Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2 курс 2 семестр
Лекция 3. Понятие о развивающей
предметно-пространственной среде
Вернуться в раздел Создание безопа... !
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сферах
жизни. ФГОС дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом
ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно- пространственная среда
дошкольного образовательного учреждения. Средой развития ребенка является комплекс материальнотехнических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий,
обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны
удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность,
охрану жизни и здоровья. Комфортная развивающая среда обеспечивает различные виды активности
(умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности,
условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника, это является
своеобразной формой самообразования маленького ребенка. Особую роль предметно-развивающей
среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А.
Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Исследования последних лет со
всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни,
складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того,
что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних
помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как
необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Проблемой преобразования
материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе
принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как
Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова Л.П.Стрелкова, и др. На протяжении
многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе,
благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов
придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования определяют требования к
предметно-развивающей среде образовательного учреждения, которые включают принципы:
информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и
трансформируемости.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной Организации, позволяет
ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. К настоящему времени в
отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников
на основе создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, который во многом
предопределил подходы к решению данной проблемы. Развивающая среда - это определенным
образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее
обучение и воспитание. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее
в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его
индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет
решения следующих задач:
– создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
– предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах
жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и
способности;
– ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
– активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка,
проявления и развития его индивидуальности;
–
ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Цель создания комфортной развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном
образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности:
витальные, социальные, духовные. Составная часть ФГОС дошкольного образования –
государственные требования к развивающей предметно-пространственной среде будут рассмотрены
ниже. Отметим, что эти требования разработаны с учётом лучших традиций нашей образовательной
системы. Существует концепция развивающей среды В. А. Петровского, в которой рассматриваются
подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и
ребенка. Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, позиции при
взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности;
комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных
элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных
различий детей. В теории также представлена концепция С.Л. Новоселовой, которая основывается на
деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о
предметном характере деятельности. В основе этих рекомендаций – анализ сущности предметной
деятельности, ее особенностей и значения для психического и личностного развития ребенка.
Оснащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ формируется в прямой зависимости от
содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая
предметно-пространственная среда, по мнению С. Новоселовой, - это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического
развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения
разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды являются
архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и
спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами
игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения
и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое
оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей
предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным
принципам: -принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры,
игрового материала, места и времени игры; -принцип универсальности позволяет детям и
воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее
содержанием и перспективами развития; -принцип системности представлен сомасштабностью
отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое
поле. Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:
- интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников
ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;
- физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
- игрового развития;
-экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все
многообразие и неповторимость естественных природных форм;
-компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации
познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей
принимать решение.
Обе концепции взаимодополняют друг друга. В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой –
содержательный. Развивающая предметно-пространственная среда строится с целью предоставления
детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей. При создании комфортной
среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей,
которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических
особенностей. Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-
педагогических требований должна отвечать заботе о ребенке, эмоциональном благополучии и
создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться
не только с детьми одного возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом,
который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность
развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста,
представителями разных профессий, семьи.
На основании данных концепций, необходимо учитывать ряд требований:
- в среде должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с
учетом особенностей развития детей в данном возрасте;
-тематика должна быть разнообразной, весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с
многообразием игрового и дидактического материалов;
-в групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но новые компоненты;
-среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:
-для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной
и др.) которые реализуются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих
игр и занятий;
-для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и
возможностей.
Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений
должно:
-быть рационально – логичным и удобным для детей (библиотечку, настольно–печатные игры уместно
сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик,
живые растения – интеллектуальный отдых);
-отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
Так, для детей 3-го года жизни, это освобождённое достаточно большое пространство для двигательной
деятельности, где они смогут удовлетворить потребность в активном движении – катании, лазании,
играх с ручными двигателями. В группе детей 4 - го года жизни – широко развёрнутый центр сюжетноролевых игр, включающий орудийные атрибуты.
У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляются потребности в игре со сверстниками,
особенность уединяться, создавать свой мир игры, в укромных уголках:
- уютные красивые дворцы, военные крепости, и др. сооружения;
- включать не только стационарную, но и мобильную мебель (« открытые ширмы», игровые столики со
множеством отверстий);
-расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать
требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно
перемещаться в пространстве;
-отвечать санитарно – гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование
должно быть соразмерно росту ребёнка, должен соблюдаться световой режим в центрах
изодеятельности, литературном и т.д.).
Оформление предметно – развивающей среды должны отвечать требованиям эстетики, привлекать
внимание детей, побуждать к активному действию в ней. Во всех возрастных группах должно быть
уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении, подиумы с мягкими
игрушками, с которыми можно обнявшись полежать, лёгкие воздушные беседки из прозрачной ткани
или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы и т.д.
Начиная с 3-х лет у ребёнка в группе должно быть «неприкосновенное место», где бы он мог хранить
своё личное имущество: « драгоценное» украшение, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы,
болтики, значки, подарки от воспитателей, принесённые из дома игрушки, и пр.
Все центры (игровые зоны, поля) должны быть наполнены развивающим содержанием,
соответствующим:
-программным требованиям, задачам воспитания и обучения;
-возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка;
- гендерным интересам мальчиков и девочек.
В комфортной развивающей среде должны быть созданы условия для развития психических процессов:
восприятия, памяти, внимания, и т.д. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей
силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие,
способствует раннему проявлению разносторонних способностей. В общем, обогащенное развитие - это
развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее
высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под
воздействием развивающей среды. Таким образом, комфортная предметно-пространственная среда
развития – это организация пространства, использование оборудования и другого оснащения в
соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.
Последнее изменение: Вторник, 10 Январь 2017, 23:17
Лекция 2. Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО
Лекция 4. Требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной
среде ▶︎
Вернуться в раздел Создание безопа... !