Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
7. Понятие модели и моделирования
Моделирование - это замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала.
Моделирование - это, во-первых, процесс создания или отыскания в природе объекта, который в некотором смысле может заменить исследуемый объект. Этот промежуточный объект называется моделью.
Моделирование, во-вторых, это испытание, исследование модели.
Моделирование, в-третьих, это перенос полученных на модели сведений на оригинал или, иначе, приписывание свойств модели оригиналу. Чтобы такой перенос был оправдан, между моделью и оригиналом должно быть сходство, подобие.
Подобие может быть физическим, геометрическим, структурным, функциональным и т. д.
Цели моделирования.
Прогноз - оценка поведения системы при некотором сочетании ее управляемых и неуправляемых параметров.
Объяснение и лучшее понимание объектов. Здесь чаще других встречаются задачи оптимизации и анализа чувствительности.
1.2. Классификация моделей и моделирования
Признаки классификации:
• характер моделируемой стороны объекта;
• характер процессов, протекающих в объекте;
• способ реализации модели.
1.2.1. Классификация моделей и моделирования по признаку "характер моделируемой стороны объекта"
В соответствии с этим признаком модели могут быть:
• функциональными (кибернетическими);
• структурными;
• информационными.
Функциональные модели отображают только поведение, функцию моделируемого объекта.
Структурное моделирование - это создание и исследование модели, структура которой (элементы и связи) подобна структуре моделируемого объекта.
1.2.2. Классификация моделей и моделирования по признаку "характер процессов, протекающих в объекте"
Детерминированные модели отображают процессы, в которых отсутствуют случайные воздействия.
Стохастические модели отображают вероятностные процессы и события.
Статические модели служат для описания состояния объекта в какой-либо момент времени.
Динамические модели отображают поведение объекта во времени.
Дискретные модели отображают поведение систем с дискретными состояниями.
Непрерывные модели представляют системы с непрерывными процессами.
Дискретно-непрерывные модели строятся тогда, когда исследователя интересуют оба эти типа процессов.
1.2.3. Классификация моделей и моделирования по признаку "способ реализации модели"
Согласно этому признаку модели делятся на два обширных класса:
• абстрактные (мысленные) модели;
• материальные модели.
Рис. 1.1. Классификация моделей и моделирования
Абстрактные модели, можно условно разделить на:
• символические;
• математические.
Символическая модель - это логический объект, замещающий реальный процесс и выражающий основные свойства его отношений с помощью определенной системы знаков или символов.
Математическое моделирование - это процесс установления соответствия моделируемому объекту некоторой математической конструкции, называемой математической моделью, и исследование этой модели, позволяющее получить характеристики моделируемого объекта.
Математические модели могут быть:
• аналитическими;
• имитационными;
• смешанными (аналитико-имитационными).
Аналитические модели - это функциональные соотношения: системы алгебраических, дифференциальных, интегро-дифференциальных уравнений, логических условий.
Имитационное моделирование. Создание вычислительных машин обусловило развитие нового подкласса математических моделей - имитационных.
Материальное моделирование основано на применении моделей, представляющих собой реальные технические конструкции.
Нередко создаются материально-абстрактные модели. Та часть операции, которая не поддается математическому описанию, моделируется материально, остальная - абстрактно.
Классификация по рассмотренному признаку - способу реализации модели - показана на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Классификация по способу реализации модели
1.3. Этапы моделирования
Первый этап: уяснение целей моделирования.
Второй этап: построение концептуальной модели.
Третий этап: выбор типа моделирования, разработка алгоритма создания модели.
Четвертый этап: планирование эксперимента.
Пятый этап: выполнение эксперимента с моделью.
Шестой этап: обработка, анализ и интерпретация данных эксперимента.