Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4
4.1 ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ
Стресс занимает особое место среди состояний человека, т.к. отличается устойчивостью, длительностью и разнообразием причин возникновения. Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Он определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.
Почему неспецифический? В ответ на различные предъявляемые требования (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.) в организме возникают как специфические каждому стрессору эффекты, так и неспецифическое реагирование. Г. Селье назвал это адаптационным синдромом или необходимостью осуществить приспособительную функцию организма и тем самым восстановить нормальное состояние. Приспособительная функция не зависит от специфичности воздействия.
Для возникновения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Сегодня можно говорить о точных количественных биохимических измерениях неспецифических реакций, они оказались одинаковыми для всех видов воздействий. Сущность стресса состоит в том, что возникает интенсивная потребность в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования.
Стресс имеет свои положительные и отрицательные стороны. О «двуликости» стресса говорят, поскольку это одновременно и жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, и в то же время причина страданий человека, его болезней и переживаний.
Итак, где действует стрессор, начинает наблюдаться общий адаптационный синдром (ОАС), в котором Г. Селье который выделяет 3 фазы:
• тревога, во время которой организм готовится к встрече с новой ситуацией;
• сопротивление, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;
• истощение, когда резервы организма значительно сокращаются.
Одни и те же стрессогенные обстоятельства могут вызвать у людей различные реакции. Существуют факторы, которые тормозят или усиливают проявление стрессового состояния. Это наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, актуальное состояние и др.
Нет смысла избегать стресса. Есть смысл относиться к нему с должным уважением и пониманием. Тем более, что, говоря о стрессе, люди обычно имеют в виду чрезмерный стресс1 – дистресс2, когда человек переживает горе, страдание, утрату. Мы забываем о том, что стресс может оказывать и положительное воздействие на организм. В таком случае говорят об эустрессе.
4.2 СТРЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Мы позволим выделить следующие группы стрессоров и вызываемых ими состояний в деятельности сестринского персонала.
1. Стрессоры, вызываемые условиями сестринского труда: постоянный эмоциональный контакт с большим количеством людей, нуждающихся в помощи; постоянный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фантомной); материальные затруднения; монотонная работа; отсутствие стимулов для качественной работы; нереализуемые профессиональные знания и умения; перегрузки; сменная работа.
2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам: боязнь администрации, дефицит психологических знаний, отсутствие навыков управлять собой, ошибка в выборе профессии, «сгорание» на работе, чувство высокой ответственности за результаты работы, когнитивный диссонанс (найти определения – спрошу!!!!).
3. Стрессоры, провоцируемые администрацией медицинской организации: аттестация, сертификация; контроль извне; конфликты с администрацией; критика со стороны администрации.
4. Стрессоры при общении с пациентами, их родственниками, студентами.
5. Стрессоры при общении с коллегами: одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» коллективом; психологическая несовместимость; безотчетная неприязнь; наличие группировок; критика со стороны коллег.
Стрессовые состояния:
1. Психические: гневные самовыражения в словах, поступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; озлобленность против пациентов, коллег, администрации; когнитивная ригидность; фрустрация (найти определения – спрошу!!!!)
2. Нравственно-психические: озлобленность, проявляемая в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое в поведении и отношениях; чувство неопределенности; чувство неустроенности в обществе; утрата интереса к работе.
3. Стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; навязчивые мысли о суициде; недомогание; потеря сна; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость, сопровождающаяся потерей самообладания.
Способы изменения ситуации:
1. Изменение среды:
• общение с приятными людьми;
• общение с домашними животными;
• фитоконтакты;
• погружение в среду, которая помогает нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, театр, музыка, природа;
• пребывание в эмоционально воздействующей среде: тюрьма, дом ребенка, дом престарелых, церковь, соревнования;
• путешествие;
• разговор о стрессе с коллегами и неколлегами;
• робинзонада в одиночку, с коллегами, с незнакомыми людьми;
• смена отделения, ЛПУ, профессии;
• смена места жительства.
2. Антистрессовые средства:
• универсальное антистрессовое средство – движение;
• дыхательная гимнастика;
• гимнастика;
• исповедь перед родителями;
• молитва;
• хатха-йога;
• мысленное перевоплощение в других;
• сексуальные отношения; методика «исцеляющих настроев» Г.Н. Сытина;
• организованный протест против действий виновников стресса;
• успокаивающие процедуры: водные, тактильные;
• хобби щадящего характера.
