Понятие судебной экспертизы, ее предмет, объекты и задачи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 по теме 1
«ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ОБЬЕКТЫ И ЗАДАЧИ»
Учебные вопросы:
1. Понятие, предмет и объекты судебной экспертизы.
2. Экспертные задачи, методы и методики.
Литература:
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993г., М., Юр. литература, 2017г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с измен. и дополн.).
3. Уголовный кодекс РФ (с измен. и дополн.).
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (с измен. и дополн.).
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ (с измен. и дополн.).
6. Федеральный закон от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». СПС «Гарант».
7. Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». СПС «Гарант».
8. Федеральный закон от 19.07.1997г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». СПС «Гарант».
9. Приказ МВД России от 30.05.2003г. № 366 «О вопросах организации деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел». СПС «Гарант».
10. Приказ МВД России от 29.06.2005г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005г. № 35.
11. Приказ Минздрава РФ от 24.04.2003г. № 161 «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы». СПС «Гарант».
12. Приказ Минздрава РФ от 27.02.1991г. № 35 «О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР». СПС «Гарант».
13. Приказ Минздрава и социального развития РФ от 30.05.2005г. № 370
«Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений». СПС «Гарант».
14. Приказ Минздрава и социального развития РФ
от 12.05.2010 г. № 346н
«Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации». СПС «Гарант».
15. Приказ ГТК РФ от 25.04.2002г. № 413 «О реорганизации таможенных лабораторий». СПС «Гарант».
16. Приказ Минюста РФ от 20.12.2002г. № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации». СПС «Гарант».
17. Приказ Минюста РФ от 27.12.2012г. № 237
«Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России». СПС «Гарант».
18. Приказ Минюста РФ от 07.10.2014г. № 207
«Об утверждении Положения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации». СПС «Гарант».
19. Приказ МО РФ от 31.10.2007г. № 461
«О порядке определения уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестации их на право самостоятельного производства судебных экспертиз». СПС «Гарант».
20. Приказ ФСБ РФ от 23.06.2011г. № 277
«Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности». СПС «Гарант».
21. Приказ МЧС РФ от 19.08.2005г. № 640
«Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы». СПС «Гарант».
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применение судами норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 05.03.2004г. № 1 - п. 2, ч. 2 п. 13, ч. 1 п. 27. БВС, 2004г. № 5.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995г. № 8 - п. 16. БВС, 1996г. № 1.
3. Обзор работы государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации за 2005г. указание МЮ России от 18.04.2006г. № 04-2898, М., МЮ России, 2006, с.3.
4. Письмо Генпрокуратуры РФ от 30.03.2004г. № 36-12-04 «О направлении Методических рекомендаций «Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания». СПС «Гарант».
Литература
1. Е.Р.Россинская, Е.И.Галяшина. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. Е.Р.Россинская, Е.И.Галяшина. М., Проспект, 2010, с.464.
2. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. Т.В.Аверьянова. М., Норма, 2006, с.480.
3. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы: учебник, под ред. Е.Р.Россинской. М., Норма, 2009.
4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. Е.Р.Россинская. М., Норма, 2009, с.688.
5. Россинская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» Е.Р. Россинская. М., Право и закон, Юрайт-Издат, 2002, с.384.
6. Арестова Е.Н. Взаимодействие дознавателя и суда при применении к участникам уголовного судопроизводства мер процессуального принуждения. Российский судья, 2007, № 7, с.26.
7. Челышева О.В. Назначение и производство судебных экспертиз: учеб. Пособие. СПб юридический институт (филиал) Академии генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010.
8. П.Яни «Правовая» экспертиза в уголовном деле. П.Яни. Законность, 2001, № 9, с.21-24.
9. Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при проведении следственных действий. И.М.Кожевникова. М., 2005, с.111.
10. Демин К.Е., Федоров В.Ю. Особенности составления экспертных заключений. Учебное пособие. М., 2007, с.58.
11. Орлов Ю.К. Заключение эксперта и его оценка (по уголовным делам). М., 2005, с.87.
12. Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. Норма, 2008, с.127.
1. Понятие, предмет и объекты судебной экспертизы.
Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «опытный, сведущий».
Экспертиза может проводиться в различных государственных органах, общественных организациях (межведомственные, научные, административные, судебные экспертизы). Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют в виду любое исследование, проводимое сведущим лицом для ответа на вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных опытных) познаний.
Решаемые экспертами вопросы разнообразны. Государственные органы и общественные организации довольно часто прибегают к экспертизе при решении вопросов, касающихся интересов государства и отдельных граждан. Так, в области строительства проводятся строительно-технические и экономические экспертизы; в торговле - товароведческие; в здравоохранении - врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают степень утраты трудоспособности в связи с назначением пенсии. Проводятся патентные экспертизы по материалам, претендующим на статус изобретения, и т.п.
Судебные же экспертизы проводятся, в связи с расследованием и рассмотрением уголовных и гражданских дел.
Как отмечено, судебная экспертиза является важнейшей процессуальной формой применения специальных познаний в судопроизводстве, в результате чего в распоряжении следствия и суда оказывается новая информация, имеющая доказательственное значение, которая не может быть получена другими процессуальными средствами.
Судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. (ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ).
Содержание предмета судебной экспертизы необходимо рассматривать с двух позиций - научной и практической.
С точки зрения научной отрасли знания предметом науки о судебной экспертизе являются закономерности формирования свойств объектов и их изменения, в связи с совершением преступления.
С точки зрения практической деятельности предметом судебной экспертизы являются фактические данные (обстоятельства дела), устанавливаемые на основе специальных научных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла и исследования материалов уголовного либо гражданского дела (ст. 80, 204 УПК).
Применительно к конкретной экспертизе ее предметом является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту в ходе и по результатам исследования на основе соответствующего объема специальных познаний с использованием находящихся в его распоряжении средств и методов.
Понятие объекта экспертизы также следует рассматривать с точки зрения науки и практики. Применительно к понятиям судебной экспертизы как науки, объект судебной экспертизы - это род (вид) объектов, какой-либо класс, категория предметов, характеризующихся общими свойствами. В практической экспертной деятельности - это определенный предмет (предметы), поступающий на исследование эксперту. Это в основном вещественные доказательства (отображения людей и животных, предметов, механизмов, агрегатов, части этих предметов, вещества, материалы, изделия, документы и полиграфическая продукция, и пр.). (ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ).
Кроме того, к объектам экспертизы относятся события, факты, явления и другие нематериальные объекты, необходимость изучения которых в процессе расследования требуют специальных познаний и проведения экспертного исследования. Однако изучение этих событий, фактов, явлений и других нематериальных объектов осуществляется путем исследования материальных носителей информации о них.
Объекты судебной экспертизы могут классифицироваться по следующим основаниям.
С учетом иерархии значений:
Общий объект судебной экспертизы - материальный носитель информации о фактах, интересующих следствие и суд, исследуемый в рамках экспертизы как средства доказывания.
Родовой (предметный) объект судебной экспертизы - совокупность материальных носителей информации, объединенных общностью свойств (качеств), которая исследуется в рамках класса, рода экспертизы.
Специальный объект судебной экспертизы - материальный носитель информации определенной природы, исследуемый в рамках конкретного вида экспертизы.
Конкретный объект судебной экспертизы - индивидуально-определенный объект, представленный для производства экспертизы по конкретному делу.
По виду носителя информации объекты судебной экспертизы делятся на объекты-отображения и объекты-предметы.
К объектам-отображениям относятся такие носители информации, в которых отображены данные о другом объекте, возникшие под воздействием механизма с ледообразования.
Объекты-предметы могут быть как следообразующими, так и несущими информацию о событии самим фактом своего нахождения в определенном месте и времени, имеющим значение для изучения этого события.
В зависимости от места, в процессе решения экспертной задачи объекты судебной экспертизы могут быть подразделены на основные и вспомогательные, а в зависимости от объема - полными или частичными, единичными или множественными.
По уровню и значению содержащейся информации объекты судебной экспертизы могут быть подразделены на высоко-, средне- и малоинформативные. Объекты, не несущие информации, называются по этой классификации непригодными.
2. Экспертные задачи, методы и методики.
Задачи, решаемые судебными экспертами, определяются возможностями исследования объекта и его содержания. Они подразделяются на 3 основные группы: идентификационные, диагностические, классификационные.
I группа задач - идентификационные задачи, которые направлены на установление индивидуально-конкретного тождества. К таким задачам относится установление человека, животных, предметов по их отображениям. Например, установление лица, исполнившего документ, по его почерку, по отпечатку пальца.
II группа - диагностические задачи, которые направлены на установление: природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов и т.п. Например, механизм возникновения пожара или взрыва, механизм образования следов и т.п.
III группа - классификационные задачи, которые имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Эти задачи могут возникать в ходе диагностических и идентификационных исследований.
