Практико-ориентированная направленность образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях. Методики проведения занятий
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методика проведения лекционных занятий………………………………….4
2. Методика проведения практических занятий………………………………...8
3. Методика проведения лабораторных занятий………………………………10
Заключение………………………….……………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………13
Введение
Практико-ориентированная направленность образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях выдвигается сейчас многими учеными в качестве важнейшей особенностью данного уровня профессионального образования. Важной стороной этой проблемы является вопрос о ее реализации. Как показывает анализ работ, посвященных практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки будущих специалистов, в качестве основы выдвигаются системно-деятельностный и целевой подходы (исследования С.Я. Батышева, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и др.).
В последние годы исследования по проблеме практико-ориентированной профессиональной направленности обучения занимают одно из ведущих мест в исследованиях по профессиональной педагогике. Но несмотря на разносторонность и широту этих исследований остается еще недостаточно освоенной преподавателями методика проведения лекционных и лабораторно-практических работ по учебным дисциплинам.
Цель: рассмотреть методику проведения лекционных и лабораторно-практических занятий.
Задачи:
• раскрыть методику проведения лекционных занятий;
• изучить методику проведения практических и лабораторных занятий.
Методы: анализ, синтез, обобщение сравнение специальной литературы.
Структура работы. Введение, 3 параграфа, заключение, список литературы.
1. Методика проведения лекционных занятий
Лекция как элемент образовательного процесса должна включать следующие этапы:
Формулировку темы лекции;
– указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
– изложение вводной части;
–изложение основной части лекции;
– краткие выводы по каждому из вопросов;
–заключение.
Рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Начальный этап каждого лекционного занятия – оглашение основной темы лекции с краткой аннотацией предлагаемых для изучения вопросов. Преподаватель должен сообщить о примерном плане проведения лекции и предполагаемом распределении бюджета времени. Если очередное занятие является продолжением предыдущей лекции, необходимо кратко сформулировать полученные ранее результаты, необходимые для понимания и усвоения изучаемых вопросов. В вводной части достаточно кратко характеризуется место и значение данной темы в курсе, дается обзор важнейших источников и формулируются основные вопросы или задачи, решение которых необходимо для создания стройной системы знаний в данной предметной
В этой части лекции демонстрируются основные педагогические методы, которые будут использоваться при изложении материала и устанавливается контакт с аудиторией. Основная часть лекции имеет своей целью раскрытие содержания основных вопросов или разделов и определяется логической структурой плана лекции. При этом используются основные педагогические способы изложения материала: описание-характеристика, повествование, объяснение и др. Преподаватель должен также умело использовать эффективные методические приемы изложения материала – анализ, обобщение, индукцию, дедукцию, противопоставления, сравнения и т.д., обеспечивающие достаточно высокий уровень качества учебного процесса. В заключительной части лекции проводят обобщение наиболее важных и существенных вопросов, делаются выводы, формулируются задачи для самостоятельной работы слушателей и указывается рекомендуемая литература. Оставшееся время используют для ответов на вопросы, задаваемые слушателями, и для возможной дискуссии о содержании лекции. Содержание лекционного материала должно строго соответствовать содержательной части утвержденной рабочей учебной программы дисциплины.
Содержание лекционного занятия как важнейшего элемента учебного процесса должно выполнять следующие функции:
информационную – изложение системы знаний, какого-либо объема научной информации;
мотивационную – формирование познавательного интереса к содержанию учебной дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста, содействие активизации мышления студентов;
установочную – обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;
воспитательную – формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению профессиональными навыками.
Содержание и форма проведения лекционного занятия должны соответствовать требованиям, определяющим качественный уровень образовательного процесса. К ним относятся:
– научная обоснованность, информативность и современный научный уровень дидактических материалов, излагаемых в лекции;
– методически отработанная и удобная для восприятия последовательность изложения и анализа, четкая структура и логика раскрытия излагаемых вопросов;
– глубокая методическая проработка проблемных вопросов лекции, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
– яркость изложения, эмоциональность, использование эффективных ораторских приемов – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
– вовлечение в познавательный процесс аудитории, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для творческой деятельности;
– использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, средств мультимедиа, усиливающих эффективность образовательного процесса.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Для научно обоснованной лекции характерны ясность, логичность, аргументированность, точность и сжатость.
Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для всех студентов. Это означает, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов.
Систематичность лекционного материала определяется взаимосвязью изучаемого материала с ранее изученным, постепенным повышением сложности рассматриваемых вопросов, взаимосвязью частей изучаемого материала, обобщением изученного материала, стройностью изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикацией курса, темы, вопроса и единообразием структуры построения материала.
Принцип наглядности содержания лекции требует использования при чтении лекции визуальных носителей информации в виде презентаций, наглядных пособий, плакатов, таблиц и т.п., поскольку основной поток информации в учебном процессе воспринимается обучаемым зрительно. Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль и не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения.
Использование вспомогательных средств демонстрационные материалы желательно делать крупными, неяркими, без второстепенных деталей, которые рассеивают внимание студентов. И хотя они помогают выделить в лекции главное, не нужно их представлять слушателям заранее – это отвлекает внимание аудитории. Эффективность лекции может быть повышена за счет рационального использования технических средств, которые сокращают затраты времени на чисто техническую работу, связанную с воспроизведением и прочтением (надиктовыванием) плана лекции, рекомендуемой литературы, записью определений, цитат. Комплекты технических средств нужно готовить к каждой лекции заблаговременно, не перегружая ими аудиторию. Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию. Однако проведение лекций в автоматизированных аудиториях, с широким использованием средств наглядности значительно изменяет методику лекционного преподавания. Педагогический эффект достигается единством системы информационного обеспечения и технических средств обучения.
2. Методика проведения практических занятий
Практическое занятие – это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки.
В методике преподавания выделяют практические занятия, направленные на формирование умений и навыков диагностических процедур, а также занятия, на которых формируются навыки и умения, связанные с коррекцией и развитием личности (развивающие и формирующие умения и навыки).
При формировании навыков и умений диагностики психического и личностного развития можно проводить самообследование (самотестирование) или обследование других (тестирование сокурсников).
На подготовительном этапе преподаватель объявляет тему практического занятия и задание для самостоятельной работы. Сам педагог готовит с помощью лаборантов кафедры стимульный (раздаточный) материал и бланки для тестирования. Например, по теме «Изучение акцентуаций характера личности», готовятся тексты теста Шмишека и бланки тестирования для каждого студента, дается задание студентам ознакомиться с видами акцентуаций по Леонгарду.
Во время проведения занятий студенты проводят самообследование, обрабатывают данные, делают выводы. По результатам самообследования оформляется по установленному образцу практическая работа, которая оценивается преподавателем. В конце занятия проводится рефлексия по критериям: «Какие ощущения ты испытывал при самотестировании?», «Что тебе дало тестирование?» Если в процессе рефлексии у студента обнаружились негативные переживания, необходимо их проработать в группе или индивидуально и ни в коем случае не оставлять актуализированные на занятиях негативные переживания у студента.
Еще сложнее проводить практические занятия с целью формирования (развития) профессиональных умений и навыков. На подготовительном этапе преподаватель разрабатывает в соответствии с основными принципами практической психологии систему развивающих упражнений. Важнейшим принципом при проведении таких занятий является принцип «Не навреди!» Кроме этого необходимо подготовить помещение, в котором рабочие места студентов и преподавателя должны быть расположены так, чтобы они могли видеть друг друга. Столы могут стоять в виде круга или прямоугольника. в отличие от проведения психологического тренинга, в котором другие требования к расположению его участников.
Во время проведения таких занятий педагог объявляет тему и цель занятия, затем проводит упражнения со студентами и тут же осуществляется анализ проведения каждого упражнения с позиции его возможностей развития. Здесь же осуществляются необходимые записи студентами для оформления в дальнейшем практической работы в соответствии с требованиями. В отличия от психологического тренинга, цель которого развивать, формировать (трансформировать) определенные качества личности, на практических занятиях по методике преподавания психологии целью является отработать навыки развивающих упражнений у студентов как будущих преподавателей.
Каждое практическое занятие педагогом анализируется с позиции его эффективности по определенным схемам.
3. Методика проведения лабораторных занятий
Лабораторное занятие – это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа, подгруппа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки в лабораторных условиях с помощью современных технических средств.
Еще совсем недавно существовало специальное лабораторное оборудование (аппаратурные методики исследования) и каждый студент-психолог выполнял определенный минимум лабораторных занятий по экспериментальной психологии. В нашей республике имеются методические разработки по лабораторному практикуму у Р.А. Макаревича. В настоящее время современное состояние программирования позволила моделировать любую аппаратурную методику, появилось новое направление в науке – компьютерная психологическая диагностика. Методика преподавания психологии ставит перед собой задачу - научить будущих педагогов эффективно использовать лабораторные занятия в профессиональном развитии личности.
Методика проведения лабораторного занятия включает в себя три этапа: подготовка к лабораторному занятию, проведение его и психологический анализ.
На подготовительном этапе педагогу необходимо на каждое рабочее место подготовить необходимые методические рекомендации по всем лабораторным занятиям с подробным описанием всех требований и действий студентов. Затем преподаватель должен отработать на компьютере весь ход лабораторного занятия, предусмотреть возможные сбои и пути устранения их. На этом же этапе необходимо со студентами провести общий инструктаж по технике безопасности с обязательной регистрацией в журнале и под личную роспись. Кроме этого студентом необходимо дать задание по изучению теории по теме, которая будет отрабатываться на лабораторном занятии.
Во время занятий желательно напоминать студентам о технике безопасности, объявить тему, дать задания и на протяжении всего занятия оказывать помощь студентам в решении поставленных перед ними задач. В конце занятий вся работа оформляется в установленном порядке и выводится на принтер. Выполненная студентом лабораторная работа, оценивается преподавателем. (Примечание: все практические и лабораторные работы хранятся до экзамена по изучаемому предмету)
На заключительном этапе педагог анализирует проведение лабораторного занятия с позиции его эффективности, делает выводы.
Основное достоинство лабораторных работ заключается в том, что экономится много времени на обработке и интерпретации данных исследования. Например, при компьютерной диагностике одних и тех же показателей психического и личностного развития тратиться времени в два - три раза меньше по сравнению с тестированием на бланках.
Заключение
Лекция (от латин.) lectio - чтение) - специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:
- она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;
- вооружает студентов методологией изучения данной науки;
- лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук;
- органично сочетает обучение с воспитанием;
- нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.
Лекционная форма преподавания обладает рядом достоинств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, средство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.
Практическое занятие – это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки.
Лабораторное занятие – это организационная форма обучения, регламентированная по времени (пара) и составу (учебная группа, подгруппа), целью которой является сформировать профессиональные умения и навыки в лабораторных условиях с помощью современных технических средств.
Список литературы
1. Бусыгина, Т.А. О принципах разработки вузовской лекции [Текст] / Т.А. Бусыгина, Г.Н. Кисметова // О Вы, которых ожидает Отечество. Вып. 5. – Самара: Изд-во СГПУ. – 2004. – С. 39-44.
2. Долговесов, Б. С. Технология «погружения» лектора в интерактивную виртуальную среду [Текст] / Б.С. Долговесов, М. Н. Лаврентьев // Высшее образование в России. – 2008. – №2. – С. 134-138.
3. Задорина, О. С. Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании [Текст] / О.С. Задорина // Монография. Тюмень. – 2012. – 248с.
4. Запесоцкий, А. С. Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни [Текст] / А. С. Запесоцкий // Социс. – 1968. – №7. – С.7-17.
5. Красинская, Л.Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции [Текст] /Л.Ф. Красинская // Высшее образование в России – 2011. – №2. – С. 19-24.
6. Кузьмина, М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания [Текст ] / М.А. Кузьмина // СОЦИС. – 2006. – № 2.