Понятие избирательной системы и избирательного права
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА
Часть I. Конституционно-правовые основы нефтегазового
бизнеса
ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Избирательная система в широком смысле - это политико-правовая категория,
представляющая собой результат фактических (как урегулированных нормами права, так и не
урегулированных) общественных отношений по формированию органов власти в государстве
посредством выборов.
Избирательная система в узком смысле - это институт конституционного права,
представляющий собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих
особенности распределения мандатов между кандидатами на выборные должности в
соответствии с количеством полученных (или же посчитанных за них) голосов избирателей и
воздействующих в связи с этим на иные аспекты избирательного процесса
Избирательная система Российской Федерации - элемент механизма осуществления
народного суверенитета, обеспечивающий преемственность и воспроизводство
государственной власти и местного самоуправления демократическими технологиями и
процедурами, представляющий собой порядок выборов Президента РФ, депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные
государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые
непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, порядок,
используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также
при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Часть 2 ст. 32 Конституции РФ гарантирует гражданам активное и пассивное избирательные права и
свободное волеизъявление на референдуме.
Граждане участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
Всеобщность означает, что любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям имеет право
избирать кандидатов в представительные органы и органы местного самоуправления.
Право быть избранным может ограничиваться дополнительными условиями: возрастным цензом и цензом
оседлости.
Равенство означает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях: каждый избиратель имеет один
голос и голос одного избирателя равен голосу другого.
Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на выборах за или против кандидатов
непосредственно.
Голосование на выборах является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля за
волеизъявлением избирателя.
Участие в выборах граждан РФ является добровольным: никто не вправе оказывать на них воздействие с
целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на их свободное волеизъявление.
Финансирование выборов является комбинированным: за счет государства и средств избирательного
объединения или кандидата, также допустимы добровольные пожертвования физических и юридических лиц.
Лишаются права избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не
ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в
силу обвинительный приговор суда.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН
Избирательные права - два правомочия гражданина:
▪право избирать, то есть реализовывать свою возможность непосредственно участвовать в управлении делами
государства через формирование его органов (так называемое активное избирательное право);
▪право быть избранным, то есть возможность выдвигать свою кандидатуру (пассивное избирательное право).
Вопросы реализации избирательных прав гражданами РФ могут быть разграничены по соответствующим
уровням: 1) федеральный; 2) уровень субъекта РФ; 3) муниципальный уровень.
Основные характеристики избирательных прав граждан и их реализации закреплены в Конституции РФ,
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации».
Общие характеристики активного избирательного права граждан:
▪ В ст. 60 Конституции РФ закреплено, что по общему правилу гражданин РФ может самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
•
Важным условием реализации избирательных прав является наличие «чистого» гражданства РФ - т.е. должно
отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право
постоянного проживания гражданина РФ на территории иностранного государства (ч. 3.1 ст. 4 N 67-ФЗ). При
этом указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это
предусмотрено международным договором РФ.
•
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в
пределах избирательного округа (ч. 4 ст. 4 N 67-ФЗ ). Под местом жительства в контексте настоящей статьи
следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное
соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания)
•
Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ и ч. 3 ст. 4 N 67-ФЗ не могут избирать граждане: 1) признанные судом
недееспособными; 2) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Наряду с общим нормативным регулированием выборы Президента РФ регулируются Федеральным законом
от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Не определяя каких-либо специфических особенностей реализации активного избирательного права, Закон
устанавливает характеристики пассивного избирательного права для выборов:
Требования к кандидату в Президенты
1. Гражданство Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона о выборах Президента РФ).
2. Достижение 35 лет (ч. 2 ст. 3 Закона о выборах Президента РФ).
3. Постоянное проживание на территории в РФ в течение 25 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции в новой редакции). В
соответствии с системным толкованием закона, подтвержденным судебной практикой, данное проживание должно быть
непрерывным и непосредственно предшествующим проведению выборов.
4. Отсутствие предусмотренных законом ограничений:
Признание судом недееспособным ;
Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда ;
Занятие на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должности
Президента РФ второй срок подряд;
Наличие иностранного гражданства (или документа, подтверждающего возможность постоянного проживания на
территории иностранного государства);
Наличие на день голосования неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления, а также за совершение преступления экстремистской направленности;
Течение "фильтрационного" срока со дня снятия или погашения судимости (10 лет - для тяжких преступлений; 15 лет - для
особо тяжких)
До окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение
административных правонарушений экстремистской направленности;
В случае установления судом факта нарушения избирательных ограничений, предусмотренных Законом, если указанные
нарушения либо действия совершены в период, не превышающий 6 лет до дня голосования.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ
Особенности реализации избирательных прав при выдвижении кандидатов
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о выборах Президента РФ кандидаты на должность Президента РФ могут
быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.
Особенности выдвижения политической партией
Особенности самовыдвижения
1. Выдвижение кандидатов могут осуществлять не все политические
партии, а лишь соответствующие установленным
законодательством требованиям.
2. Политическая партия имеет право выдвинуть только одного
кандидата. Для самого кандидата такое ограничение означает
необходимость прохождения некоего внутрипартийного конкурса.
3. Политическая партия не вправе выдвигать гражданина РФ,
являющегося членом иной партии .
4. Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной
политической партии. Политической партией не может быть
выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке
самовыдвижения.
5. Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого
ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом
на один субъект РФ должно приходиться не более 2 500 подписей
избирателей, место жительства которых находится на территории
данного субъекта РФ. Политическая партия, федеральный список
кандидатов которой на основании официально опубликованных
результатов ближайших предыдущих выборов депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ допущен к
распределению депутатских мандатов, освобождается от сбора
подписей в поддержку выдвижения кандидата в Президенты.
1. Для поддержки самовыдвижения кандидата
необходимо создать группу избирателей в
количестве не менее 500 граждан РФ,
обладающих активным избирательным правом.
2. Кандидат, выдвинутый политической партией,
не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке
самовыдвижения.
3. Названная в п. 1 группа избирателей вправе
поддержать самовыдвижение только одного
кандидата .
4. Кандидат, выдвинутый в порядке
самовыдвижения, обязан собрать в свою
поддержку не менее 300 тысяч подписей
избирателей, при этом на один субъект РФ
должно приходиться не более 7 500 подписей
избирателей, место жительства которых
находится на территории данного субъекта РФ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Конституция РФ и развивающее ее положения федеральное законодательство определили, что
использование процедур выборов возможна лишь в отношении Президента РФ и
Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Формирование каких-либо иных федеральных органов государственной власти в порядке выборов
в настоящее время не предусмотрено.
В дополнение к общему нормативному регулированию процедуры выборов в ГД принят
специальный ФЗ – «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации», устанавливающий специальный порядок реализации избирательных
прав граждан на конкретном уровне выборов.
Требования к кандидатам в депутаты ГД
1. Гражданство РФ («чистого гражданства»);
2. Достижение 21 года;
3. Отсутствие предусмотренных законом ограничений (их перечень фактически не
отличается от ограничений, предъявляемых к кандидатуре Президента РФ).
Особенности реализации избирательных прав при выдвижении кандидатов
В соответствии со ст. 3 Закона о выборах в ГД 225 депутатов (1/2 состава ГД) избираются по
одномандатным избирательным округам (т.е. по мажоритарной системе), а другие 225 депутатов
- по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей,
поданных за федеральные списки (т.е. по пропорциональной системе).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Реализация избирательных прав при избрании по мажоритарной системе
Выдвижение кандидатов может реализовываться как политическими партиями, так и кандидатами
самостоятельно (самовыдвижение).
Особенности выдвижения политической партией
Особенности самовыдвижения
1.Выдвижение кандидатов могут осуществлять не все политические
партии, а лишь соответствующие установленным законодательством
1. Самовыдвижение может осуществляться только
по одномандатному избирательному округу.
2.В одном одномандатном избирательном округе партия вправе
выдвинуть только одного кандидата.
2. Кандидат-самовыдвиженец не может быть
выдвинут политической партией.
3. Политическая партия вправе с согласия кандидата изменить
одномандатный избирательный округ выдвижения конкретного
кандидата.
3. Кандидат вправе указать свою принадлежность
к политической партии либо иному (не более чем к
одному) общественному объединению.
4. Политическая партия вправе выдвинуть как члена партии, так и
беспартийного гражданина. При этом выдвигаемый кандидат не
может быть членом иных политических партий, а также кандидатомсамовыдвиженцем.
4. В поддержку самовыдвижения кандидата должны
быть собраны подписи избирателей в количестве
не менее 3 процентов от указанного в
федеральном законе об утверждении схемы
одномандатных избирательных округов общего
числа избирателей, зарегистрированных на
территории соответствующего избирательного
округа, а если в избирательном округе менее 100
тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей
избирателей.
5. Политическая партия (за исключением случаев, предусмотренных
ФЗ) должна осуществить сбор подписей в поддержку выдвигаемого
кандидата (в количестве не менее 3 процентов от указанного в
федеральном законе об утверждении схемы одномандатных
избирательных округов общего числа избирателей,
зарегистрированных на территории соответствующего избирательного
округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, не менее 3 тысяч подписей избирателей)
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Реализация избирательных прав при избрании по пропорциональной системе
В отличие от депутатов, избираемых по одномандатным округам, возможность выдвижения по пропорциональной
системе предоставлена исключительно политическим партиям.
Особенности реализации избирательных прав граждан в рамках данной процедуры :
1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на
съезде политической партии, а порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов
определяется уставом политической партии.
2. В федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, наряду с членами данной
политической партии могут быть включены граждане, не являющиеся членами данной или иной
политической партии (не более 50 процентов). В федеральный список кандидатов не могут быть
включены граждане, являющиеся членами иных политических партий.
3. Федеральный список кандидатов (не менее 200 и не более 400 кандидатов) может быть разбит на
общефедеральную (не более 10 кандидатов) и региональную части (не менее 35 региональных групп.
4. В федеральный список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые политической партией
по одномандатным избирательным округам .
5. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.
6. В поддержку выдвижения политической партией (за исключением случаев, предусмотренных Законом
о выборах в ГД) федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей
избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей,
зарегистрированных в данном субъекте РФ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На уровне субъектов РФ действует схожая с федеральной модель формирования органов государственной
власти.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации», к избираемым органам государственной власти субъекта РФ следует
относить законодательный (представительный) орган, а также высшее должностное лицо субъекта РФ.
Согласно ч. 4.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав активным избирательным правом на
выборах в органы государственной власти субъекта РФ, правом голосовать на референдуме субъекта РФ
обладает также гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации
по месту жительства на территории РФ, зарегистрированный по месту пребывания на территории
соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня
голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по
месту нахождения в соответствии с п. 16 ст. 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав для
голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту
пребывания.
Реализация избирательных прав при формировании законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Закон N 184-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к кандидатам в депутаты
законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Отмечается лишь, что
депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом,
конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реализация избирательных прав при избрании высшего должностного лица
субъекта
По общему правилу высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами РФ, проживающими
на территории субъекта и обладающими в соответствии с федеральным законодательством
избирательными правами.
При этом, законодательством субъекта может быть установлен иной способ формирования - избрание
депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Требования к статусу кандидата
В отличие от законодательного (представительного) органа власти федеральный законодатель установил общие требования к кандидатам на
должность высшего должностного лица субъекта:
1. гражданство РФ («чистое» гражданство);
2. наличие избирательных прав, предусмотренных федеральным законодательством (общая норма);
3. достижение возраста 30 лет.
Выдвижение кандидатов
По общему правилу правом на выдвижение кандидатов обладают исключительно политические партии.
Однако, в соответствии с положениями федерального законодательства законом субъекта может
предусматриваться выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения.
Закон N 184-ФЗ устанавливает также и ряд ограничений для кандидатов, связанных с занятием должности
высшего должностного лица субъекта. Так, гражданин, замещавший указанную должность и отрешенный от
нее Президентом РФ в течение 2 лет, не может быть выдвинут на указанную должность ни в одном субъекте РФ,
а досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с
выражением недоверия законодательным (представительным) органом - не может быть выдвинут кандидатом
на ближайших выборах в данном субъекте (в отсутствие согласия Президента РФ).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальные фильтры
Выдвижение кандидатов на должность высшего должностного лица в обязательном порядке
сопрягается с необходимостью получения поддержки от местной политической элиты в
муниципальных образованиях. Выдвижение (вне зависимости от инициирующего субъекта)
должны поддержать:
•от 5 до 10% депутатов представительных органов МО и (или) избранных глав МО;
•в числе названных лиц должно быть от 5 до 10% депутатов представительных органов
муниципальных районов и городских округов (необходимое число устанавливается законом
субъекта РФ).
Некоторое исключение сделано в отношении городов федерального значения - необходимое
для поддержки кандидата число лиц определяется законами этих субъектов.
В соответствии с требованиями федерального закона кандидату на должность высшего
должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ), выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо
получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)
избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать
подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ (не может быть менее
0,5 и более 2% от числа зарегистрированных избирателей).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Особенности реализации активного избирательного права на местном уровне
Учитывая особую роль местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также
наибольшую приближенность ОМС к своим непосредственным избирателям, законодатель расширил
сферу реализации активного избирательного права на местном уровне посредством включения в число
субъектов данного права иностранных граждан, постоянно проживающих на территории
соответствующего муниципального образования (ч. 10 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных
прав, абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о МСУ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
При этом законодатель определил необходимые условия реализации данного права:
• постоянное проживание на территории соответствующего муниципального образования;
• наличие международного договора, предусматривающего возможность реализации гражданами
конкретного государства избирательных прав на территории РФ;
• установление порядка реализации избирательных прав иностранными гражданами осуществляется
исключительно на основании федерального закона.
Особенности реализации пассивного избирательного права на местном уровне
В отличие от государственного уровня (федерального и регионального) законодательство сформулировало
общий подход к перечислению избираемых органов и должностных лиц на уровне местного
самоуправления.
К числу таких субъектов федеральный законодатель относит:
1) представительный орган муниципального образования;
2) выборный орган местного самоуправления (ОМС, сформированный на муниципальных выборах, за
исключением представительного органа МО);
3) выборное должностное лицо.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Если в случае представительного органа и выборного ОМС вопрос формирования решается
однозначно - муниципальные выборы, то в ситуации с выборным должностным лицом
федеральный законодатель предусматривает варианты избрания:
• на муниципальных выборах;
• представительным органом муниципального образования из своего состава;
• представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией
по результатам конкурса;
• на сходе граждан.
Отличительной особенностью реализации пассивного избирательного права на местном
уровне (в отличие от уровня государственного) является доступ к выдвижению кандидатов не
только политических партий, но и иных избирательных объединений.
Не менее важной особенностью является и гарантируемая федеральным законодателем
вариативность форм реализации пассивного избирательного права через:
• установление возможности (большей по сравнению с государственным уровнем)
самостоятельного определения избирательной системы муниципальным образованием;
• установление возможности выбора формы наделения полномочиями (способа
формирования) конкретных органов и должностных лиц МСУ самим муниципальным
образованием (в особенности - главу муниципального образования).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