Правовой менталитет - феномен правосознания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Правовой менталитет - феномен правосознания
1. Понятие и сущность менталитета
2. Различные подходы к определению правового менталитета
3. Основные характеристики правового менталитета
4. Правовой менталитет и правовая психология
5. Этнический и региональный правовой менталитет
1. Понятие и сущность менталитета
В настоящее время обнаруживаются две основных тенденции в понимании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоидентификацию человека в социальном мире. В узком смысле менталитет - это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.
Менталитет - склад ума, мироощущение, мировосприятие, духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте человека в нем, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, которые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка.
Менталитет отличается от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологии более устойчивым характером. Менталитет всегда есть некая целостность «мировидения», единство противоположных начал - природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.
Менталитет - это некоторый набор символов, сформированных в рамках каждой исторической и культурной эпохи и национальности. Этот набор символов зафиксирован в сознании людей в ходе диалога с другими людьми. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в обыденной жизни пояснением, путем выражения знаний о мире и месте человека в нем.
Менталитет включает основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как создателя всего. Это эмоциональные и ценные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива;
Менталитет, как специфика психологической жизни людей раскрывается через:
- систему взглядов и оценок, норм умонастроений, базирующуюся на существующих в данном обществе знаниях и верованиях;
- язык. Анализ языка позволяет весьма точно выявить культурную специфику отношения людей к окружающему миру и представляет внутренний мир человека. Можно узнать через язык стиль мышления;
- господствующие в данной группе мотивы, через иерархию ценностей, которые проявляются в убеждениях, идеалах и интересах. Все это позволяет выявить социальные установки, обеспечивающие готовность действовать определенным образом. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении людей, представителей данной культуры, выражаясь прежде всего в стереотипах поведения и принятия решения, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив;
-эмоциональную сферу, через господство каких-либо чувств;
- анализ основных социально-политических и этнических категорий, которыми оперирует обыденное сознание: «свобода», «труд», «время», «пространство», «семья».
Близкое по значению понятию «менталитет» можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др. Так, швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг, пытаясь постичь глубинные основы коллективной психологии, употребил понятие «архетип».
Архетип представляет психические структуры коллективного бессознательного, которое является не личным приобретением человека, а унаследовано от наших далеких предков. Архетипы - это своеобразные формы постижения мира, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей, обусловливают все психические процессы, связанные с их поведением.
Французский этнограф и психолог Л. Леви-Брюль таким образом обозначает ряд символических форм, существующих в первобытном мышлении. Наибольшее развитие понятие «архетип» получило в аналитической психологии К.Г. Юнга, который, исследуя, под влиянием З. Фрейда, «индивидуальное бессознательное», постепенно пришел к выводу о существовании в психике человека более глубокого слоя - «коллективного бессознательного», представляющего собой отражение опыта прежних поколений, «отпечатавшегося» в структурах мозга.
Правовым менталитетом являются исторически сложившиеся специфические, наиболее типичные и устойчивые для определенной социальной или национально-этнической общности, системы мировоззренческих представлений, оцениваний и реагирований на объекты государственно-правовой действительности.
В этом качестве правовой менталитет, среди других правовых явлений сферы духовного мира общества, является низшей ступенью, глубинным отражением существующих правовых реалий.
Между правосознанием, правовым мировоззрением, правовым мышлением и правовым менталитетом существует органическое единство, проявляющееся в их тесном взаимодействии и в том, что правовой менталитет дает основу для формирования и проявления правосознания, правового мировоззрения, правового мышления.
Системный анализ правового менталитета дает возможность сформировать его модель, структурные элементы, такие как (правовые представления, правовые стереотипы, ценностно-правовые ориентации, правовые аттитюды (аттитюд (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия. Аттитюд - специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. ) и установки), которые располагаются на двух уровнях - осознанном (сознательном) и неосознанном (бессознательном). При этом на неосознанном уровне структурные элементы отличаются устойчивостью (мало изменяемы), а на осознанном - подвержены изменению.
