Понятия и принципы методологии проектирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ
МЕТОДОЛОГИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Основные понятия
Проектирование- процесс составления описания,
необходимого для создания еще не существующего объекта.
Проектное решение – промежуточное или конечное
описание объекта проектирования, необходимое и
достаточное для принятия решения о продолжении или
окончании процесса проектирования.
Алгоритм проектирования – совокупность предписаний,
необходимых для выполнения проектирования.
Язык проектирования – язык, предназначенный для
представления и преобразования описаний при
проектировании.
Проектная процедура – действие или совокупность
действий, выполнение которых оканчивается проектным
решением.
Проектная операция – действие или совокупность
действий, составляющих часть проектной процедуры.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
сложность современных объектов проектирования
обусловливает и сложность задач проектирования;
множественность путей достижения цели проектирования
требует рассмотрения не одного, а многих вариантов
технического решения, к каждому из которых применяются
определенные методы анализа и оценки;
– повторное применение методов или алгоритмов
проектирования характеризует другую особенность методов
– итеративность;
– современные методы проектирования должны быть
ориентированы на широкое использование ЭВМ, не
исключая человека при решении наиболее сложных и
творческих задач. Такую особенность называют
эргатичностью, подразумевая разумное сочетание
формализованных (машинных) и неформализованных
(человеческих) процедур в процессе проектирования.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- первая задача - декомпозиция задачи с целью
получения последовательности действий, наилучшим
образом организующей процесс проектирования;
– вторая задача - формализация процедур
проектирования для реализации с применением ЭВМ.
Формализация процедур основывается на разработке
математических моделей, которые могут
использоваться как для ведения процесса
проектирования, так и для описания объекта
проектирования;
– третья задача - разработка методов и алгоритмов
выполнения проектных процедур и операций;
– четвертая задача –выбор стадий разработки
объекта проектирования.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕСТЬ ФОРМА ПОЗНАНИЯ
ОБЪЕКТИВНОГО МИРА.
Проектирование – это процесс, который дает начало
изменениям в искусственной среде.
Инженерное проектирование - особая наука,
систематизирующая и уделяющая особое внимание этапам
проектирования и их взаимосвязи (английский ученый Перси
Хилл ).
Проектирование – это сложный вид деятельности, в котором
сочетаются три средства познания: естественные науки,
искусство и математика.
Инженерное проектирование отличают от инженерного
конструирования. Для проектной деятельности инженера
исходным является социальный заказ, т.е. потребность в
создании определенных объектов, вызванная либо
«разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией,
либо потребностями развивающейся социальной практики.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО МЕТОДОЛОГИИ П. ХИЛЛА
1. Определение потребности – возникновение
проблемной ситуации, в результате чего у
проектировщика возникает потребность в изменении
существующего положения.
2. Определение цели – формулировка в общих
выражениях характеристик проектируемого объекта,
которые удовлетворяют эту потребность.
3. Научные исследования – сбор всей доступной
информации для решения задач, вытекающих из
поставленной цели.
4. Формулировка задания – перечень данных и
параметров, обеспечивающих достижения поставленной
цели.
5. Формулирование идей – процесс рождения новых идей.
6. Выработка концепций – выработка вариантов
возможных решений для достижения поставленной
цели.
7. Анализ – проверка выбранных концепций на
соответствие физическим законам.
8. Эксперимент – создание опытного образца и
лабораторные испытания.
9. Решение – описание проектируемого объекта
(рабочие чертежи, технические условия).
10. Производство – определение объема
производства, методы изготовления продукции,
календарное планирование, контроль качества и
приемочный контроль.
11. Распределение продукции – установление
конкурентоспособности цен, реклама,
нахождение рынков сбыта, обеспечение прибыли.
12. Потребление – контакты с потребителями,
ремонт, обслуживание.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ДЖОНСА КРИСТОФЕРА ДЖОНСА
проектировщик
проектировщик
проектировщик
– черный ящик;
– «прозрачный ящик»;
– «самоорганизующаяся
система».
Первая из концепций построена на предположении о
полной «алогичности» процесса творчества в
проектировании, когда проектировщик, принимая то или
иное, на его взгляд, удачное решение, не может
объяснить, каким образом ему удалось его отыскать. К
методам, базирующимся на этой концепции, относятся
мозговой штурм и синектика.
Мозговой штурм дает возможность за короткий
промежуток времени получить новые идеи путем
творческого сотрудничества членов организованной
группы специалистов. Критика выдвигаемых идей в
процессе мозговой атаки не допускается, какими бы
абсурдными они не казались. Основной девиз метода:
«чем больше идей, тем лучше».
Синектика отличается от мозгового штурма тем, что
обсуждение ведется в направлении поиска небольшого
числа идей (2–3 идеи), однако с детальным их
рассмотрением.
Вторая концепция («прозрачного ящика») построена на
предположении о том, что проектировщик вполне осознает свои
действия и их причины. Логическое или систематическое поведение
проектировщика включает:
1. Анализ получаемой и имеющейся информации.
2. Синтез технических решений.
3. Оценку технических решений.
Вышеизложенный алгоритм повторяется в цикле, пока проектировщик
не найдет наилучшее из всех возможных решений.
Методы, построенные на концепции «прозрачного ящика»,
характеризуются следующими общими чертами:
1. Цели, переменные и критерии задаются заранее.
2. Поиску решения предшествует проведение анализа.
3. Оценка результатов дается в основном в словесной форме и
построена на логике.
4. Заранее фиксируется стратегия проектирования (обычно
используются последовательные приемы, условные и циклические
операции).
Основным моментом применения «прозрачного ящика» является
возможность расчленения задачи на отдельные части, каждая из
которых может в дальнейшем считаться самостоятельной.
Третья концепция (подход к проектировщику, как к
«самоорганизующейся системе») вызван стремлением сузить
область поиска технических решений за счет обоснованного
выбора стратегии.
Джонс выделяет три ступени проектирования:
1) дивергенцию;
2) трансформацию;
3) конвергенцию.
Дивергенция – расширение границ проектной ситуации в
целях обеспечения достаточно обширного пространства
для поиска решений. На этой ступени не рекомендуется
принимать решение, пока проектировщик не получит
достаточного объема информации. Дивергенция больше
связана с исследованием, чем с проектированием.
Трансформация – стадия возникновения общей
концептуальной схемы проектируемого объекта.
Конвергенция – стадия окончательного выбора варианта
технического решения. К этому времени задача определена,
переменные найдены, цели установлены. Здесь в
наибольшей степени могут быть использованы
технические средства автоматизации проектирования.
Под стратегией проектирования Джонс понимает
последовательность этапов, на каждом из которых
применяется тот или иной метод проектирования.
Стратегии могут быть:
1. Линейными, когда этапы выполняются строго
последовательно.
2. Циклическими, если после выполнения одного из
этапов необходимо вернуться и повторить
предыдущие этапы.
3. Разветвленными, позволяющими выполнять
отдельные этапы параллельно.
4. Адаптивными, при которых выбор каждого из этапов
зависит от результатов выполнения предыдущего.
5. Случайного поиска, отличающегося абсолютным
отсутствием плана, когда при выборе последующего
этапа совершенно не учитывают результаты
предыдущего.
Диксон в книге «Проектирование систем:
изобретательство, анализ и принятие решений» считает,
что необходимо обучать не практике проектирования, а
принципам и основам решения задач.
Предмет «Инженерное проектирование» должен помочь
научиться применять знания, полученные при изучении
теоретических технических, общественных и
гуманитарных дисциплин, к решению задач инженерной
практики.
Инженерное проектирование представляется в виде
последовательности этапов
Диксон различает два рода деятельности:
изобретательство;
инженерный анализ.
Изобретательство связано с творческим полетом
фантазии. Инженерный анализ требует самодисциплины
и глубоких знаний.
Среди методов изобретательства Диксон называет:
1. Мозговой штурм.
2. Инверсию, состоящую в отказе от прежних взглядов на
задачу, с тем, чтобы посмотреть на нее с новой или
измененной позиции.
3. Аналогию, достигаемую заимствованием идей из
биологии, фантастики, художественной литературы;
4. Системотехническое определение новых комбинаций,
состоящее в выделении основных элементов решения, в
отыскании возможных способов их осуществления и в
составлении различных комбинаций из них.
Инженерное проектирование – это в первую
очередь проектирование конструктивной
(совместной) деятельности (в частном
случае – проектирование работ), продуктом
которой являются технические объекты. При
этом технический объект должен вести себя
но законам той системы, элементом которой
он выступает, т.е. по законам социума.
КЛАССИФИКАЦИЯ И
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ
КЛАСС ПРОЕКТА (ПО СОСТАВУ И СТРУКТУРЕ ПРОЕКТА):
монопроект -отдельный проект определенного типа, вида и
масштаба. Выполняется, как правило, одной организацией или даже
одним подразделением, отличается постановкой однозначной
инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии),
осуществляются в жестких временных и финансовых рамках,
требуется координатор или руководитель проекта;
мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда
монопроектов и требующий применения многопроектного управления,
(например, создание научно-технического комплекса, решение крупной
технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы
предприятий). Требуются координационные подразделения;
мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и
других образований и включающий в свой состав ряд моно- и
мультипроектов. Требуют централизованного финансирования и
руководства из координационного центра. На основе мегапроектов
могут достигаться такие инновационные цели как повышение
конкурентоспособности продуктов и технологий. Такие программы
могут быть международными, государственными, национальными,
региональными (например: развитие свободных экономических зон,
республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевые
(затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и
смешанные. Формирование и реализация мегапроектов может
потребовать объединения усилий ряда отраслей, регионов, ФПГ.
ОПИСАНИЯ СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВЫДЕЛЕНИИ В НЕЙ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ФАЗ, А В САМИХ ЭТИХ ФАЗАХ
ЦЕПИ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ОБОБЩЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.
–
Обычно системотехническая деятельность распадается на 6 фаз:
подготовка технического задания;
разработка эскизного проекта; изготовление;
внедрение;
эксплуатация;
оценка.
Иногда добавляется еще одна фаза – ликвидация. На каждой фазе
выполняется одна и та же последовательность обобщенных
операций:
анализ проблемной ситуации;
синтез решений;
оценка и выбор альтернатив;
моделирование;
корректировка и реализация решения