Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА
Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового
бизнеса
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ
Право
на
принятие
первой
или
новой
конституции
осуществляется одним из способов (или их сочетанием):
1. избирательным корпусом;
2. представительным учреждением;
3. исполнительной властью.
Доктрина конституционного права
базируется на представлении, что
принятие конституции - акт
учредительной власти, последняя же
принадлежит народу (в силу теории
народного суверенитета) или
органу, уполномоченному на
принятие основного закона.
С точки зрения теории принятие конституции путем референдума может считаться наиболее
демократичным способом, поскольку в этом случае конституция создается самим источником
учредительной власти.
На практике конституционный референдум не всегда отражает волю народа (даже в том случае,
если за конституцию проголосовало большинство), что связано и с особенностями самой
конституции как акта, и с процедурными особенностями референдума, поскольку:
1. конституция - сложный правовой документ, понимание которого требует определенной,
достаточно высокой правовой культуры.
В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры
населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его. В такой ситуации
проведение конституционного референдума - только имитация демократии.
2. на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста,
т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям,
что может привести к одобрению текста, который только в определенной мере отражает волю
избирателей, просто выбирающих "наименьшее зло
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ
1. Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов:
1. разработка проекта конституции;
2. окончательное его одобрение, после чего конституция вступает в силу.
Избирательный корпус разработать проект конституции не может. Это делает либо
Учредительное собрание, либо специальный конституционный комитет
Предварительный проект конституции Франции был разработан
правительством в соответствии с указаниями Президента Шарля де
Голля. Затем он был направлен в Консультативный конституционный
комитет, созданный в соответствии с Конституционным законом. Этот
комитет состоял из 39 членов, из которых 26 были избраны
парламентскими комиссиями обеих палат, а 13 назначены
правительством.
Консультативный конституционный комитет во время своих закрытых
заседаний не внес ничего существенного в предварительный проект.
Окончательный проект был утвержден Советом министров и
опубликован 4 сентября. Исход референдума 28 сентября был
фактически предрешен, так как все влиятельные политические
партии, кроме коммунистов, призвали своих избирателей
проголосовать "за". 4 октября 1958 г. Конституция V Республики была
промульгирована.
Промульгация — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании.
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ
2. Принятие конституции органами, созываемыми специально с этой целью, учредительными собраниями (конституционными ассамблеями,
конституционными конвентами).
При условии что выборы проведены демократично, эти органы представляют
различные группы населения, что позволяет учитывать их мнение, а сам порядок
работы такого органа дает возможность тщательно отработать каждую статью
конституции (широко распространено в современной политической практике).
Так были приняты многие
конституции XIX в.,
современные конституции
Италии, Индии, Боливии и
некоторых других стран.
Осуществление учредительной власти предоставляется как учредительным собраниям, которые
специально для этого избираются, так и парламентам, образованным на основании положений
предшествующих конституций.
Как правило, вся процедура принятия новой конституции осуществляется самим представительным
учреждением и создаваемыми им вспомогательными органами
В период распада
Британской колониальной
империи октроирование
широко применялось
Британской короной.
3. Принятие конституции односторонним актом исполнительной власти
- это октроирование, т.е. "дарование".
Проект конституции составляется правительственным аппаратом без
участия общественности. Разработанный проект утверждается и
промульгируется главой государства.
Исторический опыт показывает, что октроирование конституции не добровольный акт монаршей воли или
органов метрополии, а вынужденная уступка политическим силам, борющимся за ограничение
монаршей власти либо за освобождение от власти метрополии.
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются
на жесткие и гибкие.
1. ЖЕСТКИЕ КОНСТИТУЦИИ изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот,
который принят для обычной законодательной процедуры.
Если парламентские законы принимаются простым большинством голосов (50% кворума + 1
голос), то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается особая процедура.
По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята.
Усложненный порядок изменений конституции по сравнению с обычным законом связан с идеей о
том, что и принятие конституции, и ее изменение относятся к компетенции учредительной власти, а
она функционирует в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть
законодательная.
Способы усложнения процедуры принятия поправок:
1. поправки ставятся на референдум (Ирландия, Франция);
2. поправки одобряются законодательными собраниями субъектов федерации (США,
Австралия);
3. поправки одобряются дважды.
В некоторых конституциях прямо указывается, какие нормы не могут быть предметом пересмотра,
так называемые неизменяемые нормы (чаще всего это республиканская форма правления).
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИЙ
Процедура изменения конституций:
1. инициатива изменения конституции, которая
обычно предоставляется либо парламенту, либо
главе государства
2. одобрение предложенного проекта изменения
конституции, что, как правило, делает парламент
квалифицированным большинством голосов
3. окончательное одобрение принятого проекта
изменения конституции, что осуществляется либо
главой государства, либо избирательным корпусом
посредством референдума.
В некоторых странах
(США, Франции, Италии,
Индии)
предусматривается
возможность применения
различных процедур
изменения конституции.
2. ГИБКИЕ КОНСТИТУЦИИ изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные
законы.
Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам
писаный текст основного закона (конституции Великобритании и Новой Зеландии).
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ
Правовая охрана конституции - урегулированная конституционными нормами деятельность
компетентных органов и должностных лиц, направленная на достижение строгого
соблюдения режима конституционной законности, обеспечение соответствия конституции
всех правовых актов.
Формы правовой охраны конституции - конституционный контроль и конституционный
надзор (основное их отличие состоит в последствиях деятельности органов,
осуществляющих надзор либо контроль):
➢ при конституционном надзоре орган лишь выявляет возможную
неконституционность правового акта и рекомендует компетентным органам
принять соответствующие меры (отменить или изменить закон)
➢ орган контроля вправе признавать правовые акты неконституционными с
последующей их отменой или изменением
Конституционный контроль - важнейший способ защиты конституции
юридическими средствами, предполагающий выявление
неконституционных норм и их отмену.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ
Виды конституционного контроля:
1. По органам его осуществляющим:
- суды общей юрисдикции, которые решают вопрос о конституционности
правовых актов в связи с рассмотрением конкретного дела (Греция, Дания,
Норвегия, Япония, США, Мексика, Индия и др.):
- только верховный суд (Ирландия, Колумбия, Венесуэла), который
рассматривает вопрос не в связи с конкретным делом, а по представлению
определенного государственного органа - президента, парламента,
правительства (англосаксонская модель).
- специальные суды по проверке конституционности нормативных актов
(Австрия, Греция, Испания, Польша, Португалия, Германия и др.), которые
образуются в особом порядке (назначаются главой государства,
правительством, парламентом) (романо-германская модель);
- внесудебные органы конституционного надзора (во Франции Конституционный совет, состоящий из 9 советников и бывших президентов
(французская модель).
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ
2. Предварительный и последующий:
- предварительный осуществляется в отношении не вступивших в силу законов. В таких
случаях контроль является как бы одной из стадий законодательного процесса;
- последующий представляет собой проверку уже вступивших в законную силу
нормативных актов на предмет их конституционности.
3. Формальный и материальный виды контроля
- формальный заключается в проверке соблюдения процедуры рассмотрения и
принятия нормативного акта
- материальный - в проверке конституционности содержания соответствующего
правового акта.
4. Децентрализованный (американский) контроль, осуществляемый судами общей
юрисдикции, либо централизованный (европейский), осуществляемый специальным или
только Верховным судом.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ
5. По способу проведения :
- абстрактный контроль, который предполагает проверку конституционности закона или
его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом или спором;
- конкретный (инцидентный) контроль, осуществляемый в связи с применением какоголибо нормативного акта, конституционность которого оспаривается, или конкретной
деятельностью правоохранительного и иного государственного органа, допустившего
нарушение определенных конституционных прав индивида или юридического лица.
6. С точки зрения обязательности:
- обязательный - закон или иной нормативный акт подлежат обязательной конституционной
проверке;
- факультативный - проводится лишь по собственной инициативе имеющего на то право
органа или индивида, если возникают сомнения в соответствии нормативно-правового
акта Конституции РФ.
В юридической литературе выдвигаются и иные основания классификации видов (форм) конституционного контроля
(внутренний и внешний; централизованный и нецентрализованный; консультативный и постановляющий; прямой и
косвенный; контроль путем действия и путем возражения и т.д.) .
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Конституционно-правовая ответственность - это закрепленная конституционно-правовыми
нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за
несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему
диспозициями этих норм, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной
инстанцией мер государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия.
Общие признаки конституционноправовой ответственности
(как и у других видов ответственности)
Специфические признаки
конституционно-правовой
ответственности
•неразрывная связь с государственным
принуждением;
•положение об ответственности
содержится в конституционных нормах;
•принудительный характер;
•вследствие особенностей предмета
конституционно-правового
регулирования меры, инстанции,
субъекты и основания конституционноправовой ответственности
разнообразнее, чем в других видах
юридической ответственности;
•фактическим основанием является
совершение правонарушения;
• она влечет претерпевание
нарушителем неблагоприятных
последствий личного или
имущественного характера.
•она связана с политическим
принуждением.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Функции конституционно-правовой
ответственности:
- восстановительная (коррекция поведения субъектов
конституционных правоотношений)
- карательная (в отношении субъектов, допустивших
недолжное поведение в сфере конституционно-правовых
отношений)
- стимулирующая (организационная, т.е. побуждает
участников конституционно-правовых отношений к
должному поведению)
- предупредительно-воспитательная (превентивная способствует предотвращению возможных в будущем
конституционных деликтов)
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Субъекты КПО: индивиды (граждане, иностранные
граждане, лица без гражданства, должностные лица и
др.) и коллективные образования (государственные
органы, негосударственные органы и объединения и др.).
Меры КПО применяются инстанциями ответственности в
отношении не подчиненных и не подотчетных им
субъектов.
Структура конституционноправовой ответственности:
субъект
основание
(кто отвечает)
(за что отвечает)
инстанция
(перед кем
отвечает)
меры
ответственности
(конституционноправовые
санкции)
Основание КПО - один из существенных отличительных признаков этого вида ответственности.
Основанием конституционно-правовой ответственности может являться не только не соответствующее нормам
конституционного права поведение, но и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных
конституционно-правовыми нормами.
Фактическим основанием кпо является конституционный деликт - это деяние
(действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не
соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами
конституционного права, и влекущее за собой применение установленных мер
конституционно-правовой ответственности.
Только при наличии состава
конституционного деликта
субъект, его совершивший,
может быть привлечен к
конституционно-правовой
ответственности
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Состав конституционного деликта конструируется как совокупность признаков четырех сторон (элементов):
объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.
Объект конституционного деликта - это круг общественных отношений, регулируемых и охраняемых
конституционным правом.
Объективная сторона конституционного деликта характеризует внешнюю сторону конституционного деликта,
его выражение вовне; это важнейший элемент состава конституционного деликта, позволяющий различать
деликты.
Субъект конституционного деликта (конституционно-правовой ответственности) - участник конституционноправовых отношений, на которого возлагается закрепленная нормами конституционного права обязанность
отвечать за свое юридически значимое поведение в сфере конституционно-правового регулирования,
обеспечиваемая возможностью применения к нему конституционно-правовых санкций.
При этом ни народ, ни государство не могут быть субъектами конституционного деликта, так как к ним
невозможно применить конституционно-правовые санкции.
Субъективную сторону конституционного деликта составляют: вина, мотив и цель совершения
конституционного деликта.
Вина индивидуальных и коллективных субъектов кпо имеет свою специфику.
В отношении коллективных субъектов характеристики, как "умысел" и "неосторожность", являются непригодными для установления
их виновности в совершении конституционного деликта. Вина коллективного субъекта представляет собой неприменение им
всех зависящих от него мер, в том числе неиспользование предоставленных ему прав (полномочий) для соблюдения
конституционно-правовых норм и выполнения возложенных на него обязанностей, за нарушение которых предусмотрена
конституционно-правовая ответственность.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Конституционно-правовая санкция - это определенная нормами конституционного права
мера государственного (или приравненного к нему общественного) воздействия в сфере
конституционно-правовых отношений, которая применяется в отношении субъекта
конституционного права, совершившего деяние, не соответствующее диспозиции
конституционно-правовой нормы, и которая содержит итоговую оценку такого деяния.
Особенности конституционно-правовых санкций:
1. носят четко выраженный политический характер и по основаниям применения, и по
кругу субъектов.
2. применяются широким кругом уполномоченных субъектов - органами
законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления,
должностными лицами, гражданами (например, в случае отзыва) и др.
3. обычно носят абсолютно определенный характер, т.е. не предусматриваются
альтернативные конституционно-правовые санкции.
4. их применение, как правило, не влечет судимости или иного состояния
наказанности.
Любой перечень санкций не является исчерпывающим и может дополняться или
сокращаться вместе с изменением конституций и законов.
Так, при наступлении
оснований конституционноправовой ответственности
за совершение главой
государства
государственной измены
может последовать только
одна конституционноправовая санкция отрешение от должности
(ст. 93 Конституции РФ).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!