Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Аналитика мифа и психической реальности Роже Кайуа

  • 👀 260 просмотров
  • 📌 231 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Аналитика мифа и психической реальности Роже Кайуа
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Аналитика мифа и психической реальности Роже Кайуа» docx
Лекция 3. Аналитика мифа и психической реальности Роже Кайуа. План лекции 1. Социокультурный контекст теоретической работы Роже Кайуа. 2. Мифологическое и научное сознание в концепции Р. Кайуа. 3. Вопросы соотношения природы и культуры, феномен мимикрии. 4. Часть 1. Социокультурный контекст теоретической работы Роже Кайуа 5. Основной эпистемологической коллизией ХХ века стало столкновение  естественнонаучного и гуманитарного познания. В центре внимания методологов оказалось различие методов, понимание истины, сама оптика научного интереса. Конфликт объективного и субъективного, понимания и объяснения, захвативший все области знания, сосредоточился и в вопросе о «разрешающей способности» тех или иных познавательных практик. В философии возникло понятие «строгости», которое должно было снять противоречие объяснения и понимания и вменить точность описания не только объективирующим формам науки, но и ее крайне субъективным разновидностям. Вместе с тем, все очевиднее становилось, что преимущественным предметом исследования становятся такие феномены, которые не предполагают количественной оценки. Требование строгости и необходимость исследования необъективируемой предметности наиболее ясно были осознаны в антропологическом проекте К. Леви-Стросса. Научное исследование мифа должно было сохранить имманентность своему предмету, но при этом оказаться способным к значимой концептуализации. В связи с этим Леви-Стросс сформулировал методологическую максиму: мифологически мыслить миф. Именно она определяет горизонт теоретической работы Роже Кайуа – одной из наиболее значимых фигур среди маргинальных мыслителей ХХ века. 6. Кайуа – ученик М. Мосса, друг Ж. Батая и М. Лейриса, начавший свой путь участником сюрреалистического движения, а завершивший его вступлением во Французскую академию, в равной мере интересовался как науками о природе, так и науками о человеке.  Сергей Зенкин назвал Кайуа «сюрреалистом в науке». Это весьма точное определение связывает интеллектуальное усилие Кайуа со сложным распределением модальностей реального в ХХ веке. Гиперреальное, ирреальное, сюрреальное уже не являются синонимами; эти модальности дифференцированы и приобретают самостоятельные значения. В свою очередь реальность прекращает свое существование в качестве самоочевидного понятия и математизируется (формализуется). В метафизике этому соответствует радикальная критика «естественной установки» ученого, в контексте которой бытие трактуется как данность, как наличное бытие. Теперь здравый смысл ученого состоит не в том, чтобы апеллировать к фактам, но в том, чтобы уметь видеть невидимое. Опыт мысли и опыт веры, наука и миф опасно сближаются, между ними возникают новые соотношения и связи, которые требуют как легитимации, так и прояснения. Представляется, что именно этому полю принадлежат интеллектуальные риски Роже Кайуа. 7. Две статьи Кайуа - «Богомол», «Мимикрия и легендарная психастения» - прославились своей провокационностью. Скандал этих текстов в том, что предмет и методология исследования здесь странным образом двоится. Кайуа пишет о богомоле, рассматривая его одновременно как мифологический персонаж, и как объект энтомологической науки. Еще более усложняет ситуацию тот факт, что в гуманитарную традицию эти тексты вводит Жак Лакан, интерпретируя построения Кайуа в контексте собственной аналитики субъективности, не имеющей ничего общего ни с мифом, ни с наукой и отсылающей к психоаналитическому пониманию психической реальности. При этом сам автор упомянутых статей не идентифицирует себя ни с антропологическим, ни с  психоаналитическим, ни с объективно научным подходом. Эти теоретические мировоззрения равно приветствуются им и используются в качестве локальных методологий. 8. Для Кайуа,  у каждого из этих мировоззрений свое «разрешение». Первое, что бросается в глаза при работе с такой множественной оптикой, – отсутствие противопоставлений между мифом и наукой. Отвлекаясь от всех возможных идеологий, Кайуа просто детально анализирует то, как именно работают ученые и мифологическое сознание с интересующим его предметом. Он нисколько не озабочен построением науки или творением мифа, и то и другое уже является фактом. Особенно применительно к мифу очевидно незначительное, но крайне существенное смещение. Кайуа не сосредотачивается на мифе как таковом, на его элементах или структуре. Его интересует то, что Леви-Стросс назвал «эффективностью символов», а сам Кайуа определяет как «лирическую способность» мифа - способность впечатлять и захватывать воображение людей. Сам выбор богомола в качестве предмета исследования мотивирован именно тем, что в этом образе лирическая сила мифа достигает особой интенсивности. В народной культуре и фольклоре богомол наделен поистине гипнотической властью, что находит выражение в исключительной частоте и вариативности разработки этого мотива в суевериях, сказках, считалках, поговорках, приметах. Богомола считают существом то божественным, то дъявольским, то прорицателем, то богом-прародителем, связывая с ним крайне разнообразные свойства, искусства, умения. «Похоже, что это насекомое всюду производит сильное впечатление на людей»[1], - пишет Кайуа. При этом весьма существенно, что очарованию этого существа поддается не только мифологическое сознание. Энтомологические исследования, посвященные богомолу, также апеллируют к воображению, обнаруживая неожиданное отступление от традиционных правил классификации и научного описания и буквально взрываясь прихотливыми эпитетами. 9. Можно предположить, что богомол, – это, своего рода, точка перелома, зона, где и миф, и наука одинаково раскрывают чувствительность собственного воображения. «Властное воздействие мифа на аффективную жизнь индивида, - полагает Кайуа, - должно быть опосредовано тайным соответствием его собственным установкам»[2]. Нечто в психическом опыте человека оказывается созвучно поэтическому процессу, инициируемому богомолом. Что, по сути, означает убежденность в наличии зеркальных изоморфизмов в мифе и психической жизни индивидов: миф мыслит нечто, что для психики является проблемой. При этом миф хорош тем, что позволяет обнаружить источники собственной гипнотической силы. В случае богомола они связаны с его антропоморфным видом, особым устройством глаз, позволяющих не только видеть, но и производить эффект взгляда («смотреть»), странными формами мимикрирующего поведения и, наконец, яркой копулятивной формулой, в соответствии с которой во время сексуального акта самка откусывает голову самцу. 10. [1] Кайуа Р. Богомол. // В кн. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003, с. 60. 11. [2] Там же, с. 52. 12. Часть 2. Мифологическое и научное сознание в концепции Р. Кайуа 13. Мифологическое сознание отвечает на подобное событие детальным развитием мотивов «ядовитой девы», «пожирающей вагины», а также всевозможных форм страха кастрации. Выделяя в качестве глубинного содержания этих мотивов «боязнь женщины, боязнь ее взгляда, боязнь соприкосновения и особенно любовного соития»[1], Кайуа не считает, что эта боязнь может быть понята в психологических терминах. В том качестве, которое он пытается зафиксировать, «боязнь», во-первых, есть нечто неотъемлемое от сексуального акта как такового, а, во-вторых, боязнь – вообще не точное слово. Скорее уж, речь идет о страхе в его строгом значении – «симпатической антипатии и антипатической симпатии»[2]. То, что язык называет «боязнью», миф описывает как сочетание напряженного волевого усилия и утраты воли, как шаг навстречу и как пассивную раскрытость совершающемуся, как страстное желание и предельную бесстрастность. Перед нами сложное переживание, которое, очевидно, не просто попутный эффект сексуального события, а нечто, лежащее в его основе, нечто, представляющее саму его проблему. Кайуа приводит эскимосскую сказку, в которой рассказанная история одновременно сама является изображением сексуального акта. Повествование целиком подчинено одному ритму, герой неодолимо приближается к возлюбленной и любой его шаг навстречу сопровождается обмороком и потерей чувств*. Герой приходит в себя, вновь устремляется к возлюбленной и вновь себя утрачивает. По мнению Кайуа, миф совершенно точно воспроизводит смысл и проблему сексуального события. Согласна с этим и физиология, рассматривающая в качестве наиболее значимого аспекта соития феномен детумесценции, который представляет собой расслабление после предельного напряжения, сопутствующего возбуждению.  