Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1.Понятие уголовно-исполнительной политики, ее цели, задачи, содержание и стратегия
Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с преступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная политика формирует законодательство в сфере борьбы с преступностью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.
Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).
Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем
1. защиты граждан от преступных посягательств посредством исполнения уголовных наказаний,
2. создания условий для исправления осужденных, а также
3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.
Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:
1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.
Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, правоохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.
Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки.
На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной политики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе
•
◦ социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления,
◦ здоровье людей, их материальное благополучие,
◦ работа системы социальных служб;
◦ обеспечение людей пенсиями, пособиями и иными гарантиями социальной защиты,
◦ создание условий для деятельности общественных формирований,
◦ состояние и динамика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
◦ профилактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.
Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается
•
◦ в демократизации деятельности исправительных учреждений,
◦ в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
◦ в привлечении общества в исправлении осужденных.
Хотя она достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:
1.
1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
2. новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе;
3. существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных;
4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
5. изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.
2. Понятие уголовно-исполнительного права и его основные признаки как самостоятельной отрасли права. Предмет и методы правового регулирования.
Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.
Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).
Метод уголовно-исполнительного права
Под методом правового регулирования в теории права традиционно понимается система юридических средств и способов воздействия на общественные отношения.
По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивного (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Бланков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. - М.: Былина, 2003. - С. 13.).
В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполнительного права:
1.
1. императивный — по способу правового регулирования;
2. запрещающий — по способу воздействия на поведение людей;
3. карательный — по характеру воздействия;
4. метод санкций — по способу реализации;
5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.
Наиболее правильное мнение - правовое регулирование общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:
•
◦ императивного (метода властного приказа),
◦ диспозитивного метода,
◦ метода поощрения,
◦ метода взыскания (наказания).
3.Место уголовно-исполнительного права в системе отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью. Базовая роль уголовного права в формировании уголовно-исполнительного права.
Вопрос о месте уголовно-исполнительного права в системе российского права поставлен не случайно, так как в научной литературе 60-70-х годов он признавался дискуссионным. Некоторые ученые (А. А. Герцензон, А. А. Пионтковский) утверждали, что исправительно-трудовое право является подотраслью уголовного права, поскольку при назначении и исполнении наказания предусматриваются одни и те же цели и правовая основа исполнения наказания развивает, конкретизирует само наказание. Другие ученные (С. С. Алексеев, О. Э. Лейст) считали, что эта отрасль права, частично обеспечивая реализацию уголовно-правовых правоотношений и определяя таким образом процедуру исполнения наказания, являет собой продолжение уголовно-процессуальной отрасли права. Третья позиция ученых (А. Л. Ременсон, В. М. Пинчук) сводилась к признанию исправительно- трудового права комплексной отраслью права в силу того, что она включала в себя нормы многих отраслей права. Есть и другие мнения ученых, которые являются разновидностями названных точек зрения, не признающие исправительно-трудовое право самостоятельной отраслью права.
О самостоятельности уголовно-исполнительного права говорит и наличие основного метода регулирования исполнения наказаний - централизованного (императивного) метода. Хотя данный метод и пронизывает ведущие правоохранительные отрасли (уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право), однако в каждой из них он воплощается в специфическом механизме правового регулирования, что проявляется прежде всего в особенностях правового статуса субъектов. Именно принуждение, обеспечивающее реализацию наказания, - специфический признак императивного метода в уголовно-исполнительном праве. Оно выступает как внешнее средство воздействия по отношению к наказанию-принуждению.
Можно выделить еще один признак самостоятельности уголовноисполнительного права - это наличие особой системы санкций (мер ответственности) за нарушение норм права. В уголовноисполнительном праве такими санкциями выступают меры взыскания и меры материальной ответственности, применяемые к осужденным, которые обладают также определенной спецификой.
Таким образом, методы правового регулирования, система норм и функции уголовно-исполнительного права и санкции, применяемые за нарушение его норм, в совокупности образуют специфический юридический режим правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся при исполнении наказаний, подтверждая самостоятельность уголовно-исполнительного права. Итак, уголовноисполнительное право - самостоятельная отрасль российского права, призванная регулировать общественные отношения, складывающиеся при исполнении всех видов наказаний.
4.Характер и уровни взаимосвязи с различными отраслями права. Взаимосвязь уголовно-исполнительного и уголовного права.
Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьба с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному является базовым, так как, имея родственные с ним институты, оно определяет их материальное содержание, а уголовноисполнительное право — процедурное.
• Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом — в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом — регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспечения — пенсионного обеспечения осужденных и др.
• Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с административным правом. Нормы данной отрасли права регулируют управленческие отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, связанные с функционированием учреждений и органов, исполняющих наказания, прохождением службы сотрудниками этих органов, осуществлением контроля за их деятельностью.
5.Принципы уголовно-исполнительного права и их система
Система принципов уголовно-исполнительного права.
1. Общеправовые принципы уголовно-исполнительного права:
1. законность - означает строгое, последовательное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами правоотношений; в уголовно-исполнительном праве данный принцип выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения.
Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, осуществляющими наказание, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами и самими осужденными;
2. гуманизм - Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, которые не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Принцип гуманизма выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказания, такие как исправление осужденных, их профессиональная подготовка и общеобразовательное обучение;
3. демократизм — реализуется в признании осужденного субъектом отрасли уголовно-исполнительного права.
Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, осуществлении контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание.
2. Межотраслевые принципы уголовно-исполнительного права:
1. равенство осужденных перед законом - дискриминация по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения не допускается;
2. дифференциация наказания — к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительные меры воздействия и ограничение в правах в различных объемах;
3. индивидуализация исправительно-воспитательного воздействия - применяемые меры воспитательного воздействия должны быть различными.
3. Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права:
1. рациональное применение мер принуждения и средств исправления осужденных - при применении мер принуждения необходимо учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение;
2. стимулирование правопослушного поведения осужденных - применение поощрительных мер;
3. соединение наказания с исправительным воздействием - исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания.
6. Наука уголовно-исполнительного права.
Наука уголовно-исполнительного права базируется на основополагающих идеях и принципах различных общественных наук, в число которых входят философия, социология, право, педагогика, психология, экономика, управление и др. Методологические положения указанных наук могут проявляться как непосредственно (в виде категорий общего), так и опосредованно (в виде частного и единичного).
В настоящее время ведущее место в исследовании проблем исполнения уголовных наказаний отводится Научноисследовательскому институту ФСИН России (г. Москва) и Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань). Именно эти учреждения в первую очередь решают сложные задачи, стоящие перед современной наукой уголовноисполнительного права. Среди этих задач: дальнейшая гуманизация уголовно-исполнительной политики, законодательства, системы исполнения уголовных наказаний; совершенствование правового регулирования исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, в том числе и посредством развития государственного и общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; комплексное решение вопросов социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания; повышение эффективности постпенитенциарного контроля. Помимо разработки теоретических проблем на науку уголовно-исполнительного права возлагается решение и ряда прикладных задач — в частности, по формированию и обоснованию основных направлений развития УИС, научно-методическому и правовому обеспечению исполнения уголовных наказаний, реализации международных стандартов обращения с правонарушителями и др.
7. Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства.
Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71) уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 2 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса и других федеральных законов.
А это предполагает существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК РФ, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них.
По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.
Группу подзаконных нормативных актов условно подразделяют на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты.
Принятый УИК РФ и Закон «О введении его в действие» предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.
В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительное законодательство должно быть: 1) подчинено международному праву (ст. 3 УИК РФ); 2) многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
8.Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
Основная цель уголовно-исполнительного законодательства - исправление осужденных.
Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).
Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к ним предусмотренных УИК РФ профилактических мер (охрана и надзор за осужденными, применение мер поощрения и взыскания и т. д.), а также проведения с ними воспитательной работы.
Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки и реализации определенных задач: регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания; определение средств исправления осужденных; охрану их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания.
Задача определения средств исправления осужденных закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.
В ней определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
Механизм реализации этих средств описан в Особенной части УИК РФ.
Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, их специального статуса к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации.
Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации заключается в предупреждении рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания.
Она реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собой и взаимозависимость.
Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах УИК РФ и других нормативных правовых актах.
9.Разграничение компетенции в области уголовно-исполнительного законодательства между Российской Федерацией и ее субъектами.