Экспертная задача - это такая экспертная деятельность, которая направлена на преобразование потенциальной доказательственной информации, содержащейся в представленных на экспертизу в качестве исходных данных материалах дела, в актуальную доказательственную информацию, которая может быть использована для правильного решения уголовного или гражданского дела. (ст. 2 Федерального закона от 31.05.2001г. № 73-ФЗ).
Задачи судебной экспертизы не следует смешивать с задачами конкретного экспертного исследования. В первом случае это родовое или видовое обобщенное определение, а во втором - цель и результат единичной экспертизы.
Рассматривая задачи судебной экспертизы, как средства установления фактов, подлежащих доказыванию, целесообразно различать задачи класса, рода, вида, подвида судебной экспертизы.
• Классификация экспертных задач.
Первое и главное основание классификации - искомое, которое определяется предметом доказывания и обстоятельствами конкретного дела. По этому основанию задачи делятся на: идентификационные, диагностические, классификационные, ситуационные, интеграционные.
Второе основание - условие задачи. Оно может быть таким, что для решения достаточно правил, разработанных наукой. Такие задачи называются стандартными. Структура стандартной задачи всегда содержит исходные данные, достаточные для ее решения. Эти данные представлены в явном виде, их требуется преобразовать и заполнить пробелы. Такие исходные данные определяют возможность решения в соответствии с разработанным алгоритмом.
Методология общей теории судебной экспертизы включает в качестве необходимого элемента методы и методики решения задач судебной экспертизы.
Метод экспертизы (экспертного исследования) - система логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов) получения данных для решения вопроса, поставленного перед экспертом. Операции, образующие метод, представляют собой практическое применение знаний закономерностей объективной действительности для получения новых знаний.
Методика экспертизы (экспертного исследования) - система методов (приемов, технических средств), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактов, относящихся к предмету определенного рода, вида и подвида судебной экспертизы.
Методы экспертизы основываются и формируются на:
а) соответствующих научных методах;
б) характере и свойствах объекта экспертизы;
в) опыте решения практических задач, в том числе на алгоритмических правилах и разработанных самим экспертом приемах изучения объектов экспертизы.
Принято различать методы исследования, применяемые в науках при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники.
Научная обоснованность экспертного метода имеет существенное значение для его практического применения.
Научная обоснованность подразумевает надежность метода с точки зрения возможности получения с его помощью достоверных результатов. Соответствие метода этому требованию должно содержаться в базовой науке, где он был испытан первоначально.
Помимо научной обоснованности возможности применения метода экспертизы в судебно-экспертной деятельности определяется требованиями допустимости к применению в уголовном судопроизводств, законности и этичности, поскольку используются в сфере судопроизводства.
Методы экспертного исследования также должны отвечать требованию сохранения объекта в том виде и состоянии, в котором он поступил на экспертизу. Разрушение, уничтожение объекта разрешается только в крайних случаях по согласованию со следователем (судом), назначившим экспертизу.
Кроме того, методы экспертизы должны быть рентабельными, то есть затраченные силы и средства должны соизмеряться с ценностью полученных результатов.
Применительно к потребностям экспертной практики представляется целесообразной классификация методов с точки зрения их общности и субординации, в соответствии с которой выделяются 4 уровня.
Первый уровень. Всеобщий диалогический метод, пронизывающий все остальные уровни, всю структуру методов, т.к. является базой для их развития.
Этот всеобщий метод включает в себя такие широко используемые в экспертной практике формально-логические категории, операции познания, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, и пр., которые учитывают основные этапы и закономерности процесса познания.
Второй уровень. Общие (общенаучные) методы - система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов.
Общие методы - это универсальные методы исследования, т.к. каждый из них может использоваться для большой группы вопросов, которые ставятся судебной экспертизой. Они применяются на основных стадиях экспертного исследования в экспертизах всех родов.
К общим методам относятся: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование.
Наблюдение - непосредственное восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения.
Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений в целях нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения.
Описание - фиксирование обобщенных результатов наблюдения, измерения с помощью средств письменной речи, указание на признаки объекта. Такое описание всегда упорядоченное, поскольку используется принятая терминология обозначения результатов наблюдения или измерения объекта и система указания в описании признаков, свойств объекта.
Эксперимент - опытное действие, специально осуществляемое для искусственного неоднократного изменения условий наблюдения объекта, явления с целью выявления природы, сущности свойств, характеристик и других особенностей наблюдаемого объекта, явления.
Моделирование - опосредованное исследование закономерностей изучаемого объекта в основном в тех случаях, когда он недоступен для непосредственного изучения.
Также появились методы, получившие название кибернетических, которые образуют новую группу общенаучных методов. Основанные на использовании этих методов новые информационные технологии позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации, и компьютерное моделирование.
Кибернетические методы следует отличать от математических, поскольку осуществление вычислений и математическое моделирование - это только часть задач, решаемых с помощью кибернетических методов.
Третий уровень (по классификации А.И.Винберга и А.Р.Шляхова). Это методы, которые подразделяются на 12 классов в соответствии с их общим научно-техническим назначением и получаемыми результатами. Внутри каждого класса методы делятся на роды, виды и подвиды по целевому назначению, способу регистрации изучаемых свойств объектов, и пр.
Четвертый уровень. Специальные методы (Т.К. Аверьянова); частно-экспертные методы (Б.Р. Российская), под которыми понимают методы, разрабатываемые или приспосабливаемые для исследования конкретного, единичного объекта или применяемые только в экспертизах данного рода. Такие методы создаются либо на основе приспособления существующих в других областях знаний, науках методов либо создаются специально экспертами на основе их практики исследования конкретных объектов. Специальные методы, разработанные экспертами, используются почти в каждом роде, виде криминалистических экспертиз и, прежде всего, таких как: судебно-баллистическая, судебно-трасологическая, судебно-портретная, судебно-почерковедческая, судебно-техническая экспертиза документов.
Под методикой судебной экспертизы понимается система методов (приемов, технических средств), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления фактов, относящихся к предмету определенного рода, вида и подвида судебной экспертизы.
Любая методика экспертизы - это программа использования комплекса методов, приемов и технических средств, применяемых в определенной последовательности для решения экспертных задач.
Экспертная методика - это программа действий, предписывающая эксперту в категорической или рекомендательной форме использовать определенные методы исследования объектов, последовательность и процедуру применения этих методов. Характер методики, категорический или альтернативный, предоставляющий эксперту возможность выбора, зависит от существа избираемых методов и средств. В содержание методики могут входить и ожидаемые результаты или их варианты. В последнем случае имеют место рекомендации, по оценке значения каждого варианта.
Экспертная методика ориентирована на решение экспертной задачи, а не просто на исследование объектов экспертизы. Поэтому методика экспертного исследования специфична для каждого рода экспертизы, что обусловлено природой изучаемых объектов и вопросами, которые приходится решать экспертам конкретной специальности.
По степени общности выделяются 2 вида экспертных методик -типовая и конкретная, или частная.
Типовая экспертная методика - выражение обобщенного опыта решения типовых экспертных задач. В определенных случаях эта методика может применяться экспертом без какой-либо адаптации, изменения.
Конкретная, или частная, методика - способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения типовой методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи.
В настоящее время экспертизы проводятся сотрудниками экспертных учреждений различных ведомств, испытывающими трудности в методическом обеспечении. Рассредоточение публикаций об экспертных методиках в ведомственных изданиях также затрудняет ознакомления с ними следственных и судебных работников, проводящих анализ заключений экспертов. Практически недоступны эти сведения для других участников судопроизводства.
В связи с этим, а также в целях обеспечения научно-методического единообразия применяемых методик, облегчения доступа к ним всех заинтересованных лиц в настоящее время осуществляется паспортизация и каталогизация методик исследования вещественных доказательств. Эта работа проводится под эгидой Федерального межведомственного координационно-методического совета по проблемам экспертной деятельности, образованного в 1996 году.
Деятельность по паспортизации экспертных методик проводится на основе изданного в апреле 1996г. совместного Приказа РФЦСЭ при МЮ России и ЭКЦ МВД России «Об организации паспортизации экспертных методик», которым были утверждены формы паспорта и инструкция о порядке его подготовки.
Предполагается составить паспорта всех действующих в экспертной практике типовых методик и включить их в общефедеральный каталог методик исследования вещественных доказательств, используемых в практике работы государственных экспертных учреждений Российской Федерации. Этот каталог будет утвержден вышеуказанным Межведомственным Советом.
Конкретные методики, представляющие программы действий эксперта по выполнению конкретной экспертизы, реализуются по ходу формирования этих программ и содержатся в развернутом заключении эксперта. Обобщение конкретных методик может осуществляться при анализе экспертной практики, подготовке специальных обзоров, а также могут излагаться в авторских публикациях эксперта.
Конкретные, или частные, методики, представляющие программы действий эксперта по выполнению конкретной экспертизы, реализуются по ходу их формирования и содержатся в развернутом заключении эксперта, а также могут быть изложены в авторских публикациях эксперта.