Детумесценция представляет собой «резко-вертикальное падение в состояние вынужденной неподвижности, покоя». «Именно этот мгновенный переход от напряжения к разрядке…, от максимальной к минимальной интенсивности, от исключительно резкого сознания своей жизни к чувству какого-то небытия, - именно он способствует тому, что любовь бессознательно уподобляется разрыву в непрерывности существования»[3]. «Нет ни одной другой функции, - цитирует Кайуа первые сексологические исследования, - которая в своем осуществлении была бы настолько тесно связана с сознанием и, вместе с тем, настолько независима от него»[4]. 14. Если эскимосская сказка с такой точностью описывает конфликтный процесс, исследованный и описанный объективной наукой, то мы можем сказать, что миф – не метафора, он не переносит значение, но непосредственно инсценирует его в галлюцинаторных и фантазматических образах, гипнотическая эффективность которых состоит именно в их связи с действием, событием. Миф и есть действующая сексуальная фантазия, разыгрывающая наиболее противоречивые и конфликтные моменты сексуального события, но в этом смысле миф выступает также и как наиболее операциональная форма его постижения. 15. Возвращаясь к энтомологическим исследованиям богомола, Кайуа предлагает посмотреть на то, как наука видит особенности его копулятивного поведения. Он восстанавливает полемику по этому поводу, показывая, что от редуктивных гипотез ученые переходят к идее о том, что самка богомола стремится удалить у самца тормозящие мозговые центры и тем самым добиться более длительных спазматических движений[5]. Ирония такого научного результата многогранна. Во-первых, он, по сути, представляет собой другую формулировку принципа удовольствия, открытого Фрейдом применительно к психической жизни человека. Во-вторых, этой гипотезе удается сосредочить в себе сложность и проблематизм сексуального события, а не свести его к простым причинам и элементам; тем самым она приобретает характер открытой сверхдетерминирующей концепции. В-третьих, благодаря такому решению Кайуа получает важное свидетельство тому, что наука, страстно увлеченная своим предметом и способная впасть в состояние самозабвения, неизбежно достигает той же меры истинности и эпистемологической адекватности, что и сознание, открытое лирической суггестии мифа. Такая синхрония науки и мифа наделяет нашу мысль значительно большей свободой, нежели это было возможно в контексте каждой из этих, изолированно существующих, систем. Подчеркнем, что третьей локальной эпистемой, сопутствующей мифу и науке в их самостоятельном, но, вместе с тем, обоюдном продвижении, является психоанализ. Его функция состоит в опосредовании модусов реального, представленных мифом и наукой, в актуализации психического измерения и свойственной ему сюрреальности, которую Кайуа понимает как меру смысла. Кайуа не пытается смешивать дискурсы. Разворачивая каждую перспективу последовательно, он лишь побуждает нас к смене оптики, с тем, чтобы различие коэффициентов преломления позволило освободиться от предположительной единственности самоочевидного. 16. Однако же вопрос, который неизбежно возникает, пока мы следуем за размышлениями Кайуа, касается того, как связаны человеческая психика и поведение насекомого. И если человеческая сексуальность является культурным конструктом (а, с точки зрения Фрейда, это так), то где пролегает граница между природой и культурой? Идет ли речь в данном случае об антропоморфизации природы и склонности человека видеть явления природы через очки своих фантазий, либо же, напротив, следует увидеть здесь биологизацию человеческого и попытку проинтерпретировать фантазии на основе их природной детерминированности и зволюционной предзаданности. 17. 18. [1] Там же, с. 73. 19. [2] Кьеркегор С. Понятие страха. // В кн. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.,1993, с. 144. 20. * вот маленький фрагмент «При виде ее красоты его бросило в жар, и ему стало дурно от любви. Когда Нукарпьяртекак снял и повесил свой анорак, то увидел, что красавица ему улыбается, и потерял сознание. Придя в себя и вновь поглядев на нее, он увидел, что она по-прежнему улыбается ему. Он ощутил такую любовь, что опять лишился чувств». и т.д. //Цит. по Кайуа Р. Богомол. // В кн. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003, с. 69. 21. [3] Кайуа Р. Богомол. // В кн. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003 с. 81. 22. [4] Там же, с. 80. 23. [5] Там же, с. 63.  24. Часть 3. Вопросы соотношения природы и культуры, феномен мимикрии 25. Кайуа согласен с тем, что границы природы и культуры должны быть переосмыслены. Однако же его гипотеза не предполагает ни первой, ни второй версии. Он не считает, что вопрос границы – это вопрос сближения и что мы должны найти точку, где природа становится культурой или наоборот. Напротив, он полагает это различие принципиальным. Если человек мыслит себя в терминах развития и прогресса (и, в самом деле, эволюция человека ориентирована на создание все возрастающей сложности, подвижности и изменчивости вида), то насекомые, представляющие для Кайуа природу, выбирают принципиально другое эволюционное решение, связанное с консерватизмом и неизменностью, которые можно поддерживать автоматизмом, регрессией к окружающей среде, - процессами, которые «в чувственно-образной форме являют собой как бы капитуляцию жизни».[1] Но - это неискоренимое различие не означает отсутствия связей, напротив, существуют мощные рифмы, синхронизирующие природу и культуру в феноменеобъективной идеограммы. Кайуа выражает суть идеограммы просто: «у одних – поведение, у других – мифология».[2] Инстинкт насекомого находит воплощение в действии, влечения человека побуждают его к созданию фантастических образов и телесному проживанию их. Фантазмы и галлюцинации обладают той же перформативностью, той же законченностью и «совершенством узлов», и в той же мере способны к автоматическому функционированию. 26. Но что же разыгрывается в поведении насекомых и фантазии человека? То, что обладает внутренней бесконечностью и неискоренимым проблематизмом: принципиально противоречивые события любви, жизни, смерти. Помимо особенностей копулятивного поведения, богомол предлагает еще одну загадку. Получив повреждения, несовместимые с жизнью, то есть, умерев, богомол, тем не менее, сохраняет способность к типичному мимикрирующему поведению –притворяется мертвым. В связи с чем Кайуа предупреждает: «берегись: притворяясь призраком, можно им стать», предпосылая этот эпиграф из Вилье де Лиль-Адана своей статье о мимикрии, где речь идет о том, что граница между жизнью и смертью также, как и сексуальный акт, не есть нечто самоочевидное. 27. Уже говорилось о том, что внимание к размышлениям Кайуа о богомоле и мимикрии привлек Жак Лакан. В семинаре «Четыре основные понятия психоанализа» феномен мимикрии возникает при обсуждении таких понятий, как субъект, желание, взгляд. Какова же здесь связь? Или речь о метафорическом использовании концептов Кайуа? Нет, Лакан исключает любую возможность метафорического прочтения идей Кайуа, относясь к ним с предельной серьезностью и требуя понимать сказанное буквально. Феномен мимикрии обладает универсальной значимостью – не только в контексте природы, но и для процессов субъективации. Но для того, чтобы прочитать ее так, необходимо отказаться от доминирующего предрассудка. Мимикрия  не есть инструмент адаптации и защитный механизм. Для того, чтобы избежать научных идеологий в вопросе о мимикрии, необходимо отнестись к ней феноменологически – не помыслить, но увидеть то, что она собой представляет, столкнуться с фактом стирания границ между организмом и средой. И, следовательно, размышлять нужно не над проблемой выживаемости вида, а над причинами, которые порождают этот странный ряд фактов, отмеченный очевидным пренебрежением значимости различия между индивидом и его окружением, фигурой и фоном. 28. Оценивая это различие как конститутивное для любой деятельности, Кайуа квалифицирует мимикрию как патологию чувственного опыта обособления организма от среды[3]. Под патологией в данном случае следует понимать не столько болезнь, сколько эксцесс, прецедент, имеющий в своей основе аффективный мотив. Не следует удивляться появлению термина «аффект» применительно к описанию мира природы. Антипсихологическая составляющая мысли Кайуа надежно защищает его от того, чтобы мыслить аффект и чувственный опыт как нечто внутреннее. Напомним: у одних – поведение, у других – мифология (эмоциональная жизнь), внешнее и внутреннее удваивают друг друга, как две различные записи одного и того же. В имитации насекомым свойств поверхности аффект артикулируется пространственно. Мимикрия, следовательно, не что иное, как факт страсти.  Сосредотачиваясь на этом феномене, Кайуа удивляется не самой комбинации различных элементов – цвета, формы, рисунка – все это могло бы быть, говорит он, но не порождать сходства. Удивляться стоит тщательности их «взаимоорганизации и взаиморасположения», изобретательности и направленности «художественного инстинкта природы», порождающих эффект трехмерной «фотографии- скульптуры, телепластики». Телепластический объект создается из таких материалов как тело насекомого и окружающие его веточки, камни, песок и прочие элементы пространства. Сходство, таким образом, не может рассматриваться как средство, но предстает самой целью.  Производство сходства, с одной стороны, эффект роскоши, избытка, безоглядная растрата сил природы, а, с другой, - результат смещения онтологического акцента. Не индивид приспосабливается к природе, но вследствие «искушения пространством» нарушаются устойчивые отношения между ним и индивидом. 29. Подобная вещь хорошо известна в психиатрической практике, как синдром легендарной психастении, иногда сопровождающий шизофреноподобные расстройства, пишет Кайуа. В такой ситуации на вопрос «где вы находитесь?» пациент отвечает «я знаю, где я, но не ощущаю себя в том месте, где нахожусь».[4] Описывая свое состояние, он говорит о проницаемости, обезличенности, слиянии с пространством, об уподоблении – не конкретным вещам, а «просто уподоблении». Кайуа, в свою очередь, так выражает происходящее: «Жизнь отступает назад на один шаг»[5].  В истерическом припадке, в нервном тике, в мерном покачивании богомола, в замирании долгоносика установление реляционных связей и другие задачи жизни откладываются ради декоративного жеста, ради реализации чисто эстетической идеи. 30. Другими словами, для Кайуа искусство не является человеческим изобретением, необходимость в нем возникает тогда, когда складываются основные коллизии существования – отношение жизни и смерти, сексуальное соединение. Так что и логика его становления вовсе не путь от эстетизации войны и труда к самоценности эстетического опыта. Его исключительность имеет другой источник. Произведения искусства, как и истинные мысли, просто принадлежат тому, что Витгенштейн называл «положением дел». Эстетический феномен первичен по Кайуа. «Целесообразность без цели», искусство для искусства – первая и единственная формула, которая обнаруживает себя уже в великом орнаментализме природы и которая в культурном процессе вновь и вновь открывается  авангардистами, пассеистами, декадентами, денди, революционерами, сюрреалистами и другими субъектами страсти. 31. [1] Кайуа Р. Богомол. // В кн. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003, с. 78. 32. [2] Там же, с. 73. 33. [3] Кайуа Р. Мимикрия и легендарная психастения // В кн. Роже Кайуа. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003, с. 83. 34. [4] Там же, с. 98. 35. [5] Там же, с. 99. Начало формы Экзаменационное задание по курсу Составить тезаурус (тематический словарь) из пяти терминов на материале прочитанных работ М.Мосса, К. Леви-Стросса, Р.Кайуа, а также М. Фуко. Возможно объединить некоторых авторов, например, Леви-Стросса, Мосса, Кайуа. Возможны и любые комбинации между ними. В случае, если тезаурус будет готовиться по Фуко, объединять его работы с работами других авторов нельзя, необходимо подготовить 5 терминов именно по Фуко. Условия: на основании анализа текстов, избранных для курса, создать собственные термины, изъяв их из самого текста и раскрыть их смысл. Например, "объективная идеограмма - это ....". Данное выражение используется Кайуа, однако же оно не имеет силы термина в современном гуманитарном знании. Ваш тезаурус, тем самым, должен представлять собой своего рода словарь современной антропологии в ее связи с психоанализом. Другими словами, необходимо найти в тексте выражения, которые вам представляются значимыми в перспективе диалога психоанализа и антропологии, а затем раскрыть их смысл, выражающий суть этого диалога. Возможно использование очевидных терминов (например, жертвоприношение), однако словарная статья при этом должна реализовывать упомянутый диалог. Запрещено: использовать существующие словарные статьи для раскрытия смысла созданных терминов. Объем: Не менее 600 символов на термин. Оценка за работу выставляется преподавателем и соответствует экзаменационной оценке. Обращаем ваше внимание, что после прикрепления файла необходимо нажать кнопку"отправка задания". В противном случае работа будет находиться в статусе "Черновик" и не будет оценена преподавателем. Убедитесь, пожалуйста, что Вы разместили свою работу верно, нажав кнопку "Отправить". Конец формы
«Аналитика мифа и психической реальности Роже Кайуа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot