Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие конституционного строя. Понятие основ конституционного строя

  • 👀 509 просмотров
  • 📌 452 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Понятие конституционного строя. Понятие основ конституционного строя
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие конституционного строя. Понятие основ конституционного строя» pdf
Тема 3. Конституционный строй Российской Федерации. Понятие конституционного строя. Понятие основ конституционного строя. Российская Федерация - демократическое государство. Правовое государство. Федеративное устройство Российской Федерации. Суверенное государство. Республиканская форма правления. Экономическая основа конституционного строя. Социальное государство. Светское государство. Основы правового положения религиозных объединений. 3.1. Понятие конституционного строя Всякое государство в той или иной мере подчинено праву. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем. Следовательно, конституционный строй - это форма (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений. Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, систему средств массовой информации и т.д. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит немецкому философу Гегелю (1770-1831), который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в длительном процессе исторической трансформации от средневековья к новому времени. Гражданское общество, подчеркивал Гегель, - это комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от самого политического государства. Понятие «гражданское общество» широко использовалось в русской юридической литературе. С позиций либерального конституционализма XIX века конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. В результате ограничения государственной власти правом современное конституционное государство постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества посредством своей социальной деятельности, однако, дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы самоурегулирования гражданского общества, государство активизирует свои правовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование. Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. 3.2. Понятие основ конституционного строя Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства, Согласно Конституции РФ (глава 1) к основам конституциионного строя относятся: демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, правовое государство, признание человека, его прав и свобод высшей ценности, а также социальное рыночное хозяйство. К основам конституционного строя относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. В главе 1 Конституции РФ регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт - «основы конституционного строя Российской Федерации», - занимающий ведущее место в системе конституционного права России. Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. 3.3. Российская Федерация - демократическое государство В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; в политическом многообразии; местном самоуправлении. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на данной территории. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.(ст. 3 Конституции РФ). Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Референдум назначается Президентом РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Теория разделения властей была сформулирована английским философом Д. Локком (16311704) и французским просветителем Ш. Монтескье (1689-1755). Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная –должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. При этом, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии, ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, - считал Ш. Монтескье, власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 года), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблимых основ конституционного строя России. В действующей Конституции РФ (ст. 10) предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества. Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами. 3.4. Правовое государство Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции Российской Федерации, где в статье первой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того, чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся прежде всего немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескье и другие ученые XVIII века, которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу. Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек для государства, а государство для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости. Гражданское общество - это не простая совокупность граждан, это общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц необъятной, неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, только лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т. п.). Гражданское общество немыслимо также без свободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частной собственности. В нем имеется некоторая степень экономической независимости человека от государства, возможность «получать свой хлеб» не от государства. Отсюда экономической основой гражданского общества является частная собственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночная экономика. Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права. Можно выделить следующие основные признаки правового государства: 1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, и особенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечто большее, чем просто система норм, установленных государством. В концепции правового государства понятия «право» и «закон» различаются. Она основана на признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому «закон» как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью, не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на «естественном праве». Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могут быть правовыми (соответствующими праву) и неправовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободы человека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах. 2. Верховенство закона, означающее, что среди всех нормативноправовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности. 3. Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система взаимных сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друг на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). Конституционный суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства). 4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве. 5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод. Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений (имущественных, семейных, нравственных), которые находятся в известной независимости от государства. Одной из характерных черт правового государства в его взаимоотношениях с гражданами является наличие юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может сталкиваться гражданин. Их отсутствие лишает гражданина возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом. 3.5. Федеративное устройство Российской Федерации Российская Федерация федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств), автономных областей, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 года, а позднее нашло отражение в Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственнотерриториальное устройство Российской Федерации. К ним относятся: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации; 5) равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст.5 Конституции Российской Федерации). 3.6. Суверенное государство Французский философ Жан Боден (1530-1596 гг.) впервые предпринял попытку сформулировать содержание термина суверенитет, его отдельные признаки. Он считал, что суверенитет един и неделим, носит постоянный характер. Это свободная от подчинения закону власть над гражданами и подданными. Следуя за Аристотелем, он считал, что имущественное неравенство, нищета, бедность большинства и исключительное богатство немногих, несправедливое распределение почестей могут оказаться причиной перемен в государственном строе. Концепция Ж. Бодена о суверенитете была направлена против феодальной раздробленности. Он защищал королевскую модель суверенитета, считая, что народ не способен прийти к правильным решениям и иметь здоровые суждения. Ж.Ж. Русо суверенитет определял как власть, управляемую общей волей. В словаре русского языка суверенитету давалась такая интерпретация: это полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики3. Отождествление всякой независимости с суверенитетом – явный признак того, как термин утратил однозначность своего смысла. Примером этому могут служить несообразные выражения: «суверенитет личности», «суверенитет города», «экономический суверенитет», «политический суверенитет». Всякий суверенитет – это независимость, но не всякая независимость - суверенитет. В учебнике «Конституционное право России» дается такое определение: суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международном общении4. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий порядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость бывает юридическая, политическая, экономическая, финансовая, военно-стратегическая, геополитическая, национальная. Суверенитет это юридическая независимость, право принимать свою конституцию, законы. Принципами юридической концепции суверенитета являются: равенство государств независимо от размера территории, численности населения, экономической и военно-стратегической мощи, независимо от общественной системы, обязанности в соблюдении элементарных норм справедливости. Каждое государство обязано согласно Уставу ООН (1970, 1975 гг.) уважать правосубъектность других государств, их территориальную целостность, неприкосновенность, соблюдать принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга. К Сожалению, этот принцип часто нарушается. Наряду с суверенитетом государства существует суверенитет народный. В развитии идеи народного суверенитета значительную роль сыграл Ж.Ж. Русо (1712-1778 гг.). Идеалом общества он считал законодательствующий народ, и он должен устанавливать законы, одинаково полезные для всех граждан. Там где нет народного суверенитета, считал Руссо, там игнорируется общественный договор, там деспотизм. Законодательная власть призвана реализовать суверенитет народа, его независимость в одобрении и отклонении законов, определяющих основные принципы, социальные приоритеты и ожидания населения в результате осуществления внутренней и внешней политики. Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года провозгласил государственный суверенитет на всей территории РСФСР и определил главную задачу, стоящую перед парламентом создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Эта задача, изложенная в преамбуле Декларации о государственном суверенитете, имеет несколько аспектов: во-первых, признание необходимости преобразования государства на принципах общечеловеческой морали и права; во-вторых, стремление России жить в едином обновленном Союзе равных республик, отказ от какой-то особой, привилегированной роли республики в Союзе. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории, определила задачу построении демократического правового государства в составе СССР, обеспечение каждому человеку необъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, сохранение права свободного выхода РСФСР из состава СССР; равенство прав граждан. Впервые носителем суверенитета и источником государственной власти признается многонациональный народ РСФСР и закрепляется его право на непосредственное осуществление государственной власти. Заложены гарантии государственного суверенитета РСФСР, включая верховенство Конституции и законов РСФСР на территории РСФСР, исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством, невозможность изменения территории РСФСР без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. Подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик, других субъектов РСФСР. В целях защиты экономической основы суверенитета РСФСР, стабилизации и развития народного хозяйства, и руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете 31 октября 1990 года, Верховный Совет принял закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»5. Согласно этому закону земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, вода, леса, растительный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, расположенные на территории РСФСР, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, а также образующихся в реках РСФСР запасов огромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов РСФСР. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РСФСР и республик, входящих в ее состав. В Законе предусматривалось, что расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, является собственностью России. Закон установил, что преобразование расположенных на территории России государственных предприятий союзного подчинения в акционерные общества, перевод в иные формы собственности осуществляются исключительно на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством России, и что до принятия законов о собственности, приватизации не подлежат исполнению на территории республик любые акты органов государственной власти и управления СССР, связанные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей, другого имущества, принадлежащего гражданам, трудовым коллективам, общественным организациям и иным собственникам, за исключением случаев, установленных законодательством России. Закон представляет Правительству России исключительное право определять порядок лицензирования и квотирования товаров и услуг, ввозимых и вывозимых с территории России; на определение таможенных пошлин по экспертно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности, находящихся под юрисдикцией России; на регистрацию участников внешнеэкономической деятельности, имеющих юридические адреса на территории Федерации; на аккредитацию иностранных фирм, банков и других организаций, имеющих свои офисы на территории России; на частное присвоение на территории России в виде лицензирования. Закон установил, что Российская Федерация не несет обязательств по общесоюзным кредитам, соглашениям и сделкам в отношении указанных в нем ресурсов и фондов, заключенным без согласования с соответствующими органами Федерации. Защита государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной Вооруженными силами РФ; дипломатической - Президентом и Правительством России. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы. 3.7. Республиканская форма правления В статье 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующуюся обычно наследственным статусом главы государства. Устанавливая республиканскую форму правления, Конституция РФ закрепляет следующие ее признаки: отказ от какоголибо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с гражданскими свободами; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Различают два вида республики - президентскую и парламентскую. Политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента и внепарламентский способ формирования правительства. В основу парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В некоторых странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу таких стран относится и Российская Федерация. Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом). В настоящее время Российская Федерация имеет «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием, во-вторых, он располагает собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства; втретьих, наряду с Президентом действуют председатель правительства и министры, в определенной мере ответственные перед парламентом; в этом ее отличие от президентской формы. 3.8. Экономическая основа конституционного строя «В Российской Федерации, - гласит ст.8 Конституции, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем. Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам. Они выражаются в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах: частной, государственной, муниципальной и др. В Конституции РФ установлено (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции РФ (ст. 36) предусмотрено, что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии с земельным законодательством граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик, краев, областей городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, изданными в пределах их полномочий. 3.9. Социальное государство Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование. Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства. Способы для достижения этой цели различны.: с помощью трудового права; государственного вмешательства в общественные отношения (охрана труда, надзор за воспитанием); обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (регулирование цен, развитие систем государственного здравоохранения, образования и т.д.); улучшение социального положения путем государственных выплат социальных пособий; сглаживания имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (налоги, пошлины и т.д.); смягчения экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения путем земельной реформы; устранение социального неравенства методами правового характера (например, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда). Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социального обслуживания, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Ставя перед собой цель построения социального государства, Российская Федерация в настоящее время находится в начале пути к достижению этой цели. Социально-экономические программы не реализуются в полной мере. Число лиц, оказавшихся за чертой бедности не снижается. Усиливается расслоение населения по доходам и материальному обеспечению, постоянно снижается эффективность социального обеспечения населения. Остается надеяться, что Российская Федерация реализует конституционные нормы, определяющие социально-экономические права, и добьется фактического продвижения по всем выше перечисленным направлениям. 3.10. Светское государство. Основы правового положения религиозных объединений. Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 17 Конституции Российской Федерации). Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии (Ватикан). В мире имеется ряд клерикальных государств, где церковь оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их замещающими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви. Религиозные объединения Российской Федерации действуют на основании Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 28 февраля 2008 г. и 23 июля 2008 г.) Согласно этому закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужения, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном законодательством. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужение, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебнопрофилактических и больничных учреждениях, детских домах, домахинтернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбе находящихся в них граждан в помещениях, специально выделенных администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций; создавать культурнопросветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурнопросветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на правах собственности имущество за границей. Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания.
«Понятие конституционного строя. Понятие основ конституционного строя» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 566 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot