Поведение и психика животных. Врожденное или генетически заданное поведение
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6. Поведение и психика животных
После изучения данной главы студент должен:
знать
• в каких ситуациях необходимо использовать генетически заданные способы поведения, а в каких искать их самостоятельно;
• чему должны обучаться животные;
• каковы преимущества жизни в сообществе;
• как общаются животные;
уметь
• различать способы поведения животных, установившиеся в ходе эволюции, взятые из прошлого опыта или найденные в ходе поведения;
владеть
• навыками анализа поведения животных.
Как не укрепляй вертикаль, все равно тянет стать на четвереньки. А старые обезьяны все еще вспоминают, как они жили до эволюции.
Ф. Кривин
Врожденное или генетически заданное поведение
В этой главе мы проанализируем организацию и психическую регуляцию поведения животных. Подробнее об этом можно узнать при изучении таких дисциплин, как зоопсихология и сравнительная психология. Задача же этой главы – показать принципы построения поведения и возможности психики живых существ до человека, чтобы мы увидели общее и различия в организации деятельности животных и человека.
Начнем анализ с самых простых форм поведения, так называемого врожденного поведения. На самом деле речь пойдет о поведении живых существ, которое они осуществляют без предварительного обучения. Речь идет о генетически обусловленном поведении, которое может осуществляться не только сразу после рождения, но и спустя месяцы и годы после рождения.
К генетически заданному поведению относятся четыре разные поведенческие ситуации:
1) внешний раздражитель (стимул) без предварительного обучения вызывает адекватное поведение.Например, раздражение губ новорожденного млекопитающего приводит к сосательной реакции детеныша; теплый предмет вызывает движение новорожденного к нему; болевой раздражитель вызывает реакцию ухода от него; вибрация паутины приводит к нападению паука на запутывающуюся в паутине жертву и т.д.;
2) поведение возникает спонтанно без внешнего стимула из среды, заготовка корма на зиму у многих грызунов; строительство гнезда; сексуальное напряжение, перелетное беспокойство у птиц и т.д.;
3) многие животные без предварительного обучения выполняют нужные двигательные акты. Например, новорожденный олененок, который должен следовать за матерью, через несколько десятков минут после рождения начинает ходить; птенцы водоплавающих птиц умеют плавать, многие птицы без обучения вьют гнезда и т.д.;
4) многие живые существа без предварительного обучения правильно ориентируются в своей среде проживания. Например, инфузории при высокой концентрации в воде вредных веществ перемещаются к свету; некоторые мухи при опасности взлетают по направлению к солнцу; гусеницы ряда бабочек при падении с кустарника или дерева ползут вверх против гравитации и к свету; самка комара откладывает яички на блестящую при солнце поверхность воды и т.д.
Нетрудно заметить по описанным выше ситуациям, что на самом деле генетически определена либо причина поведения (генетически заданная детерминация), либо ориентировка и координация двигательных актов (ходьба, полет, плавание). Такое поведение описывается в понятиях "инстинкт", "рефлекс", "тропизмы", "таксисы". Если оно широко представлено у всех видов живых существ (у каких-то больше, у каких-то меньше), то возникает вопрос о преимуществах и возможностях такого поведения. Что делает такое поведение выгодным или даже необходимым и что дает возможность иметь такое поведение?
Начнем с выгоды и необходимости. Генетически заданное поведение включается самим изменением среды (или опосредованно, например, через изменение гормонального состояния) и тем самым позволяет сразу отвечать на возникшую угрозу или появление пищи. Оно также позволяет правильно ориентироваться при передвижениях в пространстве и адекватно отвечать на важные для жизни стимулы (раздражители от объектов). Для многих видов, особенно для насекомых, такое поведение как один из способов адаптации к среде проживания является просто необходимым.
Жизнь бабочек состоит из нескольких стадий (яйцо – личинка – куколка – имаго), и жизнь в каждой стадии занимает небольшое время, при котором некогда учиться новому поведению. При этом опыт одной стадии жизни (например, гусеницы) совершенно не нужен другой стадии (например, имаго, т.е. взрослому насекомому), поэтому не нужна и сама память. Очень часто задачи насекомых чрезвычайно просты и их мало. Например, у гусеницы – это питание и защита; у некоторых бабочек это только размножение (у них даже нет органов питания). При этом бабочки часто имеют маленькие размеры (большинство видов имеет размер 3–30 мм) и очень небольшое число нейронов нервной системы – от 250 до 900. Такие объемы нервной системы не позволяют иметь сложно устроенные механизмы. В этих условиях гораздо выгоднее иметь стандартно работающие управляющие устройства, обеспечивающие автоматические шаблонные ответы на ситуацию.
Естественно, возникает вопрос: почему эти шаблонные автоматические ответные реакции или ориентировки оказываются успешными?
Такое поведение оказывается успешным только тогда, когда условия жизни данного вида остаются постоянными или меняются строго по определенному закону. Эти условия позволяют иметь рецепторы, настроенные именно па них, и механизм нужной ответной реакции. Отмеченное постоянство выявляется с помощью различных сенсорных модальностей: зрительной, слуховой, обонятельной, температурной, гравитационной, вибрационной и т.д.
Например, длина светового дня в течение года в средних широтах изменяется по синусоиде: от минимальной в декабре до максимальной в июне, что служит ориентиром для периода размножения многих видов, отлетного беспокойства птиц-мигрантов или времени их отлета и т.д. Практически параллельность солнечных лучей на Земле позволяет пчелам ориентироваться по углам направления полета к солнечным лучам. Положение Солнца на небосклоне Земли служит ориентиром для некоторых видов муравьев и пчел (туда – Солнце справа, а обратно – слева).
Наличие тени от непрозрачных предметов служит пусковым сигналом для ягненка в поиске молока матери (при кормлении мать становится над ягненком, создавая тень от света). Наседка подает сигналы тревоги для цыплят или другими звуками подзывает их к себе. Каждая семья пчел имеет свой запах, и стоящие на входе в улей сторожа по запаху определяют чужаков, а пчелы-санитары выносят мертвых пчел из улья, ориентируясь на их запах. Муравьи, уходя из гнезда, метят свой путь пахучим веществом и по нему возвращаются назад. Запах добычи ориентирует хищника в преследовании жертвы. Дождевые черви всегда затаскивают опавшие листья в нору, острым концом вперед, что позволяет листу закручиваться в трубочку. Ориентируются они при этом по химизму (вкусу) разных частей листа. Если из листа вырезать подобие листика с острым концом из основания черенка листа, то червь тянет лист не за острый конец (как выгодно), а за тупой, где сохранен химизм верхушки исходного листа.
Таких примеров великое множество, и всегда за ними стоит повторение ситуаций, представленных каким-то раздражителем. Но если живое существо вынуждено учитывать в своей жизни меняющиеся условия среды, то поведение перестает быть шаблонным.
Долгое время казалось, что у многих видов задана жесткая неменяющаяся программа поведения и определены объекты, которые однозначно вызывают нужное поведение.
Натуралист Жан Фабр считал, что у пчел существует жесткая программа поведенческих актов, которая не реагирует на изменение ситуации. Он помещал готовую к выходу из ячейки пчелу в стеклянную пробирку, заклеенную воском и дополнительно закрытую сверху бумажным конусом. Пчела быстро прогрызала восковую затычку, но бумажный конус оставался целым. Фабр объяснял это тем, что у пчелы "записано" в памяти, что необходимо прогрызать при выходе из ячейки только одно препятствие – крышечку ячейки. Поэтому вторая преграда оставалась всегда целой. При внимательном анализе выяснилось, что это была ошибка в эксперименте, чем часто грешит психология. Устройство челюстей пчел (жвал) не позволяет им захватывать гладкую поверхность бумаги, а если пробирку заклеить двумя или тремя перегородками из воска, то все они оказываются разрушенными, и пчела выходит на свободу.
Было выявлено, что часто записывается нс сам по себе двигательный акт, а конечный результат, который должен быть достигнут. Вспомните этот вывод И. М. Сеченова при анализе рефлексов. Сам конечный результат может быть достигнут разными способами. Так, оса, чтобы обездвижить кузнечика, должна ужалить его в нервный узел (ганглий). Но это происходит во время борьбы с кузнечиком, и оса наносит удары с разных сторон и в разных положениях, что никак нельзя записать в генотипе.
Оказалось также, что у многих видов предмет потребности не задан от рождения, как не задано узнавание матери. Этому детеныши учатся при жизни, запоминая после рождения запах, цвет, форму и размеры матери. (Об импринтинге мы говорили ранее, см. параграф 3.3.2.)
Э. Торндайк в конце XIX в. убедительно в экспериментах показал, что многие животные (начиная с грызунов – мышей, крыс) могут находить новые способы поведения, т.е. формировать поведение, которое не могло быть задано генетически.
Постепенно становилось понятным, что говорить только о генетически заданном поведении или только о приобретенном при жизни нельзя – поведение чаще всего включает в себя и врожденные элементы, и приобретенные при жизни. Поэтому напрашивается вопрос о том, что может и должно быть генетически заданным, а что надо устанавливать при жизни.
Врождены ли поводы, определяющие начало поведения? Ответ на этот вопрос неоднозначен. На физические непредметные воздействия (энергетические потоки) и на постоянные неменяющиеся признаки объектов (цвет, запах) могут быть врожденные реакции. На объекты, которые меняются во времени (форма, цвет, размеры), нельзя иметь врожденные реакции. Закрепить генетически совокупность меняющихся признаков объекта (например, матери или пищевого объекта) невозможно, поэтому природа предусмотрела установление биологического смысла объекта при жизни детеныша (примеры импринтинга).
Что можно сказать про ориентировку поведения? Мы уже говорили, что на постоянные неменяющиеся условия ориентировка может быть задана генетически, но для меняющихся условий среды требуется исследовательское поведение, выделяющее ориентиры "здесь и теперь" на основе образа ситуации. Способы поведения могут быть генетически заданы как умение некоторых видов птиц строить гнезда, по в новых необычных условиях или при нарушении естественных средств деятельности живых существ (клюва, конечностей и пр.) необходимо искать новые способы достижения нужного результата. Аналогична и ситуация с исполнением двигательных актов (бег, ходьба, полет и пр.). Сама координация работы разных мышц может быть генетически заданной в той части, где их работа не учитывает внешних условий. Но те стороны (параметры) движений, которые зависят от внешних условий, подлежат обучению. Например, голубь начинает летать без обучения, но он учится учитывать направление и силу ветра в полете, и свою скорость при посадке.
Изложенные факты позволяют сделать заключение о том, что генетически заданное поведение становится неэффективным, если живое существо сталкивается с новыми для себя обстоятельствами, где имеющиеся в его арсенале способы поведения неадекватны этим обстоятельствам и ему необходимо искать (создавать) новые способы поведения. Генетически заданное поведение также становится неэффективным в постоянно меняющихся условиях поведения, где ориентиры все время меняются и их значение необходимо устанавливать заново при осуществлении поведения.
Научение и обучение у животных
Давайте посмотрим, чему же живые существа могут научиться самостоятельно и обучиться с помощью сородичей или человека.
Первое, чему многие животные вынуждены обучаться, – установление биологического потребностного значения окружающих их объектов, т.е. биологического смысла предметов (что есть мать, пища, опасность и т.д.). Этот процесс происходит в непосредственном физическом контакте с объектами, часто с помощью матери.
Например, после родов мать и детеныш должны запомнить друг друга: мать облизывает детеныша и запоминает его запах, а детеныш получает молоко от матери и запоминает запах, цвет и рисунок кожного покрова матери. Крестьяне знают, что если после отела позволить теленку получить молоко от коровы, то его от матери уже не отгонишь, а корова будет его защищать. А если сразу после отела убрать теленка и напоить молоком из ведра, то теленок к матери не подойдет.
Второе, чему обучаются живые существа, – выделение функционального значения объектов как ориентиров при поиске корма, дома, ухода от опасности и т.д. Опытные пчеловоды знают, что пчелы первый полет после зимовки совершают кругами над ульями и местом, где они стоят. Объяснил это поведение Н. Тинберген при исследовании такого же поведения ос (описание его эксперимента давалось в главе 3).
Пчелы, улетая на дальние для них расстояния от улья, ориентируются врожденным способом по углу направления полета к солнечным лучам, но, подлетая к месту, где находится улей, начинают ориентироваться по деревьям и постройкам, цвету дома, а затем цвету улья и его месту среди других ульев.
В многочисленных исследованиях было выявлено, что животные запоминают план того помещения, в которое их ненадолго помещают. Поэтому если кошка бродила без задачи в лабиринте, то при задаче пройти этот лабиринт за подкреплением (мясо) она это делает без ошибок за меньшее число попыток, чем кошка, ранее в лабиринте не бывавшая.
Это явление получило название "латентного обучения". В этих экспериментах выявилась еще одна замечательная особенность формирования образа среды, о которой мы уже говорили. Проводился эксперимент: в маленькую повозку сажали кошку, а вторая кошка везла эту повозку по лабиринту. Затем "активная кошка" при задаче пройти лабиринт, проходила его без ошибок быстрее, чем "кошка-пассажир". Это прямое свидетельство роли исследовательской активности субъекта в формировании образа среды и выделении ориентиров, помогающих в решении задачи.
Третье, чему учатся животные, – прогнозирование во времени события среды и опережение их в своих реакциях. Это ситуация классического условного рефлекса, когда животное, например, реагирует на звук слюноотделением, адекватным будущему подкреплению.
Четвертое умение, которому научаются живые существа, – оценка эффекта (результата) своей поведенческой активности. Собаки научаются убирать лапу по звонку, чтобы избежать удара током; рыбы в аквариуме научаются нажимать на педали холодной и теплой воды, чтобы регулировать температуру воды в аквариуме.
Пятое, чему учатся животные – исполнение различных двигательных актов (строительство гнезда, кормление детенышей, спаривание, ловля добычи и т.д.). Обычно в этих ситуациях "учителем" выступает мать, а также сородичи, если детеныши растут в сообществе (стадо, стая).
Так морской котик и выдра учат своих детенышей плавать и питаться в воде. Чомга учит своих птенцов ловить рыбу. Она выводит их на мелководье и, пуская перед ними слегка придушенную рыбу, заставляет их ловить ее, а затем показывает, как эту рыбу надо заглатывать и заставляет птенцов повторять эту процедуру за нею.
Иногда врожденное и приобретенное поведение входят в противоречие между собой.
Так, снегирь, выращенный в гнезде канарейки, поет затем нс свою песню, а песню канарейки. И птенцы этого снегиря затем ноют песню канарейки, хотя, если поместить яйцо снегиря в инкубатор, где птенец не слышит пения матери, он после рождения поет плохую, но песню снегиря.
Самцы и самки некоторых видов могут иметь разные возможности в выборе поведения.
Например, самцы кряквы и шилохвосток пытаются спариваться с самками другого вида, с которыми они вместе росли. Но самки этих видов спариваются только с самцами своего вида и отвергают самцов других видов, даже если они вместе росли.
На самом деле очень часто животным задается генотипом лишь "скелет", основа нужного поведения, достройка которого идет уже при жизни молодняка, т.е. природой предусмотрено дообучение видотипичному поведению. Каждая особь при жизни способна найти собственные способы и приемы поведения (индивидуальные находки), которые она использует в нетипичных ситуациях. Кроме того, мы знаем, что с помощью человека многих животных можно обучить необычному поведению, которое в их жизни без человека невозможно (например, дрессировка для цирковых номеров). Самой яркой характеристикой обучения в мире живых существ является его постепенность, через пробы старых способов и ошибки, выделение ошибочных ориентиров и замену их на правильные, что проявляется в так называемой кривой обучения (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Кривая обучения при выработке навыка
Видно, что кривая ошибок снижается не плавно, а представляет собой чередование спусков и подъемов с тенденцией к исключению ошибок. Это означает, что животные в этой ситуации не сразу открывают для себя связи между объектами, их свойствами (признаками) и успехом своего поведения. Лишь многократное совпадение признака объекта (ориентира) и успеха в поведении закрепляет успешное поведение или признак как ориентир успешного способа поведения. Есть данные, что животные при этом активно исследуют среду, проверяя возможные варианты ориентиров.
Так, если крыса должна найти один из отсеков с приманкой, расположенных вдоль длинного коридора, то вначале она проверяет отсеки и справа, и слева по коридору, а затем только с той стороны, где в отсеке находится подкрепление, причем постепенно поиски сосредоточиваются в районе этого отсека.
При выработке такого умения (навыка) закрепляется не сам двигательный акт – поворот направо или налево (хотя это тоже возможно), а ориентиры приманки. В простых опытах было показано, что в крестообразном лабиринте (рис. 6.2) крысы быстрее запоминают постоянное место приманки, чем награду за постоянный поворот (направо или налево), с какой бы стороны лабиринта крыса ни заходила. Это не значит, что животное не способно запоминать именно само движение. Речь идет только о том, что в естественных условиях обитания живые существа создают образ ситуации и ориентируются с его помощью.
Рис. 6.2. Опыт с крестообразным лабиринтом
Интеллектуальное поведение животных
В начале XX в. В. Кёлер, исследуя поведение высших приматов (шимпанзе), показал, что человекообразные обезьяны способны находить новые способы поведения не только путем перебора, в том числе старых вариантов, или через подражание другим особям (научение), но и через установление связей объектов в поле своего действия и выявление нового значения объектов как вспомогательных средств поведения. Мы уже упоминали об этих исследованиях. Они просты и показательны.
Высоко у потолка комнаты подвешивается банан, и обезьяна сразу пытается его достать. Она многократно и безуспешно прыгает и, выражая свое недовольство отсутствием успеха, бросает мелкие предметы в банан. В комнате в разных местах лежат ящики или длинный тяжелый шест. Обезьяна, утомившись, может присесть на ящик, пройтись по ним. В какой-то момент раздражения она может бросить этот ящик от стены, но когда ящик случайно попадает в место, над котором висит банан, обезьяна замирает, смотрит на банан, потом на ящик, бежит к ящику и с него прыгает за бананом. Если попытка оказывается неуспешной, обезьяна приносит второй ящик, ставит ящики друг на друга и с них достает банан. В следующий раз в подобной ситуации обезьяна после нескольких неудачных прыжков за бананом бежит к ящикам и подносит их в место, где висит банан. Аналогично поведение с шестом. Вначале шест поднимается, чтобы сбить банан, но он тяжел и неудобен. И когда шест, поставленный вертикально, оказывается рядом с бананом, тут обезьяна, после недолгой остановки в своей активности, быстро лезет вверх по шесту, с него хватает приманку (банан) и, бросая шест, спрыгивает с добычей.
В. Кёлер назвал такое поведение "решением поведенческой задачи обходным путем", а способность обезьян к решению задач таким способом – "животным интеллектом". Это исследование позволило ряду ученых сформулировать общее представление об уровнях сложности поведения живых существ в виде схемы, о которой мы уже говорили в предыдущих главах. По их мнению, у всех живых существ есть врожденное неизменяемое поведение. У ряда более сложных видов живых существ существует способность к обучению и выработке новых умений (навыков), а есть виды, стоящие на эволюционной лестнице рядом с человеком, они обладают зачатками интеллекта (мышления). Получалась очень красивая схема эволюции поведения, но оказалось, что обучение, особенно в сфере ориентировки, наблюдается у множества видов. Болес того, выяснилось, что необученные матерью в детстве животные (млекопитающие) вырастают плохо приспособленными к самостоятельной жизни, т.е. обучение у них является обязательным. Так называемое интеллектуальное поведение (способность решать задачи па основе установления связей объектов в поле действия) оказалось нс привилегией только человекообразных обезьян, а широко распространенным среди разных видов животных. Ограничение было связано с тем, что интеллект животных оказался видоспецифичным, что вообще есть проявление экологического принципа отражения. Каждый вид хорошо решает задачи из своей экологии.
Например, рак-отшельник активно защищается от врагов актинией с ядовитыми щупальцами. Морская выдра, чтобы разбить раковину, достает со дна камень, кладет его на грудь и об него разбивает раковину (часто другим камнем). Некоторые птицы, чтобы разбить кость, бросают ее с высоты на камни. Собака, как и обезьяна, способна подтащить ящик под приманку и с ящика в прыжке достать ее. Птицы, чтобы овладеть приманкой, подвешенной на веревочке, подтягивают ее клювом и зажимают лапкой на жердочке. Описаны способы ловли рыбы дельфинами, свидетельствующие об их интеллекте. Один дельфин ходит кругами вокруг рыбы на мелководье и хвостом бьет по воде, поднимая со дна ил. Стараясь уйти из мутной воды, рыбы выпрыгивают из грязного круга, а дельфины, расположившись по окружности, ловят их в воздухе. В открытом море дельфины сбивают рыбу в плотный косяк и по очереди туда ныряют. Описаны и случаи кооперации дельфинов с рыбаками, когда дельфины дают сигналы людям, что здесь рыба, и затем подбирают ту, что не попала в сети.
Сообразительность животных проявляется и в отношениях с другими особями стаи. Описаны случаи, как обезьяна с низким ранговым местом в стае, чтобы получить доступ к пище, устраивает ссору с соседней стаей обезьян во время кормления, и когда своя стая бросается на ее защиту, то эта обезьяна бежит к корму. Очень часто обезьяны, нарушая установленный порядок поведения в стае, делают это не открыто, а так, чтобы вина за нарушение порядка падала на других особей.
Эти результаты исследований дали основание утверждать, что любое поведение есть решение задачи:
• генетически заданное поведение – это решение, найденное в эволюции и исполняемое природными средствами;
• навык – это решение, найденное в прошлом (в онтогенезе) в нестандартных условиях и применяемое в настоящий момент;
• интеллектуальное поведение – это решение задачи "здесь и теперь", часто с использованием вспомогательных средств (объектов).
Любое поведение начинается с исследований среды и выделения объектов, имеющих биологический смысл, и объектов-ориентиров, ведущих к успеху поведения. В простых стандартных ситуациях эта исследовательская часть поведения может быть свернутой, а ответная деятельность сводится к набору фиксированных поведенческих реакций. Но при изменении привычных обстоятельств живые существа начинают поиск адекватного ответа и ориентиров, помогающих осуществлять новый способ деятельности. В искусственных ситуациях, созданных для животного людьми, животные часто не могут выделить связь объектов и находят решение задачи, пробуя разные способы и закрепляя успешные. В ситуациях, похожих на экологические условия жизни данного вида животных, они выделяют объективные связи объектов, прогнозируют изменение среды и находят решения, отвечающие объективным связям объектов в поле действия.
Жизнь животных в сообществе
И при выработке навыков, и при решении задач на интеллект (например, составлении сложного орудия) члены сообщества животных путем подражания используют опыт других, более одаренных, особей. В сообществах часто вожак (лидер) показывает, как надо что-то делать.
Уже говорилось о том, что ориентировка в стандартных условиях может быть генетически заданной, а в меняющихся она проявляется как самостоятельное звено (фаза, стадия) поведения. Она может осуществляться как ориентировочный рефлекс (часто говорят – ориентировочно-исследовательский) в простых случаях или как самостоятельная развернутая исследовательская активность в сложных ситуациях. Оказалось, что такой способностью (потребностью) все особи наделены в разной степени. Исследования показали, что в каждом сообществе выделяется небольшая часть особей с повышенной исследовательской активностью. Они, как правило, чаще расплачиваются жизнью за свою активность, но для сообщества они выполняют важнейшую функцию исследования изменений в привычных условиях жизни или при освоении новых территорий.
Преимущества жизни в сообществе
Жизнь в сообществе предполагает большие индивидуальные особенности животных, выполняющих в нем разные функции. Должны быть особи:
• с повышенной способностью решать нестандартные задачи;
• с повышенной агрессивностью (они охраняют сообщество и завоевывают новые территории);
• с повышенной отзывчивостью к проблемам других особей;
• с повышенной исследовательской активностью.
Такое сообщество обладает большими возможностями в выживании. Объединение особей в сообщество дает им преимущества:
а) через совместную добычу пищи.
Например, один волк с лосем не справится, а стая волков, иногда ценой гибели отдельных особей, способна одолеть лося; северные олени, проходя стадом по снегу, разбивают паст и добывают ягель;
б) через совместную защиту от врагов и неблагоприятных условий.
Например, пчелы и муравьи совместно защищают свои жилища от нападения; птицы совместно защищают свои гнездовья от врагов, а моржи – свои лежбища от белых медведей; бизоны при опасности образуют круг, в котором самки и молодняк располагаются в центре, а самцы по окружности рогами к нападающим; при сильном ветре пингвины собираются в плотную стаю и медленно идут по ветру, меняясь местами от периферии к центру стаи; пчелы в холодное время собираются в клубок, также меняясь местами; муравьи обогревают муравейник, нагреваясь на солнце и затем отдавая тепло в центре муравейника и т.д.;
в) через разделение обязанностей внутри сообщества по полу, возрасту и индивидуальным особенностям (разведка, добыча пищи, охрана, уборка жилища, уход за молодняком и пр.). Особенно наглядно это происходит у пчел и у некоторых видов муравьев, где отдельные операции групп насекомых организованы в единую деятельность.
Например, муравьи-листорезы выращивают плесень на специально приготовленной массе из листьев, и в этой деятельности наблюдается четкое разделение функций: одни муравьи срезают листья и приносят их в муравейник, другие – их жуют, третьи – раскладывают кусочки плесени на жвачке и ухаживают за "посевом", четвертые охраняют муравейник. Так достигается общий результат при ограниченном вкладе каждой особи – логика деятельности обеспечивается функциями, фиксированными (временно или всегда) за каждой особью. Получается коллективная деятельность без понимания каждым общего ее замысла (прообраз конвейерной сборки);
г) через возможность пользоваться чужим опытом и решениями через подражание и формирование коллективного опыта сообщества.
Например, живущие на одном из островов Японии обезьяны всю пищу, которую им бросают туристы, перед сдой вначале полощут в морской воде, но это поведение не врожденное и не видотипичное, а выученное. Таким же выученным оказалось поведение синиц одного лондонского квартала – одна синица научилась протыкать клювом бутылки с молоком и молочными изделиями, а через некоторое время это стали делать все синицы, живущие в этом квартале.
Организация сообщества
Жизнь в сообществе животных протекает организованно – в виде семей, гаремов, колоний, стаи, стада и пр. Во главе сообщества выделяется лидер (вожак-самец или опытная самка), который отличается по многим физиологическим и психическим качествам. Внутри сообщества и среди самцов, и среди самок выстраивается иерархия, где особь А доминирует над всеми, особь Б доминирует над особью В и нижестоящими и т.д. Этот ранг определяется, как правило, индивидуальными возможностями особей (часто в прямых столкновениях), но имеются и исключения, когда более слабая самка становится приближенной к вожаку и занимает более высокое место, чем это было ранее. Выделение такой иерархии имеет значение для отбора особей, оставляющих потомство (до 70% молодняка в стае обезьян – это потомки трех-четырех самцов с высоким рангом, как самых активных, сильных и одаренных разными качествами).
Наряду с довольно жесткой вертикальной иерархией возникают в стае и горизонтальные связи – объединения самцов и самок в небольшие группы помогающих друг другу особей.
Общение животных
Жизнь многих животных и насекомых предполагает общение с другими особями своего вида, и часто общение становится обязательным условием существования сообщества как целого. Общение используется в решении многих поведенческих задач. Прежде всего, это размножение, а также оборона, добыча пищи, совместное групповое поведение. В размножении первая задача – призыв партнера.
Чаще всего это достигается языком химии – запахами (т.е. в качестве языка используются химические сигналы), но многие животные дополнительно используют также звуки для привлечения партнера или окраску тела (отдельных его частей), танцы, а также характеристики гнезд для будущего молодняка. Есть сигналы побуждения к спариванию, а если за самку или самца конкурируют несколько претендентов, то до физического столкновения ведется "языковая" дуэль угрозами и демонстрацией своих преимуществ.
Например, в период размножения у некоторых пауков сигнал о готовности подает самка, по самец, чтобы приблизиться к самке, должен станцевать особый жестко фиксированный танец (ошибка в танце стоит ему жизни); у птиц часто наблюдаются совместные танцы самца и самки. Самец корюшки (небольшая рыбка) побуждает самок отложить икру именно в его гнездо, привлекая их яркой красной окраской брюшка – чем ярче и больше по площади окраска, тем больше самок собираются у самца.
Совместная оборона гнезд или молодняка побуждается либо выделением особых химических веществ тревоги, заставляющих нападать на врага; либо криками тревоги. При этом птицы разных видов, живущих в единой колонии, учатся понимать звуки опасности птиц других видов. Общие сторожа колоний в своих криках передают характер опасности (наземный или воздушный хищник, большой или маленький и пр.). Звуки широко используются матерями для защиты молодняка от возможной опасности – мать подает сигнал либо сбора, либо затаивания.
Для защиты от врагов широко используется язык угроз (позы, оскалы), а для охраны территории семьи, стада или одиночки используется язык запахов, которыми животные метят объекты на границах своей территории. Это очень важно, потому что заход на чужую территорию ведет к нападению хозяев на чужаков и иногда заканчивается гибелью одного из них. При питании используются звуки для призыва молодняка или всех членов стаи к корму. В сообществах с разделением обязанностей разведчики, обнаружив кормовые запасы, сообщают добытчикам место и характер корма.
Так, пчелы-разведчики, вернувшись в улей, специальным танцем сообщают рабочим пчелам направление полета, время в пути и вид цветов, с которых надо брать нектар и пыльцу.
Муравьи, помечающие свой путь химическими веществами, подсказывают фуражирам наличие добычи обилием химических выделений на дорожке к корму.
Обезьяны могут передавать в своих сообщениях другим очень разнообразную информацию. Например, двум самцам с высоким рангом показывали склады с нищей и затем пускали в общий загон, где находилась вся стая. Через некоторое время обезьян выпускали из загона, и большинство из них шли за тем самцом, который видел больше запасов корма. Если одному из самцов показывали почти пустой склад, то за этим самцом вообще никто не шел. Если одному самцу показывали фрукты, а другому овощи, то все обезьяны шли за тем, кто видел фрукты. Если склады показывали высокоранговому и низкоранговому самцам, то все шли только за высокоранговым самцом. То есть в общении имеет место не просто передача сведений, но и оценка их достоверности, и выбор действия в соответствии с доверием к источнику полученной информации.
Общение животных долго не принималось как факт. Говорилось, что это не передача информации, а выражение состояния животных. Им отказывали в понимании значений своего и языка другого вида. Но специальные исследования и профессиональные наблюдения показали, что животные могут понимать значения знаков языка другого вида, включая человека. Описаны случаи успешного использования скворцами имитации собачьего лая, когда кошка подбиралась к их гнезду. Обучение шимпанзе языку человека (складывание слов из нарезной азбуки) подтвердило способность обезьян составлять слова и простые осмысленные фразы с просьбами еды. Это означает, что наряду с врожденным языком (или его основами) живым существам дана способность учиться языку и своего вида, и других видов.