Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие «универсальные учебные действия». Особенности формирования познавательных УУД

  • 👀 1467 просмотров
  • 📌 1434 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие «универсальные учебные действия». Особенности формирования познавательных УУД
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие «универсальные учебные действия». Особенности формирования познавательных УУД» docx
Модуль 1. Понятие «универсальные учебные действия». Особенности формирования познавательных УУД. В Федеральных образовательных стандартах общего образования второго поколения (приложение 1) прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммутативные. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Для этой цели используются методы систематизации, обработки, обобщения и анализа получаемых ребенком сведений для формирования у него целостной картины мира. Таким образом, познавательные учебные действия – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Тема 1.1. Виды и функции универсальных учебных действий. Критериями оценки сформированности УУД у учащихся. Условия, обеспечивающие развитие УУД. Виды познавательных универсальных учебных действий. Федеральный государственный стандарт образовательной деятельности (ФГОС) подробно раскрывает специфику данной методики. В частности, выделяются следующие виды познавательных УУД: Общеучебные УУД, речь идет о формировании способности самостоятельно выделять цель познавательной деятельности, а также методы решения возникающих задач. Сюда также относится умение искать необходимую информацию, которая отвечает критериям ясности, доступности, достоверности. Логические УУД направлены на развитие у ребенка аналитических качеств: возможности сравнения исследуемых объектов, выявления закономерностей в однотипных явлениях. Ребенок должен уметь объединять (синтезировать) разрозненные факты, которые являются частью целого. Установление причинно-следственных связей, формирование логической цепочки рассуждений, выделение проблем, а также доказательство общенаучных гипотез – ключевые навыки, которыми должен обладать обучающийся в рамках освоения логических приемов. Познавательные УУД у школьников позволяют им использовать полученные навыки для упрощения освоения учебного материала. Педагогу может быть поставлена задача: «укажите виды познавательных универсальных учебных действий». Они могут иметь различную направленность: относительно поиска информации для подготовки к занятию, с целью межличностного общения и установления контактов. Преподаватель должен четко представлять, какие учебные действия относятся к логическим, а какие к другим разновидностям УУД. Например, навыки точного и ясного изложения собственных мыслей – это форма коммуникативного развития. Возникновение конфликтных ситуаций должно научить ребенка рационально идентифицировать проблему, самостоятельно оценить свою роль в ухудшении взаимоотношений, а также принять меры, которые направлены на сглаживание ситуации. Логические универсальные учебные действия помогают школьнику сформировать свое представление о вещах, явлениях, событиях. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий? Педагог, осуществляющий общение с ребенком, должно иметь представление о том, что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что в рамках учебных мероприятий учитель должен сформировать у ребенка базовые навыки работы с академическим материалом. Так, группы познавательных УУД не включают в себя действия, которые совершаются в рамках регулятивных, личностных и коммуникативных действий. Речь идет о нравственно-этической ориентации ребенка, формированию у него способности к саморегуляции для совершения волевых усилий в ситуации, когда необходимо преодолеть очередное препятствие. Познавательные УУД по ФГОС, примеры которых могут иметь форму моделирования ситуаций для целей облегчения усвоения знаний, позволяют в кратчайшие сроки сформировать комплекс необходимых ребенку навыков. Какие действия входят в состав познавательных учебных действий? В процессе освоения ребенок навыков, необходимых ему для успешного завершения учебной деятельности, могут использоваться следующие действия: Моделирование. Оно предполагает сочетание знаковой и визуальной формы усвоения знания. Например, изучение внутреннего строения человека может сопровождаться иллюстрированием их в натуральной величине. Игровые действия. Активное участие учеников в освоении материала формирует у них активную жизненную позицию. Это способствует улучшению отношений с одноклассниками, а также ускоренному освоению материала. Использование фактических данных. В этом случае педагог преподносит тему изучаемого материала с такой точки зрения, которая способна заинтересовать ученика. Отвечая на вопрос, какие действия входят в состав познавательных учебных действий, следует отметить, что их универсальный характер может быть использован для облегчения освоения учебного материала любой сложности. Таким образом, виды познавательных УУД позволяют преподавателю выбирать наиболее оптимальную форму взаимодействия с учениками. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировать у ребенка устойчивые навыки в работе с большими объемами информации. Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают: • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Условия, обеспечивающие развитие УУД Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями: • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной. Тема 1.2. УУД как основное содержание познавательных и метапредметных результатов образования ФГОС. Предметным результатом образовательной деятельности является усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта – знаний, умений и навыков, изучаемых в рамках отдельного учебного предмета. Метапредметные результаты – освоенные учащимися способы деятельности – универсальные учебные умения, которые они (учащиеся) могут и способны применить не только в обучении, но и при решении жизненно важных проблем. Рассмотрим, что на практике означает процесс формирования универсальных учебных действий на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Задание (Для актуализации знаний заданию предшествовали примеры обязательных фактических знаний учащихся по основам предмета окружающий мир, например, упоминалось расстояние от Земли до Солнца, равное 150 млн км.) Пример задания. Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следующие планеты земной группы: 1) Венера 2) Марс 3) Меркурий а) 58 млн км б) 108 млн км в) 150 млн км г) 228 млн км Вопросы слушателям: 1) Как вы думаете, вправе / не вправе учитель требовать от шестиклассника (и более старших учеников) правильный ответ? 2) Вы сами можете дать верный ответ? Первая реакция: «Конечно, нет!». Впрочем, самой первой реакцией часто был вопрос: «Зачем это надо?!» с легко прочитываемым ответом. Следующая мысль: «Вообще-то, если подумать... то они могут / мы сможем определить…». В данной ситуации ярко проявляется ориентированность на наличие / отсутствие фактического знания: знаешь конкретные расстояния – можешь ответить, а поскольку выучить расстояния от каждой планеты до Солнца возможности / необходимости / желания не было (т.е. «не выучил – не знаешь!»), то и ответить невозможно. Ученик, столкнувшийся с незнакомым и неожиданным для него заданием на ОГЭ и ЕГЭ, может тратить время и силы на возмущение вместо того, чтобы направить и силы, и время на поиск решения.) Действие «подумать» в описанной ситуации осуществлялось не в силу привычки, не как очевидное целеполагание – дано задание, следовательно, «надо / необходимо / придется подумать», а скорее как исключение: «Если подумать, то можно определить / подобрать ответ!». Рассмотрим описанную образовательную ситуацию с позиции требований ФГОС ООО. Содержание задачи – базовые фактические знания по предмету окружающий мир. Изменим реакцию восприятия задания: «Я не знаю / не помню / никогда не задумывался и не пытался запомнить расстояния от Солнца до других планет», но (!) «что я знаю, для того, чтобы решить возникшую передо мной задачу. Расстояние от Земли до Солнца – 150 млн км (это программное обязательное знание!), следовательно, один из вариантов ответов можно исключить. В условии задачи остаются три планеты и три числа, обозначающие расстояния, которые остается соотнести друг с другом. Если я знаю, что Меркурий самый близкий к Солнцу – выбираю самое маленькое из предложенных расстояний (и уже не важно, что это 58 млн км, а, например, не 62 или какое-то еще!). Соответственно, Венера – 108 млн км, Марс – 228 млн км». Итак, учителю / ученику, прочитавшему условие задачи, следует преодолеть возникшее непонимание / отторжение / нежелание ее решить. Для получения правильного ответа необходимо определить известное и неизвестное, определить содержание и последовательность необходимых действий и получить правильный ответ. Задача построена на предметном содержании и предполагает применение фактических знаний по предмету –расстояния от Земли до Солнца и порядка расположения планет, и осуществление общеучебных действий – регулятивных и познавательных. Работая над достижением предметных результатов обучения, учитель создает условия освоения содержания предмета – теоретических знаний и предметных способов деятельности. На уроках математики ученики изучают способы решения определенных видов задач, на уроках русского языка узнают, что такое морфологический и синтаксический разбор, на уроках географии учатся читать розу ветров, т.е. овладевают специфическими предметными способами деятельности. Наряду с этим на тех и других уроках учащиеся учатся сравнивать, составлять описания и характеристики объектов / предметов / явлений. Список литературы: 1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 3. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
«Понятие «универсальные учебные действия». Особенности формирования познавательных УУД» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 53 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot