Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Правовая основа исполнения законов

  • 👀 429 просмотров
  • 📌 395 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Правовая основа исполнения законов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Правовая основа исполнения законов» docx
1.Начнем нашу лекцию с правовой основы темы нашей лекции. Правовую основу за исполнением законов этого направления составляют: -Закон о прокуратуре (ст.29, 30, 31); -Закон об оперативно-розыскной деятельности от 5 июля 1995 г. (ст. 21); -приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г.№56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; Полномочия прокурора Эти полномочия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (ст. 30 Закона о прокуратуре). Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер. В отличие от дознания и предварительного следствия как деятельности процессуальной ОРД является непроцессуальной. В этой связи и полномочия прокурора в этой сфере отличны по своему характеру. Прокурор не вправе участвовать в проведении ОРМ, а тем более, лично проводить какие- то из этих мероприятий. В процессуальной же сфере прокурор наделен правом участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому..делу. Для проверки исполнения требований закона органами дознания и предварительного следствия прокурор вправе требовать от этих органов уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания и предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление. Прокурор наделен важнейшим полномочием - правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Постановления прокурора выносятся в случаях отмены незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, проводящих дознание, об отказе в возбуждении уголовного дела, о соединении уголовных дел, о выделении уголовного дела, о приостановлении расследования, о прекращении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого. К основным средствам устранения нарушения законности относятся также указания прокурора, которые должны даваться в письменной форме. Все письменные указания прокурора, данные органам дознания и предварительного следствия, в связи с возбуждением и расследованием уголовного дела обязательны для этих органов, за исключением нескольких, предусмотренных..законом..обстоятельств. Важнейшим полномочием прокурора на заключительном этапе расследования является право при обнаружении нарушений закона возвратить уголовное дело в органы дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.   Организация работы В Федеральном законе от 12 августа 1998 г. №14-ФЗ «Об ОРД» (ст. 21) указано, что надзор за исполнением законов РФ органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генпрокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Понятие «уполномоченный прокурор» предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор законностью в ОРД. В приказе Генпрокурора РФ от 9 августа 1996 г. №48 определено, что уполномоченными на осуществление надзора за исполнением законов в сфере ОРД являются прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные..прокуроры. Для выполнения поставленных задач прокурору необходимо владеть оперативной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты работы в поднадзорных органах, располагать сведениями о характере расследуемых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный..период..и..т.д. Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как законность в деятельности правоохранительных органов по приему, регистрации, учету и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях; производство неотложных и иных следственных действий, направленных на своевременное и полное раскрытие преступлений..задержания..аресты. При этом прокурору необходимо обратить особое внимание в процессе осуществление надзора на надлежащее выполнение совместного приказа Генпрокуратурой РФ, МВД РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития и Торговли РФ и Федеральные службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 октября 2005 года «О едином учете преступлений». Согласно этому приказу, сотрудники правоохранительных ведомств обязаны принять заявление независимо от его подследственности, зарегистрировать его и отправить в тот правоохранительный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение этого заявления. Применение иных мер процессуального принуждения; предъявление обвинения; обеспечение права на защиту и иных прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; соблюдение требований полноты, всесторонности, объективности расследования, сроков следствия и содержания под стражей; приостановление производства по делу и прекращение дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов по контролю за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия..по..уголовным..делам. Важный элемент организации работы по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия - планирование. Обычно планы предусматривают изучение и обобщение практики исполнения законов органами дознания и предварительного следствия по категориям уголовных дел, либо по отдельным вопросам (законность задержания и арестов за определенный период времени, законность привлечения к уголовной ответственности и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям законности участках работы органов дознания и следователей. К организации надзора относится также распределение обязанностей по надзору за законностью в деятельности этих органов. Особенности надзора за исполнением законов органами предварительного следствия Согласно ст. 151 УПК РФ, органами предварительного следствия по уголовно-процессуальному законодательству являются следователи органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В зависимости от определенной в ч. 2 ст. 151 УПК РФ для каждого ведомства последовательности следователи указанных органов проводят расследование преступлений.В связи с этим при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор должен устанавливать контроль за тем, чтобы следователями этих органов соблюдались требования закона о подследственности1. Статья 146 УПК РФ предоставляет прокурору властнораспорядительные полномочия. Это говорит о том, что любое уголовное дело может быть возбуждено только с согласия прокурора. В ч. 4 ст. 146 УПК РФ указывается, что постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Получив постановление, прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела немедленно либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. При соединении в одном производстве уголовных дел подследственных разным органам предварительного следствия подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности установленной ст. 151 УПК РФ. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Возникшие споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор. Соединение уголовных дел производится на основании..постановления..прокурора. Деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства в процессе взаимодействия следователей и оперативных работников осуществляется до возбуждения уголовного дела при реализации оперативнорозыскной информации следователем; в период производства предварительного следствия; после принятия решения о приостановлении производства по делу в случаях когда обвиняемый скрылся от следствия, или когда по иным причинам не установлено его местонахождение. Осуществляя надзор за законностью взаимодействия следователей и оперативных работников при проведении розыска скрывшегося обвиняемого, прокурор должен выяснить вопросы, касающееся вынесения следователем постановления об объявлении розыска обвиняемого, направления его в подразделение криминальной милиции полноты материалов, необходимые для..розыска. Особое внимание прокурор должен обращать на такие вопросы, как полнота, всесторонность и объективность предварительного следствия; правильность избрания меры пресечения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юридической оценки преступления, данной следователем; приняты ли меры обеспечения гражданского иска; выяснены ли причины и условия, способствующие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; а также соблюдены ли иные требования уголовно-процессуального закона. Примечание: Красным выделено, то что при необходимости можно убрать в зависимости от ситуации 2. А) Назовите отличия дознания и следствия от прокурорского надзора? В отличие от дознания и предварительного следствия как деятельности процессуальной ОРД является непроцессуальной. В этой связи и полномочия прокурора в этой сфере отличны по своему характеру. Прокурор не вправе участвовать в проведении ОРМ, а тем более, лично проводить какие- то из этих мероприятий. Б) Назовите важнейшее полномочия прокурора? Важнейшим полномочием прокурора на заключительном этапе расследования является право при обнаружении нарушений закона возвратить уголовное дело в органы дознания или предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. В) Назовите важнейший элемент организации работы прокурора? Важный элемент организации работы по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия - планирование. Обычно планы предусматривают изучение и обобщение практики исполнения законов органами дознания и предварительного следствия по категориям уголовных дел, либо по отдельным вопросам (законность задержания и арестов за определенный период времени, законность привлечения к уголовной ответственности и т.д.) Г) Любое ли уголовное дело может быть возбуждено с согласия прокурора? Ответ аргументируйте. Статья 146 УПК РФ предоставляет прокурору властнораспорядительные полномочия. Это говорит о том, что любое уголовное дело может быть возбуждено только с согласия прокурора. 