Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Появление философии на фоне мифа 3
Лекция 2. Трансценденция и бытие 4
Лекция 3. Полнота бытия и собранный субъект 4
Лекция 4. Пространство мысли и язык философии 5
Лекция 5. Философия и наука 6
Лекция 6. Сознание-бытие 6
Лекция 7. Неизбежность метафизики 7
Лекция 8. Проблема мира 8
Лекция 9. Техника понимания 9
Лекция 10. Социальная физика 9
Источник…………………………………………………………………………11
Лекция 1. Появление философии на фоне мифа
Лекция посвящена рождению понятия «философия» и ее основным задачам. Как известно, «философия – это любовь к мудрости». По мнению М.К. Мамардашвили, она начинается «…с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет. Скажем, нет справедливости, нет мира, нет любви, нет чести, нет совести и т.д. Не этому удивляется философ. Философ удивляется тому, что вообще что-то есть» (с.21). Смысл сказанного свидетельствует о том, что философа способе удивить весь мир в его многообразии, и все, что существует в нем, может быть осмыслено с точки зрения философии.
Рождение философии из мифологии основано не только на том, что мышление людей древности было мифологическим, но, прежде всего, на основании того, что «…человек есть микрокосмос, углубляясь в который, мы можем, войдя в маленькое, где-то, на каком-то уровне вынырнуть и в большое. Поскольку основания «нечто» в каждом человеке не эмпирические, не природные, а, как я сказал – вневременные, соотнесенные с божественным» (с.22). Таким образом, по своей природе человек склонен к поиску высшего начала. Этот поиск может быть осуществлен путем философских рассуждений.
Рассуждая о роли и значении философии в истории мира, М.К. Мамардашвили делает вывод: «Философия потому и важна, что она имеет какое-то отношение не просто к нашим представлениям о мире, а глубокую связь с самим фактом существования человека» (с.24). Без философии не мыслится полнота человеческой культуры, а значит, возможность познать мир, выйти за рамки обыденности и, по словам автора, «установить какой-то порядок» (с.24).
Таким образом, М.К. Мамардашвили подводит нас к мысли о том огромном информационном потенциале, который может предоставить человечеству философия.
Лекция 2. Трансценденция и бытие
В отличие от религии и мифологии философия «…появляется с принципиального отрицания того, что существуют (так же как существовали бы вещи, на таком же основании) еще и сверхвещи» (с.25). «Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить. Посредством чего? С помощью совершенно особой вещи, которая появляется только в философии, и которую я назову так: пустое понятие. То есть понятие, которое не имеет предмета и, следовательно, действует в качестве символа» (с.29). Будучи в мире, человек, по мнению мыслителя, стремится выйти за грань традиционных представлений о нем, прибегая к философии и ее возможностям.
У философии, согласно представлениям М.К. Мамардашвили, несколько предметов, заслуживающих пристального анализа, и, прежде всего, бытие и мышление: «мышление – это состояние, связанное с бытием и являющееся условием каких-то других человеческих состояний. Вот в качестве такового оно и есть предмет философии» (с.29).
Объединяя реальность и возможности человеческого разума, мы идем «по жизни над бездной незнания». Мир сложен и многолик, и поэтому человек способен ошибаться. Но двигаться на пути познания мира он все-таки должен, более того, - в этом заключается его природа. Поэтому мыслитель именует философию не иначе, как «гигиеническое, профессиональное занятие незнанием» (с.40).
Лекция 3. Полнота бытия и собранный субъект
По мнению М.К. Мамардашвили, «философия действительно есть учение или рассуждение, или дисциплина, содержащая в себе вечные проблемы» (с.42). Она имеет свой язык, свою логику раскрытия вечных тем и проблем. И при этом во главе угла мировоззрения каждого из философов находятся его собственные субъективные переживания и собственное видение мира. «Следовательно, когда человек говорит «я знаю, что я ничего не знаю», то он пытается сделать себя – в смысле стать независимым от того, что проявится со временем в качестве ложного» (с.51).
«Завтра наши знания могут стать глубже, поскольку узнается что-то другое. Но об этом и идет речь: знание завтрашнего дня должно быть построено так, чтобы оно не разрушалось от того, что выявится или что станет со временем ложным» (с.55). Таким образом, наши представления о мире должны отличаться системным единством и получать развитие сообразно логике философского процесса.
Повторяя известный античный афоризм «познай самого себя», М.К. Мамардашвили подчеркивает, что познание это должно вестись, с одной стороны, на уровне «порядка мира и одновременно топоса речи, у которого есть свои законы» (с.57). То есть, важно не только знать, как устроен мир, но и уметь донести истину до окружающих.
Лекция 4. Пространство мысли и язык философии
Философия имеет свой язык. При помощи «…философского языка как раз и вводится понятие формы или сущности, или рациональной структуры вещи» (с.59).
Философский язык позволяет оценивать «…единичные проявления, факты, события. То есть сделать их предметом особого рода высказываний, а именно – научных, теоретических» (с.63). Так рождаются гипотезы и выводы, которыми оперирует философия, и благодаря которым она развивается.
Философия вводит в оборот понятие «формы или сущности, или рациональной структуры вещи» (с.70). Философия не должна быть оторвана от реальности и от мира, от природы человека, но, вместе с тем, человек может и обязан развиваться в силу «естественной необходимости» развития собственной души. В противном случае, наши рассуждения будут односторонними, а философия перейдет в разряд описательной области знаний. Но она требует рассуждений и движения мысли, поэтому философы должны быть самостоятельными в поиске ответов на многочисленные вопросы бытия. При этом важна опора на понятийный аппарат и традиции прошлого вместе со стремлением движения к будущим открытиям.
Лекция 5. Философия и наука
Между философией и наукой есть различия. Но интересно авторское понимание различий. Мамардашвили пишет: «Дело в том, что в философии вообще нет «проблем», как чего-то разрешимого конечным числом шагов исследования» (с.73). Философия в отличие от науки многогранна и не отвергает ни одну идею или версию как «антинаучную». Философия ищет ответы на любые вопросы. «Философский язык предполагает введение некоторых гипотетических объектов» (с.74), в то время как наука оперирует лишь фактами. Хотя данное утверждение весьма спорно – в современной науке распространен метод моделирования, создания гипотетических моделей, на основании которых делаются определенные выводы.
Мамардашвили выступает против «сухой» констатации фактов, (а где гарантия, что факты эти верны?). Он отчасти критикует Маркса, с легкой руки которого материя из «…чувственного богатства и свелась к геометрическим формам (протяжению), к сухим, без качеств, вещам» (с.85). Таким образом, философия учит воспринимать мир без шаблонной привязки к каким-либо стереотипам. Философия, по мысли автора, превосходит науку, так как позволяет увидеть мир с различных позиций и точек зрения.
Лекция 6. Сознание-бытие
Лекция «Сознание-бытие» позволяет понять концептуальные взгляды на данную проблему самого М.К. Мамардашвили. В истории философии велись и ведутся споры о том, что первично: сознание или материя. По мнению автора, такой проблемы вообще не существует. «Посредством понятий «сознание» и «бытие» мы пытаемся решить проблемы, называемые философскими» (с.87). Это означает, что и сознание, и бытие параллельны. Приводя примеры из размышлений Декарта и Канта, Мамардашвили подчеркивает, что в их рассуждениях много условностей и субъективизма. И вообще, по мнению автора, бытие человека сопряжено с ужасом. «Ужас бытия человеческого состоит в том, что ничто существенное не вытекает ни из каких правил, ни из каких законов, оно должно быть конкретно, вот здесь установлено и понято. И это каким-то чудом согласованно понимается людьми. Но и согласование – чудо» (с.93).
Данное утверждение достаточно сложно для восприятия. В свете традиционного понимания, все в мире подчиняется каким-либо законам. Но М.К. Мамардашвили считает, что они условны, как условны понятия «хорошо» и «плохо». Поэтому «загонять» понятия «бытие» и «сознание» в какие-либо жесткие рамки не следует, утверждая, что бытие первично, а сознание вторично. Схематизм здесь, по мнению автора, неуместен.
Лекция 7. Неизбежность метафизики
Лекция посвящена проблеме «сознания, которое имплицировано в суждениях о причинных связях в мире» (с.102). При этом «Философ говорит о том сознании, которое работает в физическом описании, и то, что он говорит, не имеет психологического значения» (с.103). Мыслитель считает нужным подчеркнуть, что не следует забывать о том, что сознание несет в себе элемент психологической реальности. Не следует забывать о языке метафизики. По мнению М.К. Мамардашвили, «метафизические высказывания – это, прежде всего, высказывания об условиях человеческого бытия» (с.105). Они «являются условием того, что человек может вообще что-либо познавать. Скажем, утверждение о бессмертии души явно метафизическое; этот предмет, как я уже говорил, не распадается, не делится на части. Наблюдать бессмертие мы не можем. А все, что мы наблюдаем – конечно и подвержено делению, разложению, возникновению и т.д» (с.113).
Из сказанного очевиден тот факт, что метафизика позволяет человеку делать шаги от посредственного и обыденного восприятия вещей и явлений к их философскому видению. «Метафизика толкует об абсолютном, вневременном» (с.114), - это значит, что она способствует расширению горизонтов сознания, направляет личность на поиск истины, во всяком случае способствует этому.
Можно прийти к выводу о том, что настоящий философ не будет отказываться ни от одного из направлений развития интеллектуальной мысли, даже если она носит метафизическую направленность. Многие идеи несут в себе рациональное зерно, которое необходимо вовремя обнаружить.
Лекция 8. Проблема мира
Проблема устройства мира может быть решена, если «…мы научимся рассуждать, отвлекаясь от его случайности и конкретности» (с.116). То есть, философ обязан научиться мыслить глобально. Попытки обоснования устройства мира осуществлялись с момента рождения философии, но в любом случае они несут в себе значительную долю субъективизма. Избежать этого невозможно, но, с другой стороны, следует стремиться к обоснованию собственной позиции, опираясь на реалии существующего мира. «Поразительный феномен, когда люди на что-то смотрят и не видят, не извлекают опыт, - рассуждает М.К. Мамардашвили. - И это при том, что от этого очень многое зависит; я думаю, образ напряженного лука и является тем образом, что необходим россиянину. Ибо для напряжения понимания нужны инструменты. Ведь лук напрягается не просто руками; это изобретенный инструмент, содержащий в себе целый мир. Так что надо заниматься философией» (с.121). Философия даст возможность глубокого познания мира, попытку понять внутреннюю суть предметов и явлений. Философ делает вывод: «нечто – истинно, после того как установилось. И затем стало истиной, которую мы воспринимаем уже как закон» (с.126). Истина может, подобно закону, быть подвергнута критике, но для этого нужны веские основания. Их может дать лишь философия.
Лекция 9. Техника понимания
Лекция «Техника понимания» направлена на то, чтобы у читателя книги сложилось четкое представление о том, каков язык философии, и как ее следует воспринимать. Вот что пишет Мамардашвили по этому поводу: «Недостаточно соображать в биологическом смысле слова, нужно еще что-то. Недостаточно хотеть добра: добро – искусство, то есть сложная техника. Недостаточно хотеть истины: истина – техника. Науке и философия потому и существуют, что истина – техника» (с.129).
Таким образом, чтобы понимать философию, нужна специальная техника, иначе говоря, техника особого восприятия мира, основанная на соотнесении природы, культуры и духовной жизни. Философия – это знание, но «не природное, однако и не искусственное» (с.136), существующее само по себе. Задача человека его обнаружить и осмыслить.
В философском знании содержится элемент «сверхъестественного». С точки зрения автора, сверхъестественны слова, и совесть! Снова Мамардашвили рассуждает о совести, тем самым подчеркивая, как много она значит для исследователя.
Лекция 10. Социальная физика
Завершающая лекция раскрывает проблему взаимоотношения человека и общества. Здесь важную роль играет факт понимания того, что может дать индивид социуму. «Мы делаем то-то, и когда это делаем, завязываются какие-то отношения. Смыл того, что мы делаем, состоит именно в завязавшихся отношениях, совершенно независимо от того, что мы сами говорили, к чему стремились, какие цели ставили» (с.143), - рассуждает М.К. Мамардашвили. Смысл высказывания заключается в необходимости действовать и объективно оценивать свои поступки.
Мамардашвили считает, оценку влияния бытия на сознание следует производить с позиции личностного осмысления реальности. Иначе говоря, оценивая позицию «Я – в отношениях» (с.149). При этом ключевую роль имеет оценка отношения личности к обществу, к окружающим, к миру в целом. Если человек будет находиться в гармонии с обществом, он будет способен на детальный и основательный анализ всего того, что происходит вокруг, имея свою четкую позицию. Для Мамардашвили это очень важно. Именно поэтому мыслитель демонстрирует свое отрицательное отношение к агностикам, по сути не желающим прилагать усилия для доказательства и отстаивания собственных убеждений.
Существуют «вечные» вопросы, не решенные до сих пор, но от этого ценность философии не уменьшается. Изучая философию, человек учится смотреть на мир широко. Благодаря книге Мамардашвили, становится очевидно, что философия помогает человеку обрести самого себя, понять, в чем кроются истоки его заблуждений и поведенческих стереотипов.
Лекции М.К. Мамардашвили необходимо обязательно прочесть всем, кто увлечен философией, способен оценить ее силу и ценность для общества. Философ пишет в довольно интересной манере, благодаря чему отдельные фразы быстрее усваиваются, не вызывая каких-либо непонятных ассоциаций. Мир философии увлекателен, и каждый способен найти в нем свой путь. В этом - главная мысль книги Мамардашвили.
Источник:
Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию/ Лекции. Статьи. Философские заметки. – М.: Лабиринт, 1996. – С.7-154.