Классификация правового менталитета определяется выделяемыми типами: цивилизационного, национального, этнического и "эпохального" порядка. Цивилизационный тип (критерий существующие правовые системы) в свою очередь делится на такие виды, как славянский, англосаксонский, романо-германский, мусульманский, индусский правовой менталитет и другие.
Также предлагается классификация правового менталитета, основанная на разделении права па частное и публичное. В этой связи правовой менталитет будет состоять из двух срезов - "публично-правового менталитета" и "частно-правового менталитета)".
Российский правовой менталитет, правовые представления, правовые стереотипы, ценностно-правовые ориентации, правовые аттитюды и установки россиян складываются под влиянием ряда факторов, среди которых географическое расположение, протяженность и заселенность территории, многонациональность, природно-климатические факторы, религия, войны, образование, а также менталитет этносов и эпохальный менталитет.
Совокупность перечисленных факторов формирует неповторимый, особый исторический путь развития государственности, права, культуры, менталитета, которые обусловлены условиями жизнедеятельности.
Российский публично-правовой и частноправовой менталитет, их особенности отражаются в правовых представлениях, которые содержатся в пословицах, поговорках, изречениях, мифах, былинах, сказках, являющихся устной формой проявления народной правовой культуры, а также отражаются и обычаях, традициях, способах действовать, вырабатывавшихся в правовой повседневности на протяжении всей истории существования российского парода.
Особенным в данных представлениях, оцениваниях и реакциях является то, что "общее" признается более важным, чем "частное"; интересы индивида, подчинены интересам социума и государства; во взаимоотношениях с обществом и государством у индивида было больше обязанностей, чем прав.
2. Различные подходы к определению правового менталитета
Слово «менталитет» в переводе с латинского языка означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад». Впервые это слово стало использоваться еще в 14 в.
В соответствии с взглядами Ф. Граус: «Словом «менталитет» называется часто все то, что не подпадает под определение понятий «политика», «социально-экономические отношения», «обычаи», «законы».
Понятие «менталитет» так же неопределимо, как понятие «культура» или «идеология», что не исключает, однако, возможности его описания. Менталитет – это «общий тонус» долговременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Менталитет часто противоречив, он образует специфические «вживленные образы», стереотипы мнений и действий. Он проявляется в предрасположенности индивидуума к определенным типам реакций – собственно, он является их механизмом.
В начале 90-х российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину определение. Вклад в разработку внесли и отечественные ученые как близкие к методологии новой интеллектуальной истории – А.Я. Гуревич, А.П. Ястребитская, В.П. Даркевич.
Наибольших успехов в исследовании менталитета достигла французская историческая школа Анналов. М. Блок и Л. Февр, которые обращали внимание своих коллег на тот пласт сознания, который в силу своей слабой отрефлектированности не получал прямого отражения в источниках, а потому постоянно ускользал из поля зрения историков. Ментальность, способ видения мира, отнюдь не идентична идеологии, имеющей дело с продуманными системами мысли; она во многом - может быть в главном - остается нерефлексируемой и логически не выявленной.
Ментальность - не философская, научная или эстетическая система, а тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отчленена от эмоции, от привычки, от приемов сознания, - люди ими пользуются сами того не замечая, не вдумываясь в их существо и предпосылки, в их логическую обоснованность. Поэтому ментальность, принадлежащая сфере социальной психологии не формулируется четко и непротиворечиво. Она принадлежит к «плану содержания», а не к «плану выражения».
По мнению последователей данного направления, в человеческом сознании в той или иной форме находят свое преломление самые разные проявления бытия, закрепляясь в системе образов, представлений, символов. Именно поэтому изучение образа мыслей людей, способов и форм организации мышления, конкретных и образных картин мира, запечатленных в сознании, рассматривается как возможность понять логику исторического процесса как в целом, так и применительно к отдельным историческим феноменам.
Одни из первых определений менталитета были довольно размытыми, например, «менталитет – духовно-психологический облик общества». Позднее менталитет стали определять как совокупность представлений, воззрений общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный – грузинский, русский, немецкий). Такое понимание менталитета практически отожествляет понятие «менталитет» с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает это понятие ненужным.
Менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть психического склада нации. Менталитет имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Он выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.
Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, а ментальные конструкции являются, по сути, стержневыми особенностями различных культур, позволяющими так или иначе классифицировать эти культуры.
Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, однако, что он представляет собой некую неподвижную метафизическую сущность. На самом деле, национальный менталитет меняется, хотя и очень медленно. Механизм этого изменения носит весьма специфический характер: он осуществляется не путем перестройки, а посредством наслаивания поверх древних архетипов новых и новых смысловых пластов.
Для менталитета характерны подсознательный характер реагирования и высокая устойчивость, неподатливость населения воздействию со стороны государства и социальных институтов при попытках коренного изменения его образа жизни, социальных и культурных условий.
3. Основные характеристики правового менталитета
Начало исследований менталитета положено трудами античных историков Геродота, Тацита, Плиния, Ксенофонта. Определенный интерес к этой проблеме проявили в XVIII веке Ш. Монтескье, К. Линней, Ж. Бюффон др. В качестве специального направления исторических исследований ментальность появилась во французской исторической науке. Категория менталитета разрабатывалась школой «Анналов», представителями которой были М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоф, Ф. Бродель. Существенный вклад в исследование менталитета внесли зарубежные ученые Г. Бутуль, П. Динцельбахер, Н. Элиас, X. Гетц, Т. Гайгер, X. Ортега-и-Гассет и многие другие.
Суммируя научные представления о сущности менталитета, P.A. Лубский предложил выделить три подхода в определении этой категории: «При первом подходе менталитет рассматривается как совокупность повседневных осознанных представлений, символических образов и ценностей... При втором подходе акцент, наоборот, делается на коллективно-бессознательных, архетипичных его компонентах... В рамках третьего подхода подчеркивается, что менталитет -это область как сознательного, так и бессознательного, причем осознанные элементы менталитета неразрывно связаны со сферой бессознательного, которое может рассматриваться исключительно как коллективное». Т.М. Полякова выделяет, кроме того, такие типы менталитета как описательные, исторические, нормативные, психологические, структурные, генетические, политолого-социологические, связанные с режимом государства, типом политической культуры, политологические, культурологические.
Еще менее определенно в отечественной науке понимается правовой менталитет, правовая ментальность. Ряд исследователей видят в правовом менталитете категорию, которая отображает сложную морфологию общественного и индивидуального сознания, обозначающую все - как позитивные, знаковые, так и непозитивные, образные, символические и иные феномены правовой культуры, категорию, выражающую сложное, многослойное явление.
Другая группа приходит к выводу, что правовая ментальность есть духовно-правовая психологическая инварианта, имеющая консервативные формы воспроизводства присущих ей ценностей. Она есть тот стержень, при помощи которого правовая культура общества этнически «пульсирует», функционально обеспечивает собственную культурную «самость».
Третьи видят в правовом менталитете устойчивое мировоззрение той или иной социальной группы, класса, нации, народа и иной общности на государство и право, способ их существования и функционирования.
Несмотря на разнообразие методологических подходов, целесообразно, на наш взгляд, выделить основные характеристики, присущие большинству научных дефиниций: 1) правовой менталитет есть элемент общественной правовой психологии (массового общественного правосознания) социума на разных исторических горизонтах; 2) правовой менталитет концентрирует в себе наиболее яркие социально-психологические образы правовой жизни народа; 3) правовой менталитет есть устойчивый и мало подверженный изменению стержень, пронизывающий всю правовую историю этноса (регионального социума); 4) правовой менталитет есть необходимая, объективно существующая духовная реальность, оказывающая существенное консервативное влияние на государственную правовую идеологию и правовую психологию этноса, социума.
Исходя из диалектико-материалистической парадигмы, представляется возможным понимать под правовым менталитетом исторически сложившиеся ценностно-правовые ориентации социума (класса, сословия, этноса, региональной социальной общности) и личности, позволяющие объяснять и оценивать современные реалии правовой действительности.
Правовой менталитет есть категория общественной правовой психологии. В зависимости от меры соответствия внешних правовых предписаний исторически сложившимся в социуме правовым ценностям, правовая психология социума может противодействовать или содействовать распространению отдельных взглядов или установок правовой идеологии. В этом случае правовой менталитет выполняет роль некоего идеала, образца, ориентира для сравнения и оценки реального правового явления или правового факта с правоментальными ценностями предыдущих генераций.
Особое место занимает правовой менталитет в национальных (этнических) и региональных правовых культурах. Наличие географических, исторических, экономических и иных особенностей развития этносов и региональных социумов позволяет выделить в самостоятельные виды этнический и региональный правовой менталитет.
4. Правовой менталитет и правовая психология
Правовой менталитетявляется духовно-психологи¬ческой основой позитивного права. Правосознание и правовая ментальность образуют духовную ткань юридического бытия, осуществляют правовую рефлексию, юридическое мироощущение. Немаловажную роль в этом играет и особый феномен - правовое подсознание, являющееся для теории права проблемным аспектом со времен теоретически выдвинувшего его Л.И. Петражицкого (конец Х1Х – начало ХХ вв.). Оно образует духовную подструктуру, наиболее глубокий слой правового сознания, непознаваемый рациональными средствами сознания, например, правилами формальной логики.
Содержание юридического бессознательного несколько иное, чем у позитивного правопонимания, поскольку ему присущи неосознаваемые юридические реакции, импульсы, правовые инстинкты, пробуждение юриди¬ческой интуиции. Именно правовое подсознание отвечает за юридическое озарение, возникающее в процессе интуитивно-дискурсивного познания, осмысления социально-правового бытия.
Российской правовой ментальности органично присущ этатизм, о чем свидетельствует вся история России. И для этого имеются свои объективные основания. Однако чрезмерная, не во всём оправданная ориентация на государственную власть есть характерная черта отечественной правовой ментальности. В российском обществе индивид часто не обладает в необходимой мере тем чувством позитивной правовой ответственности и долга, которое, как утверждается некоторыми отечественными и западными мыслителями, характерно для граждан западноевропейских демократий, что значительно затрудняет отечественный правовой прогресс в его западном понимании.
В этой связи в научной литературе в качестве особенности российского менталитета иногда отмечают полное подчинение личности государству, а в момент народных возмущений - дикий произвол, побеждаемый еще более лютым государственным произволом. В этом крайнем суждении имеется своя доля истины, но одновременно и своё субъективное преувеличение, что необходимо учитывать в понимании проблемного вопроса о правовом менталитете.
Аксиологическая характеристика правового сознания и менталитета включает в себя как общечеловеческие, общецивилизационные гуманитарные ценности, так и этнические, корпоративные, групповые, кланово-родовые и др. Духовно-культурологическое восприятие российской ментальности позволяет выявить специфические черты ее психологии: нередко проявляющиеся иррациональность, алогичность, импульсивность, внушаемость, наивная идеалистичность, стремление к справедливости, терпимость, а также связь с религиозными ценностями и др.
Специфика российской ментальности проявляется в определенном дистанцировании от общечеловеческих ценностей и начал правовой культуры, поскольку они для российской ментальности нетрадиционны. К сожалению, практика современного российского государства не способствует улучшению рационального состояния правового сознания и менталитета, но способствует «эрозии» российской правовой ментальности, ее духовно-нравственному упадку.
Правовая психология охватывает совокупность чувств, ценностных отношений, настроений, желаний или переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным от-ражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.
От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.
Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а сейчас и Китая любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства. Итак, как элемент правовой культуры правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).
Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, а также от настоящего и будущего. Идеология России никогда раньше не имела в качестве цели создание социально ориентированного государства и свободного рынка.
Теперь такая цель появилась. Ее достижению должны способствовать общественная нравственность, философия социальной защищенности граждан, социальная справедливость и юридическая наука, реализуемые через законодательно закрепленные функции государства. Рынок и частная собственность изначальны в человеческой истории, но они должны регулироваться государством с учетом особенностей национальной идеологии и психологии.
5. Этнический и региональный правовой менталитет
Этнический менталитет является первичной формой менталитета любых социокультурных образований, так как все иные формы менталитета представляют собой конкретные модификации этнического менталитета. Поэтому все вышеизложенные характеристики менталитета являются характеристиками этнического менталитета, и мы не будем повторяться, а сконцентрируем внимание на выявлении природы этнического менталитета и анализа его различных структурных элементов.
В культурологической и философской литературе существует довольно распространенная точка зрения, согласно которой этнический менталитет имеет дуальную природу. С одной стороны, это психологические, иногда подсознательные, природные, биологические, а с другой, – социальные, культурные, привитые воспитанием начала, которые находятся в единстве и целостности.
Сторонники биосоциальной трактовки этнического менталитета делают акцент на бессознательном, автоматическом, стереотипическом действии ментальных структур. И это служит основанием для утверждения положения о «генетической обусловленности этнического менталитета».
Концепция биосоциальной природы этнического менталитета опирается на гипотезу Л. Н. Гумилева о пассионарности как ведущем факторе этногенеза,( Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза) Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 год). Теория Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.), на учение о коллективном бессознательном – архетипах К. Г. Юнга, на взгляды на природу мыслительных автоматизмов И. Канта, Ф. Энгельса, Ж. Пиаже.
Этнический менталитет в этой модели включает в себя психоэнергетический уровень, уровень бессознательного и уровень врожденных автоматизмов логического мышления (мыслительный уровень). Каждый из этих уровней отличается в зависимости от развитости состояния информации, которую он содержит. Общее, что их определяет, – механизм наследственного закрепления и передачи получаемой в течение жизни информации.
Приоритет постановки вопроса о существовании психоэнергетического уровня этнического менталитета принадлежит Л. Н. Гумилеву. Опираясь на учение В. И. Вернадского о существовании биохимической энергии Земли в ноосфере, Л. Н. Гумилев выдвинул гипотезу, что каждый живой организм обладает энергетическим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. Если принять эту энергетическую модель силового поля и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это так, то тогда мы можем сказать, в чем различия этносов между собой – очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в живом ритме разных этнических групп.
Российский региональный менталитет, их особенности отражаются в правовых представлениях, которые содержатся в пословицах, поговорках, изречениях, мифах, былинах, сказках, являющихся устной формой проявления народной правовой культуры, а также отражаются
в обычаях, традициях, способах действовать, вырабатывавшихся в правовой повседневности на протяжении всей истории существования российского народа. Особенным в данных представлениях, оцениваниях и реакциях является то, что «общее» признается более важным, чем «частное»; интересы индивида, подчинены интересам социума и государства; во взаимоотношениях с обществом и государством у индивида было больше обязанностей, чем прав. Кроме того особенности проявляются в национальных правовых представлениях и реакциях по отношению к таким объектам политико-правовой действительности, как: государство, право, закон, обычаи, реформы, вождь (монарх), государственные служащие, органы местного самоуправления, община, преступление, наказание, суд, судебный процесс, семья, наследство, труд, собственность и т.п.
На основе исследования современных правовых представлений, стереотипов, ценностно-правовых ориентации, аттитюдов и установок можно отметить: современная российская правовая культура не вписывается в рамки лишь авторитарной традиции; в современной России уже сложилась система объективных ограничителей, которая затрудняет реставрацию старой системы; российские граждане не за авторитарный режим, а за эффективно действующую с соблюдением законности государственную власть; на осознанном уровне базовые демократические ценности имеют широкую поддержку (уважение к закону, правопорядку, демократические процедуры, необходимые для организации в обществе нормальной жизни, формирование власти в процессе выборов, возможность личного политического участия и влияния на государственно-правовые события и др.); эволюция государственно-правовых представлений в социуме от ностальгической устремленности в прошлое в начале 90-х годов, апатии и растерянности, направлена в сторону осознания важности политического участия для отстаивания собственных интересов; идет процесс переосмысления правовых представлений и ценностей.