3. Прокурор района, осуществляющий надзор за законностью производства предварительного следствия, ознакомившись с уголовным делом по обвинению Кротова в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 161 УК РФ, дал следователю указание избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу. Следователь вынес такое постановление, и прокурор его санкционировал. Вправе ли прокурор санкционировать арест? 2. Следователь Энского отдела внутренних дел обратился к прокурору района о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по п. «б» ч. 2 ст. 162 УК РФ в отношении Шумова. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока следователь указал причины, в силу которых следствие не может быть окончено в установленный законом двухмесячный срок, а также объем предстоящей работы по делу. Прокурор отказал следователю в продлении срока предварительного следствия, ссылаясь на то, что такой срок вправе продлить только прокурор области. 1) Вправе ли следователь обратиться с постановлением о продлении срока следствия к прокурору района? 2) Полномочен ли прокурор района продлить срок предварительного следствия? 3. К прокурору Энского района обратился с жалобой гр-н Коржов, в которой указал, что работники уголовного розыска провели в его отношении ряд оперативно-розыскных мероприятий, которые, по его мнению, ограничили его конституционные права и, в частности, на тайну переписки. Как должен отреагировать прокурор на жалобу гр-на Коржова? На какие вопросы он должен обратить внимание при проверке этой жалобы? 4. 1.Подлежат ли приему все без исключения заявления и сообщения, которые содержат информацию об уголовнонаказуемых деяниях? а) да; б) нет, только содержащие информацию о тяжких и особо тяжких преступлениях; в) подлежат, но только после их проверки. 2. Сведения о совершенных, но незарегистрированных преступлениях, прокурор может получить: а) только из медицинских учреждений; б) только из статистических, контрольно-ревизионных органов, а также из медицинских учреждений; в) только из медицинских учреждений, контрольноревизионных органов, подразделений военизированной охраны, организаций, занимающихся частным сыском и охраной судов; г) из медицинских учреждений; из статистических, контрольно-ревизионных органов; подразделений военизированной охраны; организаций, занимающихся частным сыском и органов судов. 3. Следует ли прокурору следить за тем, чтобы органом дознания до передачи дела следователю не назначались экспертизы, не выносились постановления о привлечении в качестве обвиняемого и не проводилось иных следственных действий, кроме неотложных; а) да; б) нет, это входит в компетенцию только руководителя органа дознания; в) нет, это входит в компетенцию только начальника следственного отдела (управления); г) нет, он поручает эту работу руководителю органа дознания и начальнику следственного отдела (управления). 4. При соединении в одно производство дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется: а) судом; б) Прокурором; в) начальником следственного отдела (управления); г) этот вопрос решается по договоренности между органами предварительного следствия разных органов. 5. Может ли прокурор принимать необходимые меры к созданию, в случаях необходимости, совместных следственно- оперативныых групп? а) да; б) нет, это входит в компетенцию руководителя органа дознания и начальника следственного отдела (управления); в) нет, это входит в компетенцию только начальника следственного отдела (управления); г) нет, так как следственно-оперативные группы в настоящее время не создаются. 5. ПРОТОКОЛ принятия заявления о привлечении к уголовной ответственности Мировой судья судебного участка № 3 Н-ского района г. Н-ска Ива- нов И. И. при секретаре судебного заседания Сидоровой М. В. рассмо- трел заявление Федорова И. И. о привлечении Петрова П. П. к уголов- ной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ. Составление протокола начато в 10 чаc. 00 мин. Федоровым мировому судье подано заявление о привлечении Петрова к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ. Мировой судья: Заявление Федорова о привлечении Петрова П. П. к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмо- тренного ч. 1 ст. 116 УК РФ, приложенные к нему документы, мною изучены, они полностью соответствуют требованиям, указанным в ст. 318 УПК РФ. Мировой судья устанавливает данные о личности Федорова. Мировой судья: Данные о личности Федорова установлены. В соответствии со ст. 306 УК РФ Федоров предупреждается мировым судьей об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Федоров: Суть ст. 306 УК РФ мне понятна. Мировой судья разъясняет Федорову право на примирение с Петровым. Федоров: От примирения с Петровым отказываюсь, настаиваю на принятии моего заявления о привлечении Петрова к уголовной ответственности мировым судьей к производству. Мировой судья разъясняет Федорову его права, предусмотренные ст. 42, 43 УПК РФ. Федоров: Права понятны. (убрать данные пункты, хотя они обязаны быть, объяснение прав) Мировой судья выясняет у частного обвинителя Федорова наличие у него заявлений, ходатайств. Федоров: Заявлений, ходатайств нет. Мировой судья в соответствии с ч. 7 ст. 318 УПК РФ предлагает Федорову подписать протокол. Об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ предупрежден, права, предусмотренные ст. 42, 43 УПК РФ, мне разъяснены, на привлечении Петрова к уголовной ответственности настаиваю. Написано собственноручно Федоров (подпись), Примечание. Согласно ч. 6 ст. 318 УПК мировой судья, принимая от лица (заявителя) заявление о привлечении к уголовной ответственности другого лица, осуществляет следующие действия: во-первых, предупреждает заявителя об уголовной ответственности за за- ведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя; во-вторых, разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в от- ношении которого подано заявление. Согласно ч. 7 ст. 318 УПК РФ мировой судья, приняв от лица (заяви- теля) заявление о привлечении к уголовной ответственности другого лица, осуществляет следующие действия: во-первых, разъясняет заявителю, что в уголовном процессе он является частным обвинителем; во-вторых, разъясняет ему права, предусмотренные ст. 42 и 43 УПК РФ. В силу ч. 7 ст. 318 УПК РФ по факту разъяснения прав частному обви- нителю составляется протокол, который подписывается судьей и лицом, по- давшим заявление. Предложенную законодателем регламентацию процедуры принятия заяв- ления о привлечении к уголовной ответственности трудно назвать удачной. Законодатель, указав, что факт разъяснения частному обвинителю его статуса оформляется протоколом, подписываемым заявителем и су- дьей, не уточнил, кто составляет данный протокол, каковы его реквизиты (ч. 7 ст. 318 УПК РФ). Подчеркнув в ч. 6 ст. 318 УПК РФ, что частному обвинителю разъясня- ется право на примирение с подсудимым, законодатель умалчивает о формах фиксации данного процессуального действия. Анализ вышеприведенных специальных норм в совокупности с общи- ми положениями УПК РФ позволяет перечисленные проблемы отнести к неточностям юридико-технического характера, негативная составляющая которых легко преодолима путем применения общих правил разъяснения участникам процесса их правового положения. 7 Необходимо убрать из данной схемы пункты и студенты должны их дополнить Заполнить таблицу для студентов Сравнения прокурорского надзора и судебный контроль критерии прокур надзор суд Область контроля Прокурор не ограничивается рассмотрением вопросов о дозволении совершать те или иные действия оперативно-розыскным или следственным органам. В поле зрения прокурора — и соблюдение законности при регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях во всех правоохранительных органах. Отсюда и значительно более широкий круг лиц, попадающих в сферу прокурорского надзора. компетенции суда и прокуратуры в контроле (надзоре) за законностью, уже прокурорского Способы осуществления пономочий Прокуратуре, в отличие от суда, не обязательно ждать поступления обращения заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Прокурорский надзор в досудебных стадиях имеет всеобъемлющий и регулярный характер суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц Особенность свойств инициативность императивность Разница в деятельности Направлена на предупреждения Направлена на наказания 8. Подискутировать на тему дальнейшего развития прокурорского надзора в РФ? Его будущее? Несомненно, в современных условиях прокурорский надзор является важнейшей гарантией обеспечения законности в стране. Прокурорами в борьбе с нарушениями законов проводится емкая, целенаправленная и, в тоже время, разноплановая работа. Высокий профессионализм сотрудников ведомства, все возрастающий интерес к процессам обеспечения законности ученых и представителей прогрессивной общественности, их заинтересованность в вопросах модернизации и укрепления российской государственности, а зачастую и богатый личностный опыт, обобщение и распространение которого не только ширит возможности его использования в практической деятельности, но и дает пищу для новых раздумий и выводов теоретического характера — все это предопределяет состояние современной надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации, указывает на перспективы ее развития. Между тем, складывающиеся условия требуют реализации зачастую еще более сложных и совершенных научно-обоснованных подходов к решению ответственных задач в сфере надзорных отношений, а потому важным является правильное интерпретирование реальных тенденций и потребностей прокурорского надзора.  Одна из центральных проблем — долговременное отсутствие кардинальных изменений в состоянии законности. К сожалению, российские граждане не чувствует себя защищеннее, да и общее количество выявляемых прокурорами противоправных фактов, несмотря на принимаемые из года в год меры, остается стабильно высоким. Впрочем, иногда по отдельным отраслям регистрируется некоторый спад правонарушений, что, на наш взгляд, свидетельствует отнюдь не о сколько-нибудь позитивных изменениях в соответствующих сферах, — скорее это следствие перераспределения сил и средств прокуратуры, что в условиях заведомо их ограниченности сказывается не в пользу традиционно менее «приоритетных» направлений.  9 Дата: № Ключевые понятия Толкование Графическая форма (рисунок, схема) 1.       2.     Алгоритм работы с приемом 1. Учитель знакомит учеников с новой темой: кратко обрисовывает самые главные направления изучения темы, основные понятия темы, главные идеи. Важно! Для приема «Бортовой журнал» лучше всего использовать темы, описывающие какую-то концепцию, идею принцип. Если же тема предполагает запоминание большого количества фактов, дат, терминов, то для нее лучше использовать другие технологии. 2. Ученики обсуждают идеи (в группах, парах), формулируют свое представление о том, какие понятия должны быть изучены, какие проблемы могут возникнуть при изучении темы. 3. Обсудив, ученики составляют план изучения новой темы или список основных понятий, которые наиболее полно отразят суть темы. 4. После осознания объема темы и ее сложности, ученики выбирают для себя тему эссе или сочинения, которые они будут писать после изучения проблемы урока. Можно предложить на выбор несколько тем, чтобы каждый ученик в процессе урока имел возможность определиться с выбором. 5. Составление ключевых вопросов по теме. Класс делится на группы, и каждая составляет свой список ключевых вопросов по теме. Потом списки обсуждаются и выделяются основные вопросы, которые должны быть изучены всеми. 6. Первичное заполнение бортового журнала. Лист разлиновывается на две части по вертикали. В левую часть записываются все вопросы и ключевые понятия темы. 7. Знакомство с новой темой. Выбор формы лекции — на усмотрение учителя. Это может быть привычная лекция, презентация, видеофильм и пр. Во время лекции ученики работают в правой части бортового журнала, фиксируя все новое, что они узнали, отмечая непонятное. 8. Первичная рефлексия. После лекции предлагается обсудить (в парах, в группах) первые впечатления. Ученики должны поработать со своим составленным списком вопросов и понятий: уточнить, добавить, зафиксировать новое знание. 9. Работа с графикой. На данном этапе задача учеников — отобразить новое знание в графической форме. Для этого можно использовать ранее изученные приемы: кластер, сводная таблица, понятийное колесо, фишбоун и пр. То есть, идет сжатие новое информации в опорный конспект. 10. Обсуждение построенных графических изображений. Здесь важно выявить взаимосвязь и вычленить главные понятия в теме. Поэтому обсуждение идет в максимально корректной форме: Что означает эта стрелочка? Почему информация расположилась по кругу? И т.д. 11. Практическое применение. На данном этапе учитель просит учеников соотнести новое знание с имеющимся практическим опытом: в какой жизненной ситуации может пригодиться новое знание, как его использовать на практике? Можно привести примеры из жизни, соотнести со сведениями из других уроков, описать свои воспоминания, которые появились во время прослушивания лекции. 12. Совершенствование опорного конспекта. На данном этапе ученики вновь возвращаются к своим графическим изображениям, соотносят первоначальный список вопросов и ключевых понятий. По итогам работы составляется первичный вывод: все ли понятия раскрыты, что осталось непонятым, что требуется уточнить, на все ли поставленные вопросы получены ответы. По итогам работы могут возникнуть дополнительные вопросы, которые также фиксируются в левой части бортового журнала. 13. Работа с дополнительными вопросами. На вопросы может отвечать учитель, а могут и ученики из составленной группы. 14. Рефлексия — обсуждение итогов работы. Примеры вопросов, по которым проводится этот этап: Что изменилось в вашем представлении по теме после изучения нового материала? Какие моменты лекции вы можете отметить как наиболее важные? Что вызвало затруднения? Какое из заданий было выполнить легче? Какие достоинства и недостатки исследований по теме вы можете указать? И др. 15. Самостоятельная письменная работа. По итогам урока ученики пишут эссе или сочинение на тему, которую они определили в начале урока. Работа может проводиться в классе. А может быть дана как домашнее задание.
«Правовая основа исполнения законов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot