Понятие инклюзивное образование. Отличие интеграции от инклюзии. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1 Понятие инклюзивное образование. Отличие интеграции от инклюзии. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
Понятие интеграции, как в западной, так и в отечественной научной литературе, представлено в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Анализ философского определения понятий «интеграция», «интеграция науки и научных знаний» показывает, что ученые для характеристики данных понятий используют термины «система», «связи», «целостность», «элементы», «компоненты», привнесенные из теории систем. Большая советская энциклопедия определяет интеграцию как «понятие теории систем». В «Педагогическом словаре» дается определение системы как «совокупности взаимосвязанных элементов». Таким образом, интеграцию можно рассматривать как системное явление, процесс, характеризующийся свойствами организованности, структурированности. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребенка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец.
В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции несколько иной. Термин «интегрированное обучение» используется в работах ученых в области специального образования: Л.С. Волковой, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Н.Д. Шматко и др. Наряду с этим термином используются термины «интегрированное обучение и воспитание», «интегрированное образование».
Н.М. Назарова понятие «интеграция» определяет как процесс, результат и состояние, при которых инвалиды не являются социально обособленными или изолированными и участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. Она отмечает, что термин «интеграция» имеет многозначные и вариативные трактовки. Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их обучение в общеобразовательных учреждениях, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
В отечественной специальной педагогике также используется целый ряд терминов, определяющих процессы совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Наиболее часто употребляемое понятие – «интегрированное обучение».
Схожее определение дается и в работе М.И. Никитиной, где под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования.
М.И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, дает его определение, ссылаясь на проект Закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов».
Рассматривая интеграцию как процесс, средство и результат сопровождения детей и подростков с особыми возможностями здоровья, необходимо учитывать российские социально-экономические и политические условия и отставание в формировании положительного отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. По мнению известных отечественных ученых (Н.Н. Малофеева, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шматко,
Л.М. Шипицыной и др.), главное направление интеграционных процессов в нашей стране – сближение систем общего и специального образования на всех его ступенях (дошкольная, общая и профессиональная школы).
В исследованиях Д.Л. Шамсутдиновой разработано содержание такого понятия, как «социально-культурная интеграция», которую можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определенными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т. д..
Л.М. Шипицына и К. Рейсвепкван в своих работах высказывают мнение о возможности реализации интеграционных процессов в современных условиях, однако на данный момент система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, содержательно-организационной, духовно-нравственной).
В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается как процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного и правового развития. Тем самым исследователи сближают понятия «интеграция» и «инклюзия».
Анализируя вышесказанное, можно констатировать, что на современном этапе развития педагогики отмечается серьезное переосмысление сущности понятия «интеграция», введение нового термина «инклюзия». По сути, речь идет о придании нового, социально-педагогического смысла процессу интеграции детей в образовательной практике.
По мнению Ж. Брюля, изменения и модификации в содержании, подходах, структурах и стратегиях образования требует инклюзия.
По мнению А. Хинца, интеграция базируется в основном на принятии двух разных, дифференцированных путей образования – для нормальных и особых детей. Эта дифференциация касается как содержания, так и технологий сопровождения, оценивания продвижения детей по их образовательным маршрутам и исходит из позиции общей и специальной педагогик. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в которой имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников.
По определению энциклопедического фонда, инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни.
Термин «инклюзия» имеет отличия от терминов «интеграция» и «сегрегация». При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Иными словами, процесс инклюзии – реальное включение инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества.
Замена термина «интеграция» термином «включение» («инклюзия») кажется естественной, если понимать этимологический смысл слов integrate как объединять в единое целое и include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Тогда слово inclusion представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.
Группа исследователей центра М. Форест для обозначения нового взгляда на инвалидность и образование с точки зрения социальной справедливости и прав учеников подбирали термин, принципиально отличающийся от понятий «специальное образование» и «интеграция», поскольку они оба ассоциировались с сегрегацией учеников.
В международной практике старый термин «интегрированное обучение», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психофизического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающим данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование – подход, который стремится развить методологию, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
Анализ западных исследований позволяет сделать вывод, что интеграция и включение являются двумя фазами одного процесса, когда сначала обеспечивается просто присутствие, а затем полное включение в образовательную систему .
Опираясь на материалы практического пособия «Показатели инклюзии», мы выделили основные составляющие понятия «инклюзивное образование». Они таковы: «инклюзия», «барьеры на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни», «ресурсы, направленные на поддержку обучения и полноценного участия в школьной жизни» и «поддержка разнообразия».
Н.П. Артюшенко в своем исследовании отмечает, что отличие инклюзивного образования от интегративного заключается, во-первых, в адаптировании образовательной среды к индивидуальным особенностям ребенка, а не ребенка к образовательной среде. Во-вторых, в доступности образования для всех, тогда как интегрированное обучение эффективно только для части детей, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. В-третьих, в использовании ресурса не только взросло-детской, но и детской совместной деятельности. В-четвертых, если при интеграции ребенку просто разрешается быть вместе со здоровыми детьми, то в инклюзии педагог строит особые действия, чтобы организовать совместную деятельность детей с особыми возможностями здоровья и обычных детей.
На современном этапе развития общества законодательно оформлено понятие «инклюзивное образование». В статье 2 пункта 27 Федерального закона 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Таким образом, сегодня на законодательном уровне определено право детей на доступное образование, которое подразумевает активное вовлечение в процесс обучения каждого ребенка, мобилизацию ресурсов внутри школ и окружающих их сообществ, действия, направленные на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273, который вступил в силу 1 сентября 2013 г., введено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ВСТУПАЕТ В СИЛУ 01.09.2013)
Статья2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ
16)обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
23)индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
27)инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28)адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В западных странах с 70-х годов XX века используется термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), используя в отношении людей, имеющих физические и психические ограничения жизнедеятельности, термин «лица с ограниченными возможностями», определяет его содержание следующим образом: это лица, у которых имеются физические, психические ограничения или функциональные недостатки, затрудняющие выполнение обычных для человека жизненных функций, что предполагает создание особых условий для его жизнедеятельности.
Некоторые специалисты рассматривают понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «особые образовательные потребности» как барьер на пути развития инклюзивных подходов в обучении, хотя они все еще остаются частью культуры и образовательной политики в школах, а также оказывают влияние на самые различные аспекты школьной практики обучения.
Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» близки по своему содержанию. Различие можно выявить лишь в формальной стороне. Термин «инвалид» выражает результат экспертной оценки состояния здоровья и жизнедеятельности человека, проведенной с применением специальной процедуры, определенной нормативными правовыми актами и зафиксированной в документе установленной формы (справке о признании лица инвалидом). Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» – более широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан с ограничениями, которые не всегда устанавливаются.
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной в России (46-ФЗ) с 03.05.2012, в 24 статье признается право инвалидов на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государств-участникови обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях, обучение в течение всей жизни. Принятый 01.09.2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» установил, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Однако при особых возможностях здоровья у ребенка возникает необходимость изменения некоторых направлений деятельности: введение специальных разделов обучения; использование специфических средств обучения; качественная индивидуализация обучения; расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения; пролонгированность процесса обучения, согласованное участие квалифицированных специалистов разных профилей и родителей в процессе его реабилитации. Как отмечает Н.П. Артюшенко в своих исследованиях, термин «дети с особыми образовательными потребностями» шире термина «дети с ограниченными возможностями здоровья», так как включает еще и детей, имеющих проблемы с языковыми барьерами, социализацией, нарушением работоспособности.
Таким образом, наиболее точно отражает понимание ребенка с нарушениями в развитии как субъекта, нуждающегося в «обходных путях» достижения задач культурного развития, которые достигаются различными способами воспитания и массового образования, термин «дети с особыми образовательными потребностями».
На основе вышесказанного введено понятие «дети с особыми образовательными потребностями» – это дети, нуждающиеся в иных, чем в норме, способах образования с использованием специфических средств, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении, особой пространственной и временной организации образовательной среды и границ образовательного пространства, пролонгированности процесса и согласованности участия квалифицированных специалистов разных профилей как составляющих индивидуализации обучения.