Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Познание себя самого и своей родословной как путь социализации личности

  • 👀 1069 просмотров
  • 📌 1048 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Познание себя самого и своей родословной как путь социализации личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Познание себя самого и своей родословной как путь социализации личности» pdf
ПОЗНАНИЕ СЕБЯ САМОГО И СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Как уже было отмечено выше, социализация личности происходит успешно только при условии активности самого ребёнка, когда он включён в процесс собственного «социального строительства». Одним из стимулов такого включения в процесс социализации является потребность в познании самого себя. Психологи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе, к своему телу, своим движениям, своему внешнему виду и т.д. Процесс самопознания происходит интенсивно и в определённой последовательности: от изучения себя как существа физического к изучению себя как существа социального (познание и осознание своих чувств, переживаний, поступков, мыслей). Вспомните из курса детской психологии особенности процесса самосознания и самопознания в раннем и дошкольном возрасте. Для эффективности процесса социализации важно, чтобы ребёнок научился осознавать свою принадлежность к человеческому роду, чтобы он не только узнавал о своих человеческих возможностях, но и учился управлять своим телом, своими чувствами, своими поступками. Содержание работы с детьми, направленной на воспитание интереса к себе и «помощи» себе в собственной социализации, можно объединить в несколько групп: организм человека; чувства, мысли, умения, поступки; место среди других людей. Всё это вместе и поможет ребёнку составить представление о себе как о человеке. Методика работы с детьми по данному разделу имеет как общие для всех вышеназванных аспектов основания, так и специфические, диктуемые содержанием каждого из них. Кроме основной цели, о которой речь шла выше, общие основания заложены и в организации педагогического процесса: работа должна осуществляться в большинстве случаев в повседневной жизни, в процессе наблюдений, педагогических ситуаций, в свободной самостоятельной деятельности, в качестве отдельных заданий на занятиях изобразительной деятельностью, музыкальных, физкультурных, по ознакомлению с природой и др. Преимущественная форма занятий – подгрупповая. Ведущие методы – экспериментирование, опыты, упражнения. При ознакомлении с организмом учитываются и эти общие основания, и специфические. Прежде всего необходимо понимать, что цели данной работы: - формирование у ребёнка элементарных знаний о своём организме; - воспитание потребности и умения на доступном возрасту уровне заботиться о своём здоровье; - закладывание основ гуманного отношения к людям. В своей работе воспитатель должен следовать определённой логике, основанной на учёте возможностей возраста, обеспечивающей усвоение познавательного материала и воспитание нравственных чувств и отношений. Эта логика такова: Прежде всего, надо уточнить знания детей о названиях и положении разных органов чувств и частей тела у человека вообще, у них самих, у животных. Эта работа проводится с детьми в раннем возрасте («Покажи, где у тебя (у мамы, у собачки) глазки, носик, ушки, язычок…»). Воспитатель (родители) задают детям вопросы и подкрепляют ответы малышей поощрительной улыбкой, похвалой. Ребёнка просят показать то же самое на картинках. Чи1 тают народные песенки, потешки. Используются простые упражнения типа «Закрой глазки, нет, не руками, просто закрой»; «Покажи язычок»; «Давай спрячем носик от мороза»; «Ножками потопай, ручками похлопай»; «Покажи пальчики, сожми их в кулачок» и т.д. Значение этого первого этапа заключается в том, что взрослый фиксирует внимание детей на их органах чувств и частях тела, закрепляет соответствующие знания. В педагогическом процессе могут быть использованы дидактические игры типа «Определи по звуку (определи, какой инструмент звучит, какой предмет издаёт звук и т.п.)», «Угадай, кто позвал», «Чудесный мешочек», «Что ты ешь», «Узнай по запаху» и др. Результатом таких единичных знаний явится обобщение, которое ребёнок сделает самостоятельно при тактичной помощи воспитателя: каждый орган чувств и часть тела необходимы человеку для чего-то, все органы чувств помогают нам больше узнать об окружающем. С помощью воспитателя дети находят ответы на вопросы, как функционируют органы чувств, как они устроены, каковы их особенности. При этом нужно разделить вопросы об органах чувств и частях тела. Об устройстве и функционировании органов чувств можно рассказать только тем детям, которые проявят к этому интерес, для всех будут полезны и интересны сведения об особенностях органов чувств у человека и у животных (у кого самые зоркие глаза, кто лучше всех слышит, видит в темноте и т.п.). Вторая задача – воспитывать представление о том, что и другие люди умеют думать и их мысли могут не совпадать с твоими; несмотря на это, нужно с уважением и вниманием относиться к мыслям другого человека и уметь выслушивать и понимать его, а в случае несогласия высказывать свое мнение уважительно. Познание ребёнком самого себя происходит и при осознании им его социальной роли в семье и понимании своей связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, родословной. Такое понимание способствует эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в самом себе чувства собственного достоинства, т.е. всего того, что делает человека личностью. Содержание педагогической работы в этом направлении можно распределить на несколько взаимосвязанных частей. Очень важно, чтобы ребёнок знал свою фамилию, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, близких людей. Это необходимо ему для осознания своей уникальности, а также для того, чтобы было на что опереться в сложной ситуации (если вдруг ребёнок заблудился). Вместе с тем надо, чтобы дети знали, когда можно, а когда нельзя называть свой адрес, номер телефона и даже свою фамилию. Итак, познание ребёнком себя является важной частью процесса социализации. И чем осознаннее он станет проходить, тем в большей мере будет ребёнок участвовать в процессе становления самого себя как человека. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, встроенная в общее культурное целое. 2 Субкультура – неинституционализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через традиции, обычаи, ритуалы. Таким образом, детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении – это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн). Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например: - дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание; - колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который пока ребенку знать не надо; - детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в определенном месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику переживать чувства одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии. В. В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько ее основных функций. Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной ее функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств – детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям. Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. 3 В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми. В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды. В содержании детской субкультуры разные авторы (В. В. Абраменкова, Т. И. Алиева, М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, В. Т. Кудрявцев, Ю. Д. Чертков и др.) выделяют различные компоненты. Наиболее распространенными компонентами являются: - традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и др.); - детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.); - детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и др.); - детский юмор (потешки, анекдоты, поддевки, современные «приколы»); - детская магия и мифы о творчестве (призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории, небылицы); - детское философствование (рассуждения о жизни и смерти, о прошедших временах, о современных героях и пр.); - детское словотворчество (языковые перевертыши, неологизмы, языковые сокращения); - эстетические представления детей (составление венков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»); - табулирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых; - религиозные представления (детские молитвы, обряды); - посещение страшных мест и свалок; - постройка различных сооружений; - собирательство и коллекционирование; - детская мода. Остановимся на краткой характеристике некоторых компонентов детской субкультуры. Традиционно особое внимание уделялось исследованию детского фольклора. В основе детского фольклора лежат произведения, авторство которых принадлежит взрослым и которые, передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия. Произведения детского фольклора могут передаваться устно на протяжении многих столетий в разных интерпретациях. До определенного времени разнообразные жанры детского фольклора не входят в число компонентов детской субкультуры, достоянием которой они становятся, утратив свои прежние функции и приобретя новые. Дети всячески видоизменяют их, насыщая другим содержанием. Одной из наиболее древних форм поэтического творчества, перешедших от взрослых к детям, является обращение к силам природы: солнцу, дождю, ветру. Это поэзия словесной игры. Считалки используются детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, но в каждой из этих групп они различаются по тематике, объему и количеству. Это объясня4 ется возрастными особенностями восприятия детского фольклора. В младшем и среднем дошкольном возрасте считалки понятны по содержанию, просты по композиции, ритмичны, приближены к скандированию и связаны с ведущим видом деятельности детей – игрой. В использовании считалки наблюдается зависимость от личного опыта ребенка, а также эмоциональное отношение к ней, тяга к ритмически организованному складу речи. Правильность произнесения считалки часто нарушается, читаются они как обычные рифмованные стихотворения. Многие фразы изменяются, слова переставляются на более удобный для ребенка лад. В старшем дошкольном возрасте дети все более осознанно воспринимают считалки, начинают звучать тексты, которые не связаны с личным опытом ребенка. Тексты усложняются, объем считалок увеличивается. Таким образом, считалка как вид детского фольклора несет в себе познавательную и эстетическую функцию и служит средством нравственно-эстетического развития ребенка. Еще один жанр словесной детской игры – дразнилки. Они берут свое начало в творчестве и быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу клички и прозвища, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка – расширенная кличка или развернутое прозвище состоит из имени и рифмованного приложения к нему. Закон построения дразнилок, предполагающий сочетание смешного и обидного, обусловливает то, что они чаще всего применяются дошкольниками в конфликтных ситуациях и являются своеобразным средством их разрешения. Было замечено, что дети 4–5 лет используют, как правило, общеизвестные дразнилки, например: «Рева-корова, дай молока». Они короткие, емкие, не закреплены за отдельным лицом и применяются в конкретных ситуациях. Обидны дразнилкипрозвища, согласованные с именем ребенка, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Прикрепляясь к имени как устойчивый эпитет, они адресуются обидчику. При этом дети 6–7 лет не так остро переживают их обидный характер, как дети 5–6 лет. Чем старше ребенок, тем больше он готов к психологической самозащите: появляются ответные дразнилки – сопротивления. Таким образом, дразнение – это всегда публичное действо психодиагностического характера: испытание на социально-психологическую прочность, по результатам которого определяется место ребенка в групповой иерархии. Дразнилки тренируют в ребенке эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты. Таким образом, на примере фольклора можно сделать вывод, что субкультура детства достаточно консервативна. Она удерживает, благодаря постоянному воспроизведению тексты, ритуалы, игры, возраст которых исчисляется столетиями. В то же время она очень динамична. Ни одно произведение не существует в ней в единственном варианте. Дети наделяют известные произведения новыми смыслами, что способствует развитию воображения и приобщению к процессам культурного творчества. В этом проявляется демократизм субкультуры детства, открытость к изменению и развитию. Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования. Размышления детей о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т.д., нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия. Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в дет5 ском сознании. Она объединяет в себе общее и частное, существующее и вымышленное, не только упорядочивает действительность, но и ставит ее под вечные вопросы, разрушает самоочевидное. В этом плане данная субкультурная форма способствует более глубокому приобщению ребенка к творческому опыту людей. Детское словотворчество – неотъемлемая часть детской субкультуры. «Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения» (К. И. Чуковский). Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению. Функция взрослого состоит в создании обогащенной языковой среды, в предоставлении ребенку правильных образцов литературной речи и коррекции допускаемых им ошибок. От взрослого требуется особый педагогический такт, уважение и принятие ребенка. Чрезмерная директивность, заорганизованность и придирчивость педагога может «убить в речи чудесную детскость… сделать ее анемичной и скучной» (Д. И. Фельдштейн). Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, что дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности и многоцветности. Коллекции дети с удовольствием показывают друг другу, гордятся ими. Это явление в детской среде социально по своему характеру. Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия и представления, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения. Групповое посещение страшных мест – одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире. Со временем посещение страшного места становится испытанием храбрости и ее тренировкой, что дает возможность удовлетворять исследовательский инстинкт, а также желание личностного самоутверждения. Это способ выяснения статуса каждого участника: пределы возможностей каждого наглядно проявляются в том, где он останавливается. Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир , себя и окружающих людей. К основным особенностям современной социализации подрастающего поколения можно отнести следующее: - длительность протекания, что связано прежде всего с изменением статуса детства; - гуманистическую направленность в отношении общества к детству, что проявляется в признании ребенка основной ценностью семьи и общества; - появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества; - стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций (Т. Алиева, В. Кудрявцев). Если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации для многих из них нов и сложен, так как, не имея 6 специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще всего проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих ее решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации. Приобщение дошкольников к детской субкультуре осуществляется путем решения следующих задач: - развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения; - расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала; - формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем. В ходе решения первой и второй задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворения потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир. Используются следующие формы работы: - презентации жизни детской группы, презентации как личных, так и семейных коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения; - выставки – авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; - праздничные события и игровые тематические проекты, выпуск детских журналов. Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей; - совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений. Формирование готовности к новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителю, самому себе. Несформированность на этапе дошкольного детства данного новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации. 7 На формировании одного из важнейших новообразований дошкольного детства часто негативно сказываются особенности социальной ситуации развития ребенкадошкольника на современном этапе: - увеличение объема и характера информационного потока, в котором находятся дети; - раннее обучение дошкольников; - обеднение и сужение разновозрастных связей в детском обществе; - возрастающая инфантилизация ребенка в связи с детоцентризмом современной семьи. Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая в результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в нем. Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы: - постоянные (предметы – накопители: сундучки, коробки, ларцы и др. ; модели возрастных периодов: паровозик времени, ладошки др.); - периодические (выставки, коллекции); - проектные (продукты детской деятельности: журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм и др.). Мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов. ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Мир детства существует как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего. Этот мир в системе дошкольного учреждения воплощен в различных формах образовательного процесса. Выставки Выставки, по определению В. И. Даля, – собрание каких-либо замечательных предметов. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: собрание предметов, расположенных для обозрения, а также место, где они собраны. Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие), раскрывающими или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый. 8 Для выставки определяется специальное место в группе, при этом учитывается тематика, объем и материалы. Выставочные материалы должны содержать информацию о владельце, экспонаты – название и имя, фамилию владельца. Общие задачи социализации: - создать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира; - осваивать социальные роли. Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: - формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими; - побуждать детей объединяться на основе общего интереса; - способствовать участию детей в выполнении заданий. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: - помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»); - дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами). Методические рекомендации При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах) выставки: чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у ребят интерес и желание поучаствовать в мероприятии. Педагог вместе с детьми определяет место расположения выставки, проводится работа по ознакомлению с новыми социальными ролями (экскурсовод, посетитель, автор работы). Младший и средний дошкольный возраст. В соответствующих группах устраиваются в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (модные игрушки года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.). К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов. Предварительная работа включает в себя продуктивную деятельность детей по созданию выставочных экспонатов, участие в определении тематики выставок и их оформлении, привлечении ребят к роли организаторов и экскурсоводов. Презентации Презентация – активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы. Общие задачи социализации: - создать условия для накопления ребенком первичного опыта общения; - содействовать разновозрастному общению; - оказать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. 9 Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: - обучать детей налаживанию отношений со сверстниками; - создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения; - воспитывать начала культурного общения; - содействовать совместному участию детей в общем деле. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: - расширять круг общения детей; - формировать способы их контактов с малознакомыми людьми; - приобщать детей к ценностям сотрудничества; - развить инициативу в общении. Методические рекомендации Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит: - изготовление приглашений для детей другой группы; - подготовка подарков и призов для гостей; - приготовление угощений для всех участников; - подготовка групповой среды к презентации, а так же личных или групповых объектов или материалов; - подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др. Условно можно выделить презентации: 1) группы (предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых зон); 2) выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы; 3) групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком-либо виде деятельности. Младший и средний дошкольный возраст. Данную форму работы рекомендуется проводить с детьми среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в какомлибо виде детской деятельности, где ребята могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Мир увлечений детей и родителей» (дети и родители показывают свои творческие работы). В предварительную подготовку входят изготовление приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, проведение развлекательных игр и упражнений. Старший дошкольный возраст. Добавляются презентации группы, например: презентация «В гостях у сказки» (дети представляют зоны группы с помощью сказочных персонажей «Лукоморья»), а также презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (традициями, отдыхами детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Экскурсия по фотовыставкам» (знакомство с жизнью группы через фотографии, которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года). В предварительную работу входят приготовление угощений для участников и гостей, подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен, рассказов. 10 Игровые проекты Игровые проекты – групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели. Общие задачи социализации: - обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения; - осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников; - формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими. Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: - формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими; - поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса; - способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: - создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности; - обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений; - учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами; - способствовать развитию чувства ответственности за общее дело. Методические рекомендации Организация и проведение игровых проектов требуют длительного времени. Проекты могут быть как кратко-, так и долгосрочные, которые включают в себя ряд мероприятий, направленных на достижение цели. Через проекты могут быть реализованы и презентации и выставки. К игровым проектам предъявляется ряд требований: - обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности; - включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков. Младший и средний дошкольный возраст. Проекты рекомендуется проводить со среднего возраста отдавая предпочтение краткосрочным, а именно: выпуск журналов про любимых сказочных героев, игрушки; оформление альбомов с фотографиями детей в различные их возрастные периоды. Например, проект «Фотомастерская» включает в себя : сбор фотографий детей группы, начиная с раннего возраста, и организацию мероприятий по заполнению фотоальбома в рамках одного возрастного периода жизни детей («Страна малышей», «Я пришел в детский сад», «Я перешел группу») и т.д. 11 Старший дошкольный возраст. На этом этапе особое внимание уделяется ролевым проектам (с элементами творческих заданий, когда дети входят в образы персонажей сказок и по-своему решают поставленные проблемы) и творческим проектам. События Событие – форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В словаре С. И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально – насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Общие задачи социализации: - создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников; - развивать у детей адекватную оценку своих возможностей; - воспитывать нравственные качества у дошкольников. Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: - развивать у детей самостоятельность и уважение к себе; - поддерживать потребность в положительной оценке; - воспитывать желание этично вести себя по отношению к другим. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: - создавать условия для формирования нравственной основы личности; - поддерживать в ребенке уважение к себе; - развивать чувство собственного достоинства; - способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств. Методические рекомендации События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам группы, на основе событий в дальнейшем могут формироваться традиции группы, но как правило, это самостоятельное мероприятие. Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться, а также игр и ситуаций, направленных на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства. В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп. Младший и средний дошкольный возраст. Использовать в работе с детьми такую форму работы, как события, можно, начиная со второй младшей группы, отдавая предпочтение играм и упражнениям на обучение нормам и правилам поведения, развитие начал культурного общения. Например, событие «Час улыбки и доброты» включает в себя игру, которую педагоги назвали «Сюрпризка»: сначала детям предлагается встать в круг, почувствовать тепло рук, улыбнуться друг другу, а затем по очереди, сказать о каждом ласковые и добрые слова, после чего все участник получают призы, которыми по желанию могут поменяться с другом. 12 Старший дошкольный возраст. На этом тапе при проведении событий ставятся уже более сложные задачи на осознание и творческое применение норм и правил поведения, самореализацию ребенка в группе сверстников и адекватную оценку своих возможностей. В события включаются игры, в которых дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать друг друга ближе. Например, «Ярмарка игр»; ребята старшей группы зазывают детей средней для участия в разных играх, последние самостоятельно определяют место для игр и тех, с кем будут играть. В событиях, приуроченных к темам и датам: «Пасха», «Остров дружбы», с целью сплочения группы используется практическая деятельность (украшение пасхальных яиц) и блок игр на сближение и знакомства детей друг с другом. 13
«Познание себя самого и своей родословной как путь социализации личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot