда промышленное предприятие сбрасывает сточные воды после технологического процесса (рис. 1) Рис. 1. Ситуационная схема для расчета условий сброса сточных вод: 0–0 – нулевой створ; I–I – расчетный створ; ПП – промышленное предприятие; ОС – очистное сооружение Створ – условное сечение водоема или водотока, в котором производится комплекс работ для получения данных о качестве воды. Контрольный створ – это поперечное сечение потока, в котором контролируется качество воды. Фоновый створ – контрольный пункт, расположенный выше по течению от сброса загрязняющих веществ. Створ, задаваемый для определения фоновой концентрации веществ должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных вод на качество вод водных объектов (для больших и средних рек это расстояние составляет 1 км, для малых рек 500 м, выбор иного расстояния должен быть обоснован водопользователем). Для водоемов питьевых, хозяйственно-бытовых целей нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках, начиная со створа, расположенного выше ближайшего по течению пункта водопользования на 1 км (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха и населенного пункта). Для водоемов рыбохозяйственного назначения нормативы качества поверхностных вод или их природный состав и свойства соблюдаются на протяжении всего участка водопользования, начиная с контрольного створа, но не далее 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (места добычи полезных ископаемых). В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных. Таким образом, ситуационная схема для разных видов водопользования показана на рис. 2. а б Рис. 2. Ситуационная схема для водотока: а – хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (М – населенный пункт); б – рыбохозяйственного водопользования В расчетном створе вода должна удовлетворять нормативным требованиям. В качестве норматива используется предельно допустимая концентрация – ПДК. Все вредные вещества, для которых определены ПДК, подразделены по лимитирующим показателям вредности (ЛПВ), под которым понимают наибольшее отрицательное влияние, оказываемое данными веществами. Принадлежность веществ к одному и тому же ЛПВ. Для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования используют три вида ЛПВ: - санитарно-токсикологический, (к такому ЛПВ относят вещества, оказывающие токсическое действие на людей и животных: кадмий, кобальт, никель, свинец,, ртуть, азот в нитратах и т.д.) - общесанитарный (нормирует природные свойства водоема и его способность обезвреживать органику. К такому ЛПВ относят азот, аммиак, цинк, ацетон, уксусную кислоту) - органолептический (характеризует цвет, вкус и запах воды. К нему относят нефтепродукты, железо, медь, ПАВ, хром, ванадий). Для рыбохозяйственных водоемов: санитарно-токсикологический, общесанитарный, органолептический, токсикологический и рыбохозяйственный. При поступлении в водоем нескольких веществ с одинаковым ЛПВ, предполагается суммарное действие этих веществ на водный объект. В этом случае сумма отношений концентраций этих веществ к их ПДК не должна превышать единицы. Содержание поступивших в водоем загрязняющих веществ может уменьшаться под воздействием ряда факторов. 1. Разбавления сточных вод, с которыми эти вещества поступили в водоем 2. химические и физико-химические взаимодействия с другими веществами 3. биохимическая деструкция с участием микроорганизмов. Вещества, концентрация которых изменяется в воде водного объекта только путем разбавления, называются консервативными; вещества, концентрация которых изменяется как под действием разбавления, так и вследствие протекания различных химических, физико-химических и биологических процессов – неконсервативными. Количественно степень неконсервативности определяется величиной динамического коэффициента неконсервативности k, который равен: k = β·k1, где k1 - статический коэффициент неконсервативности (определяется экспериментально), β - коэффициент, учитывающий влияние скорости течения. - при скорости течения v = 0 м/с, β = 1; - при v ≥ 0,2 м/с β = 5; - для промежуточных значениях скорости течения, т.е. при 0 < v < 0,2 м/с β находится интерполяцией. Комплекс процессов, приводящих к снижению концентрации загрязняющих веществ вплоть до восстановления исходного качества воды водоема (за исключением разбавления) принято называть самоочищением водоема. Главную роль в самоочищении водоемов играют окислительно-восстановительные превращения органических и некоторых минеральных веществ (например, нитрификация, денитрификация, окисление сульфидов и сульфитов и т.д.) Некоторые вещества могут окисляться растворенным в воде кислородом химически, особенно при инициировании этого процесса ультрафиолетовыми лучами. Однако в большинстве случаев процесс окисления имеет биохимическую природу. Биохимическое самоочищение приводит к полному уничтожению первоначального неконсервативного органического загрязнения. Совокупность разбавления и самоочищения составляет обезвреживающую способность водного объекта. 4 Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) Под нормативно-допустимым сбросом (НДС) в водный объект понимают массу вещества в сточных водах, максимально допустимую к отведению в установленном режиме в данном пункте водного объекта в единицу времени для обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. Целью установления величин НДС является определение допустимого количества веществ, поступающих в водные объекты в результате хозяйственной деятельности, при котором состав вод сохраняется на уровне, сформировавшимся под влиянием природных факторов. Нормы качества воды в водных объектах достигаются путем реализации комплекса природоохранных мероприятий. Величины НДС используются для контроля за соблюдением установленных режимов сточных вод, а также служат основными целевыми показателями для разработки планов и программ развития водоохранных комплексов. Нормирование качества воды состоит в установлении совокупности допустимых значений показателей состава и свойств воды, в пределах которых обеспечивается здоровье населения, благоприятные условия водопользования и экологическое благополучие водного объекта. Нормативы НДС используются при: - осуществлении госконтроля за использованием/охраной водных объектов; - выдаче лицензии на пользование водой; - установлении размера платежей за пользование водным объектом; - наложении штрафов; - оценке эффективности тех или иных мероприятий по водоохране. НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия — водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе, с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе — исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. На каждый выпуск сточных вод оформляется отдельный расчет НДС. НДС устанавливаются сроком на 5 лет (при условии неизменности производственного процесса) и на их основании ежегодно выдается разрешение на сброс сточных вод. При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года (ранее ВСЕ НДС утверждались сроком на 5 лет). Приказ Минприроды России от 29.07.2014 № 339 Проект расчета нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты (проект НДС) – документ, которым устанавливаются (рассчитываются) нормативы допустимого сброса вредных (загрязняющих) веществ, которые вместе со сточными водами сбрасываются непосредственно в водные объекты. К примеру, предприятие в процессе производства продукции использует воду, которая после прохождения технологического процесса загрязняется и сбрасывается в реку. В этом случае загрязненная вода должна соответствовать определенным нормативам, которые устанавливаются с целью не допустить нанесения вреда окружающей среде. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между всеми водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. 5 Оформление и содержание проекта НДС Проект НДС должен содержать: 1. Титульный лист, утверждаемый руководителем предприятия 2. Список исполнителей (указываются все основные исполнители проекта) 3. Аннотацию (приводятся основные результаты проведенной работы, указывается число загрязняющих веществ, число веществ, обладающих эффектом суммации вредного воздействия, число веществ, токсичность которых увеличивается в результате трансформации в воде, количество выпусков сточных вод в целом по предприятию и конечные сроки достижения нормативов НДС. 4. Содержание 5. Введение (приводится перечень основных документов - ГОСТы, рекомендации, методические указания, ведомственные директивные документы, - на основании которых разработан проект нормативов НДС) 6. Общие сведения о предприятии. В этом разделе приводятся: - вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; - численность сотрудников; - перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков; - основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении; - реквизиты учредительных и земельных документов; - размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно-защитной зоны (СЗЗ); - здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках; - арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел "Сведения об арендаторах". - карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ водоохранной зоны, карта-схема предприятия с расположением зданий и сооружений. 7. Характеристика современного состояния водного объекта. В разделе указываются гидрологические условия и фоновые показатели качества вод, необходимые для расчета НДС. Качественные и количественные показатели состояния по­верхностных вод приводятся в створе водозабора и выше выпуска сточных вод и представляются в форме таблицы. Если створ, расположенный выше выпуска, находится в зоне влияния другого выпуска этого же предприятия или выпуска соседнего предприятия, то необходимо выполнить расчет пространственного распространения сточных вод от этого выпуска или запросить соответствующий расчет у соседнего предприятия. 8. Характеристика предприятия как источника загрязнения. В этом разделе приводятся: - баланс водопотребления и водоотведения; - анализ перспективного развития предприятия; - предложения и мероприятия, направленные на снижение концентраций в сбросных сточных водах. Баланс водопотребления и водоотведения обычно приводят в форме таблицы. Предложения и мероприятия, направленные на снижение концентраций в сбросных сточных водах, обычно оформляют в виде таблицы. 9. Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) 10. Обработка, складирование и использование осадков сточных вод. В случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки приводятся способы обработки, складирования и использования осадков сточных вод. 11. Предложения по предупреждению аварийных сбросов сточных вод. В этом разделе приводится - информация о соблюдении технических параметров производства, - предложения по предупреждению возможных аварийных сбросов сточных вод в естественные водоемы и водотоки и исключению возможности аварийных сбросов в ливневую канализацию. 12. Контроль за соблюдением нормативов НДС Для контроля за соблюдением нормативов НДС разрабатывается и согласуется схема-график аналитического контроля работы очистных сооружений, которая включает в себя: - перечень точек контроля - наименование загрязняющего вещества - объем, применяемые методы анализа, а также сроки и частоту контроля. 13. Приложения. К проекту НДС прикладывают схему водопотребления и водоотведения, а также расчет нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водный объект, Перечень документов, необходимых для разработки проекта НДС 1. Реквизиты предприятия: ОГРН, ИНН, ОКВЭД и т.д. 2. Краткая информация о производственной деятельности предприятия, количестве сотрудников и режиме работы, наличии арендаторов. 3. Правоустанавливающие документы на землепользование (договор аренды земли, либо свидетельство на право собственности). 4. Копия договора аренды нежилого помещения (свидетельства на право собственности нежилого помещения). 5. Ситуационный план, отображающий взаимное расположение предприятия c граничащими объектами. 6. План-схема размещения масштабом 1:500 с отображением водовыпусков сточных вод. 7. Копия договора на водоснабжение и канализование, либо Лицензия на водопользование. 8. Описание очистных сооружений – состав, мощность, технология очистки. 9. Схема очистных сооружений (упрощённая). 10. Справка ГУ Московский ЦГМС-Р о фоновых концентрациях показателей физико-химического состава воды. 11. Справка ГУ Московский ЦГМС-Р о гидрологической характеристике водного объекта (приемника сточных вод). 12. Баланс водопотребления и водоотведения. 13. Паспортные данные очистных сооружений, принципиальная схема очистки (при наличии на территории очистных сооружений). 14. Копии результатов количественного химического анализа (КХА) сточных вод в водовыпусках, заверенные печатью предприятия, аттестат аккредитации лаборатории, проводившей КХА. 15. Копия приказа о назначении ответственного за охрану окружающей среды. 16. Копия документа, подтверждающего экологическое образование ответственного за охрану окружающей среды (квалификационный аттестат, удостоверение или диплом). 17. Копии формы 2 ТП (водхоз) за 5 лет. 18. Предыдущий проект НДС/ПДС, разрешение на сброс загрязняющих веществ (при повторной разработке проекта). 19. Наименование приборов учета объемов сточных вод, сроки проверки. 20. Необходимо также предоставить сведения об отводе ливнестоков в соответствии с формами (с учетом площади (га); асфальтовых покрытий; грунтовых поверхностей; зеленых насаждений и газоныов; поливаемой территории; территории, с которой вывозится снег в зимнее время). Основные правила разработки НДС Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов НДС. Правило 2. Норматив НДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества (с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ)), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом. Правило 3. Норматив НДС должен задавать количество загрязняющего вещества, сбрасываемого в водный объект в единицу времени, при котором его концентрация в установленном контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом его целевого использования) не должна превышать соответствующую предельно допустимую концентрацию (ПДК). Правило 4. При превышении ПДК в контрольном створе норматив НДС устанавливается исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. Правило 5. При отсутствии на момент установления норматива НДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными органами МПР России на определенный срок устанавливаются лимиты временно согласованных сбросов (ВСС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня НДС. Правило 6. При установление нормативов НДС и лимитов ВСС следует учитывать: - характеристики водоемов, включая их ассимилирующую способность - вид водопользования - параметры и расположение выпусков сточных вод - значения фоновых концентраций в водном объекте. Правило 7. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Правило 8. При наличии нескольких водопользователей НДС устанавливается с ориентацией на оптимальное распределение массы сбрасываемого вещества между ними. Разработка проекта НДС состоит из следующих этапов: 19.10.2014 вступил в силу Административный регламент Росводресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты для водопользователей по согласованию с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росрыболовством и Росприроднадзором, утвержденный Приказом Минприроды России 02.06.2014 № 246 1. получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод; Согласно нововведениям утверждение нормативов допустимых выбросов будет производиться только для юридических и физических лиц (в т.ч. ИП), которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек. 2. Сбор максимального количества информации как о предприятии, которое является донором стоков, так и о водном объекте, который будет выступать в качестве реципиента; 3. проведение экспертной оценки степени загрязненности стоков, планируемых к сбросу в поверхностный источник воды (это делается посредством КХА и при участии спецлабораторий); 4. непосредственно расчет нормативов сброса, составление пояснительной записки и окончательное оформление проекта НДС в соответствии с существующими требованиями к данной документации; 5. направление проекта НДС и сопроводительных документов к нему (в 5 экземплярах) в территориальный орган Росводресурсов (БВУ); 6 согласование НДС с Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором (рассылка документов в согласующие органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно); 7. утверждение НДС территориальным органом Росводресурсов (БВУ) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС; 8. получение разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в Росприроднадзоре Согласование проекта НДС Согласно нововведениям все документы Заявителя теперь представляются в один государственный орган — территориальный орган Росводресурсов (его структурное подразделение) по месту осуществления сбросов сточных вод в водный объект; государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы; территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов Заявителя. Разработанные нормативы НДС согласовываются со следующими специально уполномоченными государственными органами (в пределах их полномочий): – территориальными органами Минздрава России; - территориальными органами Роспотребназдора и Росприроднадзора – территориальными органами Росгидромета. Рассылка документов в согласующие органы осуществляется соответствующим бассейновым водным управлением самостоятельно Список документов, необходимых для согласования и утверждения проекта НДС. 1. Пояснительная записка, содержащая гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или планируемого выпуска сточных вод. 2. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта. 3. Величины фоновых концентраций 4. Расчет НДС 5. План мероприятий по достижению величин НДС (мероприятия могут включать работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. Их продолжительность зависит от степени риска здоровья человека и экологического состояния водного объекта). В плане мероприятий по достижению нормативов НДС также отражается: - расход сточных вод - фактическая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах на момент разработки НДС - Наименование мероприятий, сроки их реализации, планируемые затраты, достигаемый водоохранный эффект. В период реализации указанных планов или их отдельных этапов предприятие осуществляет сброс сточных вод на основании разрешений, выдаваемых соответствующими органами. При наличии объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (НДС) в настоящее время устанавливаются временно согласованный сброс. Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса. Ответственность за отсутствие проекта НДС Административная ответственность для предприятий, осуществляющих сброс загрязненных сточных вод в водные объекты без оформленного в установленном порядке Разрешения на сброс определяется главой 8 КоАП РФ. Статья 8.1. 1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей. 4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей. Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет наложение административного штрафа: на граждан - от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей. 6 Методика расчета НДС Расчет норматива НДС отдельного выпуска в водоток 1 Норматив НДС отдельного выпуска сточных вод есть произведение расхода сточных вод q (м3/час) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества СНДС (г/м3): Норматив НДС = q  СНДС (1) В формуле (11-1) расчетной величиной является СНДС, «q» принимается по данным водопользователя. 2 Расчетная формула для определения СНДС: а) для консервативных веществ СНДС = Сф + n(СПДК – Сф), (2) б) для неконсервативных веществ СНДС = Сф + n(СПДК  ekt- Сф). (3) Где: СПДК — предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водотока, г/м3; Сф — фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке выше выпуска сточных вод, г/м3; k — коэффициент неконсервативности, 1/сут; t — время добегания от места выпуска сточных вод до расчетного створа, сут. n — кратность общего разбавления сточных вод в водотоке. 3 Кратность общего разбавления равна произведению кратности начального разбавления nн на кратность основного разбавления no: n = nнno (4) 4 Начальное разбавление рассчитывается в следующих случаях: • для напорных сосредоточенных и рассеивающих выпусков при соотношении скоростей речной воды Vр и скорости сточных вод из выпуска Vст. Vст.  4  Vр (5) • при абсолютных скоростях истечения струи из выпуска больше 2 м/c. 5 Кратность начального разбавления nn рассчитывается по методу Н.Н. Лапшева. • Исходные данные: – расход сточных вод q, м3/с; – диаметр выпуска d0, м; – количество выпуском N0; – скорость течения воды в реке (в месте выпуска) Vр, м/с; – глубина реки в месте расположения выпуска Н, м; • Алгоритм расчета: 1) Находится скорость на оси струи V0=Vp+ΔV (6) ΔV – превышение скорости речного потока над скоростью на оси струи (задается в пределах 0,10,15 м/с). 2) Определяется скорость истечения сточных вод из выпускных отверстий Vcт.=4q/d0N0, м/с (7) 3) Вычисляется параметр m (отношение скоростей) m=Vp/V0 (8) 4) По номограмме (рис. 1) определяется . Рисунок 1 - Номограмма для определения диаметра струи в расчетном сечении. 5) Рассчитывается диаметр нестесненной струи в расчетном сечении , (9) 6) Кратность начального разбавления без учета стеснения струи dH определяется по формуле: (11) где определяется по рисунку 2. Рисунок 2 - Номограмма для определения поправочного коэффициента 6 Кратность основного разбавления n0 определяется по методу В.А. Фролова и И.Д. Родзиллера. • Исходные данные: ‑ расчетный расход в водотоке в фоновом створе, Q, м3/с; – расчетный расход сточных вод в выпуске, q, м3/с; – скорость водотока при расчетном расходе, Vср, м/с; – глубина водотока при расчетном расходе, Н, м; – расстояние от выпуска до контрольного створа по прямой, Lп, м; – расстояние от выпуска до контрольного створа по фарватеру, LФ, м. • Алгоритм расчета: 1) Определяется коэффициент смешения: где:  – коэффициент, учитывающий гидравлические условия в реке; где  – коэффициент извилистости (отношение расстояния до контрольного створа по фарватеру к расстоянию по прямой) = Lф/Lп , (14)  – коэффициент, зависящий от места выпуска сточных вод (при выпуске у берега =1, при выпуске в стрежень реки =1,5); D – коэффициент турбулентной диффузии, м2/с. 2) Коэффициент турбулентной диффузии определяется. • Для летнего времени по формуле: D =gVH/37nшС2 (15) где: g – ускорение свободного падения, g =9,81 м/c2; nш – коэффициент шероховатости ложа реки, C – коэффициент Шези, м1/2/c, определяемый по формуле Н.Н. Павловского С=Ry/ nш где R – гидравлический радиус потока, м (R  H); y=2,5nш -0,13 –0,75 R (nш –1), • Для зимнего времени (периода ледостава) D =gVRпр/37nпрСпр2 (16) где Rпр, nпр, Спр – приведенные значения гидравлического радиуса, коэффициента шероховатости и коэффициента Шези; Rпр =0,5H, nпр = nш[1+(nл/ nш)1,5]0,67 где nл – коэффициент шероховатости нижней поверхности льда. 3) Кратность основного разбавления определяется по формуле: no=(q+Q)/q (17) Расчет норматива НДС отдельного выпуска в водоем 1 Нормативы НДС для выпусков сточных вод в водохранилища и озера определяются для каждого выпуска сточных вод по формуле: Норматив НДС=qСНДС (1) 2 Расчетная формула для определения СНДС: а) для консервативных веществ СНДС = Сф + n(Спдк – Сф); (2) б) для неконсервативных веществ СНДС = Сф + n(Спдк  ekt- Сф); (3) где: Спдк — предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водоема, г/м3; Сф — фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке выше выпуска сточных вод; n — кратность общего разбавления сточных вод в водотоке; k — коэффициент неконсервативности, 1/сут; t — время добегания от места выпуска сточных вод до расчетного створа, сут. 3 Кратности общего разбавления равна произведению кратности начального разбавления на кратность основного: n=nHno (4) 4 Кратность начального и основного разбавления рассчитывается по методу М. А. Руффеля для двух случаев расположения выпуска: – выпуск в мелководную часть или в верхнюю треть глубины водоема, загрязненная струя распространяется вдоль берега под воздействием поверхностного течения, имеющего одинаковое с ветром направление; – выпуск в нижнюю треть глубины водоема, загрязненная струя распространяется к береговой полосе против выпуска под воздействием донного компенсационного течения, имеющего направление, обратное направлению ветра. • Исходные данные: – расход сточных вод выпуска q, м3/с; – скорость ветра над водой в месте выпуска сточных вод V, м/с; – средняя глубина водоема вблизи выпуска Нср, м. В зависимости от средней глубины водоема Н0, средняя глубина Нср определяется на участке ∆L Н0, м ∆L, м 3  4 100 5  6 150 7  8 200 9  10 250 – расстояние до контрольного створа L, м. • Алгоритм расчета: 1) Определяется кратность начального разбавления: при выпуске в мелководье или в верхнюю треть глубины водоема - – при выпуске в нижнюю треть глубины 2) Определяется кратность основного разбавления: - при выпуске в мелководье или в верхнюю треть глубины водоема где или по табл. 12.1 Таблица 12.1 ‑ Значение no, случай – выпуск в мелководье Нср, м L, м 500 1000 2000 4000 6000 8000 10000 1 7,68 12,18 22,18 51,57 105,09 204,17 387,79 2 4,86 7,16 11,27 19,84 30,26 43,62 61,01 3 3,84 5,46 8,20 13,28 18,64 24,67 31,63 4 3,29 4,58 6,69 10,39 14,02 17,85 22,00 5 2,94 4,02 5,76 8,73 11,51 14,33 17,27 6 2,69 3,63 5,13 7,63 9,92 12,16 14,45 7 2,51 3,35 4,67 6,85 8,80 10,68 12,56 8 2,37 3,12 4,32 6,25 7,97 9,60 11,20 10 2,16 2,80 3,80 5,41 6,80 8,10 9,36 12 2,02 2,57 3,44 4,83 6,02 7,11 8,16 14 1,91 2,40 3,18 4,40 5,45 6,40 7,30 16 1,82 2,27 2,97 4,08 5,01 5,86 6,65 – при выпуске в нижнюю треть глубины водоема , (8) где или по табл. 12.2 Таблица 12.2 ‑ Значение n0, случай – выпуск в нижнюю треть глубины водоема Нср, м L, м 50 100 150 200 300 400 500 1 9,34 14,97 23,08 35,39 84,03 203,46 501,50 2 6,60 8,08 11,05 13,58 20,05 29,35 42,99 3 5,65 7,16 8,52 9,88 12,88 16,49 20,95 4 5,12 6,34 7,36 8,33 10,29 12,43 14,86 5 4,77 5,82 6,67 7,44 8,93 10,46 12,10 6 4,52 5,46 6,19 6,85 8,08 9,28 10,53 7 4,33 5,18 5,84 6,43 7,48 8,49 9,50 8 4,17 4,96 5,57 6,10 7,03 7,91 8,77 10 3,93 4,63 5,16 5,62 6,40 7,11 7,14 12 3,76 4,39 4,87 5,28 5,96 6,57 7,14 14 3,62 4,21 4,65 5,02 5,64 6,18 6,67 16 3,51 4,06 4,47 4,81 5,38 5,87 6,32 7 Расчет объемов неорганизованного поверхностного стока Под неорганизованным стоком загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций в виде самопроизвольных потоков по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций. Объемы выпадающих осадков измеряются высотой слоя воды в мм, выпадающей за определенный интервал времени на площади водосбора Площадь водосбора (площадь стока) – часть земной поверхности, подстилающих почв и горных пород, с которых вода поступает в водный объект Объем стока – объем воды, стекающей с площади водосбора за 1 год Модуль стока – объем воды, стекающий с единицу площади водосбора в единицу времени Осадки, выпадающие в теплый период времени формируют дождевой сток. Осадки, выпадающие в холодный период года – талый сток. Часть осадков, просочившихся в грунт и далее в систему канализации, формируют дренажный сток. Годовой объем поверхностных сточных вод образующихся на территории водосбора, определяется как сумма поверхностного стока за теплый (апрель-октябрь) и холодный (ноябрь-март) периоды года с общей площади водосбора объекта по формуле: WГ = WД + WT + WП , где WД , WT и WП - среднегодовой объем дождевых, талых и поливочных вод, в м3. Объем стока дождевых вод определяется по формуле: WД = 10۰ Hд۰ Ψд۰ S, где S - расчетная площадь стока, в га Hд - слой осадков за теплый период года (определяется по таблице 2 СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»), мм Ψд - общий коэффициент стока дождевых вод (Таблица 1) Таблица 1 Расчет общего коэффициента стока дождевых вод Вид поверхности или площади водосбора Площадь, Si, га Доля покрытия от общей площади стока, Si/S Коэффициент стока, Ψi,% Si۰Ψi /S Кровли зданий и сооружений 0,8 Асфальтовые покрытия и дороги 0,6 Открытые грунтовые площадки 0,2 Зеленые насаждения и газоны 0,1 ΣSi Σ Ψд Объем стока талых вод определяется по формуле: WД = 10۰ Hд۰ Ψт۰ S, где S - расчетная площадь стока, в га Hт - слой осадков за холодный период года (определяется по таблице 2 СНиП 23-01-99 «Строительная климатология»), мм Ψт - общий коэффициент стока талых вод (с учетом уборки снега и потерь воды за счет частичного впитывания водопроницаемыми поверхностями в период оттепелей принимается равным 0,5 – 0,7) Объем стока поливочных вод определяется по формуле: WП = 10*m*k*S* Ψп, где т - удельный расход воды на 1 мойку дорожных покрытий; при механизированной уборке территории принимается 1,2-1,5 л/м , ручной - 0,5 л/м; Ψп - коэффициент стока для поливочных вод, принимается равным 0,5; k - среднее количество моек в году составляет 100-150; S - площадь твердых покрытий, подвергающихся мойке, га.
«Правовые основы охраны окружающей природной среды и природопользования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 141 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot