Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие и значение экономического анализа

  • 👀 503 просмотра
  • 📌 489 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие и значение экономического анализа» doc
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Лекция 1. Понятие и значение ЭКОНОМИЧЕСКОГО анализа 1.1. Понятие экономического анализа Рыночная экономика требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства, инициативы и пр. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С помощью экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Прямой долг специалистов учетно-финансовых служб - проанализировать сложившуюся ситуацию, разобраться в причинах убытков, выяснить, являются ли они следствием злоупотреблений или неумения наладить работу и прибыльно вести дело в рыночных условиях. Что же понимается под экономическим анализом? В буквальном смысле «анализ» в переводе с греческого обозначает «разделяю», «расчленяю». Следовательно, в узком смысле анализ представляет собой расчленение явления на составляющие части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета или явления, изучить его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента. Например, чтобы понять сущность себестоимости изделия, необходимо знать не только из каких элементов (статей затрат) она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет рассмотрен объект исследования, тем больше мы будем знать о нем и более эффективно сможем им управлять. Экономический анализ деятельности предприятия – это комплексное изучение его работы, позволяющее дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон его деятельности. Содержание экономического анализа включает: - исследование экономических, технических, технологических, организационных и других сторон работы предприятия, факторов и причин, их обуславливающих; - научное обоснование внутрихозяйственных планов, контроль за их выполнением; - объективную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и достигнутого организационно-технического уровня производства; - выявление внутрихозяйственных резервов и их использование, вскрытие недостатков и их устранение в целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятия; - контроль за выполнением намеченных мероприятий. Всестороннее изучение работы предприятия предполагает изучение его материально-технической базы, техники и технологии, организации производства и труда, эффективности управления ресурсами предприятия, а также изучение финансовых результатов работы и финансового состояния предприятия. Анализ всегда должен отвечать на три вопроса: - Что произошло? - Почему произошло? - Что и как надо делать в дальнейшем? Если ответы на первые два вопроса дают только констатацию фактов, то самый важный вопрос – третий. В ответе на него заключается смысл анализа деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности необходимо рассматривать с разных сторон. С одной стороны – это наука, самостоятельная отрасль экономических знаний, с другой стороны, анализ финансово-хозяйственной деятельности – это сфера практической деятельности управленческого персонала предприятия. 1.2. Виды экономического анализа Классификация анализа хозяйственной деятельности проводится по различным признакам: 1. По субъектам анализа: • внутренний; - внешний анализ. Внутренний анализ проводится линейными и функциональными руководителями, специалистами в целях управления предприятием. Внешний анализ проводится внешними субъектами анализа, т.е. органами муниципального управления, финансово-кредитными, налоговыми органами, партнерами и пр. Субъектами анализа называют тех, кто проводит анализ. Они (субъекты) делятся на внутренние и внешние, как было сказано выше. 1. По отраслевому признаку: • отраслевой; - межотраслевой анализ. Методика отраслевого анализа учитывает особенности отдельных отраслей экономики – промышленности, сельского хозяйства, строительства и пр. Межотраслевой анализ является теоретической и методологической основой ЭА во всех отраслях национальной экономики, т.е. теорией ЭА. 2. По признаку времени: • перспективный; • ретроспективный. Перспективный, или предварительный, анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Ретроспективный, или последующий, анализ проводится после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия. 4. По охвату: • сплошной; • выборочный. 5. По цели анализа: • с целью экономического обоснования плана; • с целью выявления резервов эффективного использования ресурсов; • с целью принятия управленческого решения; • с целью оценки работы предприятия. 6. По степени механизации и автоматизации: - немеханизированный анализ; - механизированный анализ; - автоматизированный (компьютеризированный). 7. По периодичности: - ежедневный; - декадный; - месячный; - квартальный; - годовой. 8. По объектам управления, или по источникам информации: - технико-экономический анализ; - финансово-экономический анализ; - социально-экономический анализ; - управленческий анализ; - маркетинговый анализ; - экономико-экологический анализ. Технико-экономический анализ проводится с целью изучения взаимодействия технических и экономических процессов и установления их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Его проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и пр.) Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли и т.д. Он проводится финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами. Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Он проводится экономическими службами, социологическими лабораториями, статистическими органами. Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники и технологии, организации производства и труда; носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью изучения взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сбыта, рынков сырья, конкурентоспособности продукции, изменения спроса и предложения, для разработки ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. 9. По методике изучения объектов: - сопоставительный анализ; - факторный анализ; - диагностический анализ; - маржинальный анализ; - экономико-математический анализ; - экономико-статистический анализ; - функционально-стоимостный анализ. При сопоставительном анализе ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хоздеятельности с показателями плана текущего года, с данными прошлых лет, с показателями передовых предприятий. Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг, в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Особенность этого вида анализа состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого уровня, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях. Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей. Диагностический анализ – это способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. В стадии становления, с точки зрения разработки специальных методик, находится анализ коммерческих рисков, имеющий большое практическое значение, так как деятельность организаций осуществляется в условиях неопределенности, при наличии рискованных хозяйственных ситуаций. Анализ финансово-хозяйственной деятельности должен отвечать определенным требованиям и быть: • объективным и достоверным, базироваться на точных, строго проверенных сведениях и показателях; • конкретным – результаты анализа должны трансформироваться в конкретные и реальные для осуществления мероприятия по улучшению всех сторон деятельности предприятия; • перспективным – все явления (показатели) должны оцениваться на перспективу, чтобы можно было спрогнозировать, какое воздействие на них окажет внедрение в практику работы предприятия передовых достижений науки и техники, технологии производства, организации производства и труда и использование накопленного опыта; • оперативным и своевременным, что требует постоянного и ежедневного контроля работы предприятия, быстрой обработки данных и проведения необходимых мероприятий. Только такой подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности может сделать его действенным и необходимым для улучшения работы предприятия. 1.3. Система аналитических показателей Все процессы и явления, протекающие на предприятии, характеризуются показателями. Например, процесс производства продукции характеризуется показателями «себестоимость продукции», «объем валовой продукции», «объем товарной продукции»; работа по повышению качества продукции характеризуется показателями «удельный вес сертифицированной продукции», «сумма потерь от брака», «удельный вес продукции, поставляемой на экспорт, в т.ч. в развитые страны»; эффективность использования производственных фондов характеризуют показатели «фондоотдача», «фондоемкость», «фондорентабельность», «производительности труда» и т.д. Так как в анализе используется большое количество показателей, есть необходимость их группировки и систематизации: По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся: - показатели объема производства и реализации продукции (валовая, товарная, реализованная продукция, оборот розничный, оборот оптовый); - показатели численности работников (списочная, явочная, среднесписочная численность); - показатели наличия основных фондов (среднегодовая, остаточная стоимость основных производственных фондов) и другие показатели. Качественные показатели характеризуют качественную сторону явлений. Примером качественных показателей являются показатели: - «производительность труда» - характеризует эффективность использования трудовых ресурсов; - «рентабельность капитала» - характеризует эффективность использования капитала; - «себестоимость продукции» - характеризует эффективность производственных затрат; - «фондоотдача» - характеризует эффективность использования основных производственных фондов и другие показатели. Как правило, изменение количественных показателей влечет изменение качественных, и наоборот. По способу формирования, или по источникам формирования, различают показатели нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические. Нормативные - норма расхода сырья на единицу продукции, норма расхода топлива (согласно технологической документации), норма амортизации, налоговая ставка (согласно НК РФ), нормативная продолжительность рабочей недели (согласно Трудовому кодексу), продолжительность рабочей смены (согласно Правилам внутреннего распорядка) и др. Эти показатели определяются федеральными, региональными или локальными нормативными актами. Плановые – данные планов экономического и социального развития предприятия. Например, плановый объем производства продукции 12500 тыс. руб.; плановая численность работников 124 человека; плановая среднечасовая выработка рабочего 1,2 тыс. руб., плановая прибыль за год – 24,5 млн. руб. и другие показатели. Учетные – данные бухгалтерского, оперативного, статистического учета. Например, по данным оперативного учета потери рабочего времени составили 125 человеко-часов; по данным бухгалтерского учета остаток денежных средств в кассе по состоянию на 15 марта - 345 руб. Отчетные (фактические) – данные бухгалтерской, статистической оперативной отчетности. Например, фактический объем производства продукции составил 12560 тыс. руб.; фактическая сумма прибыли составила 2300 тыс. руб., численность работников по отчету составила 120 чел. Аналитические (оценочные) – исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия. К аналитическим показателям относят следующие: процент выполнения плана, темп роста, абсолютное и относительное отклонение от планового показателя; удельный вес; коэффициент ритмичности, коэффициент текучести кадров, индекс изменения товарооборота и другие показатели. В экономике все события и явления связаны причинно-следственными связями. Причем, одно и то же явление может одновременно быть причиной и следствием. Например, рост производительности труда – это с л е д с т в и е механизации производственного процесса, а с другой стороны, рост производительности труда – это п р и ч и н а снижения себестоимости продукции. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. Если тот или иной показатель рассматривается как результат влияния одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то его называют результативным показателем. Соответственно, показатели, которые повлияли на величину результативного показателя, называют факторными показателями. Например, заработная плата рабочего-сдельщика (ЗП сд.) зависит от его фактической выработки (В факт.) и расценки сдельной за единицу продукции (Р сд.): ЗП сд. = В факт. * Р сд. Значит, заработная плата – это показатель результативный, а выработка фактическая и расценка сдельная – показатели факторные. Таким образом, рассмотрев качественные, количественные, плановые, отчетные, учетные, аналитические показатели, установили, что совокупность показателей плана, учета, отчетности и других источников называется системой экономических показателей. Все показатели выражаются числовыми величинами, которые делятся на абсолютные, относительные, средние. Абсолютная числовая величина характеризует состояние какого-то явления в определенное время в определенном месте. Абсолютные числовые величины измеряются натуральными, условно-натуральными, стоимостными и трудовыми измерителями. Натуральные измерители выражают величину явления в физических единицах измерения: м, кв. м, тонны, штуки и пр. Условно-натуральные измерители применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (условные пары обуви в обувной промышленности, «туб» - тысячи условных банок консервов и пр.) Стоимостные измерители показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. Трудовые измерители применяют для учета объемов производства в структурных подразделениях предприятия, на рабочих местах, где незавершенное производство учету в натуральных или стоимостных показателях не подлежит. Абсолютные показатели недостаточно характеризуют явления, поэтому часто используют относительные показатели. Относительная величина показывает соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Относительные величины определяются в процентах, коэффициентах, индексах. Относительные величины определяются делением одной абсолютной величины на другую абсолютную величину. Средняя величина - обобщающий показатель, выражающий типичные размеры количественно варьирующихся признаков (вариантов) качественно однородных явлений. Различают среднюю простую величину, среднюю взвешенную, среднюю гармоническую, среднюю геометрическую, среднюю хронологическую и др. (см. конспект по «Статистике»). Таким образом, руководитель работает с показателями, которые несут информацию о состоянии всех процессов и явлений в организации. К исходной информации в экономическом анализе предъявляются определенные требования: достоверность, нейтральность, прозрачность и проверяемость, своевременность, рациональность, достаточность, сопоставимость и пр. Только такая информация сможет удовлетворять потребности широкого круга пользователей с разными интересами. Источниками информации для экономического анализа служат: 1. Официальные документы и нормативно-плановые источники: • законы государства, указы президента; • постановления правительства; • приказы вышестоящих органов; • хозяйственно-правовые документы – договоры, решения судебных органов и прочие; • прейскуранты, ценники, справочники, сметы; 2. Учетные источники информации: • финансовая отчетность; • управленческий учет и отчетность; • данные синтетического и аналитического учета; • статистический учет и отчетность; • оперативный учет и отчетность; • налоговая отчетность; • первичная учетная документация и прочие; 3. Внеучетные источники информации : • материалы, акты, заключения аудита, ревизий, проверок; • материалы печати, Интернета; • техническая и технологическая документация; • специальные обследования; • докладные записки; • реклама; 4. Деловая итоговая информация для выбора управленческого решения: • рейтинговые оценки; • вторичная расчетная аналитическая информация; • расчеты и оценка факторных и результативных показателей; • графики, диаграммы и прочее. Аналитические расчеты – трудоемкий процесс, так как связан с большим объемом разнообразных вычислений, что требует использования современной вычислительной техники. Технические средства ЭВМ дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов: сократить сроки анализа; добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности; заменить приближенные расчеты более точными вычислениями; решать многомерные задачи анализа и выбирать оптимальные управленческие решения и т.д. Для закрепления изученного материала предлагается выполнить самостоятельную работу Задание 1: сделайте классификацию показателей, разделив их на группы: - плановые показатели - отчетные показатели - нормативные показатели - аналитические показатели. Фактический товарооборот за отчетный год составил 24500 тыс. руб., при плановом товарообороте 23450 тыс. руб. План по товарообороту выполнен на 104,5%, таким образом, перевыполнение составило 4,5%, или 1050 тыс. руб. Уровень дохода фактически равен 25% от товарооборота, уровень издержек обращения - 18 % от товарооборота. Таким образом, доход составил 6125 тыс. руб., издержки обращения - 4410 тыс. руб., а прибыль от реализации фактически составила 1715 тыс. руб. Ставка налога на прибыль 20%, сумма налога на прибыль ? тыс. руб. Чистая прибыль ? тыс. руб. Согласно уставу организации, 60% чистой прибыли направляется на развитие организации, 35% - на социальные нужды коллектива, а 5% - в резервный фонд. Задание 2: записать объем выпущенной продукции в стоимостных и трудовых единицах измерения, если в натуральных единицах он равен 25000 штук; цена одной единицы 10 руб.; трудоемкость изготовления одной единицы равна 0,5 часа. в стоимостных единицах = 25000 штук х 10 руб. = 250000 руб. = 250 тыс. руб.; в трудовых единицах = 25000 штук х 0,5 часа = 12500 нормо-часов. Самостоятельно: в натуральных единицах выработка одного человека за день - 10 штук, цена одного изделия - 450 руб., трудоемкость изготовления - 45 минут. Запишите выработку одного человека за день в стоимостном и в трудовом выражении. Задание 3: запишите относительными величинами следующие абсолютные величины: - плановая численность рабочих 35 человек фактическая численность рабочих 32 человека - плановый объем продажи товаров 12300 тыс. руб. фактический объем продажи товаров 10980 тыс. руб. - себестоимость годового объема продукции в прошлом году равна 3560 тыс. руб. себестоимость годового объема продукции в отчетном году равна 3670 тыс. руб. - прибыль балансовая в I квартале текущего года равна 250 тыс. руб. прибыль балансовая в I квартале прошлого года равна 175 тыс. руб. Тест 1 – Укажите правильные ответы 1. К внеучетным источникам информации относят: А) материалы ревизий, аудита, печати, совещаний, собраний; Б) данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности, данные выборочного наблюдения. 2. Текущий анализ проводится: А) за смену, сутки, пятидневку, декаду; Б) по важным отчетным датам хозяйствования. 3. Особенностью текущего анализа является: А) выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста; Б) позволяет постоянно оценивать итоги и вовремя устранять неполадки; В) позволяет рассмотреть процессы хозяйственной деятельности с позиций будущего. 4. Процент выполнения плана (задания) определяется: А) план : отчет х 100%; Б) отчет : план х 100%. 5. Относительные величины характеризуют: А) соотношение между размерами общественных явлений в отвлеченной форме отношений; Б) суммарное число единиц, или суммарное свойство объекта; В) типичный размер значений признака всех единиц совокупности. 6. Абсолютные величины характеризуют: А) состояние явления в конкретное время в конкретном месте; Б) соотношение между размерами общественных явлений в отвлеченной форме отношения; В) оба фактора. 7. Средние величины характеризуют: А) соотношение между размерами общественных явлений в отвлеченной форме отношений; Б) суммарное число единиц, или суммарное свойство объекта; В) типичный размер значений признака всех единиц совокупности. 8. План аналитической работы включает: А) объект, цель, источники информации и сроки; Б) субъект, направление, источники и время; В) оба фактора. 9. Цель перспективного анализа состоит в том, чтобы: А) оценить результат деятельности; Б) выявить закономерности, тенденции и долговременные факторы; В) установить постоянный контроль за выполнением заданий. 10. Экстенсивные факторы связаны: А) с повышением уровня производительности труда; Б) с расширением производственной площади; В) с увеличением численности рабочих. Лекция 2. Способы обработки экономической информации в ЭКОНОМИЧЕСКОМ анализе Для обработки экономических показателей применяются специальные приемы: • сравнение; • группировка; • обобщение и детализация; • прием выделения «узких мест» и «ведущих звеньев»; • балансовый прием; • графический прием; • приемы факторного анализа: прием цепных подстановок, прием абсолютных разниц, прием относительных разниц и другие. 2.1. Способ сравнения в ЭА Сравнение – один из способов, с помощью которых человек начал распознавать мир. Подчеркивая важность этого способа, можно сослаться на поговорку: «Все познается в сравнении». Широкое распространение сравнение получило и в исследовании экономических процессов, явлений. Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой. Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление, процесс или предмет сопоставляется с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Показатель, с которым сравнивают изучаемый показатель, называют базисным показателем, или базой сравнения, и приравнивают к 1,00, или к 100%. С помощью сравнения выявляются положительные или отрицательные отклонения изучаемого показателя от какого-то другого, принятого за базу сравнения. В анализе часто встречаются ситуации, когда целесообразно применить прием сравнения, поэтому различают следующие типы сравнения: 1. Сравнение фактических показателей с плановыми показателями за один и тот же период времени с целью оценки степени выполнения плана. Сравнивают показатели, выраженные как абсолютными величинами, так и относительными. В результате сравнения фактического (отчетного) показателя с плановым показателем определяется процент выполнения плана: % выполнения плана = факт : план х 100 =______% 2. Сравнение фактических показателей текущего периода с фактическими показателями прошлых лет для определения тенденций развития, т.е. динамики экономических процессов. В результате такого сравнения определяются темпы изменения (роста или снижения) показателя: Темп изменения = факт отчетного периода х 100 =_____% факт базисного периода 3. Сравнение фактических показателей с показателями нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий. 4. Сравнение показателей анализируемого предприятия со средними показателями по отрасли проводится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли. 5. Сравнение показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий необходимо для поиска резервов. 6. Сравнение различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них. 7. Сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов. Приведенные типы сравнения подразумевают сравнение одинаковых по содержанию, но разных по величине показателей. Но есть необходимость сопоставлять и разные по содержанию показатели, например, темп изменения заработной платы сопоставляют с темпом изменения производительности труда; динамику изменения объема производства продукции сравнивают с динамикой изменения стоимости основных производственных фондов; темп изменения товарной продукции сравнивают с темпом изменения валовой продукции. Такое сравнение проводится при изучении взаимосвязей исследуемых показателей. На конкретных примерах рассмотрим разные типы сравнения. А. Сравнение фактических показателей с плановыми показателями для оценки степени выполнения плана Таблица 1- Выполнение плана по производству продукции Вид продукции Объем производства, тыс. руб. Абсолютное отклонение от плана, тыс. руб. Выполнен. плана, % Относительное отклонение от плана, % план факт Изделие А 300 327 + 27 109,00 +9,00 Изделие Б 250 225 - 25 90, 00 -10,00 Изделие В 500 510 + 10 102,00 +2,00 Всего: 1050 1062 + 12 101, 14 +1,14 Вывод. План по производству продукции в целом предприятием выполнен на 101,14%; перевыполнение составило 12 тыс.руб. (1,14%). Анализ выполнения плана по номенклатуре изделий показал значительное отставание (-10%) по изделию Б, в то время как по изделиям А и В перевыполнение составило соответственно 9% и 2%. Б. Сравнение фактических показателей с плановыми показателями для проверки обоснованности плановых показателей Таблица 2 - Производство продукции, тыс.руб. (в сопоставимых ценах) Вид продукции Г о д ы В среднем за год План на будущий год 2015 2016 2017 2018 Изделие А 280 300 300 320 300 300 Изделие Б 200 205 218 221 211 250 Другие услуги 3350 3405 3512 3609 3469 3450 Всего: 3830 3910 4030 4150 3980 4000 Вывод. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что план по производству продукции является недостаточно обоснованным. Плановые показатели текущего года находятся на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре предыдущих года и ниже достигнутого уровня производства в 2018 г., хотя среднегодовой темп прироста за этот период составил 2,7 %: Темп роста = 4150 : 3830 = 1,083 Темп роста средний = (1,021 + 1,031 + 1,03): 3 =1,027 или прирост 2,7 %. По изделию Б план установлен очень напряженным без учета достигнутого уровня и темпов прироста производства за предыдущие годы. В. Сравнение фактически достигнутых показателей с данными прошлых лет Таблица 3 - Динамика основных показателей Годы Валовая продукция Количество работников Производительность труда тыс. руб. % к базисному году чел. % к базисному году тыс. руб. % к базисному году Ххх1 Ххх2 Ххх3 Ххх4 Ххх5 3830 3910 4030 4150 4200 100 102 105,2 108 109 1094 1087 1075 1064 1000 100 99,3 98,2 97,2 91,4 3,5 3,6 3,75 3,9 4,2 100 102, 107,1 111,4 120 Вывод. Из таблицы 3 видно, что валовая продукция предприятия имеет тенденцию к увеличению. За пять лет объем производства продукции вырос на 9%, причем этот прирост обусловлен повышением производительности труда при уменьшении численности работников. Особый интерес представляет вертикальный и горизонтальный сравнительный анализ. С помощью горизонтального сравнительного анализа определяются абсолютные и относительные отклонения фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, показателей на начало года и пр.). С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в совокупном капитале, удельный вес рабочих в общей численности промышленно-производственного персонала и т.д.). Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. 2.2. Способ группировки информации в ЭА Группировка информации – это деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Этот способ обработки информации находит широкое применение в ЭА, так как он помогает значительно сократить количество изучаемых объектов и тем самым упростить работу, а также группировка помогает разъяснить смысл средних величин, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. В зависимости от задач анализа используют типологические, структурные, аналитические группировки. Примером типологической группировки является группировка предприятий по формам собственности, населения по роду деятельности. Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. Например, структура основных производственных фондов, структура работающих на предприятии. Аналитические группировки (причинно-следственные) используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. На примере таблицы 4 рассмотрим группировку персонала на предприятии. Таблица 4 - Аналитическая группировка показателей Возраст работников, лет Количество работников, чел. Средний квалификационный разряд Средняя заработная плата, руб. До 25 127 3,2 2765 25 - 35 270 3,7 3057 35 - 45 197 4,2 3658 45 - 55 232 4,2 3540 свыше 55 67 4,5 3560 Всего: 893 3,93 Сгруппированный материал наиболее наглядно отображает квалификационную и возрастную характеристику рабочих предприятия, зависимость заработной платы от уровня квалификации. По сложности построения различают группировки простые, сложные и комбинированные. 2.3. Графический способ в экономическом анализе Графическое изображение показателей, чисел имеет большое иллюстративное значение. Благодаря графикам изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, окружностей) или условно-художественных фигур. Графики позволяют зрительно представить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей. В ЭА используются графики в форме диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и пр. Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю – столбиковые и полосовые диаграммы. Столбиковые диаграммы размещают в прямоугольной системе координат вертикально. Высота столбца соразмерна величине показателя. Полосовые диаграммы размещают по горизонтали. Структурные диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. Диаграмма динамики предназначена для изображения изменения явлений за определенный промежуток времени. Для этой цели чаще всего используются линейные графики. Линейные графики очень широко используются при изучении связей между показателями. Они наглядно отображают направление и форму связи показателей. Графики контроля применяются при изучении сведений о ходе выполнения плана, в таком случае график состоит из двух линий: плановый и фактический уровень показателя за какой-то промежуток времени. К графикам предъявляются требования: выразительность и контрастность изображения (цветное изображение); масштаб должен обеспечивать наглядность и не усложнять чтение графика; эстетика изображения – график должен быть простым и красивым. В ЭА результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Правила построения таблиц были изучены на уроках статистики. 2.4. Способы приведения показателей в сопоставимый вид Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе – сопоставимость показателей, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть соблюдены следующие требования: • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов, т.е. недопустимо сравнивать, например, объем производства продукции, выраженный в натуральных единицах, с объемом производства продукции в стоимостных единицах; • единство промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели, т.е. нельзя сравнивать, например, объем производства продукции за квартал с объемом производства продукции за год; • сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических и пр.); • единство методики исчисления показателей и их состава. • Необходимо приводить показатели в сопоставимый вид, когда имеет место: А) несоответствие объемного фактора, что ухудшает оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции, т.к. фактические затраты отличаются от плановых не только из-за изменения затрат на отдельные виды продукции, но и из-за изменения объема производства продукции. Поэтому, при оценке работы предприятия по снижению затрат необходимо исключить влияние объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции, а затем сравнить фактическую сумму затрат на фактический объем производства с плановой суммой затрат пересчитанной на тот же фактический объем производства. Таблица 6 – Оценка работы предприятия по снижению затрат Вид продукции Себестоимость ед. продукции, руб. Фактичес. объем произ-ва, штук Сумма затрат на фактический объем производства, тыс.руб. план факт по плановой себестоимости тыс. руб. по фактической себестоимости тыс. руб. А 25 22 12000 12000 х 0,025=300 12000 х 0,022=264 Таким образом, исключив влияние объемного фактора, можем сравнить затраты на производство изделия А: 264 : 300 х 100 – 100 = -12 % - снижение составило 12%; Б) несоответствие ценового (стоимостного) фактора, что ухудшает оценку деятельности предприятия по выполнению объемных показателей - для нейтрализации влияния стоимостного фактора необходимо фактический объем выпуска продукции выразить по плановым ценам и сравнить с плановым объемом продукции в тем же плановым ценам Таблица 7 – Оценка объема производства в сопоставимых ценах Вид План Факт Фактический объем по плановым ценам кол-во штук цена, руб. сумма, тыс. руб. кол- во штук цена, руб. сумма тыс. руб. кол- во штук цена, руб. сумма, тыс. руб. А Б В т.д. 1000 5000 2000 … 27,25 37,50 25,50 27,25 187,50 51,00 1200 6000 2000 30,00 39,00 28,00 36,00 234,00 56,00 1200 6000 2000 27,25 37,50 25,50 32,70 225,00 51,00 Итого 265,75 326,00 308,70 Отклонение от плана составило: (308,7 –265,75) : 265,75 х 100 = + 16,16 % Если же отклонение определять, не обращая внимания на изменение цены за единицу продукции, то получаем завышенный показатель прироста: (326 – 265,75) : 265,75 х 100 = + 22,67 %. Влияние ценового фактора учитывается и при оценке динамики оборота, которая производится в действующих и в сопоставимых ценах. Для того чтобы выразить оборот текущего года в ценах предыдущего года, необходимо разделить его на индекс цен. Таблица 8 Показатель 2017 год 2018 год Темп изменения, % 1. Оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс. руб. 25670 37860 147,5 2. Индекс цен 1,00 1,13 - 3. Оборот розничной торговли в ценах сопоставимых, тыс. руб. 25670 37860 : 1,13 = = 33504,4 130,5 Вывод: по данным таблицы видим, что в действующих ценах темп роста оборота составил 147,5%, однако в ценах сопоставимых – только 130,5%. На изменение оборота повлияли два фактора – рост цен и изменение физического объема проданных товаров. Для закрепления изученного материала предлагается выполнить самостоятельную работу Задание 1.Укажите, что относится к объектам экономического анализа: а) хозяйственная деятельность предприятия; б) отдел кадров; в) финансовое состояние предприятия; г) бухгалтерия; д) состояние технологической дисциплины. Задание 2. Используя абсолютные и относительные числовые величины, сравните объем продукции за последние три года, принимая за базу сравнения предыдущий год: Таблица 9 Показатели 2016г. 2017г. 2018г. Объем продукции, тыс.руб. 25 380 23 450 29 800 Изменение объема продукции: в тыс. руб. в коэффициентах в процентах Задание 3. Используя средние величины, рассчитать средний квалификационный разряд рабочих, если: количество рабочих квалификационный разряд 12 3 13 4 25 6 Задание 4. Сравните фактический объем выпускаемой продукции с плановым заданием, если при плане 560 тыс. руб. фактически произведено продукции на сумму 585 тыс.руб. Какой аналитический показатель является результатом сравнения фактического показателя с плановым? Как он рассчитывается? Задание 5. Сравните отчетные показатели за три последних года: 2016 г. 2017 г. 2018 г. Численность персонала, чел. 155 160 162 в т. ч. - рабочих 95 98 98 - специалистов 35 44 46 - администрации 25 18 18 а) Какой аналитический показатель является результатом горизонтального сравнения показателей за ряд лет? Как он рассчитывается? б) Какой аналитический показатель необходимо рассчитать при вертикальном сравнении показателей? Как он рассчитывается? в) Проанализируйте, за счет каких категорий персонала произошло увеличение общей численности работников в 2018 году по сравнению с 2016 годом. Какие специальные приемы анализа используются в решении данной задачи? Задание 6. Под структурой показателя понимают соотношение отдельных его элементов по удельному весу. При этом изучаемый показатель приравнивается к 100%. Например, общая численность работающих на предприятии 145 человек (100%), в том числе руководителей 16 человек, специалистов 45 человек, рабочих 72 человека, остальные - служащие и обслуживающий персонал, т.е. 145 – 16 – 45 – 72 = 12 человек – служащие и обслуживающий персонал. Удельный вес руководителей = 16 : 145 х 100 = 11%; удельный вес специалистов = 45 : 145 х 100 =31%; удельный вес рабочих = 72 : 145 х 100 = 49,7%; удельный вес служащих = 100% - (11 + 31 + 49,7) = 8,3 %. Задание 7. Определить удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме издержек обращения и записать в таблицу 10: Таблица 10 Статьи затрат Сумма затрат, руб. Удельный вес, % 1. Транспортные расходы 24580 2. Расходы на оплату труда 135900 3. Отчисления на социальные нужды 48380 4. Амортизация основных фондов 45670 5. Прочие затраты 780500 Всего: 1035030 100 Лекция 3. Факторный анализ 3.1.Понятие, типы и задачи факторного анализа Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, т.е. одно явление определяет ход другого явления. Так, на величину валового объема продукции оказывает влияние и численность рабочих, и уровень их производительности труда, и количество отработанного времени: ВП год = Ч раб х В ср. час. х Ф эф. год Каждое явление можно одновременно рассматривать как причину и как следствие. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой – как результат изменения степени автоматизации и механизации производства. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Без глубокого и всестороннего анализа влияния факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа: ◦ детерминированный и стохастический; ◦ прямой и обратный; ◦ одноступенчатый и многоступенчатый; ◦ статический и динамичный; ◦ ретроспективный и перспективный. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения факторов, частного от деления факторов или алгебраической суммы (разности) факторов. Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной), т.е. результирующий показатель может дать несколько значений прироста в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях, т.