Понятие молодежной политики. Предпосылки формирования и осуществления молодежной политики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №1
Понятие молодежной политики.
Предпосылки формирования и осуществления молодежной политики
Понятие молодежной политики
Политика – отношения по поводу власти. Такие отношения могут быть разделены на две группы:
1) борьба за власть;
2) осуществление власти, реализация властных функций, полномочий.
Политическая сила, обладающая властью, помимо других функций осуществляет в отношении населения, социальных групп, отдельных граждан социальную политику, которая может носить различный характер.
Если понимать политику, как отношение только лишь по поводу политической власти1, то основным субъектом выработки и реализации такой политики в целом и любого из ее частных направлений (например: социальной политики, молодежной политики) является государство, а само понятие «политика» равнозначно понятию «государственная политика».
Однако, если толковать понятие «власть» расширительно, как возможность подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей, уместно говорить также о других субъектах и типах политики. С этих позиций можно говорить о государственной политике (вырабатываемой государством, реализуемой государством и негосударственными субъектами) и негосударственной (вырабатываемой и реализуемой негосударственными субъектами). Государственная политика строится на принципах соблюдения правых норм.
Политику, вырабатываемую и реализуемую негосударственными субъектами можно подразделить на легальную и криминальную. Негосударственные субъекты могут участвовать в реализации государственной политики, но также могут вырабатывать и осуществлять собственную, негосударственную политику. Криминальная политика строится на противоправной основе и всегда носит негосударственный характер.
Политика в отношении молодежи (молодежная политика) является одним из частных видов (направлений) политики.
Молодежная политика в общем виде можно определить как деятельность государства, политических партий, общественных объединений, других субъектов общественных отношений, целью которой является воздействие на социальное развитие и социальную защиту молодежи2.
Как и политику вообще, а также любое из ее частных направлений, молодежную политику можно подразделить на государственную (вырабатываемую государством, реализуемую государством и негосударственными субъектами) и негосударственную (вырабатываемую и реализуемую негосударственными субъектами).
Предпосылки формирования и осуществления молодежной политики
Необходимыми и важнейшими предпосылками формирования и осуществления молодежной политики являются:
1. Наличие субъектов (объектов) выработки и осуществления молодежной политики.
2. Существование и действие факторов и движущих сил формирования и осуществления молодежной политики.
Субъекты (объекты) формирования и осуществления молодежной политики
Субъекты, разрабатывающие и реализующие молодежную политику:
Государство:
• Президент РФ
• Федеральное собрание РФ
• Правительство РФ и профильные министерства
• органы судебной системы РФ
• органы власти субъектов РФ
• органы местного самоуправления
• государственные некоммерческие организации (ГНКО): государственные компании, корпорации, учреждения (казенные, бюджетные, автономные)
Негосударственные субъекты:
• инициативные группы
• некоммерческие организации (НКО):
• общественные организации, объединения (политические партии, общественные движения, профессиональные союзы, объединения работодателей и др.)
• благотворительные организации, фонды
• религиозные организации
• потребительские кооперативы (жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, кредитные и др.)
• общества, клубы взаимного страхования
• кондоминиум, товарищество собственников жилья (ТСЖ)
• некоммерческие партнерства
• др.
• работодатели:
• коммерческие организации (хозяйственные товарищества, общества, партнерства, унитарные предприятия, производственные кооперативы)
• индивидуальные предприниматели
• НКО
• неформальные сообщества (группы по интересам, криминальный группировки, деструктивные секты и др.)
• семьи (детско-родительские / опекунские, матримониальные, смешанные)
• физические лица.
Субъекты (объекты), в отношении которых реализуется молодежная политика:
• молодежь (как социально-демографическая группа)
• подгруппы (категории) молодежи
• представители (отдельные лица из числа молодёжи)
• молодые семьи
• молодежные сообщества, объединения, организации
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р) молодежь определена как социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
В структуре молодежи как социально-демографической группы могут быть выделены подгруппы (категории) по следующим основным критериям:
• возраста (14–18 лет – несовершеннолетние, 18–30/35/более лет – совершеннолетние представители молодежи)
• пола
• места жительства / пребывания (проживающие в конкретном субъекте РФ, городские, сельские жители)
• семейного положения (члены родительской, опекунской либо матримониальной семьи, находящиеся на государственном попечении)
• наличия детей (бездетные, имеющие/содержащие детей)
• основного вида деятельности, рода занятий (обучающиеся, осуществляющие трудовую, предпринимательскую деятельность, ведущие домашнее хозяйство, осуществляющие уход за детьми и их воспитание, ищущие работу, занимающиеся общественная / социально значимой, политической, досуговой деятельностью, находящиеся на иждивении и др.)
• состояния здоровья (здоровые, имеющие хронические заболевания, инвалиды).
Важно отметить, что представители молодежи в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории детей, что означает, в частности, что в них реализуется политика (государственная и негосударственная) в отношении детей.
В Российской Федерации в 2014 году проживало более 34 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет включительно, что составило около 24% численности населения страны.
Тревожными факторами являлась и продолжает оставаться диспропорция расселения граждан по территории страны, сокращение числа молодых работников, потенциальных молодых матерей и молодых семей. Наибольшая абсолютная численность молодёжи в возрасте 14-30 лет (более 1 млн чел.) проживала в 2014 году в Москве - 2 305 тыс. чел., Республике Башкортостан - 1 690 тыс. чел., Краснодарском крае - 1 225,7 тыс. чел. Наименьшая абсолютная численность молодёжи в возрасте 14-30 лет (менее 100 тыс. чел.) проживала в 2014 году в Чукотском автономном округе - 12,9 тыс. чел., Магаданской области - 38,6 тыс. чел., Республике Алтай - 51,9 тыс. чел.
Российская молодёжь концентрируется в городах. Так, в 2014 году численность молодёжи в городах России составила 27,4 млн чел., а в сельской местности - 7,1 млн чел.
Доля молодёжи в структуре населения Российской Федерации имеет существенные региональные отличия. Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, наибольшая доля молодёжи в возрасте 14-30 лет по отношению к общей численности населения в субъекте Российской Федерации (не менее 30%) проживала в 2014 году в следующих регионах: Республика Башкортостан - 41,9%, Республика Дагестан - 32,7%, Чеченская Республика - 31%, Республика Калмыкия - 30%. Наименьшая доля молодёжи в 2014 году (менее 22%) проживала в Пензенской области - 21%, Владимирской области - 21,2%; Курганской области - 21,8%; Москве - 21,8%.
Численность молодёжи в Российской Федерации с 2010 по 2014 гг. сократилась почти на 3 млн. чел., а по прогнозам к 2025 году общая численность молодёжи может сократиться до 25 млн. чел.
В по прогнозам, в ближайшие 17 лет численность трудоспособного населения может сократиться на 16 млн. чел. Прогнозируемая численность молодёжи, вступающей в трудоспособный возраст в 2006-2025 гг., возместит убыль рабочей силы только наполовину.
В структуре молодёжной рождаемости в России в 2014 г. преобладали матери в возрасте 25-29 лет - на них приходилось 55% рождений. На матерей более младших возрастов: 20-24 года - приходилось 37% родившихся детей.
Еще одним субъектом (объектом), в отношении которого осуществляется молодежная политика, выступает молодая семья. Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года молодой семьей является семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).
К отдельной группе субъектов (объектов) выработки и реализации молодежной политики относятся молодежные сообщества, объединения, организации. В целом их можно подразделить на три большие группы:
• политические молодежные объединения/организации (молодежные отделения политических партий; внепартийные политические молодежные объединения/организации);
• неполитические объединения/организации молодежи (всероссийские и региональные общественные неполитические объединения молодежи, общественные объединения людей с ограниченными возможностями здоровья, молодежные банки, молодежные правозащитные объединения, экологические молодежные объединения, молодежные объединения обучающихся, в т.ч. профсоюзные организации обучающихся, религиозные молодежные объединения);
• неформальные молодежные сообщества (группы по интересам, криминальный группировки).
Факторы и движущие силы формирования и осуществления молодежной политики
Основными факторами формирования и осуществления молодежной политики являются:
• потребности, интересы, мотивы отдельных личностей (представителей молодежи и других возрастных категорий), сообществ, социальных институтов;
• возможности (условия) реализации потребностей, интересов и мотивов.
Потребность - состояние индивида/личности (сообщества, социального института), создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность реализуется в процессе ее удовлетворения, активного освоения предмета потребности, в процессе потребления. До реализации потребности она существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает.
Категория «потребности» конкретизируется в понятиях «субъекта потребностей» и «объекта потребностей».
В качестве субъектов потребностей, являющихся факторами формирования и осуществления молодежной политики, могут выступать как отдельные личности - представителей молодежи и других возрастных категорий, так и сообщества, социальные институты (органы государственной власти, организации).
Объекты потребности. Материальные потребности: в пище, одежде, жилье и др. (их удовлетворение связано с потреблением благ материального, вещественного характера). Духовные потребности: в общении, информации, знаниях, признании обществом и др.
Потребности являются основой формирования интересов индивидов и социальных групп. Интерес вызывается чем-либо (кем-либо), что (кто) возбуждает и удерживает наше внимание в силу того, что имеет позитивное или негативное значение для наших теоретических или практических потребностей. Собственно, интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс (чувство), характеризующийся повышенным вниманием к объекту, связанному (или связываемому в представлениях личности, мнениях людей) с удовлетворением некоторой потребности или потребностей.
В зависимости от предмета интереса говорят об интересах:
• материальных и духовных;
• общественных, групповых и личных;
• экономических, политических, научных, художественных;
• и др.
Потребности и интересы могут становиться основой формирования мотивов. Мотив - желание, стремление, побуждение к совершению действия (действий), направленному на удовлетворение потребности (потребностей).
Принадлежность к той или иной подгруппе (подгруппам) молодежи, молодежной организации обусловливают специфический комплекс потребностей, интересов, мотивов представителей молодежи, с одной стороны, и возможностей (условий) их реализации, с другой. Так, например, представители учащейся молодежи как правило заинтересованы в получении образования, обеспечивающего возможность последующего трудоустройства на хорошо оплачиваемую работу. Для этого необходимо, чтобы молодежи была доступна возможность получения соответствующего образования. Безработные из числа молодежи, молодые семьи, молодежные организации нуждаются в поддержке, что предполагает разработку и реализацию соответствующих мер прежде всего со стороны государства и его институтов.
В свою очередь, представители других возрастных групп населения, а также не являющиеся молодежными сообщества и социальные институты имеют определенные потребности, интересы и мотивы, направленные на представителей молодежи, молодежные сообщества, организации. Их удовлетворение и реализация также требуют выполнения определенного множества условий. Так, например, многие родители заинтересованы в том, чтобы их дети добросовестно учились, смогли трудоустроиться на хорошо оплачиваемую работу и были готовы помогать родителям по достижении ими нетрудоспособности. Государство заинтересовано в формировании у представителей молодежи в процессе социализации необходимого для устойчивого развития общества уровня гражданской культуры, а также в достижении ими достаточного для решения задач развития национальной экономики уровня профессиональной подготовки. Все это требует, помимо прочего, чтобы молодежи была доступна возможность получения соответствующего образования, а также создание условий для поддержания представителями молодежи необходимого уровня физического и психического здоровья.
Движущими силами формирования и осуществления молодежной политики выступают противоречия между потребностями, интересами, мотивами субъектов, с одной стороны, и ограниченными возможностями (условиями) их удовлетворения/реализации или отсутствием таких возможностей (условий), с другой. Т.к. отказ от удовлетворения/реализации потребностей, интересов и/или мотивов сторон часто невозможен в силу того, что многие из них имеют объективную природу, во многих случаях приходится идти по пути создания условий и поиска приемлемых форм их удовлетворения/реализации.
Рассмотрим некоторые противоречия, характерные для периода, предшествовавшего принятию ключевого документа, определяющего вектор реализуемой в настоящее время и планируемой к осуществлению государственной молодежной политики - Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р).
Ключевым индикатором в экономическом, оборонном, трудовом и культурном потенциале общества является состояние здоровья молодёжи. При этом логично предположить, что молодёжь должна быть наиболее здоровой категорией населения страны. Однако в период, предшествовавший принятию Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, именно в студенческие годы наблюдался высокий темп роста практически всех классов заболеваний. По данным медико-социальных исследований у 80-85% студентов отмечались нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имели серьёзные хронические заболевания, препятствующие полноценной, активной жизни человека. Представляется очевидным, что общество, государство, родственники заинтересованы в том, чтобы обучающиеся сохраняли и укрепляли здоровье, однако приходится констатировать, что создаваемые для этого условия в тот период не обеспечивали ожидаемый результат.
Высокая смертность представителей молодежи наряду с отмечавшимся в рассматриваемый период снижением рождаемости обусловливало продолжение тенденции снижения численности молодежи. При этом структура смертности молодёжи существенно отличалась от структуры общей смертности в России. Если в структуре смертности населения страны в 2014 г. на первом месте со значительным отрывом доминировали болезни системы кровообращения (60%), то среди молодёжи на первом месте стояла проблема внешних причин смертности (травмирующие факторы, отравления и др.). Серьезное влияние в России на рост смертности молодых людей оказывал алкоголь. На втором месте по причинам смерти среди молодёжи стояли болезни системы кровообращения. На третьем - инфекционные и паразитарные заболевания. Далее следовали - новообразования. На пятом месте - болезни органов пищеварения. На шестом - болезни органов дыхания. Среди последних главными причинами смерти была пневмония и хронические болезни нижних дыхательных путей. Одной из главных причин роста смертности от них было и остается курение. Снижение показателей смертности среди молодежи, несомненно, является одной из важнейших социальных задач. Однако, предпринимаемые для этого усилия, как видно, были недостаточны.
Несмотря на положительные демографические тенденции ряда лет, предшествовавшего принятию Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, возрастная структура населения России продолжала ухудшаться - сокращалась доля людей трудоспособного и репродуктивного возраста. Так, доля 20-29-летних женщин (активный репродуктивный потенциал) в 2014 г. составляла 7,3%, в общей численности населения, а по прогнозным оценкам к началу 2025 года сократится до 5%. Наиболее интенсивно сокращение числа женщин репродуктивных возрастов по прогнозам будет происходить до 2021 года. Такие показатели говорят о том, что меры по предупреждению негативного развития демографической ситуации были недостаточны либо в должной мере неэффективны и для компенсации развившихся тенденций требуется предпринять особые усилия.
По мнению экспертов, сокращение численности молодёжи в России ведет к росту диспропорции в формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны, снижению объемов подготовки квалифицированных кадров в образовательных организациях. В совокупности с постарением населения возникнет опасность серьёзного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население (прежде всего, на молодёжь), обострение проблемы выплаты пенсий и социальных пособий, повышение нагрузки на систему здравоохранения.
Проблема роста демографической нагрузки на молодёжь осложняется также и тем, что во многих регионах РФ представители молодёжи испытывали и продолжают испытывать серьёзные затруднения при трудоустройстве, что связано как с дефицитом рабочих мест, так и с недостаточным уровнем профессиональной подготовки претендентов на занятие существующих вакансий. Такая ситуация обусловлена общим как дефицитом рабочих мест с приемлемым уровням оплаты труда, так и конкуренцией со стороны работников старшего возраста и недостаточно качественной подготовкой в образовательных организациях.
Наряду с отмеченными выше проблемами, в рассматриваемый период отмечалась тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором являлось деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Для предотвращения развития негативных последствий действия упомянутых факторов необходима разработка и внедрение системы мер по компенсации их деструктивного влияния.
Стремление к преодолению, снятию противоречий между существующими потребностями, интересами, мотивами и дефицитом возможностей (условий) их удовлетворения/реализации предполагает является необходимой предпосылкой деятельности по выработке и реализации молодежной политики.