3. Средства вытесняющего воздействия: императив слез (найти определения – спрошу!!!!); физические нагрузки, домашние дела; чтение комиксов, религиозной литературы; устройство на работу по совместительству.
4. Коррекция своего поведения: избегание изоляции от окружающих или наоборот; избегающее поведение (обход стрессов, уход от них); переход на жесткий ритм труда и отдыха или сбой ритма жизнедеятельности; смена стиля отношений с коллегами.
5. Самокорректировка личности: внутренние диалоги с собой и партнерами по стрессовым темам; исповедь перед собой; самовнушение; самообразование; получение другого образования.
6. Использование медикаментозных средств: использование психотропных препаратов; принятие успокаивающих доз алкоголя; консультации психотерапевта, психолога; посещение кабинета релаксации.
В.Л. Бакштанский и О.И. Жданов предлагают свод правил повседневной жизни по стресс-менеджменту, позволяющий каждому человеку преодолевать трудные ситуации. Приведем некоторые из них.
• Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Если вы будете раньше вставать, то избежите раздражения с раннего утра.
• Не полагайтесь на свою память: заведите ежедневник. Таким образом, у вас не будет постоянно беспокоящего чувства, как будто вы что-то забыли.
• Не откладывайте на следующий день то, что можно сделать сегодня.
• Не примиряйтесь с тем, что плохо работает – отремонтируйте часы, клавиатуру и т.д. или купите новые.
• Ослабьте ваши стандарты: не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо.
• Будьте более гибкими. Считайте ваши удачи! Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся и тревожатся.
• Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и делайте несколько глубоких вдохов и выдохов, если заметили, что это случилось с вами.
• Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом и рабочее место так, чтобы вы могли всегда найти вещи, которые ищите.
• Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Делайте выходные дни как можно более разнообразными. Высыпайтесь.
• Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательств обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.
4.3 СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
Этот синдром может развиться у медицинских сестер в результате длительно воздействующих стрессов.
Термин «профессиональное выгорание» был введен американским психологом H.J. Freudenberger в 1974 г. для характеристики психологического состояния людей, находящихся в интенсивном профессиональном общении в эмоционально насыщенной атмосфере. Его приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, фанатично преданные своему делу.
По наблюдениям C. Maslach, профессора Калифорнийского университета, у многих профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно уменьшается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Через какое-то время они начинают понимать, что просто не могут выполнять те обязательства, которых требует специфика их работы. И тогда люди говорят об эмоциональном истощении: «У меня не осталось никаких чувств ... мне нечего отдавать ... я истощен ... я выгорел». Исследования C. Maslach показывают, что «выгорание» является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия (приложение).
V. Moss определяет профессиональное выгорание как синдром умственного, физического и духовного истощения, характеризующийся усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, целей.
Профессиональное выгорание не наступает внезапно. Оно подобно слабокипящему горшку, оставленному закрытым и в итоге выкипающим наружу; или тлеющему угольку, который, если не обращать на него внимание, приведет к пожару.
А. Cullen выделяет три стадии профессионального выгорания сестринского персонала:
Стадия первая – тревога. Человек больше не способен функционировать на необходимом уровне. Для поддержания репутации он использует механизмы защиты, например: «Что хорошего дома? Мне больше нравится на работе». Использование этих механизмов иногда помогает, но ежедневное их применение –признак того, что человек делает что-то не так.
Стадия вторая – сопротивление. Основные характеристики этой стадии – цинизм, непреклонность, строгость. Человек концентрируется на правилах и инструкциях и непреклонен в отстаивании своих позиций. Он становится замкнутым и изолированным от других (это поведение может оставаться незамеченным, потому что подобные взаимоотношения могут отталкивать других сотрудников). Если медсестра, с которой вы обычно проводили много внерабочего времени вместе, неожиданно прекращает общаться с вами, это может быть сигналом профессионального выгорания.
Стадия третья – истощение. A. Cullen оценивает эту стадию как конечную. Человек может быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, с другой стороны, очень злым и жестоким. На этой стадии человеку требуется внимание и забота, однако в действительности, и в основном уже в экстремальных случаях используются меры дисциплинарного характера. Наилучшая альтернатива – консультация специалиста.
Существует много факторов, влияющих на развитие выгорания сестринского персонала. L. Phipps относит к группе наибольшего риска работу в отделениях неотложной терапии и выделяет следующие факторы: дефицит времени; работа в атмосфере, перегруженной сенсорными стимулами; необходимость принимать решения, касающиеся очередности оказания помощи; проблемы во взаимоотношениях с врачами.
Также существуют факторы, которые влияют на развитие выгорания вне зависимости от того, где работает сестринский персонал. J. Meissner считает, что наихудший враг медсестры – другая медсестра. Медсестры совершают своего рода геноцид, когда имеют дело с новыми и/или молодыми медсестрами. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию до конца скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая медсестра, другие сотрудники сразу же забывают, как когда-то они были «новенькими». Они предъявляют к новым сотрудникам нереалистические ожидания. К сожалению, вновь поступившие на работу медсестры не осознают, что имеют дело с сотрудниками, которые их «сжигают».
Приложение
МОЖНО ЛИ СПРАВИТСЯ С ВЫГОРАНИЕМ?
C. Maslach считает, что выгорание проявляется как специфический вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам. Она полагает, что источник этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях. Распространенность выгорания и количество профессионалов, подверженных этому синдрому, предполагает, что анализ "плохих" ситуаций, в которых работают многие хорошие люди, более эффективен, чем попытки найти "плохих" людей, работающих в учреждении.
В качестве выхода предлагается:
• методику рационализации; в качестве примера может быть психологическое отстранение от оскорбляющего клиента и создание умозаключения, что человек подвержен бреду, и его слова не направлены непосредственно на профессионала;
• создание физической дистанции – профессионалы могут находиться немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят им в глаза; они придерживают дверь за ручку, неявно сигнализируя о быстротечности беседы;
• беседы на общие темы; с точки зрения клиента, это общение может проходить как общение индивидуальности с индивидуальностью, но для профессионала это стандартный ответ, который требует гораздо меньше личностных ресурсов;
• использование коротких перерывов, когда ситуация заходит в тупик: уход из кабинета под предлогом получения карточки клиента; счет до 10 в момент спада в разговоре для того, чтобы собраться с мыслями и направить беседу в нужное русло; просьба: "Хорошо, позвольте мне подумать...";
• разделение между домом и работой; возвращение на работу, сверхурочная работа, работа дома, рабочие вечера и выходные, срочные вызовы - все это сигналы беды; для снижения семейных конфликтов – перестать думать о работе прежде, чем человек доберется домой; иногда это могут быть физические упражнения, уединение в парке или в горячей ванне, чтобы поразмышлять;
• внедрение программ обучения коммуникационным навыкам.
___________________________
Maslach, C. (1978, Spring). Job burn-out: How people cope. Public Welfare, 36, 56-58.
L. Schwab считает ведущим фактором предотвращения выгорания индивидуальную выносливость. Он замечает, что выносливость включает в себя три составляющие:
• умение держать ситуацию под контролем;
• умение сдерживаться;
• умение воспринимать происходящие изменения как требующую решения сложную задачу и возможность приобретения нового опыта.
Выносливость защищает от напряжения двумя способами: путем изменения восприятия стрессовой ситуации и путем использования эффективных копинг3-механизмов.
Копинг-механизмы могут быть классифицированы как адаптивные и неадаптивные в зависимости от их способности уменьшать эмоциональные и физические эффекты стресса.
Адаптивные копинг-механизмы:
• обсуждение своих чувств с коллегами-медсестрами, а также со старшими медсестрами и консультантами;
• контроль чувств и эмоций;
• чувство ответственности за свои действия;
• самоуважение и уважение других, чувство собственного достоинства.
Неадаптивные копинг-механизмы: увеличение потребления кофеина, курение, переедание, прогулы, употребление алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов; а также любое другое действие, которое будет либо гасить отрицательные эмоции, либо будет направлено на уход от проблемы. Неадаптивные (неэкологичные) методы могут помочь снять напряжение на какое-то время, но оборачиваются другими проблемами – болезнями, лишним весом, зависимостью и т.д.