к. она зависит от сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель. Напомним, что фондовооруженность характеризует уровень технической оснащенности труда, но при одинаковой оснащенности труда на производительность повлияет разное количество отработанного времени, разная численность рабочих и другие факторы. При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным методом – от общего к частному. Обратный факторный анализ – это исследование причинно-следственных связей методом логической индукции – от частного к общему, от причин к результатам. Статический анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату, а динамический анализ представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. Ретроспективный анализ изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, а перспективный анализ исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе. Основными задачами факторного анализа являются следующие: ◦ отбор факторов, определяющих поведение результативного показателя; ◦ классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного подхода к объекту анализа; ◦ определение формы зависимости между факторами и результативным показателем; ◦ моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями; ◦ расчет влияния факторов на результативный показатель и оценка роли каждого фактора в изменении величины результативного показателя; ◦ практическое использование полученных результатов анализа. 3.2.Способы измерения влияния факторов в ЭА В детерминированном факторном анализе используют следующие способы: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, пропорционального деления, интегральный, логарифмический и др. 3.2.1. Способ цепной подстановки Способ цепной подстановки используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Способ цепной подстановки позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. «Элиминировать» – значит «устранить, исключить». Порядок применения данного способа рассмотрим на конкретном примере: Как нам уже известно, объем валовой продукции (ВП) зависит от изменения трудовых факторов: численности рабочих (Р), среднегодовой выработки одного рабочего (В ср.год.), т.е. ВП = Р х В ср.год Алгоритм расчета способом цепной подстановки следующий: ВП пл. = Р пл. х В ср.год. пл. ВП усл.= Р факт. Х В ср. год. Пл. ВП факт.= Р факт. Х В ср.год. факт. За счет изменения численности рабочих объем валовой продукции изменился (+,-) на величину: ВП усл. – ВП пл. =( +,-) За счет изменения уровня среднегодовой выработки объем валовой продукции изменился на величину: ВП факт. – ВП усл. = (+,-) Данный алгоритм рассмотрен на примере двухфакторной модели, которую можно «развернуть»: ВП год.= Р х Д раб. Х Ф см. х В ср. час. Т.е. объем годовой продукции зависит от численности рабочих (Р), от количества рабочих дней, отработанных в среднем одним рабочим (Драб.), от средней продолжительности рабочего дня (Ф см.) и от среднечасовой выработки одного рабочего (В ср.час). Задание: измерить влияние факторов на изменение годового объема валовой продукции и выявить решающий фактор (таблица 12) Таблица 12 Показатели Услов. обознач. План Факт Процент выполн. плана, % Абсолют отклонен. Относит. отклонен % Годовой объем валовой продукции, тыс.руб. ВП год. 155531,25 178037,6 114,5 22506,35 +14,5 Среднегодовая численность рабочих, чел. Р 250 265 106,0 15 +6,0 Отработано Всеми рабочими за год: дней часов Чел-дни Чел-час 56250 444375 58565 445094 104,1 100,2 2315 719 +4,1 +0,2 Среднегодовая выработка одного рабочего, тыс.руб./год В ср.год 662,125 671,840 101,5 9,715 +1,5 Количество отработанных дней одним рабочим, дни Д раб. 225 221 98,2 -4 -1,8 Среднедневная выработка одного рабочего, тыс.руб./день В ср.дн. 2,765 3,040 109,9 0,275 +9,9 Средняя продолжительн. рабочего дня, час. Ф см. 7,9 7,6 96,2 -0,3 -3,8 Среднечасовая выработка рабочего, тыс.руб/час Вср.час. 0,350 0,400 114,3 0,05 +14,3 Как видим, предприятие план по производству продукции выполнило на 114,5 %, т.е. перевыполнение составило 14,5 %, или 22506,35 тыс.руб. Такого результата предприятие достигло за счет роста производительности труда (среднечасовая выработка возросла на 14,3 %) при увеличении численности рабочих на 6 %. Однако, анализ показал, что на предприятии имеют место целодневные и внутрисменные потери рабочего времени, что, естественно, отрицательно сказывается на результатах работы. Используя прием цепных подстановок, можем измерить влияние каждого трудового фактора, т.е. изменение численности, количества отработанного времени и выработки, на результативный показатель: ВП пл. = Р пл. х Д пл. х Ф пл. х В пл. ВП пл. = 250 х 225 х 7,9 х 0,35 = 155531,25 тыс. руб. ВП усл. = 265 х 225 х 7,9 х 0,35= 164863,125 тыс. руб. Таким образом, за счет увеличения численности рабочих объем валовой продукции увеличился на 164863,125 – 155531,25 = 9331,875 тыс. руб. ВП усл. = 265 х 221 х 7,9 х 0,35 = 161932,225 тыс.руб. Таким образом, за счет уменьшения количества отработанных дней, т.е. увеличения целодневных потерь рабочего времени объем валовой продукции сократился на 161932,225– 164863,125 = - 2930,9 тыс.руб. ВП усл. = 265 х 221 х 7,6 х 0,35 = 155782,9 тыс.руб. Таким образом, за счет увеличения внутрисменных потерь рабочего времени объем продукции сократился на 155782,9 - 161932,225 = - 6149,325 тыс. руб. ВП факт. = 265 х 221 х 7,6 х 0,4 = 178037,6 тыс.руб. Таким образом, за счет увеличения среднечасовой выработки одного рабочего объем валовой продукции увеличился на 178037,6 – 155782,9 = 22254,7 тыс.руб. Чтобы убедиться в правильности расчетов, необходимо сложить все абсолютные отклонения, полученные под влиянием отдельных факторов: Сумма отклонений = 9331,875 + 22254,7 – 2930,9 – 6149,325 = 22506,35 тыс.руб., что равно абсолютному отклонению валовой продукции, полученному под влиянием всех факторов сразу (см. таблицу). Вывод: решающее влияние на изменений годового объема валовой продукции оказал рост среднечасовой выработки, за счет которого прирост объема продукции составил 22506,35 тыс.руб.; за счет увеличения численности рабочих объем продукции возрос на 9331,875 тыс.руб.; однако предприятие недополучило продукции на сумму 2930,9 тыс.руб. и 6149,325 тыс.руб., соответственно, за счет увеличения целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени. Таким образом, есть необходимость более детально проанализировать эффективность использования рабочего времени, выявить причины его потерь, что позволит увеличить выпуск продукции (резервы составляют 2930,9 + 6149,325 = 9080,225 тыс.руб.). В кратных моделях, т.е. когда результативный показатель представлен частным от деления факторных показателей, алгоритм расчета влияния факторов на величину результативного показателя следующий: Отклонение ФО за счет изменения ОПФ = отклонение общее – отклонение за счет ВП или: ФО факт. – ФО усл. = отклонение ФО под влиянием изменения стоимости ОПФ. На примере таблицы 13 рассмотрим факторный анализ фондоотдачи Таблица 13 Показатель План Факт % выпол. плана Отклонение абсол. относит. ВП год. 125600 130800 104,1 5200 + 4,1 ОПФ ср.год. 10250 12500 122,00 2250 +22,00 ФО, руб. 12,25 10,46 85,4 - 1,79 - 4,6 Первая запись делается по базисному (плановому) варианту: ФО пл. = 125600 : 10250 = 12,25 руб. Используя прием цепных подстановок, заменим объем производства продукции плановый на фактический и определим изменение фондоотдачи под влиянием изменения объема валовой продукции. ФО усл. = 130800 : 10250 = 12,76 руб. Фондоотдача изменилась на = 12,76 – 12,25 = 0,51 руб. Теперь в формулу фондоотдачи введем и стоимость ОПФ фактическую: ФО факт. = 130800 : 12500 = 10,46 руб. Тогда под влиянием изменения среднегодовой стоимости ОПФ фондоотдача изменилась на ФО факт. – ФО усл.. = 10,46 – 12,76 = - 2,3 руб. Или (второй способ определения отклонения ФО): Табличное значение отклонения ФО фактической от плановой равно (-1,79 руб.), что вызвано влиянием двух факторов одновременно (и изменение ВП год и ОПФ ср. год). Влияние одного фактора, т.е. ВП год. мы определили: 0,51 руб. Значит, влияние второго фактора равно = - 1,79 – ( +0,51) = - 2,3 руб. Проверка: сумма абсолютных отклонений результативного показателя под влиянием двух факторов должна быть равна табличному абсолютному отклонению результативного показателя 0,51 + (-2,3) = - 1,79 руб. По этой же методике определяется влияние факторов на уровень рентабельности: Рентабельность = Прибыль : Затраты х 100%. 3.2.2. Способ абсолютных разниц Этот способ является одной из модификаций элиминирования, т.е. исключения влияния всех факторов на результативный показатель, кроме одного. Как и способ цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе в моделях мультипликативных и мультипликативно-аддитивных: Y = ( a – b ) c и Y = a (b – c ) Особенно эффективно применение этого способа, если исходные данные уже содержат абсолютные отклонения по факторным показателям. При использовании способа абсолютных разниц величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, находящихся справа от него, и на фактическую величину факторов, находящихся слева от него в модели. Расчет строится на последовательной замене плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей (таблица 14). Таблица 14 Показатели План Факт Абсолютное отклонение фактического показателя от планового ВП год., тыс.руб. 155531,25 178037,6 22506,35 Р ср.спис., чел. 250 265 15 Д раб., дни 225 221 -4 Ф см., час. 7,9 7,6 -0,3 В ср. час., тыс.руб./ час. 0,35 0,40 0,05 Рассчитываем сразу отклонение годового объема продукции под влиянием конкретного фактора: ВП =15 х 225 х 7,9 х0,35 =9331,875 тыс.руб. за счет увеличения численности рабочих ВП = 265 х (-4) х 7,9 х 0,35 = -2930,9 тыс.руб. из-за увеличения целодневных потерь рабочего времени ВП = 265 х 221 х (-0,3) х 0,35 = -6149,325 тыс.руб. из-за увеличения внутрисменных потерь рабочего времени ВП = 265 х 221 х 7,6 х 0,05 = 22254,7 тыс.руб. за счет роста среднечасовой выработки. Сумма всех отклонений = 9331,875 - 2930,9 – 6149,325 + 22254,7 = 22506,35 тыс.руб. ( см. таблицу) 3.2.3. Способ относительных разниц Применяется для измерения влияния факторов на результативный показатель только в мультипликативных и мультипликативно-аддитивных моделях. Удобен для применения в тех случаях, когда есть относительные отклонения факторов: Относительное отклонение фактора = (А факт.- А пл.) : А пл. х 100 = _____% Согласно правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет влияния первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100%. Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора в процентах и результат разделить на 100. Рассмотрим на примере таблицы 15. Таблица 15 Показатели План Факт Относительное отклонение, % ВП год., тыс.руб. 155531,25 178037,6 + 14,5 Р ср. спис. чел. 250 265 + 6 Д раб. 225 221 - 1,77 Ф см., час. 7,9 7,6 - 3,797 В ср.час. тыс.руб. 0,35 0,40 + 14,3 Рассчитаем влияние первого фактора: Увеличение ВП =(155531,25 х 6% ) : 100 = 9331,875 тыс.руб. Влияние второго фактора: Уменьшение ВП = (155531,25 + 9331,875) х (-1,7777 % ) : 100 = -2930,9 тыс.руб. Влияние третьего фактора: Уменьшение ВП = (155531,25 + 9331,875 - 2930,9) х (-3,797 %) : 100 = -6371,17 тыс.руб. Влияние четвертого фактора: Увеличение ВП = (155531,25 + 9331,875 – 2930,9 – 6371,17) х 14,3% : 100 = = 22245,23 тыс.руб. Для закрепления изученного материала предлагается выполнить самостоятельно работу 1. Дайте ответы на следующие вопросы: ◦ Какие возможности дает методика факторного анализа? ◦ Какие специальные приемы используются при факторном анализе? ◦ Каков порядок проведения факторного анализа? ◦ В чем заключается особенность способа цепных подстановок? ◦ Как на практике применяется прием абсолютных разниц? ◦ Как применяется прием относительных разниц? 2. Выполнить задания Задание 1. На основании таблицы 16 осуществить моделирование мульти-пликативной системы и измерить влияние факторов на результативный показатель (способами цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц) Таблица 16 Показатели План Отчет Таблицу разработать самостоятельно 1. Валовая продукция, тыс.руб. 35000 40000 2. Среднесписочная численность рабочих, чел. 1500 1560 3. Среднее количество дней, отработанных одним рабочим за год, дни 225 220 4. Среднедневная выработка одного рабочего, тыс.руб./день ? ? Задание 2. На основании таблицы 17 сделать факторный анализ уровня рентабельности предприятия. Таблица 17 Показатели Отчет 2017 г. Отчет 2018 г. Табл. разработать самостоятельно 1.Совокупный капитал предприятия, тыс.руб. 256000 257200 2.Прибыль балансовая, тыс. руб. 37500 42600 3.Уровень рентабельности, % ? ?
«Понятие и значение экономического анализа» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot