Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция к модулю 1
Общая часть
1. Понятие, предмет, система,
источники, субъекты международного права
План
1. Понятие и предмет международного права (международного публичного права)
2. Соотношение международного и внутригосударственного права
3. Система международного права
4. Источники международного права
5. Субъекты международного права
1. Понятие и предмет международного права (международного публичного права)
Международное право (международное публичное право) – самостоятельная система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права.
Предметом международного права являются межгосударственные и иные международные отношения.
Международное право регулирует отношения между:
а) государствами – двусторонние и многосторонние;
б) государствами, с одной стороны, и международными межправительственными организациями, - с другой;
в) государствами и государствоподобными образованиями (например, Ватиканом);
г) международными межправительственными организациями.
2. Соотношение международного и внутригосударственного права
В доктрине существуют две точки зрения о соотношении международного права и внутригосударственного права.
Согласно одной из них оно образует с внутригосударственным правом единую правовую систему.
Согласно другой, международное право и внутригосударственное право - две различные правовые системы.
Вторая точка зрения представляется более убедительной.
Различия между международным правом и внутригосударственным правом:
1) по предмету регулирования;
2) по субъектам права;
3) по источникам права;
4) по способам создания правовых норм;
5) по способам обеспечения исполнения норм.
3. Система международного права
Система международного права - это распределение норм международного права по отраслям и институтам с учетом их взаимосвязи, обусловливающее целостность международного права.
Общая часть международного права
1. Субъекты международного права.
2. Источники международного права.
3. Принципы международного права.
4. Мирное урегулирование международных споров.
5. Ответственность в международном праве.
Особенная часть международного права
Традиционные отрасли международного права
1. Право международных договоров.
2. Право международных организаций.
3. Право внешних сношений.
4. Право международной безопасности.
5. Международное право прав человека.
6. Территория в международном праве.
7. Международное морское право.
8. Международное воздушное право.
9. Международное космическое право.
10. Международное уголовное право.
11. Международное экономическое право.
12. Международное трудовое право.
13. Международное экологическое право.
14. Право международных конфликтов.
4. Источники международного права
Источники международного права – это способы выражения воли субъектов международного права.
Источник международного права – внешняя форма выражения норм международного права.
Источники международного права делятся на три группы:
1) основные;
2) производные (вторичные);
3) вспомогательные.
Статья 38 Устава Международного суда
1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Статья 59
Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.
К первой группе источников международного права относятся:
а) договоры;
б) международно-правовые обычаи;
в) общие принципы права.
Договор – международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).
В настоящее время договорные нормы занимают в международном праве основное место.
Международно-правовой обычай
Признаками международного правового обычая являются:
а) продолжительное существование практики;
б) единообразие, постоянство практики;
в) всеобщий характер практики (Броунли Я. Международное право. Кн. 1. М., 1977. С. 28 – 33).
Международно-правовой обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или значительным числом государств.
Международно-правовой обычай является источником международного права в случаях, когда соответствующие отношения не урегулированы международным договором.
Общие принципы права
Источниками международного права являются лишь такие общие принципы права, которые выступают общими как для национальных правовых систем, так и для системы международного права.
Общими принципами права, в частности, являются:
а) принцип добросовестности;
б) принцип справедливости;
в) принцип законности;
г) принцип «договоры должны соблюдаться»;
д) принцип защиты прав человека.
Общие принципы международного права нельзя смешивать с основными принципами международного права. Они имеют универсальный характер.
2) Производные источники международного права
Решения международных организаций являются источниками международного права в том случае, если они согласно учредительным актам этих организаций имеют обязательный характер и содержат правила, рассчитанные на неоднократное применение.
В качестве источников международного права могут выступать лишь решения межправительственных организаций. Решения неправительственных организаций не могут быть источниками международного права, поскольку эти организации не регулируют межгосударственные отношения.
Согласно статье 11 Устава ООН решения Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный характер.
Но в ряде случаев резолюции приобрели характер «мягкого права» и приобретают характер авторитетнейших источников международного права. Ярким примером такого международного документа является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.
Решения Совета Безопасности ООН носят обязательный характер.
Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (статья 25 Устава ООН).
3) Вспомогательные источники международного права
В ст. 38 Статута Международного суда к вспомогательным средствам для определения правовых норм отнесены:
- судебные решения;
- доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Судебные решения
Из содержания пп. «d» п. 1 ст. 38 и ст. 59 Устава Международного суда вытекает:
- речь идет о решениях самого Международного суда ООН;
- решения суда не должны изменять или дополнять существующие нормы права или создавать новые, они выступают лишь в качестве вспомогательного средства для уяснения содержания действующих норм международного права.
Однако вспомогательным источником международного права являются не только решения Международного суда ООН, но и решения других международных судов и арбитражей.
Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву
В ходе рассмотрения дел в Международном суде такие труды могут облегчать установление того, что международные обычаи, применимые к данным делам, действительно существуют.
5. Субъекты международного права
Субъекты международного права – это акторы (образования), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.
Первичные субъекты международного права:
1) государства;
2) нации и народы, борющиеся за национальную независимость.
Производные субъекты международного права:
1) международные межправительственные организации;
2) государствоподобные образования.
Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.
Правоспособность – это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.
Этой способностью обладают государства с момента образования; нации и народы, борющиеся на национальную независимость – с момента признания; межправительственные организации – с момента вступления в силу учредительных документов.
Дееспособность – это осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.
Деликтоспособность – способность субъектов международного права нести юридическую ответственность за совершенные ими правонарушения.
2. Основные принципы международного права
План
1. Понятие, признаки и функции принципов международного права.
2. Классификация принципов международного права.
3. Содержание основных принципов международного права.
1. Понятие, признаки и функции принципов международного права.
Принципы международного права – это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права.
Характерные черты принципов международного права:
1) приоритет над другими нормами международного права, т.е. последние не могут им противоречить и должны приниматься лишь в соответствии с ними;
2) носят общеобязательный характер для всех без исключения субъектов международного права;
3) имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую международно-правовую норму;
4) в своей совокупности основные принципы образуют целостную и взаимосвязанную, логическую систему,
5) при отсутствии той или иной международно-правовой нормы принципы международного права могут служить правовой основой для регулирования международных межгосударственных отношений;
6) любое деяние, нарушающее основные принципы международного права может квалифицироваться как международное правонарушение, и, соответственно, повлечь за собой применение санкций, юридические неблагоприятные последствия для нарушителя.
Принципы призваны выполнять две функции:
1) стабилизационную – помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;
2) фиксирующую – закреплять все новшества практики международных отношений.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
2. Классификация принципов международного права.
Классификация принципов международного права весьма условна, поскольку нет единой точки зрения по данному вопросу:
1. По форме их закрепления: писаные и неписаные (обычные).
2. По историческому признаку, связанному с этапами появления принципов международного права в системе международных отношений на:
– доуставные принципы, формировавшиеся в период рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций;
– уставные, сформировавшиеся в системе международного права после Второй мировой войны, т.е. после принятия Устава ООН с 1945 г.;
– послеуставные (новейшие), например, принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды и др.
3. Функциональные и специальные (отраслевые).
К функциональным относятся те принципы, которые тесным образом переплетаются с каждым международным правоотношением, например, принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, принцип мирного разрешения международных споров.
Специальные (отраслевые) воздействуют не на все сферы международного сотрудничества, систему международных отношений в целом, а лишь на отдельные сферы, например, принцип всеобщего и полного разоружения, сотрудничества государств по охране окружающей среды и др.
3. Содержание основных принципов международного права.
Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.
Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Принцип уважения прав человека. ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.
Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.
Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения.
Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.
Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.
Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в различных областях.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права.
3. Международно-правовые средства разрешения международных споров
План
1. Понятие, признаки и виды международных споров.
2. Сущность мирного урегулирования международных споров.
3. Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров.
4. Судебные средства разрешения международных споров.
1. Понятие, признаки и виды международных споров.
Международный спор представляет собой такое состояние отношений между субъектами международного права, которое вызвано столкновением их интересов и которое порождает разногласия между ними.
Признаки международного спора:
• субъектный состав участников спора: государства, международные межправительственные организации;
• разногласие должно быть конкретизировано;
• разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора.
Классификация международных споров:
1) По характеру спора: юридические или политические;
2) По объекту или предмету спора: территориальные, торговые, инвестиционные, экологические и т. д.;
3) По степени опасности для международного мира и безопасности: угрожающие международному миру и безопасности или не угрожающие;
4) По географическому охвату: локальные, региональные, глобальные;
5) По числу субъектов: двусторонние или многосторонние;
6) По видам субъектов: споры между государствами или споры с участием международных организаций;
7) По уровню представительства сторон: межгосударственные, межправительственные, межведомственные.
2. Сущность мирного урегулирования международных споров.
Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в Уставе ООН (п. 3 ст. 2), Декларации о принципах международного права 1970 г.
Принцип мирного разрешения международных споров является общепризнанной императивной нормой (jus cogens) международного права, в соответствии с которой «споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».
Сущность мирного разрешения международных споров состоит в применении правовых средств без применения вооруженных сил.
Правовые средства разрешения международных споров – это международно-правовые способы, приемы, методы урегулирования споров между государствами без применения вооруженных сил.
Виды средств разрешения международных споров:
1) Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров.
2) Судебные средства разрешения международных споров.
3. Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров.
Дипломатическими средствами разрешения международных споров являются:
1) Международные переговоры. Они позволяют принимать разнообразные варианты разрешения спорных вопросов. Переговоры могут быть двусторонними и многосторонними. Стадии:
1) выступление государства или группы государств или иных субъектов международного права с инициативой проведения переговоров;
2) достижение договоренности между спорящими сторонами о переговорах (время, место и т.д);
3) выработка процедуры ведения переговоров;
4) переговоры;
5) принятие согласованного в ходе переговоров акта.
2) Консультации – факультативные и обязательные. Факультативными являются консультации, к которым прибегают по взаимному согласию. Применение обязательных консультаций предусмотрено в двусторонних и многосторонних международных договорах.
3) Международные следственные комиссии – компетенция и порядок создания комиссий определяется Уставом ООН и Конвенцией 1970 г. Комиссии учреждаются на основании особого соглашения между сторонами. Основная задача комиссий – облегчить разрешение споров выяснением вопроса факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования.
4) Примирительные комиссии. Если спор не был разрешен в результате консультаций, то любое государство, участвующее в консультациях, может передать спор в примирительную комиссию и сообщить об этом письменно организации, при которой представлено такое государство. Примирительные комиссии дают толкование фактам и выносят рекомендации в целях содействия разрешения спора.
5) Добрые услуги и посредничество – государства в случае серьезного разногласия между ними обязаны прибегнуть к добрым услугам или посредничеству одной или нескольких дружественных стран. Право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит не причастным к спору государствам.
4. Судебные средства разрешения международных споров.
Арбитражное разбирательство – это передача спора на рассмотрение третьей стороне (арбитру). Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно. Спорящие стороны сами определяют все стороны деятельности арбитража, включая его формирование, предмет спора, процесс и применимое право. Хотя решение арбитража, как правило, является юридически обязательным, стороны могут договориться, что оно будет иметь лишь рекомендательный характер.
Судебное разбирательство – это передача спора на рассмотрение в Международный Суд или другой постоянно действующий судебный орган (Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), призванный решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения.
4. Ответственность в международном праве
План
1. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
2. Понятие, виды и состав международного правонарушения.
3. Виды и формы международной ответственности.
1. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
Международно-правовая ответственность представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.
Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, нарушается не сама норма права, а обязательства субъектов соблюдать это правило поведения. Юридические основания международной ответственности вытекают из: договоров, обычаев, резолюций международных организаций и т.д.
Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, в котором имеются все элементы состава правонарушения. Фактическое основание выражается в деянии субъекта, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающих международно-правовые обязательства.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. Процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах или ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
2. Понятие, признаки, виды и состав международного правонарушения.
Международное правонарушение рассматривается как деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения.
Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки:
1) Международная общественная опасность – это способность международного правонарушения причинять вред охраняемым международным правом отношениям и объектам.
2) Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других лиц.
3) Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной причиненного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.
4) Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.
Состав международного правонарушения:
Объект международного правонарушения — это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, права и свободы человека, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами).
Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность. Международно-противоправное деяние может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия.
Субъектами международных правонарушений, в зависимости от их вида, могут быть государства, иные субъекты международного права, совершившие международно-противоправные деяния.
Субъективная сторона – отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Может выражаться как форме умысла, так и в форме неосторожности.
Виды международных правонарушений:
1) Преступление, то есть деяние, нарушающее основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Можно различать более тяжкие (агрессия, геноцид, терроризм и др.) и менее тяжкие противоправные деяния (посягательства на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; подделка денежных знаков; захват заложников; незаконные операции с радиоактивными веществами и др.).
2) Международные правонарушения (международные деликты) –правонарушения, не вошедшие в первую группу. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств; неосуществление мер по имплементации норм международного права; невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.
3. Виды и формы международной ответственности.
Международно-правовая ответственность государств реализуется в конкретных видах и формах.
Видами ответственности являются:
1) материальная – это ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъекту материального ущерба.
2) нематериальная (политическая) – это ответственность, которая не связана с нанесением материального ущерба и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства).
Возможна и только политическая, и только материальная, и смешанная ответственность.
Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах:
1) материальные формы - реституция, компенсация, репарация.
Реституция – это восстановление нарушенного материального права в первоначальное состояние.
Компенсация - это возмещение понесенных потерь в натуральном или денежном выражении.
Репарация – это возмещение государством- правонарушителем материального ущерба путем выплаты денежных сумм, поставки товаров, предоставления услуг, эквивалентных подлежащей возмещению сумме. К репарациям обычно прибегают наряду с реституцией либо если материальное возмещение в натуре невозможно.
2) нематериальная (политическая) форма – сатисфакция, ресторация, реторсии.
Сатисфакция – форма возмещения, при которой речь идет о возмещении ущерба, неподдающегося финансовой оценке (может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении).
Под ресторацией (возобновление) понимается восстановление государством-правонарушителем юридического статуса (прежнего состояния), который существовал до момента совершения международного правонарушения. Примером ресторации может быть освобождение государством-правонарушителем незаконно занятой территории и несение связанных с этим материальных расходов.
Реторсии – это ответные меры в связи с недружественными действиями другого государства (отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства).
Часто к формам политической ответственности относят репрессалии и санкции.
Репрессалии – это ответные насильственные действия со стороны потерпевшего государства (приостановлении или разрыве дипломатических отношений; введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя).
Санкции – это ответные меры принудительного характера, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности. Санкции не являются особой формой ответственности, они есть специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной
Выделяются два вида санкций: индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные санкции бывают в виде реторсий (принудительные меры на недружественный акт), репрессалии (ограничение права государства в связи с нарушением), непризнание, разрыв отношений, самооборона.
Коллективные санкции бывают в виде отказа в членстве в международной организации, приостановления членства в международной организации, коллективные вооруженные меры.
Лекция к модулю 2
Особенная часть. Темы 7-8
1. Международные организации: понятие, признаки, классификации.
План
1. Понятие и признаки международных организаций.
2. Классификация международных организаций.
3. Органы международной организации.
1. Понятие и признаки международных организаций.
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям.
Международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.
Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:
• иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;
• обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;
• иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов;
• иметь определенные цели деятельности;
• в своей деятельности не противоречить нормам международного права.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).
2. Классификация международных организаций.
Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.
1. По характеру членства:
а) межгосударственные (межправительственные).
б) неправительственные.
2.По кругу участников:
а) открытые, в которых могут участвовать все государств мира (ООН, ее специализированные учреждения)
б) региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).
3. По компетенции:
а) общей компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН).
б) специальной компетенции. Их деятельность ограничивается сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.).
4. По порядку вступления:
а) открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению);
б) закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). К примеру, НАТО.
5. По сфере действия: универсальные (ООН) и региональные (Европейский Союз).
3. Органы международной организации.
Органы международной организации – это составная часть международной организации, ее структурное звено. Орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений.
Компетенция органа международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств-членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.
Органы международной организации можно классифицировать по различным критериям:
Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).
Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава.
Для характеристики органов международных организаций возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и т.д.
2. Организация Объединенных Наций: цели и принципы, главные и вспомогательные органы
План
1. Понятие, цели и принципы деятельности Организации Объединенных Наций.
2. Главные органы ООН и их компетенция.
3. Вспомогательные органы ООН.
1. Понятие, цели и принципы деятельности Организации Объединенных Наций.
Организация Объединенных Наций – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами.
Устав ООН подписан 26.06.1945 г., вступил в силу 24.10.1945 г.
Статья 1 Устава ООН
Организация Объединенных Наций преследует Цели:
Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и
Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Принципы деятельности ООН:
• суверенное равенство государств;
• разрешение международных споров мирными средствами;
• отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
2. Главные органы ООН и их компетенция.
Главными органами ООН являются:
1) Генеральная Ассамблея – совещательный представительный орган, в котором представлены все государства-члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики: укрепления международного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.
2) Совет Безопасности. Это орган, состоящий из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов («непостоянные») избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
3) Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) – учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций.
4) Международный суд – главный судебный орган ООН, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам. Международный Суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.
5) Совет по Опеке. Создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости.
6) Секретариат ООН. Состоит из Генерального секретаря и персонала, который может потребоваться для Организации. Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Он проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одобренных этими органами, обеспечивает конференционное обслуживание всех главных и вспомогательных органов ООН.
3. Вспомогательные органы ООН.
Вспомогательные органы ООН организуются по решению главных и функционируют под их руководством.
Вспомогательные органы могут создаваться как постоянные (для выполнения конкретной работы), так и временные (функционируют в течение одной сессии главного органа).
Основные вспомогательные органы ООН:
ЮНИСЕФ – вспомогательный орган Генеральной Ассамблеей ООН, создан в 1946 г. в качестве временной чрезвычайной программы в целях охраны здоровья детей вообще и детей стран, ставших жертвами агрессии, в особенности. С 1953 г. действует на постоянной основе. Основная цель ЮНИСЕФ – улучшение условий жизни детей и молодежи. Оказывает помощь правительствам по разработке планов и программ всестороннего удовлетворения потребностей детей.
Комиссия международного права – постоянный вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный в 1947 г. Комиссия помогает Генеральной Ассамблее в прогрессивном развитии международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН).
Верховный комиссар ООН но делам беженцев. Основные функции – предоставление международной защиты под эгидой ООН беженцам; поиск путей окончательного разрешения проблемы беженцев; содействие правительствам и частным организациям для облегчения добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в других странах.
Комиссия ООН по правам человека – вспомогательный орган ЭКОСОС, учрежден в 1946 г. Разрабатывает предложения и рекомендации, представляет Совету доклады о международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, правах женщин и детей, защиты меньшинств и т.п. При Комиссии существует несколько вспомогательных органов – Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите прав меньшинств, Рабочая группа по вопросу о насильственных или недобровольных исчезновениях людей. Правительства и частные организации по требованию Комиссии предоставляют информацию о нарушениях прав человека. Если ситуация является серьезной, Комиссия вправе поручить расследование независимым экспертам и потребовать от правительства принять необходимые меры.
3. Специализированные учреждения ООН
План
1. Понятие и признаки специализированных учреждений ООН.
2. Виды специализированных учреждений ООН.
1. Понятие и признаки специализированных учреждений ООН.
Специализированные учреждения ООН – это самостоятельные универсальные международные межправительственные организации специальной компетенции.
Специализированные учреждения ООН учреждены на основе международных договоров и обладают международной правосубъектностью. Они наделены самостоятельными полномочиями в различных областях международного сотрудничества.
Признаки специализированных учреждений ООН:
– межправительственный характер их учредительных документов (уставов);
– наличие международной правосубъектности;
– возможность привлечения к международной ответственности;
– универсальный характер членства и специальная предметная компетенция;
– связь с ООН. Это специфический признак, который позволяет выделять специализированные учреждения в особую группу (ст. 57 Устава ООН).
2. Виды специализированных учреждений ООН.
Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. Фонд способствует экономическому росту и занятости путем предоставления временной финансовой поддержки странам, чтобы помочь облегчить стабилизацию платежного баланса, и оказания технической помощи. Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия, США.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является глобальным форумом для предоставления услуг, разработки политики, обмена информацией и налаживания сотрудничества в области интеллектуальной собственности. Штаб-квартира: Женева, Швейцария.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и авторитетным источником информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого климата и возникающего распределения водных ресурсов. Штаб-квартира: Женева, Швейцария.
Всемирный банк уделяет основное внимание сокращению масштабов нищеты и повышению уровня жизни во всем мире, в частности, путем предоставления развивающимся странам займов под низкие проценты, беспроцентных кредитов и грантов на образование, здравоохранение, инфраструктуру и связь. Всемирный банк работает более чем в 100 странах. Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия, США.
Международная морская организация (ИМО), начавшая функционировать в 1959 году, отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов. Штаб-квартира: Лондон, Великобритания.
Международный союз электросвязи (МСЭ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий. МСЭ верен идее соединить всех людей в мире независимо от того, где они проживают и какими средствами располагают. Штаб-квартира: Женева, Швейцария.
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может прийти к глобальному пониманию устойчивого развития, охватывающего соблюдение прав человека, взаимное уважение и уменьшение бремени нищеты — все это составляет суть миссии и деятельности ЮНЕСКО. Штаб-квартира: Париж, Франция.
Лекция к модулю 2
Особенная часть. Тема 10
1. Право внешних сношений: понятие, источники
План
1. Понятие и система права внешних сношений.
2. Органы внешних сношений.
3. Источники права внешних сношений.
1. Понятие и система права внешних сношений.
Право внешних сношений – система норм и принципов международного права, регулирующих на согласованной общедемократической основе официальные связи и отношения между субъектами международного права, которые устанавливаются и поддерживаются их органами внешних сношений.
В широком смысле международные сношения – это система внешних связей всех субъектов национальной принадлежности, которые действуют на территории государства, его органов и должностных лиц, всех его физических и юридических лиц.
В узком смысле международные сношения – та часть общей системы международных отношений и международной деятельности каждого государства, которая включает только официальные отношения, которые поддерживаются посредством особых государственных органов с другими субъектами международного права мирными средствами в соответствии с нормами международного права.
Система права внешних сношений как отрасль международного публичного права содержит следующие подотрасли:
1) дипломатическое право;
2) консульское право;
3) право специальных миссий;
4) дипломатическое право международных организаций.
2. Органы внешних сношений.
Органы внешних сношений – это органы государства, осуществляющие его представительство во взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международного права.
Виды органов внешних сношений:
1) внутригосударственные органы внешних сношений (общей и специальной компетенции).
Внутригосударственные органы общей компетенции представляют государство по всем вопросам (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел). Они осуществляют представительство своего государства ex officio (лат. по должности), без специальных полномочий (в России – Президент, председатели обеих палат Федерального Собрания, Председатель Правительства, министр иностранных дел).
Внутригосударственные органы внешних сношений специальной компетенции представляют государство только в какой-либо одной области его международных связей (в России – федеральные министерства и ведомства, например, Министерство экономического развития Российской Федерации).
2) зарубежные органы внешних сношений – это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, его граждан и юридических лиц на территории других государств. Могут быть постоянными или временными.
Постоянные зарубежные органы – дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства государств при международных организациях.
Временные зарубежные органы – делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии.
3. Источники права внешних сношений.
Основными источниками права внешних сношений являются:
1) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. – основной международно-правовой документ, определяющий статус и функции дипломатического представительства при главах государств. Включает в себя 53 статьи. К ней приложены два факультативных протокола: об обязательной юрисдикции международного суда и о неприменении законов о гражданстве государства пребывания к сотрудникам дипломатического представительства. Венская конвенция регламентирует порядок установления и прекращения дипломатических сношений, учреждения дипломатических представительств и их функции, устанавливает три дипломатических класса (посол, посланник и поверенный в делах), порядок аккредитования главы дипломатического представительства и его персонала. Значительная часть Конвенции посвящена дипломатическим привилегиям и иммунитетам.
2) Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. – это международный договор, определяющий рамки консульских сношений отношения между суверенными государствами. Он кодифицирует многие консульские обычаи, которые возникли из государственных обычаев и различных двусторонних соглашений между государствами. Конвенция закрепляет нормы о функциях консула, неприкосновенности консульских помещений, свободе общения между Консулом и его родной страной, привилегиях консулов.
3) Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенция предусматривает предоставление постоянным представителям и наблюдателям правового статуса, привилегий и иммунитетов, аналогичных дипломатическим. Функции постоянного представительства состоят в обеспечении представительства посылающего государства при организации; поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией в ее рамках; выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации, защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией и в ее рамках.
Кроме универсальных источников права внешних сношений существуют и региональные соглашения (например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г.).
2. Дипломатические представительства: понятие, виды, состав, функции, полномочия. Классы глав дипломатических представительств. Ранги дипломатов. Порядок назначения и отозвания глав дипломатических представительств. Агреман. Верительные грамоты
План
1. Понятие, виды и состав дипломатического представительства.
2. Классы глав дипломатических представительств. Ранги дипломатов.
3. Порядок назначения и отозвания глав дипломатических представительств. Агреман. Верительные грамоты.
1. Понятие, виды, функции и состав дипломатического представительства.
Дипломатическое представительство – постоянный зарубежный орган внешних сношений государств-контрагентов, посредством которого они поддерживают постоянные дипломатические отношения. Возглавляется этот орган дипломатическим представителем государства, которое аккредитует.
Виды дипломатических представительств:
1) Посольство – это представительство первого, высшего класса (у Ватикана - нунциатуры). Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол.
2) Миссия - представительство второго класса (у Ватикана - интернунциатуры). Миссию возглавляет чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.
Дипломатические представительства выполняют следующие функции (ст.3 Венской конвенции о дипломатических сношениях):
• представительство своего государства в стране пребывания;
• защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;
• ведение переговоров с правительством страны пребывания;
• выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;
• поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.
Наряду с указанными функциями дипломатические представительства выполняют и консульские функции. Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы.
Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории:
1) Дипломатический персонал состоит из сотрудников представительств, имеющих дипломатический ранг;
2) Административно-технический персонал – из сотрудников, занятых административной и технической работой в представительстве;
3) Обслуживающий персонал выполняет работу по уборке помещений, содействует удовлетворению бытовых нужд сотрудников и т.д.
2. Классы глав дипломатических представительств. Ранги дипломатов.
Главы дипломатических представительств делятся на три класса:
1) чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;
2) чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств;
3) поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел.
Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений.
Дипломатический ранг – личный ранг дипломата, который присваивается ему в соответствии с действующими в данном государстве законами и правилами о прохождении дипломатической службы (сохраняется за работником вне зависимости от занимаемой должности, а также при уходе в отставку).
Ранги – прерогатива национального права, каждое государство самостоятельно определяет их название и количество.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы присваиваются следующие дипломатические ранги:
1) Чрезвычайный и Полномочный Посол;
2) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса;
3) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса;
4) советник 1 класса;
5) советник 2 класса;
6) первый секретарь 1 класса;
7) первый секретарь 2 класса;
8) второй секретарь 1 класса;
9) второй секретарь 2 класса;
10) третий секретарь;
11) атташе.
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 класса и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации. Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации.
3. Порядок назначения и отозвания глав дипломатических представительств. Агреман. Верительные грамоты.
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или недача ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.
По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота — документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название — «верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения главы представительства вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства — поверенный в делах).
3. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции, полномочия
План
1. Понятие и виды консульских учреждений.
2. Функции и полномочия консульских учреждений.
3. Консульские привилегии и иммунитеты.
1. Понятие и виды консульских учреждений.
Консульское учреждение (консульство) – это постоянный государственный орган внешних сношений, учрежденный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.
Статья 1 Венской конвенции о консульских сношениях
а) «консульское учреждение» означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство.
Виды консульских учреждений:
• генеральные консульства,
• консульства,
• вице-консульства,
• консульские агенты и консульские отделы дипломатических представительств,
• нештатные (почетные) консулы.
2. Функции и полномочия консульских учреждений.
Основные функции и полномочия консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие:
1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;
2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;
3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
4) выполнение административных и нотариальных функций;
5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой;
6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;
7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.
3. Консульские привилегии и иммунитеты.
Консульские привилегии и иммунитеты предоставляет государство пребывания на основании международного и национального права для более эффективного исполнения ими своих функций.
Привилегии и иммунитеты подразделяются на два вида:
1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения:
– неприкосновенность помещений консульств,
– неприкосновенность архивов и документов консульского учреждения,
– налоговые льготы (фискальный иммунитет),
– свобода относительно отношений и контактов с гражданами представляемого государства,
– свобода передвижений,
– таможенные привилегии относительно предметов, ввезенных для официального пользования консульских представительств, включая автомобили, предназначенные для служебного пользования,
– право пользоваться флагом и эмблемой представляемого государства;
2) привилегии и иммунитеты членов персонала консульского учреждения (личные):
– личная неприкосновенность консульских должностных лиц,
– иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания относительно действий, произведенных консульскими должностными лицами и служащими при исполнении ими консульских функций,
– фискальный иммунитет (в отношении консульских сотрудников и членов их семей),
– таможенные привилегии.
Лекция к модулю 2
Особенная часть. Тема 11
1. Право международной безопасности: понятие, принципы, источники, виды. Система коллективной безопасности: универсальная и региональная
План
1. Понятие и принципы права международной безопасности.
2. Источники права международной безопасности.
3. Система коллективной безопасности: универсальная и региональная.
1. Понятие и принципы права международной безопасности.
Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.
Международную безопасность можно определить как устойчивый и ненасильственный миропорядок, основанный на международном праве, характеризующийся наличием благоприятных условий для свободного развития государств, обеспечением в полном объеме прав и свобод человека, стремлением к высокому уровню жизни людей.
Принципы права международной безопасности:
1) Общепризнанные принципы международного права:
• неприменение силы или угрозы силой;
• территориальная целостность государств;
• нерушимость государственных границ;
• невмешательство во внутренние дела государств;
• мирное урегулирование международных споров;
• сотрудничество между государствами.
2) Отраслевые принципы права международной безопасности:
• принцип неделимости международной безопасности — безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
• принцип ненанесения ущерба безопасности других государств – государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
• принцип равной и одинаковой безопасности – государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.
Круг отношений, которые регламентирует право международной безопасности:
а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;
б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;
в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.
2. Источники права международной безопасности.
Среди основных источников права международной безопасности выделяются следующие акты:
1. Устав ООН. Главная цель ООН – поддержание мира и безопасности и применение для этого коллективных мер (ст. 1).
2. Положения Устава ООН конкретизированы во многих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН – Декларация о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия 1972 г., Определение агрессии 1974 г., резолюции 1987–1994 гг. о создании всеобщей системы международного мира и безопасности.
3. Многосторонние и двусторонние договоры:
- договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана; Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии 1995 г.; Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке 1995 г.);
- договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1982 г.);
- договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.);
- договоры по борьбе с терроризмом: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и т.д.
3. Система коллективной безопасности: универсальная и региональная.
Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии.
Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида являются коллективной безопасностью, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.
Универсальная система коллективной безопасности является основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн. Устав ООН закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:
1) запрещение угрозы силой или ее применения – только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае вооруженного нападения;
2) мирное разрешение международных споров – любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
3) предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира – Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
4) использование региональных организаций безопасности – Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.
Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:
• участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
• участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
• участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
• участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
• о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
• новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.
Наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности:
1. Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России.
2. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности.
3. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года. Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
2. Договоры между СССР, Российской Федерацией и США по ограничению ракетно-ядерных вооружений
План
1. Договоры между СССР и США по ограничению ракетно-ядерных вооружений.
2. Договоры между Российской Федерацией и США по ограничению ракетно-ядерных вооружений.
1. Договоры между СССР и США по ограничению ракетно-ядерных вооружений.
26 мая 1972 г. в Москве президент США Ричард Никсон и генеральный секретарь ЦК КПСС СССР Леонид Брежнев подписали Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Документ ограничил количество баллистических ракет, пусковых установок сторон тем количеством, которое находилось на вооружении государств на тот момент. Соглашение вступило в силу 3 октября 1972 г. Срок действия составил 5 лет.
18 июня 1979 г. в Вене президентом США Джимми Картером и генсеком ЦК КПСС СССР Леонидом Брежневым был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Стороны обязались при вступлении в силу договора ограничить носители ядерного оружия количеством 2,4 тыс. единиц, а с 1981 г. иметь не более 2250 носителей и не строить новые шахтные пусковые установки ракет. Договор не был ратифицирован США, но стороны соблюдали его до конца 1986 г.
31 июля 1991 г. в Москве президенты СССР и США Михаил Горбачев и Джордж Буш-старший подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Стороны обязались иметь не более 1600 стратегических носителей, максимальное количество самих ядерных зарядов ограничивалось 6000. После распада СССР, в 1992 г. РФ, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали Лиссабонское соглашение, согласно которому лимиты СССР переходили к РФ, а другие страны бывшего СССР становились безъядерными. СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 г. 6 декабря 2001 г. Россия и США объявили о выполнении обязательств. Действовал до 5 декабря 2009 г. Документ мог неоднократно продлеваться, но было принято решение заключить вместо него новый документ (СНВ-3).
2. Договоры между Российской Федерацией и США по ограничению ракетно-ядерных вооружений.
3 января 1993 г. в Москве президенты РФ и США Борис Ельцин и Джордж Буш-старший подписали Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он предусматривал уменьшение к 2008 г. общего числа боеголовок у каждой из сторон до 3500 единиц, а также уничтожение межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями и тяжелых МБР. Документ не вступил в силу. Так как в 2002 г. США вышли из договора по ПРО от 1972 г., с которым был увязан СНВ-2, Россия заявила о выходе из СНВ-2 в июне 2002 г.
В марте 1997 г. в ходе консультаций в Хельсинки президенты РФ и США Борис Ельцин и Билл Клинтон договорились о начале работ по заключению следующего договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. В СНВ-3 версии 1997 г. планировалось установить "потолки" на уровне 2000-2500 стратегических ядерных боезарядов и, возможно, придать договору бессрочный характер. Переговоры по этому соглашению были безрезультатными.
24 мая 2002 г. в Москве президенты Владимир Путин и Джордж Буш-младший подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он установил максимальный уровень общего количества боезарядов в 1700-2200 единиц для каждой из сторон. Этих уровней они должны были достичь к концу 2012 г. Стороны сами определяли состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, а также график их сокращения. Документ вступил в силу 1 июня 2003 г. и прекратил действие 5 февраля 2011 г. Его заменил СНВ-3.
8 апреля 2010 г. в Праге президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой был подписан Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Документ предусматривает сокращение развернутых носителей ядерного оружия до 700 единиц; боезарядов на них до 1550 единиц; развернутых и неразвернутых носителей и пусковых установок до 800 единиц. Вступил в силу 5 февраля 2011 г. Рассчитан на 10 лет. Заменил СНВ-1 и СНП.
Лекция к модулю 2
Особенная часть. Темы 13-14
1. Территория в международном праве: понятие, виды
План
1. Понятие территория в международном праве.
2. Виды территорий в международном праве.
3. Государственная территория.
1. Понятие территория в международном праве.
Под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.
Правовой статус территорий определяется как нормами внутригосударственного права, так и международного права.
2. Виды территории в международном праве.
По правовому режиму территории в международном праве делятся на три типа:
1) государственная территория;
2) территории с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.
К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа, Антарктика, космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.
К территориям со смешанным режимом относятся:
1) прилежащая зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти районы находятся за пределами государственной территории в акватории Мирового океана. На них действуют нормы как международного права, так и внутренние нормы прибрежного государства.
Прилежащая зона – морской район, прилегающий к территориальному морю и совместно с ним имеет ширину не более 24 морских миль.
В Конвенции о континентальном шельфе от 1958 г. отмечено, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить разработку естественных богатств этих районов.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
2) Международные реки, международные проливы, международные проливы, а также острова, в отношении которых существуют специальные международные договоры: архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова.
3. Государственная территория.
Государственная территория – часть поверхности земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.
Государственную территорию образуют:
а) сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова);
б) водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам);
в) воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями);
г) недра (под сухопутной и водной территориями).
Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).
Правовой режим государственных территорий определяется, прежде всего, национальным законодательством каждого государства. Международные договоры устанавливают общие принципы определения внутренних вод и территориального моря, регулируют прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство.
Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.
2. Международно-правовой режим Антарктики
План
1. Понятие и состав Антарктики.
2. Договор об Антарктике.
1. Понятие и состав Антарктики.
Антарктикой называется обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий одну из частей света – материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками, островами и архипелагами островов, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
2. Договор об Антарктике.
Договор об Антарктике подписали 1 декабря 1959 года в Вашингтоне 12 государств, которые вели в Антарктике научные исследования (Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США). Вступил в силу 23 июня 1961 года.
В настоящее время его участниками являются 48 государств (28 консультативных сторон и 20 неконсультативных, которые приглашаются на совещания, но не участвуют в принятии решений). В числе консультативных сторон все официальные ядерные державы – США, Великобритания, Франция, Китай и Россия. Каждые 1-2 года в столицах стран-участниц документа проходят Консультативные совещания по договору. Штаб-квартира постоянного Секретариата находится в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Договор состоит из преамбулы, 14 статей и носит бессрочный характер. Он предусматривает демилитаризацию Антарктики. В соответствии с положениями Договора, в районе запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия, а также захоронение радиоактивных материалов. Контроль за выполнением этих положений осуществляют наземные и воздушные инспекции. Документ разрешает проведение научных исследований, которые не ставят под угрозу флору и фауну континента.
В 1964 - 1991 гг. участники Договора разработали положения о пяти видах охраняемых районов, включая Особо охраняемые районы. Их цель – сохранение уникальных и типичных образцов природных экологических систем районов Антарктики. Вход в особые районы без разрешения запрещен.
В Систему Договора об Антарктике входят:
• Протокол об охране окружающей среды (Мадридский протокол, подписан в 1991, вступил в силу в 1997). Предусматривает запрет на всякие разработки и добычу минеральных ресурсов в Антарктиде в течение 50-ти лет;
• Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (подписана в Лондоне в 1972, вступила в силу в 1978);
• Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, подписана в Канберре 20 мая 1980, вступила в силу в 1982). Комиссия АНТКОМ ведет мониторинг промысла, направляет научных наблюдателей на промысловые суда, проводит программы по вопросам экосистемного мониторинга и морских отбросов;
• Конвенция о режиме разведки и эксплуатации минеральных ресурсов Антарктики (подписана в 1988 году в Веллингтоне, не вступила в силу из-за отказа правительств Австралии и Франции ее ратифицировать);
• Международное соглашение об ответственности за загрязнение Антарктики (подписано 15 июня 2005 года в Стокгольме).
Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60 град. южной широты.
3. Международное морское право: понятие, принципы, институты
План
1. Понятие, субъекты, источники международного морского права.
2. Принципы международного морского права.
3. Институты международного морского права.
1. Понятие, субъекты, источники международного морского права.
Международное морское право представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих правовой статус и режим морских пространств, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.
Субъектами международного морского права являются:
• государства;
• международные организации и органы наделенные государствами определенными правомочиями в сфере действия международного морского права.
Источники международного морского права:
1) Общие: Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому нраву 1982 г. Основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву. Положениями Конвенции: определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов; зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод; введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами; усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана; разработана система мирного урегулирования международных споров.
2) Универсальные: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов 1972 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварии, приводящей к загрязнению нефтью, 1969 г.
3) Локальные: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в Северной части Тихого океана 1992 г.
4) Морские обычаи регулируют широкий круг морских отношений от правил международной морской вежливости, до обычаев, регулирующих экономические аспекты перевозок грузов морским транспортом.
2. Принципы международного морского права.
Принципы международного морского права являются весьма сложной системой взаимодействующих норм, обычаев и обыкновений, в том числе всего международного права, направленные на установление прав и обязанностей субъектов, создающих такие международные правовые явления.
Принципы международного морского права:
1) свободы открытого моря (ст.2 Конвенции об открытом море 1958г., ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.);
2) сохранения и рационального использования морских живых ресурсов;
3) свободы морских научных исследований (ст.87, 239, 246, 255 Конвенции ООН 1982 г.);
4) охраны морской среды (ст.192, 194 Конвенции ООН 1982 г.);
5) использование Мирового океана в мирных целях (преамбула, ст.19, 39, 54, 58, 88, 240 и 301 Конвенции ООН 1982г.).
3. Институты международного морского права.
Институт морского права можно определить как объективно обособившуюся внутри морского права совокупность взаимосвязанных юридических норм, объединенных общностью предмета и метода регулирования конкретного вида общественных отношений.
Конвенция ООН по морскому праву 1982г. предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:
1) территориальное море и прилежащая зона;
2) проливы, используемые для международного судоходства;
3) архипелажные воды;
4) исключительная экономическая зона;
5) континентальный шельф;
6) открытое море;
7) международный район морского дна.
4. Правовой статус территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря
План
1. Правовой статус территориального моря.
2. Правовой статус исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
3. Особенности правового статуса открытого моря.
1. Правовой статус территориального моря.
Территориальные воды (территориальное море) – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажный) водам государства.
Нормативно-правовая база: Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН по морскому нраву 1982 г.
Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря по своему национальному праву, т.к.территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница – это государственная граница прибрежного государства на море. Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним.
Территориальные воды, ширина которых составляет 12 морских миль, отсчитываются от береговой линии при наибольшем отливе моря или, если берег сильно изрезан, от базисных линий, проведенных через наиболее выступающие в море береговые пункты.
Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но для всех судов закрепляется право мирного прохода. Мирным называется такой проход, при котором, следуя безостановочно, иностранные суда не нарушают мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, иными словами, не совершают действий, которые могут быть квалифицированы как враждебные:
• угроза силой или ее применение;
• любые маневры или учения с оружием любого вида;
• сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
• подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;
• погрузка (выгрузка) товара, валюты, лиц вопреки правилам прибрежного государства;
• любая промысловая деятельность;
• проведение исследовательской и гидрографической деятельности;
• любая иная деятельность, не имеющая отношения к проходу.
Подлодки проходят территориальные воды в надводном положении с поднятым национальным флагом.
2. Правовой статус исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Континентальный шельф с геологической точки зрения – это подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.
Статья 77 Конвенции 1982 г. определяет суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе:
- разведку и разработку его природных ресурсов;
- создание искусственных островов и сооружений;
- проведение научных исследований на шельфе.
Все государства имеют право пользоваться правами, закрепленными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
В исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат права, которые определены Конвенцией 1982 г.:
– исключительное право на возведение искусственных островов, сооружений и установок в исключительной экономической зоне, а также исключительное право разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование названных сооружений;
– юрисдикция в отношении морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды. Это означает, что прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, вызванного, например, захоронением либо сбросом с судов. Однако такие законы и правила должны соответствовать общепринятым международным нормам и стандартам.
Особые права принадлежат прибрежному государству в отношении живых ресурсов. Другие государства могут осуществлять какую-либо деятельность, связанную с живыми ресурсами, только при получении соответствующего согласия или разрешения прибрежного государства. В частности, рыболовство в исключительной экономической зоне осуществляется, как правило, на основе договоров, заключаемых с прибрежным государством.
3. Особенности правового статуса открытого моря.
Открытое море – это пространство, находящееся за пределами территориального моря, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства.
В основе правового режима данного пространства лежит принцип свободы открытого моря. Тем не менее свобода имеет ограничения использования открытого моря. Так, например, исходя из принципа неприменения силы и угрозы силой, открытое море должно использоваться исключительно в мирных целях. В целом же принцип свободы открытого моря предусматривает возможность его использования как прибрежными государствами, так не имеющими выхода к морю. Так, открытое море используется для свободы судоходства как торгового, так и военного мореплавания.
Режим свободы открытого моря также предполагает:
• свободу полетов гражданских и военных летательных аппаратов,
• свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов,
• свободу возводить искусственные острова и сооружения,
• свободу рыболовства, свободу научных исследований.