Понятие о методах воспитания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
лекция «Методы воспитания»
Понятие о методах воспитания
В педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Иногда методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся
• различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.),
• совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Рассмотрим подробнее классификацию общих методов воспитания. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
• методы формирования сознания личности
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
Методы формирования сознания личности – методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности.
Условия эффективности: опора на личный опыт воспитанников, на практическую коллективную деятельность; создание эмоционального подкрепления, активизация восприятия, учет уровня воспитанности детей и коллектива, незаконченность формулировок, понятий, суждений (эффект Зейгарник)
Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.
К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности. (10 минут В начальных классах и 30 минут в старших).
Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
Беседа - вопросно-ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок.
Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.
При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отравное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения решение обсуждаемой проблемы.
Лекция – последовательное изложение системы нравственных идей, их доказательство и иллюстрирование. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, незаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя определяют идейное и эмоциональное воздействие лекций.
Дискуссия - ситуация познавательного спора, при их умелой организации, привлекает внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время дискуссии могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии - наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.
В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.
В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни?
Откуда берутся равнодушные? Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость?»
Конференция – метод коллективного обсуждения книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм и формирования определенного к ним отношения, но может рассматриваться как форма организации воспитательного процесса.
Пример – метод формирования сознания личности, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности.
Методы организации деятельности и опыта поведения – пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.
условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности, организация деятельности на основе образца, опора на успех и общественное мнение.
метод воспитывающих ситуаций – способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. (Ученик ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из нескольких вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю», обмануть)
поручение – передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него: продуктивный метод выработки определенный деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности.
приучение – разновидность упражнений, которые проводятся интенсивно, когда надо быстро выработать необходимый навык или привычку. Нередко приучение связано с принуждением и категорическим прямым требованием. По А.С. Макаренко отсутствие режима не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже режим, тем лучше формируется поведенческий стереотип.
упражнение – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.
Методы стимулирования деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Условия эффективности: учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей воспитанника, опора на общественное мнение, точная эмоциональная направленность, правильная дозировка.
«Взрыв» - метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, а затем необходимо резкой и неожиданной мерой «взорвать», сломать, преодолеть его ложную позицию. Успешное применение этого метода, введенного А.С. Макаренко, возможно при поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней педагогической осторожности (чтобы не причинить вред воспитаннику) пример с хлебом, пример с сожжением одежды.
Метод естественных последствий – метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать очевидные обеим сторонам последствия поступка, не давая при этом никаких оценок. Ж.Ж. Руссо предлагал ребенку из озорства разбившему стакан, пить из жестяной кружки
Школьники не выполнили дом. задание, учитель «Дом. задание сегодня увеличится вдвое».
Соревнование – метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими. Способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Соревнование опирается на естественную склонность человека к лидерству, соперничеству, самоутверждению. Виды соревнований: конкурсы, викторины, фестивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки и т.п. Важно не превращать метод соревнования в аналог передачи «Слабое звено». Иногда достойно проиграть означает моральную победу.
Требование – педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Приемы: прямое требование(приказ, запрет, указание, инструкция), косвенное требование (совет, доверие, недоверие, просьба, намек, условие), опосредованное требование – через коллектив.
Поощрение – метод воспитания, направленный на стимулирование положительных проявлений личности, с помощью положительной оценки его поступков, порождения чувства удовольствия и радости о сознания признания усилий и стараний личности.
ПРИЕМЫ ПООЩРЕНИЯ
• одобрение – короткий положительный отзыв, производится вербальными и невербальными средствами (совершенно с Вами согласен + кивок головой)
• похвала – развернутое, аргументируемое одобрение, осуществляется вербально (Посмотрите, как хорошо, что мальчики повесили занавески. Теперь в классе намного уютнее, да и солнце никому не мешает работать)
• материальная форма поощрения – опредмеченные похвала и одобрение. Это: призы, сувениры, грамоты, подарки. Обязательно подкрепляется речевым обращением.
• благодарность
• проявление доверия и восхищения
• забота и внимание
• прощение за проступок
• присвоение звания
Наказание – метод стимулирования, способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки и ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния
ПРИЕМЫ НАКАЗАНИЯ
• неодобрение - противоположно одобрению.
• замечание
• лишение удовольствия
• выговор
• осуждение
• возмущение
• упрек или намек
• ироническая шутка
• отстранение от важного дела
• моральное исключение из общественной повседневной жизни (игнорирование)
Принуждение – метод воспитания, выражающийся в запретах на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому поведению.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение.