Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО И СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ
КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Как уже было отмечено выше, социализация личности происходит успешно только
при условии активности самого ребёнка, когда он включён в процесс собственного «социального строительства». Одним из стимулов такого включения в процесс социализации является потребность в познании самого себя. Психологи отмечают, что уже в раннем возрасте
дети проявляют интерес к себе, к своему телу, своим движениям, своему внешнему виду и
т.д. Процесс самопознания происходит интенсивно и в определённой последовательности: от
изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социального (познание и осознание своих чувств, переживаний, поступков, мыслей).
Вспомните из курса детской психологии особенности процесса самосознания и самопознания в раннем и дошкольном возрасте.
Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребёнок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками.
Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей. Всё это вместе и поможет ребёнку составить представление о себе как о человеке.
Методика работы с детьми по данному разделу имеет как общие для всех вышеназванных аспектов основания, так и специфические, диктуемые содержанием каждого из них.
Кроме основной цели, о которой речь шла выше, общие основания заложены и в организации педагогического процесса: работа должна осуществляться в большинстве случаев
в повседневной жизни, в процессе наблюдений, педагогических ситуаций, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве отдельных заданий на занятиях изобразительной деятельностью, музыкальных, физкультурных, по ознакомлению с природой и др. Преимущественная форма занятий – подгрупповая. Ведущие методы – экспериментирование, опыты,
упражнения.
При ознакомлении с организмом учитываются и эти общие основания, и специфические.
Прежде всего необходимо понимать, что цели данной работы:
- формирование у ребёнка элементарных знаний о своём организме;
- воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своём здоровье;
- закладывание основ гуманного отношения к людям.
В своей работе воспитатель должен следовать определённой логике, основанной на
учёте возможностей возраста, обеспечивающей усвоение познавательного материала и воспитание нравственных чувств и отношений. Эта логика такова:
Прежде всего, надо уточнить знания детей о названиях и положении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у них самих, у животных. Эта работа проводится с детьми в раннем возрасте («Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, носик, ушки,
язычок…»). Воспитатель (родители) задают детям вопросы и подкрепляют ответы малышей
поощрительной улыбкой, похвалой. Ребёнка просят показать то же самое на картинках. Чи1
тают народные песенки, потешки. Используются простые упражнения типа «Закрой глазки,
нет, не руками, просто закрой»; «Покажи язычок»; «Давай спрячем носик от мороза»; «Ножками потопай, ручками похлопай»; «Покажи пальчики, сожми их в кулачок» и т.д.
Значение этого первого этапа заключается в том, что взрослый фиксирует внимание
детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет соответствующие знания.
В педагогическом процессе могут быть использованы дидактические игры типа
«Определи по звуку (определи, какой инструмент звучит, какой предмет издаёт звук и т.п.)»,
«Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху» и др.
Результатом таких единичных знаний явится обобщение, которое ребёнок сделает самостоятельно при тактичной помощи воспитателя: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего-то, все органы чувств помогают нам больше узнать об окружающем.
С помощью воспитателя дети находят ответы на вопросы, как функционируют органы чувств, как они устроены, каковы их особенности.
При этом нужно разделить вопросы об органах чувств и частях тела.
Об устройстве и функционировании органов чувств можно рассказать только тем детям, которые проявят к этому интерес, для всех будут полезны и интересны сведения об особенностях органов чувств у человека и у животных (у кого самые зоркие глаза, кто лучше
всех слышит, видит в темноте и т.п.).
Вторая задача – воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими; несмотря на это, нужно с уважением и
вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушивать и понимать его, а в
случае несогласия высказывать свое мнение уважительно.
Познание ребёнком самого себя происходит и при осознании им его социальной
роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности,
воспитанию уверенности в самом себе чувства собственного достоинства, т.е. всего того, что
делает человека личностью.
Содержание педагогической работы в этом направлении можно распределить на несколько взаимосвязанных частей.
Очень важно, чтобы ребёнок знал свою фамилию, домашний адрес, номер телефона,
имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а
также для того, чтобы было на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребёнок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию.
Итак, познание ребёнком себя является важной частью процесса социализации. И чем
осознаннее он станет проходить, тем в большей мере будет ребёнок участвовать в процессе
становления самого себя как человека.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о
мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, встроенная в общее культурное целое.
2
Субкультура – неинституционализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое
транслирует их через традиции, обычаи, ритуалы. Таким образом, детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального
опыта от поколения к поколению. В широком значении – это все, что создано в человеческом
обществе для детей и детьми.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и
вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют
свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма
устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной
стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны,
детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный
способ его освоения и самоутверждения в нем (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн).
Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках
сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;
- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита
и опасный внешний мир, который пока ребенку знать не надо;
- детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в определенном месте и утвердить себя через эти предметы: «я
есть», «я могу», что помогает дошкольнику переживать чувства одиночества индивидуального
существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
В. В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры
для человечества, выделяет несколько ее основных функций.
Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной ее функцией является социализирующая. Уже на самых
ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств – детского правового кодекса, детского фольклора, игровых
правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным
поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.
Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
3
В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое
укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.
В содержании детской субкультуры разные авторы (В. В. Абраменкова, Т. И. Алиева,
М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, В. Т. Кудрявцев, Ю. Д. Чертков и др.) выделяют различные
компоненты. Наиболее распространенными компонентами являются:
- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и др.);
- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.);
- детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право
старшинства и др.);
- детский юмор (потешки, анекдоты, поддевки, современные «приколы»);
- детская магия и мифы о творчестве (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории, небылицы);
- детское философствование (рассуждения о жизни и смерти, о прошедших временах, о современных героях и пр.);
- детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы, языковые сокращения);
- эстетические представления детей (составление венков и букетов, рисунки и лепка,
«секреты»);
- табулирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых;
- религиозные представления (детские молитвы, обряды);
- посещение страшных мест и свалок;
- постройка различных сооружений;
- собирательство и коллекционирование;
- детская мода.
Остановимся на краткой характеристике некоторых компонентов детской субкультуры. Традиционно особое внимание уделялось исследованию детского фольклора. В основе
детского фольклора лежат произведения, авторство которых принадлежит взрослым и которые, передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия.
Произведения детского фольклора могут передаваться устно на протяжении многих
столетий в разных интерпретациях. До определенного времени разнообразные жанры детского фольклора не входят в число компонентов детской субкультуры, достоянием которой
они становятся, утратив свои прежние функции и приобретя новые. Дети всячески видоизменяют их, насыщая другим содержанием.
Одной из наиболее древних форм поэтического творчества, перешедших от взрослых
к детям, является обращение к силам природы: солнцу, дождю, ветру. Это поэзия словесной
игры.
Считалки используются детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста,
но в каждой из этих групп они различаются по тематике, объему и количеству. Это объясня4
ется возрастными особенностями восприятия детского фольклора. В младшем и среднем дошкольном возрасте считалки понятны по содержанию, просты по композиции, ритмичны,
приближены к скандированию и связаны с ведущим видом деятельности детей – игрой. В
использовании считалки наблюдается зависимость от личного опыта ребенка, а также эмоциональное отношение к ней, тяга к ритмически организованному складу речи. Правильность произнесения считалки часто нарушается, читаются они как обычные рифмованные
стихотворения. Многие фразы изменяются, слова переставляются на более удобный для ребенка лад. В старшем дошкольном возрасте дети все более осознанно воспринимают считалки, начинают звучать тексты, которые не связаны с личным опытом ребенка. Тексты усложняются, объем считалок увеличивается.
Таким образом, считалка как вид детского фольклора несет в себе познавательную и
эстетическую функцию и служит средством нравственно-эстетического развития ребенка.
Еще один жанр словесной детской игры – дразнилки. Они берут свое начало в творчестве и быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу клички
и прозвища, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка – расширенная кличка или развернутое прозвище состоит из имени и рифмованного приложения к нему. Закон построения
дразнилок, предполагающий сочетание смешного и обидного, обусловливает то, что они чаще всего применяются дошкольниками в конфликтных ситуациях и являются своеобразным
средством их разрешения. Было замечено, что дети 4–5 лет используют, как правило, общеизвестные дразнилки, например: «Рева-корова, дай молока». Они короткие, емкие, не закреплены за отдельным лицом и применяются в конкретных ситуациях. Обидны дразнилкипрозвища, согласованные с именем ребенка, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Прикрепляясь к имени как устойчивый эпитет, они адресуются обидчику. При этом
дети 6–7 лет не так остро переживают их обидный характер, как дети 5–6 лет. Чем старше
ребенок, тем больше он готов к психологической самозащите: появляются ответные дразнилки – сопротивления.
Таким образом, дразнение – это всегда публичное действо психодиагностического характера: испытание на социально-психологическую прочность, по результатам которого
определяется место ребенка в групповой иерархии. Дразнилки тренируют в ребенке эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в
адекватной форме словесной самозащиты.
Таким образом, на примере фольклора можно сделать вывод, что субкультура детства
достаточно консервативна. Она удерживает, благодаря постоянному воспроизведению тексты, ритуалы, игры, возраст которых исчисляется столетиями. В то же время она очень динамична. Ни одно произведение не существует в ней в единственном варианте. Дети наделяют известные произведения новыми смыслами, что способствует развитию воображения и
приобщению к процессам культурного творчества. В этом проявляется демократизм субкультуры детства, открытость к изменению и развитию.
Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования.
Размышления детей о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина,
добро, зло и т.д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия.
Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в дет5
ском сознании. Она объединяет в себе общее и частное, существующее и вымышленное, не
только упорядочивает действительность, но и ставит ее под вечные вопросы, разрушает самоочевидное. В этом плане данная субкультурная форма способствует более глубокому приобщению ребенка к творческому опыту людей.
Детское словотворчество – неотъемлемая часть детской субкультуры. «Дети делают
слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения» (К. И. Чуковский).
Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым,
выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к
общению. Функция взрослого состоит в создании обогащенной языковой среды, в предоставлении ребенку правильных образцов литературной речи и коррекции допускаемых им
ошибок. От взрослого требуется особый педагогический такт, уважение и принятие ребенка.
Чрезмерная директивность, заорганизованность и придирчивость педагога может «убить в
речи чудесную детскость… сделать ее анемичной и скучной» (Д. И. Фельдштейн).
Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его
основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. Коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, гордятся ими. Это явление в детской среде социально по своему характеру. Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия и представления, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения.
Групповое посещение страшных мест – одна из ранних попыток самостоятельного
исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире. Со временем посещение страшного места становится испытанием храбрости и ее тренировкой, что дает возможность удовлетворять исследовательский инстинкт, а также желание личностного самоутверждения. Это способ выяснения статуса каждого участника: пределы возможностей каждого наглядно проявляются в том, где он
останавливается.
Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных
форм активности группы. В ней, как в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир , себя и окружающих людей.
К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения
можно отнести следующее:
- длительность протекания, что связано прежде всего с изменением статуса детства;
- гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в признании ребенка основной ценностью семьи и общества;
- появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам
будущего члена общества;
- стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций
(Т. Алиева, В. Кудрявцев).
Если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и
освоен ими, то процесс индивидуализации для многих из них нов и сложен, так как, не имея
6
специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще всего проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования
гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих ее решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации.
Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к
ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.
Приобщение дошкольников к детской субкультуре осуществляется путем решения
следующих задач:
- развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей
системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими
на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
- формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально
желаемой роли в будущем.
В ходе решения первой и второй задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворения потребности в признании,
завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.
Используются следующие формы работы:
- презентации жизни детской группы, презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
- выставки – авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности;
- праздничные события и игровые тематические проекты, выпуск детских журналов.
Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей;
- совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.
Формирование готовности к новой социальной позиции школьника, имеющего круг
важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое
положение в обществе, выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности,
учителю, самому себе. Несформированность на этапе дошкольного детства данного новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого
уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации.
7
На формировании одного из важнейших новообразований дошкольного детства часто
негативно сказываются особенности социальной ситуации развития ребенкадошкольника на современном этапе:
- увеличение объема и характера информационного потока, в котором находятся дети;
- раннее обучение дошкольников;
- обеднение и сужение разновозрастных связей в детском обществе;
- возрастающая инфантилизация ребенка в связи с детоцентризмом современной семьи.
Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом
процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая в
результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами.
Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в нем.
Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы:
- постоянные (предметы – накопители: сундучки, коробки, ларцы и др. ; модели возрастных периодов: паровозик времени, ладошки др.);
- периодические (выставки, коллекции);
- проектные (продукты детской деятельности: журналы, фотоальбомы, атрибуты к
играм и др.).
Мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные
способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности
каждого из ее членов.
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Мир детства существует как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и
детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего. Этот мир в системе дошкольного учреждения воплощен в различных формах образовательного процесса.
Выставки
Выставки, по определению В. И. Даля, – собрание каких-либо замечательных предметов. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны.
Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие), раскрывающими
или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый.
8
Для выставки определяется специальное место в группе, при этом учитывается тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты – название и имя, фамилию владельца.
Общие задачи социализации:
- создать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира;
- осваивать социальные роли.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими;
- побуждать детей объединяться на основе общего интереса;
- способствовать участию детей в выполнении заданий.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»);
- дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле,
пользование игрушками, материалами).
Методические рекомендации
При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который
включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах) выставки: чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий,
организация совместной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается
все, чтобы вызвать у ребят интерес и желание поучаствовать в мероприятии. Педагог вместе
с детьми определяет место расположения выставки, проводится работа по ознакомлению с
новыми социальными ролями (экскурсовод, посетитель, автор работы).
Младший и средний дошкольный возраст. В соответствующих группах устраиваются в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (модные игрушки года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.).
К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется.
Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов. Предварительная работа включает в себя продуктивную деятельность детей по созданию выставочных
экспонатов, участие в определении тематики выставок и их оформлении, привлечении ребят
к роли организаторов и экскурсоводов.
Презентации
Презентация – активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы.
Общие задачи социализации:
- создать условия для накопления ребенком первичного опыта общения;
- содействовать разновозрастному общению;
- оказать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных
социальных ролей.
9
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- обучать детей налаживанию отношений со сверстниками;
- создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения;
- воспитывать начала культурного общения;
- содействовать совместному участию детей в общем деле.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- расширять круг общения детей;
- формировать способы их контактов с малознакомыми людьми;
- приобщать детей к ценностям сотрудничества;
- развить инициативу в общении.
Методические рекомендации
Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:
- изготовление приглашений для детей другой группы;
- подготовка подарков и призов для гостей;
- приготовление угощений для всех участников;
- подготовка групповой среды к презентации, а так же личных или групповых объектов или материалов;
- подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.
Условно можно выделить презентации:
1) группы (предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых зон);
2) выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы;
3) групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком-либо
виде деятельности.
Младший и средний дошкольный возраст. Данную форму работы рекомендуется
проводить с детьми среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в какомлибо виде детской деятельности, где ребята могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Мир увлечений детей и родителей» (дети и родители показывают свои
творческие работы). В предварительную подготовку входят изготовление приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, проведение развлекательных игр и упражнений.
Старший дошкольный возраст. Добавляются презентации группы, например: презентация «В гостях у сказки» (дети представляют зоны группы с помощью сказочных персонажей «Лукоморья»), а также презентации выставочных материалов, которые знакомят с
жизнью группы (традициями, отдыхами детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Экскурсия по фотовыставкам» (знакомство с жизнью группы через фотографии,
которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года).
В предварительную работу входят приготовление угощений для участников и гостей,
подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен, рассказов.
10
Игровые проекты
Игровые проекты – групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ
ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и
воспитанников по достижению игровой цели.
Общие задачи социализации:
- обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;
- осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников;
- формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать
себя с другими.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими;
- поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться
на основе общего интереса;
- способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения
детей друг с другом в продуктивных видах деятельности;
- обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;
- учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;
- способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.
Методические рекомендации
Организация и проведение игровых проектов требуют длительного времени. Проекты
могут быть как кратко-, так и долгосрочные, которые включают в себя ряд мероприятий,
направленных на достижение цели. Через проекты могут быть реализованы и презентации и
выставки.
К игровым проектам предъявляется ряд требований:
- обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в
детской деятельности;
- включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных
навыков.
Младший и средний дошкольный возраст. Проекты рекомендуется проводить со
среднего возраста отдавая предпочтение краткосрочным, а именно: выпуск журналов про
любимых сказочных героев, игрушки; оформление альбомов с фотографиями детей в различные их возрастные периоды. Например, проект «Фотомастерская» включает в себя : сбор
фотографий детей группы, начиная с раннего возраста, и организацию мероприятий по заполнению фотоальбома в рамках одного возрастного периода жизни детей («Страна малышей», «Я пришел в детский сад», «Я перешел группу») и т.д.
11
Старший дошкольный возраст. На этом этапе особое внимание уделяется ролевым
проектам (с элементами творческих заданий, когда дети входят в образы персонажей сказок
и по-своему решают поставленные проблемы) и творческим проектам.
События
Событие – форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.
В словаре С. И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни.
В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально – насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и
для личности.
Общие задачи социализации:
- создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;
- развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;
- воспитывать нравственные качества у дошкольников.
Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста:
- развивать у детей самостоятельность и уважение к себе;
- поддерживать потребность в положительной оценке;
- воспитывать желание этично вести себя по отношению к другим.
Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- создавать условия для формирования нравственной основы личности;
- поддерживать в ребенке уважение к себе;
- развивать чувство собственного достоинства;
- способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств.
Методические рекомендации
События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным
датам группы, на основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы, но
как правило, это самостоятельное мероприятие.
Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе
друг друга, знакомиться, а также игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.
В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.
Младший и средний дошкольный возраст. Использовать в работе с детьми такую
форму работы, как события, можно, начиная со второй младшей группы, отдавая предпочтение играм и упражнениям на обучение нормам и правилам поведения, развитие начал культурного общения. Например, событие «Час улыбки и доброты» включает в себя игру, которую педагоги назвали «Сюрпризка»: сначала детям предлагается встать в круг, почувствовать тепло рук, улыбнуться друг другу, а затем по очереди, сказать о каждом ласковые и
добрые слова, после чего все участник получают призы, которыми по желанию могут поменяться с другом.
12
Старший дошкольный возраст. На этом тапе при проведении событий ставятся уже
более сложные задачи на осознание и творческое применение норм и правил поведения, самореализацию ребенка в группе сверстников и адекватную оценку своих возможностей. В
события включаются игры, в которых дети могут говорить о разных качествах сверстников,
демонстрировать свои способности и узнавать друг друга ближе. Например, «Ярмарка игр»;
ребята старшей группы зазывают детей средней для участия в разных играх, последние самостоятельно определяют место для игр и тех, с кем будут играть.
В событиях, приуроченных к темам и датам: «Пасха», «Остров дружбы», с целью
сплочения группы используется практическая деятельность (украшение пасхальных яиц) и
блок игр на сближение и знакомства детей друг с другом.
13